«Царевна-лягушка» — картина, написанная Виктором Михайловичем Васнецовым (Viktor Mikhailovich Vasnetsov) в 1918 году и вошедшая в единственный живописный цикл «Поэма семи сказок», над созданием которого мастер трудился в течение последних 25 лет жизни. На холсте представлена сцена из одноимённого литературного произведения. В центре композиции находится Василиса Премудрая. Её элегантное платье расшито золотой вышивкой. Длинные русые косы опускаются ниже колен. Лоб украшает невысокий кокошник-корона с россыпью самоцветов. Обстановка вокруг под стать героине. Стены царских палат расписаны дивными узорами. Под ногами, на паркетном полу, дорогой ковёр. Длинный стол на дубовых ножках накрыт белой скатертью, посуда на нём — золотая и серебряная со всевозможными яствами. За резной аркой уже появилось чудесное озеро с белоснежными лебедями. На дальнем плане виднеется русская деревушка. А за ней, вплоть до кромки тёмного леса, простирается золотистое поле. Девушки-крестьянки в национальных костюмах водят хороводы возле воды. Идиллию счастливой деревенской жизни дополняет светлое небо с пушистыми облаками и пролетающие грациозные лебеди. А тем временем царский пир продолжается. Царевна самозабвенно танцует. Рукава её платья в стремительном вихре разлетаются в стороны, а из-под подола то и дело мелькают в притопе каблучки изящных сапожек. Музыканты поддерживают атмосферу безудержного веселья, вовсю наяривают на гуслях и балалайках, склоняют головы в такт музыке. А зритель постепенно погружается в знакомый с детства сюжет сказки.
- Название картины: «Царевна-лягушка».
- Автор: Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
- Год написания: 1918 г.
- Размер: 185 х 250 см.
- Стиль: Романтизм. Символизм.
- Жанр: Сказочно-былинный.
- Техника: Масляная живопись.
- Материал: Холст.
- Местонахождение: Мемориальный дом-музей В. М. Васнецова, Москва.
Виктор Михайлович Васнецов — талантливый художник конца XIX — начала XX века. Вдохновлённый фольклором и символикой, на стыке исторического жанра и новых модернистских течений он создал особый русский стиль, наполненный народными верованиями, древними обычаями и традициями старины. Особенно ярко художественное мировоззрение мастера отразилось в работах сказочно-былинного жанра и «Поэме семи сказок».
Над созданием картины «Царевна-лягушка» Васнецов работал в течение 17 лет, начиная с 1901 года. Однако в своих дневниках и письмах он не оставил хоть сколько-нибудь значимой информации. Поэтому любые попытки интерпретации произведения могут иметь лишь гипотетический характер.
Если же внимательнее присмотреться к деталям и провести исторические параллели, зритель отчётливо замечает отчаяние, вызванное внутриполитическими событиями, происходящими в стране. На фоне аграрных реформ начала XX столетия, которые разрушили привычный уклад жизни простых людей, изображение праздника крестьян с плясками и хороводами возле озера, уже не кажется таким идиллическим. Обернувшаяся к ним царевна взмахнула платком, словно навсегда попрощалась с утраченным прошлым.
Внесла коррективы и Октябрьская революция 1917 года. В царских хоромах заметен явный переизбыток красного цвета. В него окрашены рисунки на стенах и ковре, детали мебели и одежда музыкантов. Даже сапоги у них исключительно красные, что по тем временам могли себе позволить только представители знатного сословия.
Виктор Михайлович не принял произошедших в стране изменений, но хорошо разбирался в цветах и мифологии. Наряд царевны он изобразил зелёным, что с одной стороны полностью соответствует сюжету сказки. Но с другой — ассоциируется с не самыми добрыми персонажами славянских преданий: лешими, русалками, водяными, кикиморами. Глядя на главную героиню, кажется, что платье, подобно лягушачьей шкурке, вот-вот с неё соскользнёт. Из-под разлетевшихся в стороны разрезных рукавов уже видна белоснежная сорочка, цвет которой в христианской символике олицетворяет веру и чистоту.
Однако даже в таком ракурсе произведение изобилует мелкими деталями и метко подмеченными особенностями национального колорита, которые художник собирал и изучал на протяжении всей жизни. Рассматривая дивные переплетения узоров, изображения диковинных птиц, цветов и дворцов в декорациях, зритель непроизвольно всё глубже погружается в сюжет и находит новые элементы, не замеченные ранее. В доме-музее Васнецова, где выставляется «Царевна-лягушка», посетители подолгу задерживаются возле картины.
Интересной находкой художника стало изображение облика Василисы. Но как нарисовать «такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать», если представления о красоте являются понятием субъективным? Васнецов использует нестандартный приём. Он пишет главную героиню со спины. Зритель видит только гибкий, грациозный стан танцующей девы, ускользающий профиль лица в лёгком повороте шеи. Неземная красота остаётся за кадром, но в полной мере отражается в восхищённых взглядах музыкантов, которые пританцовывают, сидя на скамьях, и готовы в любой момент пуститься в пляс.
Картина «Царевна-лягушка» Виктора Васнецова — не просто иллюстрация к сказке, а полномасштабное живописное произведение, которое отразило мастерство автора, его реакцию на драматичные события начала XX века и навсегда вошло в историю русского искусства.
Продолжаю обзор иллюстраций к сказке «Царевна-лягушка». Сегодня — два художника-сказочника, сформировавшиеся во времена сталинского канона. Но канону соответствовавшие в разной мере.
Худ. Ю.Васнецов
Ю.Васнецов был в советской иллюстрации осколком авангарда. Но об этом никто не знал, думали — просто деревенщина. Читал его биографию про то, с каким трудом ему удавалось пристраивать первые иллюстрации в начале 1930-х, и всё казалось, что редакторы его просто жалели, не давали умереть с голоду. В 1940-е гг. он оставался всё тем же исключением. Вероятно, у Васнецова действительно была крестьянская негибкость, эмоциональная тупость — он не мог перестроиться, рисовал как умел. Это спасло для нас любимого художника.
Иллюстрации к «Царевне-лягушке» у Васнецова только в этом сборнике «Русские сказки».
Это переиздание 2008 года. Но первое издание было в 1947 году в Ленинграде (сборник был под другим названием «Чудодейное колечко»). Так что сталинский период, из наиболее унылых для искусства. Картинки в голубой гамме — не только у Пикассо был «голубой период». Просто у Васнецова был «сталинский голубой период». Из картинок: заставка и концовка.
На заставке: Иван-царевич пробирается на ладье по полноводному болоту. А лягушка ждёт его в огромной короне.
И та же самая композиция на цветной открытке 1960 года. Васнецов, конечно, менялся со временем. Но на этой открытке он просто раскрасил старый рисунок. Наступал «цветной период», который закончится в 1964-1969 гг. красочными «Ладушками» и «Радугой-дугой».
А крупным планом лягушка из этих рисунков была представлена на этой картине (насколько могу судить по фото, картина масляными красками) 1947 года.
Концовка из книги «голубого периода»: щука достаёт яйцо с кощеевой смертью, которое выпало из утки после героической атаки селезня (селезень тоже присутствует).
Худ. Е.Рачёв
Е.Рачёв был художником несколько иного плана. В книжную иллюстрацию со своим фирменным стилем он вошёл в конце 1940-х гг. (до войны у него была просто правдивая анималистика). И, вообще-то, сталинскому канону «сказочного реализма» он вполне соответствовал: его рисунки персонажей-людей из сказок можно спутать с рисунками Кочергина. Но фирменный стиль — это одетые звери. Вот эту нишу Рачёв занял и до конца жизни её занимал.
Иллюстрации к «Царевне-лягушке» я взял из этого современного сборника (М.: Детская литература, 2020). Когда картинки были опубликованы впервые — не знаю.
1) Зачин традиционный. Три царевича пускают стрелы наугад. Только большой знаток опознает кисть Рачёва на этой картинке.
2) А вот здесь Рачёва ни с кем не спутать. Плотная одежда для лягушки — это смерть. Но Рачёву надо было продемонстрировать свой фирменный стиль. Без этого его рисунки остались бы неузнанными. И он одел лягушку. Другие художники тоже рисовали лягушку в одежде (Спирин, например), но у них это не было обязательным пунктиком, получалось чаще забавно. А у Рачёва его лягушка в кокошнике смотрится не очень гармонично.
3) Но не зря Рачёв рисовал стольких животных в одежде. Он смог тонко передать и черты животных в человеке. Настоящая удача — это образ Василисы Премудрой в человеческом облике. В её одежде (в головном уборе, особенно) и фигуре есть что-то лягушачье.
4) А вот, наконец, и сцена охоты на зайца, которого пощадили. Заяц без одежды. Зато Иван-царевич бродит в тяжёлых воинских доспехах. Даже Фаворского упрекали, что он в «Слове о полку Игореве» войско на марше в шлемах и кольчугах изобразил (это всё в обозе везлось). Ничего, пережили.
5) Животные без одежды, но всё равно очеловечены: мимика человечья (кажется, даже у щуки), медведь с палочкой. Рачёв рисует традиционную для 1940-х — 1950-х гг. сцену братства зверей и человека. Тогда на советских плакатах всеобщее братство было.
Описание картины «Царевна-Лягушка», Васнецов
Музей: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва
Год: 1901-1918
Содержание статьи:
Описание картины:
Царевна-Лягушка — Виктор Михайлович Васнецов. 1901-1918. Холст, масло. 185 x 250 см
Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем.
Композиция картины отличается оригинальностью и утонченной проработкой деталей. Образ Царевны-Лягушки подан особым образом – девушка изображена со спины, в причудливой позе во время танца. Ее очертания, а также положения музыкантов подчеркивают тот факт, что на картине изображено активное движение. На лицах музыкантов запечатлено восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце.
Царевна одета в нарядное русское платье из богатого цветастого материала с очень длинными разрезными рукавами, под которым находится белоснежная рубашка с пышными рукавами. Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы и украшены эффектным головным убором – низким кокошником с россыпью разноцветных драгоценных камней. В руках у царевны воздушный и легкий белый платок.
События на картине происходят в богато украшенных царских палатах с нарядно расписанными стенами и роскошным цветным ковром на полу. Зрителям виден только угол накрытого стола, но можно предположить, что пир был великолепным. На заднем плане видна далекая русская деревенька, стоящая на берегу озера, с кружащимися в хороводе фигурками девушек в народных нарядах. По озеру плывут лебеди, еще несколько птиц устремились к воде с неба.
От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев.
Другие картины Васнецова
- Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
- Год: 1918
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 185×250 см. Холст масло;
- Цена: Нет данных
Содержание
- Главная героиня картины
- Музыканты
- Терем
- Задний план картины Васнецова
- Коллекция известных картин Васнецова
Волшебные сказки, эпические былины и исторические предания русского народа были основной темой в творчестве русского художника и архитектора В.М. Васнецова. «Царевна-лягушка» стала одной из лучших его работ, посвящённых русскому эпосу.
Главная героиня картины
Центральный персонаж сама Царевна-лягушка в образе девушки. Картина иллюстрирует эпизод, когда, сбросив лягушечью шкурку, Царевна во время пиршества так самозабвенно и заразительно танцует, что невольно залюбуешься. Изящная и грациозная, высокая и статная красавица, лоб которой украшает невысокий, в самоцветах кокошник-корона, уже ошеломила пирующих чудесно возникшим озером с белоснежными лебедями. И теперь пустилась в пляс, заражая гостей и музыкантов энергией и весельем, совершенно не теряя при этом царское достоинство.
На холсте героиня изображена со спины. Зритель только успевает уловить её благородный профиль с прикрытыми глазами, сомкнутыми губами и приподнятым подбородком. Кажется, ещё мгновение, и сцена совершенно изменится – настолько динамично изображение.
Изумрудный развевающийся наряд, длинные тёмно-русые косы, лёгкий платочек в правой руке – художник искусно отобразил не просто движение, а вихрь танца, которым увлечена Царевна.
Изящные сапожки героини в этом вихре только мелькнули в притопе каблучков.
Музыканты
По обе стороны от танцующей Царевны музыканты. Они залихватски пританцовывают сами, сидя на резных скамьях и по-молодецки встряхивая кудрями. При этом совершенно виртуозно владеют своими инструментами: гуслями, балалайками, рожками…
На них цветные праздничные кафтаны, на ногах красные сапожки. Это наряды для особых случаев, таких как этот царский пир.
Сияющие глаза музыкантов восхищённо следят за каждым движением прекрасной Царевны.
Терем
Сюжет, изображённый на холсте, развивается на парадном крыльце царского терема – слева видны красные перила. По-видимому, пир был так велик, что столы пришлось ставить и в палатах, и на роскошном крыльце-шатре. Часть стола с резными цветными ножками видна справа: на нём белая скатерть, изящная посуда и царские яства.
Здесь, как и вообще в богатых палатах, по русским обычаям стены расписаны дивными узорами, сказочными сюжетами и яркими цветами. На паркетном полу под ногами Царевны лежит вышитый ковёр.
Задний план картины Васнецова
Царевна танцует на фоне 3-арочного проёма, в котором открывается живописная панорама: чудесное озеро и прекрасные птицы на его глади, созданные Царевной-лягушкой. За ними деревенька, на улицах которой вовсю идёт гуляние с хороводами. За домами поле золотое и тёмная полоса леса. Над всей этой жизнерадостной картиной – светлое небо с пушистыми облаками и пролетающие грациозные лебеди. Пейзажный фон делает картину более реалистичной, наполняет её воздухом.
Полотно Виктора Михайловича Васнецова «Царевна-лягушка» с тщательно прописанными деталями и персонажами убедительно и мастерски передаёт праздничную и самобытную атмосферу мудрой сказки и истинной мечты русского народа о доброте и счастье.
Коллекция известных картин Васнецова
Васнецов Царевна лягушка
Васнецов Царевна лягушка
Васнецов Царевна лягушка
Музей Васнецова Царевна лягушка
Васнецов Царена Несмеян
Виктор Васнецов Царевна лягушка
Васнецов Царевна лягушка
Виктор Васнецов Царевна лягушка
Васнецов Виктор Михайлович Царевна-лягушка
Билибин пир Царевна лягушка
Васнецовцаревына лягушка
Царевна Несмеяна Васнецов
Васнецов Юрий Алексеевич Царевна лягушка
Очерк о картине Васнецова Царевна лягушка
Царевна-лягушка Злата Ольшевская
Царевна лягушка
Николай Михайлович Кочергин иллюстрации
Иван Билибин конек-горбунок
Юрий Васнецов Царевна лягушка
Васнецов Кощей Бессмертный
Царевна Несмеяна Васнецов
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях лаковая миниатюра
Федоскинская лаковая миниатюра, Михаил Васильевич Шелухин
Геннадий Спирин иллюстратор
Картина Царевна лягушка
Юрий Васнецов Царевна лягушка
Царевна лягушка
Царевна лягушка
Царевна лягушка художник
Царевна лягушка картины художников
Иван Билибин Царевна лягушка
Картина Царевна лягушка
Царевна лягушка
Волшебные царевны
Геннадий Константинович Спирин иллюстрации
Васнецов Царевна лягушка
Царевна лягушка и Царевич
Васнецов Виктор Михайлович Царевна-лягушка
Виктор Васнецов Царевна лягушка
Сказочная лягушка.художники СССР
Васнецов Кощей Бессмертный
Царевна лягушка художник Билибин
От Васнецова до наших дней
Васнецов Виктор Михайлович Царевна Несмеяна
Царевна Несмеяна Васнецов
Маврина Царевна лягушка
Виктор Васнецов Царевна лягушка
Виктор Васнецов «Кащей Бессмертный»
Васнецов спящая Царевна
Васнецов Кощей Бессмертный
Билибин Иван Яковлевич иллюстрации
Кощей Меднобородый
Васнецов Виктор Михайлович Царевна-лягушка
Васнецов Виктор Михайлович баба Яга
Рачев Царевна лягушка
Кашей Бессмертный Васнецов
Подводный мир Васнецов
Царевна лягушка художник иллюстратор
Васнецов Царевна лягушка картина
Васнецов Кощей Бессмертный
Виктор Васнецов картины Модерн
Виктор Васнецов Царевна и Кощей
Царевна Несмеяна Васнецов
Сказочные картины Васнецова в Третьяковской галерее
Васнецов Виктор Михайлович Царевна Несмеяна
Васнецов царевна лягушка
Название | Царевна-Лягушка |
Страна, художник | Россия, Виктор Васнецов |
Год | 1926 |
Жанр | мифологический |
Находится | Дом-музей имени Васнецова, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картина художника Васнецова “Царевна-Лягушка” иллюстрирует события русской сказки , в которой лягушка, превратившись в прекрасную царевну выходит танцевать на ковер в царских палатах.
Мастер изобразил момент, когда кружащаяся в танце красавица – царевна машет рукавом и из него вылетают спрятанные там косточки и остатки вина. Во время полета вино превращается в прекрасное озеро, а косточки в чудесных белых лебедей.
Очень точно и четко прорисованы все детали картины. Василиса Прекрасная изображена в упоительном танце, ее черты грациозны и выразительны. Сразу понятно, что сюжет предполагает действие. Это заметно и по позе главной героини, которую мы наблюдаем со спины, и по движениям музыкантов. Лица музыкантов обращены на царевну, они полны восхищения ее красотой и грацией.
На царевне яркий русский наряд из тяжелой парчи с длинными рукавами. Платье оторочено золотой вышивкой, а под ним виднеется белоснежная рубашка. Художник запечатлел царевну в движении так, что зритель может наблюдать, как развиваются полы ее платья, как разлетаются длинные рукава.
Мы как будто видим момент, в который она выплескивает из них целое озеро и как выпархивают белые лебеди. Темно русые длинные волосы царевны убраны в две тяжелые косы. Прическа украшена тонкой маленькой короной, покрытой россыпью драгоценных камней.
Пиршество происходит в царских палатах. Стены палат покрыты яркой росписью, на полу брошен богатый цветной ковер. На картине нам не видно ни гостей ни праздничного стола, но можно предположить, что это празднество отмечается не только во дворце, но и на улице.
На заднем плане мы видим веселый хоровод девушек в красивых русских платьях. Так же на заднем плане можно разглядеть маленькую деревушку с покосившимися домишками и голубое озеро. По водной глади плывет стайка уток и белые лебеди.
А так же на картине мы видим кусочек русской природы-белые березки, поле и лес вдалеке. Васнецов в излюбленной своей манере показал в сказочной картине жизнь русского народа – его красоту и обычаи.