Не предполагал я, легкомысленно взявшись полистать детскую книжечку, какие жуткие бездны таятся в «Теремке». Это вам не светлый пушкинский мир — страшно находиться рядом с пламенем славянского фольклора, которым оказались опалены и детские художники.
Была в детской иллюстрации особенная линия трансформации персонажей — примитивистко-лубочно-фантазийная. Представителем этой линии является Ю.Васнецов. Васнецов изначально тяготел к народному лубку, у него стезя была иная, чем у Чарушина (о котором мы поговорили тут). Но зверюшки-то умильные! Этим Васнецов сближается с Чарушиным и отличается от Мавриной, которая тоже работала в лубочно-фантазийном направлении.
У Васнецова огромное количество изданных вариантов его иллюстраций (и в книгах, и отдельными литографиями) — я давно оставил мысль собрать все их. Решил, что как у всякого художника, который начинал в золотую эпоху детской книги, потом попал под обвинения в формализме и пачкотне, а потом был прощён и обласкан — что у такого художника можно без труда вычленить периоды его творчества. Даже и наметил основные этапы Васнецова в изображении зверюшек в сказках: сначала он рисовал в примитивистской манере, в эпоху гонений — должен был рисовать в натуралистической манере, а после смерти Сталина — в празднично-лубочной манере. Но потом я спутал несколько раз датировку и понял, что периоды наслаивались друг на друга, Васнецов оказался хитрее. Пришлось срочно купить издание «Известный Юрий Васнецов» (2012), подготовленное при активном участии дочери художника. Давно пора было.
Теперь немного ориентируюсь в разных периодах. Главное отличие — не между Васнецовым-реалистом и Васнецовым-примитивистом (это и так видно), а между фантазийной манерой Васнецова довоенной и шестидесятых годов. Жаркие споры в отзывах на переиздания книг Васнецова, обвинения издателей в уродовании классика — это часто оттого, что издатель дал довоенные рисунки, а читатель сравнивает с картинками позднего периода. Примитивистские картинки разных периодов похожи, отличаются часто фоном, украшательством. Настоящий лубок — это любимые всеми и удостоенные Госпремии «Ладушки» (начало 1960-х, в этой книге есть некоторые сказки для маленьких, но не «Теремок») и «Радуга-дуга» (конец 1960-х). Открыл для себя довоенного Васнецова-примитивиста и понял, что он мне больше нравится, чем поздний Васнецов, ставший каноническим.
До войны Васнецов проиллюстрировал пьесу С.Маршака «Теремок» (издан в 1941 году). К народной сказке пьеса имеет отдалённое отношение: персонажи-то почти те же самые (зайца нет, ёж и петух добавлен), но они изначально разбиты на две группы: мелкие положительные зверюшки, живущие в теремке и его обороняющие, и враги-хищники (лиса, волк, медведь), которые держат теремок в осаде. Тем не менее, представление о довоенных васнецовских зверюшках эта книга даёт, и, более того, Медведя из маршаковского «Теремка» позднее поместили и в народный «Теремок». Довоенный персонаж нормально вписался в поздний период творчества Васнецова.
У меня вот такие издания пьесы «Теремок». Слева — качественное современное переиздание: Маршак С. Теремок (худ. Ю.Васнецов). — М.: Мелик-Пашаев, 2013. А справа — курьёз советского провинциального книгопечатанья, когда рисунки Васнецова не воспроизводились напрямую, а перерисовывались другим художником: Маршак С. Теремок (копийные рисунки художника Г.Куценко). — Фрунзе: Мектеп, 1984.
Вот сам Теремок и персонажи.
А вот отличие сюжета: у Маршака попытка Медведя проникнуть в Теремок жёстко пресекается коренными жильцами.
Народный «Теремок» у Васнецова существует в нескольких вариантах, которые создавались в разные периоды творчества. Вот образцы васнецовских «Теремков» в отдельных изданиях и в сборниках (по возможности) по сведениям альбома «Известный Юрий Васнецов».
Отдельные издания
1938 год
1946 год
1951 год
А вот здесь в альбоме прокол, что ещё больше запутывает вопрос о вариантах васнецовских книжек. Приведено описание изданного в 1951 году нового варианта маршаковского «Теремка», приводится пример иллюстрации. Однако видно, что это иллюстрация к народной сказке! Иллюстрация к пьесе Маршака нашлась в Интернете, но откуда картинка к народной сказке, я не смог установить. Пусть тоже идёт под 1951 годом (стилистика подходит).
Сборники сказок.
«Гуси-лебеди»1937 год.
Впервые народный «Теремок» Васнецов проиллюстрировал, видимо, в 1937 году в сборнике «Гуси-лебеди» (переиздавался с вариациями до начала 1950-х гг.). Эти варианты можно посмотреть в ЖЖ-сообществе «Музей детской книги» (здесь). В этом издании были два художника: Ю.Васнецов и К.Кузнецов, крепкий реалист. К «Теремку» четыре иллюстрации без указания конкретного авторства.
Насчёт авторства Васнецова в двух последних картинках появились у меня сомнения. И вроде бы изменение манеры в сторону реализма можно понять, и в книге про Васнецова приведён его набросок именно для «Гусей-лебедей».
А всё равно сомнения остаются…
«Русские сказки» 1947 год
Заняться углублёнными поисками меня заставила вот такая современная книга: «Первые сказки: Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок». — М.:Лабиринт, 2017.
В целом, здесь воспроизводится издание 1952 года в тогдашней реалистичной манере. Но в сталинской книжке не было «Теремка» (он, как было показано выше, и так активно издавался). Редактор добавил «Теремок» в современное издание и добавил так, что теперь книжка стала памятником и учебным пособием. Памятник полному отсутствию вкуса и меры. Учебное пособие: в одном месте собраны разные периоды творчества Васнецова — видно, как рисовал зверей в натуралистической манере, а как — в фантазийной.
Теперь-то понятно, что иллюстрации чёрно-голубые из издания «Русские сказки» (М.-Л.: Детгиз, 1947), чёрно-белые — из числа иллюстраций к «Теремку» предположительно 1951 г. Цветные реалистичные звери — не могу найти источника (подозреваю даже, что это иллюстрации к другой сказке, например, к «Колобку» — лиса и волк смотрят куда-то вниз). Последняя яркая сказочная иллюстрация — скорее всего, автономная большого формата литография Васнецова (эти плакаты у букинистов не встречаются — их ещё сложнее классифицировать, чем книжные иллюстрации).
У Васнецова нет варианта «Теремка», переработанного в поздней манере, выдержанного в стиле «Ладушек». Есть только скомпонованный вариант в «Русских сказках» (1974). Эта книга — «Русские сказки» — вышла на следующий год после смерти Васнецова. Книга тоже собрана из разнородных картинок на живую нитку, хотя, наверняка, делалась под наблюдением родственников художника. Но разница между картинками разных циклов и периодов всё же не так бросается в глаза — все картинки в одном стиле. Чувство вкуса редакторов не покинуло.
У меня переиздание 1991 года.
Ну а сами картинки — микс из народных «Теремков» (вероятно, не нарисованных заново, а взятых из прежних изданий, в том числе из книг 1938 г. или 1946 г.) и маршаковского «Теремка» (1941 г.).
Жители терема-теремка накрывают на стол, Лиса Патрикеевна несется по лесам и холмам, всадник на дымковской лошадке скачет вслед за солнцем… Сказочные иллюстрации Юрия Васнецова знакомы с детства каждому из нас. В них невозможно не влюбиться, от них невозможно оторвать взор, и этот мир, такой уютный и родной, очаровывает раз и навсегда. Но при жизни художника критики громили буквально каждую его работу, а сам он чудом избежал многих трагических событий…
В иллюстрациях Васнецова — воспоминания о родной Вятке.
Юрий Алексеевич Васнецов состоял в родстве с двумя другими русскими художниками – Виктором Михайловичем и Аполлинарием Михайловичем Васнецовыми, однако в дальнем. Родился он в Вятке, в 1900 году, в семье священника. В зрелом возрасте вспоминал о том, как сильно на него повлияли традиционные промыслы Вятской губернии, яркая и простая дымковская игрушка, резные наличники, пестрота народного праздника… В юности рисовал вывески для местных лавок, в двадцать один год оставил родной дом и перебрался в Петроград, мечтая стать живописцем. В то время там кипела жизнь, велись творческие споры, создавалось новое искусство… Молодой художник вскоре стал студентом Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕИНа). Учеба там далась ему нелегко – как сын священника, он вечно ходил по краю, и даже вынужден был прилюдно отречься от «всяких связей со служителями культа». В дальнейшем курс, на котором учился Васнецов, завершил обучение без защиты диплома. Год он отдал преподавательской деятельности в ленинградской школе, а затем судьба свела его с Казимиром Малевичем.
Васнецов в студенческие годы увлекся изучением русского народного искусства.
Сказочные персонажи, русские дали, всадники на дымковских лошадках и крошки-зайчата с их увлекательной жизнью… Удивительно, но создатель этих слегка наивных иллюстраций был учеником отца супрематизма. Это были фантастические два года. Если учеба во ВХУТЕИНе мало дала Васнецову, то ученичество у Малевича стало для него откровением. Он заново открыл для себя цвет, заново взглянул на форму и фактуру предметов. И в то же время увлекся изучением народного, «органического» искусства.
Сказочные иллюстрации Юрия Васнецова.
В 1925 году Юрий Васнецов пришел работать в редакцию детской литературы при Государственном издательстве — в доме Зингера. Явился он туда со своими закадычными друзьями, тоже художниками – Евгением Чарушиным, уроженцем Вятки и в дальнейшем выдающимся анималистом, и будущим классиком плаката Валентином Курдовым, все – в клетчатых гольфах, с провинциальным говором и задиристым смехом… Трудились они там под началом Самуила Маршака и Владимира Лебедева.
Иллюстрации Юрия Васнецова.
Книжная иллюстрация, как ни удивительно, не сразу покорилась Васнецову, и первые его работы были топорны и неуклюжи. Но в скором времени он нашел собственный путь.
В 30-е годы экспериментальный стиль «детгиза» вызвал шквал обвинений в «формализме». Лебедев потерял издательство, хотя и остался добрым другом своим подопечным, был арестован и любимый учитель Васнецова – Казимир Малевич…
Работы Васнецова вызывали удивительно много критики.
Самому же Юрию Васнецову удалось пережить эти сложные времена и остаться востребованным художником, но и его ждала череда жестоких разочарований. Ему доверили иллюстрировать «Конька-Горбунка» Ершова – мечта для человека, чей художественный язык опирается на традицию лубочного рисунка и народной орнаментики. Он самозабвенно работал над этим заказом, ради него освоил технику цветной литографии, но… книга так никогда и не вышла. Все его эскизы были отклонены, камни для оттисков уничтожены. Тогда он от отчаяния чуть не разорвал помолвку со своей любимой женщиной…
Иллюстрации Юрия Васнецова.
Тогда все обошлось, он получал все новые заказы, иллюстрировал сказки, хоть и жил в постоянной тревоге, пытаясь найти баланс между требованиями руководства и творческим самовыражением. И все же раз за разом Васнецов, сам того не желая, заглядывал в пропасть. Однажды режиссер Алексей Дикий пригласил его в качестве сценографа для постановки пьесы «Мещане». Васнецов создал вызывающе «мещанский», гипертрофированно вульгарный сценический интерьер… Отзывы были резко отрицательными. Дикого арестовали, а Васнецов больше не работал для театра. Театр стал его «подпольным» увлечением. Он делал наброски декораций, ставил домашние спектакли. Но – не более.
Он не мог и не хотел рисковать, у него подрастали дочери (коллеги однажды в шутку изобразили Васнецова «кормящей матерью», иронизируя над его родительской вовлеченностью).
Юрий Васнецов с семьей.
И все же каждый раз его уютные, теплые, полные чарующих деталей иллюстрации становились жертвами бесконечных правок… Но у Васнецова вообще плохо складывались отношения с официальным, политизированным искусством. В годы войны его в числе других художников привлекли для создания открыток и плакатов с изображением советских солдат. И Васнецов… не смог. Просто физически не смог рисовать то, к чему не лежала душа. Пока он был в эвакуации (жену и дочерей он смог отправить в Пермь еще раньше), в дом, где семья Васнецовых жила в Ленинграде, попала бомба. И… чудом сохранился весь его творческий архив.
Васнецов иллюстрировал множество русских сказок и потешек.
Иллюстрации русских сказок.
После войны Васнецов с головой ушел в иллюстрирование детских книг, в основном – русских сказок. «Сорока-белобока», «Теремок», «Ладушки»… Пусть завистники писали, что очеловеченные животные Васнецова «пугают детей», маленькие читатели не могли оторваться от этих книжек с картинками. Со временем он начал работать со шрифтами, оформлять буквицы и заголовки в своей узнаваемой манере.
Иллюстрации Юрия Васнецова.
В жизни сказочного иллюстратора Юрия Васнецова была одна и еще одна большая «антисоветская» тайна. Будучи еще молодым, но уже известным художником – чуть за тридцать – он создал несколько живописных полотен, где соединил лубочные образы и приемы европейского модернизма. При жизни такие художественные опыты Васнецова нигде не экспонировались. Он, ученик Малевича, не мог и не хотел творить по законам соцреализма – но, уже неоднократно столкнувшись с разгромной критикой и ядовитыми памфлетами, скрывал, что пишет. Лишь в конце 70-х годов, после смерти художника, примитивистские работы Васнецова увидели свет.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
15 декабря — 15 января 2023г.
«Прекрасное без прикрас»
Выставка Александра Иванова (п. Борисовка)
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
16 декабря — 16 июля 2023 г.
«Мир фауны в искусстве»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ
Подробнее
14 декабря — 15 января 2023 г.
«Простая жизнь»
Выставка Алексея Тюрина ,приуроченная к 85-летию (живопись)
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 декабря — 15 января 2023г.
«Патриарх Тихон и его время»
Выставка Филиппа Москвитина
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
11 октября — 27 января 2023
«Герои книжной иллюстрации С.С. Косенкова»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Музей-мастерская заслуженного художника РФ С. С. Косенкова
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00
Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Васнецов Юрий Алексеевич
(1900–1973)
Советский художник; живописец, график, сценограф, иллюстратор.
Заслуженный художник РСФСР (1946)
Народный художник РСФСР (1966)
Лауреат Государственной премии СССР (1971)
Учился в Академии Художеств (1921-1926) у А. Е. Карева, К. С. Петрова-Водкина, Н. А. Тырсы.
Творчество Васнецова навеяно поэтикой русского фольклора. Наибольшую известность получили иллюстрации к русским сказкам, песенкам, загадкам («Болото», «Конек-Горбунок», «Пятьдесят поросят» К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Чудодейное колечко», «Небылицы в лицах», «Ладушки», «Радуга-дуга», «Теремок», «Зайкина избушка»).
Творчество художника представлено в собраниях крупнейших российских музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Праздник в теремке. 1967
Бумага, цв. литография. 46х58,5; 37,5х49.5
Другие работы этого автора
Многие советские дети выросли, представляя персонажей русских народных рассказов, разглядывая иллюстрации Юрия Васнецова к сказкам в любимых книжках. Осознавая важность детского знакомства с окружающим миром через поучительные старинные истории, художник стремился создавать красивые, уютные композиции, в которых зверушки все больше напоминали людей не только по поведению, но и по внешнему виду. Автор наряжал героев в характерную для северных краев одежду, благодаря чему юный читатель лучше понимал историю, отождествляя героев с собой и другими людьми.
«Я всегда помню, для кого будет книжка»
Профессиональный художник, иллюстратор, живописец, преподаватель не представлял свое существование без фольклора, родившись в творческой семье в 1900 г. Мама была искусной вышивальщицей, отец – священником. Дядя – известный фольклорист, также были и другие художники в их роду. Окруженный прекрасными пейзажами любимой Вятки и «базарной средой» ремесленного города, живущего по славянским культурным традициям, Юрий Алексеевич рано определился с профессией, сохранив любовь к сказкам до глубокой старости.
Будучи мальчиком, любил делать вещи своими руками, освоив несколько видов ремесел. Он шил сапоги, расписывал ставни, стены, печки витиеватыми затейливыми узорами в соответствии со славянскими фольклорными традициями, переплетал книги.
В 20 лет поступил на факультет живописи ГСХМ в Петрограде (Санкт-Петербург), где попал в бурлящий котел из противоречащих друг другу разных видов художественного искусства. Учился у сезаниста Осипа Браза, авангардиста Михаила Матюшина, импрессионистов и супрематистов.
Поиск собственного стиля не был сложен, и, склоняясь скорее к примитивизму, юный художник сделал попытку показать миру свои пейзажи и натюрморты, которые не имели известности при жизни автора, но выставлялись в Русском Музее после его смерти. Но именно иллюстрации к сказкам для Юрия Алексеевича Васнецова стали тихой гаванью, приятной отдушиной и безопасным способом выражения творческих порывов.
С 1930-х годов иллюстрации Юрия Васнецова к русским народным сказкам окончательно закрепили за ним славу художника детской и юношеской литературы. Но Юрий за долгую жизнь запомнился и другой деятельностью: преподавал изобразительное искусство, придумывал декорации и костюмы к театральным постановкам, рисовал гравюры, путешествовал.
Самые известные иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова
Сложно недооценить работу детского художника, ведь малыши, в первую очередь, оценивают книгу по картинкам, не умея читать. Заинтересовать красивыми, интересными персонажами, передавая суть истории, – цель и результат работы иллюстратора детских книг, в которой Юрию Васнецову не было равных.
Сборники русских народных сказок, украшенные рисунками Васнецова, знакомы каждому. Пролистать такую книжку – словно кукольный театр посмотреть. Фигуры объемные, словно шерстяные, тряпичные. Минимум деталей фона, монохромность, зато чувствуется особая теплота и душевность каждого изображения.
Среди наиболее известных книг можно назвать «Кошкин Дом», «Три медведя», «Краденое солнце» «Теремок», «Кот, Петух и Лиса», «Лис и Мышонок». Ребенку не нужно было объяснять кто плохой, а кто хороший, достаточно попросить его самостоятельно сделать выводы, глядя на картинку. Образы получились характерные, живописные, интересные, и, не смотря на сказочность, реалистичные, «живые».
Художественным руководителем одного из курсов второго высшего образования, на которое молодой человек поступил в 1926г, стал Каземир Малевич. Именно тогда Юрий Васнецов довел до совершенства несколько излюбленных приемов: прекрасное владение формой и использование контраста. Грамотно расставленные цветовые акценты обращают внимание зрителя на основные детали. Вообще, цвет в иллюстрациях Васнецова имеет первостепенное значение, усиливая восприятия образов.
Рисунок закрашивался, зарисовывался полностью, фон получался объемный, но не отвлекал внимания от персонажей, которые гармонично вписывались в пространство. С помощью цвета передается настроение, часто, создается уют: снежная лунная ночь в деревне, теплая бревенчатая хата трех медведей, солнечный летний день на лесной опушке.
Снимались мультфильмы с использованием иллюстраций Юрия Васнецова к сказке «Терем Теремок», который пополнил копилку шедевров мировой мультипликации.
Дожив до глубокой старости, иллюстратор всегда помнил о том, для кого трудится, и никогда не работал через силу, каждый раз перечитывая произведения, по мотивам которых создавал картинки.
Это интересно! На страницах проекта «Крылья Вдохновения» вы также можете ознакомиться с творчеством иных известных советских художников-иллюстраторов детских сказок и поздравительных открыток – Владимира Сутеева и Владимира Зарубина.