русская народная сказка
Сказка «Белая уточка» краткое содержание:
Сказка «Белая уточка» о том, как встретил князь молодую красавицу княжну и женился на ней. Но пришлось ему отправляться в дальние страны, и сказал он княжне никому не верить и с дурными людьми не общаться. Долго сидела княжна в тереме, никуда не выходила, но вот пришла добрая женщина и уговорила ее прогуляться в саду. Потом уговорила искупаться, и только княжна бросилась в воду, как добрая женщина обернулась ведьмой и превратила княжну в белую уточку.
А сама ведьма превратилась в княжну и встретила князя, который не заподозрил подмены. Уточка тем временем родила двух мальчиков красавцев и третьего заморыша. Пошли мальчики играть в княжий двор. Догадалась ведьма, чьи это дети. Тогда решила она их убить. Накормила и уложила спать. И все время проверяла, спят ли они. Заморыш отвечал, что не спят, но ведьма махнула мертвой рукой и они померли.
Положили их во дворе, и прилетела уточка и стала над телами плакать, рассказывая как все было на самом деле. Услышал это князь и велел поймать уточку. Только никому она не давалась, а ему сама села на плечи. Превратилась уточка в княжну. Принесли живой воды и ожили мальчики, а ведьму к хвосту привязали и убили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
Эта сказка о противостоянии добра и зла, которую нужно читать детям всех возрастов. Сказка учит любить и заботиться о своих родных в любые трудные минуты жизни. Она показывает, что добро всегда побеждает зло.
Сказка Белая уточка читать:
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.
Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!
— Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: “По саду походить не беда”,— и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
— Нет, нет, не хочу! — А там подумала: “Ведь искупаться — не беда!”
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
— Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
— Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули, — а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
— Спите вы, детки, иль нет?
Заморышек отвечает:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
— Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь:
— Спите, детки, или нет?
Заморышек опять говорит то же:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
«Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли.
Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!
— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.
— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у вас отца рóдного,
Отца рóдного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет — величается!
«Эге!» — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он ее за крылышко и говорит:
— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!
Название | Белая уточка |
Страна, художник | Россия, Иван Яковлевич Билибин |
Год | 1901-1902 |
Жанр | иллюстрация, литературная сцена, арт нуво |
Находится | Несколько иллюстраций в разных музеях и коллекциях, см. текст статьи |
Материалы | Разные техники и материалы |
Иллюстрации к сказке “Белая уточка” написал русский художник Иван Билибин в период с 1901 по 1902 годы.
Сказки как призвание
Украшение Билибиным этой и других сказок замечательно в том числе возможностью художника внедрить в работу особую технику – рисование тушью, разведенной акварелью до нужного цвета.
Мастер уважал и любил использовать русский орнамент в иллюстрации. Он даже ездил в российские глубинки, собирал местный фольклор и новые рисунки для своих узоров.
Билибин, без преувеличения, нашел себя в мастерстве оформления сказок. Его работы разительно отличались от тех, что были и до него, и после. Художник неповторимым образом переплетал старину и современность.
Помимо того, оформляя иллюстрации, живописец использует совершенные навыки славянской вязи. Наряду с ней, Билибин занимается изучением шрифтов разных исторических отрезков времени: особенно ему нравится древнерусский полуустав.
Его иллюстрации просты, красочны для детей, но в то же время, взрослый удивится, с какой тщательностью и любовью прорисованы детали для той же “Белой уточки”. Мало того, эта детализованность до сих пор удивляет даже видавших виды критиков.
Еще в Мюнхене художник получил прекрасный опыт в мастерской Ашбе, по возвращению на родину, обучался у самого Репина. А после – отлично окончил художественную академию.
Интерес к древнерусскому искусству до сих пор не угасает во многом благодаря творчеству Ивана Билибина.
К “Белой уточке” Билибин сделал 4 иллюстрации.
“Заставка к сказке” – акварель. Хранится в Москве, в Акционерном обществе Гознак (Экспедиция заготовления государственных бумаг).
“Дети и белая уточка” – масло, дерево. Находится в частной коллекции.
“Княгиня на теремной башне” (см. изображение статьи) – акварель, бумага. Частная коллекция.
“Концовка” – литография. Музей прикладного искусства.
Русские народные сказки Афанасьева А.Н.
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть. Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщинка, казалось — такая простая, сердечная! «Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову простудила». Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда, и пошла. В саду разливалась ключевая хрустальная вода. «Что, — говорит женщинка, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная — так и плещет, не искупаться ли нам здесь?» — «Нет, нет, не хочу!» — а там подумала: ведь искупаться не беда! Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщинка ударила ее по спине: «Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!» И поплыла княгиня белою уточкой. Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек, двух хороших, а третьего заморышка, и деточки ее вышли — ребяточки; она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок. «Ох, не ходите туда, дети!» — говорила мать. Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше, и забрались на княжий двор. Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела; вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи. Легли два братца и заснули, — а заморышка чтоб не застудить, приказала (им) мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит. Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: «Спите вы, детки, иль нет?» Заморышек отвечает: «Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!» — «Не спят!»
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь: «Спите, детки, или нет?» Заморышек опять говорит то же: «Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!» — «Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукою — и они померли.
Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор. На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь не досыпала,
Сладок кус не доедала!
«Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает». — «Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!» Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у вас отца родного,
Отца родного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет — величается!
«Эге!» — подумал князь и закричал: «Поймайте мне белую уточку!» Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит: «Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!» Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать. А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли, где голова — там куст да колода; налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!
Иллюстрации: Билибин И.Я.
Белая уточка (илл. Билибин)
- Подробности
- Категория: Русская сказка
Белая уточка (русская сказка)
Один князь женился на прекрасной княжне. Не успел он на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее ласковых речей наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век, обнявшись, не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, а она заперлась в своем покое и никуда не выходит, ни с кем не видится.
Много ли, мало ли времени проходит, скоро и князю надо бы воротиться. Все тоскует княгиня, как вдруг пришла к ней женщина, с виду такая простая и ласковая. А была это злая ведьма, и задумала она погубить молодую княгиню.
Стала она ее уговаривать:
— Что ты все скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову освежила.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела выходить, наконец подумала, что по саду походить не велика беда, и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что, — говорит ведьма, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студенная -так и плещет. Не искупаться ли нам?
— Нет, нет, не хочу! — говорит княгиня, а потом и подумала: «Ведь искупаться не беда, от этого ничего не будет» — скинула сарафанчик да и прыгнула в воду.
Только она окунулась, ведьма и ударила ее по спине. «Плыви ты, говорит, белой уточкой!» И поплыла княгиня белой уточкой.
Ведьма тотчас обернулась княгинею, нарядилась в ее платье, надела княжеские уборы и села поджидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, и из тех яичек народились мальчики, два крепких, здоровеньких, а третий не удался — хил да слаб, совсем заморышек. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
— Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать.
Дети не слушали. Нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше-дальше, и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила, напоила и спать уложила, а сама велела разложить костры, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули — а заморышка, чтоб не застудить, велела им мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
— Спите вы, детки, или нет? Заморышек отвечает:
Мы спим — не спим, думу думаем,
Что хотят нас всех порезати,
Огни кладут калиновые,
Котлы высят кипучие,
Ножи точат булатные!
«Не спят» — думает ведьма. А у нее была припасена рука мертвеца, если обвести ею спящих, то станет их сон непробудным. Вот ушла она, походила-походила да и опять под дверь:
— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:
Мы спим — не спим, думу думаем,
Что хотят нас всех порезати,
Огни кладут калиновые,
Котлы высят кипучие,
Ножи точат булатные!
«Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь и видит, что оба брата спят крепким сном. Она обвела их мертвой рукой — они и померли. Поутру белая уточка зовет деток — детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе белы, как платочки, холодны, как пласточки, лежали братцы рядышком. Бросилась она к ним, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
Кря-кря, мои деточки!
Кря-кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь не досыпала,
Сладок кус не доедала!
— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает!
— Это тебе так чудится! Велите утку со двора прогнать! Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
Кря-кря, мои деточки!
Кря-кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная.
Отняла у вас отца родного,
Отца родного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет — величается!
«Эге!» — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается. Выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он уточку за крылышко, а ведьма оборотила ее веретеном. Князь догадался, переломил веретено надвое, один конец бросил перед собой, а другой позадь себя и говорит:
— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Обняла она его и все ему рассказала.
Стали князь с княгиней думать да гадать, как оживить деток. Поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящей водой -они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к конским хвостам и размыкали ее кони по чистому полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли, где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти.
— КОНЕЦ —
Понравилась сказка? — Поделись с друзьями!
Самое популярное в этой категории:
Москва, издательство «Остров», 1923. 12 с.: ил.; Тираж 3000 экз. В цв. издательской иллюстрированной обложке. Oblong. 26,3х18,6 см. Штамп «Отдел охраны материнства и детства Наркомздрава» «2 р. золотом» на последней странице. Достаточно редка!
«Думаю, что иллюстрировать наши русские сказки, — писала Елена Дмитриевна, — дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских, немецких (впрочем, чудно иллюстрированных) сказок…».
Поленова, Елена Дмитриевна (1850, Петербург — 1898, Москва) — русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых женщин художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Сестра живописца В.Д. Поленова. Елена Поленова родилась в 1850 году в Петербурге, в семье чиновника особых поручений при государственном канцлере, статского советника Дмитрия Васильевича Поленова и его жены Марии Алексеевны, урожденной Воейковой. Все члены семьи и по отцовской и по материнской линии так или иначе были связаны с научным или художественным миром. В детстве Поленова подолгу жила в родовом имении Имоченцы Олонецкой губернии, среди карельской природы, а также в родовой усадьбе Ольшанка Тамбовской губернии (ныне с. Красное Знамя Уваровского района). Елена Поленова, как и все дети в семье, с юных лет приобщалась к искусству. Мать, Мария Алексеевна Поленова, будучи художницей-любительницей и детской писательницей, дала детям первые уроки рисования. В 1859 году в семью Поленовых в качестве учителя рисования был приглашен студент Академии Художеств Павел Петрович Чистяков. Он давал уроки два раза в неделю: обучал рисунку Василия, Веру, Алексея и самую младшую – девятилетнюю Елену. Поленова рано проявила художественное дарование, но не могла стать студенткой Академии Художеств, как ее старший брат Василий, так как в те годы женщины к учёбе в высших учебных заведениях не допускались. Поэтому формального высшего художественного образования Елена Дмитриевна не получила. Но в 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств (ОПХ), где ее наставником был И. Н. Крамской. Но своим главным учителем Поленова всю жизнь называла П.П. Чистякова. Во время первой поездки во Францию в 1869-1870 гг. Поленова посещала частную школу-студию Ш. Шаплена в Париже. По возвращении в Россию она сначала занималась в частной мастерской П.П. Чистякова (1870-1877), а потом снова в Школе Общества поощрения художеств (1878-1880) одновременно в двух классах: акварельном и керамическом. Ее увлечение керамикой дало прекрасные результаты. На экзаменах Елена Поленова была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали). В качестве поощрения ей было предложено поехать на стажировку в Париж. Для того времени пенсионерство женщин-художниц — случай исключительный.
«Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т.д.».
В Париже Елена Поленова освоила различные керамические техники, занимаясь в мастерских известных французских керамистов Ж.-Т. Дека и Л.-Э. Зиферта и в Парижской керамической мастерской русских художников, которой руководил Е.А. Егоров. Вернувшись в Петербург, в 1881-1882 годах Поленова около года преподавала живопись по фарфору и фаянсу в созданном ею классе майолики в ОПХ. С 1882 года она жила преимущественно в Москве. В 1884 году вместе со своей подругой П.Д. Антиповой совершила поездку для этюдов по Волге и Дону, на Кавказ и в Крым и привезла из этой поездки ряд акварелей, которые показывала друзьям и учителям, в том числе П.П. Чистякову, А.А. Киселеву, В.И. Сурикову. Кроме художественного образования, Е.Д. Поленова получила звание домашней учительницы по истории, окончив Высшие женские курсы в Петербурге. Молодость Поленовой пришлась на 60-70 годы 19 века, и ей были близки общественные идеалы этой эпохи. Она с юности была склонна к социальному служению, согласно православной духовной традиции. В 1877 году, в разгар русско-турецкой войны (1877—1878), Елена Поленова поехала в Киев к своей старшей сестре Вере (сестре-близнеце Василия Поленова). Она преподавала в школе, а кроме того, вместе с сестрой работала в госпитале: ухаживала за ранеными, которых привозили сюда с фронтов. После работы она с Верой посещала женские медицинские курсы. Сестры собирались открыть свою амбулаторию. В Киеве Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С. Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны воспротивилась этому браку. Поленова подчинилась просьбе родных, но в результате этой личной трагедии, по воспоминаниям друзей, она изменилась, стала замкнутой. Личная жизнь у нее так и не сложилась. Вернувшись в Москву Поленова твердо решила посвятить свою жизнь занятиям искусством и общественной деятельности. Она была не только живописцем, но и подвижником, просветителем, педагогом. «Лишить себя общественной деятельности в той или другой области, – все равно что лишить себя самой здоровой и подкрепляющей пищи», считала она.
Семейные обстоятельства заставили Елену Дмитриевну в 1882 году переехать в Москву. Начался яркий и очень плодотворный период жизни. Она оказалась в кругу молодых художников – учеников и друзей брата Василия Дмитриевича. Его жена – Наталья Васильевна – стала ближайшей подругой Елены Поленовой на всю жизнь. В Москве Поленова сблизилась с семейством Мамонтовых. Елизавета Григорьевна (жена Саввы Ивановича Мамонтова) сыграла важную роль в судьбе Поленовой, сумев смягчить ее недоверие и настороженность в отношении к людям и миру. В доме Мамонтова в Москве и в загородном поместье в Абрамцеве собирались художники, музыканты, театральные деятели, образовавшие так называемый «абрамцевский кружок», у истоков которого стояли сам С.И. Мамонтов, В.М. Васнецов и В.Д. Поленов. У Мамонтовых занимались живописью, музицировали, ставили любительские спектакли, причем один вид искусства легко перетекал в другой. Тёплая, дружеская, творческая атмосфера кружка воскресила Поленову от тяжёлого сна, в котором она пребывала после трагедии в личной жизни. Едва ли не каждую неделю Елена Дмитриевна бывала в Абрамцеве. Это место стало для нее источников вдохновения на долгие годы. В Абрамцеве Елена Поленова написала много пейзажей. Кроме того, обладая многосторонними дарованиями, она пробовала себя в разных видах искусства, принимала во всем активное участие, в частности, была художником по костюмам. Под ее началом в Абрамцеве шили костюмы для постановок «Снегурочка» (1882-1883), «Фауст», «Алая роза» (1883), «Волшебный башмачок» (1888). Елена Дмитриевна подбирала ткани, отделку, аксессуары. Она быстро прониклась национальными интересами кружка, самым ярким выразителем которого был В.М. Васнецов, воплотивший позже в своих работах национально-романтический стиль эпохи модерн.
«Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов, — писала она Стасову, — у Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».
Внимательнейшее и кропотливое изучение русского народного искусства, страсть к национальному складу не могли не подвести художницу к знакомству с фольклором. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок и пронесла эту страсть через всю жизнь. Поленова близко сошлась с женой С.И. Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Их общим интересом была любовь к народному творчеству и собирание предметов старины. Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Е.Г. Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки. Чтобы пополнить коллекцию подлинными образцами, Поленова и Мамонтова ездили в специальные экспедиции по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям. Во время этих поездок Поленова зарисовывала орнаменты, а также собирала народные сказания, иллюстрацией которых она занялась позже. Кроме музея, в 1885 году в Абрамцеве Мамонтовой и Поленовой были основаны мастерские для обучения местных крестьян и их детей традиционным русским ремеслам. Сделано это было, в частности, с целью обеспечения крестьянских семей твердым заработком. Идея возрождения народных промыслов так понравилась «абрамцевским» художникам, членам мамонтовского кружка, что они с удовольствием занимались в мастерских наравне с крестьянами. Таким образом, возрождение ремесел началось «сверху», с художников-профессионалов, которые занялись прикладным искусством, создав свой поэтический образ народной красоты. Во главе столярно-резчицкой мастерской в Абрамцево встала Е.Д. Поленова. Обучение крестьян было разносторонним и совершенно бесплатным. В мастерской крестьяне учились столярному ремеслу, приемам художественной резьбы. Они изготавливали предметы утвари и мебели по рисункам Е.Д. Поленовой и других художников.
С 1885 по 1893 год Елена Дмитриевна разработала свыше 100 художественных проектов мебели, а также эскизов для предметов декоративно-прикладного искусства (расписные фарфоровые блюда, пр.). На основе народных мотивов Поленова создавала и эскизы для вышивок, обоев, пр. Ее рисункам присуща несколько плоскостная декоративность, ставшая основой русского национального варианта стиля модерн. То направление, которое задали абрамцевские мастерские под влиянием Е.Д. Поленовой, явилось аналогом художественного движения «Искусства и ремесла», зародившегося в это же время в Великобритании. Увидев эскизы Поленовой для загородного дома М.Ф. Якунчиковой, английская исследовательница Нетта Пикок предложила публикацию ее работ в английском журнале Artist. Отмечая театральность стиля художницы, она писала о нем так: «Язык символов – удивительная смесь Севера и Востока». В статье памяти Поленовой Н. Пикок напишет, что именно ее рисунки пробудили интерес в Англии к русскому прикладному искусству. Как и в английском движении за возрождение декоративного искусства, все изделия в абрамцевских мастерских изготовлялись вручную. Мастерская выпускала целую палитру изделий: от отдельных предметов (шкафы, полки, аптечки, лавки, столы, кресла, табуретки, пр.) до целых гарнитуров. На протяжении всего процесса создания мебели каждый момент обладал особой значимостью: размер, форма, материал, цвет, орнамент. Художницей продумывалась самая малая деталь — гвоздики или задвижки для подвесных шкафчиков и т.д. Е.Д. Поленова лично контролировала все этапы обучения и работы крестьян, будущих мастеров. После завершения трехлетнего курса обучения выпускники отправлялись обратно в свои деревни, причем их снабжали набором инструментов, чтобы они могли продолжать там трудиться самостоятельно. Мастерские в Абрамцеве послужили примером для других владельцев поместий, стремившихся помочь сельским общинам. По образцу Мамонтовой и Поленовой, многочисленные помещицы организовывали свои сельские мастерские, и к концу XIX столетия около 7,5 миллионов крестьян занимались кустарным творчеством. Эта деятельность приносила раскрепощенным крестьянам надежный доход, что было очень важно в эпоху социальных потрясений.
«Наша цель — подхватить народное творчество и дать ему возможность развернуться», — писала Е.Д. Поленова своей подруге П. Антиповой.
Возрождение традиционных ремесел придало отечественному интерьерному дизайну яркий национальный оттенок. Мебель, выполненная по эскизам Елены Дмитриевны, создавала атмосферу праздника и имела большой успех. В одном из писем Поленова писала:
«Наши вещи… идут хорошо, я полагаю исключительно благодаря новизне, оригинальности и стильности модели».
А.Н. Греч, историк искусств, так описывал абрамцевскую продукцию: «все эти резные и точеные, висячие и стоячие шкапчики, резные и расписные столы и стулья, разрисованные балалайки, шкатулки, вышивки, безделушки, производящие фурор на заграничных выставках и в обеих столицах…». Абрамцевская мебель продавалась в Москве в специальном магазине, и зажиточные горожане с удовольствием обставляли ей свои дома. И.А.Кузнецова, искусствовед, дочь известного архитектора А.В.Кузнецова, писала в своих воспоминаниях, что, когда ее отец поселился с семьей в ампирном особнячке в Мансуровском переулке, то обустроил столовую в русском стиле: «Дубовая резная мебель — стулья, скамьи, буфеты, и висячие настенные шкафчики, купленные в поленовских мастерских очень хорошо дополнили ансамбль». Очень быстро изделия абрамцевских мастерских вошли в моду. Соединение современности с традицией пришлось по вкусу либеральной городской элите, и во многих домах декоративное творчество стало органичной частью повседневного быта. Постепенно скромное крестьянское ремесло проникло и в высший свет, включая даже покои царя. Успех абрамцевских мастеров, трудившихся под руководством Е.Д. Поленовой, был подтвержден тем фактом, что в 1900 году, уже после смерти Поленовой, ее проекты заняли видное место в разделе ремесел российского павильона на Парижской Всемирной Выставке. Так, работы Е.Д. Поленовой, связанные с мастерскими, завоевали международное признание. Абрамцево значило для Поленовой очень много, художница отдавала себя работе целиком. Благодаря Е.Д. Пленовой это место стало одним из первых российских центров возрождения народных ремесел. Дело Поленовой и Мамонтовой продолжает жить: традиции художественно-столярной мастерской, заложенные в конце 19 века, сегодня продолжает Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова.
«Война грибов»
«Белая уточка»
На лето бабушка Елены Дмитриевны, Вера Николаевна Воейкова, увозила двух своих маленьких внучек в Тамбовскую губернию. И эти длинные путешествия на лошадях давали будущей художнице массу поэтических впечатлений от русской природы… «Текст «Войны грибов» в этих выражениях я знаю с детства: так говорила нам эту сказку наша бабушка, и я очень любила ее всегда. Бабушка вспоминала ее большей частью дорогой, во время путешествия, которое совершалось еще в карете, из Москвы в ее Тамбовскую губернию. Провожая Тамбов, мы въезжали в большой сосновый лес, тогда бабушка обыкновенно рассказывала нам «Войну грибов». Мне до сих пор представляется, что именно в этом лесу есть всякие лесные города и поселки», — так описывает детские впечатление от этой сказки Е. Поленова. Из письма к В. Стасову: «Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании — мысль мне улыбнулась — я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку». Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала. Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…».
«Морозко»
Для этой от начала до конца авторской книги Е. Поленова специально разработала рукописный шрифт, продумала макет и все детали оформления: единые по всей книге орнаментальные полосы (на четных страницах — слева, на нечетных — вверху), ситцевый переплет с завязками; нарисовала 4 иллюстрации. Издание было напечатано фототипическим способом. Это оказалось большой ошибкой. Детальные, любовно выполненные цветные акварели превратились на печати в серую размытую массу. Часть тиража пришлось сразу же уничтожить.
«Самолюбие художника, рисунки которого искажены до неузнаваемости, требовало, чтобы вещь эту по возможности меньше видели и знали… Мечтала я издать целый ряд таких книжек, но первая дала мне так много горьких минут, что я дала себе слово никогда больше не пробовать издательской деятельности», — читаем из переписки Е. Поленовой.
Несколько экземпляров художница раскрасила от руки.
«Это изданьице не имело никакого успеха и осталось очень мало распространённым. Виною тому, конечно, я сама, потому что сама вздумала издавать, а художник, мне кажется, не может и не должен быть своим издателем», — писала она В. Стасову.
Первая по замыслу сказка Е. Поленовой. Она была навеяна очарованием прудов старого толстовского сада в Москве, где жила в ту пору семья Поленовых, неспешными утками на воде… А моделью для ребяток в гнезде уточки послужил маленький Федюшка — первенец Василия Дмитриевича Поленова.
«Избушка на курьих ножках»
«…Стоит избушка на курьих ножках, блином покрыта, вороною приперта, калачом заперта».
Очень интересна и для нас неожиданна нарисованная художницей избушка бабы-яги. В этом варианте воплотился один из древних канонов сказки: баба-яга должна своего гостя накормить-напоить. Читаем у исследователя русской сказки В. Проппа в его книге «Исторические корни волшебной сказки»:
«Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она «пирогом подперта», «блином крыта», что в детских сказках Запада соответствует «пряничному домику». Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды».
«Сивка-бурка»
Сказки, оформленные Еленой Поленовой в «абрамцевский период»:
1. Война грибов
2. Белая уточка
3. Морозко
4. Избушка на курьих ножках
5. Сивка-бурка
6. Волк и лиса
7. Сказка о Маше и Ване
8. Сказка о царе Берендее
«Волк и лиса»
Переписка Е. Поленовой взята из книги: Василий Дмитриевич Поленов; Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников: Письма, дневники, воспоминания / Под общ. ред. А.И. Леонова. — М.: Искусство, 1964.
Белая уточка (русская сказка)
Один князь женился на прекрасной княжне. Не успел он на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее ласковых речей наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век, обнявшись, не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, а она заперлась в своем покое и никуда не выходит, ни с кем не видится.
Много ли, мало ли времени проходит, скоро и князю надо бы воротиться. Все тоскует княгиня, как вдруг пришла к ней женщина, с виду такая простая и ласковая. А была это злая ведьма, и задумала она погубить молодую княгиню.
Стала она ее уговаривать:
— Что ты все скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову освежила.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела выходить, наконец подумала, что по саду походить не велика беда, и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что, — говорит ведьма, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студенная -так и плещет. Не искупаться ли нам?
— Нет, нет, не хочу! — говорит княгиня, а потом и подумала: «Ведь искупаться не беда, от этого ничего не будет» — скинула сарафанчик да и прыгнула в воду.
Только она окунулась, ведьма и ударила ее по спине. «Плыви ты, говорит, белой уточкой!» И поплыла княгиня белой уточкой.
Ведьма тотчас обернулась княгинею, нарядилась в ее платье, надела княжеские уборы и села поджидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, и из тех яичек народились мальчики, два крепких, здоровеньких, а третий не удался — хил да слаб, совсем заморышек. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
— Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать.
Дети не слушали. Нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше-дальше, и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила, напоила и спать уложила, а сама велела разложить костры, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули — а заморышка, чтоб не застудить, велела им мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
— Спите вы, детки, или нет? Заморышек отвечает:
Мы спим — не спим, думу думаем,
Что хотят нас всех порезати,
Огни кладут калиновые,
Котлы высят кипучие,
Ножи точат булатные!
«Не спят» — думает ведьма. А у нее была припасена рука мертвеца, если обвести ею спящих, то станет их сон непробудным. Вот ушла она, походила-походила да и опять под дверь:
— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:
Мы спим — не спим, думу думаем,
Что хотят нас всех порезати,
Огни кладут калиновые,
Котлы высят кипучие,
Ножи точат булатные!
«Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь и видит, что оба брата спят крепким сном. Она обвела их мертвой рукой — они и померли. Поутру белая уточка зовет деток — детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе белы, как платочки, холодны, как пласточки, лежали братцы рядышком. Бросилась она к ним, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
Кря-кря, мои деточки!
Кря-кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь не досыпала,
Сладок кус не доедала!
— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает!
— Это тебе так чудится! Велите утку со двора прогнать! Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
Кря-кря, мои деточки!
Кря-кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная.
Отняла у вас отца родного,
Отца родного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет — величается!
«Эге!» — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается. Выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он уточку за крылышко, а ведьма оборотила ее веретеном. Князь догадался, переломил веретено надвое, один конец бросил перед собой, а другой позадь себя и говорит:
— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Обняла она его и все ему рассказала.
Стали князь с княгиней думать да гадать, как оживить деток. Поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящей водой -они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к конским хвостам и размыкали ее кони по чистому полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли, где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти.
— КОНЕЦ —
0
Сказка «Белая уточка» рисунок поэтапно, картинки какие? Где найти?
Сказка «Белая уточка» рисунок поэтапно как сделать?
Рисунок к сказке «Белая уточка» карандашом поэтапно как сделать?
Примеры детских рисунков к сказке «Белая уточка».
Картинки, иллюстрации к сказке «Белая уточка» где найти картинки, иллюстрации рисунки к сказке «Белая уточка?
1 ответ:
1
0
Сказка белая уточка это довольно интересная сказка о том, как себя вела неосмотрительно молодая княжна и оказалось под воздействием злой волшебницы, которая превратила ее в Белую уточку.
Рисовать иллюстрации к сказке «Белая уточка» можно, изображая главную героиню в образе уточки.
Нарисовать утку можно таким способом.
Сначала нарисуем горизонтально расположенной овал для изображения туловища уточки.
Затем выше него с правой стороны нарисуем маленький овал для изображения головы уточки.
На следующем этапе рисунка соединяем изогнутыми линиями оба овала таким образом, чтобы у нас получилось шея утки.
Далее работаем над хвостиком и крылышками, а также рисуем лапки утки.
Остаётся лишь нарисовать клюв и глаза.
Смотрите пошаговые схемы рисования утки, расположенные ниже.
У книжный уточки родились трое сыновей.
Поэтому в рисунке можно изобразить также и маленьких утят.
Нарисовать их можно таким образом, как показано на схемах ниже.
Иллюстрации к сказке «Белая уточка» могут изображать самые различные сцены.
Это могут быть и сцены счастливого конца, когда князь вернул княжну и своих сыновей, а может быть и изображение белой уточки, плавающий в пруду с её сыновьями утятами.
Смотрите картинки и иллюстрации к сказке «Белая уточка», расположенные ниже.
Читайте также
Произведение Саши Черного про белую медведицу больше напоминает сказку, т.к. ситуация в зоопарке рассказана, точнее подана глазами и отношением к происходящему самим животным. Главные герои сказки: белый огромный зверь и маленькая девочка ведут бессловесный диалог, в котором животному удается мысленно передать свое желание ребенку. Ведь девочка в итоге бросает в вольер всю булку…, т.е. медведица своим видом убеждает человека сделать так, как хочется ей.
Если выделять главную мысль, то на мой взгляд, она заключена в том, что животные ничуть не глупее людей. Да, они не разговаривают на человеческом языке, и, говорят, что их умишко меньше человеческого. Но, звери ведут себя порой так рассудительно, что кажутся мудрецами по сравнению с нами. И еще, уж коль пришел в зоопарк покормить животных, так и делай это скорее, а не глумись над ними, заставляя за маленький кусочек хлеба или дольку мандарина выделывать фокусы или пируэты.
Запишем краткое содержание сказки «Белая медведица» в читательский дневник
- Каменная ванна в парижском зоосаде. Люди смотрят на медведицу, она наблюдает за ними. Маленькая девочка, купив серую булку, бросает крохотные кусочки зверю. Наглые воробьи кружат над вольером и хватают откатившиеся в сторону крошки.
- Медведица с укоризной смотрит на малышку, говоря: «Не кроши булку, бросай всю, думаешь, я подавлюсь ей? Я тебе за это реверанс сделаю».
- И…девочка понимает этот взгляд, т.к. булка летит уже в пасть медведице, мгновенно исчезая в ней. Медведь делает изящный реверанс и снова плюхается в свою ванну.
- Пролетающий мимо сорванец-воробей спрашивает свою большую соседку о том, наелась ли она досыта. На что, та отвечает, что еще пару бочонков жира и 2 корзины трески было бы кстати. Воробей сетует, что медведица уродилась обжорой, потому ей и надо столь много пищи.
Сказка небольшая, но поучительная. Ремизов точно показал в своем произведении, что тот голос слышен и помнится, что добром и милосердием зовется. Добрые дела за тебя должны говорить, праведные поступки. Не скупись, не будь жадиной, людям помогай, да душой своей прохожих согревай, вот и сольется тогда твой голос с миллионами тех голосков, что уже поют мелодично из тысячи мест нашей матушки земли! Вот в чем смысл сказки, вот чему она нас учит.
Краткий отзыв в дневник читателя по сказке «Хлебный голос»
———————<wbr />———————<wbr />——————
Главной героиней произведения является меньшая царская сноха Поля, которая ладно сказала о хлебном голосе, когда вдовый царь большуху среди невесток выбирал. Царь спросил каждую о том, какой по их мнению голос самый слышный. Так первая и вторая невестки глупостей наговорили про бычка и петуха. Лишь третья младшенькая самой умной оказалась, самой добродетельной. Ее слова понравились царю и сделал он Полю главной домоправительницей во дворце. Такая уж точно справится, добрая она и сердечная, сумеет и гостям угодить и верно распорядиться по хозяйству.
Забавная и одновременно поучительная история вышла из-под пера писателя и поэта Саши Черного, рассказывающая нам о встрече бродячего кота с шаловливым мальчуганом, которая закончилась тем, что животное навсегда разлюбило мальчиков и велосипеды. Однако, обо всем по порядку.
Краткое содержание рассказа — Кот на велосипеде (читается за 1-2 минуты)
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />———-
У самого моря живет умный бродячий кот, знающий, что там где рыбаки, для него всегда найдется кусок рыбки или внутренностей, коими люди пренебрегают, не в пример животным. Однажды в комнате с голубой дверью поселяется семья из 3-х человек. Кот знакомится с каждым, по особенному выказывая свое уважение, почтение и дружбу по отношению к женщине, мужчине и ребенку. Те, в свою очередь, угощают кота колбасой, бисквитом и рыбьим жаренным хвостиком. Особый интерес кот вызвал у мальчика, который после обеда решает поиграть с ним. В качестве забавы, малыш выбирает катание на велосипеде вместе с котом, которого он заботливо засовывает в корзинку. Очумевший от езды, кот на остановке вываливается из своего заточения, и лишь мальчик отворачивается, тот сбегает от своего мучителя прочь. С тех пор кот не равнодушен к велосипедам и мальчишкам.
Отзыв по рассказу С. Черного про кота на велосипеде для читательского дневника
====================<wbr />=====================<wbr />=====================<wbr />================
Действие рассказа происходит на море в рыбацком селении. Главные герои — это кот и мальчик, которые познакомились, когда люди заселились в сарае в комнате с голубой дверью. Ребенок так хотел поиграть с животным, что решил будто езда на велосипеде будет самым интересным занятием для кота. Измученное животное только теперь осознало на своей шкуре, что нет ничего страшнее сухопутно-морской болезни и едва успело улизнуть из рук мальчишки, когда тот побежал за водой.
Вывод: чему меня научила эта история? Тому, что нельзя навязывать свои игры другим. Да, здесь был кот, который не мог даже сказать мяу-нет своему новому другу, поэтому ему пришлось испытать все тяготы езды на велосипеде. Однако, ребенок должен научиться понимать, что не все его благостные намерения по отношению к братьям нашим младшим могут быть хороши. Если человек может сопротивляться и говорить нет, когда ему что-то не нравится, то животное, как существо, лишенное способности общения на человеческом языке, не может возразить и вынуждено терпеть издевательства над своим телом. Но это не повод, дающий вам право жесткого обращения с ними!
<hr />
Для тех кого заинтриговала эта история, предлагаю полную версию рассказа Саши Черного «Кот на велосипеде» прочитать ниже.
Текст — лист 1
Лист 2
Еще один интересный рассказ Саши Черного, рассказывающий о мальчике-изобретател<wbr />е, который попал впросак, ловя городских голубей на пристани. Итак, Володя — главный герой произведения, отрок 6,5 лет, вечно жующий что-то вкусненькое в те самые моменты, когда голова и руки заняты делом.
Краткое содержание рассказа «Голубиные башмаки»
———————<wbr />———————<wbr />——
- Дело происходит в Одессе. Один из братьев — Володя вечно что-то изобретает. Правда все его изобретения уже были до него сделаны. То он порох приготовляет, то чернила, а потом все это изобретенное «добро» бабушка с ворчанием выбрасывает или выливает, называя мальчишку «шмаровозом» и укоряя его за то, что в лавке за 3 копейки можно было все это приобрести.
- Но, более всего мальчику нравится усовершенствовать силки и ловить голубей. Он даже к обыкновенной петле приделал колокольчик, чтобы сидя дома, слышать — попалась птичка в его ловушку или нет. Одно нехорошо, все его ловушки вместо того, чтобы стягивать петлю, наоборот, растягивались, и птицы, поев зерна, спокойненько улетали восвояси.
- Однажды, дед собрался на угольный склад по делам, а Володя упросил взять его с собой, т.к. слыхал, будто там голубей пруд пруди. Дед согласился, и мальчик, схватив силки, отправился с ним.
- Спустя 3 часа, старший брат Володи, от которого и ведется все повествование рассказа, услыхал бабушкин вскрик и прибежал на кухню. Там стоял Володя и тихо ревел. Он остался без своих новых желтых башмаков, в которых отправился с дедом, а бабушка строго допытывалась, куда он их дел.
- Только старшему брату удалось уговорить Володю рассказать о том, как он остался без обуви. Оказалось, что не найдя на складе голубей, мальчик побежал на пристань, где познакомился с каким-то босяком. Новый товарищ, увидев Володины ловушки, начал смеяться и рассказал ему новый метод поимки голубей.
- Для этого требовалось насыпать в желтый ботинок зерна, выставить его на площадь и ждать, пока голубь наестся, и его зоб разопрет от еды. Тогда голова застрянет в ботинке и его можно будет спокойно поймать.
- Доверчивый мальчик отдал свой ботинок новому знакомому и сел ждать за ящики. Однако, спустя 30 минут мальчик, выглянув из-за укрытия, не нашел ни только своего ботинка, но и нового «товарища».
- Когда мальчуган рассказал все это старшему брату, тот не смог удержаться от хохота и чуть не подавился супом, за что был отруган бабушкой.
Чему меня научила эта история? Не доверять незнакомцам, не быть таким наивным, как Володя, больше читать и узнавать, чтобы не поддаваться на провокации нелепых советов, да и вообще с осторожностью принимать на веру советы от посторонних малосимпатичных лиц.
В довершении, а вот насмешка старшего брата над младшим, мне не понравилась. Для Володи ловля голубей и потеря ботинка являются серьезными делами. И если он решил довериться, то стоило также серьезно отнестись к его словам, а не давиться супом от хохота, над наивностью малыша, ему же всего 6,5 лет!
Заполнение читательского дневника по рассказу С. Чёрного «Голубиные башмаки» в виде плана
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />——————
- Одесса. Володя мастерит, изобретает, придумывает.
- Порох, чернила, мышеловка, липкая бумага, силки.
- Колокольчик на петле.
- Страуса из Африки можно выписать…
- Дед и Володя идут на угольный склад.
- Спустя три часа — тихий рев на кухне.
- Рассказ Володи старшему брату.
- Встреча мальчика с босяком.
- Новый метод.
- Желтый ботинок с зерном.
- Кража.
- Домашний порог, забрызганный супом…
Рассказ Михаила Зощенко «Умная птичка» не только забавный, но и поучительный. А повествуется в нем о мальчике, который случайно обнаружил в лесу гнездо с птенцами. Птенчики настолько ему понравились, что он хотел забрать одного из них домой.
Парнишка хотел было взять птенчика, как что-то упало перед ним на землю. Он увидел, что это птичка и подумал, что наверное у неё повреждено крыло. Мальчик приблизился к ней, но она отскочила от него, и так продолжалось несколько раз. А когда он решил поймать её шапкой, то она взметнулась вверх и исчезла в зарослях.
После этого мальчик пытался найти гнездо, но так его и не нашел. Это привело его к мысли, что птичка была умная. Таким хитрым способом она отвлекла его от гнезда с детенышами.
Напишем краткое содержание рассказа «Умная птичка» несколькими предложениями:
- Мальчик находит гнездо с птенчиками.
- Возле мальчика что-то упало.
- Мальчик видит, что на земле сидит птичка.
- Птица отскакивает от мальчика.
- Мальчику не удается поймать птицу шапкой.
- Птица взлетает, а мальчик не смог найти гнездо.
Автор показал нам, что все мамы спасают своих детенышей в случае опасности. Птица придумала способ, как увести мальчика от гнезда с птенцами. Это была очень умная птичка, а к тому же она была заботливой мамой.