Иллюстрация к рассказу борис годунов

[Пушкин, А.С. Борис Годунов]. Pouchkine, А. Boris Godounov. С иллюстрациями Б. Зворыкина.

Издание на французском языке. Париж: L’edition D’art H. Piazza, [1927]. Грав. тит. л., 135, [9] с. 16 л. ил.

В издательской обложке, в издательском футляре. 24,5х17 см.

В 1927 году издательство «Пьяцца» выпускает книгу «Борис Годунов» А.С. Пушкина в переводе на французский язык в ограниченном объеме — 1000 пронумерованных экземпляров.

Полные издательске данные о книге такие:

«[Пушкин, А.С.] Pouchkine, A. Boris Godounov / l’illustration et la décoration de l’ouvrage ont été exécutées par Boris Zworykine ; traduction française de A. Baranoff [Борис Годунов / иллюстрации Б. Зворыкина; перевод А. Баранова].

Paris: L’Édition d’Art H. Piazza, [1927]. 135, [9] с. : ил., 15 л. ил. ; 24,5х17,0 см.».

Выпущенная издательством Пьяцца книга являла собой очередной увраж — роскошное библиофильское издание, подлинный шедевр книгоиздания.

По сути, тут надо говорить не о книге, а о целостном книжном ансамбле, в котором было отработано всё до мелочей, не говоря уже об оформлении самой книги. Был предусмотрен даже подарочный футляр.

И выпуск издательством Пьяцца книги «Борис Годунов», и художник-оформитель книги просто не могли остаться незамеченными для искусствоведов, художественных критиков, различных специалистов в области живописи, рисунка, графики, орнаменталистики, книжного оформления. 

Мнение всех было единодушным: и книга, и художник заслужили самую высокую оценку.

Ниже приводятся выдержки из статьи Северюхина Д.Я., которые буквально повторяются, чаще просто без кавычек и каких-либо ссылок на их источник, в десятках статей, очерков , публикаций и других трудов многочисленных авторов, посвященных Б.В. Зворыкину.

Касаясь книги «Борис Годунов», Северюхин Д.Я. высказывается, что это «возможно, вершинное достижение Бориса Зворыкина на избранном пути», и далее пишет: «В этом издании художник демонстрирует, прежде всего, впечатляющее владение орнаментальным искусством.

Важной отличительной особенностью книги становится не только ажурное кружево виньеток, заставок и рамок, но и тончайшее плетение узоров, испещряющих одежды персонажей, напольные ковры и скатерти, изразцовую печь, стены и сводчатые потолки хором.

Узорный антураж здесь органично соединяется с трехмерным и вполне реалистическим представлением пространства, тщательностью в изображении деталей.

При этом многоцветность не переходит в пестроту, а графическая изощренность не становится самоцелью и не довлеет над драматургией изображаемой сцены».

Нельзя не согласиться с данным детальным разбором работы Б.В. Зворыкина, сделанным Д.Я. Северюхиным, как специалистом в рассматриваемой области.

Что же касается того, что «Борис Годунов», по выражению Северюхина Д.Я., — «вершинное достижение Б. Зворыкина», то тут есть одно существенное замечание. Иллюстрации и украшения для настоящего издания являются одной из наиболее знаменитых работ художника Бориса Васильевича Зворыкина (1872 — 1942) в области книжной графики.

Отличительной особенностью книги является великолепное кружево виньеток, заставок и рамок, тончайшая скань узоров. Для иллюстраций характерны реалистическое представление пространства и тщательность в изображении деталей.

Картины из русской действительности рубежа XVI — XVII веков многоцветны и колоритны, но в то же время они не переходят в пестроту. «Борис Годунов» среди многих произведений А.С. Пушкина становился предметом интереса художников довольно редко.

Поэтому тем значительнее вклад Б. Зворыкина в сокровищницу русской книжной графики. Иллюстрации были подготовлены художником в Париже в 1925 г. Настоящее издание стало одним из шедевров, созданных Б. Зворыкиным по заказу издательства «Пьяцца», среди которых «Сказки Пушкина», «Москва и деревня в гравюрах и литографиях Г.К. Лукомского», «Поэмы» Альфреда де Мюссе. Но именно в «Борисе Годунове» Б. Зворыкин продемонстрировал виртуозное владение орнаментальным искусством.

Источник

Литература

 
 Главная
 

Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ

 

Архангельский А. Н.
Герои Пушкина.
Борис Годунов

 

Фаворский В. А.
О том, как я оформлял
«Бориса Годунова» Пушкина

 
 
 
 
 
 

ИЛЛЮСТРАЦИИ
К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

 

Фаворский Владимир Андреевич
(1886—1964)

Иллюстрации
к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

[1]

 

 

Самая ответственная иллюстрация для меня была — Борис и Юродивый, кульминационный момент всей трагедии.
Поэтому я выбрал разворот — одну из самых больших иллюстраций. Здесь Юродивый обвиняет Бориса при всем народе в преступлении,
и Борис не оправдывается, а смиряется с обвинением.
(Фаворский В. А. «О том, как я оформлял «Бориса Годунова» Пушкина»)

 

 

 

 

 

 

 


1.
Владимир Андреевич Фаворский получил художественное образование сначала в школе-студии К.Ф. Юона (1903–1905), затем в частной
академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–1907).

С 1905 г. он занимался искусствоведением в Мюнхенском, а с 1907 г. – в Московском университете, где в 1913 г. защитил дипломную работу
«Джотто и его предшественники». В.А. Фаворский был членом объединения «Четыре искусства».
В 1907 г. Фаворский открыл для себя ксилографию и вскоре стал виртуозом торцовой гравюры.
Пушкина художник иллюстрировал всю жизнь. Фаворский считал, что первой его книгой, которую он делал сам, полностью, как вещь, был изданный
в 1929 году «Домик в Коломне» А.С. Пушкина. Узловые моменты художник отразил в занимающих целые страницы композиционных иллюстрациях.
На полях расположил довольно броские виньеточные гравюры, напоминающие пушкинские рисунки на краях рукописей.
В это время уже начинает обрисовываться подход В.А. Фаворского к оформлению книги, развитый им впоследствии. Он говорит: «Я не иллюстрирую произведения,
а создаю книгу».
Это касается и искусства шрифта, и пропорций разворота, композиционной роли и места иллюстраций, орнамента и заставок. Важно отметить
то значение, которое имеет в общем строе книги, как единой композиционной структуры, ксилография. Пластические качества гравюры, её соответствие
содержанию и материалу издания В.А. Фаворский всегда использовал с максимальной выразительностью и с большим тактом.
Особое место в его творчестве занимает работа над трагедией «Борис Годунов». Первым обращением к этому произведению стала гравюра 1940 года «Пимен и Григорий»
для фронтисписа неосуществленного издания.
В 1954 году он приступает к оформлению издания трагедии, уже имея удачный опыт работы над историческими произведениями.
В 1954–1955 гг. Фаворский работает над оформлением трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Фаворский оформляет всю книгу целиком: фронтиспис с портретом А.С. Пушкина, титул с изображением Гаврилы Пушкина — одного из персонажей трагедии
и предка автора. Большие развороты заняты сценами «Воцарение Бориса» и «Борис и юродивый», малые развороты — «Корчма» и сцена у Лобного места.
Постраничные иллюстрации: «Пимен и Григорий», «Монолог Бориса», «Борис у детей», «Сцена у фонтана», «Смерть Бориса», концовка «Народ безмолвствует».
Все иллюстрации выполнены в технике ксилографии. В этом виде гравюры В.А. Фаворский был непревзойдённым мастером, создавшим свою школу. Коллекции
графических произведений народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского являются одними из самых ценных в составе музейных собраний.
(вернуться)

 
 

Иллюстрации
к произведениям

 

вернуться в начало

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биографии
писателей

 

Читальный
зал

   

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) Репродукция иллюстрации В. Фаворского к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)
Репродукция иллюстрации В. Фаворского к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

… главные достижения советской ксилографии связаны прежде всего с книгой. Мы по праву можем гордиться нашей советской школой ксилографов-иллюстраторов, сложившейся еще в 20-30-х годах, — это одно из крупнейших явлений в современном искусстве. Мастера гравюры подходили к книге как к единому художественному организму. Они делали не только иллюстрации, но продумывали все элементы оформления — переплет, суперобложку, заставки и другие украшения. Формат книги, расположение иллюстрации на листе, выбор (а иногда и создание) шрифта — все это было делом художников. Главная цель их работы — соответствие внешнего облика книги стилю и характеру литературного произведения.

В результате этих условий возникали подлинные шедевры книжного искусства, в которых органически сочетались все элементы графического оформления и мысль писателя выступала особенно выпукло и ярко.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) Инициал к роману А. Франса "Суждения господина Жерома Куаньяра" 1918

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)
Инициал к роману А. Франса «Суждения господина Жерома Куаньяра» 1918

Обращение к ксилографии для оформления книги было не случайным. Ксилография всегда была спутником книги. Гравированную доску можно прямо вставлять в набор и печатать (правда, небольшими тиражами) на обычной типографской машине. По своему внешнему виду гравюра на дереве с ее черными штрихами хорошо сочетается со шрифтом, причем для художника тут открывается безграничное поле деятельности: черный жирный шрифт можно сочетать с легкой тоновой гравюрой, или более светлый и тонкий шрифт — с гравюрой интенсивной и контрастной. Книжное оформление — это целое искусство со своими законами, сложностями и открытиями.

Ведущим мастером советской книжной гравюры, создателем этого чудесного искусства и его теории является В. А. Фаворский (род. 1886). На протяжении почти полувека он нарезал около тысячи досок — почти исключительно книжных иллюстраций. Десятки книг украшены его великолепными гравюрами. И каждое произведение он иллюстрирует по-разному, следуя не только тексту, но и стилю автора.

Для книги А. Франса «Суждения аббата Жерома Куаньяра» он сделал заглавные буквицы с фигурками, возродив старинную традицию украшенного алфавита. Но самые эти буквицы отнюдь не стилизованы, фигурки живы, объемны, помещены в конкретную пространственную среду.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) Инициал к роману А. Франса "Суждения господина Жерома Куаньяра" 1918

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)
Инициал к роману А. Франса «Суждения господина Жерома Куаньяра» 1918

Графические приемы Фаворского поразительно разнообразны. С одинаковой виртуозностью он владеет пятном, силуэтом, контуром, белым штрихом. Ровная, параллельная штриховка придает его гравюрам мягкий серебристый колорит, энергичные росчерки сообщают им динамику. В гравюрах Фаворского особенно ценны пластичность формы, пространственная глубина, переданные простыми средствами, не нарушающими плоскостность листа. Подобное сочетание объема и плоскости мы встречаем на фресках древнерусских мастеров.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) Инициал к роману А. Франса "Суждения господина Жерома Куаньяра" 1918

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)
Инициал к роману А. Франса «Суждения господина Жерома Куаньяра» 1918

Влияние старинных фресок чувствуется в иллюстрациях Фаворского к «Борису Годунову». Крупные фигуры заполняют весь лист, композиция спокойно-тяжела и величественна. Неторопливый и строгий строй трагедии Пушкина нашел свое выражение в столь же строгих ритмах гравюр.

Турова В.В. ‘Что такое гравюра’ — Москва: Советский художник, 1963 

В иллюстрациях мне нужно было рассказать о Борисе Годунове, а также о Лжедмитрии.

У меня были взяты разные форматы иллюстраций: иллюстрации на всю страницу — страничные, большие развороты из двух страничных иллюстраций и малые развороты из двух иллюстраций, занимающих только часть страницы.

Для изображения разных событий в трагедии я подбирал те форматы иллюстраций, которые им наиболее подходят. Прежде всего большой разворот — воцарение Бориса; потом страничная иллюстрация — Пимен; опять страничная — монолог Бориса; малый разворот — корчма; страничная иллюстрация — Борис у детей; тоже страничная — сцена у фонтана; потом большой разворот — Борис и Юродивый; страничная — смерть Бориса; сцена у Лобного места — малый разворот; и в конце трагедии концовка — «народ безмолвствует».

Самая ответственная иллюстрация для меня была — Борис и Юродивый, кульминационный момент всей трагедии. Поэтому я выбрал разворот — одну из самых больших иллюстраций. Здесь Юродивый обвиняет Бориса при всем народе в преступлении, и Борис не оправдывается, а смиряется с обвинением.

В.А.Фаворский. Из книги «Рассказы художника-гравера». О том, как я оформлял «Бориса Годунова» Пушкина

Информация с сайта магазина антикварной книги «Русский библиофил» на Чистопрудном бульваре:

Пушкин А.С. Борис Годунов. [С иллюстрациями Б.Зворыкина]. Париж, [1927]. Тираж 955 экз. В библиофильском цельнокожаном переплете. Золотой обрез. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность. Текст на французском языке.

Автор:Пушкин А.С.
Год издания: 1927
Век: 20
Цена: 120000 руб.

Pouchkine A. Boris Godounov. [l’illustration et la decoration de l’ouvrage ont ete executees par Boris Zworykine; traduction francaise de A.Baranoff]. Paris, l’edition d’art H.Piazza, [1927]. – Пушкин А.С. Борис Годунов. [Иллюстрации и украшения выполнены Борисом Зворыкиным; перевод на французский язык А.Баранова]. Париж, [1927]. 137 с.; с иллюстрациями в тексте и 14 иллюстрациями на отдельных листах. 22,8 x 16 см. Тираж 955 экз. В библиофильском цельнокожаном переплете эпохи (мастерской Ch. de Samblanx) с цветным и золотым тиснением на крышках и корешке, золотыми дублюрами. Золотой обрез. Блок с двух сторон не обрезан. Сохранены издательские обложки. Экземпляр № 412, на бумаге «velin des papeteries de Rives». Раскраска иллюстраций выполнена вручную. Отличная сохранность.

Иллюстрации и украшения для настоящего издания являются одной из наиболее знаменитых работ художника Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1942) в области книжной графики. Отличительной особенностью книги является великолепное кружево виньеток, заставок и рамок, тончайшая скань узоров. Для иллюстраций характерны реалистическое представление пространства и тщательность в изображении деталей. Картины из русской действительности рубежа XVI-XVII веков многоцветны и колоритны, но, в то же время, они не переходят в пестроту.

«Борис Годунов» среди многих произведений А.С.Пушкина становился предметом интереса художников довольно редко. Поэтому тем значительнее вклад Б.Зворыкина в сокровищницу русской книжной графики. Иллюстрации были подготовлены Зворыкиным в Париже в 1925 г. Настоящее издание стало одним из шедевров, созданных Зворыкиным по заказу издательства «Пьяцца», среди которых «Сказки Пушкина», «Москва и деревня в гравюрах и литографиях Г.К.Лукомского», «Поэмы» Альфреда де Мюссе. Но именно в «Борисе Годунове» Б.Зворыкин продемонстрировал виртуозное владение орнаментальным искусством. То, что получило неподражаемое воплощение в художественном убранстве этой книги, зародилось еще в юности, когда Б.Зворыкин увлекся «русской темой». Любовь к русской старине – фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала источником богатейшей художественной фантазии, «выплеснувшейся» на страницы «Бориса Годунова». Страницы книги украшены гравированными рамками на полях в старопечатном стиле.

Борис Зворыкин (1872-1942) не принимал участия в таких эпохальных для отечественного искусства выступлениях, как выставки Московского товарищества художников, «Мир искусства» и «Голубая роза». В 1892-1893 г.г. Зворыкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1898 г. он иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств И.Д.Сытина, А.И.Мамонтова, И.Н.Кнебеля, А.Ф.Маркса и А.А.Левенсона. В 1903 г. в одном из московских издательств вышла с его иллюстрациями и в его оформлении книжка «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина, ставшая первым серьезным опытом художника в области иллюстрирования произведений великого поэта. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек. Он был высоко оценен членами императорской фамилии, имевшей особое расположение к национальным художественным образам.

Дополнительная информация о Борисе Годунове и его правлении:

«Борис Фёдорович Годунов (1552 — 13 (23) апреля 1605) — дворянин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года — русский царь…»

***

Источники:

http://skaz-pushkina.ru/ill_9.html

http://blog.i.ua/community/1952/601086/

http://www.crown6.org/publ/75-1-0-1086

March 7 2018, 18:56

Categories:

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Cancel

Борис Годунов с рисунками Евгения Кибрика

Вот такая книга выходит скоро в серии «Образ Речи»

Александр Пушкин

Борис Годунов

с иллюстрациями Евгения Кибрика

Одна из последних работ Евгения Кибрика, работал он над этими иллюстрациями пять (!!!) лет. Это, кстати, ответ, почему с такого уровня иллюстрациями книг уже не будет :( И все, что мы можем, это пользоваться плодами прошлого.
Была проделана огромная работа, большое количество зарисовок, эскизов, поиск натуры для основных персонажей. Для Бориса Годунова позировало сразу несколько актеров Малого театра, ради образа Юродивого художнику пришлось летать в Киев в Лавру, а потом бродить по психбольницам, бородачей искали по всей Москве (ведь у каждого борода растет по-разному!), а для поиска интерьеров приходилось открывать запасники в Кремле. И даже каждую маленькую розетку для отбивки художник искал долго и вдумчиво, находя в самых неожиданных местах, например, на могильном камне Кочубея.

То, что кажется очень простым, на самом деле сложнейшая техника — рисовалось чернилами для авторучки. Это значит, что править работы было нельзя, рисовать быстро и без помарок, за каждой работой — сотни эскизов.

В 60-х гг. книгу печатал Гознак, но и даже они не смогли передать все нюансы, игру света и тени. К счастью, в Третьяковской галерее сохранился полный (абсолютно полный, включая виньетки) комплект оригиналов. Вот с них и была сделана наша новая книга. В отличии от первого издания, мы решили сохранить «живой» край, именно таким (а не зажатым в прямоугольник) он и был на рисунках. Ничего не дорисовывали, вообще, ретуши по рисункам было очень мало.

Бумага  — мелованная, дорогая, типа как на Калевале (прошла ошибка, что офсет). Печатала Латвия. Переплет — составной, с широким тканевым корешком, он заходит на переднюю сторонку.

Пять лет творческой жизни Евгений Кибрик отдал иллюстрациям к пушкинскому «Борису Годунову». Художник без устали искал модели для персонажей, смог попасть в недоступные обычным посетителям помещения Московского Кремля, даже образцы для орнаментальных розеток и концовок собирал по всей стране. Но всё же Кибрика интересовали не столько исторические реалии, сколько люди, их мысли и переживания. Его «Борис Годунов» — в первую очередь портретная галерея: глубокие, невероятно эмоциональные и потрясающе убедительные образы главных действующих лиц трагедии. А вот Пушкину было важно «воскресить минувший век во всей его истине». Совсем обойти вниманием эту авторскую идею Кибрик не мог. Все конфликты и ситуации — как говорил сам художник, все «действия в жизненной среде» — он сконцентрировал в небольших рисунках-заставках. И тогда цикл к «Борису Годунову» приобрёл законченность и историческую достоверность, к которой так стремился сам Пушкин.

  • Иллюстрация к рассказу бианки лесные домишки
  • Иллюстрация к рассказу белая цапля
  • Иллюстрация к рассказу белая уточка
  • Иллюстрация к рассказу барышня крестьянка для срисовки легкие
  • Иллюстрация к рассказу бабка