Краткая биография В.М. Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов родился в 3 [15] мая 1848 года в Вятской губернии (ныне Киров) в семье священника. Учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. С согласия отца покинул семинарию до её окончания и отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Васнецов выезжал за границу после окончания Академии, однако выставлять свои работы начал с 1869 года. Участвовал в экспозициях передвижников и был участником мамонтовского кружка (объедение русской интеллигенции, основанное в Риме, но получившее развитие в усадьбе мецената С.И. Мамонтова в Абрамцево).
Васнецов был членом Академии художеств, имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ со своим коренным древним творчеством).
Наиболее известен Васнецов своими картинами былинно-исторической тематики: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Одна из любимейших народом картин — «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). Сказка, всем знакомая с детства, буквально оживает на полотне Васнецова.
История создания картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»
Все художники по-разному готовятся к созданию своих творений. Одни долго вынашивают в голове идею, намечают план, готовят сотни эскизов — и только затем приступают к работе. Другие же действуют под влиянием чувств, интуитивно. Картина «Иван-царевич и Серый Волк» была написана согласно второму варианту.
В 1889 году Васнецов был поглощён работой во Владимирском соборе в Киеве (роспись собора заняла у художника десять лет!). Внезапно родилась идея картины, основанной на русской народной сказке про Ивана-царевича и Серого Волка. Для написания этой картины пришлось на время приостановить работу в киевском соборе — и, как результат, теперь весь мир может наслаждаться прекрасным полотном, воплощающим в себе все искренние человеческие чувства и русскую народную культуру.
Изобразительное искусство. 6 класс. Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь входит в комплекс учебников «Искусство. Изобразительное искусство» для 5–9 классов, разработанных в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечивающих преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.
Купить
Герои-беглецы
Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес.
Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши — дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах — доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье.
В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Её руки спокойно ( и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-Царевича. Она доверяет юноше, но сердце её ещё не спокойно, ведь погоня совсем рядом.
Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове — богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки. «Моделью» образа Елены Прекрасной стала племянница художника — Наталья Мамонтова.
Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.
Читайте ещё:
- Введение в учебное пространство изобразительного искусства
- Авангардизм и коммунизм: что их сблизило и разобщило?
- Русский авангард: с чего все началось?
- 5 литераторов, которые были ещё и художниками
Роль пейзажа в картине «Иван-царевич на Сером Волке»
Вся природа на картине отражает опасное положение героев, страх за будущее, тревожность от происходящего и испытания, выпавшего на их долю.
Под лапами Волка пролегает болото, по бокам — вековые деревья, покрытые мхом, ель и нехоженая тропка. Кажется, что сгинут сказочные герои в этой непроглядной тьме, заплутает Серый Волк и настигнет беглецов погоня.
Но есть в пейзаже на картине и светлые стороны, доказывающие, что всё у молодых будет хорошо. Дерево в цвету и болотные кувшинки символизируют надежду, новую жизнь, счастье и любовь. Яблоня, с чьих плодов и началась история героев, своими бархатно-воздушными цветками чудесным образом «перекликается» с одеянием Елены Прекрасной, добавляя нежность картине. Благодаря сочетанию дремучего леса и цветущего дерева, могучего волка и маленьких водяных лилий, суровой тревоги Ивана-царевича и спокойной нежности Елены Прекрасной полотно словно светится изнутри, обладает истинным волшебством и дарует веру в чудо.
«Путь к свету»
Мастерство Виктора Васнецова заставляет героев картины оживать перед нашими взглядами. Беглецы запечатлены в момент движения, «выхвачены» из стремительного бега. Кажется, ещё немного — и Серый Волк выпрыгнет с полотна и убежит, продолжая нести молодых людей.
В картину «Иван-царевич на Сером Волке» необходимо всматриваться, любоваться. Это не просто изображение любимых героев,знакомых с детства, а настоящая песнь русским сказаниям и былинам, отражение борьбы добра со злом и тернистый путь к счастливому будущему. Известное полотно Виктора Васнецова выставляется в Государственной Третьяковской галерее. В любой момент можно посетить картинную галерею и насладиться этой картиной и другими творениями гениального художника.
#ADVERTISING_INSERT#
- Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
- Год: 1889
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 249 × 187 см. Холст масло;
- Цена: Нет данных.
Содержание
- История создания и сюжет картины
- Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке»
- Главные герои
- Роль пейзажа
- Анализ композиции, роль цвета
- Коллекция известных картин Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов – русский живописец, известный картинами на былинно-историческую и сказочную тематику. Одна из его самых известных работ «Иван-царевич на Сером Волке» создана в 1889 году. Она хранится в Третьяковской галерее.
История создания и сюжет картины
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» – результат переработки автором народного сказочного сюжета, который был записан В. А. Жуковским в 1846 году. Однажды в саду царя Берендея кто-то стал воровать золотые яблоки. Трое царских сыновей вознамерились поймать злоумышленника. Это удалось сделать лишь младшему Ивану. Вором оказалась Жар-Птица. Царский сын не смог удержать её, но вырвал перо из хвоста. Берендей отправил своих сыновей на поиски птицы. Во время путешествия Иван-царевич лишился коня, которого съел голодный Серый Волк. Животное решило искупить свою вину, стало верным помощником младшего царского отпрыска. Волк помог Ивану отыскать Жар-Птицу, заполучить златогривого коня, выкрасть себе невесту Елену Прекрасную. Когда старшие братья отняли трофеи царевича, а его самого убили, Серый Волк оживил юношу и помог отомстить завистливым братьям.
Идея воссоздания сказочного эпизода впервые посетила Васнецова во время работы над росписями Киевского Владимирского собора. Интерес к русскому фольклору, сказаниям, былинам навеял живописцу сюжет будущей картины. Получилась волшебная иллюстрация к сказке: смелый, бесстрашный герой Иван-царевич с Еленой Прекрасной, ускользая от погони, уносятся вдаль верхом на верном помощнике Волке.
Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке»
Главные герои
Иван крепко заключил в объятия красавицу и напряжённо всматривается вдаль. Его выразительный взгляд выдаёт явную тревогу. Неизвестность пугает молодого человека, но он готов сразиться за свою суженую. За спиной смельчака блестит меч. Художник до мельчайших деталей прорисовал изысканный узор чёрных перчаток Ивана-царевича, расшитый кафтан, драгоценные камни и мех на головном уборе, дорогие сафьяновые сапоги. Каждая деталь подчёркивает высокое положение молодого человека. Материал одежды выписан настолько реалистично, что хочется прикоснуться к парче, бархату, сафьяну, золотому шитью.
Елена Прекрасная прижалась к своему спасителю, смиренно и печально положила голову ему на грудь, покорившись судьбе. Руки красавицы безвольно опущены на колени. Это тоже символ её покорности, безропотности. Она, видимо, думает о своей участи, доверенной доброму молодцу. Девушка облачена в роскошное голубое одеяние из парчи и шёлка, подпоясанное кушаком. Золотые сапожки, расшитый драгоценностями головной убор, нитка жемчуга напоминают о знатности и родовитости. Длинные русые волосы волнами струятся по плечам, развеваются от стремительной скачки. По оттенку они сочетаются с одеянием Ивана-царевича. По мнению некоторых искусствоведов, образ Елены Прекрасной писался Васнецовым с внешности его племянницы Натальи Мамонтовой.
Серый Волк быстро несётся вперёд, спасая беглецов. Уши его прижаты. Мощные напряжённые лапы застыли в маневренном прыжке через болото. Высунутый язык, выделяющиеся сухожилия и мускулы говорят об усталости. Человеческие глаза Волка раскрывают правду: это не обычное животное, а оборотень. Но в нём отсутствует кровожадное начало. Он помощник и преданный слуга, который пойдёт за Иваном-царевичем в огонь и в воду. Художник подчёркивает это с помощью цвета. Окрас Волка вовсе не серый, а золотисто-коричневый, гармонирующий с одеянием царевича.
Роль пейзажа
Декорациями к сказочному сюжету служат дремучий, непролазный лес с покрытыми мхом вековыми деревьями и непроходимое лесное болото. По задумке мастера природа на полотне отражает опасность, угрожающую героям, их страх, тревожность, неуверенность.
Но вот в зловещем полумраке появляются светлые мерцающие пятна, вносящие оживление и надежду, – лилии, синие цветы в густой траве и цветущая яблоня. Это то самое дерево с золотыми яблоками из сада царя Берендея. Так живописец напоминает зачин русской сказки.
Анализ композиции, роль цвета
При взгляде на полотно возникает ощущение, что главные герои не просто скачут, а летят над зловещим болотом. Фигуры расположены по диагонали, это создаёт иллюзию быстрого движения, стремительного бега. Ещё чуть-чуть, и Серый Волк вынесет беглецов за пределы картины, и они скроются из глаз.
Вертикальная композиция призвана подчеркнуть приближающуюся опасность и пугающую неизвестность. Ту же цель преследуют красные детали, тщательно выписанные художником: красная шапка Ивана-царевича, ножны, сапоги, язык Волка окружают героев тревожным четырёхугольником. На первый взгляд кажется, что из него не выбраться.
Чтобы донести главную мысль картины, автор умело использует контрастные тона, противопоставление:
- тёмный лес – яблоневые цветы;
- напряжённый Волк – белоснежные лилии;
- тревожный Иван-царевич – покорная, нежная Елена Прекрасная.
Тёмные краски дремучего леса символизируют влияние злых сил, угрожающих героям. Ключевые фигуры, напротив, написаны яркими светлыми тонами, символизируя силы добра. Не случайно золотистый и голубой оттенки у славян означали чистоту, возвышенность, чудеса, магию. Автор убеждает нас: как и в любой волшебной сказке, добро победит зло, а персонажи с достоинством пройдут через все положенные испытания. Это подтверждают и нежные белые цветы, возникающие из тьмы леса. Они символизируют то, что ожидает измученных героев в конце сказочного повествования: надежду, безмятежное счастье и любовь.
Коллекция известных картин Васнецова
Картину великого русского художника Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» относят к одним из самых сказочных произведений изобразительного искусства. Этот признанный шедевр русской живописи является знаковой работой Васнецова, с которой хочется познакомиться поближе.
История создания картины
Полотно «Иван-царевич на Сером Волке» – итог работы мастера над народным сказочным сюжетом, который в 1846 году замечательно пересказал русский поэт Василий Жуковский, создав свое произведение по классическим канонам русских былин и сказаний.
Признаки волшебной сказки | |
Превращения | Серый Волк превращается в Елену Прекрасную и обратно в Серого Волка |
Сказочные помощники | Волшебный зверь — волк |
Чудесные предметы | Мертвая вода, живая вода |
Особенности сказки | |
Основной герой | Младший, 3-й сын царя |
Награда герою | Невеста, чудесная птица, златогривый конь |
Поединок | Отсутствует |
Троекратное повторение |
Караулить 3 ночи Поклониться 3 раза 3 испытания 3 раза трубят трубы |
Решение о переносе сказочного действия на холст созрела у Васнецова в период работы в киевском Владимирском соборе, где мастер, наряду с другими известными живописцами, участвовал в создании его интерьера.
читайте также
Виктор Васнецов
Известные картины Виктора Васнецова
Интерес к русским сказаниям и былинам сформировал у живописца сюжет будущего полотна — замечательную иллюстрацию к русской народной сказке.
Трудиться над картиной Васнецов начал в 1888 году, для чего оставил свою работу в киевском соборе. Первый раз полотно было представлено широкой публике на передвижной выставке в 1889 году.
АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Девочка на шаре
Сюжет картины
Предыстория сюжета полотна начинается с того, что царь поручил сыновьям поймать вора, кравшего золотые яблоки из его сада. Задачу выполнил только младший — царевич Иван. Преступником оказалась Жар-птица, но поймать ее не удалось. Иван лишь добыл ее перо.
Захотев стать обладателем необычной птицы, царь отправил своих сыновей на ее поиски. Во время путешествия Иван лишился коня, которого погубил Серый Волк. Последний, решив искупить свою вину, стал верным другом царевича. Он же помог найти Жар-птицу, выкрасть Елену Прекрасную и раздобыть златогривого коня.
Именно тот момент сказки, когда герой крадет свою будущую невесту и на волке убегает от преследователей, изображен на холсте Васнецова.
Описание картины «Иван-царевич и Серый Волк»
Иван-царевич выглядит серьезным и встревоженным. Он пристально всматривается вдаль, пытаясь разглядеть погоню.
Елена Прекрасная склонила голову на грудь Царевича. Смиренно сложенные руки подчеркивают, что она полностью отдает себя во власть Ивана.
Елена Прекрасная изображена в светло-голубум шелковом платье, отделанном золотом по нижней части и рукавам.
Серый Волк изображен с человеческими глазами. Его образ наполнен силой, отвагой, могуществом и преданностью.
Темный, мрачный лес будто олицетворяет собой злые силы, которые пытаются задержать героев и навредить им.
Цветущая яблоня вносит оживление в мрачный пейзаж. Она вселяет надежду на то, что у истории будет счастливый конец.
Болото, покрытое кувшинками, находится под ногами героев. На его фоне яркими пятнами выделяются болотные лилии.
Старые мрачные деревья поросли мхом. Они подчеркивают драматизм картины.
В основе сюжета – напряженный момент, когда Иван с украденной Еленой Прекрасной на Сером Волке убегает от погони. Царевич крепко и надежно держит девушку, беспокойно всматриваясь в лесную чащу. Елена покорилась судьбе: испуганная похищением, темным лесом и огромным волком, она пытается не смотреть по сторонам, прильнув к Ивану.
Беглецов окружают старые деревья дремучего леса, без листьев и поросшие мхом. Под ногами у героев болото, покрытое кувшинками. Справа на переднем плане изображена цветущая яблоня, вносящая в драматизм картины светлые нотки.
Иван-царевич
На Иване прекрасный кафтан из дорогой ткани. Подпоясан царевич зеленым кушаком. Бросаются в глаза черные рукавицы с узором. На голове героя красная шапка, а на ногах — красивые сапоги.
У молодого человека на лице серьезное и тревожное выражение. Повернув голову, он пристально всматривается вдаль, пытаясь разглядеть погоню. По его позе видно, что царевич опасается: у него могут отнять самое ценное — Елену Прекрасную. А висящий на перевязи меч как бы подтверждает, что Иван готов защищаться от врагов самым решительным образом.
Елена Прекрасная
На спине волка, в объятиях царевича, Елена Прекрасная. Русые волосы ее распущены и развеваются на ветру. На девушке светло-голубое шелковое платье, отделанное золотом по нижней части и рукавам. Шею красавицы украшают бусы из жемчуга. Ноги обуты в причудливые сапожки. Покрывающая голову шапочка украшена драгоценными камнями.
Елена склонила голову на грудь Ивана. Взгляд ее поникший, задумчивый, безразличный. Она полностью во власти царевича, что подчеркивают смиренно сложенные руки.
У образа Елены Прекрасной есть реальные прототипы — Наталья и Татьяна Мамонтовы.
ИНТЕРЕСНО: Картина Валентин Серова “Девочка с персиками”
Серый Волк
Фигура Серого Волка притягивает взгляд зрителя больше всего. У этого персонажа человеческие глаза, следовательно, Васнецов изобразил на полотне оборотня. Волчий взгляд направлен на зрителя.
Однако в зверином облике отсутствует кровожадность и жестокость. Его образ наполнен отвагой и преданностью. Художник изобразил Серого Волка очень сильным и могучим. Усматривается, что зверь совершает большие прыжки, грациозные и мягкие. Такие, что у зрителя создается впечатление, будто троица парит над землею.
читайте также
Картина Виктора Васнецова «Богатыри»
Высунутый из раскрытой пасти язык дает понять, что Волк устал. Преодолевать препятствия ему становится все труднее, и держится он из последних сил. Но он настроен решительно: несмотря на то, что с двумя седоками ему нестись все сложнее, передышку делать не собирается.
Это вселяет надежду: волшебный зверь сможет преодолеть все трудности, и беглецы будут спасены.
Темный, дремучий лес
Дорога сказочных персонажей проходит через древний лес. Старые деревья поросли мхом. Лес мрачный и страшный. Он словно олицетворяет собой злые силы, пытающиеся задержать героев и навредить им. Кривые ветви и корни строят преграды беглецам.
Цветущая яблоня
Яблоня и белые кувшинки вносят в мрачный пейзаж оживление. Сначала цветущее дерево на лесном болоте вызывает у зрителя чувство настороженности. Но ее присутствие на картине имеет большое значение. Она незримо связывает начало сказочного повествования с его счастливым концом.
Примечательно, что именно с яблони с золотыми плодами начинается сказка. И она же символизирует будущее начало новой жизни и любви, вселяет надежду на то, что все окончится хорошо.
читайте также
Картина «Аленушка» Виктора Васнецова
Роль цвета
Значение цвета на картине Васнецова можно увидеть, если более внимательно изучить детали полотна. Так, изначально кажется, что, контрастируя, яблоня не вписывается в цветовую гамму холста. Но именно ее цвета, красивые и насыщенные, дают веру в спасение и счастливый конец.
Серебристо-белые краски кувшинок и яблони гармонируют с одеждой Елены и включены в единую цветовую гамму полотна. Вследствие этого произведение наполнено таинственным сиянием, создавая чувство прикосновения к чуду, сказке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Картина “Боярыня Морозова”
Судьба картины
В феврале 1889 года картина была представлена на XVII Передвижной выставке в Петербурге. И даже среди таких великих произведений, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Пасмурный день на Волге» Левитана, «Первая зелень» Остроухова, она не затерялась.
Современники Васнецова восприняли картину положительно. Особой похвалы были удостоены выставленные на обозрение публики народные образы прошлого и умение художника серьезно подойти к изучению старины. Отмечено, что до него никто так натурально не смог изобразить сказочный лес.
Очень естественно донесена до зрителей византийская красота Ивана-царевича и Елены Прекрасной, сглаженная чертами русской народной сказки. Их образы создают цельное и приятное впечатление.
читайте также
Виктор Васнецов
Виктор Васнецов
Наиболее выразительно высказался о картине крупный промышленник и меценат С. Мамонтов:
«Твой царевич на волке привел меня в восторг; я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества. Исполать тебе, великое спасибо! Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто-нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу, как твоя картина. Вот где поэзия! Молодец!»
В настоящее время картину Виктора Михайловича Васнецова можно увидеть в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.
В свете всего вышесказанного напрашивается вопрос: какие еще тайны вложил в свое произведение великий русский художник, если они побуждают зрителя невольно сопереживать персонажам?
Какие эмоции у вас вызывает картина? Делитесь мнением в комментариях!
«Иван-царевич на Сером Волке» Васнецова, или кусочек сказки от художника
2 года назад · 9245 просмотров
Добавим немного сказки в наши серые ноябрьские дни. А уж главный по сказкам у нас, конечно же, Виктор Васнецов. Вот его картину «Иван-царевич на Сером Волке» мы и обсудим.
Сквозь лесные чащи мчится с около сверхзвуковой скоростью волчище. Лапища мощны, глаза совсем человеческие, а морда добрая и совсем не злая – волк наш друг. Тут он практически главный герой – пассажиры на нем никак не влияют на события, все в руках, тьфу, то есть в лапах у нашего серого друга.
Виктор Михайлович Васнецов – «Иван-царевич на Сером Волке», 1889
Кстати, на картине волк не очень то и серый, больше отдает золотым, как костюм Ивана. Тут Васнецов решил поиграть с оттенками и дать персонажам созвучие: эти двое явно заодно. Царевич в богатом золотом костюмчике, полон решительности и явно в напряжении. Понятное дело, погоня в самом разгаре.
Давайте немного отмотаем к началу (обожаю такие приемы в фильмах). У царя Клима был чудесный сад, где и росли ценные фрукты. Их начала воровать Жар-птица, ну и царь отправил за ней своих сыновей. Естественно, старшие были ни о чем, а вот Иван и выгодно обменял коня на волка (тот съел скакуна), и жену выкрал, и вообще отлично устроился.
Правда были в сказке и так себе повороты. Братья убили царевича (спасли волк и живая вода), сам Иван обманул кучу народа для своих свершений, да и волк тот еще выдумщик на аферы… Что-то меня повело в сторону, заболтался))
Наши герои поближе. «Помчался серый волк с Иваном Царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает»:
Мы же в сказке. А в сказке как было – после начала прекрасной дружбы (уловили отсылку?) волк помогает Ивану найти Жар-птицу, выкрасть Елену Прекрасную, обмануть злых братьев и даже преодолеть смерть. В более поздней версии появились Кощей, Баба-Яга, Леший, царь Афрон и даже змей с 12-ю головами. Короче, Мстители позавидовали бы.
Ну так вот, волк малясь перепугал Елену, поэтому она сидит смирно и немного отрешенно, на Ивана она взглянет только при остановке. Она покорно отдает свою судьбу царевичу, впереди еще куча сюжетных твистов, обязательно прочтите сказку))
Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями. Вообще Васнецов круто изображает детали одежды: прям чувствуешь шершавость и тяжесть бархата, золотого шитья и сафьяна.
Дочка известного мецената Мамонтова позировала для этюда к картине. Похожа:
Сказочной атмосферы добавляет обстановка. Волк перепрыгивает болото (зловещее, понятное дело), сзади туманный и глухой лес, а справа неожиданно цветет яблоня – именно с похищения золотых яблок и начинается сказка. Да и болото не такое страшное — там довольно милые кувшинки.
Картина частично построена на контрастах: темный лес и яркая яблоня, тревожный Иван и покорная Елена, темнота вокруг и свечение от героев.
Глухой лес, туманище, дело явно обстоит утром:
Васнецову удалось подарить нам кусочек сказки. И я там был, мед-пиво пил…