- Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
- Год: 1926:
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 214×452 см. Холст масло;
- Цена: На аукционах не выставлялась.
Содержание
- Истоки и создание шедевра
- Сказочный мир сонного царства на картине
- Глубокий смысл шедевра
- Коллекция известных картин Васнецова
Картина «Спящая царевна», по мнению художника-передвижника Михаила Нестерова, является неожиданной и поэтичной живописной работой Виктора Васнецова. Ее оригинал размером 214 x 452 см, написанный на холсте маслом, хранится в московском Доме-музее В. М. Васнецова, расположенном в переулке, носящем его имя.
Истоки и создание шедевра
Сюжет, изображенный на полотне Васнецова «Спящая царевна», довольно распространен в средневековом фольклоре. Затем он был перенесен в произведения европейской литературы, самыми известными из которых являются сказки братьев Гримм и Шарля Перро. Но для русского художника источниками вдохновения стали поэтические творения «Спящая царевна» Василия Андреевича Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина. Ранние эскизы своей работы живописец сделал еще в начале 1880-х годов. В 1901 он пришел к мысли создать живописный цикл из 7 полотен под названием «Поэма семи сказок». Первой из них как раз и стала «Спящая царевна», которая писалась и дорабатывалась с 1900 практически до самой смерти в 1926 году.
«Спящая царевна» впервые предстала перед публикой на «Посмертной выставке картин и рисунков В. М. Васнецова», устроенной уже после ухода великого художника из жизни.
Сказочный мир сонного царства на картине
В своем творении живописец отразил эпизод, когда, уколовшись веретеном, царевна вместе со всем королевством впала в длительный 100-летний сон.
На холсте предстает открытый терем, в котором в центральной части на узорчатом деревянном помосте заснула прекрасная девушка в золотом венце и роскошном сарафане, расшитом золотыми нитями. О внезапности ее сна свидетельствуют рассыпанные по плечам каштановые волосы, безвольно повисшая рука, туфелька, упавшая на пол, которую некому подать.
Вместе с царевной заснули все. На ступеньках у помоста забылась сном босоногая девчушка, уронив белокурую головку прямо на огромную книгу, которую она читала.
Слева задремали девушки-чернавки, бросив свои занятия, склонившись друг на друга в разных позах. Неподалеку от них, запрокинув голову, дремлет старая нянька с пушистым спящим котом на руках. С правой стороны склонили головы и спят седовласый старик, гусляр и шут.
Сон настиг животных и птиц. Неподалеку от девочки спят бурый медвежонок, рыжая лисичка и длинноухий заяц. Неподвижно застыли на ветках попугаи с причудливыми хвостами, лебеди в пруду, горлицы, сидящие на перилах. Создается ощущение, что даже деревья и цветы, самыми многочисленными из которых являются алые маки, нагоняют дрему. Кажется, что терем с высокими колоннами, поддерживающими крутые своды, замысловатыми узорами стен, вымер.
Только козлиный череп, насаженный на посох и обмотанный черным полотном, смотрит на мир открытыми глазницами. Он является воплощением дьявольской силы, которая неусыпно следит за тем, чтобы наложенное проклятье было исполнено.
Глубокий смысл шедевра
«Спящая царевна» – не просто талантливая иллюстрация сказочного сюжета. Она несет в себе глубокий смысл. Многие искусствоведы считают, что на картине предстает аллегорическое изображение Руси. Известно, что художник не принял Октябрьскую революцию 1917 года, но, безмерно любя родину, физически не мог покинуть ее. Однако та Россия, которая была им любима, ушла в прошлое, поэтому мастер все больше отдавался живописи, отражавшей сказочное и былинное бытие.
На его картине одурманенная, заколдованная Русь-царевна со всеми ее подданными погрузилась в глубокий сон, не чуя и не ведая, что происходит вокруг. Сумрак царит в светлице. Но вдалеке видны иные разноцветные терема. Возможно, в них – совсем другая жизнь, откуда и придет добрый молодец, чтобы разбудить Русь-царевну от тяжкого сна.
Сказочные полотна Васнецова наполнены скрытой тоской и болью от происходящего в реальной жизни. Художник хотя бы на время уходил в волшебный мир своих картин, мечтая о лучшем мире.
Коллекция известных картин Васнецова
«Спящая царевна» ходит в цикл Виктора Васнецова «Поэма семи сказок». По замыслу художника, в ней были запланированы такие сюжеты: «Спящая царевна», «Баба-яга», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Сивка-бурка» и новый вариант «Ковра-самолета».
Можно все эти прекрасные картины рассматривать как иллюстрации к сказкам, и такой взгляд, во-первых, имеет право на жизнь, а во-вторых — оправдан. Иное дело, что он раскрывает далеко не всё, что важно в «Поэме семи сказок». Сюжет «Спящей царевны» базируется на «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и «Спящей красавице» Шарля Перро.
Как иллюстрация картина великолепна, декоративное мастерство Васнецова в ней выше всяких похвал. Какие яркие, узорные орнаменты! Как старательно и изящно расписаны ткани платья, до чего великолепен колорит. Какие сочные типажи сюда попали! Просто праздник какой-то. Правда, сюжет не радостный, но ничего, мы же знаем, что суженый красавицу поцелует, от дурного колдовского сна она очнется, дурман развеется. Подступающий ко дворцу лес трактуется как победа жизни над небытием, женский и мужской образы над спящей царевной предрекают счастливое воссоединение влюбленных.
Все это мы «прочтем» в картине, рассматривая ее как комментарий к народным сказкам и вырвав из контекста жизни художника и эпохи.
Попробуем учесть их. Сегодня мы не можем с точностью сказать, что имел ввиду Васнецов, когда ушел в свою «Поэму семи сказок», о чем так яростно пляшет его «Царевна-лягушка», что за безумие в лице Бабы-Яги, и о чем вообще эти иллюстрации, которые гораздо больше чем иллюстрации. Ступаем на зыбкую почву предположений. Васнецов резко отрицательно отнесся к революции. От эмиграции он отказался, поскольку не мыслил себя без Руси. Беда в том, что его Руси больше не было, а революционную он не принял («нерусью» называл). Васнецов ушел во внутреннюю эмиграцию – в сказки. Сегодня многие критики сходятся в том, что героиней его «Поэмы о семи сказках» стала сама Русь. Это она одурманена, заколдована, без чувств и сознания спит на скамье. И все жители ее уснули на скамьях, не чуют и не ведают, что творится вокруг них. Маленькая девочка спит на Голубиной книге – некому спросить ее о происходящем, некому услышать ответы. Справа видна палка, укутанная черной накидкой и увенчанная черепом козла (в христианстве – символ дьявола) – и его-то глаза кажутся открытыми. Слева виден уснувший стражник, некому оказалось защитить царевну. Спят старики и добры молодцы, старухи и девушки, спят дети, птицы и звери. Спит Русь. Сумрачно в этой светлице. А там, вдали видны цветные терема. При взгляде на них кажется, что жизнь там не остановилась. Придет ли той дорогой добрый молодец, расколдует ли красавицу?
Если в таком контексте рассмотреть прочие картины этого цикла, они тоже приобретают дополнительный смысл. Ей, красавице-Руси, нашептывает лживое Кащей. А как тосклив ее взгляд в образе Царевны-Несмеяны, и как уродливы все эти пляшущие и кривляющиеся вокруг нее скоморохи. На одном из эскизов к этой картине девушка изображена у зарешеченного окна. Как ей, наверное, хочется вырваться на свободу!
Что уж говорить про сравнительный анализ «Ковра-самолета» 1880 года и 1926-го. «Свободно и широко дышится счастливым героям васнецовской сказки среди этого необъятного простора», – утверждает Василий Осокин, глядя на второй «Ковер». Согласимся ли мы с ним? Неподвижен и пейзаж, и ковер. И влюбленные на нем отнюдь не кажутся такими уж счастливыми…
Засим покидаем область предположений. Но что Васнецов революцию не одобрил, а работой над «Поэмой семи сказок» с особой страстью занялся после 1917 года – вполне факты. Равно как и его удивительные сказочные картины, в которых многое сокрыто.
Автор: Алена Эсаулова
Название | Спящая царевна |
Страна, художник | Россия, Виктор Васнецов |
Год | 1926 |
Жанр | мифологический |
Находится | Дом-музей имени Васнецова, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картина Васнецова «Спящая красавица» – одна из иллюстраций к циклу «Поэма семи сказок». Для произведения художник выбрал тот эпизод, когда молодая царевна укололась веретеном и впала в долгий столетний сон, а вместе с ней заснуло все ее королевство.
На полотне представлен открытый терем. В центре на помосте возле прялки спит царевна. Ее волосы разметались, руки безвольно повисли, одна туфелька упала на пол – все говорит о том, что девушка заснула совершенно внезапно. Богатое, расшитое парчой платье и золотая корона отличают ее от простых людей, спящих вокруг.
На ступеньках возле помоста прикорнула маленькая девочка, читавшая Голубиную книгу.
В левой части холста дремлют девушки. Они склонились друг на друга во всевозможных позах, оставив свои занятия.
Справа спят, склонив головы, шут, гусляр и седой старец. Животные и птицы тоже погрузились в сон – маленький бурый медвежонок, лисица, кот, горлицы на перилах, лебеди в пруду, попугаи на ветвях. Даже окружающие деревья – дубы и темные ели, кажется, навевают дремоту.
Глаза открыты только у козлиного черепа, насаженного на посох, обмотанный черной тканью. Это воплощение темной силы, дьявол, следящий за исполнением проклятья.
Картину можно рассматривать просто как талантливую иллюстрацию, но как любой живописный шедевр, она скрывает в себе глубокие смыслы. Если выйти за рамки сказочного сюжета и рассмотреть социально-исторические аспекты, то окажется, что «Спящая царевна» – это аллегорическое изображение Руси.
Васнецов не одобрял революцию, от иммиграции отказался из-за любви к родине. Но той России, которую он знал и любил, уже не осталось, поэтому после 1917 года художник с головой ушел в сказочную и былинную живопись. В его картине Русь-царевна и все ее подданные заснули глубоким сном и не видят того ужаса, что творится вокруг. Спят даже воины – некому защитить девицу. Остается надеяться только на дальние терема-страны, в которых жизнь, кажется, не остановилась. Придет ли оттуда принц, который разбудит девушку-Россию от страшного сна?
В своих мифических полотнах художник скрывал свою боль и тоску, ужас от происходящего. Он словно сам мечтал забыться столетним беспробудным сном, чтобы проснуться в новом лучшем мире.
Картина «Спящая царевна» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят следующие произведения: «Царевна-Несмеяна» (1916), «Царевна-лягушка» (1918), «Баба-Яга» (1917), «Кащей Бессмертный» (1917–1919), «Сивка-Бурка» (начало 1920-х) и «Ковер-самолет» (1920–1923; 1925). Васнецов задумал их в 1880–1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.
Мотивом для задуманной Васнецовым картины послужил весьма распространенный в европейской литературе сюжет о спящей красавице, широко известный в эпоху Средневековья и Новое время. Это был так называемый бродячий сюжет, то есть основные его черты обнаруживаются неизменными в фольклоре разных стран. Наиболее известные варианты сказки принадлежат европейским сказочникам Шарлю Перро и братьям Гримм, из русских сказок известен поэтический перевод В.А. Жуковского.
Художник изобразил расписной терем, где на террасе на высоком ложе уснула царевна. Рядом с ней погрузились в сон по-старинному одетые сенные девушки, скоморох, гусляр, дрессировщик медведя, населяющие сказочное царство звери и птицы. В самом центре картины у ложа царевны на раскрытых страницах «Голубиной книги» спит девочка-семилеточка. Даже сквозь сон она вникает в запечатленный на страницах текст:
У нас белый свет
от суда Божия,
Солнце красное
от лица Божьего,
Млад-светел месяц
от персей его,
Звезды частые
ризы Божии,
Ночи темные
думы Господни,
Зори утрени
[Очи Господни]
«Голубиная книга» и читающая ее девочка стали смысловым центром всей картины, обогатив сказочный сюжет религиозно-философскими размышлениями о Божественном мироздании. Соединив сказочный мотив с христианским, художник наполнил картину духовным содержанием.
Современники Васнецова считали «Спящую царевну» одним из лучших его произведений. «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник», – писал о ней М.В. Нестеров.
Виктор Михайлович Васнецов известен прежде всего своим умением отражать в живописи народный дух русского фольклора.
Картина «Сказка о спящей царевне» уносит зрителя в волшебный мир сказки. Для её написания автор использовал насыщенные и яркие краски преимущественно тёплых тонов, поэтому, смотря на картину, сразу ощущается необычность, сказочность происходящего.
Центральное место в композиции занимает фигура самой Спящей Царевны. Её веки прикрыты, руки раскинуты, тело немного повернуто к зрителю. По преданию, она уколола пальчик веретеном, после чего сбылось давнее проклятие – заснула не только красавица, но и все царство.
Вокруг Царевны спят её служанки, спят даже птицы, звери, деревья и цветы. Картина статична настолько, что создаётся впечатление, что даже легкий ветерок никогда не потревожит их крепкий сон.
Каждая деталь картины прорисована с высокой чёткостью. Лица у всех настолько разные, на каждом из них отмечается характер человека и последние его мысли. Задний план составляет внутреннее помещение терема, соседние здания с одной стороны, и дремучий лес с другой, к деталям которых можно присматриваться бесконечно. Так, можно заметить в росписи окружающих предметов множество символов солнца.
Лейтмотивом данного творения служит идея времени. Языческие мотивы мелькают на картине. Тело Спящей Царевны расположено перед двумя колоннами, украшенными двумя головами девушек, что обозначает живую и мертвую воду. Пока красота будет жить, над человечеством не будет властно ни время, ни смерть.
Сама сказка о Спящей Царевне выражает представление древних о цикличности природы, о постоянной смене сна и пробуждения. Связь героини с природой подчеркивается цветочными мотивами её платья и украшениями её ложа монументальными изображениями животных. Автор удивительно точно передал спокойной сон в ожидании новой жизни.
Год написания картины: 1900 — 1926.
Размеры картины: 214 x 452 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: литературная живопись.
Стиль: модерн.
Галерея: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия.
Картина «Спящая царевна», Виктора Михайловича Васнецова
Год: 1926
Содержание статьи:
Описание картины:
Спящая царевна — Виктор Михайлович Васнецов. Холст, масло. 214 x 452 см
Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Спящая царевна» в 1926 году. Полотно входит в цикл «Поэма семи сказок» (также там отражены предания о Бабе-Яге, Царевне-лягушке, Кащее Бессмертном, Царевне Несмеяне, ковре-самолете и Сивке-Бурке). Каждый образ иллюстрирует авторское прочтение известных сказок. В частности, в этом сюжете переплелись мотивы Шарля Перро и Александра Сергеевича Пушкина — романтического символизма и русских народных преданий.
Яркая, подчеркнуто декоративная картина демонстрирует царскую открытую беседку, погруженную в колдовской сон. Богатая орнаментика росписи, колонны, отделка внутренней части покоев не позволяет усомниться в том, что хоромы принадлежат именно государю.
Вокруг прекрасной царевны, замершей в неловкой позе на кровати, суетилось множество слуг, но и они под действием чар свалились кто на пол, кто на скамью. Самая юная прислужница спит на гигантском издании «Голубиной книги», что придает картине символический смысл.
По сюжету сказки известно, что главная героиня в этот момент готовилась к бракосочетанию, поэтому можно видеть и нанятого для увеселения гусляра, и шута, и дрессировщика с ручным медведем, но все эти гости погружены в забытье.
Из окон покоев видно, что даже природа застыла в безветрии. Могучие дубы и деревья, вплотную стоящие у беседки, охраняют зачарованный царский двор, но скоро наступит осень, и не замерзнут ли спящие на открытом воздухе?
Эта волшебная картина хранится в московском Доме-музее В. М. Васнецова, как и многие другие работы художника. Автор стал одним из первых русских художников, преодолевших стандартные рамки жанров и обратившихся к сказочному миру, былинной эпической живописи и лубочной эстетике, мастерски воспевших и возвеличивших народные предания.
Другие картины Васнецова и их описание
- Сочинения
- По картинам
- Васнецов
- Сказка о спящей царевне
Сочинение по картине Спящая царевна Васнецова описание
Картина Виктора Михайловича Васнецова «Спящая царевна» была создана в 1926 году. Сейчас она хранится в Москве. В дом -музее имени В.М.Васнецова. Ее могут посмотреть все желающие.
Картина представлена в виде иллюстрации к русской народной сказке о спящей царевне. При просмотре создается впечатление волшебства. Художник с точностью смог передать настроение того момента. На ней представлен сюжет, когда прекрасная царевна укололась об заколдованное веретено и замерла. Спасти ее и снять колдовские чары мог только ее возлюбленный. А пока, вместе с ней заснул весь дворец. Создается ощущение, что никто не сможет потревожить их беспробудный сон.
Общий образ картины дополняет наполненность яркими персонажами. Представлен богатый королевский дворец. Медведи и павлины на ветвях. Стены расписаны искусным узором и орнаментом. Сквозь яркие красные колонны на картине предстает вид на здания и прекрасную природу. Создается впечатление, что в этой картине все замерло в ожидание пробуждения.
На произведение представлены множество героев, которые окружают царевну. Сама она находится по центру. У нее и у всех персонажей по лицу читается спокойствие. И умиротворение. Одежда у них у всех праздничная и нарядная. Как будто ожидали праздника. Вероятнее всего готовились к свадьбе царицы. Так как на картине присутствует музыкант и шут. А их часто приглашали на веселье.
Сама царевна замерла в центре картины. И по ее силуэту можно сказать что все произошло неожиданно для нее. Тело ее и сопутствующих персонажей абсолютно расслаблены. Они замерли в движение.
Создание ощущения реальности способствует написание картины холодными красками с акцентами теплых тонов. Каждый персонаж несет индивидуальность и свой характер. Это связано с точностью прорисовки костюмов, изысканностью платьев, положению фигур и другого.
Наверно каждый, кто видел картину, остается под впечатлением мастерства художника. В.М.Васнецов с профессионализмом передал русский дух сказок. Смог показать их волшебный мир. И наверно, каждый кто посмотрит на эту картину, для себя увидит что то особенное и уникальное. Которое напомнит о сказке, где добро всегда побеждает зло. И обязательно для этой царицы наступит светлая полоса в жизни. Встретится добрый принц и спасет ее.
Описание настроения картины Сказка о спящей царевне
Популярные сегодня темы
- Айвазовский
Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой
- Сочинение по картине Грабаря Ясный осенний вечер
На картине изображен осенний пейзаж, присущий средней полосе России. Видно, что художник, работая над своей картиной, расположился на возвышении, с которого открывается вид на прекрасную равнину
- Сочинение по картине Кожина Церковь Покрова на Нерли 8 класс
На картине изображен белоснежный храм на берегу реки. Река тихая, спокойная, течение ее будто оберегает Божий дом от невзгод. На том берегу, где стоит зритель, высокая трава едва колышется от легкого ветерка.
- Остроухов
Творческая деятельность Ильи Семёновича началась в ранней молодости. С самого детства он и не думал, что станет известным живописцем. Остроухов увлекался коллекционированием природных богатств
- Сочинение по картине Портрет Милы Хабарова 7 класс
Стоя перед полотном, зритель видит, что на нем изображен не какой-то знаменитый человек или ученный, а простая девочка. Исходя из названия картины, понимаешь, что она посвящена девочке и зовут ее Мила