Иллюстратор детских сказок васнецов

4 апреля у художника, который
подарил детям незабываемую встречу со сказкой, Юрия
Алексеевича Васнецова, юбилей – 120 лет. Он
создал волшебный мир сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку. Создание
детской книги всегда было экзаменом для иллюстраторов. Ребенок сразу чувствует
фальшь, неискренность. Здесь
нужно все только неподдельное — и дух, и талант, и работа.
Высшей
оценкой творчества художников становится узнаваемость иллюстраций, которые
память будет хранить с детства.

Когда-то такая книжечка была почти у каждого
советского ребенка

Или такая

А может быть, такая

Сначала с восторгом рассматривались картинки,

а мама или бабушка читали: «Тили-бом, тили-бом, загорелся
кошкин дом» или «Козлятушки, ребятушки». По этим книжкам многие учились читать,
а потом читали их своим детям и внукам.

Рисунки Ю.А. Васнецова просты,
похожи на детские, и от этого очень трогательные. Они пропитаны русской
традицией – все эти рубленые домики, коты в валенках, зайцы в кафтанах, лисы в
сарафанах. Его звери мудрые, загадочные, сказочные.
У Васнецова, что ни зверь или птица, то яркая индивидуальность. Каждая
птичка или зверушка со своим темпераментом, со
своим оригинальным «лицом». Пожалуй, нет другого художника с таким редким даром
видеть в зверушках личности. Оттого и детям интересно их разглядывать и о них
рассуждать.

На иллюстрациях
Юрия Васнецова оживает особый мир – уютный, добрый, спокойный. И необыкновенно
красочный.
На свете мало людей, рождающих
праздник из своих фантазий, детских удивлений и перевернутого взгляда на то,
что всем знакомо. Юрий Васнецов – такой художник–праздник. Юрий Норштейн писал, что иллюстрациями
Васнецова можно лечить людей. А еще по
иллюстрациям Васнецова можно учить детей. Учить смотреть на мир открытыми
радостными глазами, видеть как разнообразен и как интересен этот мир. А если
еще и пофантазировать, насочинять, то получится сказка. «Сказка вошла в меня… Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела
сюда и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее
зачиналось и шло… Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем
сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из
него не сделаешь. А я ищу сказку
» – говорил Юрий Алексеевич.

Родился Юрий Васнецов 4 апреля
1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья
отца принадлежали к духовному сословию. Его
дальними родственниками были знаменитые русские художники братья Виктор и
Аполлинарий Васнецовы, а также русский фольклорист Александр Васнецов.

Славу себе
Вятская губерния заслужила, в первую очередь, своими кустарными промыслами:
игрушечным, кружевным, мебельным и сундучным. Мать Ю.А. Васнецова Мария
Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе. В памяти
художника на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные
короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках,
куклы-барыни. Костюмы, которые носили в его родных северных краях, и
праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и
расписные прялки и вышивки – все, что он видел с малых лет, пригодилось ему
потом для сказочных рисунков. С детства ему нравился всевозможный ручной труд. Он
шил сапоги и переплетал книги. Еще
мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей
яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Любимым
словом Васнецова было «интересно».

Он мечтал стать художником. В1921 году приехал в Петроград и поступил в Высшее
художественное училище при Академии художеств. Успешно закончил учебу в 1926
году.

Среди его учителей были Казимир Малевич и Кузьма Петров-Водкин (вот уж что
невозможно представить, глядя на васнецовских лошадок, кошечек и барашков!).
В 1928 году Ю.А. Васнецов впервые
попробовал себя в роли иллюстратора. Первыми книгами стали рассказы «Болото» и
«Карабаш» В. Бианки. После этого Васнецову поручили иллюстрировать русские
народные сказки. Здесь-то и раскрылся и заблистал талант Юрия Алексеевича. Ю.
Васнецов сделал такие иллюстрации к «Коньку-горбунку», что все «Коньки…», сделанные после Васнецова, – это
просто слабые отблески
. Через
много лет Юрий Гагарин, увидев на выставке васнецовского Конька-горбунка, летящего
среди звезд по черному небу, скажет: «Вот кто был первым космонавтом!»

С тех пор
книги многих прославленных детских писателей издавались с иллюстрациями
Васнецова. В тридцатые годы живопись Васнецова
достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер,
не схожий с работой близких ему художников.
В 1936 году он разрабатывает
для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю
по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной
литографской мастерской. В годы войны, сначала в
Перми, а потом в Загорске, Ю.А.Васнецов был
главным художником Института игрушки, в 1945 выпускает серию поздравительных
открыток.

В конце
1945 года, вернувшись в Ленинград, преподает в
ленинградской школе изобразительных искусств. Одна за другой выходят книги с
его иллюстрациями. В 1946 году ему присвоено звание Заслуженный художник РСФСР.
Книги издавались миллионными тиражами и не задерживались на полках магазинов
благодаря писательскому мастерству их авторов и неиссякаемой фантазии
иллюстратора: «Чудодейное колечко», «Краденое солнце», «Кошкин дом», «Небылицы
в лицах», «Ладушки», «Радуга-дуга».

Неповторимый, присущий только Ю. Васнецову художественный
стиль, мы и сегодня узнаем, даже мимолетно взглянув на иллюстрацию. Он создает
мощные, невероятно самобытные, праздничные вещи, ничем непохожие на тот
сюсюкающий и робкий стиль, утвердившийся после войны в иллюстрациях советских
книг для детей. В 1965 году вышла в свет книга «Ладушки». Главный редактор «Мурзилки»
писал тогда художнику: «Получаю со всех концов страны письма с просьбой помочь
купить «Ладушки»».

В тот год «Ладушки» были в центре советской экспозиции на
международной книжной ярмарке в Лейпциге, где книга Васнецова получила
серебряную медаль. «Ладушки» были выдвинуты на Ленинскую премию – вместе со
спектаклем «Маскарад» Ю. Завадского, фильмом Г. Козинцева «Гамлет» и книгой «Брестская
крепость» С. Смирнова. По этому поводу один из друзей разыгрывал доверчивого
Васнецова: «Композитору Шостаковичу заказан гимн на слова «Ладушки,
ладушки, где были — у бабушки»».

Премию Васнецову не дали, зато «Ладушки» неожиданно получили
золотую медаль ВДНХ. В 1966 году он получает звание Народный художник РСФСР.

В 1971 году по его иллюстрациям сняли мультипликационный
фильм «Терем-теремок», который можно смело отнести к шедеврам советской
мультипликации. Ю.А. Васнецов получает Государственную премию СССР.

Книжная графика,
хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. Он занимался
живописью постоянно, всерьез, но картины не демонстрировал публике, полагая,
что рискует быть обвиненным в формализме. Он сделал живопись тайным занятием и
показывал ее только близким людям. Но эти работы практически не были никому
известны. И только после смерти художника стали известны его тонкие и теплые
живописные работы, его изысканные живописные стилизации в духе примитива («Дама
с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой», 1932-1934). В них Ю. Васнецов
проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную
живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства,
которое он ценил и любил.

В своих пейзажах
и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных
по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно
возрождая традиции русского примитивизма. Лишь после смерти на выставках работы
Юрия Алексеевича Васнецова в полной мере обрели своих поклонников. Тогда стало понятно,
сколь велик был дар этого человека — являясь выдающимся «детским» художником,
он был и замечательным мастером живописи XX века.

Сегодня
происходит настоящий васнецовский ренессанс. Нет такого детского издательства,
которое не стремилось бы переиздать что-нибудь из его наследия. Издан уникальный
книжный проект — в издательстве «Красный пароход» вышел пятитомник «Материалы к
биографии великого художника». В эти пять исключительно красивых книг вошли
множество никогда не публиковавшихся работ художника, а также письма,
фотографии, воспоминания… Все это было любовно сохранено дочерьми художника –
Елизаветой и Натальей.

Однажды Юрия Алексеевича
спросили: «Какой вы получили самый
дорогой подарок?
» И он ответил: «Жизнь.
Подаренная мне жизнь».
Ответил так просто, незатейливо, искренне, как творил
свой удивительный чудесный мир.
Сказочник, тончайший живописец, мудрец и наивный ребенок Юрий
Алексеевич Васнецов.

Элеонора Дьяконова,
библиотекарь

Центральной
библиотеки им.А.С.Пушкина

Оформление детской книги всегда было и будет самым серьёзным экзаменом для иллюстраторов из-за неподкупной честности маленьких критиков. И высшей оценкой творчества художников становится узнаваемость их иллюстраций, которые память будет хранить с детства, когда эмоции и первые впечатления ещё не были затёрты жизненным опытом. 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой—Юрия Алексеевича Васнецова. О творчестве «сказочного» художника читайте в нашей статье.

Первый день апреля задаёт мажорную тональность всему месяцу—День смеха. 2 апреля мир отмечает Международный день детской книги—праздник без возрастного ценза (ведь «мы все родом из детства»), с обязательной улыбкой, теплом в груди и ворохом детских воспоминаний. А 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой—Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973гг.). Создатель волшебного мира сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку (ведь его рисунки зверей и птиц так похожи на игрушки), художник ещё при жизни был признан классиком в области детской книги. Юрий Алексеевич, любимым чтением которого до старости оставались сказки, так определил главную задачу своего творчества: «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и её щедрой природе».

Ю. А. Васнецов

«Сказочный» художник Юрий Алексеевич Васнецов родился 4 апреля 1900 г. в Вятке в семье священника, где дед и братья тоже были духовного сословия. Семья Юрия Алексеевича состояла в отдалённом родстве с известными русскими живописцами Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, а другой родственник—фольклорист Александр Васнецов, собрал более 350 народных песен северной России. Этот факт о многом говорит—и об атмосфере в семье, и о её «генетической» талантливости.

Иллюстрация к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» Ю. Васнецов

Славу себе Вятская губерния заслужила, в первую очередь, своими кустарными промыслами: игрушечным, кружевным, мебельным и сундучным. Мария Николаевна, мать художника, была известной в Вятке вышивальщицей и кружевницей. Такое культурное семейное наследие, народная, как сам художник говорил, «базарная», культурная среда стали благодатной почвой для развития его таланта. А талант был, поистине, многогранный (вектор деятельности Юры определялся словом «интересно!»): мальчик шил сапоги, переплетал книги, расписал стены своей комнаты, ставни и печки своих соседей затейливыми узорами и фантастическими зверушками, характерными для народного искусства. Уже в то время источником его вдохновения было народное творчество и фольклорные традиции. Позже заслуженный художник признавался:

«Всё ещё живу тем, что видел и помнил в детстве».

Иллюстрация к сказке «Три медведя» Ю. Васнецов

На радость многим поколениям детей верх взяла любовь к рисованию: молодой Юрий Васнецов принял решение стать профессиональным художником. Логика подсказала, что делать дальше: в 1921 г. Юрий Алексеевич приехал в Петроград и поступил на факультет живописи ГСХМ, который успешно закончил в 1926 г. Это было время, когда общество генерировало новые революционные идеи, а Петроград стал инкубатором революционных художественных идей. Среди петроградских учителей молодого Васнецова были: русский «сезанист» Осип Браз, русский «импрессионист» А. Карев, Александр Савинов, лидеры русского авангарда—Михаил Матюшин и супрематист Казимир Малевич. Вопрос о том, что удалось достичь Ю. Васнецову в живописи, долго оставался открытым. Индивидуальные особенности живописного языка мастера (художник стремился возродить традиции русского примитивизма) в его «формалистических» работах 1920-х годов свидетельствуют о его незаурядном таланте живописца.

«Дама с мышкой» Ю. Васнецов

Начавшуюся тогда кампанию по борьбе с формализмом, Юрий Алексеевич вполне обоснованно воспринял как предупреждение (идеологические преследования уже коснулись его книжной графики) и перевёл живопись в категорию увлечения, которое доверял только родным и близким друзьям-художникам. Его работы (в основном, пейзажи и натюрморты) практически никому не были известны и только после смерти художника получили достойное признание на персональной выставке в Государственном Русском Музее в 1979 г.

Достойной альтернативой живописи стала книжная графика. Молодой художник начал успешно сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства под руководством В.В.Лебедева. Успех Юрия Алексеевича был в его личных качествах, в его богатом воображении, прямым следствием которого стала креативная интерпретация темы образов русского фольклора—сказки. Уже в 1930-х годах Ю.Васнецов стал известным и узнаваемым иллюстратором детских сказок В.Бианки («Болото»), П.Ершова («Конёк-Горбунок»), К.Чуковского («Путаница», «Пятьдесят поросят»), Л.Н.Толстого («Три медведя») и автором забавных литографических эстампов для детей на те же сказочные темы. Поездка на Север в 1931 г. подтвердила правильность выбранного пути. Обращение к народным истокам, успешное соединение утончённой живописи с традициями народного искусства породило феномен «сказочной» живописи Ю.Васнецова, когда иллюстрации приобретают первостепенное значение, подчиняя себе текст.

иллюстрации юрия васнецова

Иллюстрации Ю. Васнецова

В иллюстрациях Ю.Васнецова цвету отведена главная роль, и это находка, которой до сих пор нет равных. Цвет становится первой азбукой—«цветовой», которую легко и радостно осваивает ребёнок: волк—серый, лиса—рыжая, гусь—белый. А для создания эмоционального настроения рисунков и усиления восприятия образов, художник использует цвет фона. Этот художественный приём, когда цвет становится средой происходящего действия, получил название «принципа волшебного фонаря». Постоянно ориентируясь на свой «вятский» мир, художник придавал своим сказочным персонажам особую выразительность, наряжая их в костюмы своего северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку—в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку «согрел» тёплой кофтой. И, помогая малышам правильно расставить акценты, оставлял злых волка, лису и медведя без одежды.

Иллюстрация к сказке «Три медведя» Ю. Васнецов

Книжная графика, хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. В годы войны, сначала в Молотове, а потом в Загорске, Ю.А.Васнецов был главным художником Института игрушки, преподавал в ленинградской школе изобразительных искусств, создавал костюмы и декорации спектаклей по пьесам А.Горького для ленинградских театров. В 1971 г. был создан анимационный фильм «Терем-теремок» по рисункам Ю. А. Васнецова. Творчество художника было высоко оценено, ему присвоили звания: Заслуженный художник РСФСР (1946 г.), Народный художник РСФСР (1966 г.) и лауреат Государственной премии СССР (1971 г.).

Но самой высокой наградой художника остаётся благодарная память потомков.

автор: Людмила Велигорская

Друзья, у вас была такая книжка?

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 1

У меня — да!

Разбирала как-то сохраненные книжечки — потрепанные… чумазые немножко, но с чувством сбереженные, понятно кем…
Не мной. Некоторые без обложек, у некоторых странички порваны.

Я росла и думала — да зачем хранить эти старые малышовые книжки? Что уж, новых что ли не купить!

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 2

А теперь, когда другая гражданка смотрит мои книги — дак ей и правда так интересно, и кажутся они ей совершенно сказочными, а уж когда дополняют, что «эти книжки-то еще знаешь кого?». Так глаза светиться начинают: «Мама, мама! Смотри — это еще твои книжечки! Почитай мне!».

Почитай. Легко сказать… Берешь в руки, и изнутри что-то такое поднимается… Что-то такое, в общем — зареветь и долго реветь можно от таких странных чувств… и от счастья за ребенка, и от грусти за время, и от страха и снова от счастья… такого щемящего, что вот так… Да именно так всё и было в моём тогдашнем детстве. Ну мы, пожалуй, перестанем реветь — я вообще-то не мучить вас хотела, а просто показать и чуть рассказать про художника.

Юрий Васнецов (1900-1973). Похоронен в Питере.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 3

Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника.

И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми.

Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм — чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни…

Писал впоследствии так: «Все еще живу тем, что видел и помнил в детстве».

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 4

И так: «Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем… Весной открывалась веселая ярмарка — Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами… Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки — все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках — гуси, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет».

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 5

А что такое тогдашняя Вятская губерния — кустарные промыслы: мебельные, сундучные, кружевные, игрушечными.

Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе.

В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни — «от сердца, от души расписаны».

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 6

Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами.

Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков.

Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея.

Любимым словом Васнецова было «интересно».

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 7

После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу.

«…Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт… да и вообще нигде не служил… Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твёрдость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах», – вспоминал Юрий Алексеевич.

Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик.

Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке…

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 8

Семейная фотография Васнецовых. Юрий Васнецов — третий слева.

Юрий отправился искать счастья в Петроград в 1921 году. Он мечтал стать художником. Чудом поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г.

Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем.

За ними последовал и длинный ряд многих и разнообразных учителей, открывших мир живописи молодому провинциалу. Среди них были академически вышколенный Осип Браз, Александр Савинов, лидеры русского авангарда — «цветовик» Михаил Матюшин, супрематист Казимир Малевич.

И в «формалистических» работах 1920 годов индивидуальные особенности живописного языка Васнецова свидетельствовали о незаурядности дарования начинающего художника.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 9

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора — сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам «Болото», «Конек-Горбунок», «Пятьдесят поросят» К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.И. Толстого.

Тогда же он делал отличные — нарядные и увлекательные — литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 10

В 1932-34 гг. он создал, наконец, несколько произведений («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства, которое он ценил и любил.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 11

Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом.

Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям.

В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма.

Но эти работы практически не были никому известны.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 12

Непростая жизнь и в семье родителей, и впоследствии, во время, ну, как сказать, тоже непростое для творчески одаренной личности… советские годы, когда, скажем, нужно было «соответствовать» несколько поменяли собственный характер художника.

Обычно доверчивый и мягкий, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых — старшая, Елизавета Юрьевна, — впоследствии станет знаменитой художницей.

Покидать дом, родных, даже ненадолго, было для него трагедией. Любое расставание с семьёй было непереносимо, а день, когда предстояло отправиться в путь, был испорченным днём. Перед выходом из дому Юрий Алексеевич даже слезу пускал от огорчения и тоски, но не забывал всё-таки всем положить под подушку какой-нибудь гостинец или милую безделушку.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 13

Ю. Васнецов с дочерьми

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 14

Е.Ю. Васнецова на выставке, посвященной отцу.

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 15

Работа Е.Ю. Васнецовой

Даже друзья махнули на этого домоседа рукой — пропал человек для большого искусства!

Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями — писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.

Давайте смотреть и вспоминать!

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 16

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 17

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 18

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 19

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 20

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 21

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 22

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 23

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 24

Творчество в лицах Юрий Васнецов, фото № 25

«Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг… Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай — пусть он будет цветок, но другой. Ромашка — и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, жёлтеньким пятнышком в середине. Ландыши… Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король…»

Чувствительный он был. Юрий Алексеевич Васнецов.

Большое спасибо за ваше драгоценное внимание.

Все картинки и куски биографической информации взяты из открытых источников интернета и скомпанованы Вашим почтенным слугой.

Жители терема-теремка накрывают на стол, Лиса Патрикеевна несется по лесам и холмам, всадник на дымковской лошадке скачет вслед за солнцем… Сказочные иллюстрации Юрия Васнецова знакомы с детства каждому из нас. В них невозможно не влюбиться, от них невозможно оторвать взор, и этот мир, такой уютный и родной, очаровывает раз и навсегда. Но при жизни художника критики громили буквально каждую его работу, а сам он чудом избежал многих трагических событий…

В иллюстрациях Васнецова - воспоминания о родной Вятке.

В иллюстрациях Васнецова — воспоминания о родной Вятке.

Юрий Алексеевич Васнецов состоял в родстве с двумя другими русскими художниками – Виктором Михайловичем и Аполлинарием Михайловичем Васнецовыми, однако в дальнем. Родился он в Вятке, в 1900 году, в семье священника. В зрелом возрасте вспоминал о том, как сильно на него повлияли традиционные промыслы Вятской губернии, яркая и простая дымковская игрушка, резные наличники, пестрота народного праздника… В юности рисовал вывески для местных лавок, в двадцать один год оставил родной дом и перебрался в Петроград, мечтая стать живописцем. В то время там кипела жизнь, велись творческие споры, создавалось новое искусство… Молодой художник вскоре стал студентом Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕИНа). Учеба там далась ему нелегко – как сын священника, он вечно ходил по краю, и даже вынужден был прилюдно отречься от «всяких связей со служителями культа». В дальнейшем курс, на котором учился Васнецов, завершил обучение без защиты диплома. Год он отдал преподавательской деятельности в ленинградской школе, а затем судьба свела его с Казимиром Малевичем.

Васнецов в студенческие годы увлекся изучением русского народного искусства.

Васнецов в студенческие годы увлекся изучением русского народного искусства.

Сказочные персонажи, русские дали, всадники на дымковских лошадках и крошки-зайчата с их увлекательной жизнью… Удивительно, но создатель этих слегка наивных иллюстраций был учеником отца супрематизма. Это были фантастические два года. Если учеба во ВХУТЕИНе мало дала Васнецову, то ученичество у Малевича стало для него откровением. Он заново открыл для себя цвет, заново взглянул на форму и фактуру предметов. И в то же время увлекся изучением народного, «органического» искусства.

Сказочные иллюстрации Юрия Васнецова.

Сказочные иллюстрации Юрия Васнецова.

В 1925 году Юрий Васнецов пришел работать в редакцию детской литературы при Государственном издательстве — в доме Зингера. Явился он туда со своими закадычными друзьями, тоже художниками – Евгением Чарушиным, уроженцем Вятки и в дальнейшем выдающимся анималистом, и будущим классиком плаката Валентином Курдовым, все – в клетчатых гольфах, с провинциальным говором и задиристым смехом… Трудились они там под началом Самуила Маршака и Владимира Лебедева.

Иллюстрации Юрия Васнецова.

Иллюстрации Юрия Васнецова.

Книжная иллюстрация, как ни удивительно, не сразу покорилась Васнецову, и первые его работы были топорны и неуклюжи. Но в скором времени он нашел собственный путь.
В 30-е годы экспериментальный стиль «детгиза» вызвал шквал обвинений в «формализме». Лебедев потерял издательство, хотя и остался добрым другом своим подопечным, был арестован и любимый учитель Васнецова – Казимир Малевич…

Работы Васнецова вызывали удивительно много критики.

Работы Васнецова вызывали удивительно много критики.

Самому же Юрию Васнецову удалось пережить эти сложные времена и остаться востребованным художником, но и его ждала череда жестоких разочарований. Ему доверили иллюстрировать «Конька-Горбунка» Ершова – мечта для человека, чей художественный язык опирается на традицию лубочного рисунка и народной орнаментики. Он самозабвенно работал над этим заказом, ради него освоил технику цветной литографии, но… книга так никогда и не вышла. Все его эскизы были отклонены, камни для оттисков уничтожены. Тогда он от отчаяния чуть не разорвал помолвку со своей любимой женщиной…

Иллюстрации Юрия Васнецова.

Иллюстрации Юрия Васнецова.

Тогда все обошлось, он получал все новые заказы, иллюстрировал сказки, хоть и жил в постоянной тревоге, пытаясь найти баланс между требованиями руководства и творческим самовыражением. И все же раз за разом Васнецов, сам того не желая, заглядывал в пропасть. Однажды режиссер Алексей Дикий пригласил его в качестве сценографа для постановки пьесы «Мещане». Васнецов создал вызывающе «мещанский», гипертрофированно вульгарный сценический интерьер… Отзывы были резко отрицательными. Дикого арестовали, а Васнецов больше не работал для театра. Театр стал его «подпольным» увлечением. Он делал наброски декораций, ставил домашние спектакли. Но – не более.

Он не мог и не хотел рисковать, у него подрастали дочери (коллеги однажды в шутку изобразили Васнецова «кормящей матерью», иронизируя над его родительской вовлеченностью).

Юрий Васнецов с семьей.

Юрий Васнецов с семьей.

И все же каждый раз его уютные, теплые, полные чарующих деталей иллюстрации становились жертвами бесконечных правок… Но у Васнецова вообще плохо складывались отношения с официальным, политизированным искусством. В годы войны его в числе других художников привлекли для создания открыток и плакатов с изображением советских солдат. И Васнецов… не смог. Просто физически не смог рисовать то, к чему не лежала душа. Пока он был в эвакуации (жену и дочерей он смог отправить в Пермь еще раньше), в дом, где семья Васнецовых жила в Ленинграде, попала бомба. И… чудом сохранился весь его творческий архив.

Васнецов иллюстрировал множество русских сказок и потешек.

Васнецов иллюстрировал множество русских сказок и потешек.

Иллюстрации русских сказок.

Иллюстрации русских сказок.

После войны Васнецов с головой ушел в иллюстрирование детских книг, в основном – русских сказок. «Сорока-белобока», «Теремок», «Ладушки»… Пусть завистники писали, что очеловеченные животные Васнецова «пугают детей», маленькие читатели не могли оторваться от этих книжек с картинками. Со временем он начал работать со шрифтами, оформлять буквицы и заголовки в своей узнаваемой манере.

Иллюстрации Юрия Васнецова.

Иллюстрации Юрия Васнецова.

В жизни сказочного иллюстратора Юрия Васнецова была одна и еще одна большая «антисоветская» тайна. Будучи еще молодым, но уже известным художником – чуть за тридцать – он создал несколько живописных полотен, где соединил лубочные образы и приемы европейского модернизма. При жизни такие художественные опыты Васнецова нигде не экспонировались. Он, ученик Малевича, не мог и не хотел творить по законам соцреализма – но, уже неоднократно столкнувшись с разгромной критикой и ядовитыми памфлетами, скрывал, что пишет. Лишь в конце 70-х годов, после смерти художника, примитивистские работы Васнецова увидели свет.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Юрий Васнецов — биография


Юрий Васнецов — живописец , художник, сценограф и график, иллюстратор, творивший во времена СССР. Был удостоен звания «Народный художник РСФСР». Был лауреатом Государственной премии СССР.

Детские и юношеские годы

Юрий появился на свет 22 марта 1900 года. Его отец был священником. Также этот род знаменателен тем, что в нем было много именитых живописцев и художников, также один из дальних родственников Юрия — фольклорист, который за свою жизнь смог собрать и издать более 300 русских народных песен. 

Потому нет ничего удивительно, что биография Юрия связана с искусством, ведь такое культурное достояние этого семейства не могло не оказать влияния на потомка. Оно нашло свое отображение в творческом наследии художника, которое является сочетанием фольклорных традиций, гротеска и неподдельного юмора.

Юрий Васнецов

Юрий Васнецов

В 1921 году мужчина совершил переезд в город на Неве и стал студентом живописного факультета ВХУТЕИН, на тот момент заведение называлось ПГСХУМ, в стенах которого Юрий провел целых пять лет. У Васнецова было огромное желание стать живописцем, потому парень с жадностью осваивал профессию, обучаясь всем навыкам, без которых невозможно представить профессию живописца. 

Когда годы учебы в ВУЗе остались позади, Юрий не получил диплома, так как весь курс, обучавшийся на живописцев, был выпущен, не защищая дипломы. В этом же году Юрий был преподавателем изобразительного искусства в одной из ленинградских школ.

Юрий Васнецов

В 1926 году Юрий и художник Курдов стали студентами ГИНХУК, где продолжили обучаться тонкостям живописи. Мужчина был принят в Отдел, занимающийся живописной культурой, руководитель которого был именитый К. С. Малевич. Под его руководством Юрий изучал свойства, которыми обладают  разнообразные живописные фактуры, пластику кубизма. В это время Юрий много творил, создавая картины, которые принесли ему известность, правда это случилось только после смерти художника.

Деятельность Васнецова в детской графике

В 1928 году В. Лебедев, который на тот момент был художественным редактором издательства под названием «Детгиз» предложил Васнецову создать иллюстрации к детским книгам. Юрий согласился, первые книги к которым Юрий создал иллюстрации, были «Болото» и «Карабаш» В. Бианки. Это произошло в 1929 и 1930 годах. 

Будучи молодым, Юрий начал иллюстрировать детские книги. Его иллюстрациями украшено большое количество произведений для маленьких читателей. Наиболее известные произведения  — «Путаница» и «Краденое солнце» К. Чуковского и «Теремок» и «Кошкин дом» С. Маршака. Параллельно с созданием иллюстраций Юрий занимался преподавательской деятельностью. Мужчина вел уроки в ленинградской школе изобразительное искусство, разрабатывал эскизы костюмов и декораций для театров Северной столицы, занимался живописью и рисовал открытки.

Летом 1931 года Юрий вместе с родственником, который тоже трудился художником, совершил творческое путешествие в село Сорока, которое расположено неподалеку от Белого моря. Вдохновившись природой, Юрий создает цикл графических и живописных работ под названием «Карелия».

Юрий Васнецов

Иллюстрация Юрия Васнецова

В эти годы Васнецов получает второе дыхание и его творчество развивается необычайно. Он смог достичь мастерства такого уровня, что его сравнивали с лучшими художниками его времени. Но Юрий смог не только скопировать основы классицизма, а и привнес в живопись что-то новое, данное ему от природы. Его картины обладают самобытным неповторимым характером. Критки говорили, что Юрий смог сохранить и приумножить наследие национальной живописной культуры, сохранив ее самобытность, внося в нее ноты модернизма.

В 1930 -1940 годах Юрий занимался созданием эскизов сценических костюмов и декораций для ленинградского театра. Его идеи украшали постановку, в основу которой легла пьеса Горького под названием «Мещане».  В то же время трудился в экспериментальной литографской мастерской, которая осуществляла свою деятельность при ЛОСХ.

Стиль работ Васнецова для книжной графики в военное и послевоенное время был сформирован под влиянием идеологических обстоятельств. После активного увлечения соцреализмом, Юрий начал творить работы в стиле, который был связан с русским народным творчеством. По крайней мере так считали критики, несмотря на то, что в картинах Васнецова было много рыночных образцов.

В то время как началась ВОВ, Васнецов был частью «Боевого карандаша» — коллектива поэтов и художников. В конце этого же года мужчина эвакуировался в Пермь, а спустя два года переехал из Перми в город Загорск. Трудился на посту главного художника в НИИИ. В это время художник создал цикл пейзажей города. В конце 1945 года вновь вернулся в город на Неве. В 1946 году Васнецов получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Юрий Васнецов

Иллюстрация Юрия Васнецова

С 1961 года и до конца своих дней художник проживал в доме на петербургской Песочной набережной. Спустя пять лет ему присвоили  звание народного художника РСФСР. В 1971 году  по рисункам, созданным Юрием, был снят мультфильм под названием «Терем-теремок». В том же году мужчина стал обладателем Государственной премии СССР, которую ему вручили за 2 сборника сказок, загадок и песенок России.

Могут быть знакомы

Личная жизнь Юрия

Личная жизнь живописца складывалась удачно и счастливо, его брак был полон любви и взаимопонимания. Его супругой была Галина Пинаева, которая выполняла обязанности чертежницы.  Семья была дружной, в ней царили взаимоуважение, часто принимали гостей, почти каждые выходные устраивали праздники. 

Сам Юрий был домоседом, ему нравилось проводить время с семьей, детьми, когда ему приходилось куда-то уезжать, он часто даже пускал слезу, оставляя домочадцев без своей компании.

Юрий Васнецов

Юрий Васнецов в женой

В браке родились две дочери — Лиза и Наташа. Старшая дочь пошла по стопам именитого отца, связала свою жизнь с изобразительным искусством. Окончив несколько ВУЗов, девушка тоже занялась иллюстрацией книг, которые ориентированы на подрастающее поколение.

Смерть

Почти всю свою жизнь Васнецов творил в живописи, но критики регулярно обвиняли Юрия в том, что его работы формальны. Потому художник не выставлял своих картин. Увидеть  его творчество на выставках стало возможным только после смерти живописца.

Юрий скончался 3 мая 1973 года. Похоронили иллюстратора детских книг в Питере, его могила находится на Богословском кладбище.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один
из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки.
Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого
художника, «заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар
Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет
одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

"Царевна-Несмеяна"
«Царевна-Несмеяна»

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не
улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема — простой
люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество — для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа
хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто
с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не
придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"
«Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная»

Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! — говорит. — Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». — «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в
лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» — «На что тебе, глупая
баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! — говорит. — Русской
коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». — «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался — от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича?
Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог — лежит веник
позолоченный. «Это что?» — «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». — «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну
заделана».

"Царевна-лягушка"
«Царевна-лягушка»

Из методических рекомендаций к учебнику Коровиной

 — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц
удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы
притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса
Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

      1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

      2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

"Ковёр-самолёт"
«Ковёр-самолёт»

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся
внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит
в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали
удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не
кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

http://licey102.k26.ru/mo/slov/belesh/lesson1.htm

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная — эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову «по духу» женщин — Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери,
племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Алконост и Сирин
Алконост и Сирин

Алконост. В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело — птичье, голос сладок, как сама
любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав
о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме
крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос,
как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости.

А вот Сирин, тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто
послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг — истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре
объяснял так: «…мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью» (В. Даль
«Толковый словарь живого великорусского языка»). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение
несчастной души. Это птица печали.

  • Изображен лес как пишется
  • Изображать можно линией рисование на тему рассказ про себя 1 класс презентация
  • Изображать можно линией рисование на тему рассказ о себе конспект урока 1 класс школа россии
  • Изо фоторепортаж как пишется
  • Изо того что как пишется