Иллюстратор рассказов о братьях наших меньших

Дорогие наши юные читатели!

Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: зайцев, бурундуков, лис, медведей, сорок, воробьёв и прочую живность! Мы отобрали для вас книги лучших русских и нескольких зарубежных писателей, всю свою жизнь посвятивших наблюдению за природой и жизнью лесных обитателей. Они воплотили свои впечатления в яркие и обаятельные образы лесных персонажей.

Книги из данной подборки рассчитаны на читателей разного возраста: от книжек для дошкольников до серьёзных, задумчивых произведений для юношества. Эти книги ждут вас!

Для самых маленьких читателей писал свои замечательные книжки детский писатель и художник-иллюстратор Евгений Иванович Чарушин (1901-1965).

Чарушин, Е. И. Рассказы про зверей и птиц

Чарушин, Е. И. Рассказы про зверей и птиц [Текст] / Е. И. Чарушин ; рисунки автора. — Москва : Самовар, 2015. – 96 ил. — (Школьная библиотека). — ISBN 5-9781-0911-5.

Для дошкольного возраста

Чарушин был мастером портрета – живописного и литературного. Героями рассказов Чарушина были не взрослые звери, а «зверёнки» — зверята с говорящими глазами. Его герои – наивные, озорные, неуклюжие малыши.

В рассказах писателя нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.

Уважаемые родители! Обязательно найдите и почитайте своим ещё не умеющим читать детям рассказы Чарушина о зверятах – медвежатах, оленятах, лосятах, котятах и птенцах. Это совершенно неповторимые образы, без которых детство ребёнка будет неполным.


Чарушин, Е. И. Про Томку

Чарушин, Е. И. Про Томку [Текст] : рассказы ; рис. автора / Е. И. Чарушин. — Санкт-Петербург : Акварель ; [Б. м.] : Команда А, 2013. — 24ил. — (Чарушинские зверята). — ISBN 978-5-4453-0003-8.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Продолжая писать и иллюстрировать свои произведения, Чарушин создал сборник рассказов «Про Томку». В этих рассказах перед нами возникают два образа – мальчика Никиты и его щенка Томки.

Никита пошёл выбирать себе щенка, чтобы научить его охоте и вместе потом охотиться. Мальчик спрятал деревянную палку и только один щенок с длинными ушами и коротким хвостом нашёл её. Смышлёного малыша Никита назвал Томкой и стал учить его разным нужным вещам. Эти два героя на ошибках, порой смешных, а порою болезненных, учатся жить в этом мире и понимать его, но самое главное – понимать друг друга.


Пришвин, М. М. Рассказы о животных

Пришвин, М. М. Рассказы о животных [Текст] / рис. В. Н. Белоусова, М. В. Белоусовой. — Москва : Эксмо, 2010. — 136 с. : ил. — ISBN 978-5-699-09223-9.

Для младшего школьного возраста

За свою долгую жизнь Михаил Пришвин написал немало рассказов о животных, и все они хороши. Отдельно можно выделить циклы рассказов об охоте и охотничьих собаках. Сам писатель жил в сельской местности и был страстным любителем охоты. Почитайте рассказы Пришвина «Журка», «Хромка», «Ярик», «Сват» — в них вы встретите очаровательных, неугомонных и весёлых молодых собак охотничьих пород. Прежде чем стать настоящими охотниками, верными помощниками хозяина, они попадают в разные смешные и нелепые ситуации.

Прекрасные рассказы есть у Пришвина о лесных птицах. Эти маленькие пичуги у писателя всегда – умнейшие существа. Так, в рассказе «Лесной доктор» дятел спасает от гибели осину. В «Гаечках» умные птички разыгрывают настоящую сцену перед любопытным человеком, притворившись мёртвыми. В рассказе «Птицы под снегом» старый охотник рассказывает о том, как лесные птицы маскируются. Герой восхищается умом тетеревов и даже помогает им спастись от охотившегося на них ястреба.

Есть у Пришвина и другие отличные рассказы. Например, «Зверь бурундук» — забавный рассказ о том, что у страха глаза велики. Или «Рождение Кастрюльки» — рассказ о маленьком оленёнке, воспитанном человеком.


У выдающегося русского писателя XX века Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) есть прекрасные рассказы о животных.

Паустовский, автор прекрасных книг «Романтики», «Кара-Бугаз», «Мещёрская сторона», «Золотая роза», был трижды номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его книги неоднократно переводились на многие языки мира.

Паустовский, К. Г. Рассказы и сказки

Паустовский, К. Г. Рассказы и сказки [Текст] / К. Г. Паустовский художник Н. Губарева. — Москва : Искателькнига, 2016. — 128 с. : ил. — (Школьная б-ка). — ISBN 5-906775-14-6.

Для среднего школьного возраста 

Константин Паустовский – гениальный писатель, имевший богатое воображение. Всё, за что он брался, описывал мастерски. Читаешь его книги и живо представляешь созданные им картины природы.

Рассказов у животных у Паустовского немного, но зато каких! Каждый рассказ – целая история, причём необычная. И в каждом рассказе чувствуется авторское отношение к братьям нашим меньшим – заботливое, человеческое. Так, не могут пожилой Ларион Малявин с внуком Ваней оставить погибать обожжённого зайца (рассказ «Заячьи лапы»). Из деревни они пешком добираются до города и находят чудо-доктора для маленького лесного пациента. Дед Ларион ещё не подозревает, что совсем скоро их пути со спасённым зайцем снова пересекутся…

В рассказе «Сивый мерин» старого, отработавшего своё, колхозного коня-мерина спасает от коновала молодой конюх Петя. Петя считает, что нельзя вот так жестоко относиться к животному, всю жизнь служившему людям, и даже сравнивает мерина с пожилым человеком, который на старости лет получает пенсию. Герои рассказа «Кот-ворюга» перевоспитывают бродячего кота, который казался совершенно неуправляемым. В рассказе «Барсучий нос» туристы-рыболовы разводят в лесу костёр, который привлекает любопытного барсука. Подойдя слишком близко на запах жареной еды, лесной зверь не подозревает, что здесь его ждёт опасность…


Каждому грамотному русскому человеку известно имя писателя-натуралиста Виталия Бианки, а по его произведениям поставлены замечательные мультфильмы, столь любимые и взрослыми, и детьми.

Бианки, В. В. Лесная газета

Бианки, В. В. Лесная газета [Текст] : на каждый год / художник В. Дугин. — Москва : Мир Искателя, 2001. — 448 с. : ил. — (Б-ка детской литературы). — ISBN 5-93833-164-1.

Для младшего и среднего школьного возраста

«Лесная газета» велась на основе лесного календаря, согласно которому лесной год начинается не зимой, а весной (ведь в лесу все звери и птицы живут по солнцу). Нашим юным читателям, да и их родителям будет интересно узнать, что год в лесу начинается «Месяцем пробуждения от спячки» (наш апрель), а заканчивается «Месяцем дотерпи до весны» (наш февраль-март). Когда у вас начинаются долгие летние каникулы в школе, то лесные обитатели в это время трудятся: вьют гнёзда, выводят птенцов, воспитывают их. Они проживают «Месяц гнёзд», «Месяц птенцов» и «Месяц стай».

В обыкновенной газете пишут только про людей и про их дела. Но ведь в лесу не меньше происшествий, чем в городе! Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. Двенадцать номеров «Лесной газеты» — по номеру на каждый месяц – собраны в одной книге. Каждый номер составлен из статей редакции, телеграмм и писем лескоров (лесных корреспондентов) и рассказов об охоте. Кто такие лескоры? Это ребята, охотники, учёные, лесники – все, кто ходил в лес, интересовался жизнью зверей, птиц, насекомых, записал разные лесные происшествия и прислал в редакцию. А ещё, как и в любой серьёзной газете, есть здесь объявления: об аренде жилья и прочее. 

Юным натуралистов – любителей загадок в каждом номере ждёт конкурс «Остроглаз». Эрудитам советуем ответить на вопросы викторины «Тир», которые есть в каждом номере. Можно собраться компанией друзей и посостязаться в меткости ответов. На многие вопросы (например, какого роста коростель) лучше отвечать не сразу, а позже. За это время можно сходить в луга, выследить коростеля и узнать, какой он!


Бианки, В. В. Как муравьишка домой спешил

Бианки, В. В. Как муравьишка домой спешил [Текст] : сказки-несказки / художник С. Сачков. — Москва : Махаон, 2011. — 128 с. : ил. — (Библиотека детской классики). — ISBN 978-5-389-01516-6.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Виталий Бианки, любивший сказки, создал свой характерный жанр, названный им самим «сказки-несказки». Это сказочные истории, имеющие реальную основу. Одной из таких историй стала популярная сказка «Как муравьишка домой спешил».

В сказке повествуется о любопытном муравье, который забрался на берёзу, но порывом ветра его унесло на берёзовом листочке далеко-далеко от родного муравейника. Ему во что бы то ни стало надо вернуться домой до захода солнца. Всё бы ничего, но путь осложняет травмированная ножка. Попавшего в беду муравья спасают лесные собратья, они вовремя приходят на помощь – гусеница-землемер, паук-сенокосец, блошачок, кузнечик и другие.

По мотивам сказки в 1983 году студией «Союзмультфильм» был выпущен рисованный мультфильм «Путешествие муравья». Режиссёром и сценаристом стал талантливый Эдуард Назаров. На VI Международном фестивале анимационных фильмов в Загребе мультфильм получил Первую премию в категории детских фильмов. Это неудивительно – мультик великолепный, а фразы из него стали крылатыми. Смотреть всем обязательно!


Бианки, В. В (1894-1959). Мышонок Пик

Бианки, В. В (1894-1959). Мышонок Пик [Текст] : сказки / В. Бианки ; художник И. Цыганков. — Москва : АСТ ; Тула : Родничок, 2016. — 80 с. : цв. ил. ; 21 см. — (Библиотека начальной школы). — ISBN 5-17-097945-5 (АСТ) (в пер.). — ISBN 5-89624-671-8 (Родничок).

Для младшего школьного возраста

Как вы думаете: можно ли перенести известный сюжет классического романа в условия леса, а главным героем сделать маленького мышонка? Гениальному Виталию Бианки это удалось, он позаимствовал сюжет бессмертного романа Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», и так появилась сказка «Мышонок Пик».

Крошечного мышонка двух недель от роду случайно находят дети и ради забавы отправляют его в плавание по реке на самодельном кораблике. Так началась опасная робинзонада Мышонка Пика. Оторванный от своей семьи, Пик самостоятельно учится выживать – находить себе пищу, строить жилище, спасаться от многочисленных лесных хищников. Каким Пик вырастет, и чем закончились его приключения, вы узнаете, прочитав эту увлекательную книгу.

По сказке в 1978 году режиссёром Геннадием Сокольским и оператором Михаилом Друяном был снят рисованный мультфильм «Мышонок Пик». В нём совсем нет диалогов, звучит лишь музыка.

Читателям старшего школьного возраста советуем почитать рассказы Бианки из циклов «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине». Это психологические рассказы, в которых главный герой – охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Одним словом, все книги Виталия Бианки хороши!


Продолжателем традиций В. Бианки стал замечательный детский писатель-натуралист Николай Иванович Сладков (1920-1996).

Сладков, Н. И. Лесные сказки

Сладков, Н. И. Лесные сказки [Текст] / худож. В. Бастрыкин. — Москва : Эксмо, 2010. — 136 с. : ил. — (Русские сказки о природе). — ISBN 5-699-12524-1.

Для младшего школьного возраста

Герой рассказов Сладкова – зверь, птица, реже – растение. Но в каждой книге есть страницы, где автор рисует нам и широкую картину природного мира, пёстрого, густонаселённого. При этом каждое существо занимает своё место, у каждого есть дом. При бесконечном разнообразии природы в ней царит разумный порядок.

Своим умненьким и практичным героям — лесным жителям – Сладков даёт человеческие черты. Так, в рассказе «Вежливая галка» вежливым оказывается «гал», который заботится о своей второй половине. В «Горячей поре» крошечный воробей, не жалея сил для ремонта своего жилья, схватил большущий кусок ваты, но добыча оказалась больше самого охотника… А таланту воспитателя одинокой мамы-пеночки из рассказа «Крутые меры» позавидуют и ваши мамы, и даже опытные учителя! А кулинарные пристрастия белки из «Загадочного зверя» удивят тех из вас, кто уверен, что белочка грызёт одни орехи. Но самые умненькие у писателя – птенцы лесных птиц из рассказа «Птенцы-хитрецы». Едва вылупившись из скорлупок, они уже всё знают: как быстро убежать, как грамотно спрятаться, а иные даже под водой проплыть могут! Из других рассказов Сладкова вы узнаете о том, как лиса «мышкует»; о том, что скворечник иногда арендуют… мыши и ещё много-много интересного!


Скребицкий, Г. А. Длиннохвостые разбойники

Скребицкий, Г. А. Длиннохвостые разбойники [Текст] : рассказы и сказки / худож. В. Романов ; [предисл. В. Архангельского; послесл. В. Скребицкого]. — Москва : Детская литература, 2012. — 288 с. : ил. — (Школьная б-ка). — ISBN 5-08-004954-5.

Для младшего школьного возраста

Георгий Скребицкий был охотником, но всегда был врагом браконьерства. В своих рассказах об охоте писатель делал упор на то, что радует в природе. Зоркий глаз и фотоаппарат дают иной раз так много, что думающий натуралист и не вспомнит о задуманном выстреле. Так и произошло в рассказе «Неожиданное знакомство». Тетеревов, в которых целился в лесу на рассвете охотник, спугнули чьи-то шаги. Это оказались медведица с медвежатами. Зрелище оказалось настолько интересным, что охотник-натуралист совсем забыл про птиц и вернулся домой без дичи.

Частыми героями рассказов Скребицкого являются прирученные лесные звери и птицы. Тем или иным образом они попадают в дом человека. Это и маленький пойманный пастухами лисёнок (рассказ «Заботливая мамаша»), и молодая запасливая белка (рассказ «Воришка»), ручная сорока Сиротка, жившая в доме (рассказ «Сиротка»), умный скворец, живущий со своей семьёй в домике, сделанном отцом и сыном (рассказ «Чир Чирыч»).

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималистка Вера Чаплина.


Чаплина, В. В. Питомцы Зоопарка

Чаплина, В. В. Питомцы Зоопарка [Текст] : рассказы / В. В. Чаплина. — Москва : Оникс 21 век, 2002. — 240 с. : ил. — (Золотая б-ка). 

Для младшего школьного возраста

Эти необыкновенные рассказы не выдуманы. В книгу вошли реальные истории из жизни питомцев Московского зоопарка.

Особенно рекомендуем вам почитать рассказы циклов «Шанго» и «Марьям и Джек». Вы узнаете о самом большом слоне зоопарка Шанго, ставшего сразу вожаком стада слонов. Дерзкий и коварный, гроза смотрителей зоопарка, любитель дамских шляп, слон оказался способен на любовь. Никого не оставит равнодушным история тоски Шанго по заболевшей подруге, а также появления в его семье слонёнка. В рассказах цикла «Марьям и Джек» вас ждёт трогательная история дружбы медвежонка Марьям и щенка Джека. Детёныши выросли вместе и, став уже взрослыми животными, сохранили нежность к друг другу.

Другой замечательный детский писатель Святослав Владимирович Сахарнов (1923-2010) также продолжил традиции своего учителя В. В. Бианки. О своём призвании писателя, по его словам, он знал с самого детства, хотя главной мечтой Сахарнова были путешествия и море.


Сахарнов, С. В. Сказки из дорожного чемодана

Сахарнов, С. В. Сказки из дорожного чемодана / С. В. Сахарнов ; вступ. статья О. Корф ; художник Е. Муратова. — Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2013. – 1192 с. ; ил. — (Классная классика). — ISBN 5-389-01984-3.

Для младшего школьного возраста

В книгу включены сказки из цикла «Морские истории» и сказки разных народов мира «Сказки из дорожного чемодана».

В «Морских историях» писатель выступает в роли мудрого сказителя. Святослав Сахарнов в увлекательной форме и с юмором расскажет вам, как однажды умный маленький краб спас кита, выброшенного на берег, от стаи волков. Вы удивитесь, но поговорка «любопытной Варваре нос оторвали» и в подводном царстве актуальна (сказка «Любопытные наваги»). Святослав Сахарнов расскажет вам свою версию того, как рак-мошенник стал раком-отшельником, и почему щука не живёт в море. Взрослым читателям стиль «Морских историй» напомнит творчество знаменитого английского писателя Редьярда Киплинга, автора «Маугли» и «Рикки-Тикки-Тави».

Во вторую часть книги «Сказки из дорожного чемодана» вошли сказки разных народов о животных, собранные писателем по всему миру. Здесь вы прочитаете кубинские сказки о неторопливой и мудрой черепахе, вьетнамскую сказку о происхождении чёрных полос на теле тигра, мудрую японскую сказку о мышиной борьбе, австралийскую сказку о том, откуда у мамы-кенгуру сумка на животе и другие интересные сказания.

Младшим школьникам рекомендуем познакомиться с творчеством другого замечательного русского писателя-натуралиста Геннадия Яковлевича Снегирёва (1933-2004). Его произведения непосредственны, правдивы, искренни и убедительны. В них писатель, как ребёнок, не перестаёт удивляться и восхищаться природой и животным миром.


Снегирёв, Г. Я. Хитрый бурундук : рассказы и маленькие повести

Снегирёв, Г. Я. Хитрый бурундук : рассказы и маленькие повести / Г. Я. Снегирёв ; вступ. статья Э. Ивановой ; художник Ю. Николаев. – Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2013. — 112 с. : ил. – (Классная классика). – 5-389-05980-1.

Для младшего школьного возраста

Замечательны рассказы Снегирёва о бобрах. Целый год писатель ловил этих удивительных зверьков в глухих болотах Белоруссии и в товарных вагонах перевозил их для акклиматизации на приток Иртыша, реку Назым. Наблюдал, как они расселяются, живут, и позже описал в цикле рассказов «Бобровая хатка», «Бобровый сторож», «Бобрёнок». Из рассказа «Бобровая хатка» вы узнаете, что бобры живут с комфортом, как в людских домах: есть у них и сени, и столовая, и спальня.

Целая портретная галерея зверей нарисована писателем, и у каждого – характер. Читая рассказы Геннадия Снегирёва, вы встретите зазнавшуюся собаку Чембулак, хитрого бурундука, любопытного воробья, побывавшего на Камчатке, ручного медведя Михаила, смышлёного бобрёнка и других обаятельных героев.

Среди зарубежных писателей-натуралистов первым был талантливый канадский писатель и художник-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946). В творчестве Сетон-Томпсона и других канадцев звучит тема единства жизни природы и жизни людей, звучит мысль о том, что истребление богатств природы наносит невосполнимый ущерб Земле и людям.

Писатель не любил городскую жизнь и поэтому подолгу жил в лесах и прериях; он интересовался жизнью индейцев и эскимосов. Темы индейского быта и жизни на природе, среди диких животных соединились в его увлекательной книге «Маленькие дикари» (юным читателям рекомендуем прочитать!). Эрнест Сетон-Томпсон является одним из основателей движения бой-скаутов. Он разработал «Пионеринг» — воспитательную систему, связанную с играми и бытом на природе.


Сетон-Томпсон, Э. Рассказы о животных

Сетон-Томпсон, Э. Рассказы о животных [Текст] / пер. с англ. Н. К. Чуковского. — Москва : Росмэн, 2002. — 494 с. : ил. — (Большая детская б-ка).

Для детей младшего и среднего школьного возраста

Сетон-Томпсон изучил привычки самых различных животных и птиц до последних тонкостей. Когда он писал о куропатках и бультерьерах, о лисах и койотах, о кроликах и синицах, читатели поражались, до чего наблюдателен автор, в какие сокровенные тайны природы удалось ему проникнуть.

Главные герои «Рассказов о животных» — звери и птицы. Автор описывает их повадки правдиво и точно, впечатляюще передаёт особенности каждого, свойственные его героям мужество, мудрость, верность. У каждого свои привычки, свой характер, своё имя. Лис не просто лис, а мудрый Домино, кролик не просто кролик, а Боевой Конь, не просто ворона, а старая мудрая Ворона Серебряное Пятнышко. Здесь и легендарный гигантский медведь, силач Уэб, и резвый голубь Арно, и умный петух-куропатка Красношейка, и благородный волк Лобо, и лучший сторож, дворняга Вулли.


Последователем Эрнеста Сетон-Томпсона был канадский писатель и создатель заповедных зон в Канаде Джордж Белани по прозвищу Серая Сова (1888-1938). С детства Серая сова интересовался природой, стремился к жизни в лесу, среди животных; его привлекали жизнь и быт индейцев.

Так получилось, что, будучи охотником на бобров, Серая Сова приручил двух бобрят, и они стали членами его семьи. В душе писателя происходит перелом – он понимает, что нельзя жить в гармонии с природой и стрелять в зверей, расставлять капканы. В книгах он пишет о своей любви к бобрам, которые жили в его семье. Серая Сова воспринимал их не просто как животных, он восхищался их интеллектом.

Однажды случилась трагедия. Давний друг семьи Старой Совы, не знавший о том, что он приручил бобров и не охотится на них, перебил всех его животных. После этого писатель и создал повесть «Саджо и её бобры». Для него бобры были символом индейской расы и родной природы.

Серая Сова (псевдоним). Загадки опустевшей хижины : сборник рассказов; Саджо и ее бобры: повесть

Серая Сова (псевдоним). Загадки опустевшей хижины : сборник рассказов; Саджо и ее бобры: повесть / Серая Сова ; перевод с англ. А. Макаровой. — Москва : Мир книги : Литература, 2010. — 240 с. — (Классика приключенческого роман). — ISBN 5-486-03639-2 (в пер.).

Для детей среднего школьного возраста  

Можно пойти на подвиг ради человека. А ради животного, ради маленького зверька можно? Вы сомневаетесь? Напрасно. Знали бы вы историю о том, как два юных индейца, Саджо и Шепиен спасли бобрёнка, вы не задумываясь, ответили бы: «Да. Возможно».

Действие повести происходит на Северо-Западе Америки. В лесу выдра повредила бобровую плотину. Пока бобры-родители чинили её, хищница выдра напала на бобрят. Индеец по имени Большое Перо отогнал выдру и принёс заблудившихся бобрят домой, подарив их своей дочери Саджо на день рождения. В индейской хижине наступило счастье четырёх существ: Саджо, её брата Шепиена и двух бобрят. Особенно счастлива была Саджо. Но иногда бобры тосковали по матери и родной хатке. И как ни тяжело было детям расставаться с животными, они понимали, что их настоящий дом – в лесу.

Чем окончилась эта замечательная и трогательная история, вы узнаете, прочитав книгу «Саджо и её бобры». Мы уверены, что образы Саджо и её брата, их отношение к животным, их мужественное поведение во время дикого лесного пожара могут служить примером для всех нас.


Рекомендованные книги спрашивайте на юношеском абонементе библиотеки им. Н. Островского и в детских библиотеках города.

Тема урока:
«Творческое иллюстрирование: Книги о братьях наших меньших.
Художники-оформители».

Цель урока:
сегодня мы познакомимся с творчеством известных художников-иллюстраторов; и
выполним  рисунок-иллюстрацию на заданную тему.

Оборудование:
альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка.

Ход
урока.

1.     Орг.момент.

— Здравствуйте, ребята!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

— Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит
нас с прошлым, позволяет разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас
в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать
увлекательнейшие путешествия. 

2.     Основная
часть.

1.    
— Читая книги
о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы.
Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир
животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными
богатствами, не нанося ей огромный вред.

Это понимали и детские писатели. Ведь людей
всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на
юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?».
Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про
природу, животных и их взаимоотношения. Свои произведения о животных, о природе
посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б. Житков,
М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными,
воспитывали интерес к активному изучению природы.

2.    
— Просмотр
презентации «Книги о животных».

3.    
– А вы любите  читать книги о животных?
Какую книгу вы бы выбрали: с иллюстрациями или без них? Да, нам всегда хочется,
чтобы книга была красочно оформлена, в ней было много красивых иллюстраций.
«Что толку в книжке, – подумала Алиса, – если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»
(Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес».)

– Кто же делает книгу
привлекательной для нас? Правильно, художники-оформители (иллюстраторы).

          
– Что же такое иллюстрация?

          
— Слово иллюстрация обозначает дополнительное освещение, изображение,  поясняющее
или дополняющее текст. А зачем нужны иллюстрации в книгах? Художник-
иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание
зрительных образах. Красочные картинки помогают раскрыть характер героя. Многие
художники-иллюстраторы не только показывают, насколько хорошо они знают
литературное произведение, а иногда и оригинально его осмысливают, начинают
придумывать возможные варианты развития сюжета, выражают свое, подчас очень живое,
взволнованное отношение к содержанию читаемой книги и ее героям.


Каких художников-иллюстраторов вы знаете?

4.    
Просмотр презентации «Художники – оформители детских книг о животных».

ФИЗМИНУТКА.

5.     Задание.


Сегодня на уроке и вы попробуете свои силы в
иллюстрировании книг о животных.

– Выполните иллюстрацию к любимой книге о
животных.

(Выполненные работы разместите на своих
страничках в соцсетях, обязательно подписав, иллюстрацию к какой книге и какого
автора вы выполняли.)

3.     Итог
урока.

— Понравилось ли вам работать сегодня на
уроке? Почему?

     4. Рефлексия.


Какие эмоции у вас вызывает ваша работа?


Что вызвало у вас затруднение? Почему?


Справились ли вы с трудностями?

Творчество Евгения Чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей, учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, — художник-график и писатель. Годы его жизни — 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин. Фото его представлено ниже.

евгений чарушин

Отец Евгения Ивановича — Чарушин Иван Аполлонович — губернский архитектор, один из лучших архитекторов Урала. Более 300 зданий в Ижевске, Сарапуле, Вятке было построено по его проектам. Как и любой архитектор, он был хорошим рисовальщиком. Очень дружно жила семья Ивана Аполлоновича. В доме часто собирались художники, музыканты. Родители с детства прививали сыну любовь к природе.

Любимая книга Чарушина

Любимым чтивом Евгения были книги о братьях наших меньших. «Жизнь животных» А. Э. Брема являлась для него самой дорогой и любимой. Он ее берег и всю жизнь перечитывал. В том, что начинающий художник изображал все больше птиц да зверей, есть значительная доля влияния Брема. Чарушин рано стал рисовать. Начинающий художник ходил в чучельную мастерскую, которая находилась неподалеку, или же наблюдал за животными дома.

«Сопохуд»

В 14 лет он со своими товарищами организовал союз художников и поэтов «Сопохуд». Евгений с юных лет желал запечатлеть увиденное для того, чтобы сохранить быстро меняющийся мир. И рисование пришло на помощь. Евгений Иванович говорил, что художник родился в нем раньше, чем писатель. Несколько позже пришли и нужные слова.

Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств

В 1918 году Евгений Чарушин окончил среднюю школу в Вятке. Он учился в ней вместе с Юрием Васнецовым. Затем Евгения Ивановича призвали в армию. Здесь его решили использовать «по специальности» — назначили помощником декоратора в Политотдел штаба. Отслужив 4 года, почти всю гражданскую войну, Евгений Иванович только в 1922-м возвратился домой.

Он решил учиться на художника. Зимой обучался в мастерских Вятского губвоенкомата, а в этом же году, осенью, поступил в ВХУТЕИН (Петроградскую Академию художеств), на живописный факультет. Пять лет занимался здесь Евгений Чарушин, в период с 1922 по 1927 гг. Учителями его были А. Караев, М. Матюшин, А. Савинов, А. Рылов. Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде. По воспоминаниям Валентина Курдова, его близкого друга, он ходил в пестрых чулках и гольфах, носил пыжиковую шапку и короткую пеструю шубу собачьего меха.

Путешествие, работа в ленинградском Госиздате

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

В 1926 году Чарушин поступил на работу в ленинградский Госиздат, в детский отдел, заведовал которым Владимир Лебедев, знаменитый художник. Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам

чарушин евгений иванович произведения

Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в «Мурзилке», детском журнале. Чуть позже он начал работать в «Еже» (с 1928 по 1935 год) и в «Чиже» (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата — оформить рассказ «Мурзук» В. В. Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей.

чарушин евгений иванович художник иллюстратор

Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Как мишка большим медведем стал». В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.

Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним

Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: «Разные звери» (1930 год), «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Про Томку», «Про больших и маленьких», «Моя первая зоология», «Васька», «Медвежата», «Про сороку» и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.

Подробнее о творчестве Чарушина

чарушин евгений иванович биография

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

чарушин евгений иванович краткая биография

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

евгений чарушин фото

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

Военные годы

Чарушина во время войны эвакуировали из Ленинграда в Киров (Вятку), на родину. Здесь он создавал картины на партизанскую тематику, рисовал плакаты, оформлял спектакли, расписывал стены детского сада и фойе Дома школьников и пионеров, учил детей рисованию.

Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет

чарушин евгений иванович картины

Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Последняя иллюстрированная им книга — «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.

18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.


Чарушин Евгений Иванович
1901-1965
Русский художник и писатель, книжный график. Работал в технике литографии и фарфоровой малой пластики.

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.

Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.

Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.

Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

автор Евгений Чарушин
иллюстратор Евгений Чарушин
издательство Художник РСФСР 1975

Лиса и заяц
2021
Тюпа и Томка
2
Болтливая сорока
soroka2028

Иллюстрации к книге «Детки в клетке»

Иллюстрации к книге «Большие и маленькие»

Иллюстрации к книге «Охото на медведя». 1933

Иллюстрации к книге «Кто как живет». 1959

Иллюстрации к книге «Кто что умеет». 1965

Иллюстрации к книге «Как медвежонок сам себя напугал». 1968

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4

  • Иллюстратор детских сказок васнецов
  • Изображен лес как пишется
  • Изображать можно линией рисование на тему рассказ про себя 1 класс презентация
  • Изображать можно линией рисование на тему рассказ о себе конспект урока 1 класс школа россии
  • Изо фоторепортаж как пишется