ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СКАЗКАМИ
И ПРИТЧАМИ Г.Н.Волкова
Приобщение детей к традициям, к культуре своего края, знакомство с великими личностями своего народа осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента» («Тымарсӑр йывӑҫ ҫук, никӗс ҫук»). Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
Народная художественная культура — это концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, литературы, труда и быта. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Этнопедагогика является неотъемлемой частью знакомства с народной культурой.
Однако в силу многих причин возникает необходимость популяризации идей этнопедагогики, формирования этнокультурной компетентности обучающихся. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Изучение биографии и творческого наследия академика РАО Г.Н.Волкова позволяет решить ряд актуальных проблем.
Представленная методическая разработка «Игра-путешествие по сказкам и притчам Г.Н.Волкова» содержательно вовлекает дошкольников в исследование творчества академика РАО Г.Н.Волкова.
Цель составления методической разработки: поддержание образовательного процесса в ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной культуре чувашского народа, изучение и популяризация этнопедагогических идей Г.Н.Волкова.
Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей и взрослого в процессе игры-викторины.
Форма развития детской деятельности: совместная игровая познавательная деятельность.
Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.
Обоснование особенностей и новизны работы: особенностью методической разработки является осуществление национально-культурных особенностей организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; новизна заключается в вовлечение дошкольников в процесс активного познания деятельности Г.Н.Волкова.
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Ожидаемый результат:
Знакомство детей со знаменитым соотечественником.
Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, формирование этнокультурной компетентности на основе национальной культуры.
Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, приобщение к литературе.
Цель: воспитание интереса и любви у детей к культуре и традициям народа на основе ознакомления с творчеством академика РАО Г.Н.Волкова.
Задачи:
Развивать у старших дошкольников интерес к культуре и традициям своего народа, знакомить со знаменитыми соотечественниками; обогащать знания старших дошкольников о литературе.
Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Воспитывать у детей культуру межэтнического общения.
Оборудование: портрет Г.Н.Волкова, карта Чувашской Республики, картина (Дои и сад), изображение членов чувашской семьи, предметные картинки, листы бумаги и карандаши для рисования, стихотворения авт.Антоновой Е.В. «Г.Н.Волкову посвящается», «Земля Чувашская».
Предварительная работа: краткое знакомство с биографией Г.Н.Волкова; чтение детских произведений Г.Н.Волкова «Садовник и сынвоья», «Тимерке», «Разбитый горшок», «Прохлада и тень»; знакомство с символами чувашского орнамента.
Ход реализации игры-викторины
Введение в игровую ситуацию.
Выразительное чтение детьми стихотворения «Г.Н.Волкову посвящается»:
1 ребенок: Он Педагог – с великой буквы,
Учитель он – с большой,
В его руках – гранит науки,
А сам – чуваш простой.
2 ребенок: Его труды — венец творенья
В духовной нише естества.
Народ он чтил, и вдохновенье
Нам светит от великого Отца.
3 ребенок: Он – гражданин почетный наш,
Он — самый лучший педагог!
Геннадий – славный человек!
И главный этнопедагог! (Антонова Е.В.)
Рассматривание портрета Г.Н.Волкова и карты Чувашской Республики.
Ответы на вопросы:
Педагог: Ребята, а вы знакомы с Геннадием Никандровичем Волковым?
Дети: Да, это наш земляк, известный академик.
Педагог: А где родился Г.Н.Волков?
Дети: Г.Н.Волков родился в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашии.
Педагог: Найдем это село на карте нашей республики.
Дети ищут с.Большие Яльчики и отмечают его на карте.
Педагог: Молодцы! Геннадий Никандрович родился в этом селе осенью, 31 октября 1927 года. Мы с вами читали его сказки и притчи. Предлагаю поучаствовать в викторине.
Совместная деятельность по заданиям игры-викторины.
1 сказка «Садовник и сыновья».
Педагог: где спрятал старый садовник сокровища? Попробуем найти это место на картине.
Дети рассматривают картину и находят сад.
Педагог: нашли ли сыновья сокровища? Почему?
Ответы детей: Сыновья перерыли весь сад. Но сокровища не нашли, потому что их там не было.
Педагог: чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: Богатство – объединение усилий, сокровище – дружная работа.
2 сказка «Тимерке».
Педагог: сколько лет было мальчику Тимерке? Выложите цифру из снежинок или из цветов. Подумайте, что нам подходит.
Дети выкладывают цифру 7 из снежинок.
Педагог: почему мы взяли снежинки?
Дети отвечают, что действие сказки проходило зимой.
Педагог: рассмотрите героев сказки. Назовите их на русском языке.
Дети отвечают: сын, невестка, дедушка, внук.
Педагог: как можно назвать героев сказки на чувашском языке?
Ответы детей: ывӑл, кин, асатте, мӑнук (или атте, анне, асатте, ача)
Педагог: чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: старикам окажешь почет – и сам долго проживешь, стариков введешь в нужду – и сам испытаешь беду.
Педагог: сказки и притчи Г.Н.Волкова собраны в книге «Дуб и солнце».
Физкультминутка «Дуб (Юман)»
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
3 сказка «Разбитый горшок».
Педагог: в сказке «Разбитый горшок» старуха мечтала продать горшок с молоком. А что же она хотела купить? Предлагаю выложить последовательность ее покупок.
Дети вкладывают предметные картинки.
Педагог: чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: Мечта как глиняный горшок – скорее разбивается, чем сбывается.
4 сказка «Прохлада и тень».
Педагог: кто разрешил спор прохлады и тени? Нарисуйте отгадку символом чувашского орнамента.
Дети рисуют солнце.
Педагог: чему учит нас эта сказка?
Ответы детей: Без матери света, солнышка, нет сияния, нет и теней.
Подведение итогов игры-викторины.
Педагог: сказки Г.Н.Волкова – это целая жизнь, мудрый мир, который учит нас быть добрее, внимательнее, заботливее друг к другу, уважать, любить родных и близких.
Какая сказка вам понравилась больше всего?
Ответы детей.
Выразительное чтение стихотворения «Земля Чувашская» детьми:
1 ребенок: С высоты полета солнце
На Чувашию глядит.
Лучики свои в оконце
Распростерло и хранит:
2 ребенок: Землю Чувашскую,
Народ работящий,
Силу и дух этой земли,
Веру в любовь свою настоящую,-
Все это, солнышко наше, храни!
3 ребенок: Наша земля трудолюбием славится,
Мощью и силой своих городов,
В руках народа железо плавится,
Стоять за землю свою готов!
4 ребенок: Солнышко смотрит с небес, улыбается,
Ласково греет, лелеет, хранит.
Много веков наш народ развивается,
Землю Чувашскую боготворит! (Антонова Е.В.)
Литература
Кил илемĕ : [калавсем, юмахсем, очерксем: кĕçĕн тата вăтам çулхи шкул ачисем валли] / [И. А. Алексеев, З. И. Чернова ÿнерçисем]. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2007. –127 с.
Педагогика жизни. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. – 334 с.
Чувашская этнопедагогика / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т, Чебокс. ин-т экономики и менеджмента. – Изд. 3-е, доп. – Чебоксары: ЧИЭМ, 2004. – 487 с.
Этнопедагогика : учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Academia, 2000. – 175 с.
Слайд 1Человек мира –
Геннадий Никандрович Волков
Слайд 2«Если хочешь, чтобы тебя помнили год – сей пшеницу, если хочешь,
чтобы тебя помнили 10 лет – сажай дерево, а если хочешь, чтобы тебя помнили 100 лет – обучай народ».
Чувашская мудрость
Слайд 3Геннадий Никандрович Волков
(1927 – 2010гг. )
Один из старейших членов Академии педагогических
наук;
Один из основателей Российской Академии образования;
Заслуженный деятель науки РФ;
Почетный гражданин Республики Калмыкия и ЧР;
Заслуженный учитель ЧР;
Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва ;
Заслуженный работник образования Республики Саха;
Г. Н. Волков
Слайд 4Почетное звание «Учитель учителей» Якутии;
«Отличник народного образования Кыргызстана»;
Почетный доктор Эрфуртского университета.
Слайд 5Г.Н. Волков – великий этнопедагог, родился 31 октября 1927 года в
селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.
В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в разных вузах страны.
Слайд 6Геннадий Никандрович Волков «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский),
«Ушинский наших дней» (Ю.
Глющенко),
«гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов).
Слайд 7Г.Н. Волков — первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой
медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы»
Слайд 8«Золотое правило этнопедагогики – без памяти – нет традиций, без традиций
– нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа».
Г.Н. Волков
Слайд 9Г.Н. Волков – автор более 1000 публикаций, в том числе около
50 монографий .
Им подготовлено свыше 100 докторов и кандидатов педагогических наук.
Слайд 10Г. Волков о своих учениках: «Я думаю, что у меня лучшие
ученики. Ни у кого из докторов, профессоров, академиков таких учеников нет, как у меня. У меня, извините, нет «блатных», мои ученики — умные труженики».
Слайд 11Г. В. Волков — член редколлегии ведущих педагогических журналов России:
«Педагогика»
«Народная школа»
«Сельская
школа»
«Образование в мире – мир образования»
«Домашнее воспитание»
«Престижное воспитание» и др.
Слайд 12Труды Г. Волкова – это гимн любви к человечеству:
«Этнопедагогика»;
«Дуб и солнце:
хрестоматия о нравственном воспитании»;
«Созвездия земли: избранная педагогическая публицистика»;
«Обыкновенное дело педагога: избранные сочинения»;
«Этнопедагогика чувашей»;
«Судьба патриарха» и др.
Слайд 13«Этнопедагогика чувашского народа» – величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа»
П. Хузангай
Слайд 14«Не думаю, и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится
еще один педагог, равный И.Я. Яковлеву по силе влияния на народ.
Я. Ухсай
Слайд 15Г.Н. Волков: «Родина там, где любят вас»
Слайд 16Адель Ефейкина. «Портрет Г.Н. Волкова». 1960-е годы
Слайд 17Работу выполнила:
Ильина Алиса Юрьевна
Волков Геннадий Никандрович (Кашкăр Хуначи) родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Яльчикского района ЧАССР. В 1949 г. Геннадий Никандрович окончил математическое отделение Чувашского государственного педагогического института, в 1952 г. – аспирантуру при кафедре педагогики Казанского государственного педагогического института. С 1952 г. он начинает работать: в Чувашском государственном педагогическом институте – старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, старшим научным сотрудником; в Министерстве народного просвещения РСФСР – заведующий сектором НИИ национальных школ; в Государственном институте семьи и воспитания – заведующим лабораторией; преподавателем в Эрфуртской высшей педагогической школе.
За годы работы в институте в 1954-1967 гг. Г. Н. Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа. Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы родной деревни, камни – все это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения. Стать настоящим педагогом исследователю помогло, по нашему, еще очень нужное для исследователей качество – это умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания подрастающих поколений.
В первой же своей книге «Рассказы бабушки» (1957 г.), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил юных читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его педагогического и литературного творчества.
В 1958 г. выходит книга доцента Г. Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», которая (положительно встреченная специалистами) положила начало новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. В 1967 г. защищает докторскую диссертацию, основой которой стала его книга «Этнопедагогика чувашского народа».
Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество – это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него – мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы – символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них – трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы – многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.
Г. Н. Волков награжден золотой медалью Гердера, медалями К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, «Заслуженный учитель Чувашской АССР», отличник народного просвещения Киргизской ССР, заслуженный работник народного образования Республики Саха, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия и Тыва, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Чувашской Республики.
Имя и дела чувашского ученого-педагога профессора Геннадия Никандровича Волкова известны далеко за пределами Чувашии. Научные труды давно получили признание ученых и учителей, ими широко пользуются не только в нашей стране, но и за ее пределами. Перу профессора принадлежат более 500 научных трудов, 27 монографий и 24 книги. Разрабатывая проблемы творческого использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в школьной практике, его работы получили высокую оценку.
Известные работы Геннадия Волкова – критика не только о К. Иванове, Яковлеве, Сеспеле, Хузангае, Талвире, Уяре, Юхме, Терентьеве, Емельянове, но и о Ломоносове, Пушкине, Толстом, Чехове и др. О чем бы не писал он – о людях родной Чувашии, ее ученых, писателях, поэтах, воинах, людях труда, о деятелях науки, литературы, искусства, братских народов – в человеческих судьбах искал «добротное зерно» воспитания, находил его в прогрессивных традициях и обычаях, называл их «золотой колыбелью», той колыбелью, которая растит ребенка на путях братства и доброты. Им переведены на чувашский язык, обработаны и изданы сказки народов мира о дружбе, честности, трудолюбии, написаны оригинальные книги рассказов для детей, многие из которых вошли в учебные программы и школьные хрестоматии.
Основные даты жизни и деятельности
Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 года в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье, по национальности чуваш.
1935-1942 гг. – ученик Б. Яльчикской семилетней школы.
1942-1945 гг. – ученик Яльчикской средней школы.
1943-1945 гг. – помощник бригадира второй полеводческой бригады колхоза имени В. И. Ленина, позднее – бригадир транспортной бригады.
1945-1949 гг. – студент физико-математического факультета Чувашского государственного педагогического института.
1948-1949 гг. – стипендиат ЦК комсомола им. 15-летия ВЛКСМ.
1948 г. – занесен в Книгу Почета обкома ВЛКСМ за лучшую студенческую работу.
1948 г. – принят в члены КПСС.
1949-1952 гг. – годы учебы в аспирантуре по педагогике при Казанском педагогическом институте.
1950-1951 гг. – учитель физики 6-7-х классов мужской семилетней школы № 78 г. Казани.
1952-1954 гг. – старший преподаватель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического института, имени И. Я. Яковлева.
1954-1957 гг. – председатель месткома института и член Чувашского обкома профсоюза работников просвещения.
1954 г. – защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
1954-1966 гг. – доцент Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.
1961-1973 гг. – член Президиума Чувашского отделения Педагогического общества РСФСР.
1966-1967 гг. – старший научный сотрудник ЧГПИ имени И. Я. Яковлева.
1967 г. — защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
1967-1971 гг. — проректор Чувашского государственного педагогического института по научной работе.
1967 г. – присуждена премия К. Д. Ушинского за монографию «Этнопедагогика чувашского народа. В связи с проблемой общности народных педагогических культур». Награжден значком «Отличник просвещения РСФСР». Присуждена ученая степень доктора педагогических наук.
1968 г. – утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Педагогика».
1970 г. – награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Награжден памятной медалью музея имени Я.А.Коменского.
1972 г. – заведующий сектором педагогики Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР.
1977 г. – награжден медалью К.Д.Ушинского.
1979-1982 гг. – профессор секции педагогики и психологии Эрфуртской высшей педагогической школы имени Теодора Ной-бауэра.
1982 г. – награжден золотой медалью Гердера «За заслуги в распространении русского языка в духе германо-советской дружбы».
1982 г. – награжден Почетной иглой (в серебре) за деятельность по укреплению германо-советской дружбы.
1982 г. – присвоено звание «Активист Социалистического Труда ГДР».
1984 г. – присвоено ученое звание Почетного доктора Эрфуртской высшей педагогической школы.
Статьи на чувашском языке:
- Игнатьева, А. Халӑх вӗрентӗвӗн асамлӑ мелӗсем / А. Игнатьева. – Текст : непосредственный // Чӑваш хӗрарӑмӗ. – 2015. – 8 ҫурла/август. – С. 1.
- Волков, А. Тете – пурнӑҫӑмӑн шанчӑклӑ тӗревӗ : тетене – Г. Н. Волков академика – асӑнса, пуриншӗн те тав туса / А. Волков. – Текст : непосредственный // Хыпар. – 2012. – 31 юпа. – С. 4.
- Васильев-Бурзуй, Е. «Чăвашсен космонавт çеç мар, педагог та пур» / Е. Васильев-Бурзуй. – Текст : непосредственный // Хыпар. – 2011. – 9 чӳк. – С. 3.
- Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Пурне те ашшĕ-амăшĕн чĕлхине упрама пиллетĕп» / Г. Н. Волков. – Текст : непосредственный // Самант. – 2010. – № 1. – С. 10-11.
- Смирнова, Н. Хăй кайрĕ пулсан та… / Н. Смирнова. – Текст : непосредственный // Чăваш хĕрарăмĕ. – 2010. – 31 раштав. – С. 2.
- Абрамов, А. Педагогика улăпĕ / А. Абрамов. – Текст : непосредственный // Çамрăксен хаçачĕ. – 2007. – 2 чӳк. – С. 1-3.
- Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Таврăнатăп» : [Геннадий Никандрович Волков этнопедагогпа калаçни] / Г. Н. Волков. – Текст : непосредственный // Хыпар. – 2007. – 1 чӳк. – С. 1.
- Волков, А. Вĕрентекен пулма турă пӳрнĕ : [Геннадий Никандрович Волковăн ачалăхĕ çинчен шăллĕ аса илни] / А. Волков. – Текст : непосредственный // Чăваш тĕнчи. – 2007. – Чӳк (№ 9). – С. 9.
- Матвеева, Г. Профессор парни : [Г. Волков çырнă «Кил илемĕ» кĕнеке çинчен] / Г. Матвеева. – Текст : непосредсвенный // Халăх шкулĕ = Народная школа – 2007. – № 5. – С. 90.
- Васильева, О. Тӳрĕ те ырă чунлă пулма вĕрентеççĕ : литературная критика / Ольга Васильева. – Текст : непосредственный // Хыпар. – 2006. – 18 кăрлач. – С. 3.
- Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Таврăнатăп» : [Геннадий Никандрович Волков этнопедагогпа калаçни] / Г. Н. Волков // Хыпар. – 2007. – 1 чӳк. – С. 1.
- Очинникова, К. Ăш пиллĕх тĕнчи / К. Очинникова. – Текст : непосредственный // Çамрăксен хаçачĕ. – 2003. – 10 кăрлач (№ 2). – С. 4.