Илья муромец и соловей разбойник это исторический рассказ

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря.

Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бой с войском врага – «силушкой», которой было «черным-черно», и победа над Соловьем-разбойником.

Содержание:

  • История былины
  • Анализ содержания
  • Цитаты произведения
  • Главные герои:
  • Илья Муромец
  • Соловей-разбойник
  • Князь Владимир
  • Анализ структуры произведения

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно – ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Анализ произведения 

Описание содержания

Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике — он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».

Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.

Подробнее: «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: краткое содержание и сюжет былины

Цитаты произведения

цитаты Ильи Муромца и героев былины

«Есть я старый казак да Илья Муромец» Илья

«Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
Мои раночки кровавы запечатались,
Да не ходят-то мои уста сахарные,
Не могу я засвистать да й по-соловьему»
Соловей

«Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.»  Князь Соловью

Подробнее: «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: цитаты героев былины

Главные герои

Илья Муромец

Илья Муромец

Два главных героя произведения олицетворяют один — абсолютное добро, другой — зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу.

Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа — святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Подробнее: Илья Муромец: характеристика и образ героя

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Подробнее: Соловей-разбойник: характеристика и образ героя

Князь Владимир

Князь Владимир

Есть в произведении еще один герой – князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Подробнее: Князь Владимир: характеристика и образ героя

Анализ структуры произведения 

Действие былины развивается поступательно последовательно. Много внимания уделяется деталям и разговорам, описанию героев и обстоятельств действий. Само же действие передано в лаконичных и точных, но образных выражениях: «тетивочку шелковеньку натягивал», «стрелочку каленую накладывал», «стрелил» и «выбил право око». 

В былине передана мечта народа о верном защитнике, грозном для врага, верным и справедливом для своих. Илья Муромец одинаково независим от просьб народа, если они не отвечают его главной цели – защищать всю землю русскую, а не отдельные города, и от отношения к нему князя – он вежлив и уважителен к нему, но не боится спорить и отстаивать свое человеческое достоинство.

Произведение написано своеобразным «былинным» слогом, с повторами и неторопливым течением сюжета. Все герои имеют ярко выраженную индивидуальность, мотивы их поступков разъяснены прямой речью героев, а не рассказчиком. Сама прямая речь поэтична, изобилует образными выражениями.

Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представляет собой один из лучших образцов былинного эпоса. Герои и сюжет нашли отражение в некоторых неславянских эпосах.

Скачать обзор:

Илья Муромец — один из трех русских самых известных русских богатырей, наряду с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем. Их образы неоднократно использовались в русской культуре: литературе, кинематографе, живописи. Например, эти три фольклорных героя изображены на знаменитой картине В. Васнецова «Богатыри». Образы богатырей, история их жизни и подвигов раскрывается в произведениях эпического жанра русского фольклора — былинах.

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»  изучается в 6–7-м классе. Пересказ и анализ представлены по каноническому тексту, записанному Александром Фёдоровичем Гильфердингом.

Место и время действия

Действие разворачивается в эпоху Древней Руси, до монголо-татарского нашествия, то есть примерно в X – XII веках.

Типичный древнерусский город 10-го века

В тексте фигурирует Князь Владимир, что, на первый взгляд, могло бы ограничить датировку периодом его правления — концом X–началом XI века. Дело происходит после крещения Руси в 988 году, так как в тексте упоминаются заутреня (народное название раннего богослужения) и обедня (народное название литургии).

Однако фольклористы указывают, что Владимира, персонажа былин киевского цикла, не следует отождествлять с реальной исторической личностью, а значит и соотносить время действия в былине с периодом его правления — некорректно. Датировка остается размытой, определить её более точно не представляется возможным.

Действие происходит в «неназванном» государстве, но по монархическому государственному образованию (княжеству под управлением князя) и географическим названиям населенных пунктов легко определить Русь.

Былины киевского цикла, к которому относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», объединены местом действия — городом Киевом, столицей древнерусского государства.

Так выглядел Киев в 10-м веке.

Помимо Киева, события былины разворачиваются ещё в нескольких реальных городах Древней Руси: городе Муроме и находящемся в его окрестностях селе Карачарово, родине Ильи Муромца, а также городе Чернигове.

Основные события происходят на пути между Киевом и Черниговом (то есть на территории современной Украины). В тексте присутствует гидроним — река Смородина, возле которой по сюжету былины и промышляет Соловей-разбойник. Это мифическая река, не соотносится с каким-либо реально существующим водоёмом.

Река Смородина упоминается в славянской мифологии как граница «мира живых» и «мира мертвых», считается аналогом Стикса из древнегреческой мифологии.

Некоторые лингвисты связывают это название с рекой Самарой, протекающей недалеко от Киева. Но есть и другая версия: название реки Смородина происходит от слова «смород», что значит «смрад», «сильный, неприятный запах».

Река Смородина

«Та река свирепая, свирепая река, сама сердитая, —
Из-за первоя же струйки как огонь сечет,
Из-за другой же струйки искра сыплется,
Из-за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит, да сам со пламенью…»

Подробный пересказ содержания былины с цитатами

«Из того ли то из города из Мурома, из того ли то села Карачарова» отправился в дорогу добрый молодец Илья. Путь его лежал в Киев. Герой отстоял заутреню в Муроме, а в стольном граде планировал быть к «обеденке».

«Заутреня» и «обедня» — народные названия церковных служб. Первая проходила очень рано утром, вторая — в первой половине дня, перед обедом.

На пути его лежал славный град Чернигов, возле которого стояли полчища врагов, т.е. город был в осаде.

Илья муромец перед Черниговым

«Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона»

И никто не пройдет через эту «силушку великую», ни зверь не проскочит, ни человек.

Муромец разбивает войско, осадившее Чернигов

Одолел Илья Муромец врагов и въехал в Чернигов. Местные мужики, вдохновленные его подвигом, предлагают ему остаться в городе воеводою. Илья отказывается.

«Не пойду я к вам в Чернигов воеводою».

Спрашивает Илья у мужиков кратчайший путь до Киева («дорожку прямоезжую»). Предостерегают черниговцы богатыря, говоря, что прямоезжая дорога «заколдована, да замуравлена» — опасен путь по ней, а потому пешком её никто не прохаживал и на добром коне не проезживал.

«Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова»

Сидит во сыром дубу «Соловей‑разбойник Одихмантьев сын».

Наводит он ужас на округу, свистит по-соловьиному, да кричит по-звериному, да так, что травы загибаются, цветы осыпаются, деревья к земле приклоняются, а люди, что поблизости очутились, замертво падают.

Есть на Киев и другая дорога — длинная, ехать по ней 1000 верст, а «прямоезжею», через Соловья-разбойника — 500 верст.

Поехал Илья Муромец короткою дорогою, проезжает горы и реки, конь с его холма на холм перескакивает, подъезжает к речке Смородине.

Соловей-разбойник

Сидит во сыром дубу «Соловей‑разбойник Одихмантьев сын».

«Засвистал‑то Соловей да и по‑соловьему,
Закричал злодей‑разбойник по‑звериному,
Так все травушки‑муравы уплеталися,
Да и лазуревы цветочки отсыпалися,
Темны лесушки к земле вси приклонилися»

Конь его богатырский поубавил прыть. Берет Илья плеточку и стегает коня. Говорит ему:

Али ты идти не хошь, али нести не мошь?
Что ты на корни, собака, потыкаешься?

Достает Илья Муромец лук, натягивает тетиву и стреляет в Соловья-разбойника, попадает в правый глаз. Потом спустил разбойника на землю, пристегнул его к стремени и повез в Киев.

В гнезде Соловья-разбойника находились три его дочери. Увидели они своего отца с Ильей Муромцем. Первым двум показалась, что это отец на коне едет  и «везет он мужичища-деревенщину, Да у правого у стремени прикована».

Лишь третья разглядела, что дело обстоит наоборот — это их отец пристегнут к стремени богатырского коня, и у него выбит глаз.

«Едет мужичища‑деревенщина,
Да и сидит, мужик, он на добром кони,
Да и везет‑то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована.
Ему выбито‑то право око со косицею»

С подачи младшей дочери сестры призывают на помощь своих мужей — зятьёв Соловья, просят их взять «рогатины звериные» и бежать бить «мужичищу-деревенщину».

«Эти мужевья да их любимые,
Зятевья то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные
Да и бежали‑то они да и во чисто поле
К тому ли мужичищу‑деревенщине,
Да хотят убить‑то мужичища‑деревенщину»

Говорит Соловей-разбойник своим зятьям, чтобы побросали они рогатины, предлагает задобрить богатыря, пригласить его в гости в соловьиное гнездышко, угостить яствами, медом, да осыпать дарами.

Зятья Соловья-разбойника так и хотят поступить, но Илья не обращает на них внимания, скачет дальше вместе с Соловьем, пристегнутым к стремени, и прибывает в город Киев, въезжает на княжий двор. Из церкви выходит князь Владимир.

«Он пришел в палату белокаменну». Князь приступает к трапезе, приглашает к столу Илью Муромца.

«Они сели есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати»

Муромец остановил коня посреди двора, вошел в палаты княжеские, отвесил правителю киевскому троекратный поклон.

Князь спрашивает героя, как его зовут, кто он такой и откуда будет. Богатырь представляется.

«Есть я с славного из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович!»

Спрашивает князь, как долго ехал Илья до Киева и какой дорогою. Говорит богатырь, что заутреню стоял ещё в Муроме, держал путь через Чернигов, а оттуда коротким путем, мимо речки Смородины.

Удивился князь, не поверил Илье. Правителю было известно, что стоят у Чернигова вражеские силы и про Соловья-разбойника правитель был в курсе. Как же Илья Муромец добрался до Киева опасной такой дорогой, да живым остался?

Отвечает  ему Илья Муромец:

«Соловей‑разбойник на твоем дворе».

Встает князь из-за стола, накинул шубку да соболью шапку и вышел во двор посмотреть на Соловья-разбойника. Просит князь его посвистеть.

Говорил‑то ведь Владимир‑князь да таковы слова:

— Засвищи‑тко, Соловей, ты по‑соловьему,
Закричи‑тко, собака, по‑звериному.

Соловей-разбойник отказывается и отвечает, что будет выполнять только приказы Ильи. Тогда с теми же словами обращается к нему Муромец. Просит свистеть его не в полную силу. Упрямится Соловей, хитрит, говорит, что от ран лишился он сил, да не может засвистеть. Просит поднести ему чару «зелена вина».

«Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да уста мои сахарни порасходятся,
Да тогда я засвищу да по‑соловьему,
Да тогда я закричу да по‑звериному».

Обращается Илья к Владимиру, чтобы тот поднес Соловью «зелена вина». Отправляется Владимир в горенку, наливает немаленькую чару, объемом в полтора ведра. Подносят вино Соловью. Он всё выпил, восстановил силы да как засвистит, что всё вокруг стало рушиться, а люди погибать. Князь шубкой укрывается, а Илья Муромец вывез Соловья в чисто поле и срубил ему голову.

Характеристика героев

В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.

Илья Муромец

Полное имя – Илья Иванович. Русский богатырь, уроженец села Карачарово, что расположено под городом Муромом, в честь которого герой и получил своё прозвище. Илья — герой многих русских былин.

В былине «Исцеление Ильи Муромца» сказано, что до 33 лет Илья лежал на печи, не владел руками и ногами, то есть был параличным. Он был чудом исцелен, набрался силы богатырской и пошел совершать подвиги, защищать русскую землю и бороться с нечистью. На момент событий, описанных в былине о Соловье-разбойнике, Илья Муромец уже находится в солидном возрасте.

Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Казачество как сословие сложилось гораздо позднее, в XV веке. По социальному происхождению Илья был выходцем из крестьян  («мужичишко-деревенщина»).

Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.

Соловей-разбойник

Отрицательный персонаж, зло, представленное в виде человекообразного существа, напоминающего птицу. Дом Соловья-разбойника находится на дубе и называется «гнездом». Герой обладает сверхспособностью: мощный свист и рык Соловья несут разрушительную силу. Фантастический герой, олицетворяющий зло и угрозу общественному благополучию, — мифологизированный образ врага. Соловей-разбойник хитер и изворотлив.

Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.

Мнения о том, что образ разбойника восходит к обычному человеку, который по роду деятельности был разбойником, придерживается, например, исследователь Миллер.

Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.

О возможных прототипах

В летописях упоминается эпизод о некоем разбойнике по имени Могула, которого изловили и доставили к князю Владимиру. Он запомнился сильным криком. Высказывается предположение, что он мог быть прототипом «Соловья-разбойника».

В 40-е годы XIX  века на страницах «Новгородских губернских ведомостей» была опубликована обнародованная исследователем Н. Мельковым легенда из рукописного источника XVII века. В ней говорилась о двух «мордвинах»: одного звали Скворцом, а второго Соловьем. Иногда происхождение фольклорного образа сопоставляют с ней.

Князь Владимир

Владимир Красно Солнышко или Владимир Всеславич — герой былин о русских богатырях. Образ, вероятно, восходит к историческому князю Владимиру Святославичу. Есть мнение, что к Владимиру Мономаху. Однако фольклорный герой не является реальной личностью, он стал собирательным образом русского князя домонгольской эпохи.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.

Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.

Второстепенные персонажи

Дочери и зятья Соловья-разбойника  появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести.  Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».

Народ (черниговцы и киевляне)  — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.

Анализ былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника

Происхождение

Былина — фольклорное произведение эпического жанра. Истоки былинных сюжетов — рассказы, поверья, мифы, древние легенды русского народа. Формирование сюжета произведения «Илья Муромец и Соловей разбойник» исследователи относят третьему Владимиро-Суздальскому периоду  (XIV век). Для произведений устного народного творчества характерны различные варианты текста с общим сюжетом.

Поскольку былина относится к Киевскому циклу, «родом» сюжет, вероятно, из южных и центральных русских земель. В XIX веке считалось, что большинство сюжетов русских былин утеряно, однако, как выяснилось, они сохранились на Русском Севере. Большинство былин Новгородского, Киевского, и других циклов были записаны от северных сказителей. Широко известно имя Трофима Григорьевича Рябинина.

Рябинин, Трофим Григорьевич

Рябинин, Трофим Григорьевич — выдающийся русский былинный сказитель, крестьянин по происхождению, основатель династии былинных сказителей, проживавший в Олонецкой губернии, на территории современной Карелии.

Считающийся каноническим текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» от Трофима Рябинина записал ученый-славист A. Ф. Гильфердинг 8 июля 1871 года в Кижах.

Кижи — остров в Онежском озере, в Республике Карелия. Благодаря памятникам деревянного зодчества считается всемирно известной достопримечательностью, имеет статус музея-заповедника

Тексты, записанные Гильфердингом на территории современной Карелии, были изданы в 1873 году в сборнике «Онежские былины» уже после смерти фольклориста.

Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872) — русский ученый, лингвист, историк, фольклорист немецко-польского происхождения, член Императорской Академии Наук.

Жанровые и стилистические особенности

Одной из жанровых особенностей былины как эпического произведения считается героическая или историческая составляющая в сюжете. Это тексты, рассказывающие о событиях и подвигах прошлого. В рассматриваемой былине героическое событие — победа богатыря Ильи над Соловьем-разбойником.

Былины — эпические песни, для них характерная неторопливая, напевная манера повествования, характерной особенностью являются рефрены, частые повторы одних и тех же строк или словосочетаний. Былинный слог отличается плавностью, размеренностью, текст насыщен средствами выразительности:

  • эпитетами;
  • метафорами;
  • гиперболами.

Эпитетами могут быть как прилагательные (добрый конь, сыра земля, стремечко булатное), так и существительные (травушка-мурова, мужичишко-деревенщина)

Гипербола — художественное преувеличение, один из основных приёмов для былинных сюжетов. Качества героев, масштабы, эффект, произведенный их действиями, намеренно преувеличены.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» гипербола используются в описании победы Ильи над вражеской черной силой под Черниговом, например: «черным черно, как черна ворона» (очень много).

Гипербола применяется в характеристике силы соловьиного свиста: «… все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются». В финале произведения разбойнику подносят «немалу чашу — полтора ведра» — это тоже гипербола.

Структура и композиция

Сюжет былины изложен последовательно, описывается путешествие главного героя, включающее три этапа (путь от Карачарово до Чернигова, от Чернигова до Киева и пребывание в Киеве), на каждом этапе события постепенно раскрывают образ героя, его характер, мотивы поступков. В структуре повествования можно выделить элементы традиционной композиции:

  • Зачин: герой посещает церковную службу и отправляется в путь из родного села.
  • Завязка: приезд в Чернигов, победа над черной силой как демонстрация «богатырской мощи» героя, получение им известия о злой силе Соловья-разбойника.
  • Кульминация: встреча с Соловьем-разбойником, его пленение и доставка в Киев. Встреча с князем Владимиром.
  • Развязка: конец Соловья-разбойника

Какие темы поднимает?

Основная тема — защита русской земли.

Былинные тексты, как правило, имеют патриотическую направленность. В них воспевается Русь-матушка, отражается уклад жизни и русский характер. На протяжении почти всей своей истории с незапамятных времен Русь, Россия вела войны, сражалась с врагами, отражала набеги захватчиков. Богатырь – мифологизированный, героизированный образ русского воина. Основная тема фольклорного произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — защита русской земли.

Борьба добра со злом

Для русских былин характерно четкое разграничение двух противоборствующих сторон, при этом добро всегда побеждает зло. Два центральных героя произведения — Илья Муромец и Соловей разбойник — представляют два полюса: добро и зло. Добрый герой призван устранить источник бедствий  русского народа. У каждого из персонажей есть своя свита. На стороне Ильи Муромца выступает весь русский народ. На стороне Соловья-разбойника — его семья: дочери и зятья. На стороне Ильи заметный перевес в поддержке.

Сила духа русского народа

«Богатырская наша сила, сила духа и сила воли», — напишет XX-м столетии известный советский поэт Николай Николаевич Добронравов, обращаясь к фольклорным образам. Внутренняя сила человека — одно из главных качеств русского характера, воспетых былинами. Богатыри — это не просто «силачи», это стойкие люди, обладающие силой духа, без которой сама по себе физическая сила не так важна.  Богатырь Илья Муромец в сражении с Соловьем-разбойником не демонстрирует какой-то сверхсилы, его поступки — это скорее проявление силы духа и доблести.

Образ Ильи Муромца — это средоточие лучших качеств русского народа. В былине показано, что спасение русской земли не в ее правителях, а в обычных людях, добрых, доблестных и отважных, коими она полнится.

Природа в былине

Жители Древней Руси очень близки к природе, они в ней жили. Во многих сохранились верования в силы природы от недавнего язычества. В былине нет описаний природы, но она присутствует в ней то упоминанием о звере, который «не прорыскивает», или о вороне, который «не пролетывает». Травушка-мурава, цветочки лазоревые, лесушка звучат рефреном в былине, помогают понять восприятие мира человеком Древней Руси. Соловей-разбойник, представитель зла, своим свистом губит не только людей, но и природу, нарушая её гармонию.

Экранизации

Мотивы былины и образы её главных героев неоднократно воплощались в отечественном кинематографе и мультипликации. Художественный фильм-сказка «Илья Муромец», снятый Александром Птушко в 1954 году, объединяет мотивы нескольких фольклорных сюжетов о русском богатыре, в том числе и былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Одноименные  мультфильмы, основанные на сюжете былины, в СССР и России создавались дважды.

Рисованный мультфильм режиссера Ивана Аксенчука по сценарию Михаила Волгина вышел в 1976 году, является продолжением мультфильма «Илья Муромец. Пролог» (1975).

В 2007 г. выпущен мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» режиссера Владимира Торопчина, позиционируется как вторая часть трилогии о русских богатырях. Сюжет мультипликационного фильма многим отличается от фольклорного оригинала, дополнен сюжетами и событиями, которых нет в классическом тексте, однако основная фабула сохранена.

Скачать обзор:

Nightingale the Robber or Solovei the Brigand (Russian: Солове́й-Разбойник, romanized: Solovey-Razboynik), an epic robber, appears in traditional Russian byliny (folk poems).

History[edit]

Pavel Ivanovich Melnikov discovered a version of the legend of Solovei in a 17th-century handwritten collection of stories and published it in the Russian newspaper he edited, Nizhegorodskie gubernskie vedomosti (the Nizhny Novgorod Government News), in 1845 and 1847. In 1867 Melnikov wrote:

It [the story] still lives in people’s memory and was found by us 20 years ago […] in one of handwritten collection of stories of the 17th century. In the ancient times, where Nizhny Novgorod now stands, lived a famous and strong Mordvin, by name Skvorets [«Starling»]. He was the friend of another Mordvin — just as famous, just as strong — Solovei [«Nightingale»], the same Solovei who was connected with Il’ya Muromets.[1]

The bylina concerning Nightingale the Robber is also called «The First Journey of Ilya Muromets», and is one of the most popular Ruthenian epics, having been recorded 132 times (Bailey, p. 25). The monster Solovey had partial human and bird-like features, was able to fly, and lived in a nest, had a human family, and received drinks with his hands (Bailey, p. 27). He was said to live in a forest, and would sit in a tree and stun strangers with his powerful whistle. When Nightingale the Robber whistles, allegedly: «all the grasses and meadows become entangled, the azure flowers lose their petals, all the dark woods bend down to the earth, and all the people there lie dead!» (Bailey, p. 34).

Legend states that Ilya Muromets survived the whistle, even though Nightingale leveled half of the surrounding forest. Ilya Muromets shot down Nightingale the Robber with arrows to the eye and temple, then dragged the defeated monster before Vladimir, the Prince of Kiev. Vladimir wished to hear Nightingale the Robber whistle, but the creature claimed he was too wounded to whistle. Nightingale the Robber requested wine to drink so that his wounds would disappear, then he would whistle for the prince. When he whistled all of Vladimir’s palaces were destroyed and many lay dead. After this, Ilya Muromets took Nightingale the Robber into an open field and cut off his head (Bailey, pp. 28–36).

Depictions[edit]

  • Vladimir Toropchin’s animated feature, Ilya Muromets and Nightingale the Robber, released on July 7, 2007. [1]
  • Aleksandr Ptushko’s 1956 film Ilya Muromets as ‘Wind Demon’ in the English version.

See also[edit]

  • Zahhak

References[edit]

  1. ^ Мельников П. И. Очерки мордвы. — Саранск, 1981.
  • Bailey, James and Ivanova, Tatyana. An Anthology of Russian Folk Epics. M.E. Sharpe, Inc. Armonk, New York, 1998.

External links[edit]

  • Recording of this bylina.
  • Ilya Muromets and Nightingale the Robber, as included by A. H. Wratislaw in Sixty Folk-Tales from Exclusively Slavonic Sources
  • Reinhold Gliere and his Third Symphony Ilya Murometz

Nightingale the Robber or Solovei the Brigand (Russian: Солове́й-Разбойник, romanized: Solovey-Razboynik), an epic robber, appears in traditional Russian byliny (folk poems).

History[edit]

Pavel Ivanovich Melnikov discovered a version of the legend of Solovei in a 17th-century handwritten collection of stories and published it in the Russian newspaper he edited, Nizhegorodskie gubernskie vedomosti (the Nizhny Novgorod Government News), in 1845 and 1847. In 1867 Melnikov wrote:

It [the story] still lives in people’s memory and was found by us 20 years ago […] in one of handwritten collection of stories of the 17th century. In the ancient times, where Nizhny Novgorod now stands, lived a famous and strong Mordvin, by name Skvorets [«Starling»]. He was the friend of another Mordvin — just as famous, just as strong — Solovei [«Nightingale»], the same Solovei who was connected with Il’ya Muromets.[1]

The bylina concerning Nightingale the Robber is also called «The First Journey of Ilya Muromets», and is one of the most popular Ruthenian epics, having been recorded 132 times (Bailey, p. 25). The monster Solovey had partial human and bird-like features, was able to fly, and lived in a nest, had a human family, and received drinks with his hands (Bailey, p. 27). He was said to live in a forest, and would sit in a tree and stun strangers with his powerful whistle. When Nightingale the Robber whistles, allegedly: «all the grasses and meadows become entangled, the azure flowers lose their petals, all the dark woods bend down to the earth, and all the people there lie dead!» (Bailey, p. 34).

Legend states that Ilya Muromets survived the whistle, even though Nightingale leveled half of the surrounding forest. Ilya Muromets shot down Nightingale the Robber with arrows to the eye and temple, then dragged the defeated monster before Vladimir, the Prince of Kiev. Vladimir wished to hear Nightingale the Robber whistle, but the creature claimed he was too wounded to whistle. Nightingale the Robber requested wine to drink so that his wounds would disappear, then he would whistle for the prince. When he whistled all of Vladimir’s palaces were destroyed and many lay dead. After this, Ilya Muromets took Nightingale the Robber into an open field and cut off his head (Bailey, pp. 28–36).

Depictions[edit]

  • Vladimir Toropchin’s animated feature, Ilya Muromets and Nightingale the Robber, released on July 7, 2007. [1]
  • Aleksandr Ptushko’s 1956 film Ilya Muromets as ‘Wind Demon’ in the English version.

See also[edit]

  • Zahhak

References[edit]

  1. ^ Мельников П. И. Очерки мордвы. — Саранск, 1981.
  • Bailey, James and Ivanova, Tatyana. An Anthology of Russian Folk Epics. M.E. Sharpe, Inc. Armonk, New York, 1998.

External links[edit]

  • Recording of this bylina.
  • Ilya Muromets and Nightingale the Robber, as included by A. H. Wratislaw in Sixty Folk-Tales from Exclusively Slavonic Sources
  • Reinhold Gliere and his Third Symphony Ilya Murometz

Каждый россиянин, украинец, белорус с детства знает о таком сказочном герое как Илья Муромец, ставшем илья муромец и соловей разбойник - это чтобуквально олицетворением славянских силы, героизма и верности долгу. Само слово «богатырь» непроизвольно ассоциируется, прежде всего, именно с Ильей Муромцем, описываемым как необычайно могучий, суровый и доблестный воин. Последние поколения жителей стран, возникших на месте Древней Руси, то есть, России, Беларуси и Украины, знают об этом персонаже в основном лишь из литературно обработанных детских книжек и учебников, и откуда, действительно, он происходит, в основном известно лишь специалистам. Илья Муромец — герой былин — эпических песен, родственных скандинавским сагам, описывающих подвиги древнерусских воинов XI — XIII вв., т.е., домонгольского периода. Былины сочинялисьчто такое былина не столько для того чтобы сохранить в памяти народа имена и подвиги героев, сколько чтобы занять досуг людей в застольях, на торжественных встречах и т.п. Их слушали подобно тому, как сегодня мы смотрим художественные кинофильмы о войнах, особенно не вдаваясь в достоверность показанных событий. Поэтому в них не выверена хронология событий, события совершенно разных лет переплетаются между собой, много взято из сто раз пересказанных и переиначенных народных преданий. Так, в одной из былин говорится, что Илья Муромец был знаком с другим богатырем — Алешей Поповичем, другая былина повествует, что Алеша Попович погиб в битве с монголами на реке Калке, то есть, в 1223 г. Однако еще одна былина рассказывает об Илье Муромец и Тугарине (Тугоркане), тогда как кипчакский хан Тугоркан погиб в 1096 г. Получается, если верить былинам, Алеша Попович прожил окола полутора столетий, причем оставаясь боеспособным! Сочинители былин, конечно, не изучали ни документов, ни летописей, они просто вспоминали известные им предания, часто путая одно с другим. Но это, конечно, не означает, что в основу былин не были положены реальные события, и задача историков в том и заключается, чтобы по былинам, летописям, преданиям восстановить настолько, насколько это возможно, картину реальных событий.

Биография Ильи Муромца в былинах описана достаточно подробно. Сообщается, что до 33 лет он был прикован к постели, будучи не в состоянии пошевелить ни руками, ни ногами. Однажды к его дому подошли волхвы — часто упоминающиеся в былинах и летописях люди, обладавшие какими-то магическими способностями, по всей вероятности, служители славянских языческих культов. Волхвы попросили его принести им воды, на что Илья ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Однако волхвы настояли, и тогда он неожиданно встал и принес воды. По просьбе волхвов он сам выпил принесенной воды и разом выздоровел. Затем он выпил еще раз и обрел необыкновенную физическую силу, отчего невольно стал все вокруг сотрясать и рушить. Тогда он выпил воды в третий раз, и сила его уменьшилась наполовину, однако, все равно, осталась небывало мощной. Волхвы же сказали ему, что он должен идти в Киев, чтобы поступить на службу князю Владимиру. Князь Владимир — тоже часто упоминаемый в былинах персонаж, однако о каком именно Владимире идет речь, нигде не уточняется. В прошлом былинный Владимир часто ассоциировался с Владимиром Святославичем Красно Солнышко — четвертым верховным князем единой Руси, упорядочившим управление ею и введшим христианскую кто такой князь владимиррелигию в качестве государственной. Однако более тщательный анализ всей содержащейся в былинах информации, сопоставление фактов позволяет сделать вывод, что речь идет скорее о Владимире Мономахе, княжившем в Киеве с 1113 по 1125 гг. О встречах Ильи Муромца с князем Владимиром разные былины кем мог быть илья муромецсообщают несколько раз. Таким образом, по всей видимости, Илья Муромец жил в первой половине XII в., в эпоху борьбы Руси с кипчаками-половцами. Это приводит к заключению, что реальным прототипом его был известный силач Илия Печерский, родившийся как раз в городе Муроме, когда-то, согласно своему житию (церковному жизнеописанию) перенесший тяжелую болезнь, а после чудесного исцеления принявший крещение. Он известен как монах Киево-Печерской лавры, и в 1988 г. исследовавшая его мощи экспертиза установила, что в детстве он перенес паралич конечностей. Согласно былине, Илья распрощался со своими родителями и, отправившись в Киев, первоначально посетил — по указанию волхвов, огромный камень, который сдвинул с места и обнаружил там оружие, доспехи и коня. Со всем этим он и явился на службу князю. Предание об обнаружении богатырского оружия, скрытого под камнем или вонзенного в него, либо находящегося в опасном месте, широко распространено у разных народов (например, Экскалибур короля Артура). По всей видимости, сказители внесли этот эпизод в былину для усиления героического образа Ильи, но к реальному Илье Муромцу эта история не имеет отношения.

Самый известный ныне подвиг Ильи Муромца — победа над былинным злодеем Соловьем-разбойником. Об этом повествует отдельная былина, начинающаяся следующими словами:как начинается былина об илье муромце и соловье разбойнике

Далее, как сообщается, Илья обнаруживает, что Чернигов осажден многочисленным вражеским войском, вступает с тем в схватку и громит. За это черниговцы приветливо встречают его и предлагают быть у них в городе воеводой, однако Илья заявляет, что он приехал не за этим и просит показать ему прямую дорогу на Киев. Черниговцы же ответили ему, что прямая дорога пришла в негодность и заросла, потому что по ней никто не смеет ни проехать, ни пройти пешком:кто такой соловей разбойник

Далее отмечается, что окольный путь до Киева в два раза длиннее (тысяча верст вместо пятисот по прямому), и Илья направляется по прямой дороге. От свиста Соловья-разбойника его конь не может продолжать двигаться вперед, однако сам богатырь устоял и ранил противника стрелой в глаз. Сняв Соловья-разбойника с дуба, Илья Муромец привязал его к коню и повез в Киев, проезжая мимо его «гнезда», в котором сидят три его дочери и через покосившееся окно наблюдают, будучи не в состоянии сразу понять, то ли это Соловей везет Илью, то ли Илья Соловья. Наконец, до них доходит, что отец попал в плен, и они зовут на помощь своих мужей. Зятья Соловья-разбойника хватают рогатины и бегут убивать Илью Муромца и освободить тестя, но Соловей уговаривает их не вступать в схватку с богатырем, а договориться с тем по-хорошему, пригласив в дом и встретив едой и питьем. Илья, однако, на уговоры не поддается и везет Соловья дальше в Киев. В Киеве князь Владимир желает лично увидеть, какое разрушительное действие производит свист Соловья-разбойника и приказывает тому засвистеть. Однако Соловей высокомерно отказывается, говоря, что выполнит требование только того, кто сумел захватить его в плен. Тогда ему приказывает Илья Муромец. Однако Соловей прежде требует чашу вина, говоря, что из-за полученных в бою с ним ран не может иначе засвистеть. Выпив же вина, он издает свой ужасающий свист:кем мог быть соловей-разбойник

После этого Илья Муромец увозит его в поле и отрубает ему голову со словами:как погиб соловей разбойниккак илья муромец победил соловья разбойника

Безусловно, за песенным преданием стоят реальные события. Тем более, что приметы места, где Илья Муромец захватил в плен Соловья-разбойника, настолько подробно приведены в разных вариантах былины, где илья муромец сразился с соловьем разбойникомчто исследователям не составило особого труда его разыскать. В былинах указываются город Муром, село Карачирово (или Карачарово), Чернигов, Брынские (Брянские) леса, речка Смородина, тридевять дубов. Все это отсылает к селу Девять Дубов Хотынецкого района Орловской области России, находящемуся вгде сидел соловей разбойник одном километре от границы с Брянской области, где находится и древний город Карачев, недалеко от которого протекает река Смородиновка. Путь из Мурома в Киев, действительно, пролегал через Брянщину и Чернигов. Однако то, что Илья направился сражаться с разбойником от Чернигова, является, скорее всего, былинной ошибкой: Чернигов находился уже позади Брянских лесов, от него до Киева оставалось не так уж далеко. Вероятно, здесь слились два самостоятельных предания: одно — о победе Ильи над Соловьем, другое — о спасении им Чернигова. Сочинитель былины уже вольно связал эти два события в одну историю, не позаботившись о географической точности.

Кто же такой Соловей-разбойник? Иногда его изображают в виде демонического существа — получеловека-полуптицы, исходя из его имени и умения свистеть по-соловьиному. Однако это уже поздняя мистификация предания. В былинах облик Соловья-разбойника, вообще, почти не описывается, но можно понять, что он умеет сидеть верхом на коне, что у него есть большая семья, члены которой живут в «гнезде», однако имеющем какое-то покосившееся окно, орудуют рогатинами, употребляют в пищу обычную человеческую еду, сам же Соловей разговаривает с князем Владимиром и пьет вино. По былинам получается, что Соловей-разбойник — в полной мере человек, а «птичье» имя его — скорее прозвище за умение свистеть, и живет он с семьей в обычном человеческом доме, который просто по аналогии с его прозвищем назван гнездом. На соловей разбойник человек или птицаизображениях эпохи Московского государства, ну, и оттуда — на картинах художников Нового Времени, Соловей-разбойник предстает в облике степного кочевника: с характерными монголоидными чертами лица, одетый в тюркский костюм. Но это, скорее всего, отсылка к вековому противостоянию Руси со Степью: с хазарами и печенегами, половцами, затем монголо-татарами. То есть, у художников любые враги Руси ассоциировались в первую очередь со степняками, поэтому соответствующим обликом наделили и былинного Соловья-разбойника. Хотя Соловей назван разбойником, в былинах нигде не упоминается, что он грабил своих жертв, присваивал чье-то имущество. Фактически он просто перекрыл кратчайшую дорогу на Киев, свистом убивая всех, кто пытался пройти по ней. С ним никто, кроме Ильи Муромца, не мог справиться. Соловей явно ни во что не ставит такую властную и грозную фигуру как киевский князь, даже будучи плененным, требует себе чашу вина, и требование исполняется. Таким образом, Соловей-разбойник — это не птица и не какой-то скрывающийся в лесах преступник. Это — человек, обладающий значительной силой и пользующийся значительным уважением в обществе того времени: только такой человек мог высокомерно вести себя с правителем могущественной страны и предъявлять какие-то требования, будучи в плену у князя.

Ответ на данный вопрос приходит из русских летописей. Как значится, территория современных Брянской и Орловской областей России во времена Древней Руси была западным участком расселения восточнославянского племенного объединения вятичей. «Повесть временных лет» описывает вятичей и живших с ними по соседству радимичей и северян в дохристианскую эпоху как народы, жившие в лесу «подобно зверям», сквернословившие при отцах и невестках, употреблявших в пищу «все нечистое», похищавшие невест во время праздников и имевшие по нескольку жен. Понятно, что столь грубое описание вятичей летописец осуществил с точки зрения раньше других восточнославянских племен принявших христианскую веру и живших по строгим патриархальным традициям киевлян. Однако из него можно почему соловей разбойник сражался с ильей муромцемзаключить, что у вятичей вследствие  удаленности их территории от важных торговых путей очень долго сохранялись пережитки первобытнообщинного строя, и даже в хозяйстве важную роль играли первобытные элементы (собирательство, использование для жилья естественных природных укрытий). После объединения восточнославянских земель вокруг Киева и обращения в христианскую веру вятичи, привыкшие к первобытному равноправию, испытывавшие вследствие невысокой развитости хозяйства сильный страх перед природными стихиями и потому боявшиеся оставить культы якобы управлявших этими стихиями языческих богов, очень тяжело приспосабливались к жизни в условиях развитой государственности и политического единоначалия. Киевский князь виделся им чужеземцем и узурпатором, навязывавшим им — вольным жителям лесов, свои порядки, обиравшим их во время сборов дани, а насаждение христианской религии — посягательством на их духовную самобытность. Даже столетие спустя княжеская власть в землях вятичей держалась плохо, и Владимир Мономах, который, по всей видимости, и является тем князем Владимиром, у которого служил Илья Муромец, совершил на них несколько военных походов. То есть, Илья Муромец, проезжая через Брянские леса, следовал по, говоря современным языком, «горячей точке» — территории, население которой было охвачено сепаратистскими устремлениями, нежеланием признавать верховную власть киевского князя. Подавить сепаратизм вятичей было сложно и потому, что они часто селились первобытным образом в глубине лесов, где составлявшая главную ударную силу княжеского войска конница не могла развернуться в боевом порядке и легко маневрировать среди деревьев. В культурных и экономических центрах вятичской земли, расположенных в речных долинах, конечно, держалась официальная власть и заседали младшие князья и княжеские наместники, но в более отдаленных, лесистых районах реальная власть находилась у местных вождей, не признававших киевского князя своим правителем. Не зря Соловей-разбойник сидел в лесах у березы на дубу, и там же где-то находилось его «гнездо».

Таким образом, Соловей-разбойник был, вероятно, вятичским племенным вождем, как сказали бы сейчас, «авторитетом», отказывавшимся повиноваться центральной власти. Поэтому он даже в плену отказался подчиняться киевскому князю, мотивировав, что не тот его победил, а Илья Муромец. По-видимому, он принадлежал к местной родоплеменной знати, поэтому и требовал к себе уважительного отношения в плену, сказал принести ему чашу вина, что было исполнено. Слово «Соловей» в те времена могло быть личным именем человека, могло быть прозвищем, данным за умение свистеть (что и следует из былины), щебетать по-птичьи, петь или красноречиво говорить. То, что в былине не упоминается христианское имя Соловья, возможно, означает, что, отказавшись повиноваться киевской власти, он отрекся и от христианской веры, посчитав ее чуждой и навязанной ненавистным Киевом, хотя упомянутое в былине его отчество — «Одихмантьев», напоминает по структуре христианское имя. Возможно, отец его был христианином, но сам он, решив вести борьбу с Киевом, отказался от крещения и оставил себе лишь традиционное славянское имя. Разумеется, убивающий все вокруг его свист — это мистификация, отнесенная к распространенному в мифологии народов мира сюжета о существах, убивающих людей и животных голосом. Подобные мифы существовали и у славян, и сочинитель былины отождествил с ними свист Соловья-разбойника. В действительности сам по себе свист и звериный крик, о которых говорится в летописи, скорее означают условные звуки, с помощью которых враждебные Киеву вятичские отряды, руководимые Соловьем, координировали свои действия в лесах. А необыкновенные последствия свиста: смерть или падение без илья муромец и соловей разбойник это про чточувств людей и животных, преклонение к земле лесов, вероятно, аллегория, означающая сильное влияние, которое Соловей имел в вятичской земле и страх, который он наводил на симпатизировавших Киеву соплеменников. То есть, Соловей-разбойник был знатным предводителем кто такие илья муромец и соловей разбойникнепокорных Киеву вятичей, укрывшихся от княжеской власти в лесах и громивших в лесных дебрях княжеские отряды, и его влияние было настолько велико, что сторонники Киева в вятичской земле не могли чувствовать себя в безопасности. Это, в общем-то, обычная картина во всех регионах, которые по каким-то причинам плохо контролирует центральная власть: помимо формальных ее представителей там всегда действуют местные авторитеты и подпольные лидеры, превращающиеся фактически во вторую, подчас даже более влиятельную, власть.

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике выглядит как продолжение былины об исцелении Ильи Муромца. Однако это тоже может быть искусственная увязка сочинителя для придания сказанию более связанного и романтического облика. Разумеется, в реальности, как бы ни был силен Илья Муромец, едва ли он решился бы в одиночку ехать по настолько опасной дороге, которую все обходят стороной. Несомненно, его сопровождал отряд бойцов, с помощью которых он и взял в плен Соловья-разбойника. Вполне вероятно, насколько достоверно предание об илье муромце и соловье разбойникечто история эта произошла не тогда, когда Илья ехал из родного Мурома на службу в Киев, а уже потом — когда он уже служил князю Владимиру. Он мог быть нарочно послан киевским князем во главе отряда дружинников захватить установившего свою власть над землей вятичей Соловья. Как следует из былины, люди из рода Соловья попытались освободить своего предводителя, однако Соловей по каким-то причинам (возможно, опасаясь, что это приведет к неравной для его соплеменников большой войне с Киевом) убедил их не делать этого. Что же касается былинной демонстрации Соловьем убийственной силы своего свиста в Киеве, то под этой аллегорией может подразумеваться обыкновенный его допрос как пленника, на котором он поведал о том, насколько еще силен независимый дух вятичей, сколько еще людей готово любой ценой противостоять Киеву, чем глубоко поразил князя и киевских сановников. Потому Соловей по преданию и засвистел лишь когда это ему велел Илья Муромец и лишь после того как выпил чашу вина: как знатный пленник, он согласился отвечать на вопросы лишь после того, как его приняли достойным образом. Но былина, как уже говорилось, сочинялась для потехи людей, а не для обучения их исторической фактологии. Во время ее появления все ее аллегории, вероятно, были вполне понятны людям. Но поколения спустя сама история забылась, и песенное повествование о двух противниках — Илье Муромце и Соловье-разбойнике, превратилось в миф.

25 228

  • Илья муромец и соловей разбойник сказка читательский дневник
  • Илья муромец и соловей разбойник сказка с картинками
  • Илья муромец и соловей разбойник сказка распечатать текст
  • Илья муромец и соловей разбойник краткое сочинение
  • Илья муромец герой русских сказок