Автор: Василий Жуковский
Название: «Сказка о царе Берендее»
Жанр: Сказка
Тема произведения: Добро и зло
Число страниц: 26
Главные герои и их характеристики:
- Берендей – царь, рассудительный
- Иван – смелый, добрый
- Марья-царевна – помощница Ивана, верная, нежная, добрая, скромная
- Кощей Бессмертный – злой, бессердечный, устрашающий
О чем произведение:
Из-за отца Ивану приходится идти в подземный мир к Кощею. Царевичу помогает одна из дочерей злодея, вместе они преодолевают множество трудностей.
Сюжет — краткое содержание:
Очень долго у царя нет детей. Однажды он набредает на колодец, где страшное существо заставляет его дать клятву. У правителя рождается сын, которому приходится держать слово отца и идти в подземельное царство. Он встречает Марью-царевну. Это дочь Кощея Бессмертного. Девушка помогает царевичу избежать смерти и совершить побег из плена. Герои на коне мчатся домой, но внезапно их настигает погоня. Марья помогает царевичу и в этот раз. Иван решает пойти в другое царство, и там забывает всё, что с ним приключилось, а царевна становится цветком, который забирает себе старик. Спустя время Иван вспоминает о Марье, они играют свадьбу.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился момент встречи Марьи-царевны и Ивана. Оказывается героиня умеет обращаться в разных существ, даже в забавных уток.
План произведения для пересказа:
- Клятва отца
- Рождение сына
- Пришло время выполнять обещание!
- Знакомство Ивана с Марьей-царевной
- 3 испытания и бегство
- Потеря памяти и прекрасный цветок
- Свадьба
Главная мысль:
Добро всегда побеждает зло, а чудеса случаются.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит верить в чудо, прислушиваться к советам окружающих, быть добрым, честным и верным.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравилась сказка! Она очень поучительная и интересная. Иногда я очень переживала за главных героев, например, когда они бежали из подземельного царства, а за ними гнался Кощей. Я рада, что у этой сказки хороший конец.
Новые слова и выражения:
Подлинно – истинно, верно
Оторочка – узкая полоска ткани или меха, нашитая по краю одежды или обуви.
Каморка – маленькая комната
Пословицы к произведению:
Чудеса, а не колеса: сами катятся.
Добро не лихо: бродит по миру тихо.
Светлый человек не делает темных дел.
Другие читательские дневники здесь
Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой. Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки. Результат — «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковского — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и незаконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется пышно, в традициях литературы XVIII в.
Считается, что в основу этой сказки положен сюжет, рассказанный Пушкину его няней Ариной Родионовной. Если даже это так, а это, скорее всего, сюжет сказки «Морской царь и Василиса премудрая», Жуковский не только по-своему его изложил, но и добавил в него эпизоды, детали из других сказок. Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, тщательно изучал его, отбирая ценное, поэтичное.
«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром — одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «прилажен» к русскому языку, что великолепно передает русский сказочный колорит. Он настолько оригинален и кажется столь естественным в этом произведении, что наводит на мысль о какой-то третьей форме речи, помимо прозы и стихов.
Сюжет в целом повторяет народный. Некоторые детали, введенные Жуковским, слегка нарушают логику. Например, Кощей Бессмертный царит в подземном мире. Это вполне закономерно — он злой дух тьмы. Более того, его дворец «высечен был весь из карбункула-камня». Если вспомнить переведенную в 1816 г. Жуковским сказку «Красный карбункул», там этот камень подарен герою сатаной.
Кощей
Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.
Каждый персонаж Жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. Не догнав беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. Кощей любит шутовство. Иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех Кощея, и тот сменяет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. Вокруг сказочного дворца, который по приказу Кощея должен выстроить Иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями». Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности.
Экранизации
В 1968 году Павел Кадочников снял фильм «Снегурочка» и сам исполнил в нем роль царя Берендея. По сюжету киноленты, снятой на студии «Ленфильм», таинственная девушка попала в деревню берендеев. У нее нет чувств, зато есть баснословная красота, быстро привлекшая поклонников. Среди них ветреный Мизгирь, бросивший ради Снегурки невесту Купаву. Берендей приказывает всем в селе найти себе пару и явиться к Яриле. Купаву выбрал пастух Лель. Снегурочка просила мать-Весну подарить и ей любовь. В девушке проснулись чувства к Мизгирю, но, представ вместе с возлюбленным перед солнечным божеством, она растаяла.
В 1969 году режиссер-сказочник Александр Роу снял кинокартину «Варвара-краса, длинная коса» по мотивам произведения Жуковского «Сказка о царе Берендее». Фильм рассказывал о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею. Царь Еремей, воплощенный на экране Михаилом Пуговкиным, сменил Царя Берендея.
В экранизации «Снегурочки» 1974 года в образе мудрого царя Берендея предстал актер Михаил Царев.
Источник
Марья-царевна
Марья-царевна не только дочь Кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. Возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души. «Белым камнем у дороги» остается Марья-царевна в ожидании суженого, в лазоревый цветок превращается, не дождавшись Ивана-царевича. «Росинки слез на листках голубых заблистали». Героиня народной сказки не отличается такой утонченностью, ей заранее известно, как будут разворачиваться события. Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, оскорбляется, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что, имя изменено не случайно.
История создания
В русской литературе Берендея принято считать выходцем из мифологии. Древние славяне считали, что герой был колдуном и мог при необходимости принимать обличье бурого медведя.
Первым о царе Берендее заговорил Василий Андреевич Жуковский. В «Сказке о царе Берендее» 1831 года персонаж выступает в качестве отца Ивана-царевича. Подробнее о том, кем были его жена и дети, автор не упоминает. Но образ старца с бородой описан привлекательно и легко. Персонаж не имел детей и пошел на сделку с чудищем. Внезапно родившемуся сыну царя было суждено покинуть родителя по завету чудовища. Произведение объединило мотивы сразу нескольких сказочных преданий. Помимо упомянутых героев, в действии участвуют Кощей Бессмертный и Марья-царевна.
В сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка» автор представляет персонажа как мудрого правителя страны берендеев. Произведение опубликовано в 1873 году. Писатель не уточнял время действия, но подробно описал место. Дворец правителя находился неподалеку от дома драматурга. Рядом была долина, названная в честь божества Ярилы, воспеваемого в язычестве. Скромный родник, известный местным, по легенде был сердцем Снегурочки, растаявшим от пламенной любви девушки.
Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. Когда-то под Переяславлем было Берендеево болото. Местные жители уверены, что раньше здесь находилось Берендеево царство. Село Берендеево расположено неподалеку от города Сергиев Посад.
В произведении Островского Берендей был мудрецом, которого любил народ. Сказочный властитель олицетворял собой темперамент и национальный колорит русского народа. Сила характера и широта души русичей открывались с его помощью читателю. Герой верил в трудолюбие русского народа, его умение на славу потрудиться и на славу отдохнуть.
Иван-царевич
Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея.
Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.
Образ Берендея в фольклоре
История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями. Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси. А точнее, его потомки.
Историки утверждают, что берендеи находились в числе служивых в подчинении Юрия Долгорукого. Подчиняясь князю Ярополку Владимировичу, они выступали против Всеволода Ольговича в битве 1139 года. Тридцать тысяч берендеев встали на защиту князя. Свидетельства о них хранятся на Владимиро-Суздальских землях. Исследователи предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья. Люди стали расселяться по русским городам, при этом основывая и свои. Киевские правители наградили берендеев регионом у реки Роси, где некогда находился Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев в татаро-монгольских племенах после нашествия ига.
Берендеи имели собственную мифологию. Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно. Гадания и предсказания – традиция этой народности, поэтому царь Берендей часто предстает героем, наделенным магическими способностями и силой.
Языковые особенности
В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны. Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.). В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.
Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004
Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
История создания этой сказки очень интересная и необычная. Во время отдыха со своим учеником в 1831 году Жуковский проживал в Царском селе. Там отдыхал и Александр Сергеевич Пушкин со своей женой Натальей Гончаровой. Тут между двумя литературными гениями было замышлено состязание на лучшую сказку. Пушкин создал свою известную «Сказку о царе Салтане», а его учитель написал три творения, одним из которых является сказка «О царе Берендее». Именно ее анализ представлен в данной статье.
Название сказки подобрано согласно традициям литературы восемнадцатого века – громко и изящно.
Есть предположение, что в сюжетной основе произведения заложено повествование, которое когда-то было рассказано Пушкину его няней. Жуковский был отлично знаком с фольклором, поэтому мотивы народного творчества явно прослеживаются в его произведении. Он очень тщательно занимался его изучением, отделял зерна от плевел.
При написании сказки Жуковский использовал свой любимый размер – гекзаметр. Этот размер отлично припал к родному языку, поэтому сказочная самобытность передана на высшем уровне. Все максимально уникально, естественно, кажется, словно имеется еще какая-то иная вариация подачи кроме прозы и поэзии.
Фабула произведения пахнет народностью. Есть нюансы, использованные автором, наводят логический беспорядок, ассонанс к примеру, затрагивается вопрос о правильности правления Кощея в земельном царстве. Хотя, если порассуждать, то моно найти этому объяснение, ведь он злой демон темноты и мрака. Кроме того, дворец Кощея выщерблен из камня. Этот камень фигурирует в другой сказке Жуковского. В ней сатана дарит его главному герою. Сказка та написана в 1816 году.
Царь берендей сказка читательский дневник
“Сказка о царе Берендее”
Жуковский В. сказка “Сказка о царе Берендее”
Жанр: литературная волшебная сказка в стихах
Главные герои сказки “Сказка о царе Берендее” и их характеристика
Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый. Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый. Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая. Старик. Добрый и заботливый.
План пересказа сказки “Сказка о царе Берендее”
Бездетный царь Берендей Долгое отсутствие Колодец Обещание Берендея Новорожденный сын Иван-царевич на охоте Таинственный старик Раскрытая тайна Озеро и уточки Сорочка Марья-царевна К Кощею на карачках Дворец из мрамора Помощь пчелки Мушка на щеке Слюнки на страже Мост и река Лес дремучий Церковь и поп Красивый младенец Лазоревый цвет Чудеса в доме Платок ворожеи Пирог для Ивана Голубки Возвращение и свадьба.
Кратчайшее содержание сказки “Сказка о царе Берендее” для читательского дневника в 6 предложений
Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея. Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла. Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.
Главная мысль сказки “Сказка о царе Берендее” Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.
Чему учит сказка “Сказка о царе Берендее” Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.
Отзыв на сказку “Сказка о царе Берендее” Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.
Источник
Жуковский В. сказка «Сказка о царе Берендее»
Жанр: литературная волшебная сказка в стихах
Читайте краткое содержание других сказок Василия Жуковсого:
«Марьина роща»
«Тюльпанное дерево»
Главные герои сказки «Сказка о царе Берендее» и их характеристика
- Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал
- Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый.
- Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый.
- Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая.
- Старик. Добрый и заботливый.
План пересказа сказки «Сказка о царе Берендее»
- Бездетный царь Берендей
- Долгое отсутствие
- Колодец
- Обещание Берендея
- Новорожденный сын
- Иван-царевич на охоте
- Таинственный старик
- Раскрытая тайна
- Озеро и уточки
- Сорочка
- Марья-царевна
- К Кощею на карачках
- Дворец из мрамора
- Помощь пчелки
- Мушка на щеке
- Слюнки на страже
- Мост и река
- Лес дремучий
- Церковь и поп
- Красивый младенец
- Лазоревый цвет
- Чудеса в доме
- Платок ворожеи
- Пирог для Ивана
- Голубки
- Возвращение и свадьба.
Кратчайшее содержание сказки «Сказка о царе Берендее» для читательского дневника в 6 предложений
- Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын
- Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца
- Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея.
- Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
- Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну
- Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.
Главная мысль сказки «Сказка о царе Берендее»
Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.
Чему учит сказка «Сказка о царе Берендее»
Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.
Отзыв на сказку «Сказка о царе Берендее»
Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.
Пословицы к сказке «Сказка о царе Берендее»
Давши слово держись, а не давши крепись.
Всякая помощь хороша вовремя.
С любовью везде просто, со злобой везде теснота.
Кланяйся своим, да не забывай наших.
Конец — делу венец.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сказка о царе Берендее»
Три года был женат царь Берендей, но детей им с супругой бог не давал. И вот как-то поехал царь земли свои проведать. Ровно восемь месяцев отсутствовал, а на обратном пути остановился посреди знойного поля.
Захотелось Берендею пить, мочи нет, Поехал он ключ какой искать. Видит колодец, полный воды, а на поверхности ковшик золотой плавает. Хотел Берендей ковшик схватить, а тот в руки не дается. Осерчал Берендей, прильнул губами к воде, а борода в воду ушла. Напился, подниматься, а кто-то бороду держит, не пускает.
Видит Берендей на него из воды образина страшная смотрит и говорит, что отпустит бороду, только если пообещает царь отдать то, о чем не знает. Согласился царь, домой поехал. Приезжает, а его жена с младенцем царя встречает. Понял тут Берендей, под что подписался, загрустил, но тайну свою никому не открыл, а со временем и вовсе про нее забыл.
Вырос Иван-царевич, красавцем стал. И вот поехал раз молодой царевич на охоту. Заехал в чащу, остановился на полянке. а из дупла старичок странный вылазит и здоровается. Велит напомнить царю про уговор и исчезает. Возвращается Иван-царевич, рассказывает отцу, а тот в слезы. Открыл сыну тайну великую.
Иван-царевич его утешает, говорит, что невелика беда, отправится он в путь, а вот если через год не вернется, значит нет его на свете.
Снарядил Берендей сына, отправил в путь. Едет Иван-царевич видит, озеро, а на озере тридцать уточек плавают. А на берегу тридцать сорочек лежат. Взял Иван-царевич одну сорочку и спрятался.
Двадцать девять уточек вышли на берег, сорочки накинули, в девиц превратились и исчезли. А последняя не выходит, у берега в отчаянии бьется. Пожалел ее Иван-царевич, вышел на берег. Просит уточка сорочку отдать. Положил Иван-царевич сорочку, сам в сторонку отошел. Вышла уточка, сорочку накинула, стала красавицей. Говорит, что зовут ее Марья, и что дочь она Кощея Бессмертного. Рассказала Марья Ивану, что делать дальше. Что прийти ему надо к Кощею и на коленях подползти.
Топнула Марья-царевна ножкой, земля расступилась и оказались они в царстве Кощея. Входит Иван к Кощею, на карачки встает и ползет. Кощей сердился, топал, но не выдержал засмеялся. Простил Ивана, но сказал, что должен тот ему три службы. И велел на следующий день приходить.
На следующее утро приходит Иван, а Кощей ему задание дает — за ночь дворец поставить из мрамора с золотой кровлей. Вернулся в шатер Иван грустный, не знает что делать. Тут пчелка в окно бьется, пустить просится. Пустил пчелку Иван, а та Марьей-царевной стала. Узнала о том, какую службу Кощей потребовал, засмеялась, говорит, будет дворец, а ты только утром пораньше встань, да ходи по стенкам молоточком постукивай.
И точно, на следующее утро стоит дворец, точно как Кощей заказал.
Удивился Кощей, новую службу требует. Узнать должен Иван-царевич младшую дочь Марью среди тридцати дочерей.
Вернулся Иван довольный, думает, эта служба простая. Но пчелка его предупредила, что все дочери на одно лицо, и узнать ее можно будет только по мушке на щеке.
На следующий день пошел Иван вдоль дочерей и видит, точно все на одно лицо. Два раза прошел — нет мушки. В третий раз идет, видит по щеке мушка ползет. Нашел Иван-царевич Марью.
Возмутился Кощей, нечистое тут дело, говорит. Третью службу придумывает. Пока горит лучина должен Иван-царевич сапоги ему сшить не сходя с места.
Вернулся Иван злой, сапоги шить наотрез отказывается — царевич он, а не сапожник. А Марья ему и говорит, что бежать тогда надо, а то голову Ивану-царевичу снимут. Плюнула Марья на стекло и слюнки к стеклу прилипли. А Иван с Марьей враз на берегу озера очутились, на коня сели и в бега пустились.
Утром посылает Кощей слуг за Иваном, а слюнки отвечают, что он сейчас будет. Второй раз посылает Кощей слуг, опять слюнки тоже отвечают. Рассердился Кощей, в третий раз слуг гонит, те двери выломали, а там только слюнки смеются.
Пришел Кощей в ярость, послал слуг в погоню.
Услышала Марья погоню, превратилась в речку, Ивана в мостик превратила, а дорогу на три стороны пустила. Прискакали слуги, след потеряли, вернулись. Обругал их Кощей, сказал, что речка и мостик беглецами и были. Снова в погоню отправил.
Опять услышала погоню Марья. Превратила себя и Ивана в лес дремучий, а по тропинке коня с двумя седоками пустила — морок. Гнались за ним слуги, назад до Кощеева царства доехали. Как собака обозлился Кощей, сам в погоню кинулся.
Узнала о том Марья, сказала, что у первой церкви власть Кощеева кончается и попросила крестик у Ивана. Дал тот свой крест, а Марья сразу в церковь превратилась, а Ивана монахом сделала.
Подскакал Кощей к церкви, спрашивает у монаха про беглецов. А монах и отвечает, что были, в церковь зашли, свечки поставили, благословение получили.
Вернулся Кошей домой, всех слуг высек со злости.
А Иван и Марья дальше поехали. Видят город перед ними красивый. Решил Иван в город заехать, а Марья его отговаривает. Но Ивану хочется в город и Марья решает его ждать у дороги, в камень обернувшись. И наказывает, когда выйдут навстречу Ивану царь с царицей, младенца на руках не целовать.
Поехал Иван в город, да забыл наказ Марьи, поцеловал младенца. Забыл он Марью, а та в слезах в лазоревый цвет превратилась и стала смерти ждать, что затопчет ее кто-нибудь.
Но сорвал цветок старик, принес домой, в землю посадил. И с тех пор чудеса в его доме происходить стали. Как проснется, а в доме все чисто и прибрано, в обед еда готова.
Обратился старик к ворожее, а та ему и посоветовала до первых петухов встать и если что шевелиться в доме начнет, платком накрыть. Так и сделал старик, только цветок стал порхать по комнате, накинул на него платок, а цветок в Марью-царевну превратился.
Заплакала Марья, зачем ее к жизни вернули, ведь забыл ее Иван-царевич. А старик говорит, что сегодня Иван-царевич женится должен. Пошла тогда Марья во дворец, стала просить повара дозволить свадебный пирог Ивану испечь. Не смог повар отказать такой красавице. Сам пирог приготовленный на стол свадебный отнес.
Только отрезал Иван-царевич макушку с пирога, прилетели две голубки. И голубь стал по столу ходить, а голубка ему воркует, что не ходи, а то забудешь меня, как Иван-царевич забыл Марью-царевну.
Услышал то Иван-царевич, сразу вспомнил Марью, из зала выбежал. Марью увидел, обнял. Поскакали они в царство Берендея.
И обрадовались родители Ивана молодых встретив. и сыграли пир горой, да свадьбу веселую.
«Сказка о царе Берендее» читательский дневник и краткое содержание напомнит о том, что за свое счастье нужно бороться. Выделить главную мысль произведения «Сказка о царе Берендее», составить план, вспомнить кто главные герои поможет анализ.
Содержание
- Жуковский «Сказка о царе Берендее» читательский дневник
- «Сказка о царе Берендее» главные герои и их характеристика
- «Сказка о царе Берендее» план
- «Сказка о царе Берендее» чему учит?
- Отзыв на сказку «Сказка о царе Берендее»
- «Сказка о царе Берендее» краткое содержание для читательского дневника
Жуковский «Сказка о царе Берендее» читательский дневник
Автор — Жуковский В.
Полное название: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Год написания — 1831
Количество страниц — 10
Жанр: волшебная сказка
Главная мысль сказки «Сказка о царе Берендее» — человек трудолюбивый и смекалистый нигде не пропадет. Нельзя безумно давать обещания.
«Сказка о царе Берендее» главные герои и их характеристика
- Берендей — царь, который пообещал за освобождение отдать то, про что не знал.
- Кощей Бессметный — негативный герой. Злой и хитрый колдун.
- Иван-царевич — сын Берендея, отправился исполнять обещание отца. Легкомысленный и забывчивый.
- Марья-царевна — дочь Кощея. Красивая и умная.
«Сказка о царе Берендее» план
- Петишествие Берендея
- Обещание у колодца
- Рождения сына
- Встреча Ивана-царевича и старика
- Тайна отца
- Знакомство с Марьей-царевной
- Три задания Кощея
- Побег Ивана и Марьи
- Церковь и поп
- Потеря памяти
- Пирог для Ивана
- Свадьба Ивана и Марьи
«Сказка о царе Берендее» чему учит?
Сказка учит думать о последствиях, обдумывать обещания и всегда выполнять их, слушать советы, а самое главное бороться за свое счастье. Учит быть честным и смелым, не боятся трудностей и помогать друг другу.
Отзыв на сказку «Сказка о царе Берендее»
Эта сказка меня заинтересовала, она многому учит. Я поняла, что часто неприятности случаются с людьми из-за того, что они забывают свои обещания. Мне понравилися главные герои — смелый Иван-царевич и хитроумная Марья, которые смогли преодолеть все трудности на пути к счастью.
Пословицы к сказке «Сказка о царе Берендее»
- Давши слово держись, а не давши крепись.
- Всякая помощь хороша вовремя.
- Друг познается в беде
«Сказка о царе Берендее» краткое содержание для читательского дневника
- У царя Берендея не было детей и однажды он поехал осматривать территорию своего государства;
- Когда он возвращался, то решил напиться воды из колодца, но его схватило за бороду водяное чудище, потребовав отдать то, чего он не знает и царь согласился;
- Когда он приехал домой, то узнал, что у него родился сын и когда Иван-царевич подрос, то сам пошел отдавать долг;
- Встретил Иван-царевич дочь Кощея Марью-царевну и она отвела его к отцу;
- Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
- Марья и Иван оторвались от погони, но Иван чуть не забыл ее, царевна ему напомнила, они вернулись к Берендею и сыграли свадьбу.
Краткий пересказ
Царь Берендей был женат три года, но детей у него не было. И вот как-то отправился Берендей в дальнее странствие и, уже возвращаясь домой, захотел пить. Он напился из колодца, но кто-то страшный схватил его за бороду. Чтобы спастись, царь обещает отдать образине то, чего не знает дома. Вернувшись, Берендей узнает, что у него родился сын. Он никому не говорит о своей тайне.
Царевич рос и рос. С каждым днём становился храбрее, смелее, умнее. Однажды Иван-царевич в лесу встретил странного старика, который попросил парня напомнить Берендею про обещание. Печальный Берендей раскрывает Ивану тайну своего спасения.
Иван не отчаивается и отправляется в путь, потому что слово надо держать. На пруду он знакомится с молодой красавицей, которая оказывается дочерью Кощея Марьей. Она учит его как обратиться к Кощею и помогает Ивану попасть в подземное царство.
Кощей сердится и дает Ивану три сложные задания. Первое задание заключалось в том, что Иван возведет дворец из мрамора за ночь. Иван опечалился, но царевна помогла ему справиться с заданием.
Второе испытание — среди тридцати девушек найти Марью. И с помощью царевны, Иван справился с этим заданием. По третьему заданию нужно было сшить сапоги пока горит соломинка, но Иван отказался, ведь он не сапожник, он царевич.
И вместе с Марьей они убегают. Кощей посылает в погоню своих слуг, но Марья заранее узнает о погоне и превращает себя и Ивана в разные вещи.
Наконец и сам Кощей пускается в погоню, но Иван становится монахом, а Марья — церковью. И Кощей отправляется восвояси, ему нет пути на святую землю.
Потом Иван идет в город и целует красивого младенца. Он забывает о Марье. Марья превращается в цветок и ее пересаживает старик. В доме старика начинают творится чудеса и он обнаруживает Марью.
Марья узнает, что в этот день Иван должен женится и печет ему свадебный торт. Из торта вылетают голуби и Иван вспоминает Марью.
Они возвращаются домой и играют свадьбу.
Слайд 1
Лингвистический комментарий сказке о «Царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, хитростях Кощея бессмертного и премудрости Марьи-царевны» В.А. Жуковского Выполнила: студентка 060801 группы Комарова Марина
Слайд 2
Сведения об авторе Жуковский В.А. старший современник А.С. Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений, активным членом литературных обществ и журналов. Одно время Жуковский служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Фёдоровны, а потом классным наставником царских детей, будущего императора Александра II.
Слайд 3
Анализируемое произведение Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Написана 2 августа — 1 сентября 1831 г. Впервые напечатана в сборнике «Новоселье»
Слайд 4
Анализ главных героев сказки Царь Берендей Берендеи — тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения.
Слайд 5
Иван-царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.
Слайд 6
Марья-царевна Этимология сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты.
Слайд 7
Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым .
Слайд 8
Словарь: Образина, латы, молебен, не крушись, регулярный сад, не пекись, окаянный, кручина, оторочка, муравчатый берег, мешкать, плут, лазаревый цвет, ворожеи, карбункул.
Слайд 9
ОБРАЗИ́НА , -ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек ЛА́ТЫ , лат, ед. нет ( ·ист. ). Железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия.
Слайд 10
МОЛЕ́БЕН , бна, ·муж. (церк.). Краткая церковная служба. КРУШИ́ТЬСЯ , -шусь, -шишься; несов. (устар. и прост.). Сокрушаться, печалиться.
Слайд 11
Регулярный сад – сад, в котором растения, дорожки, водоемы и др. элементы; расположены симметрично один по отношению к другому. Не пекись – не заботься, не переживай.
Слайд 12
ОКАЯ́ННЫЙ, -ая, -ое. Употр. как бранное и осудительное слово (прост.). Надоел ты, о.! КРУЧИ́НА, -ы, ж. В народной словесности: горе, тоска, печаль.
Слайд 13
ОТОРО́ЧКА, оторочки, ·жен. Узкая полоска материи, меха, нашитая или пришитая по краю одежды, обуви. Муравчатый берег — берег покрытый сочной, зеленой травой
Слайд 14
МЕ́ШКАТЬ, мешкаю, мешкаешь, ·несовер. , с чем-нибудь и ·без·доп. ( ·разг. ). Медлить, не торопиться, пропускать сроки чего-нибудь. ПЛУТ , плута (плута ·устар. ), ·муж. Хитрец, лукавец, коварный человек, пройдоха.
Слайд 15
Лазоревый — яркий светло-голубой цвет ВОРОЖЕЯ́, ворожеи, ·жен. ( ·устар. ). Гадалка, знахарка.
Слайд 16
КАРБУ́НКУЛ, карбункула, ·муж. ( ·лат. carbunculus — уголек). Драгоценный камень, то же, что красный гранат.
Слайд 17
Вопросы и задания к тексту С какими сказочными героями познакомила нас данная сказка? В каких еще сказках можно встретить Ивана-царевича, Марью-царевну, Кощея бессмертного? На какие две группы делятся герои сказки? Как нужно понимать значение слов «…видом не видано, слыхом не слыхано…»?
5.ПО 1 — понимать термины: активный и пассивный герой;
5.ПО 3 — читать выразительно, по ролям фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);
5.ПО 6 — давать краткий и полный ответ на вопрос;
5.АИ 4 — анализировать эпизоды, важные для характеристики героев, при поддержке учителя;
5.АИ 5 — характеризовать героев при поддержке учителя;
5.АИ 9 — писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям);
5.ОС 4 — оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.
Начало урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся на трёх языках.
Определение учебных результатов.
Ты ближе познакомишься с героями сказки В.А. Жуковского, вспомнишь и другие народные и авторские сказки; усовершенствуешь свое умение в составлении синквейна и характеристики сказочного героя.
2. Эмоциональный настрой на урок.
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником тепла, добра и любви.
3. Актуализация знаний.
Дома вы придумали для Ивана-царевича три задания, которые очень сложно или почти невозможно выполнить. Давайте узнаем, какие это могли быть задания.
Здороваются на трёх языках
Настраиваются на урок
Дескрипторы:
-составляет три задания для Ивана-царевича;
—демонстрирует богатый словарный запас.
ФО (словесная поддержка учителя)
ФО «Комментарии учащихся»
Середина урока
4. Изучение нового материала.
Формирование читательской грамотности
К. Прием «Вопрос-ответ».
Задание: Ответь на вопросы по прочитанному дома отрывку сказки
1. Какие задания придумал Кощей для Ивана-царевича?
2. Почему Марья-царевна помогала Ивану-царевичу?
3. Какое поручение Кощея оказалось невыполнимым?
4. Почему Марья-царевна не смогла помочь Ивану-царевичу выполнить последнее задание?
5. Мог ли Иван-царевич сам выбраться из подземного царства?
Погружение в теорию
И. Прием «Новый термин»
Задание: Прочитай теорию литературы «Герои и антигерои русских сказок» с.115.
Составь кластер по изученному материалу.
-
Рассказ учителя (детей – по наводящим вопросам учителя).
Герои и антигерои русских сказок
В русских сказках герою всегда противостоит противник (антигерой), и это важно, так как через взаимоотношения этих персонажей выражаются их разные жизненные ценности и раскрывается идейное содержание сказок. Встречаются два основных типа героев – активный (Иван-царевич) и пассивный (Иван-дурак, падчерица), а также два типа антигероев. Противники из волшебного царства: Змей Горыныч, Кощей, Баба-Яга, чудо-юдо; и противники из реального царства – царь, царевна, братья, мачеха.
-
Как расшифровать имена героев?
-
Почему они пишутся через дефис?
-
Какова история происхождения слова КОЩЕЙ?
Формирование читательской грамотности
Г. Прием «Что в имени тебе моем?»
З адание: Прочитай статью о происхождении слова и имени Кощей. С каким происхождением имени Кощей согласен ты? Поделись своим предположением о происхождении имен других сказочных персонажей.
Дескрипторы:
— высказывает свою точку зрения;
— объясняет происхождение имен: Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Премудрая;
— определяет роль деталей в характеристике персонажей.
-
Анализ героев сказки.
Кощей – какой он, какими способностями обладает? Как он описан в сказке? (глаза, руки и тд)
Анализ образа Кощея по отрывкам:
-
Крикнул Кощей и, коня повернув, как безумный… — сильный
-
Подземельным царством владеет Кощей… — могущественный
-
Двери разломаны… вот тебе раз… — злой
-
Стало и царю смешно. «Добро ты, проказник…» — любит шутить.
Марья-царевна – какая она? Похожа ли она на царевен из народных сказок?
Какой способностью она обладала?
В кого превращалась Марья-царевна в сказке? Для чего?
Иван-царевич – похож ли он на Ивана-царевича из народных сказок?
Какие сказки, в которых Иван-царевич выступает главным героем, вы знаете?
Царь Берендей – какой он?
5. Закрепление.
Развитие критического мышления
И. Прием «Синквейн»
Задание: с.116 Прочитай характеристику литературного героя сказки – Марьи-царевны Понравилась ли тебе Марья-царевна? Какой ты ее представляешь? Напиши синквейн, в котором вырази свое отношение к героине.
Развитие коммуникативной компетенции.
П. Прием «Читаем в паре»
Задание: Прочитайте выразительно по ролям один из эпизодов сказки, где Кощей дает задание Ивану-царевичу. Помните, что выразительное чтение – это умение отражать голосом ключевые моменты текста, соблюдать паузы и логическую интонацию. Представьте себя актерами, играющими роли персонажей сказки.
Оцени чтение товарища и попроси оценить свое.
Развитие творческих способностей.
И. Прием «Проба пера»
Задание: Как ты думаешь, активным или пассивным героем является Иван-царевич в «Сказке о царе Берендее…»? Обоснуй и запиши свой ответ, приведя доказательства активности или пассивности героя сказки.
Читают продолжение сказки
СТРАНЦА 112-114
Дескрипторы:
— понимает содержание прочитанного отрывка сказки;
— дает полные и краткие ответы на вопросы;
— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из произведения.
Дескрипторы:
— понимает содержание прочитанного материала;
— выделяет основные темы;
— составляет кластер.
-
Какая точка зрения ближе вам? Ответ аргументируйте.
-
Как в данной сказке происходит деление героев на положительных и отрицательных?
Дескрипторы:
— высказывает свою точку зрения;
— объясняет происхождение имен: Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Премудрая;
— определяет роль деталей в характеристике персонажей.
Составление вопросов к образу Кощея.
Составление вопросов к образу царевны.
Верно-неверно
Иван-царевич:
-
знал о договоренности между царем Берендеем и Кощеем Бессмертным
-
встретил МЦ у пруда
-
во время испытания смог узнать МЦ
-
справился со всеми испытаниями
-
МЦ превратила его в железный мост
Ключ: -++-+
Дескрипторы:
— отвечает на вопросы учителя;
— составляет синквейн на предложенную тему;
-выражает свое отношение к проблеме.
Дескрипторы:
-читает выразительно фрагмент прозы, демонстрируя понимание норм пунктуации и грамматики;
— соблюдает орфоэпические нормы;
— соблюдает логические ударения, паузы;
— передает характер персонажа голосом;
— оценивает чтение одноклассника.
Дескрипторы:
— высказывает собственную точку зрения;
-приводит доказательства активности или пассивности героя;
— приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа;
— демонстрирует богатый словарный запас.
ФО «Похвала»
ФО «Комментарии учащихся»
ФО «Комментарии учителя»
ФО «Сигналы рукой»
ФО «Взаимооценивание по критериям»
ФО «Авторский стул»
Учебник
Учебник
Карточки