Имена каких деятелей литературно художественной жизни россии начала века встречаются в рассказе

Цели урока: активизировать
самостоятельность исследовательской
деятельности студентов; показать: а) особенность
понимания Буниным любви; б) противоречивость
характера героини; в) «филологию Бунина»;
развивать навыки творческого чтения,
углубляющего понимание и переживание событий
рассказа; прививать любовь к художественному
слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы
находим в тексте для изображения Москвы? Для чего
Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты,
манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в
тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ
о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье
и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность
написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г.,
но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в
годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более
чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь
желанием реставрировать будущее, обращаясь к
прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник
«Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37
рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть,
тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и
Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза»,
«Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…»
(«Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр
бунинской прозы. Объединение в рассказе двух
основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и
смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви
героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн
возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А.
Бунина. Загадочный, противоречивый характер
героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению
Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то
«Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению
писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к
теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа
необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости,
литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день
    великого поста, наступающего после разгульной
    Масленицы.
  • Масленица — Масленая неделя, неделя,
    предшествующая Великому посту. Символика обряда
    связана с древнеславянскими традициями проводов
    зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования
    Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в
    течение, которого верующие, христиане,
    воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют
    в увеселениях, не вступают в брак. Пост
    установлен в воспоминание 40-дневного поста
    Христа в пустыне. Великая четыредесятница
    начинается с понедельника, в просторечии
    называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции —
своеобразная граница, рубеж между жизнью —
суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от
скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от
светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей
литературно-художественной жизни России начала
века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в
рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»?
(Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня
отвечает: «До того высокопарно, что совестно
читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил
только о постороннем, — о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе
Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский
символист Артур Шницлер. Австрийский
драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер
Казимеж. Польский лирик, автор утончённых
эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский
прозаик — это модные авторы европейского
декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием
имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не
использует внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и
героя, он использует литературные имена (скажи
мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского
декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова,
который не интересен ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого
Толстого», а как-то она ни с того ни с сего
вспоминает Платона Каратаева… В
аристократически утончённой и загадочной, в ней
неожиданно проступают черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из
последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н.
Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же
отличен от внутреннего мира рассказчика,
насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру
разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен
Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной
эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в
тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение
Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи
соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё
же, что касается древности, церквей, кладбищ, —
внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых
местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель,
Иверская часовня, Храм Христа Спасителя)
свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
«Православие теперь, когда оно так
преследовалось на родине, осознавалось Буниным
как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев «И.
Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации
«земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать
обобщенный смысл. Номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик
и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?
  

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан
обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр,
либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они
погружены в реальную полубогемную жизнь. Но
постепенно рядом с этой привычной и сладкой
жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив
почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте
героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут
главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он
— счастливый, влюбленный.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —
 влюбленность, которая дает ему
исключительную остроту чувственного восприятия,
через призму которого представлен портрет
героини, ее внешность. Обратимся к портретной
характеристике героини. Найдите повторяющиеся
детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини
подчеркивается восточная красота «смуглое
янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови,
черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный»,
«янтарный». В самом портрете некая
таинственность, противоречивость, восточная
красота.  Почему восточная красота?
(Подчеркнуть ее необычность, непохожесть,
отличие от других нездешней прелестью) («А у неё
красота была, какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными
родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова
«загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный
прием: спустя годы в сознании героя облик любимой
женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями
искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.
С одной стороны,  «похоже было на то, что ей
ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни
театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы
были у нее любимые и нелюбимые: книги читала
всякие, любила поесть и тут же говорила о том,
зачем вообще люди едят». Казалось, что ей
нравится роскошная жизнь: походы в рестораны,
театры, концерты. Она любила хорошую одежду,
бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то
училась на курсах, интересовалась историей,
посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д.
Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной,
то он путается, то «здесь и сейчас», то «по
памяти». Смена этих ракурсов происходит столь
незаметно, что можно говорить о наложении
перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью
филологического анализа, тем более что, по
меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к
бунинской философии лежит через бунинскую
филологию».

Какие художественные средства использует
Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры,
оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От
греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая
фигура, парадоксально звучащая антитеза,
представленная в виде контрастных слов: «толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы
увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище). С помощью
этого приёма автор показывает противоречивость
героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся
эпитеты, характеризующие «тайну красоты»
героини. (Загадочная, непонятная, восточная
красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина:
синестетическое описание: глаза её были ласковы
и тихи.

В литературоведении используется сравнение
бунинской манеры компоновать детали внешнего
мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность
единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк
различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной
спальне. А в финале рядом окажется три раза
повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или
сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в
темноту… Что она могла в темноте видеть,
как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это
вспышка света. Так и в этом рассказе. Как
Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и
героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и
исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую
филологию», мы пришли к пониманию «бунинской
философии» любви как о «неком высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю
жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «неком высшем напряжённом
моменте бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана
любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого
мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о
ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к
России. Соединяя воедино музыкальное,
живописное, поэтическое, древнее и новое, автор
пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» —
портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая
поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу
объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно
свидетельство непревзойдённого мастерства
писателя — «лучшего стилиста современности»
(М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского
восприятия одного из рассказов Бунина
(«Холодная осень», «Солнечный удар»,
«Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе.
И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в
системе творчества Бунина эмигрантского
периода. Л., 1985. С. 340.

3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 — 11
классы.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица
России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

5. Медведева В. «Всякая любовь — великое
счастье». Разговор с 11-классни-ками о книге
Бунина «Темные аллеи». Литература в школе. М., 1997.
№ 3. С. 13.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.
Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»).
Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

«Чистый понедельник» главные герои

Главные герои “Чистый понедельник” идеальная пара – молодые, богатые, очень красивые люди. Автор даёт подробную характеристику внешности влюблённых, их внутреннего мира. Однако с первых строк рассказа Бунина читателя не оставляет предчувствие чего-то трагического. История красивой любви и сложного духовного выбора, напоминание о том, что за красивой внешностью может стоять глубокий внутренний мир – вот о чём эта книга. В рассказе “Чистый понедельник” герои проходят через разлуку и страдания, девушка осознанно, а молодой человек – поневоле. Очень сильное, глубокое произведение.

Главные герои

Молодой человек

Красивый, молодой богатый дворянин. Искренне любит девушку, терпеливо выполняет её просьбы и капризы, дарит цветы, шоколад, книги. Она отвечает ему взаимностью, но не соглашается на брак, не говорит о любви и совместном будущем. Он пытается понять её, страдает от неполноты ответных чувств, неопределённости. Эти отношения становятся смыслом его жизни, заглядывать в завтрашний день он боится. После расставания с любимой страдает, не находит себе покоя, посещает храмы, много пьёт. Однажды встречает её среди монахинь, она не узнаёт его.

Девушка

Дочь богатого отца, живёт одна в центре Москвы. Красивая, стройная, все восхищаются ей. Любит светскую жизнь, многое считает пошлым, но не отказывается от неё. Материальные блага ей не чужды, но достаток не даёт почувствовать вкус жизни. Она странна, не похожа на других, глубокий внутренний мир открывает перед молодым человеком незадолго до расставания. Страдает от поиска себя, считает, что семейная жизнь – не для неё. Обладает огромной силой воли и твёрдым характером. Позволяет душе сделать свой выбор, заглушая чувства и желание светских наслаждений.

Время разбрасывать и время собирать

Многие литературоведы считают, что главные герои «Чистого понедельника» списаны с реальных прототипов: это сам автор и его первая, как сейчас принято говорить, гражданская жена — Варвара Пащенко. Однако в этой версии есть много видимых нестыковок, хотя разрыв с Варварой Бунин переживал так же болезненно, как и персонаж рассказа. Наиболее важен в рассказе «Чистый понедельник» образ главной героини.

На разных полюсах

По внутренней организации главные действующие лица настолько противоположны, что это служит причиной их сближения. Знакомство состоялось «на лекции Андрея Белого», где он «вертелся и хохотал» так, что невольно привлек ее внимание.

Несмотря на то что персонажу, от имени которого ведется повествование, в истории уделяется места не меньше, чем предмету его любви, он в большей степени служит контрастным фоном для героини. Образный анализ героев «Чистого понедельника» — внешнее сходство, которое их объединяет, и духовная полярность — наиболее наглядно демонстрируется таблицей с цитатной характеристикой.

Характерное качество Он Она
Уровень материального благосостояния, сословие Богат, скорее всего, помещик «родом из Пензинской губернии». Богата, «знатного купеческого рода».
Физическое состояние Здоров и молод. Здорова и молода.
Внешность «Неприлично красив южной горячей красотой». «Красота какая-то индийская, персидская».
Тип темперамента Сангвиник. Флегматик-меланхолик.
Внешние проявления внутреннего состояния «Характер южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке», «болтлив и непоседлив». «Молчалива», задумчива и малообщительна, «дня три-четыре совсем не выходит и не выезжает из дому».
Взаимные отношения Любит ее и мечтает о браке. Говорит, что он «первый и последний», хотя от предложения выйти замуж отказывается — «в жены я не гожусь».

«Неполная близость» отношений доставляет ему мучение и наслаждение. Та, в которую без памяти влюблен, «непонятна», но он не может и не желает отказаться от нее, полагаясь на время.

В этой истории есть и другие странности и тонкости:

  • как звали главных героев «Чистого понедельника», неизвестно;
  • присутствует подробное описание исторических мест Москвы;
  • все имена упоминаемых второстепенных персонажей подлинные.

Многие литературные критики прослеживали в рассказе некую аллегорию с намеком на возрождение послереволюционной России через духовное очищение. Однако какие-либо авторские свидетельства в пользу этой версии отсутствуют.

Философия жизни и смерти

Почему она живет в Москве, учится на «курсах», утром посещает монастыри и храмы, а вечером в «летящих санках» мчится с ним в театр и рестораны? Сама героиня ставит под сомнение объяснимость человеческих поступков. Складывается впечатление, что она пытается понять, «зачем все делается». Только этим можно объяснить противоречивость мыслей, желаний и реакций на внешние проявления:

  1. Она не выражает восторга и сдержанно благодарит за цветы и книги, которые он посылает. В то же время делит цветы на «любимые и нелюбимые», а книги всегда «прочитывает».
  2. Героиня высказывает недоумение по поводу привычки людей «обедать, ужинать», но «сама обедает и ужинает», причем делает это с «пониманием дела».
  3. Ей нравится пение церковного хора, слушает песни цыган «с томной усмешкой» и критикует Шаляпина за излишнюю «разудалость».

Список внутренних диссонансов продолжает слабость героине к хорошей одежде и дорогому меху и желание уйти в монастырь.

Создается ощущение, что она опытным путем изучает жизнь во всех ее проявлениях, чтобы узнать, есть ли в ней что-то ценное, способное оправдать существование на коротком отрезке времени между жизнью и смертью. Этим объясняется ее интерес к истории, где она пытается отыскать прецеденты, дающие ответы. Посещая кладбища, присутствуя на похоронах, девушка словно пытается разглядеть — что ждет человека по ту сторону жизни.

До последнего момента она балансирует на границе, разделяющей мирские и духовные ценности. Она не может решить, есть ли в этой жизни любовь и счастье, а если есть, то насколько они ценнее «нежной грусти и чувства родины», которые она испытывает во время монастырской службы.

Телесная близость с красивым влюбленным в нее человеком (в силе его любви она убеждена) ставит точку в ее сомнениях. Она уезжает из Москвы и присылает ему письмо, в котором просит не отвечать и сообщает, что уходит послушницей в монастырь и, возможно, решится на «постриг».

Опьяненный дурманом любви

Портрет героя рассказа нарисован восторженными красками большой влюбленности. Он с душевным трепетом и благодарностью принимает даруемую возможность находиться рядом с той, которую безумно любит. Она занимает все его мысли и чувства, но при этом он сохраняет тактичное терпение, не переходя границу дозволенного. Чувствуется, что молодой человек получил хорошее светское воспитание.

Для него не стоит вопрос о том, что будет, когда жизнь иссякнет. Он живет здесь и сейчас:

  • любит;
  • радуется и огорчается;
  • восторгается и страдает.

Неразрешимые вопросы он передает времени, не вмешиваясь в ход событий.

Автор не указывает источник доходов героя и род занятий. Читатель видит только щедрость, с которой тратятся деньги на шоколад и цветы, на рестораны и театры. Он соглашается с любой ее прихотью, не раздумывая и не сомневаясь. Разрыв переживает тяжело, спиваясь и спускаясь до полного дна, откуда его вырывает все та же любовь к жизни.

Теги

что героиня вчто героиня рассказаглавной героини.обиды. Героиня уступаетупоминает героиня вИ. Бунина А. Бунина интересен Бунину исочинений Бунина вИ.Бунина называетсяпонедельник Бунина А. Бунина невольноПочему рассказ называетсяфинале рассказа изображенагероиня рассказа читаетПочему рассказ И.БунинаПочему рассказ называетсясобытия рассказа приходятсяназвания рассказа ЧистыйАнализ рассказа Роман

смыслпроизведениймонастыребоглитературачегомирлюбвивопросысочиненияавторылюбимоймысльрусскогоговорилиответыписателейменюемуисторияестьиванапонятьнаписанногоуроксодержаниечитаетдаютвыборывечеромклассасказавимяужекурсы

История создания рассказа «Чистый понедельник».

Во время написания рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунин находился во французской иммиграции. Задумка создания рассказа появилась ещё в 1937-м году, а свет он увидел в Нью-Йоркском журнале в 1945 году. Иван Алексеевич сам говорил, что «благодарен богу» за рождение этого произведения. Он был уверен, что этот рассказ лучшая его работа.

Это произведение литературоведы относят к неореализму, а его ведущий художественный приём — антитеза, то есть автор противопоставляет образы героев, монастырскую и городскую жизнь, духовность и быт.

Интересно, что исследователи творчества писателя считают, что у героев «Чистого понедельника» есть жившие в реальности прототипы. Это сам писатель и его первая любовь Варвара Пащенко, которая тоже долго не могла разобраться со своими чувствами. Варвара, правда, ни в какой монастырь не уходила, но оставив Бунину на прощание лишь записку, стала женой другому мужчине.

Главный герой

Главный герой произведения – богатый человек. Он молод и хорош собой настолько, что даже незнакомые люди обращают на это внимание:

«Он взял ее руку, пьяно припал к ней и чуть не свалился с ног. Справился и, сжав зубы, взглянул на меня:

— А это что за красавец? Ненавижу.»

Сам герой описывает свою внешность следующим образом: «Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив…».

Характер его под стать внешнему виду – горячий, веселый и живой. «Постоянно готовый к счастливой улыбке, к шутке», — такое описание он дает сам.

Несмотря на внешнюю открытость, молодой человек способен искренне переживать. Об этом свидетельствует его поведение во время разлуки с любимой. Юноша пытается найти утешение в вине и кабаках, посещает места, где они бывали вместе, молится и плачет.

Предварительный просмотр:

УРОК-ПРАКТИКУМ по изучению рассказа И. БУНИНА «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Вопросы и задания к уроку:

б) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

в) художественно-выразительные средства, которые использует автор.

4. События рассказа протекают в январе-марте. Какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

5. Вспомните пословицы и прибаутки, связанные с Великим постом.

— Подготовить рассказ о «Прощеном воскресенье», «Чистом понедельнике», «Масленице».

— Выучить наизусть стихотворения Бунина.

мультимедийное оборудование, к/ф «Сибирский цирюльник» (реж. Н. Михалков), выставка книг, иллюстрации, презентация.

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к слову, воспитать патриотизм.

Тема нашего урока: Анализ рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник».

Мы должны будем с вами увидеть особенности понимания Буниным любви, противоречивость характера героини. Эпиграфом нашего урока стали слова Ивана Бунина «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядности, литературно-артистической жизни начала века.

— Рассказ подготовленных учащихся о «Прощеном воскресенье», «Чистом понедельнике», «Масленице» (приложение).

— Просмотр фрагмента празднования Масленицы из кф «Сибирский цирюльник» (5 мин.).

Учитель: Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которой верующие христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.

— Вспомните народные поговорки и прибаутки, связанные с великим постом.

(Великий пост прижмет хвост. В год хлебородный пост не голодный. Не все коту масленица, будет и великий пост. Никто на Руси с поста не умирал. Пост не мост, можно и объехать и др.)

— Символично ли название рассказа?

Рассказ написан 12 мая 1944 года.

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

— Какое впечатление на вас произвел рассказ?

— Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

А. Белый Его лекция пародийно описана в рассказе

В. Брюсов «Огненный ангел» (исторический роман)

Л. Андреев О новом рассказе Андреева

Гуго фон Гофмансталь Австрийский символист Модные авторы

Артур Шницлер Австрийский драматург и прозаик, импрессионист европейского

Тетмайер Казимеж Польский лирик, автор утонченных эротических стихов декаданса

Ст. Пшибышевский Немецко-польский прозаик

— Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов?

Для создания характеров автор использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У нее же в номере гостиницы «висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева (герой романа «Война и мир», солдат).

Её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

— Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

— Как описывает автор свою героиню?

Портрет, позы, жесты, манера держаться (найдите в тексте).

— Чем объясняет писатель особенности характера героини?

(Чтение отрывка «Странная любовь» до слов … «и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»)

— Какие художественно-выразительные средства использует Бунин в этом рассказе?

Учитель: Давайте вспомним, что такое оксюморон? (От греч. Буквально – остроумно-глупое. Парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: скупой рыцарь, горячий снег).

— Найдите в тексте оксюмороны? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище – с помощью этого приема автор показывает противоречивость героев).

— Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица).

— Сравнения. (Запах комнаты соединяется с запахом цветов. Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи. Сначала – свет, в финале – рядом окажется три раза повторенное слово «темный» (зачитать).

Учитель: Свет озаряет любовь. И напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Популярные сегодня темы

Тема добра и зла является причиной вековых споров. Детей учат, что добро всегда побеждает зло, в сказке ведущим мотивом часто выступает борьба добра и зла.

Произведение создается автором на основе сюжета легенды, повествующей о датском принце, которая была записана Саксоном Грамматиком.

Белые ночи повесть Достоевского Ф. М. относится к жанру сентиментальный роман. Здесь раскрыта проблема смысла жизни, сплетаются любовь и одиночество.

Каждый человек задумывался над вопросом: насколько ценна его жизнь? Безусловно, это философский вопрос. Попытаюсь порассуждать на эту тему.

Часто ли мы присматриваемся к тому, что нас окружает? Обращаем ли внимание на прелести, что дарит нам природа? Над этими вопросами необходимо поразмышлять.

Источник

Понедельник: приметы и поверья

Что сулит, если в понедельник часто чихать, делать дома уборку, носить вещи черного цвета, начинать строительство жилища, лечить зубы, и другие поверья.

После выходных дней неизбежно наступает первый рабочий день недели – понедельник. Он считается тяжелым днем, ведь нужно после бурных выходных быстро влиться в рабочий или учебный процесс, а это не так легко.

Приметы-помощники: что можно делать в понедельник

И пусть все твердят, что понедельник — тяжелый и вялый день, хороших примет для начала недели придумано немало. С ними вы сможете с легкостью настроиться на удачу и отличное настроение.

  • Чтобы сделать всю неделю прибыльной и успешной, возьмите что-то в долг. Можно одолжить и продукты, и вещи: например, соль и спички притянут прибыль и успех в делах.
  • Пролетевшая близко бабочка или птица — счастливый знак: кто-то скучает и желает встречи.
  • Новые знакомства в начале недели обещают принести много приятных впечатлений и расширить кругозор. Наши предки считали, что именно в понедельник можно встретиться со своей родственной душой.
  • Постановка планов — самое лучшее занятие для понедельника. Неспешный и рассудительный настрой отлично подходит для того, чтобы разработать план достижения цели и принять верное решение.
  • Пригласите гостей в понедельник, и тогда вместе с ними ваш дом посетят счастье, удача и процветание.
  • Понедельник — мистический день, когда просыпается не только темная сторона личности, но и наша интуиция. Это отличное время для анализа снов, предчувствий и тайных знаков, которые посылает подсознание.
  • Не забывайте, что начало недели находится под влиянием таинственной Луны, так что не бросайте слов на ветер, выполняйте обещания и помогайте тем, кто вас об этом попросит.
  • Увеличить позитивную энергию понедельника можно при помощи молитв Богородице и заботе о близких.

По древним поверьям, понедельник несет особенную умиротворяющую энергетику, поэтому планировать дела на этот день лучше всего с учетом народным примет. Прислушайтесь к народной мудрости — это поможет изменить жизнь к лучшему и избежать ошибок, ведущих к неприятностям.

Приметы-предостережения: что нельзя делать в понедельник

Понедельником управляет непредсказуемая Луна, которая всегда оказывает на людей слегка затормаживающее влияние. Именно поэтому начало недели отлично подходит для размышлений, саморазвития и постановки планов. А вот приступать к активным действиям редакция сайта не советует. В этот день на нас влияют эмоции, проступает наружу темная сторона личности. Многие люди воспринимают понедельник как самый тяжелый день, и если верить приметам, то это вполне оправдано.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница.

Урок 1. Иван Алексеевич Бунин. «Антоновские яблоки»(1900). Цели урока:1) Научить определять тему и идею текста.2) Научить раскрытию внутреннего мира писателя ч.

Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми.

Разработка урока по литературе Тема: «Лирика Бунина&quot.

Задачи:Образовательные1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;2)обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;3) формировать спо.

Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина,определить особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи&raquo.

Источник

Описание сюжета

Это литературное произведение восхищает своей оригинальной подачей и поразительной глубиной размышлений о таком неземном чувстве, как любовь. В «Чистом понедельнике» Бунина главные герои обезличены. Действующие лица — безымянные мужчина и женщина. Они влюблены друг в друга, но каждый понимает это душевное состояние по-своему.

Повествование ведётся от первого лица мужчины. Он влюблён в задумчивую красавицу и проводит с ней каждый вечер. Однако чувства их только платонические. Всё, что женщина позволяет, — это несколько мимолётных поцелуев. Такое положение вещей не устраивает главного героя «Чистого понедельника», но изменить он ничего не в силах.

Галантный кавалер исполняет все прихоти своей возлюбленной:

  • возит по театрам и ресторанам;
  • дарит дорогие подарки;
  • засыпает цветами.

Но так как они оба богаты и успешны, на возлюбленную это не производит должного впечатления. Она, дочь помещика из Твери, с детства привыкла к роскоши, поэтому воспринимает её, как должное. Живя в Москве, молодая красавица уже давно была пресыщена светскими развлечениями.

Единственными её слабостями были красивые наряды и книги, которые она могла читать постоянно, порой не выходя из дома несколько дней.

Странная прогулка

Однажды девушка решила позвать своего кавалера проехаться вместе с ней по святым местам. Она с восторгом рассказывала о храмах и церковных службах. Это очень удивило молодого человека, так как раньше он не замечал в своей возлюбленной тяги к религии. Он поинтересовался у неё, отчего такие перемены. На что красавица ответила: «Это вы меня не знаете».

После прогулки по старинным кладбищам и церквям влюблённые отправились в кабак, где ели и пили в своё удовольствие. На следующий день поехали на «капустник». Молодому человеку уже стало казаться, что всё возвращается на круги своя, и странная религиозность возлюбленной — это просто минутная прихоть.

Когда они вернулись с «капустника», возлюбленная первый раз предложила остаться у неё на ночь. Счастью мужчины не было предела.

Проснувшись утром в её постели, он всерьёз стал подумывать о свадьбе. Но девушка заявила, что на время уезжает в Тверь, правда, обещалась написать оттуда письмо.

Разбитое сердце

Выйдя от возлюбленной, молодой человек был безутешен. Проходя мимо храма, он встал на колени рядом с нищими и убогими и посвятил свои мысли Господу. Очнулся, только когда почувствовал на своём плече чью-то руку. Оглянулся и увидел старушку. Она ему сказала: «Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!»

Вскоре действительно пришло письмо. В нём возлюбленная сообщала, что между ними всё кончено. Возвращаться в Москву она не собирается и просит её не искать. Объяснила, что хочет стать монахиней.

Герой был просто раздавлен. Он стал много времени проводить в кабаках, спивался всё больше и больше. Так длилось два года, пока боль потихоньку не стала отступать. Мужчина снова стал выходи́ть в свет, общаться с людьми.

Как-то под Новый год он поехал по делам, но ноги сами принесли его в храм. Воспоминания нахлынули с новой силой. Постояв там немного, он велел кучеру ехать, а сам всё плакал и плакал от грусти и беспомощности.

Случайно в поле его зрения попалась Марфо-Мариинская обитель. Повинуясь какому-то чувству, он велел кучеру остановиться. Очень захотелось войти внутрь. Но дорогу ему преградил какой-то мужик, сказав, что там находятся великие князья. Постояв немного, герой увидел, как княгиня и князь выходят со службы. Позади них шли монахини и несли иконы и свечи.

Вдруг в одной из сестёр молодой человек узнал возлюбленною. Она смотрела прямо на него. Но заглянув в её глаза, молодой человек понял, что она его не видит.

Возможно, ему просто показалось, что девушка почувствовала его присутствие. Процессия прошла дальше, а он повернулся и вышел из храма.

Главные герои “Чистый понедельник” идеальная пара – молодые, богатые, очень красивые люди. Автор даёт подробную характеристику внешности влюблённых, их внутреннего мира. Однако с первых строк рассказа Бунина читателя не оставляет предчувствие чего-то трагического. История красивой любви и сложного духовного выбора, напоминание о том, что за красивой внешностью может стоять глубокий внутренний мир – вот о чём эта книга. В рассказе “Чистый понедельник” герои проходят через разлуку и страдания, девушка осознанно, а молодой человек – поневоле. Очень сильное, глубокое произведение.

Главные герои «Чистый понедельник» характеристика персонажей рассказа Бунина

Главные герои

Молодой человек

Красивый, молодой богатый дворянин. Искренне любит девушку, терпеливо выполняет её просьбы и капризы, дарит цветы, шоколад, книги. Она отвечает ему взаимностью, но не соглашается на брак, не говорит о любви и совместном будущем. Он пытается понять её, страдает от неполноты ответных чувств, неопределённости. Эти отношения становятся смыслом его жизни, заглядывать в завтрашний день он боится. После расставания с любимой страдает, не находит себе покоя, посещает храмы, много пьёт. Однажды встречает её среди монахинь, она не узнаёт его.

Девушка

Дочь богатого отца, живёт одна в центре Москвы. Красивая, стройная, все восхищаются ей. Любит светскую жизнь, многое считает пошлым, но не отказывается от неё. Материальные блага ей не чужды, но достаток не даёт почувствовать вкус жизни. Она странна, не похожа на других, глубокий внутренний мир открывает перед молодым человеком незадолго до расставания. Страдает от поиска себя, считает, что семейная жизнь – не для неё. Обладает огромной силой воли и твёрдым характером. Позволяет душе сделать свой выбор, заглушая чувства и желание светских наслаждений.

Время разбрасывать и время собирать

Многие литературоведы считают, что главные герои «Чистого понедельника» списаны с реальных прототипов: это сам автор и его первая, как сейчас принято говорить, гражданская жена — Варвара Пащенко. Однако в этой версии есть много видимых нестыковок, хотя разрыв с Варварой Бунин переживал так же болезненно, как и персонаж рассказа. Наиболее важен в рассказе «Чистый понедельник» образ главной героини.

На разных полюсах

По внутренней организации главные действующие лица настолько противоположны, что это служит причиной их сближения. Знакомство состоялось «на лекции Андрея Белого», где он «вертелся и хохотал» так, что невольно привлек ее внимание.

Несмотря на то что персонажу, от имени которого ведется повествование, в истории уделяется места не меньше, чем предмету его любви, он в большей степени служит контрастным фоном для героини. Образный анализ героев «Чистого понедельника» — внешнее сходство, которое их объединяет, и духовная полярность — наиболее наглядно демонстрируется таблицей с цитатной характеристикой.

Характерное качество Он Она
Уровень материального благосостояния, сословие Богат, скорее всего, помещик «родом из Пензинской губернии». Богата, «знатного купеческого рода».
Физическое состояние Здоров и молод. Здорова и молода.
Внешность «Неприлично красив южной горячей красотой». «Красота какая-то индийская, персидская».
Тип темперамента Сангвиник. Флегматик-меланхолик.
Внешние проявления внутреннего состояния «Характер южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке», «болтлив и непоседлив». «Молчалива», задумчива и малообщительна, «дня три-четыре совсем не выходит и не выезжает из дому».
Взаимные отношения Любит ее и мечтает о браке. Говорит, что он «первый и последний», хотя от предложения выйти замуж отказывается — «в жены я не гожусь».

«Неполная близость» отношений доставляет ему мучение и наслаждение. Та, в которую без памяти влюблен, «непонятна», но он не может и не желает отказаться от нее, полагаясь на время.

В этой истории есть и другие странности и тонкости:

  • как звали главных героев «Чистого понедельника», неизвестно;
  • присутствует подробное описание исторических мест Москвы;
  • все имена упоминаемых второстепенных персонажей подлинные.

Многие литературные критики прослеживали в рассказе некую аллегорию с намеком на возрождение послереволюционной России через духовное очищение. Однако какие-либо авторские свидетельства в пользу этой версии отсутствуют.

Философия жизни и смерти

Почему она живет в Москве, учится на «курсах», утром посещает монастыри и храмы, а вечером в «летящих санках» мчится с ним в театр и рестораны? Сама героиня ставит под сомнение объяснимость человеческих поступков. Складывается впечатление, что она пытается понять, «зачем все делается». Только этим можно объяснить противоречивость мыслей, желаний и реакций на внешние проявления:

  1. Она не выражает восторга и сдержанно благодарит за цветы и книги, которые он посылает. В то же время делит цветы на «любимые и нелюбимые», а книги всегда «прочитывает».
  2. Героиня высказывает недоумение по поводу привычки людей «обедать, ужинать», но «сама обедает и ужинает», причем делает это с «пониманием дела».
  3. Ей нравится пение церковного хора, слушает песни цыган «с томной усмешкой» и критикует Шаляпина за излишнюю «разудалость».

Список внутренних диссонансов продолжает слабость героине к хорошей одежде и дорогому меху и желание уйти в монастырь.

Создается ощущение, что она опытным путем изучает жизнь во всех ее проявлениях, чтобы узнать, есть ли в ней что-то ценное, способное оправдать существование на коротком отрезке времени между жизнью и смертью. Этим объясняется ее интерес к истории, где она пытается отыскать прецеденты, дающие ответы. Посещая кладбища, присутствуя на похоронах, девушка словно пытается разглядеть — что ждет человека по ту сторону жизни.

До последнего момента она балансирует на границе, разделяющей мирские и духовные ценности. Она не может решить, есть ли в этой жизни любовь и счастье, а если есть, то насколько они ценнее «нежной грусти и чувства родины», которые она испытывает во время монастырской службы.

Телесная близость с красивым влюбленным в нее человеком (в силе его любви она убеждена) ставит точку в ее сомнениях. Она уезжает из Москвы и присылает ему письмо, в котором просит не отвечать и сообщает, что уходит послушницей в монастырь и, возможно, решится на «постриг».

Опьяненный дурманом любви

Портрет героя рассказа нарисован восторженными красками большой влюбленности. Он с душевным трепетом и благодарностью принимает даруемую возможность находиться рядом с той, которую безумно любит. Она занимает все его мысли и чувства, но при этом он сохраняет тактичное терпение, не переходя границу дозволенного. Чувствуется, что молодой человек получил хорошее светское воспитание.

Для него не стоит вопрос о том, что будет, когда жизнь иссякнет. Он живет здесь и сейчас:

  • любит;
  • радуется и огорчается;
  • восторгается и страдает.

Неразрешимые вопросы он передает времени, не вмешиваясь в ход событий.

Автор не указывает источник доходов героя и род занятий. Читатель видит только щедрость, с которой тратятся деньги на шоколад и цветы, на рестораны и театры. Он соглашается с любой ее прихотью, не раздумывая и не сомневаясь. Разрыв переживает тяжело, спиваясь и спускаясь до полного дна, откуда его вырывает все та же любовь к жизни.

Изучение рассказа И.Бунина “Чистый понедельник” (урок-исследование)

Разделы: Литература

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) “филологию Бунина”; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”. (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ “Чистый понедельник” написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. “Чистый понедельник” вошел в сборник “Тёмные аллеи”.

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

2) Пробуждение и влечение к женщине (“Начало”).

3) Первая любовь и близость с женщиной (“Зойка и Валерия”).

4) Зрелая любовь молодого мужчины (“Муза”, “Визитные карточки”, “Генрих” и другие).

5) Любовь в конце жизни (“В Париже”).

6) “О счастье мы всегда лишь вспоминаем. ” (“Поздний час”, “Руся”).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый.

Его лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. “Вы дочитали “Огненного ангела”? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: “До того высокопарно, что совестно читать”.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, “высокопарный” роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы “зачем-то висит портрет босого Толстого”, а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева. В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого “Воскресение”.

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже “не в меру разудалого” Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Проблематика произведения: темы, идея, чему учит

Темы

В рассказе И. А.Бунина «Чистый понедельник» раскрыты темы:

  • внутренняя неуспокоенность, духовное «странничество»;
  • выбор жизненного пути;
  • любовь;
  • одиночество.

Идея

Основная мысль (идея) рассказа «Чистый понедельник»: выбрав жизненный путь по душе, человек очищает себя, справляется с соблазнами, сбивающими его с правильного пути. Основная мысль этого рассказа созвучна его названию — это очищение души от пошлости праздной жизни.

Чему учит

Рассказ «Чистый понедельник» учит делать выбор своего жизненного пути в соответствии со своими целями и ценностями. Не нужно обращать внимание на то, что твой выбор покажется другим людям странным, что он может разрушить чьи-то надежды и планы. Чтобы реализовать себя, важно понять, что близко твоей душе, и этому посвятить свою жизнь.

Героиня

Героиня была непонятна и загадочна. Отношения влюбленных были неопределенны и странны, поэтому юноша постоянно находился в мучительном ожидании, неразрешающемся напряжении. Однако каждый час, разделенный с героиней, был для него счастьем.

Девушка находилась в Москве одна (ее отец, просвещенный человек из купеческого знатного рода, был вдовцом и жил в Твери уже на покое), училась на курсах (просто потому, что ей нравилась история) и непрестанно разучивала начало одной мелодии — «Лунной сонаты», только лишь начало. Он дарил ей цветы, модные книги и шоколад, в ответ получая лишь рассеянное и равнодушное «Спасибо…». Казалось, ее ничего не интересовало, не было нужно, но цветы она все-таки выбирала определенные, все подаренные книги прочитывала, съедала шоколад, обедала с аппетитом.

краткое содержание книги чистый понедельник

Лишь дорогой мех и одежда были ее единственной явной слабостью, что о). Краткое содержание было бы неполным без описания характеров юноши и девушки.

Очень краткий пересказ рассказа «Чистый понедельник».

Рассказчик, он же один из двух основных героев, страстно влюблён в женщину. Они оба хороши собой, молоды, не обижены в интеллектуальном плане. Но всю зиму она держит его на расстоянии.

Весной в прощеное воскресенье она просит заехать за ней. По дороге влюблённый рассказчик выясняет, что его возлюбленная очень религиозна. На другой день девушка веселится на капустнике среди актёров и даже остаётся на ночь с рассказчиком.

Но следующим утром она уезжает в Тверь. Затем пишет письмо с просьбой не беспокоить ее более, так как она решила посвятить свою жизнь служению богу. Спустя некоторое время герой видит свою любимую в рядах послушниц монастыря.

Прощеное воскресенье

Продолжаем описывать главные события рассказа, который создал Бунин («Чистый понедельник»). Краткое содержание их следующее. Прошли два месяца зимы, январь и февраль, а затем и Масленица. Героиня оделась во все черное в прощеное воскресенье, сообщив, что завтра чистый понедельник, и подала своему кавалеру идею отправиться в Новодевичий монастырь. Он смотрел на нее удивленно, а она рассказывала про искренность и красоту похорон некоего архиепископа-раскольника, про пение церковного хора, про посещения кремлевских соборов в одиночестве… Затем они долго гуляли по Новодевичьему кладбищу, навестили могилы Чехова и Эртеля, долго и безуспешно искали дом, где жил Грибоедов, после чего направились в Охотный ряд, в трактир.

Здесь было тепло и находилось множество извозчиков. Героиня сказала, что эта Русь сохранилась теперь лишь где-нибудь в северных монастырях, и что она когда-нибудь уйдет в самый глухой из них. Снова он смотрел на нее с беспокойством и удивлением: что с ней сегодня, опять причуды? Этот вопрос задает себе герой, а вместе с ним и Бунин.

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Этот рассказ — история любви героя к загадочной, прекрасной девушке. Зимой каждый вечер он заезжал за ней и вёз обедать в ресторан, затем в театр или на концерт, потом на ужин в загородный ресторан. Молодой человек чувствовал, что этой странной девушке не нужно было развлечений, цветов, книг, которые он ей привозил. Но всё же она прочитывала эти книги, ездила в рестораны, ела там с аппетитом и благодарила поклонника за цветы.

Легкомысленный, добрый, весёлый молодой человек не мог понять эту загадочную для него девушку, он просто был счастлив «каждым часом, проведённым возле неё». Он не понимал, зачем эта богатая девушка училась на курсах.

Героиню интересовала история, но то, что её интересует и религия, молодой человек узнал только тогда, когда она пригласила его в прощёное воскресенье в Новодевичий монастырь. Оказалось, что девушка часто ходит в кремлёвские соборы, в московские монастыри, слушает, как там поют стихиры. Любит она «русское летописное, русские сказания». Молодой человек удивился, как увлечение русской стариной и религиозными заветами соединялось в его любимой с тем, что она бывала в ресторанах, кабаках, театральных «капустниках», где актёры вели себя вольно.

В чистый понедельник, после «капустника» Художественного театра, девушка оставила влюблённого в неё молодого человека у себя на ночь. Утром она сказала, что сегодня уедет к отцу в Тверь и что напишет юноше об их будущем.

Глубоко несчастный рассказчик по дороге домой опустился около церкви на колени, снял шапку, и какая-то несчастнейшая старушка, жалея его, сказала: «…не убивайся так! Грех, грех!»

Через две недели молодой человек получил от своей возлюбленной письмо и узнал, что она собралась стать послушницей в монастыре, а потом, возможно, монахиней. Чтобы напрасно не длить их муку, девушка попросила не отвечать ей и не искать её. Просьбу эту рассказчик исполнил, но стал сильно пить. Понемногу он пришёл в себя, но жизнь была ему не мила.

Через два года после того чистого понедельника герой под Новый год вошёл во двор Марфо-Мариинской обители и увидел среди других инокинь или сестёр свою возлюбленную в белом платке. Она, будто почувствовав его присутствие, стала смотреть в темноту, как раз на него. Рассказчик тихо вышел из ворот обители.

УРОК-ПРАКТИКУМ по изучению рассказа И. БУНИНА «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»

ЭПИГРАФ:

                     Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

                                                                                                                                           И. Бунин

Вопросы и задания к уроку:

  1. Символично ли название рассказа?
  2. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России и Европы начала 20 века встречаются в рассказе? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имен?
  3. Найдите в тексте:

а) реалии быта;

б) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

в) художественно-выразительные средства, которые использует автор.

     4. События рассказа протекают в январе-марте. Какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

     5. Вспомните пословицы и прибаутки, связанные с Великим постом.

Индивидуальные задания:

— Подготовить рассказ о «Прощеном воскресенье», «Чистом понедельнике», «Масленице».

— Выучить наизусть стихотворения Бунина.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, к/ф «Сибирский цирюльник» (реж. Н. Михалков), выставка книг, иллюстрации, презентация.

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к слову, воспитать патриотизм.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя и беседа по тексту.

Учитель: По мнению писателя и по всеобщему признанию, «Чистый понедельник» — лучший рассказ Бунина.

Тема нашего урока: Анализ рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник».

Мы должны будем с вами увидеть особенности понимания Буниным любви, противоречивость характера героини. Эпиграфом нашего урока стали слова Ивана Бунина «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядности, литературно-артистической жизни начала века.

— Рассказ подготовленных учащихся о «Прощеном воскресенье», «Чистом понедельнике», «Масленице» (приложение).

— Просмотр фрагмента празднования Масленицы из кф «Сибирский цирюльник» (5 мин.).

Учитель: Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которой верующие христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.

Пост установлен в воспоминание 40дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

— Вспомните народные поговорки и прибаутки, связанные с великим постом.

(Великий пост прижмет хвост. В год хлебородный пост не голодный. Не все коту масленица, будет и великий пост. Никто на Руси с поста не умирал. Пост не мост, можно и объехать и др.)

— Символично ли название рассказа?

Рассказ написан 12 мая 1944 года.

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

— Какое впечатление на вас произвел рассказ?

— Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

А. Белый       Его лекция пародийно описана в рассказе

В. Брюсов     «Огненный ангел» (исторический роман)

Л. Андреев    О новом рассказе Андреева

Гуго фон Гофмансталь      Австрийский символист                                                             Модные авторы

Артур Шницлер                 Австрийский драматург и прозаик, импрессионист                европейского

Тетмайер Казимеж             Польский лирик, автор утонченных эротических стихов       декаданса

Ст. Пшибышевский           Немецко-польский прозаик

— Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов?

   Для создания характеров автор использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У нее же в номере гостиницы «висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева (герой романа «Война и мир», солдат).

   Её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

— Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

Всё, что касается древности, церквей, кладбищ, — внутренний мир героини. А еще упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Храм Христа Спасителя), свидетельствуют о глубокой ностальгии Бунина. Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, ее истории и ее национальной сути.

— Как описывает автор свою героиню?

  Портрет, позы, жесты, манера держаться (найдите в тексте).

— Чем объясняет писатель особенности характера героини?

   (Чтение отрывка «Странная любовь» до слов … «и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»)

— Какие художественно-выразительные средства использует Бунин в этом рассказе?

Учитель: Давайте вспомним, что такое оксюморон? (От греч. Буквально – остроумно-глупое. Парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: скупой рыцарь, горячий снег).

— Найдите в тексте оксюмороны? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище – с помощью этого приема автор показывает противоречивость героев).

— Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица).

— Сравнения. (Запах комнаты соединяется с запахом цветов. Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи. Сначала – свет, в финале – рядом окажется три раза повторенное слово «темный» (зачитать).

Учитель: Свет озаряет любовь. И напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, любовь в понимании Бунина:

«Некий высший напряженный момент бытия, который озаряет всю жизнь человека».

  1. Заключительное слово учителя.

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

              Зачем же воскрешаешь Ты во сне,

              Несрочной радостью сияя,

              И дивно повторяется восторг,

              Та встреча краткая земная,

              Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

Ученик (подготовленный) читает наизусть стихотворение:

              У птицы есть гнездо, у зверя есть нора,

              Как горько было сердцу молодому,

              Когда я уходил с отцовского двора,

              Сказать прости родному дому!

              У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,

              Как бьется сердце, горестно и громко,

              Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

              С своей уж ветхою котомкой!

                                              (1922 г.)

— Ученица (подготовленная) читает стихотворение Бунина «Слово».

            Молчат гробницы, мумии и кости,—

            Лишь слову жизнь дана:

            Из древней тьмы, на мировом погосте,

            Звучат лишь Письмена.

            И нет у нас иного достоянья!

            Умейте же беречь

            Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

            Наш дар бессмертный — речь.

«Чистый понедельник» — это еще одно свидетельство непревзойденного мастерства писателя – «лучшего стилиста современности» (М. Горький).

 Домашнее задание.

Используемая литература.

1. Открытые уроки по литературе 9-11 классы. Авторы-составители: Л.И. Косивцова, Л.А. Тропкина. Волгоград «Учитель».

  • Имена из русских сказок для девочек
  • Имена и фамилии авторов и их произведения для итогового сочинения
  • Имена и отчества героев в сказке лиса и котофей иванович
  • Имена злодеев из сказок
  • Имена зайцев из мультиков и сказок