Имеют ли отношение рассказы зощенко к нашему времени

Опубликовано 2 года назад по предмету
Литература
от natalyasoloveva75

  1. Ответ

    Ответ дан
    sofialavryk3213

    Ответ:

    нввпоаооывовооа да оаовоулулоаоапо

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

О чём писал Зощенко?

Об одичании человека, замороченного барабанным боем пропаганды, замордованного непреходящими бытовыми неурядицами, ожесточенной борьбой за жалкие по сути своей преимущества перед другими. Тут уж не до благородства, сострадания и воспарения духа. Ложь становится нормой: если врет власть, то неизбежна цепная реакция, доходящая до самого низа, где пациент не считает зазорным обмануть врача, управдом объегорить жильцов, мелкий чиновник посетителя… и так до бесконечности.

Но ведь и сейчас мы не на шутку встревожены тем же: катастрофическим падением нравов с последствиями куда более жестокими и страшными: разгулом уголовщины, коллективным озлоблением, находящим выход то в межнациональной ненависти, то в требованиях насильственного уравнивания имущественного положения.

Много десятков лет назад писатель едко высмеял городские власти, вздумавшие разбить на месте кладбища парк с аттракционами. Что бы он сказал теперь, когда то и дело слышишь об осквернении могил, кражах надгробных памятников, обворовы вании покойников в крематориях, устройстве на месте кладбищ автостоянок, танцплощадок или еще чего-нибудь в таком же роде? Читая Зощенко, узнаешь, что бичом его времени было повальное пьянство, мелкое воровство на фабриках и заводах, давняя российская беда взяточничество, мздоимство. Но разве все это прошло или хотя бы уменьшилось? Вопрос чисто риторический…

Михаил Зощенко, автор многочисленных повестей, пьес, киносценариев, был невероятно любим читателями. Но подлинную славу ему принесли маленькие юмористические рассказы, которые он публиковал в самых различных журналах и газетах в Литературной неделе, Известиях, Огоньке, Крокодиле и многих других.

Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги. В новых сочетаниях они каждый раз заставляли по-новому взглянуть на себя: иногда они представали как цикл рассказов о темноте и невежестве, а порой как рассказы о мелких приобретателях. Зачастую речь в них шла о тех, кто остался за бортом истории. Но всегда они воспринимались как рассказы резко сатирические.

Прошли годы, изменились бытовые условия нашей жизни, но почему-то даже отсутствие тех многочисленных деталей быта, в которых существовали персонажи рассказов, 1е ослабило силы сатиры Зощенко. Просто раньше страшные и отвратительные детали быта воспринимались лишь как шарж, а сегодня они приобрели черты гротеска, фантасмагории.

То же произошло и с героями рассказов Зощенко: современному читателю они могут показаться нереальными, насквозь придуманными. Однако Зощенко, с его острым чувством справедливости и ненависти к воинствующему мещанству, никогда не отходил от реального видения мира. Кто же сатирический герой Зощенко? Каково его место в современном обществе? Кто является объектом издевки, злой фонии, презрительного смеха?

Даже на примере нескольких рассказов можно определить объекты сатиры писателя. В Тяжелых временах главным ‘героем является темный, невежественный человек, с диким, первобытным представлением о свободе и правах. Когда ему не позволяют завести в магазин лошадь, которой нужно непременно примерить хомут, он сетует: Ну и времечко. Лошадь в лавку не допущают… А давеча мы с ней в пивной сиде-1и и хоть бы хны. Слова никто не сказал. Заведывающий даже лично смеялся искренно… Ну и времечко.

Родственный ему персонаж встречается в рассказе Точка зрения. Это Егорка, который на вопрос о том, много ли

За всю свою жизнь автор кем только не бывал по профессии: от с/х. работника до агента уголовного розыска. Именно по этому, как мне кажется, он так детально и умело описывает образы самых разных людей из самых разных сфер деятельности. Зощенко был на редкость восприимчив к чужому образу мыслей, что очень помогало ему подходить ко многим вопросам (главным образом проблемам политическим и всем вытекающим из них последствиям в те времена) с разных точек зрения. Порой кажется, что герой-рассказчик сказов Зощенко есть не кто иной, как сам писатель. Мещане, учёные, врачи, монтёры, актёры, спекулянты, аристократки, всех героев, наверное, и не перечислить. Мне очень понравилось, с какой забавностью Зощенко описывает то, с чем на самом деле людям часто приходиться сталкиваться в повседневной жизни.

Читая рассказы Зощенко познаётся психология человека, который сам уже того не замечая привык к своему ничтожному положению в обществе. На самом деле, когда к человеку перестают относиться как к личности мыслящей и оригинальной, он, к сожалению, постепенно перестаёт себя уважать. Ясно, что писатель мечтал о более достойном для человека мире.

Создавая свои произведения в доступном для понимания каждому обывателю языке, на, так сказать, языке масс, автор получил огромное признание. Зощенко сам писал о своём языке так: Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным.По-моему, далеко не каждый, даже очень хороший писатель, познавший жизнь простого народа, способен спуститься с литературных высот и заговорить с людьми, о которых и для кого он пишет, на их повседневном, понятном им языке.

Вы читали сочинение по Зощенко: для урока литературы разных классов школы. Текст сочинения можно использовать, как сообщение, доклад, краткий реферат или для читательского дневника. Творчество Михаила Зощенко: zoshhenko.ru

Технология проблемного  изучения.

Современное прочтение рассказов М.
Зощенко. Урок литературы в 11 классе « Смех — великое дело

Цели
урока:

  • доказать,
    что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;
  • показать,
    как решается проблема  соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко;
  • совершенствовать
    умения анализа литературного произведения;
  • вызвать
    у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к культуре  вообще.

Ход урока.

О,
смех великое дело!

 Ничего
более не боится человек так,

 как
смеха… Боясь смеха, человек

удержится
от того, от чего бы не удержала его

никакая
сила.

Н.В.
Гоголь

I.     Слово
учителя.  Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока.

Ребята! Готовясь к
нашему уроку, вы прочитали очень   много рассказов Зощенко. Перечислите их.  Как
вы поняли, над кем и над чем смеётся писатель?
Современны ли
рассказы Зощенко?

2. (
Подготовленный ученик  делает сообщение, где  акцентирует  внимание на
проблематику рассказов Зощенко).

 —
Ученик:


Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель
непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди
них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр».

Проблематика
рассказов:

1.
«Аристократка»

После
революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не
научились. 

2.
«Баня»

Автором
высмеиваются порядки в городском коммунальном хозяйстве, основанные на
пренебрежительном отношении к простому человеку. 

3.
«Беспокойный старичок »

Автор
рассматривает экономические проблемы, парализовавшие гражданское строительство. 

4.
«История болезни»

Высмеивается
низкий уровень медицинского обслуживания.

5.
«Слабая тара»

Критика
взяточников, которых наплодила разросшаяся административно-командная система.

6.
«Качество продукции»

Процветающая
на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей
«бросаться» на «заграничную продукцию».

Вывод:
Значение творчества Зощенко трудно переоценить — его смех остается актуальным и
в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению,
все еще остаются неискоренимыми.

3.
Слово учителя:


Творчество Михаила Зощенкосамобытное явление в русской советской литературе. Писатель
по- своему увидел некоторые характерные процессы  современной ему
действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших
нарицательное понятие  «зощенковский герой». Находясь у истоков советской
сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической
новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова,
раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый
художественный стиль .Писатель жил в  уникальной стране,   и его нравственное,
гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.( Годы
жизни писателя написаны на доске 1895-1958).

—Мы знаем: писатель  и эпоха неделимы. Ребята, напомните,
в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский
человек?


Ученик: ( Революции,  Гр.  война, становление молодой  республики)


Верно:

В
1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально
провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о
себе, как о мощном, непобедимом государстве.

 Выставка,
 которая  перед вами  отражает все стороны жизни  Советского Союза эпохи
строительства  социализма. Художники  и скульпторы стремились запечатлеть  на
полотне или в камне историческое время  — время  становления молодой
республики. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной
революции воспевались и в литературе того времени.

-Ребята!
Прослушайте несколько строф из песни “Широка страна моя родная»  композитора 
Дунаевского, автор текста Лебедев- Кумач.. Определите  ключевые слова  и
запишите их  в тетради.

(
человек счастлив, хозяин, молодым везде у нас дорога, старикам почёт, вольно
дышит человек, никто не умеет лучше нас смеяться и любить…)


А все ли было так гладко?


Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите.
К какому выводу вы пришли?


Бросается в глаза несоответствие эпохи. Эти же противоречия обнаружил и  М.
Зощенко. ( Перед вами шаржи  на портрет писателя, Вы знаете, что Зощенко –
автор юмористических рассказов. Его представляли так , но на самом деле  он был
другим: внешне, как страна, могучий и  сильный, а внутренне –больной и
опустошенный.)

4.
Эпоха М.Зощенко. Сообщение подготовленного ученика

Рассказы
Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать
его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал
все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

Историческая
справка 1
.

“…в
условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику
через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”

И
в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”.
Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся
над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х
годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще
один момент, о котором многие не подозревали.

В
журнале «Звезда» за последнее время, наряду со значительными и удачными
произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически
вредных произведений.

Грубой
ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны
писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции
«Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании
пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности,
пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу
молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко
Приключения обезьяны представляет пошлый пасквиль на советский быт и на
советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в
уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными,
малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно
хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается
антисоветскими выпадами. Предоставление страниц «Звезды» таким
пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что
редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное
поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу
в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как
Перед восходом солнца, оценка которой, как и оценка всего литературного
«творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала
«Большевик»…

Из
Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и
«Ленинград» 14 августа 1946 года

Историческая
справка 2.

В
30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем
“простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности
наш великий государственный механизм”.

А
ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов
писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

5.
 Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете
обратиться к словарю. Запись в тетрадь.

Юмор

изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не
обличает, а весело вышучивает.

Сатира

обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений
действительности.

6.
Анализ рассказов М.Зощенко.


А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:

над
чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

Итак,
рассказ небольшой, около 150 строк.


Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость.

-Зощенко
писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.  Доступная  бедным.
 Может   быть, поэтому у меня много читателей.)


Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко.

(
 Небогатый  человек  приглашает  даму  в театр.  Заходят в буфет. Денег в
обрез. На этой почве  переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываем
простота сюжета.


От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?

“Я,
братцы мои, не люблю баб…” Записываем – сказовая манера.

-Комментарий
учителя:

Язык
рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное,
яркое из простого языка масс и  в отжатом, концентрированном виде вышел на
страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком –  неповторимым 
сказом  народного  писателя Зощенко.)


Далее, в чём признаётся герой рассказа? Не любит кого?  Следует доверительное
признание: “… не люблю баб, которые в шляпках”.

 А
почему в шляпках? Прочтите весь абзац. (Классовый признак – аристократка).

Герой,
конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба
в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или
зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.


Что можно сказать о таком герое?

(Глупый,
темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа
грубый, невоспитанный человек.

Невежда

малообразованный человек.

(Одним
словом,  мещанин – человек с мелкими интересами,  узким кругозором).


Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть,
именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор
воспринимает их как врагов. )


Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?

(Шпанская
мода, показатель материального благосостояния).


Что это за прием?  (Деталь).


Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываемнагнетание
деталей
.


Что еще бросается в глаза? Какова речь героя?  (Примеры зачитать).

 Просторечия,
стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем речь
героя
.


Итак, намечена экспозиция. Что это такое?


Далее герой доказывает, что он пострадал: “…в театре она и показала свою
идеологию во всем объеме”.

 Какое
слово явно неуместно? Почему?

Идеология
система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс,
политическую партию.


О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное
употребление слов
.


Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?

 (Заходит
к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то
есть ухаживание происходит “на фоне производства”).


Почему? Кто же он?

 (Сантехник,
а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).


Смешно? Грустно!


Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды?
Почему?

-Чем
нравится ей герой? Докажите.


Почему ей хочется в театр?


Как герой получает билет?

(
член ком. ячейки)


Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

Прервемся.
Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте,
с этим настроением.


Какой вывод можно сделать?  Почему нам смешно?


В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость).
Записываем – стиль автора.

Прозвучало
предупреждение: “Ежели, — говорю, — вам охота скушать одно пирожное, то не
стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)


Что отвечает она? (Мерси).


Что это за слово?


Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?


“…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.


Наступает кульминация.

Герой
кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.

Все
становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не
власть, еще и дурак.


А что думает герой о ней? Докажите.


Наступила развязка. Что это такое?


Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

Вывод:
 
пороки
в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую,
обнажается суть мещанства. Несмотря на  конфуз с деньгами, рассказчик
прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из
фабулы рассказа  вытекает, казалось бы обратное.


А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.


Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли
повод для смеха?

Убедились,
что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст
автора).


Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?

VI.
Слово учителя.

Вот
они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи
государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

Вы
не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы
актуальны.

Зощенко
был заклеймён как «пошляк»,
«хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством.
Творчество Зощенко многие, да и сам писатель, сравнивали с творчеством
Гоголя. Нет, Зощенко не равнял себя с Гоголем. Он сравнивал с его судьбой свою…
Как то, размышляя об этом, Зощенко занёс в свою записную книжку:
«Гоголь ожидал, что его не поймут. Но то, что случилось, превзошло все его ожидания».
Эту запись можно вполне отнести и к самому Зощенко.

Но
Зощенко не забыт. Как бы не клеймили его позором те же советские писатели
середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по
сей день, может быть только не в такой степени, как раньше.
В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то,
что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные
юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом.

VII.
Домашнее задание (по выбору):

  • проанализируйте
    любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;
  • напишите
    рецензию на любой рассказ М.Зощенко.

каррикатура

кукрыниксы

Михаил Рутман

Нервные люди. Рассказы Зощенко как свежие новости


Блаженную пору зимних каникул проводил я, друзья мои, на Карельском перешейке, в окружении зимнего леса. Пробежав десяток-другой километров на лыжах, пристраивался к теплой печке и обращался к бессмертной классике. В один прекрасный вечер открыл своего любимейшего Михаила Михайловича Зощенко. Погрузился, что называется, с головой, и… вдруг возникло четкое впечатление, что читаю я свежие сводки новостей.

Нервные люди. Рассказы Зощенко как свежие новости | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой.

Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.

Главная причина – народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерется грубо, как в тумане.

Оно, конечно, после Гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются. Может, оно и так, а только у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастет».

Написано это в 1924 году, но про нервный народ, который «расстраивается по мелким пустякам», слышим мы сегодня чуть не каждый день. Только вместо Гражданской войны у нас – ковид, а вместо кулаков – оружие, как холодное, так и «горячее».

Заспорили люди в метро или в такси – один достает из кармана нож и втыкает другому в живот. Вот вам, уважаемый читатель, когда-нибудь приходила в голову мысль прогуляться по городу с ножом в кармане? Понятно, что хоть живем мы и не в тайге, но наличие преступности в городе никто не отрицает. И теоретически можно представить себе, что вам придется среди бела дня защищать свою жизнь от бандитов. Но, признаемся, вероятность этого примерно такая же, как падение на голову кирпича. Потому, думаю, тот, у кого «случайно» оказывается в кармане нож, просто сам ищет на свою голову приключений. И, конечно, находит. Кто-то толкнул, не так посмотрел, не то сказал. Тут же, само собой, вспыхивает праведный гнев, и рука сама тянется в карман. Зря, что ли, эта железяка его целый день оттягивала?!

То же и с пистолетом. Газовым, травматическим, реже – огнестрельным. Положил его человек, выходя на улицу, в карман или в бардачок машины и потом уже ходит/ездит, а сам вокруг внимательно смотрит: ну, кто тут меня обижает?! Подходи, мало не покажется! Понятно, на ловца и зверь бежит. Кто-то тебе сделал замечание за отсутствие маски, кто-то «не там» катается на «ватрушке», кто-то нагло «подрезал» твою машину. Что еще делать с этими уродами? Мочить, конечно!

Да, прямо скажем, времена у нас, как и при Зощенко, нервные. Все боятся заболеть (а кто-то уже и переболел), у одних упал бизнес, другим осточертело носить маску. Каждый – маленькая пороховая бочка: достаточно небольшой искры, чтобы бабахнуло. Конечно, случись непоправимое, виновник в суде будет ссылаться на состояние аффекта. Но, как мудро заметил Михаил Михайлович, «у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастет».

И вот в этих непростых условиях у граждан сохраняется легальная возможность приобретать, хранить, носить и даже использовать так называемое оружие самообороны. Которое, кстати, как раз для самообороны практически никогда не применяется.

То, что «мистер Кольт сделал равными всех», красивый заокеанский миф. Мы, господа, не на дуэли деремся, и точку поставит тот, кто вынет оружие первым. А это будете явно не вы.

К тому же не на вашей стороне – фактор неожиданности. Я лично знал двух оперов, которым неизвестные преступники просто били сзади по голове, забирали у них табельные макаровы и убегали. И ведь жертвами были опытные, подготовленные люди – что уж говорить о субтильной девушке, которая кладет в сумочку «травмат», надеясь в случае чего с его помощью отстоять свою честь. Да успей она вынуть его против какого-нибудь бугая – сама же из него пулю и получит.

Более того, человек, демонстрирующий оружие или даже просто сообщающий о том, что оно у него есть, с гораздо большей степенью вероятности становится жертвой преступления, ибо вызывает соблазн у него это оружие отобрать. В моей биографии был период, когда служил я в вооруженной охране, и мне при заступлении на пост полагался револьвер системы «наган». Так вот, этот револьвер, смазанный и с двумя коробочками патронов, благополучно лежал в сейфе. Никто в здравом уме не собирался «бряцать оружием». А в случае непредвиденной ситуации мы бы просто вызвали милицию.

А теперь-то все еще проще. У каждого в кармане… нет, не нож и не пистолет, а мобильный телефон. Обидели тебя – звони 02. Приедут, разберутся. А нервы, которые у всех у нас сегодня, как натянутые струны, лучше все же поберечь. Купите себе гантели и помахайте по утрам. А вечером возьмите в руки хорошую книжку. Того же Зощенко. И вы увидите, что жизнь не так уж плоха.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (6860) от 09.02.2021 под заголовком «Нервные люди».

Материалы рубрики

Комментарии

Михаил Зощенко жил и работал в советское время, и писал он преимущественно о быте и нравах советского человека. Однако, в 21 веке, в современных жизненных реалиях мы, вдруг понимаем, что Зощенко, это по-прежнему о нас.

После смерти Михаила Зощенко советская власть запретила хоронить его в Петербурге. Один из самых народных советских писателей покоится в Сестрорецке. Именно здесь в начале 90-х появилась библиотека имени Зощенко. В ней любой желающий может не только взять книги знаменитого писателя, но и познакомится с его непростой судьбой. 

Лидия Шастина, зав. сектором культурно-досуговой работы Центральной библиотеки им. М.М.Зощенко: «Михаил Михалыч  популярен, читаем, известен и до сих пор нужен, потому что многие темы, которые он открывал тогда, до сих пор актуальные. Я скажу больше, вот эту тенденцию возрождения Зощенко, продолжения его популярности мы отслеживаем и по мероприятиям, которые проводим».

Зощенковские чтения – являются одним из таких мероприятий. Начинавшиеся скромно, в стенах библиотеки, сегодня чтения – это общегородской праздник, который проходит в начале августа. Знаменитые актеры и литераторы декламируют Зощенко под открытым небом, а послушать это собирается несколько сотен зрителей. Михаил Михайлович написал всего несколько пьес, однако театры постоянно обращаются к его прозе. Спектакль «Мама, папа, сестренка и я», который вот уже 7 лет идет в Петербурге, основан на детских рассказах писателя, но смотреть его приходят всей семьей.   

Владимир Абрамов, режиссер и автор сценария спектакля «Мама, папа, сестренка и я» по мотивам детских рассказов М.М.Зощенко: «Проза Зощенко – это поэтика  не только диалога, но и всего, что между ними, неповторимый язык, разумеется его хотелось сохранить. Нужно было сделать из рассказов Зощенко, пьесу, якобы написанную Зощенко. Сам материал, сам автор провоцирует на это, потому что у него очень действенный материал, очень действенная проза».

В Петербурге есть музей Михаила Зощенко. Это один из самых маленьких музеев нашего города. Здесь на площади всего 60 квадратных метров, размещается мемориальный кабинет писателя, а также выставка, рассказывающая о целой эпохе «Зощенко и его современников».  

Наталия Арефьева, директор Государственного литературного музея «XX век»: «Прошедший все этапы, которые проходила страна, проходил народ, проходила культура и литература, поэтому на его примере очень наглядно рассказывать о времени».

Государственный литературный музей «ХХ век» — именно так называется мемориальная квартира Зощенко. Он не относится к главным музеям Петербурга, однако, количество посетителей постоянно растет.  В этом году здесь отмечают юбилей — 25 лет. Специально к этой дате весной был объявлен конкурс декламации. Всем любителям творчества Зощенко предлагалось записать на видео свое исполнение любимого произведения. 

Ольга Афонина, сотрудник музея: «Наши участники  — это все непрофессиональные актеры, чтецы  и так далее  

Это монодекламация. Это чтение по ролям, когда коллектив чтецов разыгрывают и представляют зрителю свое прочтение Зощенко и это семейное чтение».

На конкурс поступило более 200 заявок от Италии до Дальнего  Востока, учителя и библиотекари, школьники и студенты, домохозяйки и моряки – Зощенко по-прежнему читаем. Сегодня в его произведениях по-другому расставляют акценты, иногда переворачивают идею с ног на голову, но, каждый находит в этой прозе свой собственный смысл.  

Вера Зощенко, правнучка Михаила Зощенко: «Психиатр из Москвы специально приехал в Петербург, не для того, чтобы выиграть конкурс, а чтобы прочитать нам кусочек из «Перед восходом солнца», которое он использует в своей практике, в качестве библиотерапии».

В чем секрет Михаила Зощенко? Писатель с непростой судьбой, который испытал на себе всю тяжесть советской системы, тот, от кого не раз отворачивались и предавали гонениям, без доли упрека, своим легким слогом до сих пор заставляет нас смеяться над самими собой. 

Вера Зощенко, правнучка Михаила Зощенко: «Изменить человека можно не обвиняя: ты быдло, не умеющее разговаривать, имеющее только сапоги, а хочешь властвовать миром – вы в ответ получите только оскорбления, поэтому менять человека можно лишь, чтобы он посмеялся над собой, где-то поплакал и сам захотел жить по другому». 

Тимур Мамонов, Максим Беляев, Дарья Варновская. Александр Высоких. Первый канал, Петербург. 

Урок литературы в 11 классе 
Анализ рассказов М. Зощенко. 
Современное прочтение рассказов М. Зощенко.
« Смех — великое дело!»
________________________________________
Цели урока: 

1.    доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны; показать, как решается проблема  соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко;
      2.  совершенствовать умения анализа литературного произведения; вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к культуре  вообще; выявить художественное своеобразие сатиры М.Зощенко
3.    Заставить задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности. Продолжать воспитывать в учащихся чувства доброты и благородства

Ход урока.

О, смех великое дело!
 Ничего более не боится человек так,
 как смеха… Боясь смеха, человек
удержится от того, от чего бы не удержала его
никакая сила.
Н.В. Гоголь

I.    Слово учителя.  Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока.
Готовясь к нашему уроку, вы прочитали очень   много рассказов Зощенко. Перечислите их.  Как вы поняли, над кем и над чем смеётся писатель? Современны ли рассказы Зощенко? (Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр»)

Проблематика рассказов:
1. «Аристократка»
После революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не научились. 
2. «Баня»
Автором высмеиваются порядки в городском коммунальном хозяйстве, основанные на пренебрежительном отношении к простому человеку. 
3. «Беспокойный старичок »
Автор рассматривает экономические проблемы, парализовавшие гражданское строительство. 
4. «История болезни»
Высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания.
5. «Слабая тара»
Критика взяточников, которых наплодила разросшаяся административно — командная система.
6. «Качество продукции»
Процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей «бросаться» на «заграничную продукцию».

Вывод: Значение творчества Зощенко трудно переоценить — его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

Слово учителя:
— Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по- своему увидел некоторые характерные процессы  современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие  «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль .Писатель жил в  уникальной стране,   и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.( Годы жизни писателя написаны на доске 1895-1958).
—Мы знаем: писатель  и эпоха неделимы. Ребята, напомните, в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский человек?  ( Революции,  Гр.  война, становление молодой  республики)
— Верно:
В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. 
 Выставка,  которая  перед вами  отражает все стороны жизни  Советского Союза эпохи строительства  социализма. Художники  и скульпторы стремились запечатлеть  на полотне или в камне историческое время  — время  становления молодой республики. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

Эпоха М.Зощенко. 
Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение. 

Историческая справка 1.
“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”
И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.
Историческая справка 2.
В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.
А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Запись в тетрадь.
Юмор — изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
Сатира — обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. 

II. Анализ рассказов М.Зощенко.
— А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:
над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.
— Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость.
-Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.  Доступная  бедным.  Может   быть, поэтому у меня много читателей.)
— Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. 
(  Небогатый  человек  приглашает  даму  в театр.  Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве  переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываем – простота сюжета. 
— От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе? 
“Я, братцы мои, не люблю баб…” Записываем – сказовая манера.
-Комментарий учителя: Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и  в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком –  неповторимым  сказом  народного  писателя Зощенко.)
— Далее, в чём признаётся герой рассказа? Не любит кого?  Следует доверительное признание: “… не люблю баб, которые в шляпках”.
 А почему в шляпках? Прочтите весь абзац. (Классовый признак – аристократка). 
Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”. 
— Что можно сказать о таком герое? 
(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда). 
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный человек. 
(Одним словом,  мещанин – человек с мелкими интересами,  узким кругозором).
— Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов. )
— Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?
(Шпанская мода, показатель материального благосостояния).
— Что это за прием?  (Деталь). 
— Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей.
— Что еще бросается в глаза? Какова речь героя?  (Примеры зачитать).
 Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя.
— Итак, намечена экспозиция. Что это такое?
— Далее герой доказывает, что он пострадал: “…в театре она и показала свою идеологию во всем объеме”.
 Какое слово явно неуместно? Почему?

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.
— О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов. 
— Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?
 (Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”). 
— Почему? Кто же он?
 (Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).
— Смешно? Грустно!
— Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?
-Чем нравится ей герой? Докажите.
— Почему ей хочется в театр?
— Как герой получает билет?
( член ком. ячейки)
— Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

— В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). 

Записываем – стиль автора.
Прозвучало предупреждение: “Ежели, — говорю, — вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)
— Что отвечает она? (Мерси). 
— Что это за слово? 
— Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?
— “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.
— Наступает кульминация. 
Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.
Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.
— А что думает герой о ней? Докажите.
— Наступила развязка. Что это такое?
— Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось? 

Вывод:  пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на  конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из фабулы рассказа  вытекает, казалось бы обратное.

— А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.
— Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?
Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).
— Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе? 

Слово учителя. 
Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой. 
Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.
Зощенко был заклеймён как «пошляк»,  «хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством.

III. Обобщение. 
— Каков же герой рассказов М.Зощенко?
— Как проявляется языковой комизм писателя?
— Каковы черты духовного мира людей 20-40 г.г. ХХ века?
Урок я заканчиваю словами Б. Окуджавы. Именно таким хотел видеть человека М. Зощенко.

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство –
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек. Б. Окуджава

IV. Домашнее задание (по выбору): 
проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор; 
напишите рецензию на любой рассказ М.Зощенко

  • Иметь это ввиду как пишется
  • Иметь силу помнить рассказы тех кто прошел ад репрессий
  • Иметь семью и детей также необходимо и естественно сочинение рассуждение
  • Иметь ввиду следующее как пишется
  • Иметь ввиду как пишется правило