Имя супруга василисы егоровны в рассказе капитанская дочка

Василиса Егоровна Миронова: характеристика, образ, описание (капитанша, комендантша) | «Капитанская дочка»

vasilisa-egorovna-mironova-kapitanskaja-dochka-obraz-harakteristika
Василиса Егоровна,
капитан Миронов и их дочь Маша.
«Прощание Маши с отцом».
 Художник С. Герасимов

Василиса Егоровна является яркой второстепенной героиней романа «Капитанская дочка» А. Пушкина.

Образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе «Капитанская дочка»

Василиса Егоровна Миронова является женой капитана Миронова. Ее муж служит начальником Белогорской крепости под Оренбургом.

Госпожа Миронова живет с мужем в Белогорской крепости более 20 лет:

«Тому лет двадцать как нас из полка перевели сюда…» (Василиса Егоровна о себе и муже, глава III)

«Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев…» (Василиса о себе и муже, глава VI)

Василиса Егоровна является пожилой женщиной, старушкой. По меркам конца XVIII века старушкой уже могла считаться женщина в возрасте 40-45 лет. Судя по всему, героине действительно 40-45 лет, так как она состоит в браке более 20 лет:

«Батюшки мои! – кричала бедная старушка…» (глава VII)

О внешности героини известно следующее:

«У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове…» (глава III) 

«Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку…» (глава VII)

Василиса Егоровна является небогатой дворянкой. У нее и ее супруга есть только одна крепостная крестьянка по имени Палашка:

«…ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего‑то душ одна девка Палашка, да слава богу, живем помаленьку…» (глава III)

У госпожи Мироновой и ее мужа есть 18-летняя дочь Маша Миронова, девушка на выданье:

«Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить…» (Василиса о дочке, глава III)

Василиса Егоровна является доброй женщиной, как и вся ее семья. Госпожа Миронова относится как к родному сыну к новому офицеру Петру Гриневу, который приезжает служить в Белогорскую крепость:

«И мадам Миронов добрая была дама…» (генерал о Василисе, глава X) 

«Незаметным образом я привязался к доброму семейству…» (Гринев о семье Мироновых, глава IV) 

«…ты видишь, молодой человек с дороги устал; ему не до тебя…» (слова капитанши Мироновой о Гриневе, глава III) 

«Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын…» (об отношении Василисы Егоровны к Петру Гриневу, глава V)

Судя по всему, Василиса Егоровна является умной, сообразительной женщиной:

«Она догадалась, что была обманута мужем, и приступила к нему с допросом…» (глава VI)

«…Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства, как судия, начинающий следствие вопросами посторонними, дабы сперва усыпить осторожность ответчика…» (глава VI)

Капитанша Миронова и ее супруг являются очень почтенными людьми:

«Муж и жена были люди самые почтенные…» (глава IV)

Василиса Егоровна — хорошая хозяйка. Например, она умеет отлично солить грибы, по словам генерала. В доме у Мироновых чисто и прибрано:

«…какая майстерица грибы солить!..» (глава X) 

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по‑старинному…» (о чистоте в доме Мироновых, глава III)

Она является гостеприимной хозяйкой:

«…Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома…» (глава III) 

«Дорогие гости, милости просим за стол…» (глава III) 

«В доме коменданта был я принят как родной…» (глава IV)

Василиса Егоровна увлекается рукоделием:

«Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире…» (глава III)

Судя по всему, на досуге капитанша Миронова гадает на картах:

«…комендантша, которая в углу гадала в карты…» (глава IV)

Капитанша Миронова управляет своим мужем Иваном Кузмичев и всей Белогорской крепостью:

«Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию…» (глава IV) 

«…Иван Кузмич вполне соглашался с своею супругою и приговаривал: «А слышь ты, Василиса Егоровна правду говорит…» (глава IV)

«…Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…» (глава IV) 

Василия Егоровна решает некоторые вопросы и проблемы без ведома своего мужа. Например, женщина сама, без ведома мужа, предотвращает дуэль между Гриневым и Швабриным:  

«…Василиса Егоровна выведала все от меня. Она всем и распорядилась без ведома коменданта. Впрочем, слава богу, что все так кончилось…» (о раскрытии дуэли Гринева и Швабрина, глава IV) 

Василиса Егоровна является храброй женщиной:

«…Василиса Егоровна прехрабрая дама, – заметил важно Швабрин…» (глава III) 

«Да, слышь ты, – сказал Иван Кузмич, – баба‑то не робкого десятка…» (глава III)

Капитанша Миронова — любопытная женщина. Ей важно знать все, что происходит в крепости:

«…Василиса Егоровна возвратилась домой, не успев ничего выведать от попадьи…» (глава VI) 

«…бодро отвечал своей любопытной сожительнице…» (глава VI) 

«Она кликнула Ивана Игнатьича, с твердым намерением выведать от него тайну, которая мучила ее дамское любопытство…» (глава VI)

Судя по всему, Василиса Егоровна не умеет хранить тайны. Когда муж рассказывает ей секретную информацию, он обещает никому не рассказывать, но из добрых побуждений тут же сообщает этот секрет своей приятельнице попадье:

«…Василиса Егоровна сдержала свое обещание и никому не сказала ни одного слова, кроме как попадье, и то потому только, что корова ее ходила еще в степи и могла быть захвачена злодеями…» (глава VI)

К сожалению, Василиса Егоровна и ее супруг погибают от рук банды под предводительством Емельяна Пугачева, которая захватывает Белогорскую крепость. В результате этой трагедии дочь супругов Мироновых, «капитанская дочка» Маша Миронова, остается сиротой. 

Это был цитатный образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе «Капитанская дочка»: описание внешности и характера капитанши (комендантши).

Смотрите: 


есть дети

женат/замужем

Василиса Егоровна. Актриса И. Зарубина. Х/ф “Капитанская дочка”. 1958

Василиса Егоровна Миронова – яркий второстепенный персонаж повести «Капитанская дочка». Жена коменданта крепости, мать Маши, простая женщина, которая успевает везде: и в хозяйственных делах, и в управлении Белогорской крепостью. «Капитанша» – человек старой закалки, неустрашимая и презирающая опасность. До конца остается рядом со своим мужем и гордо, не склонив головы, принимает смерть.

Описание героя

Черты личности, внешность

Василиса Егоровна, которую все называют капитаншей, – простая, но очень уважаемая пожилая женщина. Наравне с мужем руководит делами Белогорской крепости, всегда старается быть в курсе любых событий, происходящих на ее территории. Ее почитают не только за талант управлять людьми, но и за материнские качества, благодаря которым она воспитала идеальную дочь Машу.

Пушкин не акцентирует внимание на внешности героини. Ее образ он раскрывает через поведение и черты характера. Известно лишь, что одевается она чаще всего очень просто – в телогрейку и обычный теплый платок.   Доброта в ее характере переплетается с силой духа, остротой ума, стойкостью, способностью выносить все тяготы непростых условий жизни.

Характер, поведение

Василиса Егоровна женщина очень разговорчивая, активная, прямолинейная и иногда грубоватая, но в душе очень добрая и отзывчивая. Они с мужем принадлежат к людям старого поколения и живут по собственным устоявшимся правилам. У них свое, сложившееся понимание жизни, которому они никогда не изменят. Василиса Егоровна – образец супружеской преданности. Иван Кузьмич, в свою очередь, также очень привязан к супруге, хотя иногда она бывает просто невыносимой. Она наравне с ним управляет крепостью и не мыслит себе другого занятия. Поэтому никого не удивляет ее присутствие на военных советах, ее распоряжения и поручения. Так, она может сажать под арест проштрафившихся офицеров, самостоятельно решать судьбу обитателей крепости, отдавать приказы Ивану Игнатьевичу и вызывать к себе с докладом урядника. Василиса Егоровна не видит никакой разницы между домашними делами и службой, своего мужа она считает немного слабохарактерным, поэтому уверена, что должна и хозяйство и управление крепостью держать под своим контролем. По сравнению с супругом у Василисы Егоровны железная воля и сильный характер, но она лишена деспотичности и никому не причиняет ни зла, ни страданий.

Кадр из фильма “Капитанская дочка”. 1958

Никто в крепости не тяготится ее правлением. Ее суровость не имеет ничего общего с жестокостью или несправедливостью. Показательна в этом смысле сцена наказания ею Швабрина и Гринева, после того, как она узнает о дуэли. Вначале она приказывает им сдать шпаги и повелевает посадить их на хлеб и воду. Но постепенно успокаивается и в конце сцены заставляет противников помириться и поцеловаться. Наивная Василиса Егоровна искренне верит, что сердца молодых людей освободились от злобы, благодаря ее участию. И каково же ее удивление, когда она узнает, что Швабрин и Гринев все так же продолжают ненавидеть друг друга и полны мыслей о мести. С точки зрения ее собственного мировоззрения это совершенно противоестественно.

Преданность Василисы Егоровны

Характер героини наиболее ярко раскрывается во время окружения и взятия крепости Пугачевым. Она соглашается с супругом, когда тот предлагает в целях безопасности отправить Машу в Оренбург, но наотрез отказывается расставаться с ним: «А меня и во сне не проси, не поеду, – говорит она, – нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать». Ее единственное желание – разделить с мужем остаток жизни и, если понадобится – пожертвовать собой. Она до последнего остается в крепости и, насколько это возможно, сопротивляется врагу. После ареста Ивана Кузьмича она, несмотря на опасность ситуации, продолжает оставаться рядом с мужем. Пугачев приговаривает Ивана Кузьмича к казни через повешение, и смерть любимого супруга означает для Василисы Егоровны конец ее собственной жизни. «Злодеи, – кричит она в исступлении, увидев мужа на виселице, – что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника».

Кадр из фильма “Капитанская дочка”. 1958

Слова «вместе жить, вместе и умирать» становятся для этой героини пророческими. Василиса Егоровна погибает от сабли одного из разбойников Пугачева на том же месте, где казнен Иван Кузьмич. До самого конца она не боится смерти, потому что ее сердце согревает любовь к супругу. Эта любовь неотделима в ней от ненависти к врагу и от смелости и выносливости закаленного в трудностях походной жизни, человека.

Роль героя в произведении

В образе Василисы Егоровны А.С. Пушкин отобразил черты обычной русской женщины, хранительницы очага, верной подруги и прекрасной матери. Автор показал читателю сильную духом, самоотверженную, способную на принятие решений личность, не лишенную женской хитринки, любознательности и смекалки. Ее мужество проявляется даже перед самой смертью, когда она в лицо бросает Пугачеву, что он беглый каторжник, а его солдаты – злодеи. Возможно, отвага этой женщины и послужила примером Петру Гриневу, который, уже стоя на эшафоте, отказался присягнуть самозванцу Пугачеву.

Литература

  1. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1977.
  2. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 1978
  3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. – Л.: Худ. Литература, 1977
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Н. Черняев. «Капитанская дочка» Пушкина. Историко-критический этюд

Ирина Зарицкая | Просмотров: 4k

Капитанская дочка характеристика Василисы Егоровны

Личность, внешность героини

Личность, внешность героини

Василиса Егоровна из «Капитанской дочки» — пожилая женщина, отличающаяся любопытством и желанием всегда быть в курсе любых дел. Ее называют капитаншей, так как она обладает дерзким характером и знатной рассудительностью. Героиня является женой коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича. Пользуется комендантша уважением не только за умение руководить людьми, но и за хорошее воспитание дочки Марии.

Образ капитанши сформировался из-за волевого характера персонажа. Василиса Егоровна в собственные руки взяла управление крепостью. Сильная духом женщина отличается острым умом, смелостью, стойкостью, умением переносить любые тяготы.

Александр Сергеевич Пушкин дает следующую внешнюю характеристику Василисе Егоровне:

  • отсутствие помпезности и напыщенности;
  • одевается просто, как крепостные, на ней нередко можно увидеть телогрейку и теплый платок без особых изысков;
  • старушка с добрым взглядом.

Внешне автор мало описывает комендантшу. Он больше дает ей поведенческую и личностную характеристику, раскрывающую старушку, как великодушную, мужественную, отчаянную хозяйку.

Поведение и характер капитанши

Поведение и характер капитанши

Социальный статус никак не отразился на Василисе Мироновой. Она была живой, активной и добродушной, легкой на подъем и невероятно разговорчивой. Стоило ей завидеть что-то интересное, завести беседу, она начинает произносить пословицы, присказки и поговорки. Любимой фразой комендантши была «прошу любить и жаловать».

Старушка души не чаяла в муже, уважала, почитала супруга. При этом именно ее называли главой семьи. Ей было чуждо разделение домашних и служебных дел. Все хозяйство, как крепостные задачи лежали на хрупких женских плечах. По сравнению с Иваном Кузьмичом она обладает волевым, но не деспотичным или тираничным характером. Писатель дает следующее поведенческое описание героине:

  • не принуждает домочадцев в своей власти;
  • дарит любовь и поддержку окружающим;
  • не стремится к получению радостей жизни и всех благ;
  • ей не нужно иметь в подчинении много крепостных (на семью Мироновых работает только одна девка Палашка);
  • не обладает повышенным честолюбием;
  • увлекается гаданиями на картах;
  • радушная хозяйка, завязывающая дружеские отношения с главным героем рассказа Петром Андреевичем Гриневым;
  • надежная супруга, умеющая великолепно вести хозяйство.

Рассказывать о достоинствах капитанши можно бесконечно. Женщина является выходцем из народа, что и отражается на ее поведении, умении сохранять достоинство, сдержанность, близость к рабочему классу. Она любит свою семью и становится литературным воплощением идеальной жены.Прототипом персонажа явно послужил сильный человек, которого можно сравнить с героем смутного времени.

Судьба Василисы Мироновой

Судьба Василисы Мироновой

Благочестивые и праведные качества героини раскрываются после прихода в Белогорскую крепость Пугачева. За этим событием следует арест Ивана Кузьмича. Василиса Миронова настолько самозабвенно любила мужа, что не могла оставить его в беде. Какой бы ни была ситуация, она проявляет невероятную смелость, отчаянность, благородство, отверженность, преданность и верность избраннику.

Мужа Мироновой ждет смерть, так как его приговаривают к казни. Женщина готова разделить с супругом последние минуты жизни и даже пожертвовать собой. До последнего она не покидала крепостные стены, боролась за правду и не желала сдаваться врагам. Тому способствовали ее убеждения, озвученные в цитате «вместе жить и умирать». Она понимала, что, будучи уже старым человеком, негоже расставаться с любимым и уезжать на чужбину. Слова Василисы становятся роковыми для семьи Мироновых.

Комендантшу ожидает ужасная участь — после казни главы семейства ее силой казаки вытаскивают растрепанную и раздетую на улицу. Она смогла принять свою судьбу с достоинством, не умоляя о пощаде. Единственной просьбой старушки перед смертью стало прошение увидеться напоследок с истерзанным мужем. На этом же месте погибла Василиса Егоровна от оголенного холодного оружия казака. Обидчики могли и не лишить жизни старушку, у нее была возможность сбежать, но та решила остаться подле супруга. Понять подобное поведение и самоотверженность способны только отважные люди с широкой душой.

Говоря простыми словами, автор хотел создать собирательный образ, вобравший в себя все черты русской женщины, которая и коня сможет на скаку остановить, и в избу горящую войти, и постичь силу любви.

Еще материалы по повести А.C. Пушкина «Капитанская дочка»:

  • 6 глава романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — анализ, краткое содержание и смысл названия
  • Сочинение на тему: «Формирование характера Петра Гринева»
  • История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Рецензия на роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — мнения и отзывы о произведении
  • Композиция повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — особенности, идея и место эпизода
  • Критика о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 
  • Гринев и Пугачев — история отношений героев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Сон Петра Гринева — анализ эпизода
  • Дуэль Гринёва и Швабрина — анализ эпизода
  • Белогорская крепость в жизни Петра Гринева
  • Сочинение на тему: «Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина»
  • Савельич — характеристика образа в повести
  • Алексей Швабрин и Петр Гринев — сравнительная характеристика героев
  • Характеристика семьи Мироновых
  • Образ Пугачева в повести

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Василиса Егоровна Миронова в романе Капитанская дочка

Казалось бы, крепостью управляет комендант Иван Кузьмич, но только номинально. На самом деле мы видим как бразды правления Белгородской крепостью тайно располагаются в руках Василисы Егоровны Мироновой, которая обладает своеобразной властью над собственным супругом.

Она совсем не деспот и не тиран в ее власти отсутствует принуждение, только любовь. Да и не сказать чтобы старшая Миронова как-то стремилась к радостям этого мира и получению благ. Этот факт легко прослеживается во всех деталях ее образа, начиная от скромной одежды (телогрейка и платок) и до наличия в подчинении только девки Палашки и скромного приданого для Марии.

Эта женщина является выходцем из народа и поэтому сохраняет собственную сдержанность, близость к простым людям. Она не обладает повышенным честолюбием, но просто любит других людей, чистоту и простой досуг наподобие гадания на картах. При этом она великолепно ведет хозяйство, умеет быть нежной с супругом, в общем, воплощает в себе характеристики практически идеальной супруги.

Василиса Егоровна обладает внутренним достоинством и оно особенно проявляется в ее преклонном возрасте. Этот признак является довольно существенным, так как если человек проживает праведно, то и под завершение своего земного пути он сохраняет спокойствие и самообладание. Этого в героине с достатком и она не страшится пришедшего Пугачева, остается с супругом до самого финала и оставляет тело рядом с ним.

Такой выбор является глубоко нравственным и подчеркивает искренность чувств Мироновой к своему супругу. Она не обладала только напускной нежностью к своему супругу, но имела настоящие чувства, которые выражала как умела. Когда пришел черед, она не бежала из крепости, хотя имела такую возможность, но не имела для этого никакого смысла, ведь ее подлинная любовь была в крепости, в Иване Кузьмиче.

Пушкин рисует перед нами довольно простой, но при этом многогранный и положительный образ. Этот образ репрезентирует перед нами как бы своеобразный идеал, архетип русской женщины и он предлагается как бы в самой кульминации: преклонные лета (мудрость и опыт), начальственное положение (она как бы представляет все лучшие качества) и наличие полной преданности супругу.

Конечно, кончина Василисы Егоровны выглядит довольно печальной, но по ее стоическому поведению становится понятным – счастье такого человека не сломить никому.

Другие сочинения: ← Князь Верейский в романе Дубровский↑ ПушкинАлеко в поэме Цыганы →

Личность, внешность героини

Личность, внешность героини

Василиса Егоровна из «Капитанской дочки» — пожилая женщина, отличающаяся любопытством и желанием всегда быть в курсе любых дел. Ее называют капитаншей, так как она обладает дерзким характером и знатной рассудительностью. Героиня является женой коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича. Пользуется комендантша уважением не только за умение руководить людьми, но и за хорошее воспитание дочки Марии.

Образ капитанши сформировался из-за волевого характера персонажа. Василиса Егоровна в собственные руки взяла управление крепостью. Сильная духом женщина отличается острым умом, смелостью, стойкостью, умением переносить любые тяготы.

Александр Сергеевич Пушкин дает следующую внешнюю характеристику Василисе Егоровне:

  • отсутствие помпезности и напыщенности;
  • одевается просто, как крепостные, на ней нередко можно увидеть телогрейку и теплый платок без особых изысков;
  • старушка с добрым взглядом.

Внешне автор мало описывает комендантшу. Он больше дает ей поведенческую и личностную характеристику, раскрывающую старушку, как великодушную, мужественную, отчаянную хозяйку.

«Капитанская дочка»: сказка о тихой праведности Ч.2

фото: https://www.zastavki.biz

Такое жизнечувствие было, как заметил Трубецкой, присуще и русской сказке, только воплощалось там в отношении человека к животным: «Орел хочет, чтобы его любили, и за любовь расплачивается добром… человек связывался с тварью прочной связью взаимного сострадания и сорадования. В бесчисленных сказочных образах воспроизводится это душевное движение жалости, которое торжествует над животным эгоизмом», над ненавистью и враждой.

фото: xvid.ru

В быте, в главной сюжетной линии, в мироотношении повествователя тоже есть христианский дух — но Пушкин идет дальше. Его подлинным открытием (художественным и духовным одновременно) стало решение задачи, которая мучила многих великих русских писателей: создание положительного героя, который не выглядел бы ходульным и нравоучительно-надуманным. Над этой задачей бились, ею страдали и Гоголь, и Достоевский, не заметив, кажется, что она уже решена

в русской литературе. Решена тем единственным способом, которым, наверно, только и возможно изобразить христианский положительный тип: не возвеличивать его, не ставить в центр повествования, а показать всю незаметность,
естественность
его «жизни во Христе». Вспоминаются слова арх. Иоанна (Шаховского): «…Нас волнуют масштабы… Нам все хочется победного, рукоплескаемого, безмерного. А Небо благословляет все малое, немногословное, недостаточное».

Внимание читателя приковано к удивительным приключениям «сорванца» Гринева, к отчаянной дерзости бунтовщика Пугачева, к неизъяснимой прелести Маши Мироновой… Но абсолютно-положительная Маша, как мы говорили, пример книжного идеального героя, и даже милые детали вроде «пылающих от смущения ушей» не прибавляют этому образу жизненности. И Пушкин, похоже, идет на эту схематичность сознательно, ставя Машу на сказочное место «идеальной невесты». Автор словно отвлекает читателя на броский, яркий сказочный сюжет, который прикрывает тихое, незаметное и именно потому до конца подлинное христианство второстепенных героев — родителей Маши, этих смешных и карикатурных на первый взгляд старичков, которые, однако, на протяжении всего произведения ни разу не «сфальшивили» в своих словах и делах, и во всех областях своей жизни до конца исполнили свой христианский долг. Причем интересно, как верно изображает автор, в чем

заключается христианский долг отца семейства

и в чем — его супруги. Поприще мужчины — это, прежде всего, его общественное служение (ср. главу из «Домостроя», где указывается, о ком должен молиться муж в домашней молитве: «…о своем согрешении и о отпущении грехов, и о царе и царице, и о их чадех здравии, и о братии его, и о болярех, и о христолюбивом воинстве, о помощи на враги, и о плененных свободе, и о святительском, и священническом и иноческом чину, и о отцех духовных, и о болящих и в темницах заключенных, и за вся христианы» — это, по сути молитва за весь христианский мир

).

фото: xvid.ru

Поприще женщины — это ее семья

и люди, близкие ее семье, хранительницей и молитвенницей которой она выступает (из той же главы: «Жене тако ж молитися о своем согрешении, и о муже, и о чадех и о домочадцех, и о сродницех, и о отцех духовных»). В соответствии с этими, укорененными в веках православными представлениями о распределении ролей в семье, показан конец жизни капитана Миронова и его жены. В смерти Ивана Кузмича подчеркнута верность воинскому долгу: «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал (Пугачеву — Е.В.) твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»… через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух». Василиса Егоровна же идет на смерть потому, что хочет быть верной мужу до гробовой доски, то есть ведет себя как благочестивая и мужественная христианка: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать… Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила». Последние ее слова, полные любви и печали, обращены к погибшему мужу и похожи на надгробный плач, принятый на Руси: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!». Их подвиг оттеняется малодушием множества окружающих их людей: жители гарнизона и часть войска присягают самозванцу, и даже священник крепости, отец Герасим, хоть и со скорбным видом, но все-таки держит в руках крест, к которому прикладываются изменники. Столько людей проявили малодушие — а комендант и его супруга сохранили верность до конца.

Пушкин нашел, пожалуй, единственно верный путь для создания идеального героя — он не должен с самого начала изображаться как Герой, Красавец, поражать воображение читателя ослепительным блеском своих достоинств, вокруг него не должно строиться все повествование. Его верность христианским идеалам совсем не значит, что в своей повседневной жизни он не может выглядеть как обычный, ничем не примечательный, даже чудаковатый человек. Более того, он и должен быть таким — обычным, простым, в чем-то смешным и нелепым — иначе он не будет для читателя живым

. Сцена последнего родительского благословения Маши (выполнение Иваном Кузмичем и Василисой Егоровной христианского долга отца и матери) не обваливается в книжную назидательность и сентиментальность лишь потому, что до этого столько милого, смешного и совсем не героического было рассказано про двух старичков, и у читателя сохраняется ощущение подлинности этих героев: и тогда, в их обыденной жизни, и сейчас, когда перед лицом смерти они вдруг как-то незаметно и естественно возрасли в мучеников за правду Божию. Наверно, только в этом сочетании человеческой немощи и несуразности и преображающей их Божией силы и есть подлинная правда христианства, правда, которую почувствовал и сумел изобразить автор. «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…» — именно эту апостольскую мудрость таит в себе, как сокровище, пушкинская повесть.

фото:xvid.ru

Лишь маленькую подсказку о христианском смысле повести оставил Пушкин читателям в названии произведения. Оно означает, конечно, и то, что именно «добывание невесты» стало двигателем сюжета этого сказочного повествования. Но можно понять это название и по-другому. Не в самой Маше дело. Маша Миронова выросла идеальной христианкой благодаря своим родителям.

Последние наставления, которые дает ей отец звучат своего рода квинтэссенцией идей христианского воспитания: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет»; и далее Миронов указывает, что взять дочери в качестве образца благочестивого брака: «
Живите, как жили мы с Василисой Егоровной
».

Жизненный путь Гринева невозможно понять, не учитывая сказочных аллюзий повести. А вот в отношении Маши Мироновой реминисценции не играют решающей роли: она не непонятно откуда взявшаяся «сказочная невеста», она прежде всего — капитанская дочка

, дочка капитана, христианина и в жизни своей, и в смерти, воина, «за веру, Царя и отечество живот свой положившего». Именно в образах двух тихих праведников, капитана и его жены, — христианский смысл этой сказочной повести.

Использованы кадры фильма «Русский бунт», реж. А. Прошкин, 1999

Поведение и характер капитанши

Поведение и характер капитанши

Социальный статус никак не отразился на Василисе Мироновой. Она была живой, активной и добродушной, легкой на подъем и невероятно разговорчивой. Стоило ей завидеть что-то интересное, завести беседу, она начинает произносить пословицы, присказки и поговорки. Любимой фразой комендантши была «прошу любить и жаловать».

Старушка души не чаяла в муже, уважала, почитала супруга. При этом именно ее называли главой семьи. Ей было чуждо разделение домашних и служебных дел. Все хозяйство, как крепостные задачи лежали на хрупких женских плечах. По сравнению с Иваном Кузьмичом она обладает волевым, но не деспотичным или тираничным характером. Писатель дает следующее поведенческое описание героине:

  • не принуждает домочадцев в своей власти;
  • дарит любовь и поддержку окружающим;
  • не стремится к получению радостей жизни и всех благ;
  • ей не нужно иметь в подчинении много крепостных (на семью Мироновых работает только одна девка Палашка);
  • не обладает повышенным честолюбием;
  • увлекается гаданиями на картах;
  • радушная хозяйка, завязывающая дружеские отношения с главным героем рассказа Петром Андреевичем Гриневым;
  • надежная супруга, умеющая великолепно вести хозяйство.

Рассказывать о достоинствах капитанши можно бесконечно. Женщина является выходцем из народа, что и отражается на ее поведении, умении сохранять достоинство, сдержанность, близость к рабочему классу. Она любит свою семью и становится литературным воплощением идеальной жены.Прототипом персонажа явно послужил сильный человек, которого можно сравнить с героем смутного времени.

Личность, внешность героини

Личность, внешность героини

Василиса Егоровна из «Капитанской дочки» — пожилая женщина, отличающаяся любопытством и желанием всегда быть в курсе любых дел. Ее называют капитаншей, так как она обладает дерзким характером и знатной рассудительностью. Героиня является женой коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича. Пользуется комендантша уважением не только за умение руководить людьми, но и за хорошее воспитание дочки Марии.

Образ капитанши сформировался из-за волевого характера персонажа. Василиса Егоровна в собственные руки взяла управление крепостью. Сильная духом женщина отличается острым умом, смелостью, стойкостью, умением переносить любые тяготы.

Александр Сергеевич Пушкин дает следующую внешнюю характеристику Василисе Егоровне:

  • отсутствие помпезности и напыщенности;
  • одевается просто, как крепостные, на ней нередко можно увидеть телогрейку и теплый платок без особых изысков;
  • старушка с добрым взглядом.

Внешне автор мало описывает комендантшу. Он больше дает ей поведенческую и личностную характеристику, раскрывающую старушку, как великодушную, мужественную, отчаянную хозяйку.

какая характеристика у василисы егоровны в произвидении А. С. Пушкина «капитанская дочка»

Жена капитана Миронова, словоохотливая, неугомонная, пря­модушная и несколько грубоватая, но добрая и почтенная Ва­силиса Егоровна принадлежит к числу старинных людей, как и ее муж с Иваном Игнатьичем. Если разбирать ее поступки с современной точки зрения, или даже с точки зрения Военного Артикула Петра Великого, она окажется виновною в незаконном вмешательстве в служебные дела Ивана Кузьмича и в других проступках. Но у Василисы Егоровны была своя мораль и свое миросозерцание, и она им никогда не изменяла. Она была любящею и преданною, хотя, быть может, и несколько несносною, женой. «Да разве муж и жена не един дух и не одна плоть? » рассуждала она и на этом основании считала себя таким же комендантом крепости, каким был ее муж: выслушивала доклады урядника, творила суд и расправу между белогорскими обитателями, да­вала Ивану Игнатьичу разные поручения, сажала под арест провинившихся офицеров и даже заседала на военном со­вете. Она совершенно не понимала, что существует разница между ее хозяйственными делами и делами ее мужа и, пользуясь его безпечностью и мягкостью, держала в своих руках и те, и другие. Режим, заведенный Василисой Егоровной, носил патриархально-буколический характер, исполненный неотразимого комизма. Гринев познакомился с этим режимом при первом же посещении дома Мироновых. Сцена, в которой Василиса Егоровна делает распоряжение об отводе квартиры молодому офицеру, одна из самых комичных сцен «Капи­танской дочки» . «В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
— Максимыч! сказала ему капитанша», — отведи г. офицеру квартиру, да почище.

— Слушаю, Василиса Егоровна, отвечал урядник. Не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?

— Врешь, Максимыч, сказала капитанша, — у Полежаева и так тесно; он же мне кум и помнит, что мы его начальники. Отведи г. офицера.. .как ваше имя и отечество, мой батюшка?

— Петр Андреич.

— Отведи Петра Андреича к Семену Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород. Ну что, Мак­симыч, все ли благополучно?

— Все слава Богу, тихо отвечал казак, — только капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды.

— Иван Игнатьич! сказала капитанша кривому старику. Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи» .

В этом последнем изречении сказывается нравственная философия Василисы Егоровны. Ей совершенно чужд формаль­ный взгляд на вещи. Она твердо убеждена, что в каждой ссоре — грех пополам, как выражались в старину, ибо ви­новат виноватый (зачем затевал ссору?) , виноват и пра­вый (почему не уступил и «не покрыл дела гладостью»? ) Ка­рая Семена Кузова военным постоем, Василиса Егоровна тут же с полною откровенностью и с совершенным сознанием своей правоты громогласно объявляет, почему она это делает. Нечего и говорить, что правление капитанши никого не тяготило; о ее строгости можно судить по тому, как она на­казывает Гринева и Швабрина за дуэль. Сначала она отби­рает у них шпаги и требует от Ивана Кузьмича, чтоб он немедленно посадил их на хлеб, на воду, но потом мало-по-малу успокаивается и заставляет молодых людей поце­ловаться. Добрая старушка была очень удивлена, когда узнала, что Гринев и Швабрин, несмотря на вынужденное, чисто внешнее примирение, продолжали таить друг против друга чувство мести. Это чувство было ей совершенно незнакомо.

Василиса Егоровна — тип старого закала; по своей неустра­шимости она была достойною женой Ивана Кузьмича. Срод­нившись с его взглядами и привычками, она усвоила себе и его сознание служебного долга и его презрение к опасности и смерти.

— Да, слышь ты, говорит про нее Иван Кузьмич, — баба-то не робкого десятка.

Далее

здесь

otvet.mail.ru

Поведение и характер капитанши

Поведение и характер капитанши

Социальный статус никак не отразился на Василисе Мироновой. Она была живой, активной и добродушной, легкой на подъем и невероятно разговорчивой. Стоило ей завидеть что-то интересное, завести беседу, она начинает произносить пословицы, присказки и поговорки. Любимой фразой комендантши была «прошу любить и жаловать».

Старушка души не чаяла в муже, уважала, почитала супруга. При этом именно ее называли главой семьи. Ей было чуждо разделение домашних и служебных дел. Все хозяйство, как крепостные задачи лежали на хрупких женских плечах. По сравнению с Иваном Кузьмичом она обладает волевым, но не деспотичным или тираничным характером. Писатель дает следующее поведенческое описание героине:

  • не принуждает домочадцев в своей власти;
  • дарит любовь и поддержку окружающим;
  • не стремится к получению радостей жизни и всех благ;
  • ей не нужно иметь в подчинении много крепостных (на семью Мироновых работает только одна девка Палашка);
  • не обладает повышенным честолюбием;
  • увлекается гаданиями на картах;
  • радушная хозяйка, завязывающая дружеские отношения с главным героем рассказа Петром Андреевичем Гриневым;
  • надежная супруга, умеющая великолепно вести хозяйство.

Рассказывать о достоинствах капитанши можно бесконечно. Женщина является выходцем из народа, что и отражается на ее поведении, умении сохранять достоинство, сдержанность, близость к рабочему классу. Она любит свою семью и становится литературным воплощением идеальной жены.Прототипом персонажа явно послужил сильный человек, которого можно сравнить с героем смутного времени.

Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери (Капитанская дочка Пушкин)

Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой — жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.
С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым.

И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки…». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство.

До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости.

Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: «— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома «растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Так вместе они и погибли.

Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшественниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать ее, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».

Познакомившись с Гриневым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гриневым она рассказала последнему про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!» Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчету.

На дуэли со Швабриным Гринев был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринев признается ей в любви, после чего «она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринев не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как ее чувства по-прежнему были очень сильны.

После захвата крепости Пугачевым родители Маши были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, надеясь тем самым получить ее согласие выйти замуж за него. К счастью, ей удается отправить письмо Гриневу с просьбой об освобождении: «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь».

Гринев не оставил ее в трудную минуту и приехал вместе с Пугачевым. У Маши состоялся разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачев все понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю»: Маша видела перед собой человека, который был убийцей ее родителей, и, наряду с этим, ее избавителем. И вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом: «Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!» Они поехали к родителям Гринева, но в дороге случилось так, что Гринев был вынужден оставить свою любимую на время (воевал в другой крепости), а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринева хорошо приняли Машу: «Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью», они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринева арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной во всех несчастьях Гринева. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти».

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность». В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринева, и дама обещала помочь. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринева, сказав при этом: «Я в долгу перед дочерью капитана Миронова».

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки — простой русской девушки, трусливой по натуре, как говорила ее собственная мать, но нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.

www.allsoch.ru

       Последним творением А.С. Пушкина является повесть «Капитанская дочка». В произведении отражены самые важные темы, касающиеся исторической темы пугачевского восстания и, конечно же, темы любви, семейных отношений. Автор изображает перед нами абсолютно разные, ничем не похожие образы. Будь то Петр Гринев, Швабрин, Иван Кузьмич, Маша Миронова и так далее. Но мое внимание привлекла совсем иная героиня, Василиса Егоровна Миронова. Именно её образ я постараюсь раскрыть в своём сочинении.

       Начнём, пожалуй, с социального положения героини. Она является женой коменданта Белгородской крепости Ивана Кузьмича Миронова. Услышав это, вы, наверное, сразу представляете помпезную, напыщенную даму. Но на самом деле всё далеко не так. Будучи выходцем из простого русского народа, внешний вид Василисы Егоровны не соответствовал её положению. Вот какое описание даёт нам А.С. Пушкин: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки…». 

       Не только внешний облик, но и речевые особенности указывают на этот факт. Речь насыщена всевозможными пословицами и поговорками, присказками (например, «Прошу любить и жаловать» и так далее).

       Нельзя не упомянуть о том, что героиня очень сильно любила и почитала своего мужа, относилась к нему с глубоким уважением. Обращалась к нему по имени отчеству. Василиса Егоровна, безусловно, управляла Иваном Кузьмичом. Дела службы ничем не отличались для этой женщины от домашних, хозяйственных дел. Судя из всего этого, складывается образ сильной, волевой, мудрой женщины. Проворная, словоохотливая старушка вызывает у меня глубочайший интерес.

       О многом говорит приход Пугачёва в крепость. Такие качества характера, как самоотверженность, благородство, смелость, отчаянность, преданность и верность открываются перед читателем в образе комендантши, после того как арестовали её мужа. Василиса Егоровна готова разделить с супругом последнюю минуту жизни. Она упорно отказывается уехать из крепости, не желает так просто сдаваться. Это доказывает цитата из произведения: «…меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Эти слова оказались пророческими в судьбе семьи Мироновых. Повесив Ивана Кузьмича, казаки насильно вытащили из дома Василису Егоровну, которая была «растрепанной и раздетой донага». Героиня не посчитала достойным для себя просить пощады, а лишь громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». И под ударом сабли падает мертвой комендантша.

       Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что образ Василисы Егоровны Мироновой – это образ настоящей русской женщины, которая способна совершить поистине героический поступок.

«Разве муж и жена не един дух, не едина плоть?»

«Капитанская дочка», Василиса Егоровна

Действие, описанное в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», происходит в 1772-1775 годах, во время восстания Пу­гачёва. Хотя оно и не имело решающего значения для истории, можно всё же говорить о героях Пушкина как о подлинно вели­ких людях.

Попав на службу в Белогорскую крепость, главный герой повести Пётр Гринёв знакомится с сё обитателями. В первую очередь — это семья коменданта крепости капитана Ивана Кузьмича Миро­нова. Семья невелика, состоит всего из трёх человек: самого комен­данта, его супруги Василисы Егоровны и дочери Марьи Иванов­ны. Быт семьи налажен, моральные устои в ней крепки. Комендант комичен и простодушен, особыми заслугами не отличается, вот разве что ни гки умеет держать при сматывании их в клубок да обучает «солдатушек» бесполезной для них строевой науке.

Держа мужа под каблуком, всем в крепости заправляет Васи­лиса Егоровна, строгая, основательная, хитроумная, сумевшая ловко выведать у Ивана Игнатьевича тайну о пугачёвском восстании.

А вот и Марья Ивановна, «девушка лет осьмнадцати, кругло­лицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши», «благоразумная и чувствительная». С радушием прини­мает семья коменданта «барское дитя» — Петрушу Гринёва, став­шего впоследствии возлюбленным и спасителем их осиротевшей дочери.

Приближение опасности, которую из себя представляли мятеж­ники, изменяет образы героев. Василиса Егоровна не соглашается оставить мужа и спрятаться за каменными стенами Оренбурга. Понимая бесполезность своих действий, Иван Кузьмич все же не сдаётся победителям, а отстреливается из пушки, пытается поднять своих «солдатушек», нанести хоть какой-нибудь удар по врагу. Истекая кровью, он отказывается признать царём вора и самозванца и с достоинством принимает смерть. Бедная Василиса Егоровна тоже погибает, но перед смертью успевает назвать Пугачёва «бег­лым каторжником». Понятие чести и долга у супругов Мироно­вых превыше всего, на таких людей всегда можно положиться. «Старинные люди», патриархальные, чистые, заслуживают уваже­ния и преклонения.

Внешне слабая, застенчивая. Маша проявляет силу духа, стой­кость, отказав Швабрину в его домогательствах, хранит верность возлюбленному Петруше. Её пугает не возможная смерть, а ужас насилия, которое может свершиться. Машина любовь чиста и глу­бока. И когда её любимого человека арестовали, она, простая про­винциальная девушка, доходит до самой императрицы, стремясь спасти Петрушу от угрожающей опасности, до конца отстаивает свою любовь. Это её принципы, ими она никогда не поступится. Способность идти во имя любимого на жертву, даже если его ожидает ссылка и лишение всех прав, — главное, что есть в нату­ре русских женщин и в Маше Мироновой.

Важнейшая проблема нравственности — проблема чести и дол­га. Семья капитана Миронова выполнила свой моральный долг.

< Предыдущая   Следующая >

  • Имя скот на английском как пишется
  • Имя сестры щелкунчика в сказке щелкунчик
  • Имя семен на английском языке как пишется
  • Имя саша на английском языке как пишется
  • Имя саид на арабском как пишется