Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №93»
Урок по литературному чтению «Хитрый шакал»
(УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Составила:
учитель нач. классов,
Гурьянова Н.И.
Новокузнецкий городской округ
Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…»)
Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр – сказка).
Задачи: 1) образовательная:
— продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого);
— выявить особенности сказок как литературного жанра;
— учить понимать эмоциональный настрой произведения;
— учить умению оценивать поступки героев;
2) развивающая:
— развивать умение самостоятельно работать с текстом;
— развивать читательское умение предопределять содержание;
— развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
— формировать представление об Индии;
— развивать эмоциональность, артистичность;
3) воспитательная:
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
— воспитывать интерес к чтению;
— уважать другие народы;
— создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Основные понятия, формируемые на уроке: лента времени, просто древняя, менее древняя и бродячая сказки, справедливость
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (авторы : Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская), компьютер, колонки, медиатека, ватман, фломастеры, маски, ладошки для рефлексии, проект дома.
Ход урока
- Мотивационный этап
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время, ребята, не теряем
И работать начинаем.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
— Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
— Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для лёгких, голоса и языка, чтобы подготовиться к выразительному чтению.
1. Задуйте свечу.
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.
— А теперь представьте, что на руке стоят две свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните двумя порциями, задувая каждую свечку.
— Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2. В цветочном магазине.
— Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
3. Медвежата.
— Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать.
— Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]и [м`]. « Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам».
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!
- Целеполагание
- Нацеливание
Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По классу ходят…
Звучит клип «Сказки гуляют по свету»
— Итак, какова наша главная цель урока, ребята?
— Я предлагаю вам сегодня следующие задачи:
- вспомнить (все самое главное)
- научиться (новому)
- применить (свои знания)
- продемонстрировать (себя с самой лучшей стороны).
- Структура сказок
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА УРОКА – ВСПОМНИТЬ ВСЁ САМОЕ ГЛАВНОЕ
— А что такое сказка? (вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом)
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.
Построение дома сказок на плакате (выбери нужное)
— Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня будем строителями и попробуем построить дом сказок(фундамент, дом, крыша)
— Вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).
— Действия, которые происходят в сказке, называем… (Развитием событий)
— Ну и чтобы дом был завершён, осталось поставить только крышу. Как в сказках называем последнюю часть? (Концовка).
- Классификация сказок (Составление кластера).
– Вспомните, на какие группы делятся сказки по способу их создания, по содержанию, по времени написания. Результаты оформим в виде кластера.
– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)
- Признаки древних сказок (работа в группах: 1гр. – самые древние, 2гр. – просто древние, 3 гр. – менее древние).
1гр. — самые древние (задание для первой группы учащихся) сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
2гр. — просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.
3 гр. — менее древние (задание для третьей пары учащихся) сказки учат человека быть добрым и справедливым.
Проверка – Слайд 4.
Вместе — бродячие сказки (фронтально).
Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к первичному восприятию
ВТОРАЯ ЗАДАЧА УРОКА – НАУЧИТЬСЯ НОВОМУ
1.Нацеливание.
Уже давно идёт урок.
И говорить о сказке
Все в класс приглашены.
– Ребята, какой жанр напомнили вам строки, которые я сейчас произнесла? (Японские стихи хокку.)
— Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара.
— Ребята, сказки каких народов вы уже читали?
2. Биография сказки.
— Откройте учебник на с.89 и прочитайте, откуда пришла сказка сегодня к нам на урок?
— А гостья сейчас расскажет нам немного об этой стране (доклад +географическая карта)
3. Составление обложки произведения
— Составьте, пожалуйста, обложку этого произведения+ рассмотрите иллюстрации (название, кто написал, о чем сказка, тема сказки).
— Применяем те знания, которые повторили: сказка – народная, о животных, просто древняя или менее древняя?
— Строим предположения:
А. Кто герои сказки? (рассмотрите иллюстрации)
Б. Кто из них главнее? Как догадались? (тигр более крупный на иллюстрации).
В. О чём будет сказка?
Г. Значит, сказка просто древняя по времени создания?
- Физминутка «Делай как я!»
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку,
Повернитесь вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И затем вы наклонитесь!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
- Работа с информацией, построение выхода из затруднения.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА УРОКА – ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
1.Первичное восприятие сказки
— Сейчас первую часть сказки «Хитрый шакал» прочитает вам мастер слова, а вы внимательно следите по учебнику и проверяйте, все ли в сказке моменты совпадают?
— И обязательно помечайте непонятные слова и выражения.
2.Проверка первичного восприятия сказки
— Совпадает ли прочитанная часть сказки с вашей в учебнике? Почему?
— Какие непонятные слова и выражения вам встретились? (красная ладошка).
— Понравилась ли вам первая часть сказки, которую вы сейчас прослушали?
— Какие чувства кипели в ваших сердцах?
3. Составление кластера по данной сказке (с доказательством).
- Аналитический. Самостоятельная работа, самопроверка.
1. Анализ 1 части
— Назовите главных героев прочитанной части сказки?
— Какие герои занимают промежуточное место в сказке? (нейтральные герои)
— Какое магическое число появляется в сказке?
— Что хотят выяснить главные герои в сказке?
— А что такое справедливость?
— Кого встречают герои на своём пути?
— Что они им отвечают? Найдите и зачитайте.
2. Чтение по ролям отрывков
— Ребята, давайте, прочитаем по ролям диалог путника и тигра.
— Что нам поможет правильно прочесть слова каждого героя? (интонация и выразительность)
— А кто нам поможет выразительно прочитать этот диалог? (автор)
— Сколько учащихся понадобится для прочтения этого диалога? Почему?
3.Работа над развитием речи и творческих способностей учащихся (маски)
Игра «Журналисты» (дети задают вопросы главным героям сказки).
4. Игра «Дофантазируй» (работа в группах)
1 группа: Как бы вы изменили сюжет сказки, чтобы путник не оказался в такой ситуации выбора, как сейчас?
2 группа: Ребята, попробуйте дофантазировать оставшуюся часть сказки так, чтобы она стала менее древней.
3 группа: Какие пословицы и поговорки будут подходить к этой части сказки? Почему? (выбирают нужные пословицы о доброте и справедливости)
Труд кормит, а лень портит.
Злая мысль самому навредит.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Сделал добро, а получилось зло.
Кончил дело – гуляй смело.
Порядок бережёт время.
- Включение «открытия» в систему знаний. Рефлексивный
1. Итог урока.
— Сказку какого народа сегодня начали читать?
— Сказка авторская или народная? Почему?
— Назовите главных героев сказки?
— Что нового узнали на уроке? Чему научились?
2.
— «Злой не верит, что есть добрые люди» — это одно из высказываний вами выбранных.
— Доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!
— И давайте начнём прямо сегодня?!
— Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)
— Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)
— А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.
Под музыку дети дарят друг другу и гостям сердечки
— А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
2.Рефлексия (ладошки)
— Ну, а сейчас, ребята, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.
— Перед вами ладошки красного и зелёного цвета:
А. Кто сегодня слушал и запоминал, ни минуты не терял — покажите ладошку зелёного цвета.
Б. Кто испытывал затруднения при работе, покажите ладошку красного цвета.
-Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!
3.Домашнее задание.
ЧЕТВЁРТАЯ ЗАДАЧА – ПРОЯВИТЬ СЕБЯ С ЛУЧШЕЙ СТОРОНЫ
А. Отметки. (ПРОЯВИЛИ себя с лучшей стороны…)
Б. Домашнее задание. Дочитать сказку до конца.
Спасибо за работу! Урок окончен.
— Тигр, почему ты попал в клетку?
— Тигр, почему ты такой свирепый?
— Путник, зачем вы расставляете капканы для животных?
— Тигр, почему ты не веришь в то, что есть справедливость на земле?
-Тигр, поможет ли мне такое качество, как справедливость, в жизни?
— Попугай, почему удав съел твоих птенцов?
— Пальма, зачем кабан подрыл твои корни?
Приложение
Примерные вопросы к игре «Журналисты»:
- Здравствуйте! Я, … , из журнала « …», хочу обратиться с вопросом к Тигру: «Почему ты попал в клетку?». Заранее благодарен.
- Здравствуйте, меня зовут …., я из программы «…», у меня следующий вопрос к Тигру: скажите, пожалуйста, Тигр, почему Вы такой свирепый?» Спасибо.
- Здравствуйте! Меня зовут …., я из программы «…», у меня созрел вопрос к многоуважаемому Путнику: зачем вы, люди, расставляете капканы в лесах. Спасибо.
- Я из программы « …», зовут меня …. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице: Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.
- А я, Диана Максимовна, из программы «…», хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение , ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?» Спасибо.
- Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала «…» и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).
- Здравствуйте, я, Елизавета Николаевна, из программы «…», хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
- Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы «…», хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.
Урок литературного чтения в 3Б классе.Индийская сказка»Хитрый шакал».
Урок литературного чтения в 3Б классе МБОУ»Гимназия №10 ЗМР РТ». (20132014 уч.год)
Учитель: Бурова Марина Валентиновна.
Тема: Индийская сказка «Хитрый шакал».
Цели:
1)Систематизировать знания учащихся о различных видах сказочных сюжетов (самой древней, просто древней, менее древней сказки, бродячих сказочных историях.)
2)Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения.
3)Развивать устную речь детей.
4)Провести анализ поступков главных героев сказки и на основе этого составить характеристику героев.
5)Воспитание доброты, сострадания.
Материалы к уроку:
Физическая карта, магнитофон с песнями «Белые снежинки» и «В мире много сказок», сборник индийских сказок «Тысяча и одна ночь», словарь Ожегова, компьютерная презентация, ноутбук, конверты у каждого (3 квадрата — красный, желтый, зеленый), карточки — человек, шакал, тигр, человек.
Ход урока:
1. Орг. момент.
-Ребята, у нас сегодня гости, давайте повернемся к ним и подарим свои улыбки!
-Повернулись ко мне, я предлагаю нам спеть нашу зимнюю песню для поднятия своего настроения и для наших уважаемых гостей. (поём песню «Белые снежинки» (2 куплета))
2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
Слайд №1- Индийская сказка «Хитрый шакал».
-Сегодня мы с вами продолжим работать над сказкой «Хитрый шакал» (звучит отрывок из песни «В мире много сказок»)
1-й ученик: В мир сказки
музыка нас позвала,
на чудеса настроить
нас смогла.
А кто герои сказки?
Попробуйте узнать,
Для этого скорее
Будем продолжать её изучать.
А что такое сказка? Слайд №2.Сказка-это повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
-Каждая сказка несёт в себе мудрый совет, имеет свою структуру и можно сделать определенный вывод. У сказки всегда есть начало, основная часть и конец. В конце урока мы постараемся сделать вывод из нашей прочитанной сказки.
3. Актуальность знаний.
— А сейчас давайте вспомним, что мы можем узнать из наших уже прочитанных сказок.
Слайд №3- самые древние сказочные истории.
2-й ученик: В самых древних сказочных историях объясняется всё самое важное — почему у животных именно такая внешность, почему они так себя ведут ,что, как и откуда в мире происходит.
Слайд №4- просто древние сказочные истории.
3-й ученик: Просто древние сказочные истории учат ценить не только силу, но и ум и хитрость.
Слайд №5 — бродячие сказочные истории.
4-й ученик: Бродячие сказочные истории рассказывают по-разному в любых уголках земного шара.
А что вы узнали , изучая тему сказок? («Добро побеждает зло»). Ребята, а сказка «Хитрый шакал» какой страны? (Индия). Давайте найдем Индию на карте. ( 1ученик показывают Индию на карте). Вы согласны? (да). Как вы считаете сказка «Хитрый шакал» какая по своему содержанию? (бродячая сказка и имеет черты самой древней сказки).
-А кто главные герои сказки?
Слайд №6- ТИГР, ШАКАЛ, ЧЕЛОВЕК.
5. Проверка домашнего задания.
У вас было домашнее задание: нарисовать любого героя из сказки. Пожалуйста, подходим к доске и показываем свои рисунки.
Кто нарисовал тигра? (вешают рисунки тигра).
Кто нарисовал шакала? (вешают рисунки шакала).
Кто нарисовал человека? (вешают рисунки человека).
Ребята, какие вы молодцы! Какие замечательные рисунки у вас получились.
А теперь поработаем над качествами наших героев. У вас на партах лежат карточки : 1 ряд — описывает тигра, 2 ряд- описывает шакала,3 ряд — описывает человека. Напишите качества каждому герою и расскажите об этом друг другу. (учащиеся выполняют работу , а в это время учитель проходит по рядам и наблюдает за выполнением работы ,-идет работа в парах).
Проверка выполнения задания.
А теперь давайте проверим как вы справились с этим заданием? От каждого ряда по 1 представителю. ( учащиеся зачитывают характеристики героев, а если есть дополнение –высказывают свое мнение).
Молодцы, вы справились с работой.
Мы с вами знаем, как умеют читать наши ученики и послушаем их позже, а сейчас давайте послушаем чтение сказки в исполнении профессионального чтеца Владимира Колесникова, а вы определите какая часть взята из этой сказки.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ В. КОЛЕСНИКОВА)
-Вам понравилось?
-А теперь посмотрим какой отрывок из сказки подготовили наши дети. ( сцена по тексту наизусть)
За автора- 1-й ученик
За тигра- 2-й ученик
За человека- 3-й ученик
Автор- 1-й ученик: Человек не успел сделать и шага, как тигр поймал его и прорычал:
Тигр- 2-й ученик: — Глупец! Сейчас я пообедаю тобой.
Человек- 3-й ученик: — «Я тебя спас от смерти, а ты меня хочешь съесть! Разве это справедливость ?»
Тигр- 2-й ученик: — Брось болтать о справедливости.
Автор- 2-й ученик: — Зарычал тигр.
Тигр -2-й ученик: — Никакой справедливости не земле нет.
Человек 3-й ученик: — Нет, справедливость есть. Можешь спросить об этом кого хочешь. Каждый тебе скажет, что справедливость есть.
-Молодцы. Вам понравилось выступление наших детей? (да.)
6. Работа по содержанию сказки.
А теперь поработаем по учебнику с.95. Давайте вместе найдем ответ на главный вопрос сказки. Как он звучит — прочитайте.
-Вообще индийские сказки учат быть добрым, благодарным и справедливым.
-Найдите в тексте 3 часть ( со слов ……«Ну что тебе не понятно»…..)
-Прочитайте дословно как назвал автор шакала? (глупцом, бестолковым)
-Давайте прочитаем эту часть вслух красиво, выразительно. Не забывайте о том, что когда вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух для окружающих, это значит всем должно быть интересно вас слушать. Помните о том, что оценивать других нужно объективно, т.е. справедливо. ( чтение по цепочке.)
7. Итог.
-Какой вывод можно сделать по этой сказке? ( И опять «Добро побеждает зло»). И если вы захотите прочитать побольше индийских сказок- то можете взять в нашей библиотеке этот сборник индийских сказок «Тысяча и одна ночь» (показ сборника).
Ребята, а в нашей жизни какие черты характера героев вы могли бы для себя взять? (честность, справедливость, рассудительность). Как нужно с людьми поступать? ( честно, всегда говорить правду). А как нельзя поступать? (нельзя обманывать людей)
8. Рефлексия учебной деятельности.
-Итак, ребята, понравился ли вам наш урок?
У вас на партах лежат конверты, в них у каждого по 3 квадрата — красный, желтый, зеленый. Давайте составим на доске итоговый коврик нашего урока: напоминаю, что зеленый квадрат обозначает что тебе все понравилось, желтый квадрат — есть вопросы, на которые бы ты захотел найти ответ, красный квадрат -тебе было трудно. ( дети подходят к доске по рядам и составляют свой коврик). Молодцы. Хорошо.
А теперь в конце урока послушайте полную версию чтения сказки »Хитрый шакал».
(включается презентация полного чтения сказки)
9.Домашнее задание.
Мы сегодня с вами хорошо поработали, вы молодцы. Домашнее задание будет такое — пересказать наиболее понравившийся вам отрывок из сказки.
10.Оценки за урок.
Всем спасибо.
Слайд №8- Спасибо за внимание!!!
Автор: Побережная Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: MБОУ ОСОШ№7
Населённый пункт: село Ольшанка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Тема урока: индийская народная сказка «Хитрый шакал»
Раздел: начальное образование
Этап
урока
Содержание этапа
Задачи этапа
Формы, методы
обучения
Примечания
1. Орг.
момент
2. Работа
с текстом
до чтения.
3.Работа с
текстом
во время
чтения.
Знакомство с детьми.
Урок литературного чтения — чудесный урок!
В нём много полезного в каждой из строк.
Стихотворение, сказка, басня, рассказ.
Мы учим их, а они учат нас.
Актуализация знаний
какой темой вы работали в этой четверти?
(«Сравнение»)
С произведениями какого жанра? (со сказками.) На какие группы можно
разделить все сказки? ( Выстраивание схемы на интерактивной доске)
авторские о животных
народные бытовые
волшебные
самые просто менее
древние древние древние
У вас на столах лежат карточки, посоветуйтесь и решите, к какому виду
сказок по времени создания относятся данные определения. Прикрепите
их к доске под группами . Проверка .
Антипация.
Сегодня мы знакомимся с новой сказкой. Откройте учебник на странице
….
Прочитайте название. К какому виду сказок может она принадлежать ?
Почему? (народная, о животных, просто древняя?)
Как можно проверить наши предположения? (прочитать, найти
подтверждение)
А) Первичное чтение текста
Личностные:
Эмоциональный
настрой, мотивация
Личностные умения:
— проявлять интерес
к героям
Познавательные
умения:
Худ. Слово
Диалог
Работа в парах
сотрудничество
сказки
Прослушивание аудиозаписи с прослеживанием по тексту в учебнике.
Зрительная гимнастика
— Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это
самостоятельно.
Б) Перечитывание текста
-Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)
— Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть
ли справедливость.)
— Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?
— Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша ближе к началу. Кто
из них прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос. (Правы и Миша,
и
Маша,
так
как
главные
слова
произносят
и
человек,
и
шакал:
«справедливость есть».)
Как вы понимаете, что такое справедливость?
Найдите определение в словаре.
Сходно ли оно с тем, что удалось
сформулировать нам? Важно ли обладать этим качеством человеку?
Физминутка
Подтвердились ли наши предположения об этой сказке?
— На сколько частей можно разделить сказку? (На две части.)
В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а
человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр
заключают договор.
— Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили
человек и тигр…»
-О чём говорится во второй части? (Герои обращаются к трём
встречным за помощью, и только третий из них – шакал – помог
человеку.)
— Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)
— О чём это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней
сказки.)
— Вам понравился шакал?
— Перечитайте вторую часть сказки и расскажите, как ему удалось
спасти человека?
— Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный,
бескорыстный, справедливый.)
— Какая его черта связана с просто древними сказочными историями?
— определять вид
сказки и
обосновывать своё
мнение;
— определять
признаки волшебной
сказки и
обосновывать своё
мнение.
Регулятивные
умения:
— работать с текстом
сказки, используя
алгоритм;
— выполнять
самопроверку или
взаимопроверку
учебного задания
4.Работа с
текстом
после
чтения.
5. Оценка.
6.Д/з
(Хитрость.)
— А какое его качество доказывает, что он герой менее древней
сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и
восстановить справедливость.)
— Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?
— Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ:
в этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его
выручает;
за благородный поступок героя хотят съесть;
возникает спор;
герои обращаются за помощью к третьему лицу;
спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова
попадает в ловушку.
— Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории. В сказках,
созданных разными народами, отражаются общие проблемы,
задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и
несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)
Рефлексия
Перед вами лежит прямоугольник . Разделите его способом сгибания на
2 равные части по горизонтали, а затем на столько частей, по сколько
героев в сказках, с которыми мы сегодня работали. (на 5). Запишите
парами героев сказок со схожими характерами из кубинской и индийской
сказок .
Сверьте свою таблицу с таблицей товарища по парте, таблицей соседа
сзади и впереди. Докажи свою точку зрения или согласись с товарищем.
Что мы доказали этой таблицей? (сказка «Хитрый шакал» бродячая
история )
Дайте полную характеристику сказки. Какова главная мысль сказки? Как
это может помочь в жизни?
(«Коврик настроений»:каждый ученик выбирает один из
предложенных ему цветных квадратов:
зелёный – ты всё понял, тебе всё удалось, всё
понравилось;
жёлтый – есть вопросы , на которые ты бы хотел найти
ответ;
красный – тебе было трудно.
Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)
Оценка и отметки за работу на уроке.
Стр 89-95 выраз. чт., по желанию придумать бродячую сказку с
героями-животными Донского края с помощью таблицы, составленной
на уроке.
сравнивать сказки по
разным основаниям
и оформлять
результат в таблице;
Технологическая карта урока литературного чтения 3класс индийская народная сказка «Хитрый шакал»
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе
Тема урока: индийская народная сказка «Хитрый шакал».
Цель:
Познакомить учащихся с индийской народной сказкой «Хитрый шакал».
Задачи
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— работать с текстом сказки, используя алгоритм;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
—
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать собственное мнение и позицию;
— излагать понятно для партнёра содержание произведения;
— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— согласовывать позиции и находить общее решение;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.