Индийская сказка о собаке кошке и обезьяне 3 класс пнш презентация

Урок литературного чтения

в 3 классе

Настрой на урок

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

На что похожи стихи?

Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали, и будем читать, также собраны со всего земного шара

Раздел №2

Постигаем секреты сравнения

Что мы будем сравнивать?

Проверка домашнего задания

Кк кнц брск сдлс

Прочитай

Днжд брск кнц вдл н лснй трпнк кск мс.

-М нхдк! – зкрчл брск.

-Нт, м! – зкрчл кнц.

  • Првй вдл!- рссрдлс брск.
  • Нт, тврдт кнц.

???????

Тема урока

О собаке, кошке и обезьяне

Задачи урока

Познакомиться…

Сравнить…

Воспитывать…

План работы над сказкой

словарная работа

прогнозирование

?????????

синквейн

план + пересказ

Информация об Индии

Евразия

Столица — Дели

Тадж-Махал

Самый известный и величественный мавзолей страны. Белоснежная огромная усыпальница шаха Джахана и его супруги.

Река Ганг

Самая крупная и протяженная река в Индии. Священная река для индуистов, место многочисленных ритуалов. По берегам построено множество городов и храмов.

Город Варанаси

Старейший город в Индии. Расположен на реке Ганг, служит местом паломничества множества местных жителей и приезжих.

Дворец Хава-Махал

Его второе название — Дворец Ветров. Пять этажей, около тысячи окон в кружевном каменном обрамлении.

Дворец озера Пикола

Прямо в центре водоема был построен дворец местного правителя. На водной глади расположился белокаменный восточный замок, богато украшенный резьбой.

Словарная работа

Каравай — ….

хлеб круглой формы

Словарная работа

Ниша — ….

углубление в стене

Прогнозирование

по названию

Чем закончилась история?

Тогда Обезьяна разломила каравай на две части — большую и маленькую, положила их на чашки весов и подняла весы. Чашка с большим куском опустилась, чашка с маленьким поднялась. Надо было их уравнять, и Обезьяна принялась отрывать по крошке от большого куска. Отщипнёт и в рот положит. И так она всё отщипывала да ела, пока чашка с этим куском не поднялась — второй кусок перетянул.

Чем закончилась история?

Тогда она стала понемножку отщипывать от второго — оторвёт крошку и в рот положит. И до тех пор всё отщипывала понемногу то от одного куска, то от другого, пока одна чашка весов совсем не опустела, а на другой остался лишь крошечный кусочек. Обезьяна взяла его, показала Собаке и Кошке и говорит: «Стоит ли, право, ссориться из-за такой мелочи! Чтобы никому не было обидно, я сама его съем».
И вот Обезьяна положила в рот последний кусочек и убежала. А Собака и Кошка остались ни с чем.

Домашнее задание

С. 78-79, чтение по ролям или пересказ

с элементами драматизации

Физминутка

Тонкие вопросы

Кто?

Что?
Когда?

Может….

Могли…

Как звали…

Было ли…

Верно ли…

Согласны ли …

Толстые вопросы

Дайте объяснение, почему …

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чём разница….

Предположите, что будет, если…

Что, если…

??????

Чем похожи 3 сказки?

Похожи ли герои? Сюжет сказки?

Почему эти сказки похожи?

??????

Если в сказках разных народов рассказываются слишком похожие истории, если у героев похожи характеры и сказки одинаково построены, значит это ………

сказочные истории.

бродячие

Пересказ сказки

1. Ссора из-за каравая

2. Спор собаки и кошки

План сказки

3. Обезьяна «поделила» каравай

Синквейн

обезьяна

Какая?

Какая?

Что делает?

Что делает?

Что делает?

Предложение про обезьяну!

синоним

обезьяна

любопытная

хитрая

слушает

делит

отщипывает

Делит каравай поровну!

обманщица

Итог урока

С какой сказкой работали?

Какой совет вы бы дали героям сказки?

Слайд 1Урок литературного чтения
в 3 классе

Урок литературного чтения в 3 классе


Слайд 2Настрой на урок
Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.
На что

похожи стихи?

Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали, и будем читать, также собраны со всего земного шара

Настрой на урокУж прозвенел звонок. Поговорить о сказке Все в класс приглашены.На что похожи стихи?Япония находится очень


Слайд 3Раздел №2
Постигаем секреты сравнения
Что мы будем сравнивать?

Раздел №2Постигаем секреты сравненияЧто мы будем сравнивать?


Слайд 4Проверка домашнего задания
Кк кнц брск сдлс

Проверка домашнего заданияКк кнц брск сдлс


Слайд 5Прочитай
Днжд брск кнц вдл н лснй трпнк кск

мс.
-М нхдк! – зкрчл брск.
-Нт, м! – зкрчл кнц.
Првй вдл!- рссрдлс брск.
Нт, тврдт кнц.

Прочитай   Днжд брск кнц вдл н лснй трпнк кск мс.-М нхдк! – зкрчл брск.-Нт, м!


Слайд 7Тема урока
О собаке, кошке и обезьяне

Тема урокаО собаке, кошке и обезьяне


Слайд 8Задачи урока
Познакомиться…
Сравнить…
Воспитывать…

Задачи урокаПознакомиться…Сравнить…Воспитывать…


Слайд 9План работы над сказкой
словарная работа
прогнозирование
?????????
синквейн
план + пересказ
Информация об Индии

План работы над сказкойсловарная работапрогнозирование?????????синквейнплан + пересказИнформация об Индии


Слайд 12Тадж-Махал
Самый известный и величественный мавзолей страны. Белоснежная огромная усыпальница шаха Джахана и

его супруги.

Тадж-МахалСамый известный и величественный мавзолей страны. Белоснежная огромная усыпальница шаха Джахана и его супруги.


Слайд 13 Река Ганг
Самая крупная и протяженная река в Индии.

Священная река для индуистов, место многочисленных ритуалов. По берегам построено множество городов и храмов.

Река Ганг  Самая крупная и протяженная река в Индии. Священная река для индуистов, место многочисленных


Слайд 14Город Варанаси
Старейший город в Индии. Расположен на реке Ганг,

служит местом паломничества множества местных жителей и приезжих.

Город Варанаси  Старейший город в Индии. Расположен на реке Ганг, служит местом паломничества множества местных жителей


Слайд 15Дворец Хава-Махал
Его второе название — Дворец Ветров. Пять этажей,

около тысячи окон в кружевном каменном обрамлении.

Дворец Хава-Махал  Его второе название — Дворец Ветров. Пять этажей, около тысячи окон в кружевном каменном


Слайд 16Дворец озера Пикола
Прямо в центре водоема был построен дворец

местного правителя. На водной глади расположился белокаменный восточный замок, богато украшенный резьбой.

Дворец озера Пикола  Прямо в центре водоема был построен дворец местного правителя. На водной глади расположился


Слайд 17Словарная работа
Каравай — ….
хлеб круглой формы

Словарная работаКаравай - ….хлеб круглой формы


Слайд 18Словарная работа
Ниша — ….
углубление в стене

Словарная работаНиша - ….углубление в стене


Слайд 20Чем закончилась история?
Тогда Обезьяна разломила каравай на две

части — большую и маленькую, положила их на чашки весов и подняла весы. Чашка с большим куском опустилась, чашка с маленьким поднялась. Надо было их уравнять, и Обезьяна принялась отрывать по крошке от большого куска. Отщипнёт и в рот положит. И так она всё отщипывала да ела, пока чашка с этим куском не поднялась — второй кусок перетянул.

Чем закончилась история?   Тогда Обезьяна разломила каравай на две части — большую и маленькую, положила


Слайд 21Чем закончилась история?
Тогда она стала понемножку отщипывать от второго

— оторвёт крошку и в рот положит. И до тех пор всё отщипывала понемногу то от одного куска, то от другого, пока одна чашка весов совсем не опустела, а на другой остался лишь крошечный кусочек. Обезьяна взяла его, показала Собаке и Кошке и говорит: «Стоит ли, право, ссориться из-за такой мелочи! Чтобы никому не было обидно, я сама его съем».
И вот Обезьяна положила в рот последний кусочек и убежала. А Собака и Кошка остались ни с чем.

Чем закончилась история?  Тогда она стала понемножку отщипывать от второго — оторвёт крошку и в рот


Слайд 22Домашнее задание
С. 78-79, чтение по ролям или пересказ
с элементами драматизации

Домашнее заданиеС. 78-79, чтение по ролям или пересказ с элементами драматизации


Слайд 24Тонкие вопросы

Кто?
Что?
Когда?
Может….
Могли…
Как звали…
Было ли…
Верно ли…
Согласны ли …

Тонкие вопросыКто?Что? Когда?Может….Могли…Как звали…Было ли…Верно ли…Согласны ли …


Слайд 25Толстые вопросы

Дайте объяснение, почему …
Почему вы думаете…
Почему вы считаете…
В чём

разница….
Предположите, что будет, если…
Что, если…

Толстые вопросыДайте объяснение, почему …Почему вы думаете…Почему вы считаете… В чём разница….Предположите, что будет, если…Что, если…


Слайд 26??????
Чем похожи 3 сказки?
Похожи ли герои? Сюжет сказки?
Почему эти сказки похожи?

??????Чем похожи 3 сказки?Похожи ли герои? Сюжет сказки?Почему эти сказки похожи?


Слайд 27??????
Если в сказках разных народов рассказываются слишком похожие истории,

если у героев похожи характеры и сказки одинаково построены, значит это ………
сказочные истории.

бродячие

??????  Если в сказках разных народов рассказываются слишком похожие истории, если у героев похожи характеры и


Слайд 28Пересказ сказки
1. Ссора из-за каравая
2. Спор собаки и кошки
План сказки
3.

Обезьяна «поделила» каравай

Пересказ сказки1. Ссора из-за каравая2. Спор собаки и кошки План сказки3. Обезьяна «поделила» каравай


Слайд 29Синквейн
обезьяна
Какая?
Какая?
Что делает?
Что делает?
Что делает?
Предложение про обезьяну!
синоним

СинквейнобезьянаКакая?Какая?Что делает?Что делает?Что делает?Предложение про обезьяну!синоним


Слайд 30обезьяна
любопытная
хитрая
слушает
делит
отщипывает
Делит каравай поровну!
обманщица

обезьяналюбопытнаяхитраяслушаетделитотщипываетДелит каравай поровну!обманщица


Слайд 31Итог урока
С какой сказкой работали?
Какой совет вы бы дали героям сказки?

Итог урокаС какой сказкой работали?Какой совет вы бы дали героям сказки?


Слайд 1
Урок литературного чтения
в 3 классе

Урок литературного чтения в 3 классе


Слайд 2
Настрой на урок
Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.
На

что похожи стихи?

Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали, и будем читать, также собраны со всего земного шара
Настрой на урокУж прозвенел звонок. Поговорить о сказке Все в класс


Слайд 3
Раздел №2
Постигаем секреты сравнения
Что мы будем сравнивать?

Раздел №2Постигаем секреты сравненияЧто мы будем сравнивать?


Слайд 4
Проверка домашнего задания
Кк кнц брск сдлс

Проверка домашнего заданияКк кнц брск сдлс


Слайд 5
Прочитай
Днжд брск кнц вдл н лснй трпнк

кск мс.
-М нхдк! – зкрчл брск.
-Нт, м! – зкрчл кнц.
Првй вдл!- рссрдлс брск.
Нт, тврдт кнц.
Прочитай   Днжд брск кнц вдл н лснй трпнк кск


Слайд 6
???????

???????


Слайд 7
Тема урока
О собаке, кошке и обезьяне

Тема урокаО собаке, кошке и обезьяне


Слайд 8
Задачи урока
Познакомиться…
Сравнить…
Воспитывать…

Задачи урокаПознакомиться…Сравнить…Воспитывать…


Слайд 9
План работы над сказкой
словарная работа
прогнозирование
?????????
синквейн
план + пересказ
Информация об Индии

План работы над сказкойсловарная работапрогнозирование?????????синквейнплан + пересказИнформация об Индии


Слайд 10
Евразия

Евразия


Слайд 11
Столица — Дели

Столица - Дели


Слайд 12
Тадж-Махал
Самый известный и величественный мавзолей страны. Белоснежная огромная усыпальница шаха

Джахана и его супруги.
Тадж-МахалСамый известный и величественный мавзолей страны. Белоснежная огромная усыпальница шаха Джахана и его супруги.


Слайд 13
Река Ганг
Самая крупная и протяженная река в

Индии. Священная река для индуистов, место многочисленных ритуалов. По берегам построено множество городов и храмов.
Река Ганг  Самая крупная и протяженная река в Индии.


Слайд 14
Город Варанаси
Старейший город в Индии. Расположен на реке

Ганг, служит местом паломничества множества местных жителей и приезжих.
Город Варанаси  Старейший город в Индии. Расположен на реке Ганг,


Слайд 15
Дворец Хава-Махал
Его второе название — Дворец Ветров. Пять

этажей, около тысячи окон в кружевном каменном обрамлении.
Дворец Хава-Махал  Его второе название — Дворец Ветров. Пять этажей,


Слайд 16
Дворец озера Пикола
Прямо в центре водоема был построен

дворец местного правителя. На водной глади расположился белокаменный восточный замок, богато украшенный резьбой.
Дворец озера Пикола  Прямо в центре водоема был построен дворец


Слайд 17
Словарная работа
Каравай — ….
хлеб круглой формы

Словарная работаКаравай - ….хлеб круглой формы


Слайд 18
Словарная работа
Ниша — ….
углубление в стене

Словарная работаНиша - ….углубление в стене


Слайд 19
Прогнозирование
по названию

Прогнозирование по названию


Слайд 20
Чем закончилась история?
Тогда Обезьяна разломила каравай на

две части — большую и маленькую, положила их на чашки весов и подняла весы. Чашка с большим куском опустилась, чашка с маленьким поднялась. Надо было их уравнять, и Обезьяна принялась отрывать по крошке от большого куска. Отщипнёт и в рот положит. И так она всё отщипывала да ела, пока чашка с этим куском не поднялась — второй кусок перетянул.
Чем закончилась история?   Тогда Обезьяна разломила каравай на две


Слайд 21
Чем закончилась история?
Тогда она стала понемножку отщипывать от

второго — оторвёт крошку и в рот положит. И до тех пор всё отщипывала понемногу то от одного куска, то от другого, пока одна чашка весов совсем не опустела, а на другой остался лишь крошечный кусочек. Обезьяна взяла его, показала Собаке и Кошке и говорит: «Стоит ли, право, ссориться из-за такой мелочи! Чтобы никому не было обидно, я сама его съем».
И вот Обезьяна положила в рот последний кусочек и убежала. А Собака и Кошка остались ни с чем.
Чем закончилась история?  Тогда она стала понемножку отщипывать от второго


Слайд 22
Домашнее задание
С. 78-79, чтение по ролям или пересказ
с элементами

драматизации
Домашнее заданиеС. 78-79, чтение по ролям или пересказ с элементами драматизации


Слайд 23
Физминутка

Физминутка


Слайд 24
Тонкие вопросы

Кто?
Что?
Когда?
Может….
Могли…
Как звали…
Было ли…
Верно ли…
Согласны ли …

Тонкие вопросыКто?Что? Когда?Может….Могли…Как звали…Было ли…Верно ли…Согласны ли …


Слайд 25
Толстые вопросы

Дайте объяснение, почему …
Почему вы думаете…
Почему вы считаете…
В

чём разница….
Предположите, что будет, если…
Что, если…

Толстые вопросыДайте объяснение, почему …Почему вы думаете…Почему вы считаете… В чём разница….Предположите, что будет, если…Что, если…


Слайд 26
??????
Чем похожи 3 сказки?
Похожи ли герои? Сюжет сказки?
Почему эти сказки

похожи?
??????Чем похожи 3 сказки?Похожи ли герои? Сюжет сказки?Почему эти сказки похожи?


Слайд 27
??????
Если в сказках разных народов рассказываются слишком похожие

истории, если у героев похожи характеры и сказки одинаково построены, значит это ………
сказочные истории.

бродячие
??????  Если в сказках разных народов рассказываются слишком похожие истории,


Слайд 28
Пересказ сказки
1. Ссора из-за каравая
2. Спор собаки и кошки
План

сказки

3. Обезьяна «поделила» каравай
Пересказ сказки1. Ссора из-за каравая2. Спор собаки и кошки План сказки3. Обезьяна «поделила» каравай


Слайд 29
Синквейн
обезьяна
Какая?
Какая?
Что делает?
Что делает?
Что делает?
Предложение про обезьяну!
синоним

СинквейнобезьянаКакая?Какая?Что делает?Что делает?Что делает?Предложение про обезьяну!синоним


Слайд 30
обезьяна
любопытная
хитрая
слушает
делит
отщипывает
Делит каравай поровну!
обманщица

обезьяналюбопытнаяхитраяслушаетделитотщипываетДелит каравай поровну!обманщица


Слайд 31
Итог урока
С какой сказкой работали?
Какой совет вы бы дали героям

сказки?
Итог урокаС какой сказкой работали?Какой совет вы бы дали героям сказки?


Урок литературного чтения

3 класс

Тема:
Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба».

Цель
урока:

  •  систематизировать знания обучающихся о различных
    видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние
    сказки, а также бродячие сказочные истории);
  • учить анализировать название текста и его
    содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;
  • продолжить работу над формированием умений и
    навыков осознанного и выразительного чтения;
  • развивать устную речь детей.
  • познакомить учащихся с
    индийской народной сказкой «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыбка»;
  • воспитывать
    нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки
    художественного произведения.

Ход: 1.
Организационный момент.  

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

– Ребята, что напомнили вам строки,
которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.)

Япония находится очень далеко от нас,
но и сказки, которые мы читали, и будем читать, также собраны со всего земного
шара. Итак, я предлагаю вам сегодня: 

  • вспомнить (все самое главное)
  • применить (свои знания)
  • проявить (себя с самой лучшей стороны)

2. Подготовка к восприятию.  Постановка цели урока.

— Вспомните тему  очередного занятия клуба «Ключ и заря».
(«Постигаем секреты сравнения»)

-Что же мы сравниваем?  (Сказки разных народов мира)

— Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказочные
истории по временному периоду и по содержанию. ( Задание даётся каждой паре
составить кластер).

                                                           

                 

                                        

Вспомним признаки сказок..

— Посмотрите на экран.  Сказку, какого народа мы будем сегодня
читать?

3.
Работа по теме урока

а)
— Откройте учебник на стр. 78 и прочитайте название сказки.


Найдите в тексте слова, требующие обращение к толковому словарю. ( Ниша,
каравай)

б)
Чтение сказки


Предположите, что дальше будет делать обезьяна?


Откуда вы это знаете?  (встречали похожие сюжеты)


В каких сказках?

в)
—  Давайте выясним, чем похожи три сказки и в чём отличие?

«Два
медвежонка»

«Как барсук и куница
судились»

«О
собаке, кошке и обезьяне»

Количество
героев

Особенности
сюжета

Вывод

4.  Физкультминутка.

(Упражнение на релаксацию и внимание.)

– Если я буду называть глаголы, действия которых можно
делать на уроке – вы приседайте, если нельзяраспрямитесь и
сделайте хлопок над головой.

Читать,
писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать,
кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.

5.
Продолжение работы над сказкой.

а) — Посмотрите на карте, где находятся Венгрия,
Индия, Корея. Как вы думаете, почему у народов, которые живут далеко друг от
друга одинаковые сказки?


Послушайте, как это объясняют члены клуба. ( стр. 79)


Что вы узнали?


Как вы понимаете значение слова «бродячие»?


Дополните схему.

                                                           

                 

                                         

6.Работа
со сказкой «Золота я рыба»

7. Рефлексия.

«Коврик настроений»  (Каждый ученик выбирает один из трёх
предложенных ему цветных квадратиков:

— зелёный, ты всё понял, тебе всё
удалось, всё понравилось

— жёлтый, есть вопросы, на которые ты
хотел бы поискать и найти ответ

-красный, тебе было трудно.

(Квадратики прикрепляются на доску в
виде коврика)

8. Подведение итогов урока

Какую тему мы  изучаем?

С какими произведениями
познакомились?

Чему научили вас  эти сказки?

9. Домашнее задание: (сделать рисунок понравившейся вам сказки)

МОУ «Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 34»

Конспект урока литературного чтения

в 3 «В» классе

по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Индийская сказка «Золотая рыба»

Подготовила: Тупицына Елена Викторовна

учитель начальных классов

Тема: Индийская сказка « Золотая рыба»

Формы обучения:

  • фронтальная ,

  • групповая ( парная ),

  • индивидуальная.

Технологии обучения:

  • технология системно — деятельностного обучения,

  • личностно – ориентированное обучение,

  • информационно- коммуникативная технология.

Приемы обучения:

  • словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми;

выполнение заданий группой учащихся (с помощью карточек);

  • работа с учебником

  • выполнение самостоятельных заданий;

  • устный ответ у доски.

Цель урока: формировать у детей представление о бродячем сюжете

Задачи урока:

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

• в ходе сравнительного анализа сказок дети должны прийти к выводу: в бродячей сказочной истории похожи события, герои похожи по характеру, более того, есть сходство в построении сказок;

• выяснить причину этого сходства: сюжеты путешествуют по разным странам, их распространяют путешественники;

• добиться того, чтобы дети поняли: бродячие сказочные истории – это не что-то единичное, это закономерность;

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Пособия для урока: Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 3кл. 1 ч. (Программа «Перспективная начальная школа»).

Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, для индивидуальной работы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

— Посмотрите сколько у нас гостей. — — Поприветствуем их ,кивнув головой.

Чтение стихотворения.

— Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят

И внимательно глядят?

-Вы уже наверно обратили внимание на то, как мы сидим и догадались о том , как нам предстоит работать. сегодня на уроке.

— Давайте вспомним правила работы в группе.

Проверяют готовность к уроку.

Повторение правила работы в группе

2. Повторение пройденного

— Изучением какого раздела мы занимаемся? (Постигаем секреты сравнения).

— Какие произведения находятся в этом разделе? (Сказки народов мира).

— На какие группы можно разделить почитанные нами сказки?( Самые древние, просто древние, менее древние сказки, бродячие сказочные истории).

— Вспомним признаки каждой группы сказок. У вас на столах лежат карточки, с названиями сказок. Вам необходимо определить, что объясняют и чему учат эти сказки и соответственно какой группе сказок можно их отнести.

1 — ая группа: «Самые древние»

Примеры сказок: «Откуда пошли болезни и лекарства?», «Гиена и черепаха»…

(Эти сказки объясняли всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в Мире происходит; по построению – эта сказка цепочка).

Вывод: Это самые древние сказки.

 2- ая группа: «Просто древние»

Примеры сказок: «Два жадных медвежонка», «Как барсук и куница судились»…

(Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)

Вывод: Это просто древние сказки.

3 – я группа: «Менее древние»

Примеры сказок: «Черепаха, кролик и удав – маха», «Хитрый шакал»…

Эти сказки учат человека быть добрым и справедливым.

Вывод: Это менее древние сказки.

4 – ая группа: «Бродячие сказки»

Примеры сказок: «О собаке , кошке и обезьяне».

(В этих сказках добро побеждает зло. Они рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.)

Вывод: Это бродячие сказки.

Работа в группе . Каждый ученик оценивает свою работу в группе и показывает сигнал

3. Определение темы урока. Постановка целей урока.

— Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой.. Откройте учебник на с. 80 и узнайте сказку какого народа мы будем читать. (Индийская сказка)

— Какую индийскую сказку вы уже знаете? («О собаке, кошке и обезьяне»).

— А имеет ли название сказка, которую нам предстоит прочитать?

— Какую цель поставим сегодня на уроке? (Как называется сказка? Выяснить признаки сказки. К какой группе ее мы отнесем?)

4. Работа по теме урока

— Давайте познакомимся со сказкой и попробуем догадаться, как она называется.

— Все ли слова были понятны? Объясните их значение с помощью толкового словаря

-Вы уже догадались как называется эта сказка? (« Золотая рыба»).

— Проверьте себя , заглянув в содержание на с. 5.

— Вы можете предположить , что будет дальше?

— Сейчас мы снова поработаем в группах. У вас на столах лежит лист с изображением дерева. Это «Дерево предсказаний». Вам необходимо сейчас обсудить в группе продолжение сказки и ее возможное окончание. А затем свои предположения записать на ветвях дерева.

— Какие предположения у вас возникли?.

— Как мы это проверим? (Дочитаем сказку).

— Какие слова требуют обращения к толковому словарю? (Во­свояси, лачуга.)

— Найдите их значения.

— Какие предположения подтвердились ?

— Запишите аргументы на листиках тех ветвей, где предположения оправдались.

— Давайте узнаем , чем заканчивается эта сказка.

Где же вы уже встречали похожий сюжет? (В сказке А. Пуш­кина «Сказка о рыбаке и рыбке».)

— А Маша читала еще одну сказку с похожим сюжетом. Авто­ры ее — братья Гримм. Найдите на с. 83, как она называется.

— Чему же учит эта сказка?

(Учит не быть жадным, с благодарностью принимать подарки. Быть отзывчивым и бескорыстным.)

— В каких словах содержится главная ее мысль?

— К какому виду можно отнести эту сказку по главной мысли? (Просто древняя сказочная история.)

— Что еще вы можете сказать об этой сказке? (Это бродячая сказочная история.)

Дети по цепочке читают первую часть сказки на с. 80 – 81.

Учащиеся находят в словаре значение слов: «нынче», «ветхая

Учащиеся находят в содержании название сказки

Работа в группах

Дети по цепочке читают вторую часть сказки на с. 81—82.

Учащиеся находят в словаре значение слов:

«Во­свояси», «лачуга».

Учащиеся самостоятельно читают последнюю часть сказки на с. 82-83.

5. Динамическая пауза

Чтение стихотворения и выполнение упражнений.

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Читают стихотворение с учителем и выполняют упражнения.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Что общего у сказки сказки А. Пушкина и индийской сказки «Золотая рыба»? (Похожие сюжеты; похожие герои; сходное поведение героев; сходное построение самих сказок.) (Учащиеся получают листочки с изображением рыбки.)

Раскрасьте рыбку одним из трех цветов: если урок понра­вился — желтым, если что-то не очень понравилось — зеле­ным, если урок показался скучным и ничего не понрави­лось — красным

7. Домашнее задание

Пересказать сказку (учебник, с. 80—83).

Приложение 1

1 группа.

Примеры сказок: «Откуда пошли болезни и лекарства?», «Гиена и черепаха».

2 группа.

Примеры сказок: «Два жадных медвежонка», «Как барсук и куница судились».

3 группа.

Примеры сказок: «Черепаха, кролик и удав – маха», «Хитрый шакал».

4 группа.

Примеры сказок: «О собаке, кошке и обезьяне».

Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

3 класс

Тема: Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба».

Цель урока:

  • систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории);

  • учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;

  • продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

  • развивать устную речь детей.

  • познакомить учащихся с индийской народной сказкой «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыбка»;

  • воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

Ход: 1. Организационный момент.

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

— Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.)

Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали, и будем читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня:

  • вспомнить (все самое главное)

  • применить (свои знания)

  • проявить (себя с самой лучшей стороны)

2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.

— Вспомните тему очередного занятия клуба «Ключ и заря». («Постигаем секреты сравнения»)

-Что же мы сравниваем? (Сказки разных народов мира)

— Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию. ( Задание даётся каждой паре составить кластер).

Открытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на тему

Открытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на тему

Открытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на тему

Открытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на тему

— Вспомним признаки сказок..

— Посмотрите на экран. Сказку, какого народа мы будем сегодня читать?

3. Работа по теме урока

а) — Откройте учебник на стр. 78 и прочитайте название сказки.

— Найдите в тексте слова, требующие обращение к толковому словарю. ( Ниша, каравай)

б) Чтение сказки

— Предположите, что дальше будет делать обезьяна?

— Откуда вы это знаете? (встречали похожие сюжеты)

— В каких сказках?

в) — Давайте выясним, чем похожи три сказки и в чём отличие?

«Два медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

«О собаке, кошке и обезьяне»

Количество героев

Особенности сюжета

Вывод

4. Физкультминутка.

(Упражнение на релаксацию и внимание.)

— Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке — вы приседайте, если нельзя — распрямитесь и сделайте хлопок над головой.

Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.

5. Продолжение работы над сказкой.

а) — Посмотрите на карте, где находятся Венгрия, Индия, Корея. Как вы думаете, почему у народов, которые живут далеко друг от друга одинаковые сказки?

— Послушайте, как это объясняют члены клуба. ( стр. 79)

— Что вы узнали?

— Как вы понимаете значение слова «бродячие»?

— Дополните схему.

Открытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на тему

Открытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на тему

Открытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на тему

Открытый урок по литературному чтению на темуОткрытый урок по литературному чтению на тему

Открытый урок по литературному чтению на тему

6.Работа со сказкой «Золота я рыба»

7. Рефлексия.

«Коврик настроений» (Каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратиков:

— зелёный, ты всё понял, тебе всё удалось, всё понравилось

— жёлтый, есть вопросы, на которые ты хотел бы поискать и найти ответ

-красный, тебе было трудно.

(Квадратики прикрепляются на доску в виде коврика)

8. Подведение итогов урока

Какую тему мы изучаем?

С какими произведениями познакомились?

Чему научили вас эти сказки?

9. Домашнее задание: (сделать рисунок понравившейся вам сказки)

  • Индийская сказка два дерева
  • Индийская сказка глупая кошка
  • Индийская сказка арбуз читательский дневник
  • Индийская сказка арбуз главная мысль
  • Индийская народная сказка самая старая сказка