Художественные эпитеты в сказках Пушкина
В сказках Александра Сергеевича Пушкина применяется огромное количество самых разнообразных эпитетов. Они придают истории яркость, а также сближают их с русскими народными произведениями.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- белешенька земля
- гость желанный
- тяжелешенько вздохнула
- ломлива
- тихомолком расцветая
- румяней и белее
- черноброва
- мать брюхатая
- черной зависти
- глушь лесную
- светлой горнице
- с лежанкой изразцовой
- красная девица
- зеленого вина
- люблю сердечно
- пес проклятый
- наливное, молодое, золотое … яблочко
- жалко смотрит,
- грозно воет
- свежо, душисто, румяно-золотисто (про яблоко)
- алым губкам
- белы руки
- тиха, недвижна стала
- мертвою царевной
- горести душевной
- тиха, свежа лежала
- пустую гору
- поклон земной
- доброй вести
- красну солнцу
- теплою весной
- круглолицый, светлоокий (про месяц)
- месяц ясный
- ветер могуч
- ветер буйный
- речкой тихоструйной
- во тьме печальной
- изумленными глазами
- беседуя приятно
Сказка о царе Салтане
- крещеный мир
- тихонько заскрыпела
- красная девица
- пир честной
- царицей молодой
- честные гости
- кровать слоновой кости
- Государевой жене
- добра коня
- неведому зверюшку
- царева возвращенья
- законного решенья
- Допьяна поят
- суму пустую
- гонец хмельной
- Тайно бросить
- царску волю
- злую долю
- синем небе
- синем море
- горькая вдовица
- волна гульлива и вольна
- морские камни
- широком поле
- Дуб зеленый
- добрый ужин
- тугой лук
- снурок шелковый
- лук дубовый
- Тонку тросточку
- Стрелкой легкой
- дело лихо
- Клёв кровавый
- Гибель близкую
- могучий избавитель
- частыми зубцами
- белыми стенами
- святых монастырей
- Оглушительный трезвон
- Хор церковный
- колымагах золотых
- Пышный двор
- Княжей шапкой
- раздутых парусах
- знакомом острову
- Город новый златоглавый
- крепкою заставой
- Чорнобурыми лисами
- славного Салтана
- душой печальной
- бег дальный
- текучих вод
- Лебедь белая
- князь прекрасный
- день ненастный
- желанная страна
- грустной думой
- остров крутой, не привальный, не жилой
- пустой равниной
- дубок единый
- Чудный остров
- Подмигнув лукаво
- орешки не простые
- скорлупки золотые
- чистый изумруд
- Распроклятая мошка
- Чудо чудное
- двор широкий
- елкою высокой
- честном народе
- хрустальный дом
- донскими жеребцами
- путь далек
- Усмехнувшись исподтиха
- Море вздуется бурливо
- шумном беге
- красавцы удалые
- Великаны молодые
- молвить справедливо
- Гости умные
- витязи морские
- братья родные
- Славный город
- вод морских
- Тяжек воздух
- сама-то величава
- Старой бабушки
- Пораздумай путем
- душою страстной
- царевною прекрасной
- вздохнув глубоко
- белой груди
- милой матушке
- Дочь послушную
- иконой чудотворной
- главою покорной
- лазоревой дали
- Матушка родная
- княгиня молодая
- Незнакомой стороне
- веселый пир
Сказка о попе и о работнике его Балде
- Толоконный лоб
- рано поднялся
- Служителя не слишком дорогого
- служить славно, усердно, исправно
- вареную полбу
- русский авось
- поповом доме
- думает частенько
- срок близенько
- Ум догадлив, повадлив
- Верный работник
- оброк полный
- проклятое племя
- положенного срока
- великая помеха
- голодный котенок
- меньшего брата
- ближний лесок
- бесенок молоденек, слабенек
- берегу морскому
- братец любимый, родимый
- поглядывает боком
- Балдову победу
- сивая кобыла
- Бедненький бес
- Глупый бес
- Бедный поп
- приговаривал с укоризной
Сказка о рыбаке и рыбке
- синего моря
- ветхой землянке
- травой морскою
- непростою рыбкой, золотою
- Голосом человечьим
- Дорогой откуп
- ласковое слово
- великое чудо
- По-нашему говорила
- пуще старуха бранится
- кирпичною, беленою трубою
- дубовыми, тесовыми вороты
- черной крестьянкой
- столбовою дворянкой
- Не спокойно синее море
- Высокий терем
- собольей душегрейке
- Парчовая кичка
- золотые перстни
- красные сапожки
- усердные слуги
- вольною царицей
- целое царство
- поведут поневоле
- сидит она царицей
- царские палаты
- заморские вины
- пряником печатным
- грозная стража
- грозная царица
- взашеи затолкали
- старый невежа
- владычицей морскою
- черная буря
- сердитые волны
- проклятою бабой
- глубокое море
Сказка о золотом петушке
- тридевятом царстве
- тридесятом государстве
- славный царь
- был грозен он
- Наносил обиды смело
- ратных дел
- старого царя
- Страшный вред
- Многочисленную рать
- лихие гости
- Золотого петушка
- верный сторож
- всё мирно
- сидеть смирно
- силы бранной
- беды незваной
- высокой спицы
- Страшным шумом
- Им невмочь
- надгробного кургана
- высоких гор
- шелковый шатер
- безмолвии чудесном
- ущелье тесном
- Рать побитая
- страшная картина
- протоптанной траве
- кровавой мураве
- тяжким стоном
- Всяким яством
- парчовую кровать
- Покорясь безусловно
- силой ратной
- девицей молодой
- сарачинской шапке белой
- Весь поседелый
- Старый друг
- чин боярский
- конюшни царской
- Усмехнулся умильно
- легкий звон
- Добрым молодцам
«У лукоморья…»
- дуб зеленый
- Златая цепь
- кот ученый
- неведомых дорожках
- невиданных зверей
- курьих ножках
- брег песчаный и пустой
- видений полны
- витязей прекрасных
- вод ясных
- дядька морской
- грозного царя
- верно служит
- русский дух
Сказка о медведихе
- весенней теплою порою
- утренней белой зорюшки
- лесу дремучего
- бурая медведиха
- милыми детушками
- белой березою
- малых детушек
- глупых медвежатушек
- он догадлив
- сыру землю
- медвежия шуба
- медведя чернобурого
- брюхо белое
- Вдовца печального, горемычного
- Веселой игры
- большому боярину
- звери большие
- зверишки меньшие
- зубы закусливые
- глаза завистливые
- торговый гость
- жирный хвост
- Зайка беленький, серенький
-
Найдите в сказках А. Пушкина эпитеты и выпишите их в две колонки: художественные (индивидуально-авторские) и народно-поэтические.
-
Предмет:
Другие предметы
-
Автор:
аноним
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык5 минут назад
Помогите подставить правильно слова
-
Физика15 минут назад
Физика.Замкнутая и незамкнутая цепь.Источники тока.
-
Литература15 минут назад
Что такое предательство и как оно влияет на человека сочинение по рассказу тарас бульба
-
Русский язык20 минут назад
Приципиально это как?
-
Русский язык25 минут назад
Как будет правильно? «Один раз есть, неделю нет или недеЛя? Окончание? Типо человек один раз появляется и неделя нет.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра2 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20458
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Слайд 2
Цель проекта: 1. Проанализировать роль эпитетов в произведении А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» 2. Сгруппировать эпитеты по типу авторские и фольклорные. Задачи проекта: — Приобретение новых знаний в области средств художественной выразительности; — Совершенствование умений и навыков работы с текстами художественного стиля; — Размышлять над прочитанным, извлекая из него не только нравственные, но и языковые уроки.
Слайд 3
Эпитет это яркое образное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты – это не обязательно прилагательные, хотя с древнегреческого слово ἐπίθετον переводится именно так. Эпитет очень часто используется различными авторами в произведениях, стихотворениях, Следует, правда, помнить, что многие исследователи считают эпитетами только метафорические прилагательные.
Слайд 4
Каждый писатель рисует мир по-своему. Неповторима и та гамма цветов, которую использует. Главная роль в этом принадлежит эпитету — образному определению предмета. Наиболее распространены эпитеты со структурой объект+определение , выраженное разными частями речи. В роли определения часто выступает прилагательное : Но с одинаковым успехом и даже большей степенью художественной выразительности в роли эпитетов могут выступать и существительные, наречия , а также другие части речи.
Слайд 5
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Эпитет — это художественное определение, которое обозначает, индивидуальные качества предмета и вызывает в нашем воображении картину, образ этого предмета. Вместе с тем для эпитета характерна не только изобразительность, но и эмоциональность, потому что в нем выражены отношения, чувства автора к предмету. Основные требования, предъявляемые к эпитету: он должен быть простым, понятным, выразительным и не должен перегружать текст.
Слайд 6
Функция эпитета – образного поэтического определения – многообразна. Практически в каждом произведении А.С. Пушкина использует эпитет, который помогает читателю лучше увидеть изображаемый предмет, выразительней сделать ассоциацию. Эпитеты можно разделить на группы: — украшающие эпитеты (цветовой, метаморфический) – любые описательные характеристики; — постоянными (Фольклорный) — называют такие эпитеты, которые уже давно и прочно закрепились в сознании многих людей за —определенными словами. Много их в произведениях устного народного творчества, -фольклоре и сказках; — индивидуальные (Авторские).
Слайд 7
Поэт, восхищался народными образами, использует в своей поэме постоянные эпитеты. « Бурый волк» В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит… Простое житейское наблюдение, обращение к сказке, к басне, к былине, свидетельствуют о том, что волк всегда серый. «Бурый» же неизменно разъясняется словарями как «темно-коричневый с сероватым или красноватым оттенком» или как «темно-красноватый», что для волка, казалось бы, совершенно неестественно.
Слайд 8
Наш витязь с жадностью внимая Рассказы старца; ясны очи Дремотой лёгкой не смыкал… Повеселись , мой верный меч, Повеселись, мой конь ретивый! Но что сказал я? Где Руслан? Лежит он мёртвый в чистом поле. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один самый яркий эпитет, что подчёркивает близость его поэмы произведениям устного народного творчества.
Слайд 9
Авторские эпитеты — Обычный кот имеет в произведении эпитет ученый. Получается, что Пушкин с самого начала настраивает читателя на сказочный лад, заявляя, что историю ему рассказал сам «Кот ученый». Эпитет ученый — выученный, наученный чему-нибудь. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;
Слайд 10
Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином Автор нанизывает эпитеты друг на друга, задавая отрезку текста ритм. Доказывая следующими многочисленными из нее выписками: «пламенным челом», «в пустынной тишине», «свадьбы день ужасный», «седого колдуна», «радости младой» «угрюмый край», «томными глазами», «Людмилы нежной красоты», «воспаленного Руслана».
Слайд 11
Роль эпитетов в художественной речи: -Усиливают выразительность, образность языка произведения ; -Придают художественную, поэтическую яркость речи; -Обогащают содержание высказывания; -Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; -Создают живое представление о предмете; -Оценивают предмет или явление; -Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; -Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Слайд 12
В заключении — Ну хорошо,— скажете вы,— но зачем все это знать нам, не писателям и не поэтам?! — А не в ваших ли творческих работах (творческих!) полное отсутствие или крайняя бедность, стандартность, невыразительность именно эпитетов. Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще. Всё это подтверждает мысль Пушкина о том, что русскому языку нужно учиться у сказок.
Библиографическое описание:
Жесткова, Е. А. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина / Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 765-767. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14385/ (дата обращения: 10.01.2023).
В статье рассматриваются особенности функционирования эпитетов в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Ключевые слова: эпитет, типы эпитета, текст, метафоризация, художественная речь, художественное произведение.
The article deals with the peculiarities of the epithets of «The Tale of Tsar Saltan» A. S. Pushkin.
Keywords:epithet,t epithet types, text, metaphorization, art speech artwork.
Среди изобразительно-выразительных и образных средств русского языка эпитет занимает важное место. По употребительности данный троп наряду с метафорой и метонимией является наиболее употребительным.
Проблематике эпитета посвящено много исследований, в ней остается немало сложных вопросов. В основном это недостаточность изучения эмоционально — оценочного значения имен прилагательных, которые образуют эпитет. Соотношение эмоций и понятий остаётся непонятным на сегодняшний день. Важной проблемой является метафоризация прилагательных и соотношение метафорического и оценочного смыслов [8, с. 127].
Тема работы находится в русле современных филологических исследований. Вопросам функционирования эпитета в языке и художественной речи уделяли внимание такие известные лингвисты и литературоведы, как Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев, Э. В. Кузнецова, М. И. Фомина, Ф. И. Буслаев, А. П. Квятковский, Б. В. Томашевский, В. С. Непомнящий и другие.
Согласно грамматическому определению эпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее так или иначе какое-либо понятие. Эпитет при существительном выражается в основном именем прилагательным (пустынные леса, прохладный мрак), при глаголе и прилагательном (горячо любить — горячая любовь) [5, с.55].
Эпитет индивидуализирует явление, выделяет в нем признаки, которые кажутся писателю важными и значительными на основе его представления об этом явлении.
Эпитеты могут быть постоянными, то есть закрепленными за некоторыми словами или именами, например: Аполлон сребролукий — и тому подобное.
Поэты часто в своих произведениях употребляют метафорические эпитеты. Они отличаются от обыкновенных метафор тем, что в них присутствует элемент сопоставления [3, с.246].
А. Н. Веселовский называет первый род эпитета — тавтологический, напиример: солнце красное, белый свет и другие. Второй тип, по А. Н. Веселовскому, составляют пояснительные эпитеты, в основе которых лежит один из признаков:
1) считающийся существительным в предмете;
2) характеризующий его по отношению к практической цели и идеальному совершенству.
Наиболее значимыми являются эпитеты-метафоры и синкретические эпитеты [1, с.365].
Эпитет-метафора указывает на параллелизм впечатлений, их сравнение. Черная тоска, например, указывает на:
а) противопоставление света и тьмы — веселого и грустного настроения;
б) на установление параллели: света и веселья и т. д.;
в) на обобщение эпитета световой категории в психологическом значении: черный как признак печали.
Развитие эпитета-метафоры объясняются те случаи, когда:
а) в пределах одного представления действие совершается при известном объекте, либо сопровождает его, либо может перенестись на него как действие. Такому случаю свойственно развитие олицетворения. Например: глухое окно, лес глухой;
б) эпитеты, которые характеризуют предмет, прилагаются к его частям Например: зеленая тишина [3, с.247].
Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания, идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.
В статье рассматриваются когнитивные механизмы образования переносного эпитета в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Эпитет анализируется, исходя из его моделирующих возможностей, — участия в вербализации базовых художественных концептов.
Исследование языкового материала «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина указывает на то, что фольклорный эпитет часто содержит метафору: …Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; …Здравствуй, красная девица, –Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября…; …И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой…;…Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен… и др.
Фольклорный эпитет отличается тем, что находится в составе эпических формул-фразеологизмов типа: батюшки-царя, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др., которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению, соединению функций, эпических формул, которые являются синтаксической и ритмомелодической единицей [2, с.137].
Среди эпических формул большое место занимают формулы со значением древних предметов, которые образно показывают устройство древнего города: кровать слоновой кости; пышный двор встречает их;…Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой …
В фольклорных эпитетах сохраняется лингвистическая архаика, то есть историческая семантика. А именно лексико-семантическая структура эпитета отличается от структуры соответствующего ему прилагательного в современном русском литературном языке.
В «Сказке о царе Сатане» А. С. Пушкина также употребляются парадигматические эпитеты, а именно колоративная лексика. К ним относятся: красная девица (молодая, красивая девушка); в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут (постоянные эпитеты, в значении цвета); море синее кругом (постоянный эпитет, в значении цвета).
В тексте «Сказки о царе Салтане» широко используются характерные для фольклора постоянные эпитеты. Например, существительные-эпитеты: для батюшки-царя, голубушки-сестрицы, гости-господа; фольклорно — песенные эпитеты: грусть-тоска, в лазоревой дали с их яркой образностью и многообразием живописных красок «море синее», «дуб зеленый», «лебедь белая», «алы губки», «белы ручки», «честные гости». Наряду с этими эпитетами функционируют литературные эпитеты: с ободренною душой, во мгле печальной, душою страстной.
Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и другими изречениями: «Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду ль бают или лгут; объехали весь свет, это горе — все не горе».
В тексте сказки эпитетами часто служат слова, которые связаны с чувствами человека, особенно цветообозначения. Их выразительность может быть подчеркнута с помощью фигур речи: «В синем небе звезды блещут, /В синем море волны хлещут» — такие эпитеты включены в состав анафоры, то есть единоначатия.
Таким образом, в тексте «Сказки о царе Салтане» широко употребляются эпитеты разных типов: метафорические (златоглавый, пышный), колоративные (синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные. Эпитеты функционируют как в словосочетаниях, так и в составе фигур речи (анафор), образуя вместе с другими видами тропов лексико-синтаксическую систему авторской образной речи сказки [9, с.233].
Изучение литературоведами и лингвистами взглядов на эпитет привело к выводу о существовании в литературе многочисленных типов эпитета, которые функционируют в текстах художественных произведений. Также исследуя многофункциональность эпитета в современных художественных произведениях, можно говорить о многообразных приемах их создания и отражающие эти параметры эпитета как средства создания художественного эффекта.
Эпитет — это экспрессивно-образное и оценочное определение объекта действительности, которое функционирует в рамках художественной системы речи. В функции эпитета может выступать любое слово знаменательных частей речи, которое в конкретном поэтическом тексте выполняет основную функцию художественной характеристики эпитета [8, с. 97]. Таким образом, любое слово — признак, становясь коммуникативным центром высказывания, может быть использованным в качестве слова в роли эпитета.
Данное исследования эпитетов в «Сказке о царе Салтане…» подтверждает предположение о том, что эпитет является основным средством создания экспрессивности, образности и оценочности. Этим также можно определить и его высокую информативную значимость в художественном произведении.
Литература:
1. Бескоровайная, Л. С. Современные открытые уроки русского языка / Л. С. Бескоровайная. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
2. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа. — 2003. — № 4. — С.47–52.
3. Гусев, Д.А. «От народных ремесел — к духовным идеалам культурного наследия» / Д. А. Гусев, М. И. Зайкин // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 1. — С. 80–83.
4. Жесткова, Е. А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка / Е. А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С.24–28.
5. Жесткова, Е. А. Лингвокультурологический и когнитивно-дискурсивный подходы в преподавании русского языка в полиэтнической школе / Е. А. Жесткова // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2014. — № 2. — С.77–81.
6. Жесткова, Е. А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями / Е. А. Жесткова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. материалов Всерос. науч. конф. 7 февраля 2014 г. Нижневартовск: изд-во НГУ, 2014. С.43–46.
7. Жирмунский, В. М. К вопросу об эпитете / В. М. Жирмунский // Памяти В. Н. Сакурина: сб. статей. — М.: Наука, 1992. — С. 52–60.
8. Лободанов, А. П. К исторической теории эпитета (античность и средневековье) / А. П. Лободанов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1984. — Т. 43. — № 3. — С. 215–227.
9. Непомнящий В. С. Пушкин. Русская картина мира. Добрым молодцам урок //Непомнящий В. С. Пушкин. Избранные работы 1960-х — 1990-х г. г. Т.1. Поэзия и судьба. — М.: «Жизнь и мысль», 2001. — 657 с.
10. Померанец, И. Б. Развитие эпитета как отражение изменений картины мира: дисс… канд. филол. наук /Померанец Инна Борисовна. — СПб, 2004. — 175 с.
11. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. — М.: Высшая школа, 1990. — 342 с.
12. Филиппова Л. В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки. — 2012. — № 5.1. — С.60–69.
Основные термины (генерируются автоматически): эпитет, Пушкин, красная девица, значение цвета, синее небо звезды, синий мор волны, Сказка, фольклорный эпитет, художественная речь, художественное произведение.