Ингушская сказка заяц и черепаха главная мысль

Читательский дневник по ингушской народной сказке «Заяц и черепаха»

Автор: народ

Название: «Заяц и черепаха»

Число страниц: 1

Жанр: сказка о животных

Главные герои: заяц, черепаха.

Характеристика главных героев:

Черепаха — мудрая и правильная.

Честно выиграла спор и проучила насмешника.

Заяц — хитрый и наивный.

Ленивый.

Считал себя победителем, ничего не делая.

Краткое содержание сказки «Заяц и черепаха»

Вышел однажды у зайца спор с черепахой, кто из них быстрее добежит до конца поляны.

Черепаха медленно двинулась в путь, а заяц остался лежать под кустиком и посмеиваться.

Так он и лежал, пока черепаха не добралась до конца поляны.

План сказки:

  1. Спор.
  2. Медленное движение.
  3. Под кустом.
  4. Победа.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по ингушской народной сказке «Заяц и черепаха»

Основная мысль сказки «Заяц и черепаха»

Главная мысль сказки в том, что дело нельзя откладывать на потом.

Основная идея произведения в том, что нельзя успокаиваться, пока работа не закончена.

Чему учит сказка

Учит отдыхать только после того, как сделаешь дело

Учит не быть слишком самоуверенными.

Учит быть последовательными, упорными, настойчивыми.

Краткий отзыв к сказке «Заяц и черепаха» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что никогда нельзя недооценивать противника и откладывать на потом то, что можно сделать сейчас.

Если расслабиться и облениться, то можно проиграть даже более слабому сопернику.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней рассказывается о том, как более слабый выиграл сильного, потому что тот недооценил противника.

Мне понравилась черепаха, которая просто спокойно и последовательно совершала свой путь.

Она не обращала внимания на насмешки и первой пришла к финишу.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что лучше быстро сделать работу и отдыхать, чем наоборот.

Пословицы к сказке

  • Сделал дело — гуляй смело.
  • Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Не хвались началом, хвались концом.
  • Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается:

«Спеши, спеши, всё равно я тебя обгоню».

Словарь неизвестных слов

Потешаться — веселиться, насмехаться.

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

Жанр: народная сказка о животных

Читайте краткое содержание других ингушских сказок:

«Как старый лис льва перехитрил»

Главные герои сказки «Заяц и черепаха» и их характеристика

  1. Заяц. Насмешник, самонадеянный, хвастливый.
  2. Черепаха. Степенная, неторопливая, постоянная.

План пересказа сказки «Заяц и черепаха»

  1. Встреча зайца и черепахи
  2. Спор
  3. Черепаха отправилась в путь
  4. Заяц лежит под кустом
  5. Черепаха прибежала
  6. Заяц опоздал.

Кратчайшее содержание сказки «Заяц и черепаха» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Встретились заяц и черепаха.
  2. Поспорили, кто быстрее бегает
  3. Заяц предложил соревнование.
  4. Черепаха побежала вокруг полянки.
  5. Заяц лежал под кустом и смеялся.
  6. Черепаха прибежала, а заяц так и лежал под кустом.

Главная мысль сказки «Заяц и черепаха»
Сидя на одном месте даже черепаху не перегонишь.

Чему учит сказка «Заяц и черепаха»
Сказка учит не хвастать своими силами и умениями, учит не недооценивать соперника. Учит не прохлаждаться, когда следует действовать. Учит сперва закончить дело, а потом отдыхать.

Отзыв на сказку «Заяц и черепаха»
Мне понравилась эта поучительная история. Хвастливый заяц конечно был быстрее черепахи, но пока он лежал, черепаха неуклонно шла к цели. И она заслуженно победила. Потому что отдыхать нужно после того, как дело сделано, а не прежде.

Пословицы к сказке «Заяц и черепаха»
Сделал дело, гуляй смело.
Делу время, а потехе час.
Хвастовство само себя наказывает.
Дело лени не любит.
Чем хвалишься, на том и провалишься.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заяц и черепаха»
Встретились как-то заяц и черепаха и начали спорить, кто быстрее бегает. Заяц потешался над черепахой и предложил проверить, кто быстрее обежит вокруг лесной полянки.
Побежала черепаха со всей своей невеликой скоростью вокруг полянки. А заяц лег под кустиком и думает, что как бы черепаха не спешила, он все равно ее обгонит.
Но пока заяц лежал, черепаха помаленьку и добралась до финиша. Бросился заяц ее догонять, да только поздно оказалось.
Не знал заяц, что если на одном месте стоять, то тебя и черепаха обгонит.

Литературное
чтение. Урок по теме «
Ингушская сказка «Заяц и черепаха».

1
класс по УМК «Гармония»

Подготовила
учитель начальных классов : Кутлуахметова Назия Наильевна

Раздел:
Там
чудеса…

Урок
№ 

Тема:
Ингушская
сказка «Заяц и черепаха»
.

Тип
урока
:
открытие новых знаний.

Цель: формировать умение
характеризовать персонажи и выявлять главную мысль произведения на примере
ингушской сказки «Заяц и черепаха».

Личностные
УУД:


формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности;


формировать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности;

формировать мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;


формировать умение выполнять свою часть работы при работе в группе, в паре.

Регулятивные
УУД:

— формировать
умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

— формировать
умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— формировать
умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих
действий;

— овладевать
умениями выполнять учебные действия в устной  речи;

— формировать
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные
УУД:

—  формировать
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

—  формировать
умение на основе анализа объектов делать выводы;

— 
формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

—  формировать
умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные
УУД:

принимать
участие в работе парами и группами;

— понимать
задаваемые вопросы;

— выражать свою
точку зрения;


адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Ожидаемые
результаты:

Предметные:
совершенствование 
навыка чтения, прежде всего осмысленность;

расширение 
словарного запаса; определение темы  смысловой части текста;

озаглавливание
смысловой части текста; обобщение прочитанного; составление сложного плана;
пересказывание прочитанного кратко.

Личностные:
умение
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
умение  выполнять свою часть работы при работе в группе, в паре.

Метапредметные:

Р.
Умение
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; развивать умение
планировать учебную деятельность на уроке; высказывать своё предположение; оценивать
степень успешности своей работы.

П.  Умение
отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь
отстаивать собственную точку зрения и  принимать мнения других людей.

К.
Умение
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Технологии:

·       
проблемного
обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

·       
информационно-коммуникативный; 

·       
ИКТ
— технология (презентация).

·       
контроля
и самоконтроля

Методы:

·       
частично
— поисковый;

·       
проблемный;

·       
практический;

·       
активные 
методы обучения (АМО)

Формы
организации познавательной деятельности
: фронтальная,
групповая, парная.

Виды
деятельности:
При работе с текстом использованы такие виды

работы,
как составление плана, пересказ  (краткий). При оценивании краткого пересказа
использована памятка.

Функция
учителя: 
организатор
сотрудничества, консультант — управляющий поисковой работой.

Оборудование:  учебник
для 1 класса «Литературное чтение»,  Смоленск:
Ассоциация XXI
век, 2011, (Кубасова О.В.), карточки для учащихся для индивидуальной работы,
работы в группах и парах;  лист самооценки, сигнальные карточки, презентация.

Ход
урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.
момент

Все
сумели мы собраться, за работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать

Поприветствуйте
наших гостей.

Садитесь.

2.
Актуализацияопорных знаний.

Проверка
дом.задания (Поставь картинки по порядку). Оцените свою работу

Из букв
сложите слово ( к, а, з, к, с, а)
— Сегодня мы продолжим путешествие по сказкам.

В путешествие пойдём, в страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай, сказку в душу пропускай.

-Вспомните,
какие сказки вы теперь знаете?

                                  
Сказки

          
Народные                            авторские

Складывают
слово:
сказка

Слайд1

 Народные
и авторские

Называют
сказки

3.
Постановка учебной задачи.

— Отгадав
загадки, вы узнаете о ком пойдет речь.

  • Зимой
    беленький, а летом серенький. (заяц)
  • Кто на себе
    свой дом везёт? (черепаха)

Попробуйте
сформулировать   тему урока.

— Верно,
на уроке познакомимся с ингушской сказкой «Заяц и черепаха».  Ингушский народ
проживает на территории России.

— Какова
цель урока?

Цель: уметь охарактеризовать
героев и  выявить главную мысль произведения

-Я вам
помогу определить задачи урока.


Прочитаем хором опорные слова.


Соедини 2 карточки так, чтоб получилась законченная мысль:

1. Познакомиться 
со

сказкой

2. Учиться определять

характеры персонажей

3. Продолжить учиться

читать выразительно, целыми
словами

— Может
ли черепаха обогнать зайца? (версии учащихся)
— Как такое могло произойти? (версии детей)

— Как узнать, чья версия правильная? Что для этого нужно сделать? (прочитать
сказку)

Сегодня
мы будем читать о зайце и черепахе

Слайд 2

Сказка
заяц и черепаха

Ответы
детей

Рассуждения

4.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретическо-го учебного материала

1.
Речевая разминка (подготовка к чтению)

  • Чтение по
    «Заданию Слоговика»                           
  • Лексическая
    работа со словом «потешался»

-Как
надо понимать слово «потешался»?

— Выберите нужный вариант: смеялся, радовался, шутил, дразнил, играл,
обзывался.

Потешался – забавлялся, развлекался, доставлял удовольствие чем-нибудь.
(С.И.Ожегов)
2. Самостоятельное чтение.
Вопрос:

О ком
эта сказки?

-О чем
спорили персонажи этого произведения?


Физминутка

Быстро
встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись
Открываем сказочный замок,
Продолжаем наш урок.

3. Повторное чтение (Работа с карандашом)

-Отметьте слова, которые говорят о действиях черепахи.
-Найдите слова, которые говорят о действиях зайца.

4. Сравнительная характеристика персонажей сказки (работа в паре)

— Заполните вторую колонку таблицы, используя подчёркнутые слова. (Проверка
после выполнения)

— Прочитайте и выберите из словарика, черты характера черепахи, зайца.
Заполните третью колонку. (проверка после выполнения)

Словарик

Упорство, хвастовство, терпеливость, самонадеянность, лень,
настойчивость, легкомыслие, мудрость.

Действия персонажей

Черты характера


Черепаха

-Пустилась
-медленно двигалась,
-пришла к цели

-Упорство
-терпеливость
-настойчивость
-мудрость


Заяц

-Лежит под кустом,
-смеется,
-потешался,
-кинулся за нею

-Хвастовство,

-самонадеянность,

-лень,

 -легкомыслие

Слайд3

Учащиеся
читают по слогам и целым словам
.

Слайд 4

Слайд 5

Читает
ученик

5.
Первичное закрепление.

Работа
по иллюстрации с опорой на таблицу.

— Расскажите о зайце, как он вел себя, используя слова текста. 
— Расскажите о черепахе, что она стала делать, используя слова текста. 
-Какой можно сделать вывод? 
Самонадеянность и хвастовство к добру не приведут. 
Упорство и терпение всегда вознаграждаются. 
У многих народов черепаха – воплощение мудрости. Подумайте, почему?

Работа с пословицами
— Какие из пословиц подходят к этой сказке? (первая и третья)
1. Ничего не делая, сам не заметишь как отстанешь от других.
2. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
3. Чтобы чего-то добиться, надо потрудиться

— В
каких словах выражена главная мысль сказки?

— А в
жизни бывают случаи похожие на эту сказку? В чём можно кого-то обогнать?

Наверное
потому, что делает все не спеша, хорошо подумав

Лёжа на
месте и от черепахи можно отстать

В
спорте, в учёбе, в труде

7.Рефлексия
деятельности

(итог )

— Что
нового открыли для себя на уроке?
— Какие трудности испытывали?
— Как их преодолевали?

Тест:

1. Главные герои сказки:
а) Заяц и
Черепаха;                                                                                                                        
б) Лиса и Рак;                                                                                                              в)
Заяц и Лиса.


2.  Это произведение:
а)
рассказ;                                                                                                        
                        б)
сказка;                                                                                                                                 
в) побасёнка. 

3. Эта сказка:

а)
татарская;                                                                                                                           б)
ингушская;                                                                                                                           
в) русская. 

4. Заяц
и Черепаха:

а)
играли;                                                                                                                               
б)
спорили;                                                                                                                   
              в) читали.

5. Заяц
и Черепаха поспорили, кто быстрее:

а)
добежит до
реки;                                                                                                                 
б) обежит поляну;                                                                                                                                       в)
сбежит с горы.

Работа в
группах

8.
Домашнее задание

Дома
расскажите эту сказку своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, сестрёнкам и
братишкам.
-А ещё по желанию можно нарисовать свою иллюстрацию к сказке.

1

2

3

4

Д. задание

Чтение

Работа в паре

Работа в группе

http://doc4web.ru/uploads/files/99/99861/hello_html_m4aced0c3.jpg

http://doc4web.ru/uploads/files/99/99861/hello_html_m4aced0c3.jpg

http://doc4web.ru/uploads/files/99/99861/hello_html_m4aced0c3.jpg

http://doc4web.ru/uploads/files/99/99861/hello_html_m4aced0c3.jpg

http://fs00.infourok.ru/images/doc/218/1102/2/img1.jpg

http://pandia.ru/text/78/223/images/image005_2.jpg

I.Отчёт о самостоятельной внеурочной

деятельности.

      1.ЗАСЛУШИВАНИЕ пересказов по картинному  

плану русской народной сказки “Петушок и бобовое зёрнышко”.

   2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

—  Что вам нравится в сказках?

—  Кто сочиняет сказки?

—  Сказки какого народа мы читали?

—  Прочитайте на доске, что мы будем сегодня читать с вами.

— Отгадайте загадки:

— Зимой беленький, а летом серенький.

( показать картинку с изображением зайца)

— Кто на себе свой дом везёт?

(показать картинку с изображением черепахи)

—  Может ли черепаха обогнать зайца?

—  Хотите узнать о них побольше?

—  Сегодня мы познакомимся с ингушской народной

   cказкой  “Черепаха и заяц”.

      II. Работа над сказкой “Черепаха и заяц”.

  1.  РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА (подготовка к чтению)

  1). Чтение по “ Заданию Слоговика”.

  2). Лексическая работа со словом ПОТЕШАЛСЯ.

—  Как надо понимать слово “потешался”?

—  Выберите нужный вариант: смеялся, радовался,

шутил, дразнил, играл, обзывался.

—  ПОТЕШАЛСЯ – забавлялся, развлекался, доставлял удовольствие чем-нибудь. (С.И.Ожегов)

      2. ПЕРВИЧНОЕ  ЧТЕНИЕ.

 1). Выразительное чтение сказки учителем.

—  Ребята, я сейчас прочитаю эту сказку. Я очень

буду стараться, чтобы вам понравилось моё чтение.

—  Вам понравилось? Почему ?

 2). Вопросы для обсуждения:

—  О чём мы прочитали?

—  Кто выиграл спор? Почему?

—  Почему черепахе удалось обогнать зайца?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнение “ Клоуны”

     3. АНАЛИЗ СКАЗКИ

 1).Соотнесение иллюстрации с текстом.

—  Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации к этой сказке на страницах нашего учебника.

—  Расскажите о зайце, как он вёл себя

—  Что стала делать черепаха?

—  Какой можно сделать вывод?

—  У многих народов черепаха – воплощение мудрости. Подумайте, почему?

      4. ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ сказки вслух.

—  Отметьте карандашом в тексте слова, которые говорят о действиях черепахи и о действиях зайца.

—  Что можно сказать о зайце? О черепахе?

—  Кто вам больше симпатичен и почему?

      5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

          персонажей сказки.

                                               ГЕРОЙ:

                                               Черепаха ————

                                                       Заяц ————-

      III. Работа с методическим блоком

        учебника.

        ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ (стр.132)

Сначала ответьте на вопрос своими словами, а потом зачитайте ответ из текста.

—  Что ты можешь сказать о зайце из этой сказки?

—  В каких словах выражена главная мысль сказки?

—  А в жизни бывают случаи похожие на эту сказку?

 В чём можно кого-то обогнать?

          IV. Внеурочная самостоятельная деятельность:

— Ребята, прочитайте дома эту сказку выразительно.

        V. Рефлексия.

Как правильно вести себя в споре?

— Что запомнилось из сегодняшнего урока?

— Какие трудности испытывали? Как их преодолели?

   Пересказ по картинному  плану на стр.130.

   Дети отвечают.

—  Народ или авторы.

—  Русские народные.

—  Сказки других народов.

—  Заяц.

—  Улитка, черепаха.

   Версии учащихся.

—  Да.

   Учебник стр. 131

    Учащиеся читают по слогам и целыми словами.

  • Читай слова слитно.

ЧЕ+РЕ+ПА+ХА  —— ЧЕРЕПАХА

ПО+ТЕ+ШАЛ+СЯ  ——ПОТЕШАЛСЯ

  • Читай целыми словами.

СПОР – СПОРили —поСПОРИЛИ

    Версии учащихся.

     Дети следят за учителем стр. 132.

  — Понравилось очень, потому что вы читали выразительно.

 —  Герои как бы оживали в сказке.

 —  О том, как звери поспорили.

 —  Выиграла черепаха. Она первая пришла к цели.

 —  Она двигалась медленно, а зайка лежал и смеялся.

      Учащиеся находят иллюстрации на стр.131,132.

      Ответы детей.

—  Самонадеянность и хвастовство к добру не                            приведут.

 —  Упорство и терпение всегда вознаграждаются.

—  Наверное, потому, что делает она всё не спеша, хорошо подумав.  

      Чтение вслух “цепочкой”.

       Ответы учащихся.

        Дети используют пометки в тексте.

ДЕЙСТВИЯ                         ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Пустилась                                   Упорство

Медленно двигалась                  Терпимость

Пришла к цели                            Настойчивость

                                                     Мудрость

Лежит под кустом                       Хвастовство

Смеётся                                        Самонадеянность

Потешался                                    Лень

Кинулся за ней                             Легкомыслие

    Ответы учащихся.

—  Лёжа на месте и от черепахи можно отстать.

     Версии учащихся.  

  —  В спорте, в учёбе, в труде.

         Версии учащихся.

  • Инградиенты или ингредиенты как правильно пишется
  • Имя пуделя в сказке буратино
  • Имя пропущенное в рождественской сказке александра папаценко жил да был на белом свете царь
  • Имя надежда на латинском как пишется
  • Имя мотвей или матвей как правильно пишется