Исходный текст:
Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик. В сказке великого Андерсена про Снежную королеву все события начинаются с того, что злой тролль создал зеркало, в котором реальный мир искажался самым уродливым образом. И вот когда ученики тролля, вдоволь нахохотавшись над поруганной землей, решили посмеяться над небом, то зеркало выпало из их рук и разбилось на мелкие кусочки, которые разлетелись по всему свету, сражая людей, будто разрывные пули. Сразу два осколка попали в Кая: один в сердце, другой в глаза, и душа мальчика превратилась в ледяную глыбу, излучающую холодное презрение к свету, теплу и красоте жизни.
Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Смерти и вызволила из ледяного саркофага похищенного друга, всегда оставляла в моей душе беспокойный вопрос! Почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду, хотя она находилась в зоне поражения? Это случайность? Почему бы выдумщику Андерсену не придумать иной, более героический вариант: девочку, отравленную коварным уколом колдовства, похитили темные силы, а ее друг, рыцарь без страха и упрека, отправился на ее поиски…
Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. Каждую зиму в стране начинается не эпидемия, а пандемия гриппа. Закрываются школы и детские садики, врачи надевают марлевые повязки, в аптеках выстраивается очередь за лекарством. Но ведь невидимый вирус косит не всех подряд, а тех, у кого ослабленное здоровье, кто предрасположен к простудным болезням. Болеют многие, но далеко не все. Может, Андерсену хотелось сказать о том, что в нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям, у кого теплохладная душа очарована симметрией мертвого льда, почитаемой ими за истинную красоту.
Путешествие Герды – это путешествие в духовных пространствах, сошествие света в адскую бесконечность умирающей души, где среди непроглядной тьмы кучей камней лежат заиндевелые чувства. На эти холодные камни падают горячие слезы, и в безмолвии вечной ночи звучит слабое биение воскрешенного сердца. Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. Помните момент, когда Герда узнает, что принцесса нашла себе жениха, и этот жених как будто бы ее Кай? Что почувствовала бы обычная девушка? Из темных щелей бесшумной гадюкой выползла бы ревность: как же так, я его любила, я всем ради него пожертвовала, а он… Но Герда только обрадовалась: значит, он жив, он счастлив, она его скоро увидит! Только такие, согретые любовью, слезы способны растопить лед, сковавший сердце.
Вот скажите, что здесь фантастического? Что придуманного, нереального в этой сказке? Разве не добром согревается наш мир? Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!
Сочинение:
В тексте В.П.Захарова одной из проблем, затронутой им, является проблема нравственного иммунитета.
Автор рассуждает о том, почему осколки, хаотично летающие по свету, попали только в Кая и не задели Герду. Одна из особенностей данного текста — это сравнение иммунитета организма человека и иммунитета его души.
В.П.Захаров считает, что роль детских книжек в нашем обществе очень велика. Именно их простодушная мудрость воздействует на сознание, чувства и душу ребенка, тем самым формирует нравственный иммунитет личности.
Я полностью разделяю мнение автора и считаю, что нужно с самого раннего детства воспитывать в детях доброту, честность порядочность, человечность… Если человек будет обладать этими качествами, то никакие осколки зла не смогут поразить его сердце.
Примеры нравственного иммунитета встречаются не только в сказках. Так в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита, находясь в окружении душегубов разных мастей, остается человеком. Она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь и поэтому она нравственно неуязвима.
Проблема нравственного иммунитета легко прослеживается и в реальной жизни на примере так называемых скинхедов Многие из них воспитывались во внешне благополучных семьях, но связавшись с плохой компанией, они становились нацистами. На основе этого можно сделать вывод, что ключевым моментом в их становлении все-таки послужила семья, которая не участвовала должным образом в их воспитании.
Подводя итог, я бы сказал, что укрепление нравственного иммунитета не менее важно, чем укрепление физического.
Кол-во слов — 212
Как писать сочинение?
Автор | Сообщение |
---|---|
Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Как писать С1 (сочинение) Я бы помогла, но у меня тоже не получилось открыть файл. |
16 июн 2013, 15:42 |
|
1nferno Зарегистрирован: 06 авг 2013, 22:24
|
Re: Как писать С1 (сочинение) Здравствуйте,Наталья.Посмотрите пожалуйста сочинение. Текст. |
06 авг 2013, 23:18 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Как писать С1 (сочинение) Извините, ваш пост затерялся где-то в модераторском разделе. Сейчас я очень занята. Но обязательно отвечу вам немного позднее. |
23 авг 2013, 19:12 |
|
1nferno Зарегистрирован: 06 авг 2013, 22:24
|
Re: Как писать С1 (сочинение) 1. 207 слов |
26 авг 2013, 12:35 |
|
nastya Зарегистрирован: 06 окт 2013, 17:50
|
Re: Как писать С1 (сочинение) проверьте пожалуйста моё сочинение! Моё сочинение! |
06 окт 2013, 18:43 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Как писать С1 (сочинение) 1nferno писал(а): 1. 207 слов Добрый день! Теперь мои впечатления о вашей работе. См., пожалуйста, следующий пост, который я размещу с цитатой. А здесь совсем краткие замечания. |
07 окт 2013, 20:03 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Как писать С1 (сочинение) 1nferno писал(а): Здравствуйте,Наталья.Посмотрите пожалуйста сочинение. Текст. Орфография — 1 ошибка (правильно: в заключение). Теперь содержание. Далее у вас идут К2, К3 и К4 (частично) в одном абзаце, что очень плохо. Если вы разделите свой текст на абзацы, соответствующие К2, К3 и К4 (выражению собственного мнения), то сами увидите, что содержания на три комментария не набирается. В результате получается только 15 исходных баллов. |
07 окт 2013, 20:46 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Как писать С1 (сочинение) nastya писал(а): проверьте пожалуйста моё сочинение! Моё сочинение! Nastya, не сразу получилось откликнуться. Извините. Как вы знаете, оценка за сочинение выставляется по «Критериям оценивания», разработанным ФИПИ. Но и общее впечатление от работы тоже важно. Более того, оно может сыграть решающую роль, если у эксперта возникает сомнение при выставлении балла. Важно, чтобы интуитивное восприятие работы было хорошим. Ведь все мы люди, и нам бывает трудно абстрагироваться от субъективных ощущений при проверке работ. Ваша работа как раз хорошо иллюстрирует мою мысль. Начнём разбираться по порядку. Первое впечатление от вашей работы не самое лучшее. Вот почему. http://russkiy-na-5.ru/rules . Просто побродите по нему, поделайте тесты, определите, какие у вас пробелы, последите за собой, когда что-то пишете. Учитесь проверять свои работы. http://russkiy-na-5.ru/sections/160 . |
12 окт 2013, 10:46 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Как писать С1 (сочинение) Написала подробный разбор, но при сохранении он утратился (я на даче, здесь не очень надёжный Интернет). |
12 окт 2013, 12:10 |
|
Наталья Автор сайта Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
|
Re: Как писать С1 (сочинение) Nastya, продолжаю. Давайте считать баллы. К2 — 0 баллов. Вам нужно обязательно поучиться писать комментарии К2. Хороший комментарий может принести вам два балла (это столько же, сколько дают два аргумента!) К3 — 1 балл. К4 — 2 балла. К5 — 0 баллов. К 6 — 2 балла (с натяжкой) К7 — 1 балл http://russkiy-na-5.ru/sections/160 , посмотрите типичные ошибки в С1 http://russkiy-na-5.ru/sections/168 , поработайте с правилами (см. ссылку выше). К8 — 0 баллов К9 — 2 балла. К11 — 1 балл. |
12 окт 2013, 20:25 |
|
Показать сообщения за: Поле сортировки |
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения |
(1) Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных городов России. (4)И пахло в нём так же: гарью, трупами, пылью. (5)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (6)Над городом мрачно стоял купол пожара. (7)Он слабел, опускался к домам, проваливался в улицы и переулки, дробился на усталые кострища. (8)Но раздавался долгий, глухой взрыв, купол подбрасывало в тёмное небо, и всё вокруг озарялось тяжёлым багровым светом. (9)Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали.
(10)На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в высоте самолёты, неровно вычерчивали линию фронта немецкие ракеты за городом, искрами осыпаясь из темноты в бушующий огненный котёл, где корчилось в последних судорогах человеческое прибежище.
(11) Мне чудилось: я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталось
на земле. (12)Это ощущение постоянно бывает в ночи, но особенно гнетуще оно при виде разора и смерти. (13)Но я-то узнал, что совсем неподалёку — только перескочить через зелёную изгородь, обжаленную огнём, — в пустой избе спят наши расчёты, и это немного меня успокаивало.
(14)Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками
на руках. (15)Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. (16)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (17)И только пожары укрыть не смогла.
(18 (Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, разлились звуки органа. (19)От дома этого при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (20)Неловко мне было за себя, за людей, под укоряющими взглядами святых, и ночью нет-нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.
(21)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. (22)Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (23)Глупый был. (24)Малый был. (25)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (26)И потому, должно быть, музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, и то, что пугало в детстве, было вовсе и не страшно, жизнь припасла для нас такие ужасы, такие страхи…
(27)Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости. (28)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских — бедность и святость, — всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто унижению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною, звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.
(29)Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (30)Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.
(По В. П. Астафьеву*)
Задания.
Сформулируйте одну из проблем и запишите ее в форме вопросительного (ых) предложения(ий).
Найдите примеры из текста.
Как война меняет мировосприятие и характер человека?
Пример 1. В детстве мы все воспринимаем по-другому. Воздействие музыки на людей в детстве. Детский восторг и чистая, детская жалость.
Пояснение 1. Используйте при необходимости следующие конструкции:
Я думаю, этим примером автор хотел показать…
Автор неслучайно обращает наше внимание на…
Пример 2. Звуки одинокого органа посреди ужасов войны. Музыка разворачивала душу. Старая музыка предстала перед героем в другом свете, она заставляла совершать подвиги, спасать людей.
Пояснение 2. Используйте при необходимости следующие конструкции:
Я думаю, этим примером автор хотел показать…
Автор неслучайно обращает наше внимание на…
Укажите смысловую связь. Используйте при необходимости следующие конструкции:
Автор приводит два примера, противопоставляя их друг другу для того чтобы убедить нас в том, что….
Сформулируйте авторскую позицию.
В ходе размышлений автор приходит к выводу:
Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу…
Переходите к собственному мнению.
Сложно не согласиться с точкой зрения автора.
Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что…
Материал для обоснования. Используйте при необходимости.
Музыка вокруг нас, музыка внутри нас. Гениальное изобретение человечества — музыкальные инструменты. Они создают звуки, звуки сплетаются в мелодии и зачаровывают, заставляют плакать и смеяться, грустить и веселиться. Человек, хочет он того или нет, окружен музыкой.
Мы не представляем себя и свою жизнь без музыки. Например, я очень люблю слушать….., у меня есть любимые исполнители……
“Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает её разум” Ромен Роллан
Заключение
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
Урок-практикум. Работа над сочинением
Текст 2.
(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…
(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком. (7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле -вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости!
(13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр,
закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. (14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.
(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным
поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса.
(18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак.
(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты…
(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через 2 дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта – всё возвращается назад…
(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на ры-балку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вы-шине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать. (По С. Мизерову)
Задания.
Сформулируйте одну из проблем и запишите ее в форме вопросительного(ых) предложения(ий).
Найдите примеры из текста.
Причины, не позволившие мечтам Кольки осуществиться
1.Традиции, деревенский уклад жизни, отношение отца.
Пример 1
Пояснение 1
Используйте при необходимости следующие конструкции:
Я думаю, этим примером автор хотел показать..
Поступок героя показывает, что…
Автор неслучайно обращает наше внимание на…
2.Собственный страх, нежелание преодолевать трудности на пути к осуществлению цели, отсутствие силы воли, неверие в себя.
Пример 2
Пояснение 2
Используйте при необходимости следующие конструкции:
Я думаю, этим примером автор хотел показать…
Поступок героя показывает, что…
Автор неслучайно обращает наше внимание на…
Укажите смысловую связь. Используйте при необходимости следующие конструкции:
Автор приводит два примера, которые называют причину того, почему…
Эти примеры, дополняющие друг друга, показывают истинные причины того, что…
Сформулируйте авторскую позицию.
В ходе размышлений автор приходит к выводу:
Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу…
Переходите к собственному мнению.
Сложно не согласиться с точкой зрения автора.
Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что…
Материал для обоснования. Используйте при необходимости.
Человека без мечты, наверное, просто не существует. Еще с раннего детства мы начинаем мечтать. Кто-то из нас мечтает о новых игрушках, кто-то – стать супергероем, известной личностью….
Когда человек взрослеет, его детские мечты «вырастают» вместе с ним. Взрослые мечтают уже о перспективной работе, о создании семьи, о путешествиях… Взрослый человек, в отличие от ребенка, может свою мечту сделать целью и достичь ее.
Мечта делает человека целеустремленным, заставляет работать над собой, начинать, терпеть провалы и начинать снова. Двигаясь к своей цели, человек трудится, совершает ошибки, на которых учится.
Человек без мечты – не человек. Мечты дают осознание, в каком направлении тебе нужно двигаться. Мечта – как компас.
Убив в себе мечту, можно сильно разочароваться. Нужно бережно хранить в себе мечту. И тогда через некоторое время можно обнаружить, что всё сбылось.
Мечта может быть достижимой или недостижимой, собственной или навязанной кем-то. Нужно чётко знать, что ты хочешь на самом деле.
Есть мечта? Беги к ней! Не получается бежать? Иди к ней! Не получается идти к ней? Ползи к ней! Не можешь ползти к ней? Ляг и лежи в направлении мечты.
Я пытаюсь жить так, чтобы ни о чем не жалеть, я всегда выбираю ту дорогу, к которой меня толкает мое желание. Я иду за своей мечтой, а это — единственно верный путь.
Даррен Аронофски
Заключение
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
Урок – практикум. Работа с текстом.
Текст 3
(1)Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик. (2)В сказке великого Андерсена про Снежную королеву все события начинаются с того, что злой тролль создал зеркало, в котором реальный мир искажался самым уродливым образом. (3)И вот когда ученики тролля, вдоволь нахохотавшись над поруганной землей, решили посмеяться над небом, то зеркало выпало из их рук и разбилось на мелкие кусочки, которые разлетелись по всему свету, сражая людей, будто разрывные пули. (4)Сразу два осколка попали в Кая: один в сердце, другой в глаза, и душа мальчика превратилась в ледяную глыбу, излучающую холодное презрение к свету, теплу и красоте жизни.
(5)Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Смерти и вызволила из ледяного саркофага похищенного друга, всегда оставляла в моей душе беспокойный вопрос. (6)Почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду, хотя она находилась в зоне поражения? (7)Это случайность? (8)Почему бы выдумщику Андерсену не придумать иной, более героический вариант: девочку, отравленную коварным уколом колдовства, похитили темные силы, а ее друг, рыцарь без страха и упрека, отправился на ее поиски…
(9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. (10)Каждую зиму в стране начинается не эпидемия, а пандемия гриппа. (11)Закрываются школы и детские садики, врачи надевают марлевые повязки, в аптеках выстраивается очередь за лекарством. (12)Но ведь невидимый вирус косит не всех подряд, а тех, у кого ослабленное здоровье, кто предрасположен к простудным болезням. (13)Болеют многие, но далеко не все. (14)Может, Андерсену хотелось сказать о том, что в нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям, у кого теплохладная душа очарована симметрией мертвого льда, почитаемой ими за истинную красоту.
(15)Путешествие Герды – это путешествие в духовных пространствах, сошествие света в адскую бесконечность умирающей души, где среди непроглядной тьмы кучей камней лежат заиндевелые чувства. (16)На эти холодные камни падают горячие слезы, и в безмолвии вечной ночи звучит слабое биение воскрешенного сердца.(17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. (18)Помните момент, когда Герда узнает, что принцесса нашла себе жениха, и этот жених как будто бы ее Кай? (19)Что почувствовала бы обычная девушка? (20)Из темных щелей бесшумной гадюкой выползла бы ревность: как же так, я его любила, я всем ради него пожертвовала, а он…(21)Но Герда только обрадовалась: значит, он жив, он счастлив, она его скоро увидит! (22)Только такие, согретые любовью, слезы способны растопить лед, сковавший сердце.
(23)Вот скажите, что здесь фантастического? (24)Что придуманного, нереального в этой сказке? (25)Разве не добром согревается наш мир? (26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? (27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?! (По Захарову В.)
Задания.
1.Проблема
Над каким вопросом (-ами) заставил задуматься автор?
Варианты формулировки вопросов:
В чём сила волшебного воздействия сказок?
Чем сильна настоящая любовь?
В чём сила влияния умных книг?
Как противостоять злу окружающего мира?
Предложите свой вариант.
2.Комментарий
Что делает автор исходного текста, раскрывая проблему…?
обращается к сюжету сказки Андерсена «Снежная королева»;
рассуждает о нетипичности, парадоксальности ситуации в сказочной истории: Герда спасает Кая.
задумывается над вопросом о….
использует приём аналогии, пытаясь осмыслить события сказки;
делится с читателями своими размышлениями о роли умных книг, самоотверженности, бескорыстной любви;
погружая читателя в чувства и переживания Герды, публицист заставляет невольно задуматься о…..
высказывает предположение о том, что хотел своей сказкой поведать миру мудрый Андерсен;
в ходе рассуждения приводит примеры из реальной жизни и т.д.
Связка. Обозначьте ее в начале комментария, при переходе от одного примера к другому или в финале комментария.
Таким образом, сравнивая (сопоставляя, противопоставляя )эти события (факты, точки зрения и т.п.), нельзя не увидеть, что…
3.Авторская позиция
Варианты формулировки авторской позиции:
Автор убеждён, что сказки помогают увидеть пути решения многих житейских проблем, духовно и эмоционально развивают человека.
Захаров В. считает, что только искренние чувства – причина самоотверженных поступков.
Автор текста утверждает, что умные книги, являясь особой формой познания мира,
воздействуют на сознание и души людей, помогают найти правильные ответы на многие
вопросы.
Автор уверен: необходимо противостоять злу в любом его проявлении.
По мнению автора, настоящая любовь способна воскресить человека.
Таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание части 2
№
К1
К2
Формулировка
проблем
исходного
текста
- Сформулирована верно
- Не сформулирована
- Сформулирована с фактическими ошибками
К3
Комментарий к
сформулированной
проблеме
исходного
текста
1-0
К4
Отражение
позиции автора
исходного
текста
2-0
- Прокомментирована
- Фактические ошибки, связанные с комментарием текста
Аргументация
экзаменуемым
собственного
мнения
по проблеме
1-0
3-0
Сформулирована
Не сформулирована
Фактические ошибки
- Своё мнение
- Аргументы
(1)Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик. (2)В сказке великого Андерсена про Снежную королеву все события начинаются с того, что злой тролль создал зеркало, в котором реальный мир искажался самым уродливым образом. (3)И вот когда ученики тролля, вдоволь нахохотавшись над поруганной землей, решили посмеяться над небом, то зеркало выпало из их рук и разбилось на мелкие кусочки, которые разлетелись по всему свету, сражая людей, будто разрывные пули. (4)Сразу два осколка попали в Кая: один в сердце, другой в глаза, и душа мальчика превратилась в ледяную глыбу, излучающую холодное презрение к свету, теплу и красоте жизни. (5)Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Смерти и вызволила из ледяного саркофага похищенного друга, всегда оставляла в моей душе беспокойный вопрос. (6)Почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду, хотя она находилась в зоне поражения? (7)Это случайность? (8)Почему бы выдумщику Андерсену не придумать иной, более героический вариант: девочку, отравленную коварным уколом колдовства, похитили темные силы, а ее друг, рыцарь без страха и упрека, отправился на ее поиски… (9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. (10)Каждую зиму в стране начинается не эпидемия, а пандемия гриппа. (11)Закрываются школы и детские садики, врачи надевают марлевые повязки, в аптеках выстраивается очередь за лекарством. (12)Но ведь невидимый вирус косит не всех подряд, а тех, у кого ослабленное здоровье, кто предрасположен к простудным болезням. (13)Болеют многие, но далеко не все. (14)Может, Андерсену хотелось сказать о том, что в нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям, у кого теплохладная душа очарована симметрией мертвого льда, почитаемой ими за истинную красоту. (15)Путешествие Герды – это путешествие в духовных пространствах, сошествие света в адскую бесконечность умирающей души, где среди непроглядной тьмы кучей камней лежат заиндевелые чувства. (16)На эти холодные камни падают горячие слезы, и в безмолвии вечной ночи звучит слабое биение воскрешенного сердца.(17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. (18)Помните момент, когда Герда узнает, что принцесса нашла себе жениха, и этот жених как будто бы ее Кай? (19)Что почувствовала бы обычная девушка? (20)Из темных щелей бесшумной гадюкой выползла бы ревность: как же так, я его любила, я всем ради него пожертвовала, а он…(21)Но Герда только обрадовалась: значит, он жив, он счастлив, она его скоро увидит! (22)Только такие, согретые любовью, слезы способны растопить лед, сковавший сердце. (23)Вот скажите, что здесь фантастического? (24)Что придуманного, нереального в этой сказке? (25)Разве не добром согревается наш мир? (26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? (27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!
- (По Захарову В.)
Задание А28 поможет
- определить проблему текста ,
- увидеть аспекты проблемы,
- написать комментарий ,
- определить а вторскую позицию .
Варианты формулировок:
- «Какое высказывание (утверждение) не соответствует содержанию текста (не находит отражения в тексте)?»
- «Какое высказывание нужно употребить на месте пропуска в … предложении текста?»
- «Что, по мнению автора, является ( причиной чего-либо, злом для общества и т.п .?»
- «Какое высказывание может быть взято в качестве эпиграфа к данному тексту?»
- «Каков смысл высказывания автора (героя) (о чём говорит высказывание героя): …?»
- «С какой целью автор приводит пример с ….?»
- .«В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?»
- «Какое высказывание (утверждение) соответствует содержанию текста?»
Какое высказывание (утверждение) не соответствует содержанию текста (не находит отражения в тексте)?
1. На какой (-ие) вопросы, заданные извне, автор отвечает своим текстом?
(сформулированные вопросы — проблематика текста;
необходимо выбрать ту проблему, по которой ученик сможет высказаться и привести убедительные аргументы)
2. Над каким вопросом (-ами) заставил задуматься автор?
3. Что является предметом
обсуждения в данном тексте?
- В чём сила волшебного воздействия сказок?
- Почему опасна нравственная слабость?
- Чем сильна настоящая любовь?
- В чём сила влияния умных книг?
- Как противостоять злу окружающего мира? и т.п.
Ключевые
фразы
( 1)Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик.
Проблемы
Мудрости, волшебного воздействия сказок
(5)Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Смерти …
Приёмы и языковые средства построения абзацев
(9) Умные книги обладают удивительной способностью…
(14)..Микроскопические частички зла…поражают нравственно слабых , тех, кто предрасположен к опасным инфекциям, у кого теплохладная душа очарована симметрией мертвого льда, почитаемой ими за истинную красоту.
Роль данных приёмов в комментарии к проблем е
Самоотверженности поступков
Ряд вопросительных предложений
- Влияния книг на формирование духовного мира человека;
- противостояния добра и зла;
- влияния истинной и ложной красоты на человека.
17)Мальчика оживила не … влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви.
(25)Разве не добром согревается наш мир? ( 27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни , на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!
Приём аналогии:
вирус гриппа- вирус зла;
поражает людей с
ослабленным здоровьем;
поражает нравственно слабых.
Позволяет понять, что самоотверженная любовь делает слабого сильным.
Чудотворной силы искренней любви
Любви, добра как основных движущих сил жизни
Помогает осознать
Развёрнутая метафора; вопросно-ответное единство.
Риторические вопросы
Помогает увидеть великую возрождающую силу любви.
- кто подвержен вирусам зла;
- что помогает отличить истинную красоту от ложной;
- важность противостояния злу.
Истинная любовь и добро всегда сильнее зла.
Позволяет понять : мудрость сказок в том, что они ненавязчиво учат нас вечным духовным ценностям.
Ошибка
Причина ошибки
Непонимание проблемы
Неумение интерпретировать текст
Подмена проблемы авторской позицией
Неумение использовать алгоритм
формулирования проблемы от авторской позиции
Неоправданное сужение или расширение проблемы
Использование общих формулировок (проблема любви);
неумение видеть аспекты проблемы.
Неумение сформулировать проблему
Незнание простых способов формулировки; бедный словарный запас.
Подмена проблемы текста его темой
Незнание, что тема текста нейтральна ( тема Родины); проблема же – это вопрос , который решает автор в связи с этой темой (проблема ложного патриотизма).
Комментарий должен продемонстрировать умение выпускника НАХОДИТЬ и ПОЯСНЯТЬ проблему текста.
Что делает автор исходного текста, раскрывая проблему…?
- обращается к сюжету сказки Андерсена «Снежная королева»;
- рассуждает о нетипичности, парадоксальности ситуации в сказочной истории: Герда спасает Кая.
- задумывается над вопросом о….
- использует приём аналогии, пытаясь осмыслить события сказки;
- делится с читателями своими размышлениями о роли умных книг, самоотверженности, бескорыстной любви;
- погружая читателя в чувства и переживания Герды, публицист заставляет невольно задуматься о …..
- высказывает предположение о том , что хотел своей сказкой поведать миру мудрый Андерсен;
- в ходе рассуждения приводит примеры из реальной жизни и т.д.
Ошибка
Что нужно знать
Комментарий написан без опоры на текст
Основное требование к написанию комментария
Замена комментария пересказом текста
Пересказ текста – изложение его содержательной стороны, комментарий же – изложение смысла текста.
Комментарий заменён цитированием
Цитата не должна заменять Ваши рассуждения о том, ЧТО делает автор, раскрывая данную проблему.
В комментарии использовано содержание задания В8
Эксперт знает содержание задания В8 и вычтет из общего количества слов в сочинении «заимствованное» Вами содержание этого задания.
Прокомментирована другая проблема, не сформулированная Вами
Нарушается логика изложения. Работая с текстом, отмечайте только те аспекты, которые связаны со сформулированной вами проблемой
- Автор может прямо высказывать свое мнение с помощью
- вводных слов несомненно, безусловно, конечно, по-моему и т.п.;
- риторических вопросов;
- языковых средств выразительности (метафор, эпитетов, сравнений и т.п.);
- аналогий, примеров, фактов
- открытых прямых оценок явлениям и событиям и т.д.
Аналогии, примеры, факты
Герда – Кай; предложения 10-14; 18-20.
Языковые средства выразительности
Простодушная мудрость детских книжек; великий Андерсен; осколки разлетелись…, сражая людей, будто разрывные пули; самоотверженная девочка; умные книги разговаривают с вами всю жизнь; будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, теплохладная душа очарована симметрией мертвого льда и т.д.
Открытые прямые оценки явлениям и событиям
(9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. (14) В нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям… (15)Путешествие Герды – это путешествие в духовных пространствах, сошествие света в адскую бесконечность умирающей души… (17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. ( (22)Только такие, согретые любовью, слезы способны растопить лед, сковавший сердце.
Риторические вопросы
(25)Разве не добром согревается наш мир? (26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? (27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!
(9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь.
(25)Разве не добром согревается наш мир?
(14) В нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям…
(17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви.
(26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца?
27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!
Ключевые фразы
(1)Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик.
Проблемы
(5)Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Смерти …
Авторская позиция
Мудрости, волшебного воздействия сказок
(9) Умные книги обладают удивительной способностью…
(14)..Микроскопические частички зла…поражают нравственно слабых , тех, кто предрасположен к опасным инфекциям, у кого теплохладная душа очарована симметрией мертвого льда, почитаемой ими за истинную красоту.
Самоотверженности поступков
Автор убеждён, что сказки помогают увидеть пути решения многих житейских проблем, духовно и эмоционально развивают человека.
Захаров В. считает, что только искренние чувства – причина самоотверженных поступков.
17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви.
- Влияния книг на формирование духовного мира человека;
- противостояния добра и зла;
- влияния истинной и ложной красоты на человека.
Автор текста утверждает, что умные книги, являясь особой формой познания мира, воздействуют на сознание и души людей, помогают найти правильные ответы на многие вопросы.
Автор уверен: необходимо противостоять злу в любом его проявлении.
Публицист убедительно доказывает : только та красота может считаться истинной, которая помогает сберечь душу от разрушения.
Чудотворной силы искренней любви
(25)Разве не добром согревается наш мир? ( 27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни , на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!
По мнению автора, бескорыстная любовь способна воскресить человека.
Любви, добра как основных движущих сил жизни
Он (автор) уверен : невозможна жизнь без любви и добра.
Авторская позиция
Собственная позиция
Автор убеждён, что сказки помогают увидеть пути решения многих житейских проблем, духовно и эмоционально развивают человека.
Захаров В. считает, что только искренние чувства – причина самоотверженных поступков.
ПОЧЕМУ согласен или НЕ согласен с позицией автора?
Автор текста утверждает, что умные книги, являясь особой формой познания мира, воздействуют на сознание и души людей, помогают найти правильные ответы на многие вопросы.
Автор уверен: необходимо противостоять злу в любом его проявлении.
Публицист убедительно доказывает : только та красота может считаться истинной, которая помогает сберечь душу от разрушения.
По мнению автора, настоящая любовь способна воскресить человека.
Он (автор) уверен : невозможна жизнь без любви и добра.
Ошибка
Что нужно знать
Авторская позиция не сформулирована
В этом случае в вашем сочинении будет отсутствовать аргументационная часть.
Авторская позиция «размыта», неточна
Авторская позиция – это ответ на поставленный им вопрос. Необходимо ещё раз вдуматься в смысл сформулированной проблемы.
Позиция автора заменёна цитатой
Формулировать позицию автора лучше своими словами: не во всяком тексте можно найти чётко сформулированную позицию автора.
- 1. Тезис (собственная позиция, в которой выражено обоснованное согласие/несогласие с автором текста)
- 2. Аргумент 1.
- 3.Аргумент 2.
- 4.Вывод
В аргументации должны прослеживаться причинно-следственные отношения между её частями!
Тезис
Почему это так?
Потому что…
Аргумент 1 Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
В ы в о д
Определите, какие варианты являются аргументами к тезисам.
- Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак… Л.Н. Толстой
- Любовь сильнее смерти и страха смерти..
И. С. Тургенев.
ПОЧЕМУ?
(Потому что)
- в настоящей любви нет места ревности.
- благодаря любви в жизнь входит новый человек.
- настоящая любовь – это основа верности.
- любовь переживает смерть любимого человека.
Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезисам.
- Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак… Л.Н. Толстой
- Любовь сильнее смерти и страха смерти..
И. С. Тургенев.
ПОЧЕМУ?
(Потому что)
- любовь продолжает жизнь.
- настоящая любовь – это путь к бессмертию.
- только в любви человек становится человеком.
- у любви нет прошлого; у неё, как и у жизни, есть только настоящее.
Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.
Добро, любовь…. венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М.М.Пришвин
(Следовательно…)
- Зло сильнее добра и любви.
- Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему.
- Спешите делать добрые дела.
- Добрый человек замечает в других только хорошее.
Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что , а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.
Любовь есть благо.
а)(потому что)…
б) (потому что)
в)Поэтому…
(Вариант ответа: варианты а), б) — аргументы; в) – вывод)
а) (Потому что)
__________________________________________________
(Потому что)
___________________________________________________
б)Поэтому
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ищем ошибки в аргументации
Тезис
Умные книги помогают найти ответы на многие житейские вопросы.
Аргумент 1
Герои книг дают возможность понять, как вести себя в различных ситуациях, помогают увидеть себя со стороны, оценить свои поступки и действия.
Аргумент 2
Книги нужно читать неторопливо и вдумчиво.
Ищем ошибки в аргументации
Тезис
Умные книги помогают найти ответы на многие житейские вопросы.
Аргумент 1
Книга — это самое значимое изобретение за всю историю человечества.
Аргумент 2
Талантливые писатели — мудрые люди, они способны видеть больше, чем остальные.
Любая книга — умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг. Лопе ле Вега
Прочитайте
высказывания.
Найдите тезис (-ы),
аргумент (-ы),
вывод (-ы)?
Книги — это зеркало; и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола.
Г.Лихтенберг
Аргументы, оценива —
емые 2 баллами
Пример из
Аргументы, оценива — емые 1 баллом
- художественной;
- публицистической;
- научной (научно-популярной) литературы + пример из житейского опыта,
Афоризмы,
пословицы, поговорки
без
размышления над их содержанием
либо 2 примера из читательского опыта.
Примеры из спектаклей, кинофильмов, телепередач
Наблюдения
над жизнью окружающих, общества в целом
Предположи-тельные примеры
- Соглашаясь с …., хочется обратиться к произведению …., в котором можно найти аргументы, подтверждающие правоту автора. Вспомним, например….
- В справедливости авторской позиции легко убедиться, обратившись к ( роману, повести, рассказу, очерку и т.д.) (указать автора и название произведения). Например,…
- Не обошла вниманием эту проблему и русская (зарубежная) литература. Вспомним, к примеру…
- Убедительные аргументы, подтверждающие авторскую позицию, можно найти в художественной (публицистической, научно-популярной) литературе. Обратимся, например, к …
- В связи с этим мне хочется вспомнить…
Конструкции вопросительного характера типа
- Какие аргументы, подтверждающие авторскую позицию,
можно привести? Обратимся к ….
Конструкции побудительного характера типа
- Докажем это, обратившись к примерам из художественной (публицистической, научно-популярной) литературы.
Обратите внимание!
Используйте в качестве
средств связи между
абзацами вводные слова,
местоимения, наречия и т.д.!
- Моё согласие с авторской позицией можно обосновать ещё одним аргументом…
- Кроме того, соглашаясь с автором, хочется вспомнить также…
- Нельзя не согласиться с автором ещё и потому….
- К этой проблеме обращался и…
- Думаю, что ещё одним убедительным подтверждением авторской позиции может служить….
- Бесспорность (справедливость) авторской позиции можно обосновать также ещё одним аргументом:…
- Не только …, но и …
Конспект-схема сочинения
Проблема
Аспект проблемы
Аспект проблемы
Аспект проблемы
Тезис
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод
Проблемный вопрос
(самая простая
форма
вступления!)
Описание мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста
Обобщение высказанных мыслей
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что, постепенно взрослея, мы в любимых книгах вновь и вновь будем открывать для себя новые смыслы.
Общие сведения о проблеме
Прогнозирование, предположение
Хочется верить, что…
… Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, — просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!»
Ричард Бах
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен», г. Москва
Литература
- Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка, ФИПИ, 2013
- Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года, ФИПИ, 2014
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. — 3-е изд. -М.: Флинта, Наука, 2000.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 201 4
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М., «Экзамен», 201 4
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум. Выполнение
части С.: М., «Экзамен», 201 4