Инсценировка рассказа чехова толстый и тонкий

Сценарий постановки

по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Действующие лица:

Толстый (Михаил), тайный советник

Тонкий (Порфирий), коллежский асессор

Луиза, жена Тонкого

Нафанаил, сын Тонкого

Продавец газет

Продавец пирожков

_____________________________________________________________________________

Действие происходит на вокзале Николаевской железной дороги.

Звуки вокзала: разговоры людей, гудок

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

Тонкий только что вышел из вагона, навьючен чемоданами, узлами и картонками. Из-за его спины выглядывает худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

Толстый (удивленно, радостно восклицает). Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

Тонкий (изумляясь). Батюшки! Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

(Приятели троекратно целуются и устремляют друг на друга глаза, полные слез. Оба приятно ошеломлены)

Тонкий. Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! (рассматривает Толстого с разных сторон) Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь…(с гордостью показывает на жену) Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, (выставляет вперед сына) Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, (показывает на Толстого, радостно) друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

Тонкий. В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! (обращается к сыну) Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе (выставляет вперед сына)… А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

Толстый (восторженно глядя на друга) Ну, как живешь, друг? Служишь где? Дослужился?

Тонкий. (с гордостью) Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. (с сожалением) Жалованье плохое… ну, да бог с ним! (рассказывает увлеченно) Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? (Заигрывая с Толстым) Небось, уже статский? А?

Толстый. (просто, не хвастаясь) Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

Тонкий окаменевает, но скоро лицо его искривляется во все стороны широчайшей улыбкой; кажется, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…

Жена тоже меняется в лице, ее длинный подбородок становится еще длиннее.

Нафанаил вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира…

Тонкий. (заискивая, наклоняясь вперед как бы кланяясь) Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

Толстый. (морщится, возмущенно) Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

Тонкий (еще больше съеживается, хихикает). Помилуйте… Что вы-с… Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…

Толстый хочет возразить что-то, но видит на лице у тонкого столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайному советнику стало неприятно. Он отворачивается от тонкого и подает ему на прощанье руку.

Тонкий пожимает три пальца, кланяется всем туловищем и хихикает, как китаец: «хи-хи-хи».

Жена улыбается.

Нафанаил шаркает ногой и роняет фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

2

Сценарий показа по сценической речи и актёрского мастерства по рассказам А.П.Чехова.

2010-2011 учебный год

Театрального коллектива «Ника»

Действующие лица:

Автор

Толстый

Тонкий

Товарки 8 человек

Генерал-Очумелов

Городовой- Елдырин

Хрюкин- потерпевший

Прохор-повар

собачка

Звучит музыка, слышен стук печатной машинки. Гаснет свет. На просцениуме отображается тень печатающего писателя.

Появляется со свечой 3 девушки. Ставят на стол.

1-й чтец.
Время, бесстрашный художник,
Словно на белых страницах,
Что-то все пишет и пишет
На человеческих лицах.

Грифелем водит по коже.
Перышком тоненьким – тоже.
Острой иглою гравера.
Точной рукою гримера…

Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери,
Поздние наши утраты.

2-й чтец.
Черточки нашего скотства.
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства
С Богом и с горсточкой праха.

Скаредность наша и щедрость.
Суетность наша и тщетность.
Ханжество или гордыня,
Мужество и добродетель…

3-й чтец.
Отсветы. Отблески. Блики.
Пятна белил и гуаши.
Наши безгрешные лики.
Лица греховные наши…

Он уже в поле не воин,
Двинуть рукою не волен.
Больше не скажет: — Довольно!
Все. Ему больше не больно.

(Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник»)

.Уходят.

Зажигается свет на сцене.

Звучит музыка П.И.Чайковского, медленно затихая. Слышится мелодия скрипки, нежная и волнующая. На фоне мелодии, медленно выходя на сцену,
актер в роли Чехова произносит монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда»:

— И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем бранился всю жизнь, рычал, бросался с кулаками, обижал жену и, спрашивается, с какой надобности  давеча напугал и оскорбил бедного Ротшильда? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?

Уходит снова гаснет свет тень печатающего автора.

Появляется юноша и девушка :( показ слайдов А.П.Чехова и где бы А.П. Чехов)

    Девушка4: 

Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из «коротких штанишек» юмористических журналов 1880-х годов, таких как «Будильник», «Осколки», «Колокольчик», «Волна». Эта пестрая и шумная журнальная толпа для большинства крупных писателей того времени представляла собой «уличную литературу», то что сейчас называют «Массовой культурой». Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок.

Девушка5:

Таганрог, Москва, Сахалин, Мелихово, Ялта — эти памятные места связаны с именем Чехова. Это вехи на его короткой, но яркой, как пламя свечи, жизни. Каждое из них достойно отдельного разговора.

      У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных  человеческих изменений, уважение к человеку, каким бы он ни был, — вот в чем тонкость чеховских рассказов.

Звучит музыка. Гаснет свет. На просцениуме появляется писатель А.П.Чехов. с машинкой в руках печатает и читает рассказ. «Толсты и Тонкий»слайды вокзала зарисовки из книги А.П.Чехова ,иллюстрации.

Чехов:

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

Вышли на просцениум с вещами.

Толстый: Порфирий! ( воскликнул толстый, увидев тонкого)

Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

Тонкий: Батюшки! (изумился тонкий)Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Автор: Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

Толстый: Ну, как живешь, друг? (восторженно глядя на друга) Служишь где? Дослужился?

Тонкий: Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

Толстый: Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

Стоп-кадр.

Автор: Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…

Тонкий: Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

Толстый: Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

Тонкий: Помилуйте… Что вы-с… (захихикал тонкий, еще более съеживаясь) Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги..

в это время автор печатает на машинке и читает:

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Уходят за ткань(тень):

Тонкий стал отдавать поклон- почтения….прощаясь вцепился в руку тонкого пытаясь поцеловать. Толстый отдёрнул руку и пошёл…Тонкий смотрел ему в след наклонившись…

Слайды. Презентация 2

Девушка6: «Желание, служить общему, благу должно быть непременно потребностью души, условием личного счастья…» — говорил писатель. И слова его находили воплощение: Чехов строит 3 школы, хлопотал об открытии почтового отделения при станции Лопасня, проведения шоссе. Остаётся только удивляться, когда Чехов находил время для литературы.

Девушка7: Чехов любил повторять, что если человек не работает, не живёт в той художественной атмосфере, которая так раскрывает глаз художника, то будет чувствовать себя пустым, бездарным. Иногда он вынимал из стола свою записную книжку и, подняв лицо и блестя стёклами пенсне, мотал ею в воздухе и говорил: «Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам, молодым, чета! Хотите, парочку продам?»

9-ая девушка

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина,
Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.
1-я девушка
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит – о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струя запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Сад тот Россией был Чеховым назван
И сохранить его каждый обязан!

Презентация 3 детство….

Инсценировка «Хамелеон»

Звук печатной машинки. Свет гаснет. Видна тень печатающего автора. Прожектор гаснет и показ слайда базарная площадь.

Звучит музыка появляются ширмы с надписью Центральный рынок и подметающий дворник .

Звучит весёлая музыка появляются девушки современно одетые.Небольшая хореографическая композиция. Раскладываю товар, вынимают из больших узбекских сумок. появляется дама с собачкой! дворник подметает, пробегает

Девушка1:Как у нашего двора,

Ой как ярка!

Девушка2:

Словно радуга взошла

Чудо ярмарка!

Девушка3:Ах,какой собрался люд!

Девушка4:Люди важные!

Девушка 5:А те которые не важные- те ряженные!

Девушка6:Как пошёл гулять народ то по ярмарке!

Девушка7:Кто по ягоды пошёл!

Девушка8: Кто по яблоки!

Девушка1: кто по яблоки пошёл!

Девушка2: Кто по пряники!

Девушки 3и 4: Всем охота погулять, да на празднике!

Все: Ярмарка! Ярмарка! Ярмарка! Ярмарка!

Девушка5: Ярмарка! Ярмарка!

Девушка6:Кто валенки валяет!

Девушка 7:Акто балду гоняет!

Девушка8:приходи честной народ!

Все: к нам на ярмарку спешите, весь товар вот раскупите!

На сцене в командном шаге появляется Генерал Очумелов.

Генерал: Ать два левый, ать два правый!

Это кто шагает бравый?

Сапоги кругом дрожат!

Товарки: Дело ясное- сержант!

Генерал: Кто меня не узнаёт! Тот пускай опять поют! Запевай!

Товарки: Ать дав левый, ать два правый!

Генерал: Это кто шагает бравый?

В новый корпус словно франт!

Товарки: неужели лейтенант?

Генерал: Нас опять не узнают! Так пускай опять поют? Запевай!

Товарки: Ать дав левый, ать два правый!

Генерал: Это кто шагает бравый?

Товарки: Это видно, капитан?

Генерал: До чего ж народ ,балван!

Товарки: Ать дав левый, ать два правый!

Генерал: Это кто шагает бравый?

Товарки: Неужели сам майор?

Генерал: Всем отставить этот вздор!

Товарки: Ать дав левый, ать два правый!

Генерал: Это кто шагает бравый?

Товарки: Остаётся –Генерал!

Генерал: Верно! Чёрт бы вас побрал!

На месте, стой,раз,два. Смирно!

(зрителям)Всем встать! Можете сесть!

Эй народ товар готовь! Товар под стол, денежки на стол!

Товарки убегают, одна не успела уйти.

Генерал: Я полицейский бравый и у меня карман не дырявый!

Направляется к последней товарки, ему вручает свою сумку и убегает. Он начинает осматривать сумку, примерять товар и вдруг слышит!

Мужчина(Хрюкин): ( кричит за кулисами) Так ты кусаться, окаянная? Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а! Не пущай!

Появляются Человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец за ним товарки

Городовой-Елдырин: Никак беспорядок, ваше благородие

Генерал(Очумелов): По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?
Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю.(кашляя в кулак.)Насчет дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…
Очумелов: Гм!.. Хорошо…(строго, кашляя и шевеля бровями)Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,(обращается надзиратель к городовому)узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

Товарка 1(:выкрикивает из толпы)Это, кажись, генерала Жигалова!
Генерал-Очумелов: Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?( обращается к Хрюкину)Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

Товарка 2: Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!
Хрюкин: Врешь! Не видали, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандарах… ежели хотите знать…
Генерал-Очумелов: Не рассуждать!
Гродовой-Елдырин : (рассматривает собачку)Нет, это не генеральская… У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

Генерал-Очумелов: Ты это верно знаешь?

Городовой-Елдырин: Верно, ваше благородие…

Генерал-Очумелов: Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

Городовой.-Елдырин: (думает в слух) А может быть, и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.

Товарка3 (выкрикивает из толпы):
Вестимо, генеральская!

Генерал-Очумелов: Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..
На сцене появляется повар!
Городовой :Елдырин :Повар генеральский идет, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?

Повар- Прохор : Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Генерал-Очумелов : И спрашивать тут долго нечего. Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и всё.

Повар-Прохор : Это не наша, — Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

Генерал-Очумелов: Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? (всё лицо его заливается улыбкой умиления)Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

Повар-Прохор: В гости…

Генерал-Очумелов: Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

Генерал-Очумелов (грозит ему-Хоюкину и, запахиваясь в шинель ):Я еще доберусь до тебя!

Продолжает свой путь по базарной площади.

Товарка4: кому товар!

Товарка5:Товары по десять рублей! Все по десять!

Товарка6:Ярамарка!Ярмарка!

Товарка7:славная!Яркая!А весёлая!

Товарка8:приходи честной народ всех вас ярмарка зовёт!

Расходятся.

Звучит музыка!

Сайды на сцене!

Завершающий монолог актера в роли А.П.Чехова из рассказа «Крыжовник»:
   Чехов:   К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!

6

Тема: «Секреты мастерства писателя. «Маленькие рассказы» А.П.Чехова .

Тип урока – урок-исследование с элементами театрализации.


Цели урока:

  • Общеобразовательная: обобщить знания учащихся по творчеству А.П.Чехова, научить защищать тему, артистично инсценировать прозаический текст,  развивать умение анализировать прозу, учить разделению функций.
  • Развивающая: развивать устную монологическую речь учащихся, умение инсценировать прозу, способность видеть и оценивать своеобразие художественного текста.
  • Воспитательная: воспитывать коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к  урокам литературы и к литературе вообще.


Оформление:

  1. Портрет А.П.Чехова.
  2. Выставка книг А.П.Чехова.
  3. Листы с открытками из жизни А.П.Чехова.
  4. «Кот в мешке»:
    • плоскогубцы;
    • духи;
    • перо;
    • бинокль;
    • табакерка (портсигар).
  5. Изготовленные детьми обложки к рассказам А.П.Чехова.
  6. Награды для лучших:
    • актёров;
    • художников.
  7. Оборудование к инсценировкам:

    • «Толстый и тонкий» (шляпа, плащ, палка и др. костюмы)
    • «Смерть чиновника» (бинокль, перо)
    • «Лошадиная фамилия» (перо, чашки, самовар, щипцы, графин с «водкой», миска)
  8. Записи на доске (тема, приёмы мастерства, словарная работа).

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы побываем в мастерской художника слова, писателя Антона Павловича Чехова. (Обращает внимание на портрет и на выставку)

Произведения этого писателя вы хорошо знаете.

Назовите их.

(«Каштанка», « Хирургия», « Пересолил», « Налим», « Толстый и тонкий» и др.)

Этот мастер умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его рассказы – это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу?

Некоторые секреты он нам сегодня откроет. (В тетради и на доске записывается тема: «Секреты мастерства А.П.Чехова»).

2. О писателе. (Презентация)

3. Конкурс «Кот в мешке».

Прежде, чем начать разговор о рассказах Чехова, я хочу узнать, как внимательно вы читали их. У нас игра «Кот в мешке». (Учитель достаёт по очереди предметы из мешка. Ученики должны угадать, с каким рассказом Чехова они связаны).

Из какого рассказа эта деталь?

  • Бинокль («Смерть чиновника»).
  • Духи, портсигар («Толстый и тонкий», флёрдоранж).
  • Графин с «водкой» («Лошадиная фамилия»).

4. Работа по произведениям:

А) «Толстый и тонкий»

Сегодня  мы с вами в импровизированном театре. Мы не только вспомним содержание рассказов Чехова, но и выясним, кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть.

Вот один из секретов А.П.Чехова: (Из письма брату Александру Павловичу Чехову) «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев…»

Итак, инсценировка рассказа  «Толстый и тонкий».

Описывает ли в этом рассказе Чехов состояние героев? (Нет)

– А что он описывает? (Действие.)

1-ый секрет, который мы запишем, –

Описывать действия, а не состояние героев.

– Кто первый бросается к другу? (Толстый)

– Как тонкий называет толстого? («Миша! Друг детства!»)

– Каково состояние обоих? (Оба приятеля «ошеломлены».)

– Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили, «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил.)

– С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга.)

– Что мы узнаём о материальном положении тонкого?

(Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

– С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости.)

– А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды.)

– Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (Зачитать)

– Какой приём использует Чехов? (Метафору. Метафору, доведённую до гротеска)

Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)

– Найдите гротеск в этой сцене? («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились.»)

– Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

– Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет суффикс –с; «Ваше превосходительство»; заикается, это выражено на письме в виде многоточий; речь прерывиста.)

– Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»? (Герои не названы по именам, толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого.)

Чехов избегает описаний.

– Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным.)

– Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичны. Найдите их.

– О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев.)

– Почему стало противно и кому? (Толстому.)

– Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание.)

Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства.)

– Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены.»)

– Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце – семья тонкого.)

Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинипочитанием.)

– Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира.

– Что у юмора и сатиры общее? (Высмеивают.)

– А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества.)

– Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (Сатирический.)

– Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества – чинопочитание.)

Ну а теперь обсудим, удалось ли нашим актёрам создать образы, отразив идею автора.

– Получилось ли у________________изобразить метаморфозы, превращения, которые произошли с тонким?

– Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого?(Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого.)

– О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил? (Это говорит о его желании выделиться, претенциозности.)

– Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе? (Чинопочитание, рабское угодничество.)

Вот что он писал Суворину в известном письме: «Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук,… выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.»

С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая из себя раба».

Б) «Смерть чиновника»

– Инсценировка рассказа

– Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»?

(Тема чинопочитания, самоуничижения.)

– Это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический.)

– Что он высмеивает? (Чинопочитание.)

– Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде? (Страх перед вышестоящим лицом.)

Чехов часто использует говорящие фамилии.

– Какие говорящие фамилии есть в рассказе и о чём они « говорят»? (Червяков – подчёркивает его ничтожество, Бризжалов – вызывает ассоциации с брюзгой, человеком, который постоянно распекает, брызжет слюной).

В письме брату Александру Павловичу Чехов писал: «Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое…»

– Как вы думаете, почему Чехов так считал? (Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи. Мало действующих лиц.)

– Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство? (Нет, напротив, он успокаивал Червякова: «Я уж и забыл…Какие пустяки!»)

– Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится? (Самого понятия «генерал».)

– От чего умирает чиновник? (От страха.)

– В чём же курьёзность ситуации? (В том, что незначительное происшествие вызывает значительные, страшные последствия. Несоответствие причины и следствия.)

Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека.

– Получилось ли у ____________изобразить страх, чинопочитание?

– Понравилась ли вам игра – _________? Чем?

– За какого человека боролся в своих рассказах Чехов? (За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства.)

– Какие недостатки он высмеивал? (Чинопочитание, страх перед деньгами и авторитетом.)

В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое. Давайте рассказы, мелочи, анекдоты, остроты, каламбуры».

В) Рассказ «Лошадиная фамилия» как раз анекдот.

– Что такое анекдот?(Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом главное значение имеет случай. Случай придаёт обычному необыкновенный вид. Поэтому в рассказе –анекдоте внимание уделяется описанию курьёзного.)

– Что такое «курьёзное»?(Смешное, странное, диковинное.) Курьёзные подробности и действия.

Инсценировка рассказа.

– Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор? (Случайное.)

– Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом.)

– Какие черты характера Булдеева проявляются в речи?(Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим.)

– Найдите слова, которые это доказывают. («Ну? Ну что же? Скорей думай!»)

– Найдите бранные, резкие выражения в его речи. («Чёрт тебя возьми», «к чёрту депешу пошлёшь», «накося».)

Индивидуализация речи персонажей. Речь – выражение характера.

– Сочувствуем ли мы Булдееву? (Нет.)

– Почему? (Генерал считает заговоры «ерундой, шарлатанством», а сам через некоторое время требует от приказчика, чтобы он вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря. Он сначала отказывается вырывать зуб, а потом посылает за доктором.)

– Над какими недостатками Булдеева смеётся Чехов? (Над его непоследовательность.)

– Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.

– В какое комическое положение поставлен Иван Евсеевич? (Он вспоминает забытую им фамилию лишь тогда, когда она уже не нужна. Также, назвав фамилию «лошадиной»,он направил поиски её по неверному пути: все ищут эту фамилию, думая о масти, возрасте, нраве лошадей.)

Конкурс «Кто больше вспомнит лошадиных фамилий».

– Запишите их в тетрадь. Зачитайте.

Но вернёмся к главным героям.

– Какие метаморфозы происходят с Иваном Евсеевичем? (Сначала он ведёт себя уверенно, неторопливо, многословно, он даже подсказывает текст депеши. Далее он теряет свою смелость всё больше по мере того, как не может вспомнить фамилию.)

– Зачитайте авторские ремарки, которыми Чехов сопровождает речь Ивана Евсеевича. («Медленно вышел», «виновато вздохнул».)

Удалось ли____________передать эти метаморфозы?

Понравилось ли вам, как_______________сыграл Булдеева? Чем?

Рассказ-анекдот отличает простота композиции.

– Что в композиции занимает главное место? (Диалог)

– Почему именно диалог?(Он делает рассказ динамичным и сценичным.)

Большую роль в рассказе-анекдоте играет анекдотическое слово. Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или нелепостью, неуместностью.

– Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете. (Овсов, т.е. та «лошадиная фамилия», которую все вспоминают.)

– Что является завязкой действия? (Рассказ Ивана Евсеевича об акцизном.)

– Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия». (Встреча приказчика с доктором, после которой всплывает в памяти фамилия.)

– Какие несоответствия делают эту сцену комичной? («Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному.)

– Найдите развязку в сюжете рассказа.

– Что в рассказе высмеивает автор? (Суеверие, необразованность, темноту.)

– Это юмористический или сатирический рассказ? (Юмористический.)

– Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный.)

– Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный? (Серьёзный, потому что это ещё и напоминание о том, что при всех обстоятельствах «среди людей нужно сознавать своё достоинство».)

Мы с вами посмотрели 3 инсценировки рассказов Чехова.

Почему их легко инсценировать?

– Диалог.

Нет описаний.

Мало повествования.

Индивидуализированность речи персонажей.

Кто же лучший актёр и почему?

Сегодня мы также выберем лучшего художника. Вы дома рисовали обложки к рассказам Чехова.

– Чья обложка вам больше нравится и чем?

5. Домашнее задание.

Опираясь на секреты мастерства Чехова, создайте дома небольшие юмористические рассказы. Оформите их.

logo

  • подготовьте инсценированное чтение рассказа тонкий и толстый

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      anabellaconner999

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

    Помогите подставить правильно слова

  • fizika
    Физика

    17 минут назад

    Физика.Замкнутая и незамкнутая цепь.Источники тока.

  • literatura
    Литература

    17 минут назад

    Что такое предательство и как оно влияет на человека сочинение по рассказу тарас бульба

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    22 минут назад

    Приципиально это как?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    27 минут назад

    Как будет правильно? «Один раз есть, неделю нет или недеЛя? Окончание? Типо человек один раз появляется и неделя нет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    2 часа назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20458

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Инсценировка по сказкам маршака
  • Инсценировка осенней сказки для старшей группы
  • Инсценировка осенней сказки в детском саду
  • Инсценировка как пишется правильно
  • Интеллектуал как пишется правильно