Инструктаж перед итоговым сочинением 11 класс

Черновская средняя общеобразовательная школа

Адрес141875, Московская область, Дмитровский, Некрасовский, мкр. Строителей, дом.10

Loading…

  • Главная
  • Аттестация
  • Государственная итоговая аттестация (11 класс)
  • Инструкция для участников итогового сочинения и  памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)  

Инструкция для участников итогового сочинения и  памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)  

Дата публикации — 12.09.2019

Памятка для выпускников при подготовке к итоговому сочинению 2020-2021?

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения  2020-2021г.

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизничеловека; ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Подробнее о вступлении

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д., тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Подробнее о заключении

4 способа закончить сочинение:

Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. . Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Список направлений тем итогового сочинения 2021 Направление «Забвению не подлежит»

  • Направление «Я и другие»
  • Направление «Время перемен»
  • Направление «Разговор с собой»
  • Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших  влияние  как  на  судьбы  конкретных  людей,  так  и  на  развитие  общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

В  рамках  данного  направления  можно  будет  поразмышлять  о  меняющемся  мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в  период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

4. Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной    личности,    о    ценности    и    уникальности    своего    внутреннего    мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению  о культурных запросах  современного  человека,  его  литературных  пристрастиях,  жизненной  позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на    формирование    будущего    мира.    Потребуется    осмысление    духовных    ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Важное примечание про итоговое 2021

Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

26 октября 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения.

Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

→ Направления ИС.
→ Образцы бланков ИС.

Участник должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и верхней части бланка записи, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка регистрации. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника).

Если участник не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).

Приложение 4.

Инструкция
для участника итогового сочинения (изложения),
зачитываемая членом комиссии образовательной организации
по проведению итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете
перед началом проведения итогового сочинения (изложения)

Во время проведения итогового сочинения (изложения) вы должны соблюдать порядок проведения итогового сочинения (изложения).

Во время работы в учебном кабинете запрещается:
  • иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  • пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой);
  • выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений), фотографировать материалы итогового сочинения (изложения).

Ознакомиться с результатами итогового сочинения (изложения) вы можете в образовательной организации или в местах, в которых были зарегистрированы на участие в итоговом сочинении (изложении).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся:
  • ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • при необходимости лекарства и питание;
  • орфографический словарь (для изложения – орфографический и толковый словари).
Приступаем к заполнению бланка регистрации.

Записывайте буквы и цифры в соответствии с образцом на бланке. Каждая цифра, символ записывается в отдельную клетку.

Заполните регистрационные поля в соответствии с информацией на доске (информационном стенде).

Обратите внимание участников на доску.

Заполняем код региона, код образовательной организации, номер и букву класса, место проведения, номер кабинета, дату проведения итогового сочинения (изложения), код вида работ, наименование вида работ. После того как вы ознакомитесь с темами, впишите выбранный номер темы в поле «номер темы».

Заполняем сведения об участнике итогового сочинения (изложения), поля: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, пол.

Сделать паузу для заполнения участниками полей БР.

Поставьте вашу подпись в поле «подпись участника», расположенном в средней части бланка регистрации.

Приступаем к заполнению регистрационных полей бланка записи.

Регистрационные поля в бланке записи заполняются в соответствии с информацией на доске и бланке регистрации.

Служебные поля «Заполняется ответственным» не заполняйте.

Вы можете делать пометки в черновиках. Обращаем ваше внимание на то, что записи в черновиках не проверяются.

Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) зачитывают участникам темы итоговых сочинений (тексты изложений).

Инструктаж закончен. Вы можете приступать к написанию итогового сочинения (изложения).

Начало: (объявить время начала итогового сочинения (изложения)

Окончание: (указать время)

Запишите на доске время начала и окончания итогового сочинения (изложения).

Время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных частей бланков итогового сочинения (изложения), в общее время проведения итогового сочинения (изложения) не включается.

При проведении изложения после объявления начала проведения итогового изложения, член комиссии разборчиво читает текст изложения трижды. Глухим, слабослышащим выпускникам, а также выпускникам с тяжелыми нарушениями речи на 40 минут выдается текст для изложения (в нем разрешается делать пометы). По истечении этого времени исходный текст сдается, и в оставшееся время выпускники пишут изложение.

Желаем удачи!

Во время проведения итогового сочинения (изложения) член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проверяет правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках, соответствие данных участника итогового сочинения (изложения) в документе, удостоверяющем личность, и в бланке регистрации.

За 30 минут до окончания итогового сочинения (изложения) необходимо объявить участникам о скором завершении итогового сочинения (изложения).

До окончания итогового сочинения (изложения) осталось 30 минут.

Не забывайте переносить записи из черновика в бланк записи.

За 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) необходимо объявить:

До окончания итогового сочинения (изложения) осталось 5 минут.

По окончанию времени итогового сочинения (изложения) объявить:

Итоговое сочинение (изложение) окончено. Положите на край стола свои бланки.

Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) осуществляют сбор бланков участников в организованном порядке.

Инструкция для участника итогового сочинения

Выберите
только ОДНУ из предложенных тем итогового
сочинения, а затем напишите
сочинение-рассуждение на эту тему.
Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если
в сочинении менее 250 слов (в подсчёт
включаются все слова, в том числе и
служебные), то за такую работу ставится
«незачёт».

Итоговое
сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения
(фрагментов сочинения) из какого-либо
источника (работа другого участника,
чужой текст, опубликованный в бумажном
и (или) электронном виде и др.).

Допускается
прямое или косвенное цитирование с
обязательной ссылкой на источник (ссылка
дается в свободной форме). Объем
цитирования не должен превышать
собственный текст участника.

Если
сочинение признано экспертом
несамостоятельным, то выставляется
«незачет» за работу в целом (такое
сочинение не проверяется по пяти
критериями оценивания).

В
рамках заявленной темы сформулируйте
свою позицию и аргументируйте её на
основе не менее одного произведения
отечественной
или мировой литературы
по Вашему выбору (количество привлечённых
произведений не так важно, как глубина
раскрытия темы с опорой
на литературный
материал).

Продумайте
композицию сочинения. Соблюдайте речевые
и орфографические нормы (разрешается
пользоваться орфографическим словарём).
Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При
оценке сочинения в первую очередь
учитывается соответствие выбранной
теме и аргументированное привлечение
литературных произведений.

Приложение
7 к приказу Департамента образования
Ивановской области

от
10.11.15№ 1925-о

Инструкция для участника итогового изложения

Прослушайте
(прочитайте) текст. Напишите подробное
изложение. Рекомендуемый объём – 250-300
слов. Если в изложении менее 150 слов

подсчёт включаются все слова, в том
числе и служебные), то за такую работу
ставится «незачёт».

Итоговое
изложение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывания изложения
из какого-либо источника (работа другого
участника, исходный текст и др.).

Если
изложение признано экспертом
несамостоятельным, то выставляется
«незачет» за работу в целом (такое
изложение не проверяется по пяти
критериями оценивания).

Старайтесь
точно и полно передать содержание
исходного текста, сохраняйте элементы
его стиля.

Обращайте
внимание на логику изложения, речевые
и орфографические нормы (разрешается
пользоваться орфографическим и толковым
словарями).

Изложение
пишите чётко и разборчиво.

При
оценке изложения в первую очередь
учитывается его содержание и логичность.

Приложение
8 к приказу Департамента образования
Ивановской области

от
10.11.15№ 1925-о

Инструкция для учителя-словесника по подготовке обучающихся к итоговому сочинению

Сочинение
уже более 200 лет является универсальной
комплексной формой проверки уровня
обученности учащихся. Она хорошо знакома
не только учителям-словесникам, но и
другим педагогам, поскольку умение
создавать сочинение формируется в
процессе изучения разных предметов (в
первую очередь, дисциплин гуманитарного
цикла). Сочинение является результатом
систематической планомерной работы,
осуществляемой на протяжении всех лет
обучения в школе. Учителя, преподающие
разные предметы, должны способствовать
систематизации и проблематизации знаний
обучающихся, дальнейшему повышению их
речевой культуры, развитию языкового
чутья.

Чтобы
подготовить ученика к сочинению, особое
внимание следует уделить формированию
умения создавать связный текст на
заданную тему. Как показывает практика,
наиболее эффективно в этой связи
сочетание двух направлений работы. С
одной стороны, необходимо анализировать
готовые тексты с разных точек зрения:
коммуникативная задача текста (вычленение
главной информации, определение темы
и микротем текста), его логический и
композиционный замысел, отбор лексики,
сочетаемость слов, риторические приемы
и др. С другой стороны, следует регулярно
практиковать выполнение письменных
заданий различного объема на основе
художественного произведения (или его
фрагмента). Приступая к работе, ученик
должен внимательно прочитать формулировку
темы и осмыслить ее, определить свою
задачу по ее раскрытию. Положительный
эффект при этом дает вычленение в теме
опорных слов, анализ смысла каждого из
них, их взаимосвязи. На ранних этапах
подготовки к сочинению удобнее
использовать для тренировки вопросительные
формулировки тем.

Следует
помнить о важности самоанализа,
обеспечении обратной связи: необходимо
уделять внимание вопросам анализа формы
и содержания созданного текста, учить
школьника видеть сильные и слабые
стороны собственной работы и редактировать
ее.

Методика
обучения написанию сочинения включает
следующие положения.

1.
Для отслеживания динамики формирования
навыка написания сочинения в течение
года проводится не менее трех контрольных
сочинений.

2.
Неудачно выполненная работа должна
быть переписана с целью совершенствования
написанного.

3.
Проведение аудиторного или домашнего
сочинения предваряется отработкой
аналогичного материала в классе под
руководством учителя.

4.
Сочинения (в обобщенном варианте)
анализируются в классе с опорой на
критерии оценивания; читаются наиболее
удачные сочинения или их фрагменты;
обсуждаются направления доработки
анализируемых сочинений (упущенные
повороты мыслей, другой подбор
доказательств и иллюстраций к ним для
того или иного тезиса, варианты вступления
и заключения, поиск вариативных способов
перехода от одной мысли к другой,
альтернативный литературный контекст
сочинения и др.).

5.
Проводится индивидуальное собеседование
с учащимися по конкретным замечаниям
к его сочинению.

6.
В урок включаются отдельные практические
задания, связанные с формированием как
конкретного навыка, так и комплекса
умений, необходимых для написания
сочинения.

При
формировании умения писать сочинение
особое внимание уделяется следующим
аспектам методической работы:

анализ
формулировок тем сочинения, способы
сужения темы;

осмысление
возможной проблематики сочинения,
тренировка в постановке проблемы к
сочинению и разработка системы вопросов
к теме;

отбор
материала, необходимого и достаточного
для раскрытия темы сочинения; включение
в сочинение литературного материала,
рассмотрение проблемы с опорой на
выбранный материал;

формулировка
тезисов сочинения, умение строить
доказательные рассуждения (тезис –
доказательства – иллюстрации);

продумывание
композиции сочинения, работа над
вступительной и заключительной частью
сочинения, способы аргументации,
логические связи между частями сочинения,
логика фразы;

речевое
оформление текста;

оптимальные
формы работы с черновиком.

При
подготовке к сочинению эффективны
следующие приемы:

создание
устных сочинений на разные темы,

написание
отдельных частей сочинения;

многоаспектный
анализ готовых ученических сочинений;

развитие
навыка рецензирования своей и чужой
работы;

редактирование
текста.

Выпускники
должны быть знакомы с критериями
оценивания итогового сочинения и
инструкцией для участника итогового
сочинения.

Приложение
9 к приказу Департамента образования
Ивановской области

от
10.11.15№ 1925-о

Соседние файлы в папке приказ ДО (1)

  • #
  • #

    14.03.2016140.04 Кб1Формы ИС-2015.xlsx

  • Инстаграме или инстаграмме как пишется правильно
  • Инстаграм лесная сказка алматы
  • Инстаграм кратко как пишется
  • Инстаграм как пишется сайт
  • Инстаграм как пишется правильно с двумя м или с одной