Петя и волк — детский мультик, в котором дети впервые знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра, этого яркого явления западноевропейской музыкальной культуры. Если вы решили обучать своего ребёнка музыке, то наверняка он станет более-менее частым посетителем филармонических концертов. Во всех странах это является нормальной потребностью культурного, образованного человека.
А в этом случае ему будет просто необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху), знать, как они выглядят.
Информация эта объёмная и потому было бы неправильно наваливать её на ребёнка всю сразу. Ему будет сложно всё запомнить, может возникнуть путаница в голове. Поэтому давайте, как всегда, «кушать слона по кусочкам».
К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк». Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.
Есть много вариантов записи этого произведения. При выборе видеоролика для размещения на своём блоге я думала о том, что этот фильм должен сочетать в себе богатую информативность, доступность и интересную подачу материала. Поэтому выбор был сделан в пользу записи, сделанной ещё в 1946 году.
К сожалению, более поздние варианты не выдерживают конкуренции с этой записью по указанным выше параметрам. По причине давности записи качество видео в ней несколько уступает более поздним образцам. Однако, думаю, что содержание всё же важнее.
Итак, в сказке за каждым из главных действующих лиц закреплён определённый инструмент (или группа инструментов), которые характеризуют это действующее лицо своей мелодией-лейтмотивом.
Таким образом происходит знакомство с пятью духовыми инструментами и четырьмя из группы струнных инструментов. Вот они:
1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка, виолончель или альт всем хорошо известны).
2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.
3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент Гобой, поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.
4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет (как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные духовые.
5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот.
6.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных (сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна, причём их задействовано для этой цели сразу три!
Надеюсь, что просмотр этого фильма об инструментах симфонического оркестра доставит удовольствие всем. По крайней мере, у детей этот фильм всегда пользовался большим успехом:
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Инструменты симфонического оркестра в сказке С. Прокофьева
«ПЕТЯ И ВОЛК»Слушание музыки 1 класс
Ситникова У.С. -
2 слайд
Главные персонажи
Петя – струнно-смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас)
Дедушка – фагот (деревянно-духовой инструмент)
Волк – валторна (медно-духовой инструмент)
Птичка – флейта (деревянно-духовой инструмент)
Кошка – кларнет (деревянно-духовой инструмент)
Утка – гобой (деревянно-духовой инструмент)
Охотники – ударные инструменты (литавры и барабан) -
-
4 слайд
Дедушка
Фагот – деревянно-духовой инструмент.
В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название, т.к. в переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров»).
Фагот имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной тростью. -
5 слайд
Волк
Валторна – медный духовой инструмент.
Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом. -
6 слайд
Птичка
Флейта – деревянный духовой инструмент.
В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. -
7 слайд
Кошка
Кларнет — деревянный духовой инструмент с одинарной тростью.
Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. -
8 слайд
Утка
Гобой – деревянный духовой инструмент, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром. -
9 слайд
Охотники
Литавры — ударный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверстие. -
10 слайд
Охотники
Большой барабан – ударный инструмент с неопределенной высотой звука низкого регистра.
Представляет собой барабан — широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом.
С.Прокофьев Симфоническая сказка для детей Петя и волк
Знакомство с инструментами симфонического оркестра
«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в ее Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом и оркестром. Литературный текст написан самим композитором.
Сюжет
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку.
На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз.
В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать.
Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк.
Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю.
Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком.
Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.
Музыка
Состав оркестра:
Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.
Каждый персонаж представлен определенным инструментом и отдельным мотивом:
Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
По материалам из Википедии
С.Прокофьев Симфоническая сказка Петя и Волк — мультфильм
Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.
В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.
Петя
Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.
Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.
Птичка
Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.
Утка
В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.
Кошка
Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.
Дедушка
Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Волк
Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.
Охотники
Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.
Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.
Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.
Вопросы и задания:
- С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
- Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
- Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
- Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
- В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
- Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
- Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
- Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Дедушки, mp3;
Тема Волка, mp3;
Тема охотников, mp3;
Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Сергей Прокофьев «Петя и волк»
Среди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детишек распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями. Представив каждого персонажа определенным инструментом, Прокофьев мастерски подметил, что гнусавость низких звуков гобоя замечательно подходит для изображения неповоротливой утки, легкость и воздушность флейты для маленькой птички, а ворчливого дедушку колоритно проиллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых.
Краткое содержание музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Музыкальные инструменты, озвучивающие героев сказки |
Пионер Петя | группа струнных инструментов |
Птичка | флейта |
Утка | гобой |
Кошка | кларнет |
Дедушка | фагот |
Волк | валторны |
Охотники | большой барабан и литавры |
Краткое содержание сказки «Петя и волк»
Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На растущем у забора дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она не упустила возможности поплескаться в глубокой луже, которая образовалась на большой лужайке. Птичка, увидев неуклюжую Утку, подлетела к ней поближе и завела разговор, который затем перешёл в спор о том, кто на самом деле считается настоящей птицей. Птичка утверждала, что это она, так как умеет летать. Утка же противилась, уверяя, что истинная птица обязательно должна уметь плавать. Их спор продолжался ещё долго, при этом Утка с удовольствием плескалась в луже, а птичка, ведя с ней разговор, прыгала по краю водоёма. Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьях, но вскоре поняла, что осталась ни с чем.
Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева.
Петя, увидев эту сцену, тихонько подошёл к забору, вдоль которого раскинулась одна из веток дерева и, ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Проворно летая над головой Волка, Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали, стал яростно вырываться. Мальчик предусмотрительно привязал верёвку к дереву, а Волк, в бешенстве прыгая, ещё туже затягивал петлю, которая была у него на хвосте. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.
Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.
Продолжительность сказки |
30 мин. |
Интересные факты
- Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, Наталье Ильиничне Сац. Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания. В следующем, после премьеры произведения, 1937 году Сац была арестована и на пять лет сослана в один из лагерей Гулага. Впоследствии, оставаясь активным пропагандистом музыкального искусства среди подрастающего поколения, она явилась основателем шести театров для детей.
- Прокофьев настрочил текст сказки «Петя и волк» в своей излюбленной манере, то есть для краткости пропуская гласные буквы. Например, в конце сказки у него было написано так:
«А есл пслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».
- Музыкальная сказка «Петя и волк» во всём мире является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции.
- Свою последнюю гастрольную поездку по странам Европы и в США Прокофьев совершил в 1938 году. Это было триумфальное турне, каждый концерт которого сопровождался бурным успехом. Однако самым запоминающимся для композитора в этом путешествии была встреча с эмигрировавшим из Германии с Арнольдом Шёнбергом и знакомство Уолтом Диснеем. Прокофьев на фортепиано сыграл великому мультипликатору «Петю и волка» и подарил партитуру этого сочинения, которая в 1946 году легла в основу первой анимационной версии произведения. Впоследствии этот фильм сегментом вошёл в знаменитую диснеевскую полнометражку с названием «Сыграй мою музыку».
- Первый советский мультфильм по симфонической сказке «Петя и волк» сняли в 1958 году. Это был кукольный фильм, а рисованный появился лишь спустя восемнадцать лет. Необходимо также отметить анимационный фильм «Петя и волк», снятый в 2006 году. Работа британских, норвежских и польских мультипликаторов в 2008 году была удостоена премии «Оскар».
- Первой исполнительницей, выступившей в «Пете и волке» в роли чтеца, была Наталья Сац. Затем рассказчиками сказки были такие знаменитые личности, как Николай Литвинов, Роми Шнайдер, Леонард Бернстайн, Элеонора Рузвельт, Софи Лорен, Шарль Азнавур, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Патрик Стюарт, Питер Устинов, Шэрон Стоун, Олег Табаков, Стинг, Дэвид Боуи, Жерар Филип, Сергей Безруков, Билл Клинтон, Михаил Горбачёв, Эммануэль Макрон.
- Музыкальная сказка «Петя и волк» в нынешнее время во всём мире пользуется настолько большой популярностью, что постоянно ложится в основу балетных спектаклей, цирковых представлений, а также многочисленных джаз, рок и фолк аранжировок.
История создания музыкальной сказки «Петя и волк»
Всем хорошо известно, что Сергей Сергеевич Прокофьев к революционным событиям, произошедшим в России осенью 1917 года, отнёсся весьма настороженно, а потому под предлогом гастрольной поездки он покинул родину и почти двадцать лет прожил за границей. Постоянно совершая турне по разным странам Европы и Америки, где музыканту предоставлялись лучшие концертные залы, и знаменитые оркестры исполняли его сочинения, он всё-таки два раза с выступлениями посещал Советский Союз. Во время этих поездок Прокофьеву оказывался невероятно радушный приём, как со стороны публики, так и властей, которые с обещанием всех благ, настойчиво предлагали ему вернуться назад. После таких посещений России Сергей Сергеевич особо остро ощущал, насколько сильно он соскучился по родине, и как ему тоскливо на чужбине.
В 1934 году композитор наконец-то принял для себя жизненно важное решение навсегда переехать в Советский Союз. Вернувшись на родину вместе с женой и двумя сыновьями, Прокофьев сразу активно влился в музыкальную жизнь страны. Он всей душой и сердцем стремился узнать и понять по-новому преобразившуюся Россию. В то время большую радость Сергею Сергеевичу доставляли встречи с друзьями молодости, как, например, Верой Владимировной Алперс, по убедительной просьбе которой композитор сочинил двенадцать поэтичных фортепианных пьес под общим названием «Детская музыка».
Несмотря на плотный рабочий график, Прокофьев считал обязательным для себя присутствие на различных концертных и театральных премьерах. Так, летом 1935 года Сергей Сергеевич решил вместе с женой и сыновьями посмотреть постановку оперы Леонида Алексеевича Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поставленную в Московском театре для детей, которым в то время руководила Наталия Ильинична Сац. Через неделю семейство Прокофьевых вновь посетило театр, а впоследствии дети композитора так его полюбили, что вместе с родителями пересмотрели весь репертуар. Необходимо заметить, что в то время нигде за границей не было театров, рассчитанных на юного зрителя. При первом знакомстве со знаменитым композитором, руководитель театра Наталия Ильинична была очень сильно взволнована и даже растеряна, однако спустя время между ними завязались крепкие дружеские отношения.
Будучи истинной энтузиасткой своего дела, Наталья Ильинична сразу начала обдумывать, как привлечь выдающегося композитора к творческой работе в детском театре. Вот тогда-то ей и пришла идея о создании симфонической сказки, в которой музыка со словом были бы неразрывно связаны, но самое главное, чтобы в ней в доступной и занимательной форме рассказать детишкам о музыкальных инструментах, входящих в симфонический оркестр. Своими мыслями Наталья Ильинична поделилась с Сергеем Сергеевичем. Сац беспокоилась, что композитор, которому заказы поступали как из рога изобилия, серьёзно не воспримет такое предложения, но, несмотря на опасения, Прокофьев стал заинтересованно расспрашивать о том, какими она представляет образы сказки. В дальнейшем в телефонных разговорах и при личных встречах композитор и режиссёр с фантазией обсуждали разные сюжеты и в итоге пришли к выводу, что в детской симфонии помимо людей обязательно должны участвовать звери и птицы.
В процессе работы над произведением Прокофьев и Сац настолько сблизились, что даже перешли на ты, но вот однажды Сергей Сергеевич сильно рассердился на Наталью Ильиничну. Дело в том, что Сац немного переусердствовала и, чтобы усилить темпы работы, поручила молодой поэтессе литературно осмыслить обдуманный материал. Девушка, преклоняясь перед талантом известного композитора, сочиняя ночью и днём, вскоре принесла свои наработки Прокофьеву. Прочитав плоды её творчества, Сергей Сергеевич так прогневался, что изрядно попало не только поэтессе, но и Наталье Ильиничне. Несмотря на недовольство композитора, обсуждение будущего произведения активно продолжалась пока Прокофьев не сказал: «Хватит теперь я сам». После того как Сергей Сергеевич произнёс эти слова прошло несколько дней. Сац с нетерпением ожидала вестей от композитора. И вот, наконец, желанный телефонный звонок и разговор, в котором Прокофьев сообщил, что сказка закончена и ждёт дальнейшего распоряжения. Через неделю после завершения работы над партитурой началась подготовка к премьерному показу, который по стечению различных обстоятельств прошёл в Московской филармонии. Оркестром дирижировал сам Сергей Сергеевич. Возможно потому, что симфоническая сказка была рассчитана не на взрослую, а на детскую аудиторию ожидаемой зрительской реакции на сочинение не последовало. Однако когда «Петю и волка» — так было названо произведение, впервые в рамках фестиваля советского искусства представили в Центральном детском театре, успех был ошеломительным. Этот показ, на котором присутствовали иностранные гости из разных стран, состоялся 5 мая 1936 года.
Музыкальная сказка «Петя и волк» очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она не зря включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра, а кроме того насладиться замечательной музыкой величайшего Сергея Прокофьева.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Прокофьев «Петя и волк»
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
- Обучающие: научить различать музыкальные
инструменты зрительно и на слух. - Развивающие: развивать музыкальный слух и
память учащихся. - Воспитательные: воспитывать музыкальную
культуру, эстетический вкус, эмоциональное
восприятие музыки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
Учитель: С музыкой какого композитора мы
познакомились на прошлом уроке?
Дети: С музыкой русского композитора
С.С.Прокофьева.
Приложение 1 Слайд 1
На экране — портрет С.С.Прокофьева.
У: Что вы знаете о композиторе, какие
произведения слушали?
Д: «Вальс» из балета «Золушка», песня
«Болтунья». С.Прокофьев начал сочинять музыку с
5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.
Проверка домашних заданий. Рисунки к
балету «Золушка» (оформляется выставка на
доске).
3. Содержание и организация учебного занятия
Приложение 1 Слайд 2
У: Найдите на слайде название нового
произведения С.С.Прокофьева.
Д: «Петя и волк».
Слайд 3 (На экране — название
сказки)
Приложение 1 Слайд 4
У: Как вы думаете, почему сказка
называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический
оркестр. Симфоническая, значит, от слова
симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение
для симфонического оркестра. Композитор,
создавая сказку, хотел помочь детям понять
симфоническую музыку. Даже взрослым людям
симфоническая музыка кажется сложной и
непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил
познакомить детей с инструментами
симфонического оркестра в увлекательной форме, в
виде сказки.
Приложение 1 Слайд 5
Тема урока: «Инструменты симфонического
оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».
Приложение 1 Слайд 6
У каждого героя сказки есть своя музыкальная
тема и свой инструмент с определенным
«голосом».
У: На уроке познакомимся с инструментами
симфонического оркестра, с музыкальными темами
героев сказки.
Приложение 1 Слайд 7
Чему будем учиться на уроке?
Дети с помощью учителя формулируют задачи:
Будем учиться различать музыкальные инструменты
по голосу, по внешнему виду, определять героев
сказки по характеру музыки, сочинять свои
мелодии для некоторых действующих лиц.
Приложение 1 Слайд 8
У: Петя — главный герой сказки. Это
мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы
сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.
Полина Б.: «Я сочинила бы мелодию
радостную, веселую» (Исполняет мелодию).
Данил М.: «Мне кажется Петя — озорной
мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю
таким:» (Поет мелодию).
Никита Б.: «Я сочинил бы для него
серьезную мелодию» (Исполняет мелодию).
У: Спасибо! Слушаем тему Пети
С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети?
Что изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он
идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда
«скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может
быть танцует.
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре
песни, танца или марша? (Ответы).
Приложение 1 Слайд 9
У: Какие инструменты исполняют тему Пети?
Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети
встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали скрипки, но тему Пети
исполняет группа струнных смычковых
инструментов: скрипка, альт, виолончель,
контрабас.
Приложение 1 Слайд 10
У: Петя приехал отдыхать на каникулы к
Дедушке. (На экране — Дедушка). Если бы вы были
композиторами, мелодию какого характера
сочинили бы для Дедушки?
Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети
исполняют свои мелодии.
У: Какой инструмент вы подобрали бы для
дедушки, если бы были композиторами? (Ответы
детей)
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева,
определите характер. (Слушание).
Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий.
Наверное, он сердится на Петю.
У: Действительно Дедушка недоволен
поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя
ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «:Места
опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
Приложение 1 Слайд 11
У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки —
фагот. Давайте определим, какой «голос» у
фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, низкий
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Приложение 1 Слайд 12
На экране — Кошка, Утка, Птичка.
У: Как вы думаете, кого изображает эта
музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это — птичка. Мелодия звучала быстро,
весело. Можно было представить, как она летает,
порхает, машет крыльями.
У: Послушайте тему Птички еще раз,
определите и покажите ее инструмент.
Приложение 1 Слайд 13
Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют
игру на инструменте).
Приложение 1 Слайд 14
У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)
Приложение 1 Слайд 14
У: Инструмент, исполняющий тему птички —
флейта. Как играют на флейте?
(Ответы)
У: Флейта — деревянный духовой инструмент.
У: Какое настроение у Птички?
Д: Веселое, радостное, счастливое,
беззаботное.
Приложение 1 Слайд 15
На экране — Петя, Кошка, Дедушка, Волк.
У: Кому из героев сказки принадлежит эта
музыка? Покажите жестами, движениями этого героя
сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В
музыке слышны были шаги кошки, как будто она
крадется.
Приложение 1 Слайд 16
У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.
Какой «голос» у кларнета?
Д: Низкий, мягкий, спокойный.
У: Кларнет — деревянный духовой инструмент.
Послушайте музыку и посмотрите, как играют на
кларнете.
Приложение 1 Слайд 17
На экране — Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
У: Кого из героев сказки изображает эта
мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная;
уточка идет неуклюже, переваливается с лапки
на лапку, крякает.
Приложение 1 Слайд 18
У: Инструмент, исполняющий тему Уточки,
называется гобой. Какой «голос» у гобоя?
Д: Спокойный, тихий, крякающий.
У: Гобой относится к группе деревянных
духовых инструментов. Посмотрите и послушайте
тему Утки
4. Обобщение
Приложение 1 Слайд 19
(гиперссылка — Игра «Узнай инструмент»)
У: Проведем игру «Узнай музыкальный
инструмент». На экране вы увидите действующих
лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо
назвать инструмент героя, изображенного на
экране. Дети устно отвечают на вопросы.
5. Закрепление. (Объяснение порядка
практической работы).
Приложение 2 (на компьютерах).
У: Вы сегодня много узнали об инструментах
симфонического оркестра, о героях сказки
С.Прокофьева «Петя и волк». Пришло время
проверить себя. Выполните тест «Инструменты
симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева
«Петя и волк» (Работа в парах за компьютерами).
6. Итог урока.
Приложение 1 Слайд 20
На экране появляются все герои сказки.
У: Найдите на экране героев сказки, с
которыми встретимся на следующем уроке.
Д: Волк, Охотники.
Приложение 1 Слайд 21
На экране остаются Волк, Охотники.
У: На следующем уроке мы продолжим
знакомство с инструментами симфонического
оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем
содержание сказки.
Приложение 1 Слайд 22
У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему
учились на уроке?
7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).
Подпишите свои приглашения и выполните
задание.
(Приложение 3 Песня
«Сказка гуляет по свету»)
8. Музыкальное прощание.
Приложение 4
Музыкальное сопровождение к
уроку
Симфоническая сказка «Петя и волк»
Вы уже знакомы с замечательным композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев в 1936 году сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк». В остроумной, живой форме композитор знакомит ребят с тембрами различных инструментов симфонического оркестра.
ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.
Внимательно прочитайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нём говорится.
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако, к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери — страницы,
В нее поскорей отвори.
Сказка называется «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра.
В симфоническом оркестре 3 группы инструментов:
— струнно-смычковая;
— духовая;
— ударная.
В струнно-смычковую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Духовая группа инструментов подразделяется на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты.
В деревянно-духовую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет и фагот.
В медно-духовую группу инструментов входят труба, валторна, тромбон и туба.
В группу ударных инструментов входят литавры, колокола, ксилофон (они имеют определённую высоту звука),
а также треугольник, барабаны, там-там, кастаньеты, тарелки и другие инструменты.
Посмотрите на таблицу «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» и найдите все группы инструментов.
Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, то есть каждый герой имеет свою музыкальную тему, которую исполняет определенный инструмент оркестра или группа инструментов.
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
Подруга Пети — птичка, её лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.
Следующий персонаж сказки — утка, её тему исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».
Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один инструмент из семейства деревянно-духовых инструментов.
Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, — ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.
Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны — инструменты медно-духовой группы.
И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка и стреляют. Выстрелы охотников исполняет группа ударных инструментов.
А именно литавры и барабаны.
Послушайте, как звучат лейтмотивы (темы) героев сказки.
Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк».
Проверим, как запомнили? Нам поможет ТАБЛИЦА «Симфонический оркестр».
Покажите все инструменты, которые изображают героев сказки (Петю, птичку, утку, кошку, дедушку, волка, выстрелы охотников)
Надеюсь, вы смогли показать всё без ошибок!
Домашнее задание:
1. Уметь различать на слух темы героев сказки, знать инструменты симфонического оркестра, которые их изображают.
2. Закрепить свои знания по теме поможет тест-тренажёр
3. Повторить песню «Неразлучные друзья»
4. Приготовиться решить тест по теме «Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» на сайте academtest.ru
5. Перенести к себе в тетрадь таблицу СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
А сейчас посмотрите мультипликационный фильм — экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева.
Постарайтесь услышать все тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки. Приятного просмотра!