Интеллект карты для дошкольников примеры сказок

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа Чапаевск Самарской области структурное подразделение «детский сад «Березка» Интеграция форм работы со сказкой в различные виды деятельности детей дошкольного возраста Подготовила: методист Киселева Е.Н.

Слайд 2

Тема недели Название сказки «Семья» «Маша и медведь»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Я- человек» «Маша и медведь»; «Айога» «Путешествие в осенний лес» «Как коза избушку построила» «Дары осени» «Репка», «Пых», «Мужик и медведь», «Крошечка-Хаврошечка» «Осенняя пора – очей очарованье» В.Сутеев «Под грибом!»; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Слайд 3

Тема недели Название сказки «Посуда» К.Чуковский «Федорино горе»; Братья Гримм «Горшок каши» «Домашние животные» «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей» «Дикие животные» «Колобок», «Волк и лиса», «Два жадных медвежонка» «Мебель» «Три медведя» «Весна» «Заюшкина избушка»; «Снегурочка»

Слайд 4

Сказка «Три медведя» Игр.Д. Дв.Д. Комм.Д. Из.Д. Кон.Д. Муз.Д. В.Х.Л. Эл.Т. П-И. Д. Составление описательного рассказа по игрушке мишке Игра «Научим мишку говорить правильно» РЭМП (количественный и порядковый счет Д/игра «Подбери пару» Рисование «Лес» Лепка «Мишка косолапый по лесу идет» «Мебель для трех медведей» (из строительного Материала) Музыкальная игра «Угадай, кто идет?» Заучивание потешки «Медведь топучий» Рассматрива-ние иллюстрации Ю.Васнецова Игра с шишками П/игра «У медведя во бору» Физминутка «Три медведя шли домой» Аппликация «Чашки трех медведей РЭМП (сравнение по размеру медведей, посуды, мебели Физ.упр. «Доберись до домика трех медведей Игровая ситуация «Помоги Машеньке накрыть стол для медведей» Фонетическая гимнастика «Колыбельная мишке»

Слайд 5

Сказка «Гуси-лебеди» Игр.Д. Дв.Д. Комм.Д. Из.Д. Кон.Д. Муз.Д. В.Х.Л. Эл.Т. П-И. Д. Игра «Вежливые слова» Игр.упраж. «Выложи серию картинок в правильной последовательности и перескажи сказку по цепочке РЭМП (количественный счет яблок) Игра «Назови положительных и отрицательных героев сказки Лепка «Гостинцы для Ванечки и Машеньки» Строительство моста через речку (из строительного материала) Чтение сказки «Гуси-лебеди Рассматрива-ние иллюстрации Е.Рачева к сказке П/игра «Карусели» П/игра «Лебеди», «Перелет птиц» Рисование и аппликация «Яблоня» РЭМП Игра «Летел лебедь» Игровая ситуация «Испечем пирожки» Просмотр видео музыкальной сказки «Гуси-лебеди» Театрализованная игра «Ярмарка» Ремонт книг в книжном уголке

Слайд 6

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Игр.Д. Дв.Д. Комм.Д. Из.Д. Кон.Д. Муз.Д. В.Х.Л. Эл.Т. П-И. Д. Рассказывание сказки по мнемотаблице Игра с мячом «Скажи ласково»(называние имен детей) Создание наглядной модели сказки Игра «Аленушка и Иванушка, «Кого из сказки я загадала?», «Чьи следы?» Рисование-экспериментирование «Чудесные превращения» Лепка «Козлик» (по мотивам народных игрушек) « Хоромы купца» (из строительного материала) Сравнение пьесы С.Прокофьева «Сказочка» и Д.Шостаковича «Веселая сказка» Чтение отрывков из сказки Рассматривание иллюстраций Е.Рачева к сказке Упражнение «Пройди по следу» П/игра «Горелки», Игра «Где купался Иванушка?» Аппликация из шерстяных ниток. по сюжету сказки. Опыты: «Тонет-не тонет», «Очистим воду» Физминутка «К речке быстрой» Игровая ситуация «Помоги Аленушке «Стирка одежды для кукол» Слушание Р.Шуман «Смелый наездник» Украшение для Аленушки из липейника

Слайд 7

Сказка «Царевна-лягушка» Игр.Д. Дв.Д. Комм.Д. Из.Д. Кон.Д. Муз.Д. В.Х.Л. Эл.Т. П-И. Д. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации Беседа о пословицах и поговорках. Составление пословиц по определенным словам о труде. Создание научно-исследовательского кейса «Превращения» Д/игра «Назови больше слов» (названия хлебобулочных изделий) Рисование «Пир на весь мир» (декоративная посуда и сказочные яства) Рельефная лепка «Лягушонка в коробчонке» « Замок Кощея» (Лего-конструирование) Импровизированная пляска под мелодию р.н.п. «Светит месяц» Упражнение «В гостях у сказки» (загадки) Рассматривание и сравнение иллюстраций Е.Рачева и Ю.Васнецова к сказке П/игра «Ловишки с мячом» Квест игра «Спаси царевну или новые приключения Царевны-лягушки» Картинная мозаика «Ковер» (обрывная аппликация) Образовательные ситуации «Лебеди на озере» (решение арифметических задач) Пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки» Приготовление пирога из теста Слушание р.н.п. «Лебедушка» «Лягушка» (в технике оригами)

Слайд 8

Методический материал К сказке «Три медведя» Физминутка «Три медведя шли домой» Три медведя шли домой. Папа был – большой-большой. Мама чуть поменьше ростом. А малыш – малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. Дзынь-дзынь-дзынь – С погремушками ходил. (2 раза) Дети маршируют на месте. Тянут руки вверх. Наклоняются. Приседают. Изображают игру погремушками.

Слайд 9

Методический материал Игра «Научим мишку говорить правильно» Цель: обогащать словарь детей по теме «Дикие животные», стимулировать речевую активность, совершенствовать грамматический строй речи, фразовую речь. В о с п и т а т е л ь: Мишка сказал мне, что он забыл всех животных, которые живут в его лесу и просит ему напомнить. Поможем мишке? Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных, а дети называют их хором. Это…. (заяц, волк, лиса, медведь, белка, еж).

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Автор: Ошхарели ОН

 «Учите ребенка, каким – ни будь неизвестным ему пяти словам

 –он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету».

Константин Дмитриевич Ушинский

В детском саду дети активно включаются в процесс социализации. В этом возрасте особенно актуальным является формирование основ нравственностях ценностей. Без знания национальных традиций, обычаев своей истории, языка, невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа. Народный фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.  Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка. Всем детям когда-то приходится сталкиваться  с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить, поэтому мы  уже сейчас используем интелект-карты,   как одну из форм планирования различных видов деятельности детей. При помощи интеллект-карты  дети быстрее «усваивают» сюжеты сказок. Схема проста: ребята получают готовые картинки с изображением сказочных героев, и после прочтения произведения их задача состоит в том, чтобы выстроить персонажей в правильной последовательности. Так можно с легкостью запомнить и пересказать, например, того же «Колобка». С ребятами  мы также учимся запоминать, как выглядят те или иные животные и что они умеют. Эффект от таких занятий не заставляет себя долго ждать. У детей расширяется словарный запас, и они начинают больше общаться между собой, дети тренируют память и развивают воображение. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. Наглядность – обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Мы используем интеллект карты на магнитах по русским народным сказкам. Этот  вариант оказался очень интересным, и более доступным для  маленьких детей. Предлагаю Вам познакомиться с ним.

МБДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»

Воспитатель: Ушакова Е.А.

Мастер-класс на тему:

«Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»

Цель: повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Выступление:

— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление со слов известного мыслителя Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Именно так я могу охарактеризовать метод «интеллектуальных карт».

Мыслительная карта (от английского слова Mind Map) на русский можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Интеллектуальная карта — это инструмент визуального представления и записи информации.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70годах 20 века. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети — правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

Они учит выделять главное, обобщать, систематизировать.

Они развивают память, мышление, воображение.

Интеллект – карты просто нарисовать.

Можно запомнить быстро и качественно много информации.

Итак, переходим собственно к картам.

Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания интеллект — карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций.

Использование интеллектуальных карт:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект — карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление
Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.

— Главная идея обводится в центре страницы.

— Лист располагается горизонтально.

— Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

— Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

— Каждая мысль обводится.

— В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Хочу вам показать примеры интеллект карт:

Практическая часть

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллектуальных карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ВОЗ, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальной карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллектуальных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это

небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правила

поведения в природе», «Зима», «Одежда», «Весна».

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление

предметов, расположение в пространстве, количественное определение

общих и отдельных частей, к умению анализировать, дифференцировать,

делать классификацию предметов.

— Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам попробовать создать интеллектуальные карты. Любая работа начинается с выбора темы. Разделимся на две подгруппы. Первая подгруппа создает ментальную карту на тему: «День рождения». Вторая подгруппа создает ментальную карту на тему: «Новогодний праздник».

Рефлексия.

Педагоги по очереди высказываются одним предложением, продолжая начало фразы:

— Сегодня я узнал……

— Было интересно…..

— Теперь я могу….

— Я попробую…

Интеллект-карта для детей дошкольного
возраста как средство реализации
детской инициативы

Автор: Маслова Анжела Викторовна

Организация: МБДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида

Населенный пункт: Воронежская область, г. Борисоглебск

В настоящее время в российском образовании наблюдается интенсивный поиск путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Инициатива — это важный компонент развития активной личности ребенка. Инициатива означает внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии.

ФГОС ДО указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Одним из средств реализации детской инициативы является образовательная технология «Интеллект-карта».

Метод интеллект-карт основывается на трёх видах мышления: ассоциативном, иерархическом и визуальном. Это связывают с таким понятием как «радиантное мышление» — природная склонность мозга мыслить ассоциативно «от центра к перифирии». Подобно тому, как устроено дерево: от ствола отходят крупные ветви, которые в свою очередь, ветвятся на более мелкие и листья…

Интеллект-карта (mind-map – карта мыслей) – информация, которая представлена в графическом виде с помощью рисунков, разных цветов и пространственных связей. В центре карты – общая тема. От неё в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности.

Метод интеллект-карт разработал английский психолог Тони Бьюзен (1942 – 1964). В своих книгах «Супермышление», «Научите себя думать» он описал принципы, по которым составляется интеллект-карта. В отечественной педагогике этот метод стал известен во второй половине XX века.

Преимущества технологии интеллект-карт:

— наглядность (тема отображается компактно и наглядно; это важно, т.к. в дошкольном возрасте основным является наглядно образное мышление; т.е. учитываются возрастные особенности детей);

— привлекательность (у каждой интеллект-карты своя эстетика; детям не только интересно, но и приятно её рассматривать);

— запоминаемость (заставляет работать оба полушария мозга; благодаря тому, что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте);

— информативность (помогает выявить недостаток информации; если не получатся связать мелкие темы с общей темой, значит между ними не хватает ещё одного смыслового звена);

— креативность (развивает креативное мышление; с её помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач);

— инновационность (побуждает к новым идеям, способам действия).

Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, педагогу нужно самому представить её структуру. Для одноуровневой интеллект-карты в центре листа изображается центральный образ, который символизирует основную идею или тему. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на них фиксируются слова, идеи, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрывают центральную тему.

Для многоуровневой интеллект-карты характерно несколько уровней раскрытия идеи. Для раскрытия идеи первого уровня обозначаются ветки второго уровня. Чтобы показать связь идей на ветках разных уровней, их соединяют стрелками.

Работая над интеллект-картой, следует соблюдать следующие требования:

— чтобы интеллект-карта была яркой, использовать максимальное количество цветов (понадобятся фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.);

— лист располагается горизонтально;

— главная идея обводится в центре страницы, для ее изображения можно использовать рисунки, картинки;

— для каждого ключевого момента обозначаются расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), каждая главная ветвь имеет свой цвет;

— над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово;

— писать надо разборчиво печатными заглавными буквами;

— каждая мысль обводится, везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, которые отражают ключевые понятия.

Использовать интеллект – карты в работе с дошкольниками можно в разных направлениях образовательной деятельности:

1. В процессе сбора материала о предмете или объекте, также в ходе обсуждения предмета или темы. Такая деятельность позволяет пополнить активный и пассивный словарь детей, способствует развитию процессов мышления, таких как анализ, синтез, обобщение, аналогия. Работа проводится как индивидуально, в небольших группах, так и фронтально.

2. В процессе закрепления и обобщения материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. В ходе выполнения такого задания дошкольники развивают умение выделять главную мысль, припоминать изученное или выявлять уровень знаний, пополняют активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, упражняются в умении составлять и распространять предложения. У детей развиваются следующие процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, классификация сериация,. Работа проводится, как индивидуально, в подгруппах, так и фронтально.

3. В процессе деятельности по развитие связной речи. По интеллект-карте дети упражняются в умении составлять и распространять предложения и рассказы. Выполняя данное задание, они учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Первую интеллект-карту мы составляли со всеми воспитанниками в конце тематической недели на тему «Ткани». Работу организовали поэтапно.

1 этап. Определили ключевое понятие по теме недели для составления интеллект-карты.

2 этап. Предложили детям материалы для творчества: лист ватмана, фломастеры, картинки по теме, клей-карандаши, ножницы. Напомнили правила безопасности перед началом работы.

3 этап. В центре листа обозначили тему с помощью картинки. Затем организовали с детьми диалог. Это своего рода мозговой штурм – подбор слов-ассоциаций по теме и соответствующих им признаков. Так в ходе обсуждения дети по очереди дополняли интеллект-карту новыми картинками или рисунками.

Всей группой мы составляли интеллект-карты и по другим темам: «Реклама» и «Мультфильмы».

Было проведено открытое мероприятие – образовательное событие «Путешествие в страну мультфильмов» с целью систематизации знаний о создании и разнообразии мультфильмов. Работу по созданию интеллект-карты мы начали накануне. Обсудили с детьми, какие бывают мультфильмы, на какую тему, как их делают, кто трудится над созданием мультфильма, где потом можно их посмотреть, какие были игрушки-забавы до появления мультфильмов в прошлом. Для создания интеллект-карты мы использовали лист ватмана формата А1, т.к. планировалась коллективная работа. Воспитанники рассмотрели предложенные картинки, определили ключевое понятие (мультфильмы) и разместили центральный образ. Затем организовали с детьми диалог. С помощью наводящих вопросов воспитанники подбирали слова-ассоциации по теме и соответствующим признакам. В ходе обсуждения дети по очереди дополнили интеллект-карту новыми картинками, обвели их фломастерами и нарисовали линии.

Непосредственно само образовательное событие началось с обсуждения, что ещё дети знают о мультфильмах и дополнения интеллект-карты недостающими картинками. Далее дети разошлись по образовательным площадкам. Детям была предоставлена возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе действий и оборудования. Тематика площадок перекликалась с информацией и образами интеллект-карты, которые были представлены следующим образом.

«Школа мультипликаторов»: данная площадка была представлена различными дидактическими играми о мультипликации, мультфильмах и их героях, познавательными заданиями и развивающими карточками.

«Студия фантазёров»: детям на выбор были предложены дидактические игры по мотивам мультфильмов, раскраски, маски-раскраски, аквагрим и элементы костюмов.

«Творческая мастерская»: на данной площадке воспитанники могли самостоятельно выбрать материалы, заготовки и схемы продуктивной деятельности для изготовления героев для будущих мультфильмов.

«Кинотеатр»: здесь были предложены заготовки для изготовления атрибутов для игры в кинотеатр.

«Мультстудия»: на данной площадке имелось оборудование, персонажи и декорации для съёмки мультфильма на свободную тему.

«Музей оптических иллюзий»: для самостоятельной деятельности детям были предложены материалы и заготовки для изготовления оптических игрушек – предшественников мультфильма.

Итогом мероприятия был рефлексивный круг во второй половине дня, где дети поделились своими впечатлениями и продуктами деятельности.

Также дети учились создавать интеллект-карты в парах и мини-группах. По общей теме «Животные жарких стран» каждая мини-группа создавала свою интеллект-карту о каком-то одном животном. Детям предлагались листы формата А3, фломастеры, картинки о животном и его жизни (питание, среда обитания, детёныши, интересные факты из жизни и т.д.), ножницы, клей. Воспитанники, глядя на набор картинок, сами определяли ключевое понятие и выбирали центральную картинку, затем вокруг размещали остальные подходящие по теме картинки, обводили образы фломастерами и проводили линии.

Работая над интеллект-картами по общей теме «Защитники Отечества» каждая мини-группа также определяла своё ключевое понятие и дополняла работу нужными образами. Здесь ключевые понятия были разными: военная техника, рода войск и др. По завершению работы дети собрались на ковре и составили из своих мини-карт одну общую интеллект-карту.

При составлении интеллект-карты задачи не ограничиваются тем, чтобы наклеить или нарисовать картинку. Это лишь фиксация образов, за которыми стоит вся информация, которую обсуждают с детьми. Графический образ формирует ассоциации и способствует тому, что ребёнок лучше понимает и запоминает тему. Так, добавляя в интеллект-карту новые образы, ребёнок видит и то, что зафиксировано ранее. Благодаря этому он вспоминает предыдущий материал, видит направление своей дальнейшей деятельности. У дошкольника включаются процессы предварительного обдумывания и повышается мыслительная активность.

В мини-группах воспитанники создавали интеллект-карты и по другим темам: «Масленица» и «Пчела».

Готовые интеллект-карты мы размещаем во входном помещении для родителей и родительском чате, чтобы они познакомились с результатами детского творчества. Дети по желанию комментируют свою работу.

В ходе совместной работы над интеллект-картами дети учатся слышать и слушать друг друга, договариваться, распределять обязанности. Также совместная деятельность учит детей планировать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность и нести ответственность за конечный результат.

Использование интеллект-карты создаёт условия для реализации детской инициативы на разных этапах её изготовления и в разной деятельности. Так, ребёнок учится сам определять ключевые понятия, делает выбор, какие образы будут наиболее подходящими, где лучше разместить, какие цвета использовать, сделать что-то самому или договориться с другими участниками, высказывает своё мнение, рассуждает, творчески воспроизводит информацию, содержащуюся в интеллект-карте, самостоятельно составляя по ней рассказ.

Безусловно, планируется дальнейшее продолжение работы с детьми в данном направлении.

Информационные источники:

  1. Матвеева Л. Как использовать интеллект-карты в работе с детьми. Консультация № 4 для педагогов в феврале// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -февраль, 2020 г. — № 2 – С. 30-35.
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/01/27/primenenie-metoda-intellekt-kart-v-doshkolnom
  3. https://znanio.ru/media/doklad_na_temu_intellekt___karta_kak_sredstvo_povysheniya_poznavatelnoj_aktivnosti_doshkolnikov-2087866
  4. https://aneks.center/index.php/services/workshops/city/1127-vozmozhnosti-intellekt-kart-kart-pamyati-kart-uma-kart-myshleniya-ming-map-dlya-razvitiya-i-otsenki-uud
  5. https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%82-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82/
  6. https://infourok.ru/vozmozhnosti-ispolzovaniya-metoda-intellektkart-toni-byuzena-kak-sredstva-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-2526773.html
  7. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/668846/
  8. https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-ispolzovanie-mentalnyk.html
  9. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/29/podderzhka-detskoy-initsiativy-v-razlichnyh-vidah

Приложения:

  1. file0.docx.. 25,7 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 4,4 МБ

Опубликовано: 15.10.2020

Технология использования интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУТехнология использования интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ

XXIV научно-практическая конференция педагогических работников образовательных учреждений города Пензы

Подготовили:

  • Митрофанова Оксана Николаевна, воспитатель,
  • Тужилкина Зинаида Анатольевна, воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 г. Пензы «Катюша» Номинация «Педагогические чтения» Пенза, 2021

Содержание:

  1. Актуальность
  2. Цель и задачи
  3. Опыт работы по проекту «Интеллект — карты»
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы
  6. Приложения

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития. [7]

Скачать конспект

Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах

деятельности и способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Этот метод был предложен и разработан в 60 – 70-е года XX века английским психологом Тони Бьюзеном, автором методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума» (памяти), лектора и консультанта по вопросам интеллекта. Он автор и соавтор книги «The Mind Map Book» (2000), ( «Супермышление», 2003).

Мыслительная карта (от англ. сл. Mind Map) — на русский язык это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречаются также названия: карты ума, ментальные, интеллект — карты. По мнению Т. Бьюзена, «в мыслях человека превалируют образы и их ассоциации. Слова же, которые мы используем, служат лишь транспортными средствами, «доставляющими» образы из вашего мозга в головы других людей. В центре внимания мозга всегда остается образ». [2, с. 11] Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал

распространяться и в другие области.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного

мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера (рисунок 1).

Рисунок 1. Полушария головного мозга человека.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Интеллект — карта — это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи

(смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями и их частями.

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карты помогают

ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст. Интеллект-карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с

помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он усвоит на лету».

В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

В своей статье «Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников» она писала, что «примерно до десяти лет у детей доминирует

преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному,

а к художественному типу. Следовательно, дошкольник в большей степени способен к восприятию правополушарной информации, но тем не менее акцент в

образовании долгое время делался на левое полушарие.

При построении интеллект — карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними, метод позволяет охватить

материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям.

Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.» [1, с. 2]

На наш взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании.

Интеллект – карты способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с

постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной

психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

  1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
  2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.
  3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.
  4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов,

рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:

  • педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);
  • воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной

теме или в ходе проектной деятельности);

  • дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания — это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на

будущее — умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала). [4, с.9]

Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств, умения слушать педагога и сверстников, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

В условиях реализации ФГОС ДО метод интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей и решать образовательные задачи.

В связи с этим мы разработали проект «Интеллект – карты», участниками которого выступили воспитанники подготовительной к школе группы № 6 МБДОУ детского сада №19 г. Пензы «Катюша».

Выдвинули цель проекта: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введения в образовательный процесс метода интеллект — карт.

Обозначили задачи:

  • создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
  • развивать психические функции (внимание, память, мышление)
  • стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь развивать связную речь;
  • формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность;
  • развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;
  • формировать преемственность между детским садом и школой
  • ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательнопознавательной деятельности с детьми интеллект — карты
  • организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2020 года по 5 февраля 2021 года.

Вид проекта: практико — ориентированный, групповой.

Этапы проекта:

  • I этап: подготовительный – c 1 по 30 сентября 2020 года.
  • II этап: практический – с 1 октября 2020 года по 31 января 2021 года.
  • III этап: обобщающий – с 1 по 5 февраля 2021 года.

Руководствуясь актуальными для нас вопросами, мы предположили, что использование метода интеллект – карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит:

  • развить творческие способности детей, мышление, коммуникативные навыки
  • закрепить и обобщить материал по лексической теме
  • сформировать умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
  • развить связную речь.

На I подготовительном этапе мы:

  • Определили тему проекта.
  • Сформулировали цели и задачи. Ознакомили участников с целью и задачами проекта.
  • Составили план основного этапа проекта.
  • Подобрали методическую, справочную литературу по теме проекта дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти; иллюстрации, дидактический материал.

II этап-практический: в процессе реализации проекта «Интеллект-карты» применяли следующие формы и методы работы: просмотр презентации «Интеллект-карты», дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти: «Лишние движения», «Повтори», «Зеркало» и др., мастер-класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком».

Использовали следующие материально-технические ресурсы: интеллекткарты, созданные своими руками, компьютерная техника, проектор мультимедийный, магнитная доска, иллюстрации по лексическим темам, бумага, оборудование для рисования (карандаши, мелки, фломастеры), ножницы, клейкарандаш, раздаточный материал.

В начале реализации проекта проконсультировали родителей по теме «Использование метода интеллект — карт в детском саду». В связи со сложной эпидемиологической обстановкой консультация была предоставлена в виде буклета.

(Приложение 1)

Разрабатывали и создавали интеллект-карты самостоятельно. Эти карты применялись на занятиях по ФЭМП, познавательному развитию, социальнокоммуникативному развитию и использовались как наглядно-методические пособия для самостоятельной деятельности детей.

Разработка, создание и применение интеллект-карты «Четыре желания» на занятии по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре

желания»». (Приложение 2) Данная карта была показана после прочтения рассказа, являлась наглядной опорой при пересказывании текста. Детям легче

было вспомнить сюжет и пересказать его.

Разработка и создание интеллект-карты по познавательному развитию «Времена года». Данная карта применяется как наглядно-дидактическое пособие для самостоятельной деятельности детей и является частью уголка природы.

(Приложение 3)

Разработка, создание и применение интеллект-карты «Фрукты, овощи» на занятиях по познавательному развитию по данным темам. (Приложение 4)

Благодаря данной карте, дети обобщили и закрепили свои знания об овощах и фруктах. Карта применялась в течение всей тематической недели как наглядно дидактическое пособие.

Изначально нами планировалось проведение мастер – класса для родителей по созданию интеллект-карт с ребёнком. Но его проведение в данных условиях

оказалось невозможным, поэтому была создана презентация «Создание интеллектуальных карт с ребенком». Данная презентация была представлена вниманию родителей в групповом чате. (Приложение 5)

Разработка, создание и применение интеллект-карты на занятии по социально-коммуникативному развитию «Хлеб – всему голова». (Приложение 6)

Карта являлась наглядным дидактическим пособием, с помощью нее удалось закрепить знания детей об этапах создания хлеба, профессиях, связанных с

хлебом, состав хлебобулочных изделий. Данная карта использовалась и на итоговом мероприятии «Сами булочки печём».

Разработка, создание и применение на занятиях интеллект-карты по ФЭМП «Величина». (Приложение 7) Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Данная карта позволила наглядно представить детям основные понятия величины, соответствующие данному возрасту: длину, ширину, толщину, высоту, объем, массу, а также способы измерения этих величин.

В рамках подготовки к смотру патриотических уголков в ДОУ нами была создана интеллект-карта «Россия». Карта даёт общее представление о нашей

стране: символика, народы, природные зоны, достопримечательности, животный и растительный мир. Используется как наглядно-дидактическое пособие по

патриотическому воспитанию и является важным элементом в групповом патриотическом уголке. (Приложение 8)

В рамках мероприятия «Покормите птиц зимой, чтоб чирикали зимой!» была разработана и создана интеллект-карта «Зимующие птицы». (Приложение 9) С помощью данной карты дети закрепили понятие «зимующие птицы», обсудили способы помощи птицам, описали виды возможных кормушек и повторили правила кормления птиц зимой. Все знания и умения дети потом применили на практике.

В рамках тематической недели на занятии по познавательному развитию была создана интеллект – карта «Зимушка – зима». (Приложение 10) Дети 8

совместно с воспитателем составляли карту по данной теме, опираясь на заготовленную основу. Закрепили следующие сведения о зиме: месяцы, праздники, изменения в природе, труд людей, зимние забавы и зимние виды спорта. В ходе работы у детей проявился интерес к созданию карты, информация закрепилась лучше благодаря наглядности. У многих возникло желание рассказать о зиме по карте.

На данном этапе проекта стало понятно, что дети привыкли к работе с интеллект-картами. Поэтому решили поручить в качестве домашнего задания

изготовить интеллект-карты на различные темы. Темы предложили детям на выбор. Вот некоторые из них: «Посуда», «Моря и океаны», «Животные»,

«Космос». Также помогли родителям в подборке иллюстративного материала и выборе основных понятий по темам. (Приложение 11)

Семья Корнеевых в качестве творческого домашнего задания выбрала тему «Посуда» и изготовила по ней интеллект-карту.

Семья Ерышовых оформила интеллект-карту «Моря и океаны». Данная карта использовалась нами как наглядно-дидактическое пособие по

познавательному развитию на протяжении всей тематической недели.

Семья Литвиновых составила интеллект-карту «Животные». Данная карта пригодится нам на занятиях по познавательному развитию во время тематических

недель и будет использоваться как наглядно-дидактическое пособие в уголке природы.

Семья Поляковых изготовила интеллект-карту по теме «Космос».

Изготовление дома совместных с детьми интеллект-карт помогло нам привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение в процессе обучения находить эффективные способы для усвоения материала.

Данный метод мы планируем применять до конца учебного года.

В рамках данного проекта реализовывался также краткосрочный проект (с 15 декабря 2020 года февраля по 31 января 2021 года) «Самопрезентация как

способ обеспечения позитивной социализации детей-дошкольников». Целью данного краткосрочного проекта было развитие способностей детей представлять

окружающим личностно значимые достижения, привлекая к ним общественный интерес.

Обратившись к возрастной периодизации Л.С. Выготского, мы определили, что в 5 – 6 лет (старший дошкольный возраст) – у ребенка происходит развитие

креативности и творческого мышления, необходимых для формирования навыков эффективной самопрезентации. [3]

Мы проводили 1 раз в неделю так называемые «Часы портфолио», на которых дети презентовали себя с помощью интеллект-карт. На каждого ребенка

завели папку-портфолио, в которой собирались все его достижения (грамоты) и интеллект-карты, созданные детьми самостоятельно: «Любимые увлечения»,

«Моя семья», «Мои лучшие качества» и «Чему хочу научиться в ближайшее время». (Приложение 12)

Подводя итог краткосрочному проекту, можно сказать, что созданные детьми интеллект-карты помогли им представить себя и привлечь внимание к

себе других детей, актуализируя их интерес к своим индивидуальным особенностям и достижениям. Дети не просто создавали карты на заданные темы,

но затем рассказывали о себе по этим картам. Таким образом, карты помогали развивать речь ребёнка и его умения выявлять свои способности, проявлять их на публике и представлять окружающим результаты собственной деятельности. На наш взгляд, это является важной составляющей его успешной социализации.

Используя в работе метод интеллект-карт, старались реализовывать «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об

этом даже не догадывались».

На обобщающем этапе мы:

  • Создали свою картотеку интеллект-карт.
  • Провели мастер-класс для педагогов ДОУ ( «Применение метода интеллект — карт в дошкольном образовании»).
  • Презентовали проект «Интеллект-карты» на педагогическом совете ДОУ.

В заключение можно сделать вывод: в результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт нами была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные

умения по созданию интеллект-карт, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни.

Интеллектуальная карта стимулировала детей к общению, совершенствовались социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи. Вместе с тем оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они научились договариваться. Сложилась общая стойкая положительная динамика сотрудничества.

Применение интеллект-карт в процессе обучения способствовало познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект-карт позволило нам осуществлять интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует

развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.

В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод,

что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и

школой.

Идея проекта донесена до педагогического коллектива ДОУ в рамках педсовета. Многие педагоги заинтересовались данной технологией.

В перспективе мы продолжаем работу в данном направлении, считая метод интеллект — карт очень эффективным средством в дошкольной педагогике.

Данный проект может использоваться воспитателями и специалистами по работе с лексическими темами. Картотека по данному материалу находится в

доступности у педагогов МБДОУ №19 г. Пензы «Катюша» для использования в образовательном процессе. Дидактические пособия могут быть рекомендованы

родителям как дополнительный материал на дистанционном обучении.

В дальнейшем планируется дополнять и обогащать материалом данный проект, участвовать во Всероссийских конкурсах на онлайн платформах. Также

планируется принять участие в НПК, круглом столе, подать материал в электронный журнал «Дошкольник. ру» и в другие электронные издания.

Список используемой литературы:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
  2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2010.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. СанктПетербург, 1997.
  4. Колотова К. В.Методическая разработка по теме: «Формирование навыков самопрезентации у дошкольников посредством использования интерактивных

техник» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2016. – № 45.

5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.

6. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста //

Сборник конспектов образовательной деятельности. — Анапа, 2019.

7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г

< Предыдущая   Следующая >

  • Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе путешествие по сказкам
  • Инсценировки сказок на новый лад для детей
  • Инсценировки сказок на немецком языке
  • Инсценировки сказок на английском языке для 5 6 класса
  • Инсценировки сказок для детей начальной школы