Интересные факты о сказке о золотом петушке

На сказках А.С.Пушкина выросло не одно поколение.

И сегодня, перечитывая в очередной раз творения великого поэта своему чаду, вновь окунаешься в волшебную ауру витиеватых переплетений словесных кружев, но таких понятных на первый взгляд, и в то же время иногда таких загадочных и значащих.

Из всех произведений Пушкина в этом жанре наиболее известны  пять:

«Сказка о Попе и его работнике Балде»(1830),
«Сказка о царе Салтане…»(1831),
«Сказка о рыбаке и Рыбке»(1833),
«Сказка о Царевне и семи богатырях»(1833),
«Сказке о Золотом Петушке»(1834)

Но только в «Сказке о Золотом Петушке» он почему-то акцентировал внимание читателей, что сказка это не просто интересное, развлекательное повествование. Последней фразой автор подводит универсальный итог своей истории: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Плюс к этому возникает вопрос: а почему урок только добрым молодцам, а красным девицам можно не читать?

Я не зря указал годы написания всех пяти сказок. Написаны они в сравнительно короткий промежуток времени, образуя таким образом настоящую сказочную серию, закрывающуюся в «Сказке о Золотом Петушке» крылатой фразой.

Вроде бы все понятно, к чему же было лишний раз напоминать читателю о морали этой сказки? Пушкин был умным и весьма образованным человеком. Он прекрасно понимал, что сказки детям почти всегда читают взрослые, и послание в двух последних строчках адресовал именно им. И речь идет не о том, что нельзя голову терять от любви.

Ошибки Царя Дадона

В образной форме в сказке излагаются грубые ошибки в государственном управлении.

Во-первых, государственная власть осуществляется не только военными методами. Ведь управлять или воевать, как мы уже сегодня знаем, помимо оружия можно и деньгами, и подтасовкой фактов, и переписыванием истории.

Во-вторых, все люди должны быть управленчески грамотными. И начинать давать эти знания человеку необходимо с детства через систему образования. Если даже ребенок и не вырастет президентом или директором, то он будет понимать причины и следствия происходящих событий и принимаемых решений в государстве, а значит, его будет очень трудно обмануть на любом уровне управления и заставить развалить страну его же собственными руками.

Связь между уровнем образования и качеством государственного управления прямая. Понаблюдайте сами, горячие точки возникают чаще в тех странах, где была разрушена национальная система образования и под благовидным предлогом внедрена чужеродная. И наоборот.

В-третьих, Пушкин в шутливой форме обрисовал схему управления государственными деятелями через сторонних лиц. Такая схема известна очень давно. В одной из пещер Алжира археологи обнаружили доисторический наскальный рисунок, древнего человека, который в простой и доходчивой форме это проиллюстрировал. Сегодня такое явление получило название «Вагинократия». И женщины здесь совершенно не причем. Мужчины, демонстрируя животный тип психики, сами попадают в эту зависимость.

Вспомните, сколько кровопролитных войн возникало из-за споров за женщину! Знаменитый сериал «Игры престолов» это показывает очень доступно. Но картина будет не полной, если не назвать такие нам известные имена современников как Б.Клинтон, М.С.Горбачев, В.А.Ющенко, М.Н.Саакашвили, и т.д. Управление в своих интересах Руководителем государства через его жену (или другого близкого человека) использовалось еще древнеегипетскими жрецами (к/ф «Фараон», Польша, 1966г. реж. Е.Кавалерович, по одноименному роману Б.Пруса), и продолжает успешно применяться сегодня не только в надгосударственной политике.

Вот где Александр Сергеевич «зарыл собаку». По результатам наблюдений за современными руководителями разных уровней, и на себе ощущая их ошибки в управлении, создается впечатление, что «Сказка о Золотом Петушке» написана в наше время. Или Пушкин, еще два века тому назад предвидя такое падение качества управления, ненавязчиво пытался сформулировать характерные ошибки в стихотворной форме сказки, в каждую рифму вкладывая предупреждения и поучения. Жаль, что современные наши политики не читают сказок, а могли бы извлечь не малую пользу для себя, и как следствие для нас.

Почему «Сказку о Золотом Петушке» можно рассматривать как практические рекомендации по организации структуры управления в государстве с примерами и иллюстрациями. И освоить этот урок было бы полезно не только добрым молодцам, а еще и мужицам, и старцам!

Роковая сделка

Но вернемся к «Золотому Петушку». Все мы помним сюжет этой сказки, а кто не читал, очень рекомендую прочитать, так как мультфильм, который точно смотрели все, несколько искажает первоисточник. Нарушает последовательность стихов, кое-где стихи естественно заменены рисованными образами, а в нескольких местах вообще дополнены стихами, которых нет в оригинале. Хотя, если они написаны другим поэтом, то довольно мастерски скопирован стиль Пушкина. Но нам нужно разобраться, что думал и о чем хотел сказать сам Александр Сергеевич. Почитаем же сказку вдумчиво…

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.

В тридевятом царстве мы наблюдаем стиль правления – абсолютная монархия, это в чем-то сродни диктатуре. Беда всех диктаторов, когда с возрастом они становятся слабы, те, кто был ими обижен, начинают мстить. Поэтому диктаторы, как правило, своей смертью не умирают. Дадон же, вроде как опытный руководитель государства, дабы решить проблему с соседями…

Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.

Весьма примечательная личность этот звездочет, но о нем позже. А сейчас все внимание Дадона занято Петушком, которого Мудрец подарил царю и пообещал, что тот предупредит, если появится опасность. Довольно серьезная проблема решилась весьма быстро и просто. На радостях царь обещает мудрецу:

«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Очень щедро и достаточно легкомысленно для управленца такого уровня как царь, не правда ли? Да и Мудрец не просит вознаграждения сразу – что кажется еще более подозрительным. Тем не менее, сделка заключена. После нескольких удачных оборонительных операций соседи поняли, что им здесь уже ничего «не светит» и два года в государстве Дадона царила тишь да благодать. Но…

Изучайте инструкцию пользователя!

Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
…………………………………
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.

Очень знаковое место в сказке. Проанализируем внутреннюю политическую ситуацию, сложившуюся в государстве. Во-первых, царь Дадон пробужден, то есть спит на «работе», что понятно даже из крика петушка: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!». Во-вторых, воевода, как бы мы сейчас сказали «силовое ведомство», не знает, что делать в сложившейся ситуации и бежит за указаниями к Царю, хотя оборона государства его прямая обязанность. Получается Царь (диктатор) мало того, что сам не занимается управлением страны, он еще и не организовал государственную систему таким образом, чтобы она самоуправлялась, на случай его кратковременного отсутствия. Страна живет без управления – смертельно для любой системы. Вся ответственность оказывается на петушке, но петушок – структура не государственная, а механизмы его деятельности неизвестны. Как-то это все нам знакомо..!

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.

Оказывается, у царя есть сыновья, но к управлению государством не приспособлены и не допущены, так как в иерархии управления находятся на уровне воеводы. Этот вывод можно сделать из того, что персонажи сыновей появляются не в начале сказки вместе с Царем, а только сейчас и только возглавляя войско. Третья ошибка царя в управлении. Но первая по значимости, потому что управленческие кадры готовятся долго, за пять лет в ВУЗе этому не обучишься. Необходимо формировать соответствующее мировоззрение с детства, иметь глобальное мышление и понимание процессов управления. Короче говоря, система образования в Дадоновом царстве тоже «ни к черту».

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;

И ситуация повторяется: петушок снова сигнализирует об опасности с востока и царь посылает вторую рать на «врага».

Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;

Но есть ли «враг»? Вернемся немного назад, когда Мудрец дает петушка Царю и инструктирует Дадона как им пользоваться.

Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,

«…иль другой беды незваной!» – эту фразу Царь как раз и пропустил мимо ушей. Не разобравшись в источнике опасности, он принимает решение исходя из своего понимания ситуации, то есть опасность для него может заключаться только в военном нападении. Да еще не получив донесения от старшего сына и не зная чем закончился его поход, то есть не имея всей информации по делу, он естественно повторяет ту же ошибку. А Петушок – только датчик, аварийный сигнал передан – реакция управляющего органа есть, и он снова умолкает в режиме ожидания.

Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать.
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

И люди понимают, что все бестолку, и Дадон осознает свои управленческие ошибки, но признать это публично в существующей иерархии может оказаться губительно для имиджа власти. Проблема замалчивается. Не правда ль, это нам знакомо?

Шамаханский тур Царя

Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
…………………………………….
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
……………………………………
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».

Осознавая неправильность своих решений, Царь пытается часть ответственности переложить на подчиненных, напоминая, что сыновья, лежащие возле шатра – сокола «наши», то есть общие. Царь оказался слаб не только физически, но и морально, пытаясь «перевести стрелки». Что ж, у плохих руководителей всегда виноват «Пушкин». Все это нам очень знакомо!

А сам Пушкин тут же нам открывает причину смерти сыновей.

…………… Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
…………………………………
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.

Говоря языком современных спец. служб, Царь угодил в «медовую ловушку». Забыл про свои обязанности руководителя государства, забыл о смерти наследников, все его мысли занимает Шамаханская царица! И Дадон не просто развлекается, а «…покорясь ей безусловно». Понятное дело, в свое царство он везет ее не как наложницу или как посла – Царь женился! Как и положено, в столице Царя встречают его подданные…

За все приходится платить

Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
………………………………
«Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу».
……………………………
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?

А и вправду, зачем? На первый взгляд, что тут непонятного, мудрец захотел красавицу себе в жены. И Дадон думает также…

Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;

…называя Мудреца грешником, за якобы его мысли. Но так ли это на самом деле? Помните, мы отметили, что Мудрец личность примечательная – он ведь скопец, то есть оскопленный, проще говоря, кастрат.

Скопцы (самоназвания «агнцы Божьи», «белые голуби») — последователи мистической секты «духовных христиан», возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела. Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления.

Мог ли такой человек желать плотских утех, конечно нет. Тогда зачем же ему Шамаханская царица? Чтобы разобраться дочитаем эту сцену, а вместе с ней и сказку до конца.

Царь, реально осознавая последствия неосторожно данного слова, по сути, забирает его назад, банально пытаясь откупится. Проявив настойчивость, мудрец провоцирует Царя на гневную реакцию, а в гневе многие аргументы не принимаются во внимание. Как говорил один киногерой: «Гнев, ненависть… ведет на Темную сторону Силы». Прямой причины убивать Мудреца у Дадона не было. Стража могла просто оттащить старика, как было велено, а после тихо с ним разобраться. Тем не менее, Царь был спровоцирован, по сути, на публичное преступление – убийство.

…………… Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.

Обратите внимание, Пушкин уже не называет ее царицей, хотя в стих это слово ложится как нельзя лучше и по рифме и по смыслу.

И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

Не все то золото, что блестит…

Вероятнее всего царица фальшивая, а усомниться в ее происхождении можно было еще, когда она «…с поклоном его за руку взяла и в шатер свой увела» – уж никак не поведение царицы. Она была внедрена в царство Дадона с вполне определенными целями именно Мудрецом. Связь между ними Пушкин показывает в конце сказки, обращая наше внимание на одежду Мудреца: «В сарачинской шапке белой…» – Сараци́ны (греч. Σαρακηνός) – восточные люди. Как вы помните, и Петушок предвещал беду с Востока. Сначала псевдоцарица поссорила двух братьев – наследников престола. Принцип «Разделяй и властвуй» работает безотказно.

А далее, не без ее же помощи, воспользовавшись управленческой безграмотностью Царя, который к тому же не сумел подавить в себе животные инстинкты, последнего в стране управленца делают преступником. И в понимании толпы, он получает заслуженное наказание. Национальная управленческая элита (Царь с сыновьями) уничтожена, народ самоуправляться не умеет, остается только сесть на трон и надеть на себя скатившуюся с чужой головы корону. Таким образом, Некто, закулисный управленец буквально парой «инструментов» захватывает власть в огромной стране. Ах, как же это все знакомо!

Интересно, что сюжет «Сказки о Золотом Петушке» Пушкин позаимствовал у американского писателя В.Ирвинга, из его «Легенды об арабском звездочете»(1832). И хотя сказка получилась проще, понятнее и короче, ее смысл несомненно глубже. В этом вы можете убедиться, прочитав оба произведения.

Таинственный Пушкин

Нужно заметить, что Пушкин не первый раз пользуется таким приемом. В основу «Сказки о царе Салтане», на пример, положен древнегреческий Миф о Данае, дочери Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Той самой Данае, которая изображена на бессмертном полотне Рембрандта (1636-1647) из коллекции Эрмитажа, что было облито кислотой и порезано ножом 15 июля 1985 года 48-летним жителем Литвы, неким Бронюсом Майгусом, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Хотя по показаниям работников музея, зайдя в зал, он спросил у смотрителя: «Какая картина тут наиболее ценная?» (и при чем тут политика?).

Миф повествует о том, что царю Акрисию Оракулом была предсказана смерть от руки сына его дочери. Вопреки всем стараниям отца, Даная все же родила сына Персея. Конечно, без божественной помощи не обошлось. Персей был зачат Зевсом, который проник в темницу, обратившись Золотым дождем. Царь Аргосский приказал свою дочь с внуком заколотить в ящик и бросить в море. Хотя это ему не помогло. Благодаря череде случайностей, включая и саму смерть Акрисия, пророчество сбылось.

Пушкин переписал эту историю с более счастливым концом. И в комментарий к этому можно привести его же цитату: «Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного мгновенного орудия Провидения.» Проведением правит Творец. Если ты что-то делаешь против замысла Творца, Проведение внесет свои коррективы, как-бы говорит Пушкин.

Ну что ж, мы поняли тебя, Александр Сергеевич!

Источник

“Сказка о золотом петушке” написана Пушкиным осенью 1834-го года. Опубликована в 1835-м, при полном молчании критиков. В том же году резко усилилась травля поэта. К концу 1836-го года она достигла своей предельной остроты. А в самом начале 1937-го года Пушкина не стало. Что это: эпатажная шутка? Жонглирование датами? Деш¸- вая погоня за сенсацией? Наивная претензия на новое слово в пушкинистике?

Допустим. Но как тогда понимать саму сказку с е¸ загадочной недоговор¸нностью, с общей неясностью е¸ сюжета, со слабо мотивированными действиями е¸ персонажей? Не случайно же она, в отличие от других сказок Пушкина, не воспринимается литературоведами как написанная специально для детей; в ней постоянно подозревается наличие какого-то скрытого содержания. А попытки (как правило, неудачные) разгадать смысл этого содержания не прекращаются до сих пор. С другой стороны: ни у кого и никогда не возникало даже тени мысли о возможности причинно-следственной связи между “Сказкой о золотом петушке” и смертью е¸ автора. Но, может быть, потому и не возникало, что мы и вправду – как заметил сам Пушкин – “ленивы и нелюбопытны”? Или, по крайней мере, недостаточно любопытны?

Вспомним для начала, что заметной особенностью русской культуры второй половины XVIII века являлась литературная мода на иносказательность. Проистекавшая из всеобщего увлечения масонством, она объяснялась очень просто: поскольку масонские организации были полуконспиративными или даже вовсе тайными, то и используемый ими язык был языком недоговор¸нностей и символизма. Увлечение этим языком очень сильно повлияло на литературную жизнь предпушкинской поры, – ведь принадлежность к масонству воспринималась образованным обществом того времени как принадлежность к последнему слову европейской культуры. Не случайно само это время называется в литературоведении эпохой “масонской литературы”.

Мода на создание “текста в тексте” наложила свой отпечаток и на литературную атмосферу начала XIX века. Иносказательностью, как и самим масонством, увлекались виднейшие представители “золотого века” русской культуры, не исключая юного Пушкина. Притом, что теневая сторона масонства осознавалась неискуш¸нной русской общественностью довольно слабо; е¸ заслоняли выдвинутые на передний план идеи просветительского и морализаторского характера. Но не на пустом же месте возникла репутация Пушкина как умнейшего человека своего времени. И кому как не ему первому надлежало увидеть в масонстве нечто кардинально отличное от его внешней благопристойности. Уместно поэтому задаться вопросом: не явилась ли “Сказка о золотом петушке” вполне осознанным, пусть и не предназначенным для всех вообще, разглашением неких компрометирующих масонство тайн? Если это, действительно, так, то прид¸тся признать, что “братство” просто обязано было отреагировать на Сказку, – ведь за разглашение тайн ложи е¸ членом (а Пушкин по увлечению молодости был им) масонский устав предусматривал самое суровое наказание.

Что же конкретно мог разгласить в своей сказке Пушкин? Исчерпывающий ответ будет дан в специальном исследовании (оно готовится к публикации). А здесь достаточно сказать, что прочтение скрытого смысла любого иносказательного текста начинается с принятия тех или иных его элементов, наиболее “прозрачных” в содержательном плане, за базовые “точки отсч¸та”. С их помощью опознаются другие “точки”. И если взаимосвязь этих других опознанных “точек” выстраивается в связную смысловую цепочку, совпадающую с логикой разв¸ртывания исходного сюжета, то данный факт и может быть принят за доказательство правильности прочтения всего текста. Такова элементарная азбука всякой дешифровки. Базовых “точек отсч¸та”, позволяющих приблизиться к пониманию скрытого смысла пушкинской сказки, по меньшей мере, две: “Дадон” и “петушок”. Приглядимся к каждой из них. Имя “Дадон” взято Пушкиным из лубочной “Повести о Бовекоролевиче”, где одноименный персонаж выведен в роли незадачливого царя. В своей собственной юношеской поэме о Бове Пушкин назвал Дадоном “царя-тирана”, которого – что крайне интересно – сравнил с Наполеоном. Но отсюда, конечно же, не следует, что Дадон “Сказки о золотом петушке” – это Наполеон. Слишком неуместны применительно к личности французского императора слова “под старость захотел отдохнуть от ратных дел” и “царствуй, л¸жа на боку”. Более похоже на правду, что Дадон – это персонификатор государственной власти вообще. А косвенная отсылка к Наполеону указывает, возможно, на то, что речь в сказке ид¸т о конкретном отрезке истории именно французской государственной власти.

В такое предположение целиком вписывается образ “пе- тушка”: “галльский петух”, как известно, – одно из аллегорических обозначений Франции, е¸ исторический символ, сопоставимый с “британским львом” и “русским медведем”. Именно в этом сво¸м смысле выражение “галльский петух” вошло в литературную речь и общекультурный обиход. Карикатуристы часто изображали Францию в виде петуха, намекая на задор, якобы являющийся национальной чертой французов. В русских дипломатических документах врем¸н Петра I французы названы “петуховой нацией”. Во времена французской революции XVIII века чеканилась двадцатифранковая монета с изображением петуха как эмблемы бдительности. В сказке петушок вручается Дадону в качестве инструмента обеспечения безопасности государства. А поскольку главный гарант безопасности государства – его власть, то акт “вручения петушка” можно понять и как символ вручения власти над Францией е¸ конкретному носителю. Но тем самым уточняются хронологические рамки событий, описываемых в иносказании: ведь на протяжении целого тысячелетия власть в аристократических родах Франции была наследственной, и ни о каком е¸ вручении королям “со стороны” не могло быть и речи. А вот во времена Великой французской революции власть действительно стала “вручаемой”. Кем вручаемой? Здесь уместно напомнить, что петушок нашей сказки – золотой, то есть символизирующий власть денег. И, действительно, революция была совершена исключительно в интересах “третьего сословия” – буржуазии, “денежных мешков” того времени. Как говорил сам Пушкин в беседе с французским послом де Барантом, “третье сословие восторжествовало в 1789 году, и из него образовалась буржуазная аристократия”.

Но одной лишь ролью денег в деле управления государством власть “третьего сословия” не исчерпывается. Не менее, а даже более важный параметр данного типа власти – владение эффективными технологиями управления обществом, и в первую очередь – технологиями перехвата управления, чрезвычайно актуальными в эпоху буржуазных революций. А такими технологиями, как и вообще идеологическим обеспечением нового типа власти, в Европе XVIII века в совершенстве владела лишь одна интеллекуальная сила – масонство с его успешным опытом английской революции.

Вс¸ остальное в Сказке: троекратное “кири-ку-ку”, обращ¸нное на восток, троекратное же отправление туда же загадочных “ратей” с сыновьями Дадона, а также его самого – тоже находит сво¸ детальное объяснение в свете масонской версии. Нужно лишь учитывать, что “восток” сказки имеет отношение не только к географии, но и к масонской символике. “Востоком называется высшее управление: “Ибо восток – край избрания”, откуда с седой древности “изливалась высшая мудрость”. Конституцией называется учредительная грамота, которая выдается ложам от высшего правления или Востока” (Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство). Формулы такого рода проливают свет на происхождение названия крупнейшей французской масонской ложи “Великий Восток” – флагмана самого либерального и адогматического масонства в мире. Без уч¸та роли “Великого Востока”, как и вообще без уч¸та роли французского масонства, понять историю Франции врем¸н Великой революции и последующего наполеоновского правления невозможно.

В “масонском” ключе прочитывается и вся образная система Сказки. В первую очередь, это касается образов “шамаханской царицы” и “звездоч¸та” (последний тоже назван в черновиках “шамаханским скопцом” и “шамаханским мудрецом”). Деталей пока что касаться не будем; отметим лишь, что оба персонажа, будучи правильно поняты, помогают лучше разобраться в тех неафишируемых сторонах истории масонства, которые, как выясняется, были хорошо известны Пушкину.

Самое же интересное: предлагаемая интерпретация Сказки не только объясняет е¸ скрытое содержание, но и позволяет проверить правильность этого объяснения. Дело в том, что по всему тексту Сказки поэт разбросал наводящие ориентиры, отведя на каждое сказочное действие определ¸нное количество дней. Заменяем дни годами и получаем… историю Франции конца XVIII – начала XIX вв., воспроизводящую одновременно универсальную “технологию делания революций”!

Разумеется, технология эта, облеч¸нная в сказочную форму подаваемых “петушком” сигналов, во времена Пушкина могла быть узнана и прочитана лишь “братьями” самых высоких градусов посвящения. И, разумеется, едва ли правильно рассматривать сказку как единственную причину гибели поэта. Намного более важными причинами должны были явиться, во-первых, неуклонно возраставшее общественное значение Пушкина как “главной опоры русской национальной жизни” (Н.Н. Скатов. Как и за что погиб Пушкин), а, во-вторых, нескрываемый пушкинский скептицизм в отношении ключевых символов масонской пропаганды – понятий “свободы”, “демократии” и “прав человека”. Достаточно вспомнить его слова о “безумстве гибельной свободы”, или уничтожающую характеристику американской демократии в отзыве на книгу Дж. Теннера, или строки “Не дорого ценю я громкие права, / От коих не одна кружится голова…”. А сказка лишь высветила уровень владения поэта “масонской темой”.

Уровень же оказался таков, что послужил окончательным поводом для запуска решающего витка интриги. Не следует лишь преувеличивать роль в этой интриге Геккернов, боявшихся дуэли и не хотевших е¸. Роль настоящих кукловодов была куда значительней. “Вяземский недаром, хотя и запоздало, говорил о жутком заговоре, об адских сетях и кознях. В изготовлении густого, вс¸ время помешиваемого варева, где будут и сплетни, и анонимки, и спровоцированные свидания, трудились опытные повара высшей квалификации” (Скатов).

* * *

Предвижу раздраж¸нную реакцию: ну вот, уже и из пушкинской сказки выведена целая теория заговора!

Не буду оправдываться и отвечу анекдотом: «Одна овца спрашивает другую: “Слушай, а тебе не кажется, что нас откармливают специально для того, чтобы состричь как можно больше шерсти, а потом и вовсе пустить на мясо?” Другая овца отвечает: “Да ну тебя, опять ты со своей теорией заговора».

Сергей Горюнков



Загадка Золотого петушка

Шалюгин Геннадий

Загадка Золотого петушкаВыпуск 11 (20)

Спецпроекты ЛГ / Муза Тавриды / Штудии
Шалюгин Геннадий

Загадка Золотого петушка

Иллюстрация В. Билибина к сказке «Золотой петушок»

Теги: Пушкин , сказки

Оценить:










Оценка: 7.08 — Голосов: 12

 

12+



Новости

10.01.2023

Наградили переводчиков

В Русском доме в Ереване чествовали победителей Всеармянского конкурса литературного перевода.

09.01.2023

Умер Леонид Эрман

Известный театральный деятель, один из основателей «Современника» скончался на 97-м году жизни.

09.01.2023

Классика на балалайке

Музыканты виртуозно сыграли Моцарта и Баха на органе и балалайке в Петрикирхе.

08.01.2023

Мариуполь не может без театра

В Мариупольском драмтеатре состоится премьера спектакля «Человек, который платит».

07.01.2023

Древние воины Янтарного края

В Историческом музее можно увидеть предметы погребального инвентаря знатных воинов V-VII веков.

Все новости

Колумнисты ЛГ

Дмитрий Воденников

Нездешний год

Нет, конечно, текст и не должен быть прозрачным, текст даже не должен быть нам п…

Лупашко Михаил

Россия как надежда

Кишинёв входит в новый год с медиаполем, зачищенным от «российского влияния».

Крашенинникова Вероника

Нас ждёт…

Конец года побуждает подводить итоги и делать прогнозы.

Владимир Березин

Индикатор

Случилась премия «Большая книга», и все три призовых места в ней получили произв…

  • Интересные факты о рассказе дубровский
  • Интересные факты о муравьях для 3 класса короткий рассказ
  • Интересные факты о животных сочинение
  • Интересные факты как пишется
  • Интересные детские сказки на ночь читать