Интерпретация сказки аленький цветочек

Вступление

Сергей Тимофеевич Аксаков не скрывал, что прообразом «Аленького цветочка» стала сказка, которую услышал в детстве от ключницы Пелагеи. Это объясняет повествовательную схожесть с другими народными сказками, в том числе зарубежными, например «Красавице и чудовище».

Впервые сказка издана в 1858 году как приложение к произведению «Детские годы Багрова–внука».

Аксаковский «Аленький цветочек» не столько народная сказка по содержанию, сколько мировоззренческая – по заложенным аксиологическим и христианским смыслам. Попробуем разобраться в произведении с позиции духовно-нравственных ценностей.

Купец как положительный персонаж

В начале сказки часто встречается слово «любовь». Примечательно, что использовано это слово при описании купца. Автор подчеркивает положительность персонажа и через отношение к богатству:

и любил он дочерей своих больше всего своего богатства

Людей купец ставил выше богатства, а для своих дочерей готов привести всё что те пожелают. Такое выражение любви нельзя назвать положительным, ведь несмотря на оставленный наказ «жить без него честно и смиренно», он попросту балует дочерей.

О том, почему младшую дочку любил больше всех

Ответом на это служит следующая строка:

 …а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее

То, что она относилась к нему ласковее других дочерей свидетельствует о любви, которую купец чувствует и отвечает взаимностью. Отец видит в младшей – родственную душу. И эта связь очень действительно прослеживается в сказке. Купец – человек долга и чести. Он не только выполнил обещание, которое дал дочерям, но проявляет смирение и волю, – вспомните, ведь чудище отпустило его домой под «честное слово»:

Видя его правду, он (чудище –прим. ред.) и записи с него заручной не взял, а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу.

Сорвав аленький цветочек, и увидев, что совершил ошибку, купец кается и просит прощения у чудища. Это ли не христианское поведение?

Младшая дочь не столько телесное продолжение отца, сколько духовное, ведь предстаёт более совершенным человеком. Отсюда становится ясно, зачем автору образ благочестивого отца, ведь хороший плод не может быть от засохшего дерева.

Вспомните описания из житий святых, например, Сергия Радонежского, Иоанна Предтечи, в которых изображаются родители святых, как правило – это праведные люди, или, даже – святые.

Как раскрывается образ дочерей. Значение заветных подарков

Старшие дочки изображены антиподами младшей, и, скорее представляют собою продолжение умершей матери, которая, видимо, не отличалась добродетелью. Однако такое положение вещей свидетельствует и о недостатке материнской любви, а отец, как сказано в начале сказке, любил больше младшую.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы

Венец – желание властвовать

Недостаток любви компенсировался в старших дочерях развитием отрицательных качеств.

Какими пороками поражены сёстры видно по тем подаркам, которые те заказали отцу. Эпизод в сказке с заветными желаниями не случаен. Купец дал дочкам три дня на выбор подарков. И те думали три дня и три ночи, что свидетельствует о решениях, принятых за это время, как взвешенных и обдуманных. Через выбор заветного подарка, дочери обнаруживают внутренний мир, показывают что у них на душе.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы
Зеркальце как символ тщеславного и себялюбивого человека

И действительно, загаданные подарки глубоко символичны. Старшая загадала золотой венец, что символизирует неудовлетворённую жажду власти. Средняя загадала «тувалет из хрусталю восточного» или, другими, словами зеркальце. Конечно же, эта вещь символизирует страсть тщеславия и самовлюблённости. Стоит только удивиться, почему отец исполняет такие прихоти дочек. Но и ответ будет прост: слепая отцовская любовь.

Младшая загадала «аленький цветочек, которого не было краше на белом свете». Не просто цветок, а самый красивый. Заметьте, не вещь или украшение для удовлетворения желаний, а то, чем любуются! Созерцание красоты для неё важнее прочего. Что это как не внутреннее желание обрести истину. В творениях Святых Отцов истиною Красотою называют самого Бога.

Дионисий Ареопагит писал:

«Бог – это единственная постоянная и вечная Красота, то есть то, что, в качестве Красоты, не преходит и не изменяется».

и далее:

Прекрасное… всех к Себе зовет, отчего и называется красотой, и потому что Оно все во всем сводит в тождество».

Младшая дочь ставит небесное выше земного, невольно показывая стремления души: к вечному, неземному. Через совершенное создание Творца, она хочет приобщиться к истине.

О том, как купец искал аленький цветочек

Если подарки для старших дочерей купец нашёл относительно легко, то добыть аленький цветочек пришлось, преодолевая преграды в виде разбойников и дремучего леса. Когда купец окончательно сбился с пути и оказался в тёмном лесу, тем не менее понимал – нужно идти только вперед:

Поворотил он назад-нельзя идти; направо, налево-нельзя идти; сунулся вперёд – дорога торная.

Перекрестился купец и пошёл вперёд. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день

Торная дорога или по-другому проторенная, т. е. гладкая. В православном учении нередко жизненный путь сравнивается с узкой дорогой. Каким бы тяжёлым ни был наш путь, воспринимать его нужно как крест, который нельзя поменять, нельзя сворачивать ни вправо ни влево. Тот кого распяли, указал единственный и верный путь. Вот и в сказке, прямая и проторенная дорога в чащобах леса, аллегорически напоминает о необходимости держаться в жизни пути, указанного Христом. Посмотрите, как вознаграждается купец после трудной дороги: он попадает в невиданной красоты дворец, в котором исполняются все сущие желания. Здесь, думаю, аллюзии на Рай вполне понятны.

Так ли страшен зверь

В морском чудище не наблюдаем ничего ужасного, кроме внешности. Больше этот зверь лесной поведением напоминает щедрого хозяина, а в сцене с вырванным аленьким цветочком – справедливого судью. После того как купец сорвал аленький цветочек, чудище предложило честный уговор: либо тот погибнет, либо одна из дочерей добровольно спасет его.

При возвращении отца старшие дочери не заметили печали на его лице, но младшая, по родству душевного слада почувствовала скорбь. Дочь хотела, чтобы он разделил печали и тем облегчил лежавший на сердце груз. Отец не выдержал и рассказал случившееся дочери и, что важно, заплакал, признав бессилие. Но дочь правильно восприняла речи отца, поняв, что это испытание выпало ей. Уповая на жалостливость зверя, она успокаивает отца, добровольно согласившись пойти к чудищу. Этот эпизод показывает, что дочка, с духовной точки зрения, превзошла отца, решившись положить душу за него.

Через такое испытание младшая дочь раскрывает добродетель, ведь она не пожалела жизни и согласилась спасти отца. На этом примере показано действие духовного закона: кто души своей не пожалеет, тот её спасёт.

О том, как младшая дочка смогла полюбить чудище морское

Добродетельный человек старается не сидеть без дела. Младшая дочка, оказавшись у чудища, не праздновала, а рукоделила. На примере такого, высоконравственного человека, автор показывает как рождается истинная любовь. Из контекста сказки понятно, что любовь усилием берется и не каждый обретет её.

У зверя во дворце побывали и другие девицы, но ни одна из них не полюбила его, несмотря на богатство и проявленную заботу.

Что позволило девице полюбить страшного зверя? Доброе сердце и готовность ко всему относится со смирением. Дочка называла его господином, т. е. правильно оценивала свое положение, не превозносясь, а выражая благодарность за доброту и заботу.

Девица, конечно же, не сразу полюбила чудовище и никакой жалости к нему не испытывала как интерпретируют некоторые современные и иностранные обработки сказки. Дело в том, что смирившись с участью вынужденной гостьи, она приготовилась принять любые условия морского чудища, воспринимая того как хозяина её жизни. Чувствуя благорасположение, она стремилась узнать его поближе и привыкнуть к внешним недостаткам. Сначала свыклась с его страшным голосом, потом и с внешностью, хотя давалось это не без усилий:

Со страхом своим совладала и виду, что испугалася, не показала, и скоро слова его ласковые и приветливые, речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно.

Младшая дочка заставила сердце работать, что позволило увидеть скрытую за внешним уродством человеческую душу морского зверя. И, в конце концов, она полюбила того.

Любовь – это не то чувство, которое вдруг приходит, а потом исчезает. Любовь требует постоянной работы, а те чувства, которые принято называть любовью, лишь предтеча истинной любви. Вот и в сказке изображена не та чувственная любовь, а та любовь, которая развивается постепенно и дается с упорством и трудом.

Зависть сестёр

Что подтолкнуло старших дочерей к желанию погубить сестру? Конечно же, зависть. В начале сказки уже дано представление о моральном облике сестер, которые страдают тщеславием и гордыней. Если младшая, имея добрые помыслы, смогла к концу сказки духовно вырасти, заслужив истинную любовь, то старшие сестры, действуя по страсти, замыслили грех убийства. Таким образом, грех зависти потянул еще больший грех.

Что воскресило лесного зверя

После коварного поступка сестер, казалось бы, счастье младшей дочки невозможно. Но как часто происходит в сказках (например, в сказке «Аленушка и братец Иванушка») истинная добродетель спасает и даже воскрешает героев. Если Иванушка спасает сестрицу из пруда благодаря вере, то младшая дочь в «Аленьком цветочке» возвращает суженого к жизни благодаря той любви, до которой сумела вырасти.

 Выводы и современное восприятие

Количество литературных, мультипликационных и видео- обработок сказки «Аленький цветочек» равняется количеству сюжетных и смысловых интерпретаций. Нельзя сказать, что одна лучше, другая хуже. Каждое произведение (и мультфильм, и фильм, и художественная обработка) несет смысловой контекст.

Например в советском мультфильме отец изображен положительным персонажем, но с явными признаками тщеславия и гордыни, никакого смирения перед чудищем не проявляет. Слова с молитвенным обращением или упованием Богу убраны полностью.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы

Эти синонимы нельзя отнести к любви, описанной в сказке

Но в анимационном плане мультфильм смотрится приятно.

Из разбора сказки узнали, следующее:

– истинная любовь стяжается через внутреннюю работу,

– относись к ближнему со смирением и открытым сердцем,

– любовь больше чем просто чувство,

– иди путём прямым, не сворачивай

– хороший плод бывает от хорошего дерева.

Если хотите узнать как стяжать любовь – читайте сказку в оригинальном изложении Сергея Аксакова.

Прочтений: 2 187

Психоаналитическое эссе на тему сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», 1858 г.

«…сказки — это зашифрованное послание наших Предков.»

Мне очень нравится это высказывание, так как оно, на мой взгляд, как нельзя лучше отражает глубинный смысл сказочного бытия. Разве это послание не есть ни что иное как «общественное бессознательное» по словам американского психолога и психиатра Эрика Леннарда Берна?! Что же еще должно передаваться в трансгенерационном культурном и духовном смысле как не это самое общественное бессознательное, в котором есть даже нечто большее, чем любовь, сублимированная духовная борьба, первобытный страх, завораживающая гендерная правота, душевная милость и глубокая печаль?… Я бы сказала — это «космос как предчувствие»…космос в его метафизическом смысле.

Так и для каждого из нас колоссальная аффективная и коммуникативная нагрузка сказки становится шифром к нашему личному бессознательному.

И вот, в процессе размышления над замечательной сказкой Аксакова «Аленький цветочек», сказкой с архетипом Красавицы и Чудовища, прообразом которой, видимо, послужил миф об Амуре и Психее («Я ужасно страдаю! – пожаловалась сыну Афродита, когда он явился в ее чертоги. – А все из-за этой негодной девчонки Психеи. Ты должен помочь мне, милый сынок, и наказать ее. Скорее найди эту девушку и сделай так, чтобы она влюбилась в какого-нибудь злого и недостойного человека, пусть это принесет ей страдания, а её семье позор. Но лучше всего будет, если она влюбится в чудовище!»), на ум приходят самые первые, на мой взгляд, достаточно примитивные ассоциации, которые как бы лежат на поверхности.

А именно, в образе главной героини сказки, младшей и самой любимой дочери купца напрашивается зашифрованное послание женской сущности и природы, которое на современном языке можно было бы сформулировать так: любовь женская – это долг, долготерпение женщины в конце концов будет обязательно вознаграждено, самопожертвование ведет к райской жизни, мужчина не соответствует ее представлениям об идеальном муже, не отвечает ее физическим потребностям и духовным ценностям, но она решает вдохновить его, жертвует собой, верит, что любовь жертвенная, даже платоническая изменит его; он бросит пить, курить, сделает карьеру, перестанет хамить и волочиться за женщинами.

Ее самопожертвование сотворило с недавним непривлекательным представителем мужского рода чудо, и они зажили счастливо. Она разглядела и спасла в нем все лучшее, что было вытеснено в результате глубоких душевных травм. Или вот еще такой незатейливый сценарий, например, — в образе безобразного чудовища вырисовывается эдакий богатый «папик», который, коварно заманив юную красавицу в свои сети, потакает всем ее желаниям, исполняет все ее прихоти, старается даже не сильно раздражать своим видом, льет ей в уши елей, лишь бы она оставалась рядом и скрашивала его жизнь, наполняла его той либидинальной энергией, которой у него уже явно не хватает.

Ну или, наконец, образ трех родных сестер, трех сиблингов, конкуренток за любовь отца и за все, что она сулит. Не двусмысленно нам показано, как они завидуют друг другу, и, уж конечно, они не упустят возможности устранить соперницу, любимую отцом больше других, или омрачить ее жизнь. В данном случае мать девочек отсутствует, поэтому эдипальный конфликт, как мне кажется, разворачивается в полной мере на этой сцене в проекции между сестрами за любовь отца. Какая из девочек, читая эту сказку в детстве, не представляла себя в роли любимой младшей дочери патриархального отца?

Однако, хочется углубиться все же в те ассоциации, которые приходят на ум и, по крайней мере мне, кажутся заслуживающими внимания.

Ведь что отличает нас от животных, мы, хомо сапиенс , способны меняться в желаемом направлении или не меняться осознанно, по доброй воле, и вовсе не обязательно под воздействием каких-то других сил, как то чье-то руководство, шантаж, давление, чьи-то манипуляции, жертвенная любовь, угрозы и тому подобное. От чисто рефлекторного поведения нас оберегает как бессознательное, так и наше сознательное.

Поэтому можно предположить, что любовь девушки не несет воспитательной и умышленно спасительной нагрузки, не является вовсе жертвенной любовью. Просто это любовь как она есть в ее истинном духовном смысле, искренняя любовь с принятием, любовь которая делает в первую очередь самого любящего лучше, дает ему источники работы над собой, желание быть духовно чище, видеть не только форму, но и в первую очередь содержание, («душу добрую и любовь несказанную») любовь которая не служит целью менять кого-то, а дает источник для самосовершенствования в первую очередь самому любящему.

Поэтому мне кажется, что выбор очеловечиваться или нет – это в первую очередь осознанный выбор самого субъекта и его внутренние возможности, ресурсы его психики, если хотите. Сколько случаев знает история, когда любовь лишь временно преображает человека, ему хочется быть лучше, но он не желает предпринимать никаких усилий, для того чтобы расти, подниматься на более высокие ступени духовного развития, или у него нет для этого никаких внутренних ресурсов. Поэтому я смею предположить, это сугубо мое мнение, что в процессе развития глубоких любовных чувств и привязанностей, все-таки главную роль играют те внутренние разрешенные или не разрешенные я-конфликты, благополучное или наоборот прохождение всех фаз психосексуального развития, являются той основой, той почвой, на которой впоследствии может вырасти истинное счастье с объектом, счастье внутреннего совершенствования и взаимной благодарности.

Способно ли на это оказалось наше ужасное чудовище, украденный в раннем детстве и заколдованный злой волшебницей прекрасный принц? Безобразное чудовище, которое вызывает противоречивые чувства поначалу (угроза убить купца и шантаж с дочерью), а потом все больше сочувствия. Это тоже очень интересная сюжетная линия! Читая эту историю, я задаюсь вопросом, ведь, пережив потерю родителей при таких ужасных травматичных обстоятельствах (украла в раннем детстве злая волшебница), потеряв свои первичные объекты, разве не впал он в глубочайшую меланхолию, потерял и возненавидел свое Я, видел себя абсолютно безобразным и отвратительным, ушел полностью в себя, отдалился от людей с чувством вины, стыда и ненависти к себе. И поскольку мы знаем, что его истинное Я способно к любви, нежности, состраданию, заботе, не удивительно что подсознательно чудовище хочет вернуться к Себе, найти объект любви, который поможет ему обрести себя, снова быть счастливым, как в детстве с родителями.

Мне лично так же в трагической истории чудовища напрашивается ассоциация в связи с наказанием, страшной карой, которую он понес за своего родителя, короля, который чем-то прогневал злую волшебницу, мы не знаем, что между ними произошло, но дыма без огня не бывает, и в результате маленький мальчик, сын своего родителя, тоже несет этот тяжкий крест, который достался ему от отца. Вы только вдумайтесь, как же не видеть себя с безобразной кожей, т.е. щетиной и коростой, а главное огромными горбами, которые придавили его, которые как-бы олицетворяют всю боль и тяжесть, которые чудовище несет в своей душе. Трудно говорить. Лично для меня, главный вопрос этой сказки: сможет ли чудовище, обретя свой желанный объект, в последствии действительно обрести себя, собрать воедино все свои отщепленные частички Я, так жизненно необходимые ему, смогут ли, выражаясь словами так любимой мной Джойс Мак Дугалл «разом любовь и ненависть примириться, позволяя субъекту наконец подписать мирный договор в многолетней молчаливой войне, которая иначе могла бы привести к истощению и смерти».

Ведь наш герой уже был почти на этом рубиконе, когда возлюбленная им дочь купца не по своей вине практически не успела в нужный час вернуться к нему. Спросите себя, как часто человеку не хватает каких-то мгновений для спасения, каких-то зачастую крохотных усилий от нас. Ведь все мы в этой жизни объекты и субъекты. И тогда наступает смерть духовная, смерть физическая. Как глубоко отозвалось это в моем сердце, когда я читала строки Аксакова…

Задумайтесь, в каждом нашем Я есть, позвольте мне здесь опять процитировать Джойс Мак Дугалл, «свои собственные доктор Джекил и мистер Хайд, собственные Фауст и Мефистофель» (как сказано!) , свои собственные Красавица и Чудовище. Задумайтесь, какая игра слов кроется в этом архетипе!!! Я думаю, это не случайно. Недаром условие заклятия злой волшебницы таково, что красная девица должна полюбить нашего героя в его страшном обличии, и только тогда он станет снова человеком. («Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силой нечистою, оборотила меня в чудовище страшное и наложила такое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною и тогда колдовство всё покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим»).

Я это понимаю так, что не сможем мы обрести счастье и мир в нашей душе пока не полюбим и не примем себя такими, какие мы есть. Возвращаясь к главному вопросу, волнующему меня в этом произведении, можно его перефразировать так: сможет ли Чудовище примириться со своим Мефистофелем и полюбить своего Фауста? Не смотря на то, что вроде бы сам сюжет говорит нам о том, что да, сможет, я все же очень переживаю за него и терзаюсь сомнениями. Жизненный опыт подсказывает, что все не так просто и однозначно, да простят меня любители хэппи эндов…

Однако, хочется вернуться к незаслуженно заботой мной главной героине сказки, юной красавице, дочери купца. Она мне очень интересна и сама по себе и в симбиозе с отцом конечно. Здесь прослеживается очень интересная и очень волнующая линия, на мой взгляд, от отца к аленькому цветочку…Мне кажется, что «золотой кувшин с цветочком аленьким» — это конечно символ эротизма и девственности, но в первую очередь в данном контексте, вероятно, символ полной психосексуальной зрелости младшей дочери, которую подтверждает отец, привезя ей желанный подарок. «В некиим царстве, в некиим государстве жил был богатый купец, именитый человек… и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны – по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее…

Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; доставал он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на огне не горит, в воде не ржавеет, со камнями самоцветными; достаёт гостинец середней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким. Старшие дочери от радости рехнулися, унесли свои гостинцы в терема высокие и там на просторе ими досыта потешалися. Только дочь меньшая, любимая, увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце её что ужалило. Как возговорит к ней отец таковы речи: – Что же, дочь моя милая, любимая, не берёшь ты своего цветка желанного? Краше его нет на белом свете. Взяла дочь меньшая цветочек аленький ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горючими слезами…» Она действительно плачет, потому что почувствовала себя взрослой, почувствовала свое женское предназначение. Это прощание с детством.

Все предыдущие стадии развития: оральная, анальная, фаллическая, эдипальная, латентная и пубертатная преодолены по всей видимости успешно. Наступила генитальная стадия развития. Между отцом и дочерью доверительные, нежные уважительные отношения. Отец, вернувшись от чудища, поговорил и со старшей и со средней дочерьми, но только младшая оказалась добровольно готова исполнить просьбу отца. Отец хоть и со слезами благославляет ее. Пришло время и мудрый любящий отец отделяет от себя повзрослевшую дочь, чтобы передать ее девственную и чистую другому мужчине, который предстает в образе зверя лесного, пообещавшему купцу : «Я обиды ей никакой не сделаю…» А для купца слова данное свято. И поверил родитель зверю лесному, чуду морскому, поскольку сам являлся честным купцом, давшим ему «слово честное купецкое и запись своей руки».

Надевая волшебный перстень ей на палец, он инициирует ее на взрослую жизнь, благославляет ее на самостоятельную жизнь, к которой она готова. «Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него… – Дочь моя милая, хорошая, пригожая, меньшая и любимая, да будет над тобою моё благословение родительское, что выручаешь ты своего отца от смерти лютой и по доброй воле своей и хотению идёшь на житьё противное к страшному зверю лесному, чуду морскому. Будешь жить ты у него во дворце, в богатстве и приволье великом… Горючими слезами обливает и кладёт на неё благословение своё родительское. Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского, из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери – и не стало её в ту же минуточку со всеми её пожитками».

Как мы видим в последствии отец не ошибся в своей дочери. Она полностью раскрыла себя как женщина, иначе бы не случилось замечательное превращение чудовища в принца и счастливой свадьбы. Хочется мечтать, чтобы каждый отец, воспитывающий свою маленькую взрослеющую принцессу помнил о том, как важна его роль в формировании женственности, нарциссической наполненности, залога будущего счастья и ощущения необыкновенной важности исполнения своей женской судьбы в этой земной жизни.

Дарья Лукина, студентка 1 курса.

Раздел «Статьи»

   Другие статьи преподавателей и студентов института:

   Психоанализ сказки о мертвой царевне и семи богатырях

   Психоаналитическое понимание сказки про Колобка

   Эссе на тему сказки «Красная Шапочка», на тему сказки «Синяя Борода»

   Психоаналитическое резюме на аниме Pandora Hearts

   Проекции и контрперенос в работе с подростком

   Сравнение отношения ко Злу/Тени

   Эссе на сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

   Психоаналитическая интерпретация сказки «Медведь – липовая нога»

Имеет несколько степеней восприятия.

Путь, который проходит человек, уникален, его невозможно уместить в чётко сформулированный график. Но основные моменты формирования личности повторяются из поколения в поколение. И, чтобы обозначить важные вехи на этом пути, человечество прибегало к различным способам кодировки информации, начиная с мифов и сказок, а заканчивая местириями для посвященных.

Любая сказка начинается с раскачивания нашего рационального маятника, со слов — было или не было; в некотором царстве, не в нашем государстве, словно заманивая нас уйти от проторённых широких дорог, где вечно царит оживление и нервная суета, на едва заметную тропинку в диком лесу иррациональности.

У каждой сказки имеется своя душа (назовём её психологическим термином — самость), которая выражает неразличимую нами сущность, саму по себе для нас не постижимую. Всё рождается в ней, и, проявившись на миг, всё растворяется там. Взяв за основу сказку аленький цветочек, мы разложим происходящие там события на психологические аспекты, тем самым выведем из глубин подсознания те вопросы, на которые мы не хотели бы ответить. Потому как ответы могут нас не порадовать, так как в фокус нашего внимания попадут те вещи, от которых мы пытаемся избавиться, засовывая их поглубже в подсознание, но во всяком случае принесут нам вздох облегчения и осознания проблемы.

И так сказка начинается. Душа (самость) решила проявить себя, и с этого момента начинается повествование сказки. Жил-был купец. Жена давно умерла, оставив ему трёх дочерей. Любил он сильно их, души не чаял. Пришло время ехать за товаром и для своих дочерей привезти гостинцы, какие они только пожелают (бусы, зеркальце, аленький цветочек). В данном контексте это означает, что начался процесс индивидуации (обретения самости), по Юнгу — установление осознанного взаимодействия со своим внутренним центром, который начинается с ощущения душевной боли или, проще сказать, своего рода призыв, хотя мы часто и не понимаем этого.

Смерть матери символизирует первый кризис, который наступает у девочек — прощание с детством и естественным процессом взросления. Девочка превращается в девушку, в которой проявляются три важные компоненты:

  • Первая сестра, просящая дорогие бусы, — практичный ум.
  • Вторая сестра просит зеркальце — образ тела — важная часть самооценки женщин.
  • И, наконец, третья сестра-олицетворение кротости, наивных мечтаний о большой и чистой любви, просит аленький цветочек.

Думы о аленьком цветочке (любви ещё непостижимой) занимают всё её время (призыв), и её просьба звучит приблизительно так, пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что.

Это начальная фаза кризиса, когда человек ищет нечто, что невозможно найти, о чём ничего не известно. С этого момента на передний план выходит отец (анимус) — активный жизненный принцип, который в женщине отвечает за выносливость, творческий потенциал, активность, формирование мнений — я знаю, потому что знаю, я всегда права — это его стихия. Основное влияние на формирование анимуса оказывает отец, он наделяет анимус дочери особым колоритом (несколькими бесспорными, не требующими доказательств убеждениями, которые не отражают индивидуальность самой женщины).

Проделав большой и трудный путь, отец достаёт каждой из дочерей свой подарок, то есть анимус активно формировал своё видение окружающего мира. И цена, которую он должен заплатить за это — его жизнь. Младшая из дочерей решает взять наказание отца на себя (реальность и наивные мечты порождают сильный душевный конфликт. Любовь оказалась трудным испытанием, сопряжённым с сильными душевными муками. Под сомнение ставится авторитет отцовских убеждений). По этому на сцену жизни выходит чудище лесное (негативный аспект анимуса-демон, который опутывает разум паутиной расчётливых и злых мыслей).

Это вторая фаза кризиса. И здесь возникает вопрос о первом чувстве любви, которое всколыхнуло наш внутренний мир, кто был тот мужчина, кто прикоснулся к аленькому цветочку, не имея на это достаточных прав, кто породил горечь обид в душе, что подняли в нас демона на защиту великой ценности.

Ответь честно для себя — выведи на свет то, что хранит твой демон.

Ведь пока ведьмочке не разрешается задавать вопросы о тайне Чудища и лицезреть его можно, вести вполне хорошую жизнь, полную каких-то чудес. Но не дремлет душа сказки, и должна наступить третья фаза кризиса, когда рациональный ум в лице двух старших сестёр должен сделать своё коварное дело (перевести стрелки часов назад и убить демона), вспомнить всё и осознать проблему. В противном случае возникает некий паралич души и всех чувств, глубокая неуверенность в себе, доходящая порой до ощущения полной никчёмности. Безмолвно принять дары демона на условиях никогда не нарушать запрет, это значит обречь себя на жизнь в чудесных иллюзиях до конца своих дней.

И вот возникает второй вопрос, может, именно поэтому во внешнем поле возникают тёмные личности, которые не любят глубоких отношений, когда им задают личные вопросы, дарят дорогие подарки и держат тебя на почтительном расстоянии, забавляясь с тобой.

Скрытый смысл этой сказки заключается в том, что только зрелое чувство любви, в которой присутствует теперь и глубина, рациональный ум и тонкий расчёт обретённое на грани жизни и смерти, способно переродить чудище в прекрасного принца, и только тогда женщина обретёт собственный путь духовного развития и семейного счастья.

Читайте также

Людей пугает неизвестность. Чаще всего на дороге в психоанализ нас пугает и останавливает именно то, что мы не знаем, что с нами там будет происходить. Да, знаю — помогает. Об этом говорят и пишут, и кто-то из знакомых рассказывал, насколько лучше и спокойнее стало жить… Но я же не знаю, что там со мной… Читать дальше

Жил-был Плед…
Однажды в далёкой-далёкой стране, на маленьком заводе родился плед… Он был создан из натурального бамбука, украшен красивым принтом и предназначен для импорта в холодные страны… Его создавали, чтобы согревать в непогоду, смягчать твёрдые поверхности, украшать интерьер и просто радовать… Читать дальше

Вечером, перед сном, Маргарита никак не могла уснуть, потому что внутри её сознания бешеным галопом носились её собственные мысли и идеи. Столько незавершённых дел всплывало в её мозгу и просили к себе внимания. Они давно уже ждали её, звали её, просили, наконец, их закончить.

— Потерпите, миленькие… Читать дальше

Ещё одна небольшая сказка по мотивам песочной консультации. Темой этой консультации были «Основные женские уроки».
Жила-была на свете маленькая девочка. Больше всего на свете она хотела, чтобы её любили. Но рядом с этой девочкой жил Лев. Девочка ждала, что этот лев будет любить её. Она мечтала привлечь… Читать дальше

На чтение 7 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 19.05.2022

Сказка «Аленький цветочек» написана С.Т. Аксаковым более ста лет назад. Но и поныне она очень нравится детям. Она учит читателя быть добрее и не судить никого по внешности и первому впечатлению.

О чем книга «Аленький цветочек»

Перед отъездом в дальние края отец интересуется у своих дочерей, каких гостинцев им привезти. Старшим дочерям нужны ценные и пышные гостинцы, а младшая дочка хочет самый прекрасный на свете цветочек. Отец озадачивается просьбой Настеньки, но обещает поискать для нее такой цветок.

Закончив свои дела и купив подарки для своих старших дочерей, но не найдя цветочка аленького, купец направляется домой. Но по пути его грабят разбойники, и он укрывается в темном лесу. Блуждая по чащобе, он обнаруживает богатый особняк, а зайдя внутрь, видит пышный стол с вкусными яствами. Приняв трапезу, он идет осматривать подворье и отыскивает заветный цветок. После срывания купцом цветка словно из ниоткуда возникает разъяренный монстр и собирается убить торговца. Но он говорит, что это все ради его доченьки. И монстр принимает решение отпустить его, снабдив ценными дарами, но при одном условии: одна из трех дочерей должна приехать в особняк и жить с ним вместе. Иначе торговца ожидает смерть. .

По возвращении домой торговец рассказывает своим дочерям о произошедшем. Старшие дочки заявляют, что никуда не пойдут, и сваливают эту обязанность на Настеньку. Ведь этот злополучный аленький цветочек был сорван именно для нее. Девушка решается пойти и, надев кольцо, оказывается в особняке страшного чудища.

Особняк встречает Настеньку пышными убранствами и лаской. Сначала монстр не показывается, лишь разговаривает с ней. Девушка привыкает к зловещему голосу, и монстр все-таки предстает перед ней, прежде чем вернуть кольцо и разрешить вновь вернуться домой. Но потом Настенька смиряется и с его ужасным обликом. Однажды она видит сон, что заболел ее батюшка, и чудище отправляет ее домой, попросив вернуться через три дня, иначе он умрет от тоски.

По приезде домой Настенька рассказывает о своей жизни в замке. Сестры из зависти к ней делают все так, чтобы она опоздала в особняк. Она находит монстра умершим. Роняя слезы, она признается ему в любви, и он оживает, но уже в облике прекрасного принца.

Смысл книги «Аленький цветочек»

Главный смысл – осознать силу любви. Именно это чувство толкнуло купца на совершение рокового поступка, а ее дочь пленили вместо него. Девушка с любовью отнеслась к чудовищу, подружилась с ним. Монстр понимал, что может погибнуть. Настенька опоздала, но сила великого взаимного чувства дала новую жизнь, и монстр превратился в человека.

Показано самопожертвование, отказ от эгоизма. Любовь может выражаться не только в ласке и внимании, но и в ущемлении собственных интересов во благо близкого человека.

Используя эти знания, можно воспитать ребенка, избегая скучных нравоучений.

Анализ книги «Аленький цветочек»

Сергеем Аксаковым написана замечательная, душевная сказка. Самое главное – любовь. Торговец, отец трех дочерей, очень любит свою младшенькую. Ради спасения отца Настенька готова пожертвовать своей свободой. Ее не страшит перспектива остаться в огромном особняке наедине с чудищем. Но в уродливом монстре Настенька разглядела чудесную душу. Под отталкивающей внешностью скрывалось огромное, любящее сердце. Она влюбилась в заколдованного принца, околдованного ведьмой и превратившегося в устрашающего зверя.

История создания книги «Аленький цветочек»

Написана сказка была в 1857-ом году. Прототипом «Аленького цветочка» послужила сказка, услышанная Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в детстве от ключницы Пелагеи.

Впервые произведение вышло в печать в 1858-ом году (как приложения к одному из детских произведений).

Значение названия книги «Аленький цветочек»

Она содержит в себе скрытую смысловую нагрузку. Если проанализировать семантику словосочетания «аленький цветочек», то это «красный цветок». У него двузначная символика. В искусстве красный цвет всегда был связан со смертью и любовью. Аксакову больше импонирует второе значение. Алый цветок символизирует теплое, отзывчивое сердца, способное влюбиться даже в монстра и тем самым снять проклятие.

У Аксакова это дивное, невиданное растение, но очень хрупкое и красивое. Цветок символизирует жизнь (по аналогии с существованием чудища). Неслучайно монстр умирает со сжатым в лапах увядающим цветком, утратившим былые краски.«Аленький цветочек»: смысл, анализ и проблематика сказки С.Т. Аксакова

Проблематика книги «Аленький цветочек»

У сказки сильный воспитательный характер в массе моментов. Очень положительны и младшая купеческая дочка, и чудовище. Сестры Настеньки изображены с небольшим знаком минус. Купца хоть и можно назвать хорошим человеком, но он совершает большую ошибку и подвергает опасности себя и своих близких.

Чему учит книга «Аленький цветочек»

Сказка «Аленький цветочек» несет в себе много уроков, но главный смысл – анализ силы любви и самопожертвования.

Сказка скрывает в себе следующие уроки:

• необдуманные действия приводят к плохим последствиям;

• очень важна взаимовыручка;

• нельзя оценивать ближних лишь по внешнему облику (за непривлекательной внешностью может скрываться добрая душа);

• не стоит завидовать и творить зло (эти чувства разрушительны; например, поступки сестер Настеньки, из зависти задержавшие ее, а монстр чуть не погиб).

В сказке «Аленький цветочек» говорится и о том, что лишь честные и отзывчивые люди заслуживают самой высокой награды.

История учит любви, видению всего чудесного и положительного даже в самых ужасных монстрах. И в отталкивающем по внешнему признаку теле способна жить доброта. Любовь, обладающая магическими способностями, способна справиться даже с самыми злыми чарами.

Аксаков призывает читателей быть более гуманными, уважать и любить людей, несмотря на их непривлекательность внешнюю.

Произведение также призывает сдерживать свое слово. Все обещанное окружающим важно выполнять. Ведь купец обещал своим дочкам гостинцы и выполнил обещание. Ради этого он рискнул собственной жизнью. Настенька тоже сдержала обещания. Когда чудище отправило ее домой, чтобы повидаться с семьей, она просто могла не вернуться. Но не сделала этого. Она вернулась в особняк, ведь она пообещала.

Объяснение концовки книги «Аленький цветочек»

Финал «Аленького цветочка» таков:

Сразу же по возвращении купеческой дочери в белокаменный особняк она почувствовала что-то недоброе, ведь чудовище ее не встретило. Сердце Настеньки дрогнуло, и она отправилась на поиски лесного зверя туда, где рос алый цветок.

Глаза дочери торговца затуманились, земля ушла у нее из-под ног от увиденного. Уродец лежал мертвый, а в его лапах был зажат алый цветок.

Настенька стала умолять монстра проснуться, говорить, что он для нее желанный избранник. После ее слов произошло ужасное: сверкнула молния, ударил гром, и девица упала без сознания.

Проснувшись, купеческая дочь видит, что над ней склоняется принц, разодетый в золотые одежды и с короной на голове, а рядом с ней — ее батюшка и сестрицы.

Прекрасный юноша сказал, что стал уродцем из-за того, что еще ребенком его выкрала злая колдунья и наложила чары. Заклинание гласило, что оно утратит свою силу при условии, что кто-то полюбит его в таком неприглядном обличье.

В таком виде монстр прожил 30 лет. Особняк успели посетить 11 девиц, купеческая дочка была двенадцатой, и лишь она смогла искренне его полюбить (за доброту и ласку).

Принц просит у купца руки его дочери. Торговец благословляет молодых, после чего начинается свадебный пир.

Аудиокнига «Аленький цветочек»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова

Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова

Сергей Аксаков  написал чудесную и добрую сказку «Аленький цветочек». В основном в произведении идет речь о любви.

Главными героями является купец и его дочки. Мужчина очень  сильно любит своих девочек. Его младшая дочь готова была пожертвовать своей свободой, чтобы спасти отца. Ради этого она не побоялась остаться  наедине со страшным чудовищем в его огромном замке. Но со временем девушка рассмотрела в безобразном чудовище прекрасную душу. Под ужасной внешней оболочкой скрывалось доброе и  чуткое сердце. Девушка даже полюбила его. Чудовище относилось очень хорошо к девушке.

Купец – это любящий отец, который воспитывает трех дочерей, он богатый человек. Настенька – это его младшенькая дочка, она была бескорыстной и не требовала  от отца дорогостоящих подарков. Ей было достаточно простого аленького цветочка от папы. Старших дочерей звали Проскофья и Марфа они требовали от отца дорогих подарков, например  ценных украшений. Чудовище – это  как потом оказалось настоящий принц. Эго заколдовала злая колдунья, и он превратился в ужасного зверя.

Эта сказка учит своих читателей многому. Сергей Тимофеевич Аксаков хотел донести людям одну золотую истину – это быть добрыми и относится к людям с уважением и любовью, не смотря на их внешний облик. Настенька была доброй, чистой и искренней девушкой. Ко всем вокруг она относилась по доброму, за такое поведение ее щедро вознаградила судьба. Настенька уважала и любила своего папу, она хотела его  спасти, поэтому пошла в замок к чудовищу. Увидев зверя она, немного напугалась, но позже она рассмотрела в нем прекрасного человека. К нему она относилась искренне и по-доброму.

Так же сказка учит читателей держать данное нами слово. Все, что мы обещаем другим людям, мы должны выполнять несмотря ни на что. Этому нас учит отец, он обещал своим дочерям привести подарки и он это выполнил. Он рисковал своей жизнью ради этого. Настенька так же исполняла свои обещания. Когда ее чудовище отпустило домой повидаться с родными, она могла бы убежать. Но, она так не поступила. Девушка вернулась в замок в назначенное время, потому что она обещала чудовищу, что придет обратно.

Помимо этого  сказка учит нас с уважением, пониманием и добром относится к людям в не зависимости от того как они выглядят. Человека нужно  любить не за внешность, а за его внутреннее содержание. Настенька смогла полюбить чудовище за его красивый духовный мир.

Анализ 2

Сюжет сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» является одной из версий традиционного европейского сюжета о красавице и чудовище.

Писатель признается, что впервые услышал эту сказку в детстве от ключницы Пелагеи. После Сергей Аксаков познакомился и с французской сказкой «Красавица и чудовище».

У купца было три дочери.  Число три, как и в других сказках, имеет сакральный смысл. Он отправился в очередное плавание. Первая дочь хотела венец, вторая — зеркало, а самая младшая, Настенька, желает получить аленький цветочек, краше которого нет на белом свете. На купца в дороге нападают бандиты, поэтому он вынужден отстать от своего груза. Это событие роднит произведение с французской версией. Он попадает на поляну в лесу, где его встречает сытный ужин, гостеприимный прием, хороший ночлег. Когда купец уже собирался уходить, то он увидел на поляне аленький цветок. Сорвав его, он разбудил гнев чудища. Чудище дало ему волшебный перстень (этого элемента не было в французской версии) и попросило отправить с помощью украшения к нему свою дочь. Первые две дочери испугались, а третья согласилась.

Настенька жила как царица в новом доме. Однажды ей приснился сон, что отец заболел. Во французской версии у Бель было специальное зеркальце, через которое она могла наблюдать за своей семьей, чего не было у Настеньки. Чудище отпустило девушку на три дня. Дома сестры стали завидовать жизни Настеньки и задержали ее. Когда девушка пришла, чудище умирало. Слезы Настеньки вылечили чудище. Оно превратилось в прекрасного принца.

Также с традиционной версией «Аленький цветочек» близок отсутствием матери в семье и сословием отца. Горожане — необычные и нетипичные герои волшебных сказок. За основу взят миф про Амура и Психею.

Согласно сказке, Настенька была двенадцатой гостьей чудища. Двенадцать — число кратное трем, поэтому здесь тоже соблюдается сакральный смысл числа три.

В отличии от  яркой и гордой Бель Настенька — скромная, покладистая, спокойная девушка. Она не такая авантюрная и озорная, как ее французский аналог. Настенька спокойно принимает свою участь. Она благородная и честная.

Имя Анастасия с древнегреческого языка переводится как «возвращенная к жизни». И действительно, горе с отцом и  знакомство с чудищем помогло развить внутренние качества девушки. Ее честность и покладистость получили награду. Девушка стала женой богатого принца.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова

Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова

Популярные сегодня темы

  • Смысл рассказа Уроки французского Распутина

    Пожалуй, читателю крайне легко и понятно была донесена та мысль, что доброта и понимание являются самыми большими движущими силами в этом мире. Также, хочется отметить и то

  • Жизнь Обломова (по роману Гончарова) сочинение

    Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь

  • Эволюция личности Пьера Безухова сочинение

    Пьер Безухов — главный герой романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Впервые читатель знакомится с этим героем в первой главе, где он является гостем салона Анны Павловны Шерер

  • Что лучше — истина или сострадание в драме На дне Горького? сочинение

    Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?

  • Женские образы в творчестве Тургенева и Бунина

    В русской литературной классике женские образы неоднократно становились олицетворением разнообразных черт национального характера.

Аленький цветочек – это не только чудо из сказки, но и психологический синдром, способный разрушить жизнь

Можно ли спастись от его опасного волшебства? Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.

Принц на белом коне

Екатерина Пяткова– Иногда синдром Аленького цветочка путают со Стокгольмским синдромом, – говорит Екатерина Пяткова, – поскольку в обоих случаях речь о созависимости. Если попытаться составить психологический портрет человека, подверженного синдрому Аленького цветочка, то самая яркая черта – он не выносит отвержения.

То есть в глаза говорят: «Я тебя не люблю». А он недоумевает: «Как это? Ты любишь меня, только сам об этом не знаешь».

«Цветочек» не будет слышать о том, что отношения с ним «ничего не значат». Ведь со своей стороны он видит эти отношения стабильными. Не сдаётся: «Я подарю тебе любовь!» Но любовь нужна самому «цветочку» – синдрому в одинаковой степени подвержены как мужчины, так и женщины.

Когда они видят проявление нелюбви, им необходимо срочно всё исправить. И обязательно сделать объект обожания принцем, скачущим на белом коне, или принцессой, танцующей на балу. Ощущение, что «цветочки» стараются не замечать реальности – создают свой параллельный мир.

Страдающий от синдрома находится как бы на качелях – от эйфории до отчаяния. Образно говоря, симпатичный коллега угостил девушку на работе конфетой, а она видит в этом «знак» чудесного к ней обращения: «Он выбрал меня!» Хотя у него и в мыслях подобного не было, а она уже стоит в белом платье. «Цветочки» буквально цепляются за идею иллюзорного счастья. Стерпится, слюбится – это тоже отсюда.

«Вы просто его не знаете!»

Отыскав какую‑то одну, возможно, действительно, привлекательную черту, «цветочек» раздувает её всеми силами. А остальные негативные стороны партнёра не пускает в своё воображение либо наделяет чертами, которых у того нет – выдаёт желаемое за действительное.

При синдроме существует сильнейшая эмоциональная зависимость, но когда ты любишь человека, которого сам же и придумал – это самообман. И при этом ещё пытаешься и его заставить полюбить тебя.

Хорошо, если партнёр, выбранный в качестве принца, адекватно воспринимает происходящее. А если на эту роль выбирается какая‑то тёмная личность – развитие сюжета может пойти по печальному сценарию. «Цветочек» будет до последнего стоять на своём: «Нет, вы просто его не знаете! Я знаю его другим!» А «чудовище», тем временем, входит в роль, начинает пользоваться положением – растаптывает «цветочек».

У человека, склонного к такому синдрому, явные проблемы с самооценкой и притуплённый интерес к собственной жизни. Некоторые влюблённые девушки-«цветочки» так и говорят: «А что моя жизнь? Вот его жизнь…Она такая яркая! Да, он говорит, что не любит меня. Но он просто ещё не разобрался в своих чувствах». То есть зацепилась, и всё – «смысл жизни». Как дети, играя, цепляются за ногу взрослого, так и здесь – только это не игра. «Принц» и хотел бы идти дальше, да «цветочек» не отпускает.

Особенность синдрома – внутреннее подавление гнева. Это как пружина, которая сжимается, а затем раз – вспышка неконтролируемой агрессии. И даже не на партнёра, а на ближайшее окружение. Особенно, если «сказку» пытаются разрушить.

Находясь в иллюзии, «цветочки» могут выглядеть неестественно – такая кукольная внешность. Это проявляется и в поведении – навязчивость, ревность. Отсюда соматические расстройства, депрессивные состояния, мрачные мысли…

Синдром Аленького цветочка ведь только звучит сказочно красиво, но спектр его горения, особенно если психика обладателя неустойчива, очень широк – от «он для меня весь мир!» до «так не достанься же ты никому!».

В погоне за эмоциями

Но почему синдром развивается у одних, а других обходит стороной? В основе – нехватка эмоционального контакта с родителями в детстве. Чаще с мамой, потому что именно мама – источник эмоционального тепла, которое насыщает ребёнка. Не получив родительской близости, материнской энергетики, мы не учимся принимать самих себя такими, какие мы есть.

И если, например, при синдроме мамонтёнка, развитие его тоже связано с отсутствием родительской любви в детстве, «мамонтёнок» не строит иллюзий – ему больно, хочется быть в любви, но он не склонен уходить в самообман – то у «цветочка» иначе: «Где‑то далеко, в твоём сердечке есть место для меня…»

Если настойчиво транслировать идею, то партнёр действительно может засомневаться: «А вдруг я её люблю?» Но отношения изначально обречены на провал, поскольку приписывается то, чего нет. Ну нет у меня ни коня, ни замка!

Есть и другой момент. Добившись своего, «цветочек», привыкший к вечной борьбе, может просто потерять интерес к «принцу» и переключиться на другой недоступный объект вожделения. Ведь когда происходит накал в эмоциях – люблю и ненавижу – мы привязываемся именно к эмоциям, которые связывают с объектом страсти.

Включайте светофор!

Избавиться от синдрома Аленького цветочка сложно, но можно. Первое, что необходимо – осознать, что «принц» – не «принц». А для этого надо работать с собственной ценностью. Существует много техник и упражнений на повышение самооценки, которые используются в терапии. Например, упражнение «Светофор». Красный цвет – это то, что со мной нельзя делать никогда. Зелёный – это то, что мне нравится. Оранжевый – допустимо, но от случая к случаю. Задать можно любую тему – личные границы, человеческие качества.

Например, у меня была клиентка, которую любили использовать как «жилетку». Ей могли позвонить поздно вечером или даже среди ночи, чтобы пожаловаться на жизнь. И она всё это терпела, выслушивала и страдала. А сделать надо было всего один шаг – расставить собственные границы: «Мне нельзя звонить после 23 часов». Потому что если не сделать этого, то не надо и обижаться на людей. Вы же сами разрешили им будить вас среди ночи. Включайте свой светофор!

Для укрепления самооценки необходимо укрепить и своего внутреннего ребёнка. Кто я? Чего именно хочу? Что я сам с позиции взрослого могу сделать для своего внутреннего ребёнка? Важно осознавать и проживать чувства  здесь и сейчас. Своим клиентам я иногда советую вести дневник наблюдений за самим собой – это позволяет работать с эмоциями и помогает пережить страх отвержения.

Взращивание внутреннего взрослого – осознание своей эмоциональной зависимости в отношении другого и желание открепиться, так как я сам – ценный, удивительный и восхитительный. И когда я наполняю свою собственную жизнь, то и подпитку нахожу в себе самом.

Метафора иллюзорного мира

Как быть, если «цветочек» – это близкий человек, который обжигает, как только вы пытаетесь протянуть руку помощи? Набраться терпения. Сталкивать с реальностью надо мягко и ненавязчиво – без эмоций. Когда мы устаём объяснять, наталкиваемся на стену непонимания, то эмоции переполняют. Ошибка – сорваться на крик. Надо постараться быть максимально спокойными. Другими словами, если ты понимаешь, что это реальная чушь, позволь другому самому столкнуться с этой реальной чушью.

Но сталкивая «цветочек» с реальностью, ты идёшь за ним и начинаешь как бы подтверждать то, что есть на самом деле. При этом задавая уточняющие вопросы: «Серёжа Иванов тебе нравится. А как долго вы встречаетесь? Две недели. А это много?»

Безусловно, за одну консультацию избавиться от синдрома не удастся. Но постепенно, сталкиваясь с реальностью, мифический пузырь, созданный «цветочком», начинает продырявливаться, потому что вы медленно запускаете реальность в иллюзорный мир. Разуверяете не с негативом, а пытаетесь констатировать то, что видите, но без своего эмоционального отклика. Главное – не спешить. Иначе «цветочек», а если речь о подростке, просто закроется.

И когда родители приходят на консультацию в эмоциях: «Промойте ему мозги! Он никого не слышит!» – самое главное – не потерять контакт со своим ребёнком, с человеком, который сейчас влюблён. У него и так гормональный фон бушует, а тут ещё и волшебного мира пытаются лишить. Вначале надо подготовить какую‑то платформу и почву, чтобы «цветочек» пересадить туда, где он почувствовал бы безопасность и свою уверенность.

Аленький цветочек – метафора иллюзорного мира. В развитии синдрома волшебный цветок завораживает яркостью, а вокруг – чернота. Но когда мы избавляемся от синдрома, волшебным становится мир вокруг, а Аленький цветочек бледнеет, увядает и перестаёт быть ценным.

  • Интерпретации классических музыкальных сочинений в исполнении известных музыкантов слушать
  • Интерны сказка про ящера
  • Интернет это польза или вред для человека сочинение
  • Интернет это добро или зло сочинение рассуждение 7 класс
  • Интернет энциклопедия как пишется