Интерпретация сказки курочка ряба

Русская сказка Курочка Ряба – о чем она? Все версии, трактовки и гипотезы. Сакральный смысл и символы сказки о Курочке Рябе, история ее появления.

Дата обновления статьи: 03.01.2023

Сказка о Курочке Рябе — она предельно коротка и вроде бы проста, но на самом деле крайне парадоксальна и непонятна. Почему Дед и Бабка сначала пытаются разбить Яйцо, а когда это делает Мышка — плачут? Почему они не смогли разбить Яйцо, а Мышка сделала это легко и без всякий усилий, всего лишь махнув хвостиком? Чем обещанное простое Яйцо лучше разбитого золотого?

Очевидно, что здесь — как и во всех русских народных сказках — в метафоричной форме передается нечто иносказательное, некая глубинная мудрость поколений, и расшифровав ее, можно прикоснуться к знаниям, сформировавшимся еще на заре цивилизации. Но как понять, что мы на верном пути? Символика «Курочки Рябы» неоднозначна, и может трактоваться совершенно по-разному, однако, возможно, и не нужно пытаться выбрать одно «правильное» объяснение, потому что все или почти все существующие трактовки «верны» по-своему и для определенного уровня восприятия действительности. Как множество слоев у луковицы, или как «игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке…».

Рассмотрим все версии от житейских и поучительных до сакральных и космогонических.

Курочка Ряба

«Курочка Ряба»: история и развитие сказки. Основные варианты изложения текста сказки.

На сегодняшний день известны несколько вариантов сказки о Яичке, Курочке или Курочке-Рябе. Большая часть — это так или иначе сокращенные или измененные версии изначальных вариаций.

«Курочка Ряба» — текст в изложении А. Н. Афанасьева

Самый первый вариант печатной сказки был издан в пересказе А. Н. Афанасьева (1826—1871 гг.), в сборнике «Народные русские сказки», под номером № 70–71 (1885—1863 гг.). Сказка называлась «Яичко» или просто «Курочка». В этой сказке золотого яичка нет вовсе, как и обещания курочки снести новое яйцо. Сказка начинается сразу с того, что мышка разбивает яйцо, которое бабка положила на полочку, после чего происходит целая цепь неприятных и даже трагических событий, а пересказ повторяется циклически при передаче от каждого нового персонажа следующему:

«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать:


— Как нам не плакать? Есть у нас
курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком…»

Узнав про яйцо просвирня переломала все просфиры, затем дьячок перебил колокола, и наконец — поп изорвал все книги. На этом — сказке (в данной версии) конец.

«Курочка Ряба» текст в изложении А. Н. Толстого

Русский писатель А. Н. Толстой, живший на рубеже XIX и XX веков (1883—1945 гг.), представил другой вариант знакомой истории. Начало сказки у него слово в слово совпадает с пересказом А. Н. Афанасьева, однако далее часть про просвирью, дьячка и попа полностью отсутствует, зато Курочка обещает Деду и Бабке снести им новое яйцо «не простое — золотое». То есть здесь логическая цепь разворачивается в другую сторону — от простого яичка к золотому.

Золотое яйцо

«Жили-были дед да баба, У них была курочка ряба. Снесла курочка яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, — Посадила яичко в осиное дупелко, В кут, под лавку. Мышка бежала, хвостом вернула, Яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, Бабка рыдать, вереи хохотать, Курицы летать, ворота скрипеть, Сор под ногами закурился, Двери побутусились, тын рассыпался, Верх на избе зашатался… А курочка ряба им говорит:


— Дед, не плачь, бабка, не рыдай, Куры, не летайте, Ворота, не скрипите, сор под порогом, Не закуривайся, Тын, не рассыпайся, Верх на избе, не шатайся, Снесу вам еще яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, Яичко не простое — золотое».

«Курочка Ряба» в изложении К. Д. Ушинского

Наиболее интересная и самая популярная версия сказки — это сказка в изложении Константина Дмитриевича Ушинского (1823—1871 гг.), известного писателя-публициста и основоположника научной педагогики в России.

Константин Дмитриевич Ушинский. Портрет

Константин Дмитриевич Ушинский

Ушинский был крайне образованным и прогрессивным человеком. Он стремился преобразовать российское образование, осовременить его, сделать скорее философским, нежели религиозным.

Пересказу «Курочки Рябы» Ушинского предшествовала его глубокая заинтересованность в концепции антропоцентризма. Именно он стал проводником идей секуляризации (постепенного снижения роли церкви в социальной жизни) и гуманизма в России XIX века. Он часто обращался к русским народным сказкам и улавливал в сказаниях не только поучительную сторону, но и структурированный философский подтекст. Именно поэтому большинство сказок в пересказе Ушинского теряли свой «детский» вид, преобразовывались и проявляли двойственный символизм. Так, в «Курочке Рябе» он «изменил» цепочное повествование сказания и преобразовал концовку, сделав ее неоднозначной и требующей размышлений, а не ироничной и поучительно-простой, как это было ранее. В его изложении Курочка в конце пообещала снести простое яичко, а не золотое.

Жили себе дед да баба,


И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:


Яичко не простое —


Золотое.


Дед
бил-бил


Не разбил.


Баба
била-била — Не разбила.


Мышка бежала,


Хвостиком махнула,


Яичко упало


И разбилось.


Дед и баба плачут,


Курочка кудахчет:


«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,


Не золотое — простое».

Однако не стоит думать, что данные обработки — это просто «фантазии» автора. Если мы возьмем любое по-настоящему древнее русское народное сказание, былину, духовный стих, легенду (например, «Голубиная книга»), то обнаружим более 30–40 версий, что логичным образом вытекает из самого формата устной передачи сказаний. Попросту не существовало никаких «канонических» и единственно верных текстов чего бы то ни было, поэтому когда в XIX веке фольклористы взялись за письменную фиксацию народного наследия, они в разных губерниях (или даже просто у разных рассказчиков) встречали множество существенно различавшихся вариантов одних и тех же историй и сказок. Установить какие из них были «истинными», а какими «искаженными» (по сравнению с самым древним вариантом сказания, зародившимся много поколений? сотен? тысяч лет? назад) совершенно невозможно, как и утверждать, что, скажем, А. Н. Афанасьев записал «верный» вариант сказки, а К. Д. Ушинский — нет. Вполне вероятно, что Ушинский слышал другие варианты сказки, которые показались ему более примечательными, и как раз записал один из них.

Картины Александра Угланова

Александр Угланов. Светочи-хранители светлой Руси

В пользу этой версии говорит то, что вариант А. Н. Афанасьева кажется более «поздним» хотя бы в силу того, что в нем присутствует множество персонажей, связанных с церковью (что вообще нехарактерно для исконных русских народных сказок, где действуют Баба-Яга, Серый Волк, Жар-птица или Иван-дурак/Иван-царевич), а общий смысл сводится к достаточно простой морали — «не стоит из мелочи раздувать большую проблему». А вот версия К. Д. Ушинского, напротив, кажется более «исконной» и по самому своему содержанию, отличающемуся большей глубиной и вариативностью трактовок, и по причине наличия аналогий в индийских Ведах, которые далее мы рассмотрим подробнее.

«Курочка Ряба»: толкование, гипотезы, версии

Поучительная смысл сказки о «Курочке Рябе»

Если мы возьмем за основу для анализа текст А. Н. Афанасьева (цикличное повествование, золотого яйца нет вообще, разбивается простое яйцо, после чего происходит череда неадекватных и поэтому комичных реакций и последствий), то смысл сказки получается чисто житейским: не стоит чрезмерно бурно реагировать на обыденные вещи. Или — не стоит создавать проблемы на пустом месте. Или — придание слишком большой значимости событиям которые это не заслуживают ведет к напрасным расстройствам и негативным последствиям. И так далее. В этой концепции высмеивается человеческая глупость, неспособность мыслить трезво и логически.

Следовательно, с этой точки зрения, мораль сказки в том, чтобы превознести свой разум над эмоциями, и управлять ими с высоты своей личности, но не наоборот. Если же человеческий разум слаб, то эмоции всегда ошибочны, нетрезвы, преувеличены, а это, в свою очередь, порождает суетливость и мнительность.

Яичко упало и разбилось

Смысл сказки «Курочка Ряба» с православной точки зрения

Трактовка русских народных сказок через призму христианства — довольно спорное занятие, ведь они по сути продукт дохристианского мира. Эти древние образы изначально создавались и развивались вне христианской парадигмы, поэтому их смысл никак нельзя выводить из христианской картины миры. Совпадения здесь скорее будут случайными, а выводы — искаженными. Тем не менее, для полноты картины приведем и трактовку сказки о «Курочке Рябе» с православной точки зрения.

Православие трактует это сказание, как потребность в Боге. Случайное событие должно восприниматься Дедом и Бабкой как Его промысел, ведь Он всеведущ и всезнающ. Нет такого события, которое бы не было предусмотрено Им. То есть, источник жизни — это нравственный божий закон, а не уловка случайности или, в некотором смысле, Дьявола. Золотое Яйцо в данном случае можно трактовать как признак избыточного богатства, а образ Мышки — как неспособность человека предугадать будущее.

Главные герои − не Мужчина и Женщина, не Юноша и Девушка, а именно Дед и Бабка. Во-первых, это разнополые существа, как Адам и Ева, − символ всего человечества. Во-вторых, эти герои — демонстрация неотвратимого — старости, то есть некое напоминание о том, что переход в Ад или Рай в зависимости от земных поступков неотвратим.

Философский смысл сказки «Курочка Ряба»


По сюжету Дед и Бабка намерены разбить золотое яйцо, но расстраиваются, когда это делает мышь. В древности золото нередко ассоциировалось со смертью. Возможно, это связано с процессом его добычи — из-под земли и в тяжелых условиях. Вообще все подземное традиционно связывалось в народном фольклоре с загробным миром — ассоциировалось с обрядами захоронения. Более того — сказочные персонажи, находящиеся в пограничном состоянии, традиционно связаны с золотом. Например, Кощей — «живой мертвец» — «над златом чахнет».

Всеволод Иванов. В чертоге Кащея

Всеволод Иванов. В чертоге Кащея

В свою очередь, Яйцо выступало символом жизни, возрождения. Но заключенное в «золото» — оно уже не живое. Это не просто смерть, а заколоченная в некие узы жизнь, анти-жизнь, а по некоторым версиям — чистое зло. Жизнь протекает правильно только при наличии развития, а золотые оковы — то, что не дает ей развиваться. Дед и Бабка, глядя на это, стремятся высвободить жизнь и восстановить баланс.

Чудесный колокольчик. Мышка

Мышка из мультфильма «Чудесный колокольчик», 1949 г.

Мышь, как медиатор между жизнью и смертью, выступает «промыслом» − случайностью или судьбой. Когда она разбивает яйцо Дед и Бабка приходят в уныние оттого, что яйцо оказывается полым, а значит — надежды на получение «второй» жизни или бессмертия нет. Кстати, Мышь как символ случайности, непостоянства, неожиданных перемен фигурирует во многих сказках. Например, в «Морозко», вовремя накормленная мышка становится спасением для девушки, и помогает ей выиграть в опасную игру с Медведем, а в результате еще и вернуться домой с богатыми подарками.

Далее новую надежду дает Курочка. Именно Курочка Ряба − символ всепрощения и спасения — она обещает создать новую жизнь, спасти Деда и Бабку от экзистенциальных мук. Во многом, функции Рябы схожи с функциями Бога, если судить о нем с точки зрения религии, а появление после золотого полого яйца чего-то, несущего жизнь, − это преобразование смерти, в некотором смысле — бессмертие.

Пасхальные яйца писанки, роспись лужицких сербов

Пасхальные яйца-писанки. Роспись в традициях лужицких сербов — славянского этноса Германии

Интересно, что образ яйца как символа вечной жизни использовался и в древнейшие времена и в позднехристианские — вплоть до наших дней. Вспомним про обычай на Пасху красить и разбивать яйца.

Сакральный «космический» смысл сказки Курочка Ряба

Эта трактовка берет свое начало из этимологии слов, которые используются для именования главных действующих лиц сказки. Корень «стар-»  в русском языке означает древность и некое СТАРшинсто: старик, старуха, старица (древнее покинутое русло реки), старини, старинничать (подражать старине), староста, старшина, стрый (брат отца)… Сравним с англ. «star» − буквально − старый, как «звезда». То есть, Дед и Бабка — Старик и Старуха — символизируют некую общую накопленную мудрость поколений и в то же время представляют собой два начала — мужское и женское.

Курочка олицетворяет Мокошь (или Макошь) — славянскую богиню, связанную с ремеслами и судьбой. Мокошь — управляет Временем и Судьбой, хранит домашний очаг и дарит изобилие. Ее образ неразрывно связан с веретеном, нитью, плетением судеб или полотна мироздания.

Александр Угланов. Макошь

Александр Угланов. Макошь

А почему именно Ряба? Эпитет «ряба» можно трактовать в контексте слов «рябь», «рябая» — то есть с пятнами другого цвета на основном фоне. В итоге мы имеем некую целостность (космос) состоящую из множества элементов (инфополе) — именно к такому пониманию структуры Вселенной приближаются сегодня ученые-физики.

фрактал

Если обратиться с древнерусским словам, поулчается, что «ряба» — «нечто яркое, мерцающее, красивое, состоящее из нитей или пестрого повторяющегося узора» («рясно» — украшение; «ряса» — нитка; «рять» — ясность или яркость) + суффикс «ба» означающий «процесс» (гульба, молотьба, ходьба и т. д.). Получается, что Ряба — это живой мерцающий космос (возможно, темная материя или ноосфера в смысле некого потенциала, готового к раскрытию), а Курочка Ряба — космическая часть Мокоши, то есть разумная и самоуправляемая канва мироздания, созидающая и вечно развивающаяся Вселенная.

Туманность Спирали в созвездии Водолей

Туманность Спирали в созвездии Водолей

Яйцо — общекультурный символ начала и конца жизни. Золотое яйцо — живое в неживом. Попытки Деда и Бабки разбить его говорят о безуспешной борьбе с неизбежным.

Мышь — сакральный образ, который так или иначе используется в преданиях практически всех народов Земли. Любопытно, что чаще всего мышь — это не положительный и не отрицательный персонаж, а скорее — некий парадоксальный герой, который возникает неожиданно не действует по какому-то своему собственному плану/алгоритму, не связанному с общей логикой развития событий. Нередко она связана и с темой Смерти как перехода в некое новое состояние. Лингвист О. Н. Трубачев, изучив словарь М. Фасмера, заметил, что мышь (индоевроп. mūs — «серая») — одно из индоевропейских табуистических названий (по аналогии с «медведь» — «мед ведающий»).

Млечный Путь, красивое яркое звездное небо в лесу

Млечный путь

Кстати, народное название «Млечного пути» также связано с мышью — наши предки нередко именовали его «Мышиной тропкой» (читать подробнее про древнерусские названия созвездий
про древнерусские названия созвездий). В древнеиндийских сказаниях Млечный путь был создан молоком, которое вытекало из сосцов Коровы Земун (Мокошь).

Интересная логическая цепочка обнаруживается при исследовании различных образов богини Мокоши: она и создательница (та, что держит в руках нити Судьбы, плетет канву мироздания), и Доля, и Недоля, и Мара, и — наконец, олицетворение Конца — то есть Мышь (заметим созвучие слов мышь и Макошь)! В этом измерении богиня воспринимается как смерть, а хвостик, которым мышь разбила яйцо — это и есть конец эры, где «золотая» (закостеневшая, умирающая) жизнь погибает, и возрождается новая — простая, живая, «настоящая».

Создание Вселенной

Общий сакральный смысл сказки таков: во власти Мокоши и рождение мира и его смерть. При этом процессы завершения старого и создания нового цикличны — то есть смерти как таковой нет, ведь за ней всегда следует новая жизнь и этот постоянный круговорот и есть развитие. Космические умирание и возрождение непрерывны как дыхание и неотвратимы как судьба. При это желания людей в данном случае не играют большой роли — пытаясь завершить цикл раньше времени или его начать — они оказываются бессильны. Вероятно, Дед и Бабка, как олицетворение человечества, должны научиться ценить текущий момент и осознать, что земная жизнь (простое яйцо) — высшая награда, в то время как золотая оболочка — не столько смерть, сколько переходное состояние между завершением мирского этапа и эзотерическим возрождением.

Ведический смысл сказки о Золотом Яйце

Образы знакомой нам сказки можно найти и в индийских Ведах, созданных более пяти тысяч лет назад. Так, востоковед и религиовед С.Зюзько в статье «Ведические корни русских сказок» пишет, что Брахма — обитатель высших уровней мироздания и создатель новых миров — творит Вселенское Яйцо с помощью определенных мантр. Сакральный слог «ОМ» наделяет его знанием о том как именно нужно творить этот мир (больше о сотворении миров посредством звука — в статье про гусли). Примечательно, что на санскрите высшие миры, где обитает Брама называются — «сварга» — почти как и Бог-Творец Сварог в славянской мифологии. Именно он, вероятно, и представлен в сказке о Курочке Рябе в образе Старика или Деда, Старухой же является его жена и спутница — богиня Лада (вспомним часто повторяющийся припев русских обрядовых песен — «Ой Дид Ладо»).

Сказка о Курочке Рябе, сакральный смысл

Мышь — «хтоническое» существо олицетворяющее собой «землю», то есть процесс разбивания золотого яйца мышью в данном случае трактуется как отделение земли/тверди от вселенских вод, в которых Золотое яйцо плавало изначально.

Кстати, в Ведах также подчеркивается именно золотой цвет Яйца, а точнее бесконечного пространства Яйц (вспомним про «рябь» Курочки Рябы), каждое из которых — это золотая космическая яйцеклетка, которая становится живой, при новом цикле «вселенского вдоха-выхода» (аналог научной теории большого взрыва):

«Божественные семена рождаются из пор Маха-Вишну в виде бесконечных золотых яйцеклеток. Эти золотые зерна покрыты пятью главными материальными элементами. В своих экспансиях Маха-Вишну входит в каждую из Вселенных, в каждое из космических яиц».

Веды, сказка о Золотом Яйце

_________

Истинный смысл сказки «Курочка Ряба» воспринимается не умом, но подсознанием. Народы земли из века в век накапливали мудрость и передавали ее виде кодов-образов, пронизывающих все истинно народные сказки. Простая форма, адаптированная для устной передачи, позволила сохранить эти знания и глубокое смысловое содержание и донести их до нас сегодняшних сковь тысячелетия.

Космос и звезды

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

kurochka ryaba

Особенности апокалипсической символики сказки «Курочка Ряба» и ее связь с современным массовым искусством

Жанр:

научное эссе.

«Курочка Ряба» – один из базовых человеческих сюжетов – «Апокалипсис и избавление от него», который получил широкое распространение в культуре, а особенно в кинематографическом искусстве конца ХХ – начала ХХІ века. Тут стоит упомянуть такие голливудские блокбастеры как «Армаггедон», «День Независимости», «Послезавтра», «Война миров», «День, когда Земля остановилась».

Анализ психолого-педагогических источников показал, что «Курочка Ряба» – популярная сказка, пик интереса к которой приходится на ранний дошкольный возраст, и резко уменьшается в среднем школьном возрасте. Опытные наблюдения показывают, что сказка вызывает яркий эмоциональный отклик – ребенок, слушая ее, активно сопереживает приключениям героев, огорчается и радуется вместе с ними.

Проанализировав сказку с точки зрения формальной и житейской логики, мы пришли к заключению, что она нарушена. Проведенное нами тестирование по опроснику KR дало следующие результаты: в случае получения от курицы золотого яйца – 52% респондентов его продадут (что соответствует статистическим данным о населении, проживающем за чертой бедности); 38 % — оценят у ювелира; 10 % — оставят как семейную реликвию. Желание бить золотое яйцо выявлено у 0 % исследуемых.

Таким образом, можно заметить, что поведение Деда и Бабы в сказке нелогично, иррационально и вызвано эмоциональным аффектом, истеричеcким поведением.

Далее в сказке появляется Мышь, которая своим хвостом легко разбивает золотое яйцо. Как именно она это сделала – этот вопрос не входит в задачи нашего исследования. Нас интересует другой вопрос: почему разбитое золотое яйцо вызывает у Деда и Бабы слезы? Ведь, судя по вышеизложенному, именно такого результата они стремились добиться.

Сказка благополучно завершается обещанием курочки Рябы снести простое яйцо. Данное обещание вызывает яркие положительные эмоции у Деда и Бабы, в то время как контент-анализ народных сказок и шкал ценностных предпочтений современных людей показывает, что куриное яйцо не является, и никогда не являлось, особо ценным продуктом питания.

Таким образом, нами была выдвинута гипотеза, что сказка «Курочка Ряба» несет некий сакральный философский смысл, зашифрованный в древних символах.

Главные герои сказки – Дед и Баба – человечество в миниатюре, мужчина и женщина в платоновском возрасте «на пороге мира идей».

Яйцо, снесенное курочкой Рябой, представляет собой древнейший символ вечной жизни, известный нам от языческих времен до позднехристианских, что нашло выражение, например — в традиционных и современных пасхальных ритуалах.

Золото – в противовес яйцу – символ смерти. Золото издревне выкапывали из земли, туда же уходили мертвые. Все сказочные персонажи – Кощей, который «над златом чахнет», Златовласка – не живые люди, а мертвецы, пришедшие в мир людей.

Таким образом, получается, что золотое яйцо – это символ смерти, символ Апокалипсиса. Поэтому нам становятся понятны эмоциональные попытки деда и бабы разбить и уничтожить его.

Герой сказки, которому удалось справиться с этой задачей – Мышь. Она с легкостью уничтожает опасный для человечества символ.

Проанализировав народные сказки, былины и сказания, мы пришли к выводу, что Мышь представляет собой опасный символ неопределенности и случайности. Самые сильные страхи человека связаны со смертью и неопределенностью. Мышь – символ непостоянства судьбы, непредсказуемый игрок на поле живых и мертвых. Герои многих народных сказок находили выход из самых сложных ситуаций или, наоборот, неожиданно теряли все преимущества в зависимости от их способности вызвать расположение или недовольство Мыши. Один из ярких примеров – сказка «Морозко», где вовремя накормленная главной героиней Мышь (отдала последний кусочек хлеба!) помогает ей выиграть опасную игру в прятки с Медведем и, в итоге, получить богатое приданное от Морозко.

Таким образом, финал сказки «Курочка Ряба» – это уничтоженный призрак Апокалипсиса, шанс на жизнь и бессмертие человечества.

Мечты молодости

Жанр:

психологическая новелла.

Жили-были Дед и Баба, тянули от пенсии до пенсии. Хорошо что огородик свой и курочка Ряба, можно жить и детям с внуками-правнуками овощами и яйцами свежими помогать.

Ряба – курочка-несушка, когда еще цыпленочком была, слыхала от своей мамы Рябы, а та – от своей – чудную историю о том, как Дед с Бабой были молодыми красивыми парнем и девушкой. И когда поженились, любили друг с дружкой мечтами своими делиться.

— Снесла бы нам курица Ряба золотое яичко – отправилась бы я в кругосветное путешествие на большом белом пароходе, — мечтала молодая жена, – страсть как хочу своими глазами увидеть Ниагарский водопад и пингвинов в Антарктиде!

— А я бы, – говорил дед, – поехал бы в большой город на телевидение, учиться на телеведущего, чтобы каждую неделю людям из телевизора про жизнь что-то интересное и смешное рассказывать. Меня ж завсегда люди послушать любят.

Но никто из многочисленных кур Ряб не смог снести золотое яичко. Одна Ряба несла на редкость крупные, другая умудрялась нести яйца с двумя желтками, а золотое – никто и никогда.

Шло время, молодые стали Дедом с Бабой, о мечтах молодости вспоминали все реже, пока однажды утром курочка Ряба не снесла-таки яичко из чистого золота. Увидели чудо такое Дед с Бабой. Яйцо! Золотое! Настоящее! Крупное!

— Дед, так может продадим – и в кругосветку?

— А я — в телевизор?

-Да ты на себя в зеркало давно смотрел? А в паспорт?

— Ага! А ты тоже хороша – тебя ж на пароход не посадят! Развалишься по дороге в Антарктиду! Забыла что ли — давление у тебя шалит, и вообще – возраст.

— Ой, дед, ну давай хоть в Турцию съездим! Или в Египет. Там пирамиды, тоже интересно.

— Старые мы по Турциям-Египтам разъезжать, огородом заниматься надо, правнуками. В поликлинике опять же очередь на бесплатные таблетки от гипертонии скоро подойдет… пропустим…

— Да…можем пропустить… И соседкам прям не знаю, как рассказать… Сбрендила на старости лет – скажут, осуждать будут… Но может съездим все-же хоть куда, потихоньку?

— Не надо нам это баловство. Я в город на телестудию не поеду, чтобы меня люди старым дурнем не обозвали. Старость – она ж не радость! Эх!… И вообще, надо это яйцо уничтожить, только всю душу взбаламутило!

И Дед принялся со всей дури бить по яйцу разными тяжелыми предметами. Бабка сначала пыталась его урезонить, а потом и сама в раж вошла, схватила кувалду потяжелее и давай лупить. Только не знали они, что мечты юности уничтожить нельзя, они навсегда поселяются не только в памяти, но и в сердце.

Когда уж совсем умаялись Дед с Бабой, тут откуда ни возьмись Мышка прибежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Потому что ничего на свете нет более хрупкого и уязвимого, чем наши заветные мечты.

И тут, как поняли, что произошло — заплакали Дед с Бабой – уже точно не будет ни пингвинов с водопадом, ни деда на телеэкране.

Но тут курочка Ряба вовремя подсуетилась:

— Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я вам снесу яичко, не золотое, а простое.

— Вот это дело! – утирая слезы, сказала Бабка, — скоро правнука приведут, я ему гоголь-моголь свеженький приготовлю.

— Вот и хорошо. А я пока пойду в домино с соседом поиграю.

А в это время Внучка, которая вела к Деду и Бабе правнука, думала о том, что если бы курочка Ряба когда-нибудь снесла бы золотое яйцо, она бы бросила опостылевшую офисную работу и поехала бы в Лондон учиться на дизайнера одежды у Стеллы Маккартни.

Предсмертная записка Кощея Бессмертного

Жанр:

мемуары.

Если вы читаете это письмо – значит, меня уже нет.

Я поведаю вам свою историю о великой любви, безразмерной жадности, неумолимой жестокости и справедливом наказании.

Когда-то, давным–давно, я был молод и полон сил. Я был горяч и свеж. И казалось, что весь мир будет моим, стоит лишь этого захотеть. А я этого хотел.

Я был молодым бравым солдатом. Шёл как-то раз я по лесу и встретил старую ведьму. А она мне рассказала, что в гуще леса стоит старое сухое дерево, которое внутри пустое. А на самом его верху находится дупло. Когда спускаешься до самого низа, там начинается большой подземный ход, в нём горит больше сотни ламп. Есть там три двери. В первой комнате находится большой сундук, доверху набитый медными монетами, а на нём сидит собака. Каждый глаз которой величиной с чайную чашку. Во второй комнате — сундук с серебром, а на нём сидит собака с глазами как мельничные колёса. В третей комнате сидит собака на сундуке с золотом. Но глаза у неё – каждый с круглую башню. А чтобы усмирить собак, дала мне старая ведьма свой волшебный синий передник. Нужно было собаку посадить на этот передник, и тогда она повиновалась. Я мог взять золота столько, сколько мог унести. Взамен ведьма попросила лишь старое огниво, которое её бабка когда-то давно обронила в той пещере.

Я тогда был молод и не осторожен, а потому легко согласился на авантюру старой ведьмы. Обвязала она меня верёвкой, чтобы потом из пещеры вытянуть, и отправился я в тайник за золотом. Ни в чём меня ведьма не обманула. Набрал я полные карманы золота и огниво прихватил. Тогда ведьма меня из тайника за верёвку и вытащила. И вот стою я на земле перед ведьмой с карманами набитыми золотом и огниво в руке сжимаю. И как-то оно мне так приглянулось. Почувствовал я в нём какую-то таинственную силу, власть и красоту. А в голове мысли крутятся «Моя прелесть! Я тебя никому не отдам!!». Не смог расстаться я с огнивом – отрубил старой ведьме голову. Вытер с сабли кровь о листву куста и пошёл прочь, стараясь ни о чём не думать. И лишь огниво прижимал к груди, приговаривая «Моя Прелесть!».

Огниво таки оказалось не простым. Стоило лишь раз чиркнуть огнивом – предо мною появлялась собака из первой комнаты подземелья с глазами как чайные чашки. Два раза чиркнёшь огнивом – собака с глазами как мельничные колёса из второй комнаты тут же подле меня. Три раза чиркнёшь огнивом – и вот предо мной собака из третей комнаты с глазами как круглые башни. Собаки верны хозяину огнива и выполняют все его прихоти. Получив волшебное огниво получил я и деньги, и власть, и авторитет.

Но всего этого мне было мало. Как-то раз увидел я проезжавшую по дороге карету, в которой сидела Принцесса, и возжелал я её всем сердцем. И, не долго думая, той же ночью приказал своим псам найти Принцессу и спящей её привезти ко мне. Собаки исполнили приказ. Увидев Принцессу спящей, почувствовал я, что не смогу её больше никогда забыть. И стал я каждую ночь требовать от собак, чтобы те на спине привозили ко мне Принцессу.

Но Король с Королевой узнали о том, что псы похищают принцессу для меня. Схватили меня подчинённые Короля и Королевы, а на следующий день назначили казнь.

Вот наступил день казни, и, стоя на эшафоте, понял я, что во мне умерла последняя жалось к людям, ярость обуяла моё сердце. И решился я на отчаянное – при помощи огнива вызвал всех трёх собак и приказал им убить Короля и Королеву, присутствовавших на казни. Когда собаки разрывали на части тела Короля и Королевы, заливая всё вокруг горячей кровью, я смотрел в дощатый пол эшафота, поглаживая пальцами огниво и приговаривая «Моя прелесть!».

Затем я провозгласил себя королём и женился на Принцессе. И никто со мной не смел спорить, ведь у меня было волшебное огниво и три верные мне собаки.

Не простила Принцесса мне моей жестокости и возненавидела меня. И, пока я упивался безразмерным богатством и властью, подготовила план мести. Однажды, когда я в который раз требовал от неё исполнения супружеского долга, произнесла она страшное проклятье, что быть мне скелетом бессмертным до тех пор, пока в далёкой глухой деревушке у Деда с Бабкой курочка Ряба не снесёт золотое яйцо. В яйце будет смерть моя. И лишь когда Мышка-норушка вильнув хвостиком разобьёт яйцо стану я свободен от проклятья.

Тотчас же превратился я в скелет и в ужасе бежал из замка. Не зная, где скрыться, я вернулся в подземелье, в котором три комнаты и три сундука с несметными богатствами. Так я чах над золотом много веков, ожидая искупления своей вины.

Но и сама Принцесса поплатилась за страшное проклятье. Ненависть и злоба, переполнившие её, превратили Принцессу в Бабу-Ягу с костяной ногой. Вскоре ей тоже пришлось бежать из замка в лесную глушь, чтобы остаться жить среди зыбучих болот в избушке на курьих ножках.

День за днём, месяц за месяцем, год за годом, век за веком сидел я на сундуке с золотом, поглаживая огниво пальцами да приговаривая «Моя Прелесть!» и ожидая часа искупления.

И, раз вы сейчас читаете это письмо, то этот заветный час наступил.

А на последок я хочу написать вот что: я ненавижу «Мою Прелесть!», волшебное огниво, и, да, всё-таки я любил Принцессу, даже когда она стала Бабой-ягой.

А как сказку о курочке Рябе написали бы Вы?

О чем рассказывает эта сказка?

Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.

Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.

Смысл сказки

Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.

Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.

Скрытые смыслы

Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира. В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.

Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.

Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.

Сторонники психоанализа (например, С. З. Агранович) считают, что яйцо в сказке играет роль спасителя, это некий символ жизни. Золото же символизирует смерть. Поэтому старики так старались его разбить. Но когда это сделала мышка, они испугались, так как не знали, чего ждать дальше. Мышь является посредником между миром живых и миром мертвых, она может совершать и хорошие поступки, и плохие. На свое усмотрение. А когда курочка говорит, что снесет обычное яичко, все радуются, так как будущее прояснилось. Жизнь победила.

Актуальность сказки в наше время

Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.

Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.
Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Споры насчет морали сказки

Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.

Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.

Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, – символ вечных ценностей. Мораль — можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.

Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.

Способен ли ребенок понять эту сказку?

Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением. Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний. Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.

Самые ранние варианты русской народной сказки «Курочка Ряба», она же «Яичко», «Курочка» дошли до нас в пересказе известного собирателя сказок А. Н. Афанасьева в сборнике «Народные русские сказки» 1855 г. – 1863 г.

Можете познакомиться с вариантами сказки на страничке.

В поисках смысла в различных произведениях исследователи порою уходят далеко, пускаясь во всевозможные фантазии и аллюзии. Иногда это оправданно, когда текст богат иносказаниями, метафорами и образами. Но иногда это абсолютно неуместно, как в случае с текстом «Курочки Рябы». Так, встречаются красивые публикации о том, что яйцо является центром мироздания или потерянном раем. 

Начнем с того, что существует несколько вариантов «Курочки Рябы»

Самым известным вариантом считается текст в изложении Константина Ушинского (1824–1870) – знаменитого русского педагога и публициста. Менее часто встречается эта сказка в изложении А. Толстого близкого к версии Ушинского, но имеющей в основе один из инвариантных сюжетов, по которому разбивается простое яичко.

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки

Текст К. Ушинского

Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое —
Золотое.
Дед бил-бил —
Не разбил.
Баба била-била —

Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки

Текст А. Толстого

Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено, —
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут*, под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое — золотое.

Изначальный текст «Курочки Рябы» гораздо длиннее общеизвестного и заканчивается по-другому. После того как мышка разбила яичко, узнавшие об этом люди с горя и на эмоциях совершают непонятные поступки: внучка с горя удавилась, дьячок перебил колокола, просвирня просвиры изломала и т.п. Несоответствие причины и последующих последствий носит явно комичный и поучительный характер. Соответственно и смысл сказки совсем другой, чем в общеизвестной версии. Обещание курочки снести ещё яичко появилось в более поздних авторских вариантах.

Смысл этой короткой сказки в высмеивании глупости и пустом внимании на вещи, которые никак не влияют на жизнь: из-за маленькой неприятности (разбитое яичко) последствия оказались чересчур большими, кто-то удавился, кто-то волосы на голове рвёт  – перечислять варианты человеческой глупости можно долго…

Отметим, что под глупостью имеем в виду не характеристику личности человека, а отсутствие ума, как основополагающего элемента человеческой зрелости. Проявлением ума по учениям святых отцов является преобладание последнего над другими частями души, которые отвечают за наши желания и чувства. Главными качествами ума можно отметить трезвение, направленность к добру, богопознание. Так, умный человек не будет из-за разбитого яйца удавливаться или рвать на себе волосы. Но, пустой и глупый человек может предать второстепенному событию роль главного. 

Урок сказки в том, чтобы не придавать большого значения тому, что того не стоит. Часто определённые события заставляют действовать человека неразумно исходя из того, что человек предполагает за событиями, которые последуют потом. Человек начинает гадать и полагаться на свой разум и совершает ошибку. Если человеческий ум недостаточно развит – это может привести к печальным последствиям: через напрасную суетливость и беспокойство можно нажить большие неприятности. Евангельским ориентиром здесь может служить заповедь о том, что нужно полагаться во всём на Бога, как всеведущего и всеустраивающего  источника жизни и нравственного закона.

Самой близкой аллегорией к сказке можно назвать современную трактовку фразеологизма «посыпать голову пеплом» (имеется в виду древнееврейский обычай оплакивания умерших, известный из Ветхого Завета).

В одной из версий сказки курочка обещает снести золотое яичко взамен простого (см. народные сюжеты и вариант А. Толстого). Такое построение вполне логично, так как дед и бабка будут утешены материальным достатком. Теряют малое, приобретают многое.

Что же сделал со сказкой Ушинский?

Константин Дмитриевич изменил цепочное построение сказки, изменил концовку с ироничной – на загадочную, тем самым изменив смысл сказки, а если точнее, убрав его.

Чтобы понять, зачем автор добавил в сказку такое окончание, да и вообще,  зачем он её исказил или выбрал именно такую версию сказки, нужно ознакомиться со взглядами и деятельностью самого Константина Дмитриевича.

Вдохновлённый западными идеями просвещения, хорошо

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки
Коменский

эрудированный и образованный Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870) мечтал о развитии педагогики в России, считая существующую систему образования устаревшей и схоластичной. Примером ему служили в основном англо-германские практики, о чём можно судить по его работам.

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки
Песталоцци

Влияние на Ушинского оказали  известные пионеры педагогики как науки, западные мыслители: Коменский (чешский педагог гуманист), Пестелоцци (педагог — гуманист), Дистеверг (немецкий педагог, либеральный политик).

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки
Дистеверг

Но больше всего во взглядах Ушинского прослеживаются черты западных философских воззрений эпохи Просвещения и более позднего периода. Так, немецкий ране–философский термин «Bildung», которым принято обозначать выделение немецкого образования, основанного на германской национальной культуре с целью воспитания гражданских и общественно полезных качеств личности, вполне коррелируют со взглядами Ушинского на педагогику в целом. 

Постепенное отступление религии из жизни человека (секуляризация) и переориентация на антропоцентризм (человек – центр мира) захватывало все новые и новые сферы человеческой жизни. Константин Дмитриевич Ушинский стал проводником этих идей в русском образовании. По сути, он вытеснил теоцентрическую основу образования, заменив её системой всестороннего развития человека в духе гумманистических идей XVIII–ХIХ веков.

Неправы те, кто называют Ушинского основоположником русской системы обучения, которая существовала и до него. Однако до него,  педагогика не выделялась в науку, а обучение проводилось по святоотеческим книгам и учениям. Это предполагало приоритет духовно-нравственного образования над утилитарной сущностью учебных навыков. Можно привести в пример таких святых отцов Русской Православной Церкви как  Кирилл Туровский (1130 — около 1182), Ростовский митрополит Димитрий (1651–1709), святитель Тихон Задонский (1724–1783), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867), наконец, епископ Евсевий Орлинский (1805–1883) и его известная книга «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (1844). Немаловажное значение, а точнее – главное, занимало семейное воспитание.

Ушинский, собрав во едино европейский опыт, попытался создать национальную систему образования, которая объединила бы в себе и воспитание, и образование, основываясь на русской литературе.

Может быть, это был запрос времени, но именно тогда, в XIX веке, русское общество испытало плоды повреждения нравов передового общества, что послужило попытке переосмысления русского исторического процесса и духовно-нравственных основ.

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки

За гуманистический подход Ушинского к образованию, в советское время его труды были востребованы, а издавались практически без цензуры (вымараны только религиозные вставки).

Самая известная учебная книга Ушинского – это «Родное слово» 1864 г.

В предисловии к советскому изданию «Родного слова» Ушинского можно встретить такие фразы, которые подтверждают непростое восприятие работ Ушинского его современниками:

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказкиПотерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки

Как известно, в советский период власть усердно искала нравственную идею для сплочения масс, основанную,  естественно, на атеистических принципах. Идеи Ушинского пришлись как нельзя кстати, т.к. несмотря на то, что главным он считал христианскую нравственность, в его трудах и учебниках утилитарная сторона обучения отделена от религиозной составляющей. Это позволило теоретикам нового государства основать на его трудах квазиобразование.

Об опасности оторванности нравственности от религии писал в свою бытность Лев Тихомиров:

Вне религии у человека нет притока нравственной силы, нет и источника сознательной и добровольной дисциплины. Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку.

о нравственном начале:

В самом деле: человек, не имеющий о Боге никакого понятия, не прибегающий к помощи Божией и даже грубо отвергающий ее, – живет, говорят нам, совершенно тою же нравственною жизнью, как христианин, который и милостью Божией, и личными усилиями, и благодатною помощью Церкви представляет живой храм, место, где почивает Господь. Если бы факты были таковы, то, стало быть, наше отношение к Богу и обратно не имеет никакого значения для нравственной жизни. Но тогда можно допустить какую угодно другую религию, только не Христианство. Это религия духовной жизни, жизни в Боге, она вся в нравственном мире. Доказать, что нравственная жизнь с Богом или без Бога совершенно одинакова, – это значит доказать иллюзорность и всех остальных понятий Христианства»

Говоря об Ушинском как пионере русского образования, необходимо добавлять, что речь идёт о светском образовании.

Основным элементом обучения по Ушинскому является наглядность и систематическое возбуждение самостоятельного мышления учащихся. Процесс обучения построен от простого к более сложному. Все элементы должны быть связаны между собой, а процесс обучения логичным. Вот что он писал в своих трудах:

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки

На основании этого подобран материал для «Родного слова». О трудности подборки материала Константин Дмитриевич писал:

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки

Может быть, поэтому, готовя материал для обучения, Ушинский написал и обработал множество произведений русского фольклора, который искренне считал очень красивым. 

Сказки, обработанные Ушинским, как правило, небольшие, встречаются и совсем короткие. Некоторые из них ставят в тупик читателя:

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки

Ушинский улавливал в сказке утилитарную сторону, то есть то, что может быть полезно обучающемуся. Прочитав сказку, ученик должен получить полезное знание об окружающем мире или об отношениях в обществе. Поэтому многие народные сказки под пером Ушинского теряли свою первоначальный вид, уже знакомый многим детишкам , и приобретали новую художественную обработку, цель которой – придать тексту образовательный элемент или новый смысл. Такой приём, кстати, очень часто впоследствии применяли советские сказочники (см. Сутеев, А. Толстой).

Так появилась «Курочка Ряба» в обработке Ушинского. Текст был сильно переработан: убран цепочный принцип и переписана концовка сказки (в котором курочка пообещала снести простое яичко).

К слову сказать, эта сказка содержится в самом начале учебника «Родное слово» первого года обучения, то есть её смысл должен понять самый маленький читатель. Так что, рассуждая над смыслом именно этой версии сказки,  о сакральных смыслах и сложных аллюзиях говорить не приходится.

«Золотое яичко» изучается сразу после народной песенки «Петушок» (Петушок, петушок золотой гребешок….), в которой почему-то никто не ищет высокий смысл (следующей сказкой после «Золотого яичка» идет «Репка», которая вошла в учебник в народном варианте, смысл которой остался прежним, подробнее смотрите по ссылке).

Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки

Для Ушинского ценность «Золотого яичка» в красоте и простоте языка, понятной следственной связи, которую должны понять ученики: курочка несёт яйца → яйца простые лучше, чем золотые. Ушинский заложил загадку в текст, над которой дети должны подумать, поразмыслить и дать своё предположение отгадки. Но так получилось, что над этой бессмысленной загадкой теперь бьются взрослые, пытаясь найти в ней сакральный или другой высокий смысл.

Закончить бы хотелось словами Льва Тихомирова:

Воспитание личности —

вот искусство, ныне по преимуществу утраченное. Мы не находим способов ни развивать, ни дисциплинировать человека, а затем, получая общество, составленное в самой угрожающей пропорции из личностей расшатанных, бунтующих, ничем не удовлетворимых

Прочтений: 7 274

Содержание статьи

  • Суть сказки «Курочка Ряба»
  • Смысл
  • Чему учит?
  • Главная мысль и мораль
  • Вопросы и ответы к сказке
  • Какой зверек разбил золотое яичко?
  • Как это случилось?
  • Как звали волшебную курочку?
  • Что понравилось в сказке?
  • Какой ты сделал вывод?

Смысл сказки «Курочка Ряба» – предмет горячих споров. Многие вовсе считают ее бессмысленной. С точки зрения логики, дед и баба действуют неразумно, пытаясь разбить золотое яйцо. Затем, когда мышка его разбивает, почему-то плачут. Предлагаем разобрать существующие версии о глубоком смысле популярной детской сказки и подвести итог.

Курочка Ряба. Сказка

Суть сказки «Курочка Ряба»

«Курочка Ряба» – очень старая народная русская сказка, которая передавалась из уст в уста. Она относится к бытовым сказкам. Суть кратко:

«У деда с бабой жила курица Ряба. В один день она снесла золотое яичко. Дед с бабой по очереди его били, но не разбили. Мимо пробегала мышка, случайно задела яичко, и оно разбилось. Заплакали старики. Тогда кормилица пообещала снести им новое яйцо, на этот раз простое».

Русская народная сказка

Смысл

Русские народные сказки полны символизма. Пример: Заяц – трусость, лиса – Хитрость. В них можно находить много разных смыслов. В основе бытовых сказок, к которым относится «Курочка Ряба» обычно лежит реальный конфликт. В ней нет волшебства. Проблему высмеивают, а в концовке она чудесным образом разрешается.

Смысл сказки «Курочка Ряба», вероятно, в том, что: «Счастье в простых вещах». Старики радуются обычному яйцу, и на этом сказка заканчивается.

Дед и бабка из сказки курочка ряба

Какие глубокие смыслы находят в сказке про курочку Рябу:

  • В. Н. Тополов, советский лингвист и филолог, видел в сюжете мифологический смысл. У древних народов существовала легенда о Мировом яйце, из которого появляется вселенная.
  • По другой версии, сказка отражает модель мира, где происходит разделение на верхний (золотое яйцо), средний (дед, баба, курица) и нижний миры (мышка). Разбивание яйца можно толковать по-разному: создание звездного неба или разрушение.
  • Б. В. Заходер, советский поэт, писатель, сценарист, видел в описанном сюжете такой смысл: «Золотое яйцо – символ счастья. Люди его пытаются всячески разбить, но ничего не получается. А пробегает мышка, и оно разбивается».
  • А. Н. Ужанков, российский филолог, историк литературы и культуры Древней Руси видит в сказке о курочке Рябе духовный смысл. Она готовит к христианству. Дед и баба символизируют прародителей, Адама и Еву. Курица и яйцо – напоминание о вечном вопросе, что из них первично. Яйцо было золотым, а золото на христианских иконах – символ вечности. Таким образом оно символизирует мироздание. Адам и Ева получают рай, но относятся к нему, как дед и баба в сказке, с пренебрежением. Сначала бьют, а после кладут в ненадежное место, где мышка его может разбить. Мышка представляет потусторонние силы, змия. Прародители изгоняются из рая и оттого плачут. Теперь они будут жить с простым яйцом, в другом мире, где есть пространство, время и страсти.

Иллюстрация из сказки курочка ряба

Чему учит?

По сюжету старики неожиданно получают богатство в виде золотого яйца. Но вместо того, чтобы с его помощью улучшить свою жизнь, они пытаются его разбить. В результате они остаются без золота.  Отсюда можно извлечь важный урок:

Надо правильно распоряжаться богатством. Неожиданное появившиеся блага могут также быстро исчезнуть. Лучше иметь небольшой достаток, но стабильный.

Чему учит сказка «Курочка Ряба»:

  • Бережно относиться к деньгам и любимым вещам.
  • Быть отзывчивым к чужому горю, добрым и щедрым, как Ряба.
  • Быть аккуратным, чтобы ничего не разбить и не сломать.

Иллюстрация из сказки курочка ряба

Главная мысль и мораль

Дед и баба печалятся, что золотое яйцо разбилось. Но курочка обещает снести им новое. Главная мысль сказки: «Не нужно убиваться о потерянном. За плохим придет хорошее». Мораль можно выразить несколькими пословицами:

  • «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
  • «Что имеем – не храним, потерявши плачем».
  • «Кто малым не доволен, большего не достоин».

Вопросы и ответы к сказке

Сказку о курочке Рябе читают детям 1-3 лет. Чтение помогает развить внимание малышей, память, речь. Для детей такого возраста можно предложить игру в вопросы и ответы.

Какой зверек разбил золотое яичко?

Мышка.

Как это случилось?

Мышка бежала по столу и случайно задела яичко хвостиком.

Как звали волшебную курочку?

Ряба.

Что понравилось в сказке?

Курочка, которая снесла старикам золотое яичко.

Какой ты сделал вывод?

Нужно беречь любимые вещи.

«Курочка Ряба» – одна из первых сказок, которую читают детям. Вполне вероятно, что она в большей мере развлекательная, чем поучительная. Малышам до 3 лет стоит объяснять ее смысл. В этом возрасте дети еще не могут анализировать поступки героев и самостоятельно извлекать уроки. Лишь с помощью взрослого в ней можно найти поучение и наставление. Малышам нужно рассказать, чему учит сказка: «Не нужно бегать сломя голову. Можно что-нибудь разбить, как мышка в «Курочке Рябе». «Не плачь над поломанной машинкой. Помнишь, Ряба снесла дедушке и бабушке другое яичко. Так и у тебя будет новая машинка».

Скрытый смысл сказки «Курочка Ряба», подробный разбор

Всем добра! Предлагаю разобрать сказку курочка ряба. Надо заметить, что в русской традиции сказки имеют от 3-х до 7 скрытых смыслов. Более того, чем проще сказка, тем больше смыслов в ней скрыто. Для разбора предлагаю озвучивать саму сказку и разбирать ее по мере пересказа.

Жили были дед да баба, да была у них курочка ряба.

Первый смысл детский, он понятен, живут старик со старухой и имеют в хозяйстве курицу.

Второй немного скрытый смысл, но тоже вполне очевидный. Стандарт семьи мужчина и женщина, которые создали семью и имеют общее хозяйство пусть и не богатое из одной курицы.

Третий смысл еще интереснее конкретно в перечислении иерархии, вначале дед, патриарх семьи, далее баба, а уж потом животное курица. Казалось бы логично, но тут интересно другое, что курица или братья наши меньшие, конечно ниже нас, но тоже скотину и природу не надо тиранить, мы все единое целое.

Четвертый смысл дед да баба модель человечества в миниатюре, более того не мужик, да баба, а именно старики т.е. старое человечество и на этой планете не одно тысячелетие живут. Не конкретно данная пара, а человечество в целом, а они лишь его модель в миниатюре.

Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое!
Дед бил не разбил!
Баба била не разбила.

Зная первые четыре смысла сказки, а в русских народных сказках может быть скрыто до 7 смыслов и некоторые я банально могу не понимать, мы можем разобрать происходящее в сказке.

Первый уровень понятен на детском уровне, старик бил и старуха били и ничего у них не вышло.

Второй уровень куда сложнее, а зачем они его вообще били? Люди обезумили и хотели разбив золотое яйцо, что сделать позавтракать? Ну так снеси его на базар, продай и купи себе бочку черной икры. Дело в том, что яйцо в языческой Руси символ жизни, а золото металл мертвых металл смерти. Что бабуле с дедушкой снесла курочка? Да весть о скорой смерти, понятно, что они старики и кто-то из них, а то и оба скоро уйдут за кромку, вот и бьют они яйцо, борется с болезнями и пытаются не уйти за кромку.

Более того борьба бесполезна, сколько бы они не бились, итог очевиден, раз можно излечиться, два, сто раз, а итог предрешен.

Третий смысл, что яйцо еще и символ жизни на планете, мирового порядка. Кто сомневается может поинтересоваться, а надо ли носить яйца на могилы предков на Пасху у церковных служителей и получат ответ. Однако архаические знания остались! Многие несут не понимая смысла данной языческой традиции. Но получается страшная весть, что старый мир погиб или погибает. Яйцо-то золотое т.е. мертвое из него не родится цыпленок или новая жизнь,  понятно чего надо его бить, а не бегать с радостными воплями собирая чемоданы на ближайший курорт у моря.

Касаемо 4 и т.д. смыслов тут от меня ускользают….

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба…

С точки зрения логики происходит некая шизофрения! Вспоминая фильм терминатор часть вторая хочется задать вопрос, какова задача? Задача у стариков была разбить яйцо, они не собирались оставлять его целым. Отсюда вопрос, когда задача выполнена почему они рыдают? Если речь о стоимости яичка, как золотого изделия, так они сами его били, но даже разбитое оно из золота и можно кучу продуктов купить. Вывод слезы у стариков по другой причине. По какой?

Дело в том, что мышка связующее звено между миром живых и миром мертвых фактически медиатор. Причем она далеко не в одной сказке будет главным героем поможет девушке в сказке Морозко и т.д.

Так почему она связующее звено? Она живет, как на земле, так и под землей!

Смысл детский понятен, мышь бежала и разбила.

Смысл второй старый мир умирает и разбивает его посланец между мирами.

Третий смысл в том, что старый мир рухнул, разбился и что теперь будет непонятно, новое всегда пугает. Как говорили мудрые люди жить в век перемен интересно, но не дай вам Бог, кто пережил 90-е легко с этим согласиться. Событий было очень много и назвать их не интересными нельзя, но жить в это время было ой как не просто.

Четвертый смысл не старые дед и баба победили болезни,  а посланец из мира мертвых, а как смерть освобождает от болезней мы все знаем.

Пятый смысл в том, что человечество не в силах само победить и некий посланец решает их проблемы и совсем непонятно, что потребует за такое решение проблем.

Шестой смысл вообще на грани теорий заговора. Некая третья практически мистическая сила вмешивается в проблему. Причем мимоходом разрушая старый мир и спешит дальше по своим делам. Получается пришел увидел, победил?

Седьмой смысл может и покруче шестого по своей теории  заговора, но очень не понравится в первую очередь женщинам, особенно в период нашего матриархата.  Дело в том, что мужчина  — это все духовное он патриарх о чем и говорит сказка т.к. он старик! Женщина же в ответе за мир физический она мать или материя, материальна. Муж выполняет роль богов на земле в языческих смыслах. Когда происходит связь мужчины и женщины он вдыхает в нее жизнь. Если мужчина не вложит душу, то ничего не произойдет и неживая или не оплодотворенная если желаете материя просто выйдет.

Иными словами старое человечество если желаете допотопное, столкнулось с проблемой, которую не могла решить не духовными методами, не научными, не банально материальными, например запулив какие-то ядерные ракеты по супостату. Происходит вмешательство третьих сил, которые просто скажем так убежали, но не  значит, что не выставят или уже не выставили счет за сои услуги, который обязателен к погашению. Ведь даже проблему решить не смогли, а эта сила ее решила походя. Хотя и разрушив весь старый мир. Потому торговаться с ней смысла нет, нет против мышки методов.

А Курочка Ряба им говорит не плачь дед не плачь баба снесу вам новое яичко не золотое, а простое.

Казалось бы наоборот надо теперь плакать. Ведь неси курочка ряба золотые яйца, да таскай баба их на базар каждое утро и хоромы каменные себе бы поставили и бабе купили шубу норковую. Можно по курортам кататься и деду купить телегу самую модную, как говорили в 90-е модную телегу шестисотую. Странное какое-то получается утешение не находите?

Первый смысл детский его озвучивать нет смысла.

Второй чуть посложнее, но довольно простой, старое человечество ценило больше именно пищу, чем материальные ценности, а следовательно пищу духовную.

Третий смысл уже пострашнее. Приходит новый мир, где жратва дороже понтов, грядет некий голод и получать регулярно пусть и скудную пищу уже хорошо.

Четвертый смысл оптимистичный деду и бабе обещают реинкарнацию т.е. новую жизнь после смерти и в этом их утешение.

Пятый смысл в том, что на смену старого умершего мира придет новый живой.

Шестой же не понравится нео-язычникам и прочим, кто считает раньше было время золотое, а сейчас плохое.  Как раз на смену всего плохого и мертвого ожидается приход хорошего и живого.

Седьмой же смысл очевиден, но снова далеко не всем понравится. Кроме металла мертвых есть смысл во фразе золото, что – это нечто хорошее. Например золотой век русской поэзии, так красочно описывают. Раньше был лучший мир, а теперь простой. В простом мире все проще, тоже зло. Оно более открыто и прямолинейно и нам от него страдать.  Золотой век для человечества окончен.

Казалось бы после такой новости дед с бабой должны рыдать еще больше, а они что? Они-то как раз и ничего реакция деда с бабой не написана в сказке. Иными словами старого человечества уже нет.

Хочешь узнать больше? Подписывайся на канал! Всем бобра!

Тайный смысл сказки «Курочка Ряба»

Автор:

29 марта 2021 13:40

С раннего детства мы знакомимся с русскими народными сказками. Одна из самых известных — «Курочка Ряба ». Небольшой сюжет, но сколько эмоций: дети сочувствуют расстроенным бабе и деду, ругают неосторожную мышку и хвалят добрую курочку. Казалось бы, как всё просто и ясно! Вот только родители иногда удивляются несостыковке: зачем так расстраиваться разбитому мышью яйцу, если сами этого и хотели?

Тайный смысл сказки "Курочка Ряба"

Полная версия сказки «Курочка Ряба»

Для понимания сказки обратимся к её ранним версиям. Известный собиратель русского фольклора А.Н. Афанасьев записал несколько вариантов, в том числе полную версию сказки (одна из них приведена ниже). Тут и происходит самое интересное.

Тайный смысл сказки "Курочка Ряба"

В тот момент, когда дед и баба плачут о разбитом яйце, начинается хаос: взбесились птицы, деревья сбросили листву, изба расшаталась, ворота начали скрипеть. Словом, мир постепенно разваливается.

Затем в тексте упоминается человеческая семья — семья священника. После известия о разбитом яйце они тоже начинают вести себя как безумные: дочь попадьи разбивает коромысло и вёдра, попадья выкидывает пироги в окно, а поп с горя расшибается о косяк.

Действия героев и степень их безумства меняются в зависимости от того, где и когда была записана сказка. Но суть произведения остаётся неизменна: разбитое яйцо нарушает привычный ход жизни.

Расшифруем символы сказки

Не случайно появляются дед и баба — два взрослых, разнополых человека. Они олицетворяют собой всё человечество. Почему же они так стараются разбить золотое яйцо (в некоторых версиях — «пёстрое», «мудрёное» и др.)?

Во многих культурах яйцо — это символ жизни. Но курочка снесла именно золотое яйцо, а в давние времена золото считалось символом смерти. Древние люди видели, что мёртвые «уходят в землю». Так сложилось представление об ином, подземном мире, мире мёртвых.

Раз золото вымывается ручьями из-под земли, значит оно связано с загробным миром и не может сулить людям ничего хорошего и доброго. Золотое яйцо становится своеобразной «чёрной меткой», знаком приближающейся смерти. Именно поэтому дед и баба так испугались непростого яйца и решили его уничтожить, не дожидаясь неприятностей.

Тайный смысл сказки "Курочка Ряба"

Мышке тоже отведена важная роль. В древние времена люди были очень внимательны, наблюдали за природой и пытались всё как-то объяснить. Они заметили, что мыши живут, как под землёй в норах, так и поднимаются на земную поверхность. Это нашло отражение в мифологическом сознании и появился новый тип героя. Мышь — это герой-медиатор, т.е. существо-посредник между двумя мирами (миром живых и миром мёртвых).

Массовое сумасшествие

Теперь представьте весь ужас ситуации : мышь, которая существует в двух мирах и непонятно в чьих интересах действует (живых или мёртвых), разбивает золотое яйцо-предвестник конца всего живого. Вместе с ним разбивается надежда стариков уничтожить этот символ смерти. Они поддаются отчаянию, а вслед за ними весь мир начинает сходить с ума.

Снесла бы курочка простое, куриное яйцо — это была бы надежда на спасение, на дальнейшую жизнь, а золотое яйцо, наоборот, убило все мечты о счастливом будущем.

Интересно, что концовка с обещанием курочки снести простое яичко появилась гораздо позже — в авторских вариантах (К. Ушинского, А. Толстого). Это связано с тем, что мир постоянно меняется, сакральные смыслы отходят на задний план, а заложенное в сказках знание должно соответствовать современным реалиям. Так в сказке появился элемент надежды, который учит нас не опускать руки, а действовать.
Итак, эта сказка о жизни и смерти, о желании человека пытаться всё контролировать. Очень ярко показано, как людям свойственно преувеличивать проблемы и паниковать, хотя ещё ничего плохого не произошло.

Дорогие читатели, сказка учит нас быть мудрее и не торопиться устраивать хаос в своей жизни. Пусть даже самая маленькая мышка трудность не заставит вас сомневаться и не собьёт с намеченного жизненного пути!

Источник:

Новости партнёров

реклама

Самым популярным стал вариант Константина Дмитриевича Ушинского. Именно этот текст издаётся чаще всего и становится той сказкой, которую дети, едва выучив буквы, читают самостоятельно. Ушинский был выдающимся педагогом и многие тексты создавал в расчете на восприятие маленьких детей:

Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое».

Вроде бы незамысловатый текст. Однако даже у совсем юных читателей могут возникнуть вопросы. Например, почему дед и баба старались разбить яйцо, а когда мышка это сделала — плачут? И почему простое яйцо лучше золотого?

Тут имеют место разные смысловые пласты. Ушинский обработал народную сказку и создал ёмкий, лаконичный, ритмичный текст. Однако глубинный смысл сказки остался спрятанным между строк.

Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский
Фото: ru.wikipedia.org

Удивительные вариации

Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные.

В сборнике Александра Николаевича Афанасьева можно найти версию под названием «Курочка». Завязка сюжета проста. Была у старика и старушки курочка, снесла яичко «пёстро, востро, костяно, мудрено». Положили его на полку. Но тут мышка пробегала, махнула хвостом, яйцо и разбилось.

Далее разбитое яйцо (отнюдь не золотое, а самое простое) породило настоящую панику. Даже предметы переполошились — «верх на избе шатается». Старушка стала плакать, старик возрыдал. Девочка-внучка с горя удавилась.

Мимо прошла просвирня, спросила, в чём дело. «Как нам не плакать!» — и следует рассказ обо всех событиях, начиная с разбитого яйца. Просвирня услыхала — все просвиры изломала. Затем о происшествиях узнал дьячок, побежал на колокольню и перебил все колокола.

Александр Николаевич Афанасьев

Александр Николаевич Афанасьев
Фото: ru.wikipedia.org

Заканчивается сказка очередной странной реакцией:

Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».

Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо — снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.

Алексей Николаевич Толстой

Алексей Николаевич Толстой
Фото: Russian Academy of Sciences, ru.wikipedia.org

Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.

Тайны за семью печатями

Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо — символ зарождения чего-то нового.

В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.

В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.

В литературе разбивание яйца — процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.

Кадр из д/ф «Гулливер в стране лилипутов». Художник Эрнё Зорад

Фото: Кадр из д/ф «Гулливер в стране лилипутов». Художник Эрнё Зорад

Калейдоскоп загадок

Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой — взаимоисключающих. Даже в том, что курочка — именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет — день, чёрный — ночь. А тут двухцветие. Рябая курица — среднее между днём и ночью. А более глобально — между жизнью и смертью. И золотое яйцо — нечто неживое. А простое — продолжение жизни.

Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это — разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка — посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут — они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо — простое. То есть шанс продлить жизнь.

Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо — шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.

Диего Веласкес, «Старая кухарка» 1618 г.

Диего Веласкес, «Старая кухарка» 1618 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами.

Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок — тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем — возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо — очень вероятно, что золотое.

Смерть феникса, сгорающего в пламени, Абердинский бестиарий

Смерть феникса, сгорающего в пламени, Абердинский бестиарий
Фото: ru.wikipedia.org

…Незамысловатая, на первый взгляд, сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя. А ещё — пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.

  • Искренен как правильно пишется
  • Искра божия сборник рассказов и стихотворений для чтения в христианской семье и школе для девочек
  • Искорка радости сказка с картинками
  • Искоренить как пишется с или з
  • Искоренить как пишется правильно