Интервью у учителя сочинение

Интервью филолога

Моя сестренка уже 6 лет работает в школе, и пусть профессия учителя не редкая, но все меньше людей идут работать в школу. Она старше меня на 14 лет, и как я ее помню, она постоянно учится. Работа учителя сложна: это постоянное саморазвитие и самосовершенствование. Раз в 3 года учителей отправляют на курсы, и потом они сдают экзамены. Сама я учусь в 9 «а» классе, скоро выпускные экзамены (ОГЭ). Я уже определилась с выбором профессии: хочу стать учителем музыки. Люблю петь, и хочу заниматься этим по жизни.

Привет. Задам тебе пару вопросов.

— Конечно. Задавай.

Расскажи о себе: кем работаешь и как долго работаешь по этой профессии?

— Я работаю в школе учителем русского языка и литературы сравнительно недавно. Сразу после университета меня взяли в штат моей школы, которую я закончила с отличием 6 лет тому назад.

Почему ты выбрала эту профессию?

— Так получилось… Хотела стать журналистом, но для поступления в университет на эту специальность нужны были статьи, которых у меня не было. Как альтернативу мне предложили поступить на филологический. Что я и сделала. После окончания университета был выбор: стать учителем в школе или телеведущей, я выбрала школу.

Довольна ли ты своим выбором?

— Работа учителя очень сложная и требует крепких нервов, терпения, знания своего предмета, но я довольна своим выбором.

Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить для этого?

— Я бы не сказала, что это легко. 6 лет напряженной учебы, затем практика, расслабляешься лишь на выходных, и то всю основную письменную работу оставляешь именно на выходные. Для того чтобы освоить эту профессию, необходимо получить высшее образование.

Нужны ли какие – то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Да, разумеется. Огромная усидчивость, навыки грамотного письма, выразительного чтения, обаяние, индивидуальность, коммуникабельность, знание детской, подростковой и взрослой психологии, умение идти на компромисс и т.д.

С какими трудностями ты сталкиваешься в своей работе?

— С трудностями, конечно, сталкиваются все, но в моей сфере и в наше время трудности стали массовыми. Дети не хотят читать, их трудно заинтересовать и поэтому кучу времени тратишь на поиски чего – то этакого, чтоб заинтересовать учеников.

Что самое интересное в твоей профессии?

То, что каждый день разный. Ни один день и ни один урок за 6 лет не повторился. А однообразие, знаешь ли, вызывает скуку.

Позволяет ли твоя профессия творческие возможности, проявить себя?

— Профессия учителя – одна из самых творческих, можно сказать, наряду с дизайнерами и стилистами. Урок – сценка, урок – КВН, урок – деловая игра, презентации, слайды, которые готовят и дети, и учитель, классные часы, внешкольные мероприятия формируют творческий подход к уроку.

Насколько твоя профессия полезна и важна для нашей страны?

— Моя профессия – одна из самых важных в мире. Учитель формирует человека как личность. Взгляды на жизнь и характер, начитанность и грамотность идут из школы.

Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

— Нет. Я мечтала стать археологом, но моя мечта так и осталась мечтой..

Приносит ли твоя профессия хороший доход?

— В моем селе, где я живу и работаю, это очень даже хороший доход. Грех жаловаться (улыбается).

Кому бы ты порекомендовала свою профессию?

— Только тем, кто в действительности любит детей, а также предмет «Русский язык и литература».

О чем бы ты хотела предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у тебя?

— Нельзя выбирать эту профессию тем, кто хочет на этом заработать. Это не та профессия, где можно разбогатеть. Частенько ползарплаты уходит на закупку материала, нужного на уроке(таблицы, демонстрационные карточки, аудио- и видеоматериалы и т.д.

Как ты видишь свою профессию в будущем?

— Очень востребованной. Надеюсь люди поймут насколько важно быть грамотным, начитанным и умеющим выражать своё мнение. А основные обязанности учителя, на мой взгляд, именно такие.

Каким был первый день на работе?

-Ой, было так страшно и волнительно. Я просто не привыкла быть в центре внимания, а теперь втянулась и жить без своей работы не могу

Ты гордишься своей профессией?

— Да. Это одна из уважаемых профессий. Иначе и быть не может.

Сколько ты зарабатывала в первое время? А сейчас?

— Помню моя зарплата была 5390 рублей. А сейчас 17200 рублей. Для моего региона неплохо.

У вас большой коллектив?

— В нашей школе работает 41 учитель. Кто – то ушёл в декрет, кто – то наоборот вышел из декрета.

А учеников сколько? Много ли заинтересованных в учебе?

— 321 ученик. Немало. В основном это младшие классы и выпускные, кто планирует поступать.

А есть ли у тебя любимчики в классе?

— Да, но я стараюсь всегда никого не выделять, потому что это очень мешает в работе.

Спасибо за ответы. Пока.

— Не за что. Обращайся ещё.

Ученица 9 «а» класса Охлинской СОШ Омарова Хадижат

http://moeobrazovanie.ru/vtoroi_vserossiiskii_konkurs_dlya_shkolnikov_samye_raznye_professii_0.html

 Интервью с Бочкаревой Ольгой Петровной, человеком одной из самых благородных профессий, учителем я писал накануне Дня учителя. Ольга Петровна работает учителем начальных классов со дня открытия нашей школы. Ольга Петровна наш классный руководитель.

Вот сейчас хотел написать: « Я знаю Ольгу Петровну уже третий год. » Но ведь все наоборот. Это Ольга Петровна рядом с нами третий год, помогает узнавать новое, замечает наши успехи, помогает исправить недостатки, знает все о нас и наших увлечениях. А что мы знаем о своих учителях? Я готов поспорить, что вы никогда не думали, как и почему люди выбирают эту сложную профессию.

-Ольга Петровна, я так сегодня волнуюсь, потому что обычно спрашиваете Вы, а я отвечаю. А Вы волновались, когда пришли первый раз к своим ученикам?

-Марк, волнения не было. Были радость и восторг. Ведь я была тогда очень молодой, и мне казалось, что все у меня получится.

-Почему Вы выбрали среди множества профессий, самую сложную, самую ответственную — профессию учителя?

-Я тогда и не думала, что эта профессия какая-то сложная и ответственная. Просто во дворе, где прошло мое детство, были очень дружные ребята. А я любила их «учить», то есть играть с ними в школу. Сажала на скамеечку, раздавала листочки, ручки и что-то объясняла. Взрослые говорили: «Ну, наша Леля точно будет учительницей». Так и вышло. -Ольга Петровна, а у Вас были препятствия на пути к овладению профессией учителя? Может быть, Ваши родители говорили Вам, что не стоит выбирать такую нервную работу?

-Нет, родители меня поддерживали. В нашей семье детям давали свободу выбора, Родители простые рабочие люди, а всем детям дали хорошее образование. Среди моих сестер и братьев есть врач, инженер и военный. А я вот учитель.

— Хмурое, серое утро и совсем не хочется идти в школу. С Вами хоть раз такое было?

-Конечно, Марк, бывало. Но как только я встречалась со своими учениками, сразу настроение поднималось. Ведь вы, как солнечные лучики.

— Ольга Петровна, а секрет откроете? Как Вам удалось выработать такую черту характера, когда вы можете кого-то поругать за дело, а потом человек исправился, и вы ему былые грехи не вспоминаете и он не обиделся?

-Ой, Марк, как меня порадовал твой вопрос. А я просто действую по пословице: «На обиженных воду возят». И тем более вы детки, как вам не ошибаться, а я — учитель, как мне вас не поругать… Согласен?

-Конечно, согласен. В нашем микрорайоне три школы, почему вы пришли работать именно в школу №1739?

-Когда мы сюда переехали — это было ровно 20 лет назад (15 микрорайон только застраивался), рядом с домом были две школы №1739 и №1194. Я проходила мимо нашей школы, зашла узнать, нужны ли учителя, и Вера Сергеевна (тогда она была директором школы) пригласила меня на работу. Вот так я здесь и оказалась.

-Мы учимся у Вас уже третий год, о каждом из нас Вы знаете все, все, все, а чем Вы увлекаетесь в свободное время?

-Свободного времени, Марк, у меня не очень много, но если оно появляется, то я с удовольствием читаю — очень люблю перечитывать произведения русских писателей. Люблю вышивать и по настроению слушать классическую музыку.

-Ольга Петровна, спасибо, я узнал о Вас сегодня так много нового! Поздравляю Вас с Днем Учителя! Но, к сожалению, нам пора прощаться и с вами, дорогие читатели, я прощаюсь. До новых встреч!

– Расскажите о себе и своей профессии. Кем Вы работаете и как долго по этой профессии?

Меня зовут Басова Галина Владимировна, мне 47 лет, я проживаю в Нижегородской области, Арзамасского района в с.Чернуха. По окончании 8 класса уехала в г. Лукоянов и поступила в педагогическое училище на специальность учитель начальных классов. Затем я училась в Арзамасском Государственном Педагогическом Институте им. А. Гайдара. Выучившись, я приехала как молодой специалист преподавать в свою родную Романовскую школу Пильнинского района. Позже я вышла замуж и уехала с мужем в с.Чернуха. Там я преподаю и сейчас в нашей школе. Работаю по этой профессии уже 28 лет.

– Почему Вы выбрали эту профессию?

Я думаю, большую роль в этом сыграла любовь к детям. Стремление научить их чему-то новому, помочь понять этот непростой мир, в котором множество тайн и загадок для маленького человека. Помогать отвечать на их бесконечные вопросы «Как?», «Зачем?», «Почему?», «Для чего?». Отвечая на них, я удовлетворяю их потребности в познании, а мне в свою очередь доставляет большое удовольствие их удовлетворять. В семье у нас есть младшая сестра. Так вот, когда она была маленькой, я очень любила с ней играть, помогать в чем-то, поучать, иногда ругать, но за дело. Думаю, этот факт тоже сыграл свою роль в выборе моей профессии.

– Чем привлекает Вас Ваша профессия?

Прежде всего, это сами дети. Где дети — там смех, радость, веселье, а если это имеется, то и хорошее настроение на весь день гарантировано. Также меня привлекает то, что можно творчески подойти к профессии в целом. Здесь, правда, идет некоторое ограничение программой, но многое в ней можно объяснить в разной форме, так, чтобы ребятам было интересно заниматься, и легче тем самым запоминать материал урока.

– Что является самым сложным в Вашей профессии?

Так как я являюсь учителем начальной школы, для меня самым сложным является первый класс. Дети приходят только-только из детского сада. И мне предстоит научить их писать, читать и считать. Из всего этого, на мой взгляд, сложнее всего научиться читать. Для ребят этот процесс сливания слогов в слова является трудоемким. Второй класс — уже идет легче. Также, сложно научить детей любить школу так, чтобы он бежал туда вприпрыжку за новыми знаниями, к друзьям и учителям. Поддержание дисциплины — особый вопрос. Научиться себя вести на уроке, соблюдать порядок и тишину для активных детей бывает нелегко, но потом они привыкают и становятся спокойней.

– Довольны ли Вы, что выбрали эту профессию?

Да, я довольна, что выбрала эту профессию. В ней меня все устраивает, нравится.

– Кому бы Вы порекомендовали эту профессию?

Я бы порекомендовала её людям активным, общительным, любящим детей, не требующих от этой любви ничего взамен. Терпеливым, бескорыстным людям.

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как и у Вас?

Во-первых, нужно очень хорошо подумать над выбором профессии вообще. Вспомните, что вам лучше всего удается и доставляет вам большое удовольствие. Во-вторых, осознайте, что дети – это большая ответственность, и от вас многое зависит. Ведь Вы — будущий учитель, первая школьная «мама». В-третьих, в этой профессии Вы не должны видеть меркантильных интересов, работа эта бескорыстная. Спокойно взвесив все «за» и «против», если Вы решили, что это дело всей Вашей жизни, то дерзайте!

– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Каждая профессия по-своему сложна. Нужно всегда прилагать большое количество усилий для достижения этой цели. Да, осваивать все новое чаще всего трудно, но главное не отчаиваться, когда бывает тяжело, а идти всегда вперед. Я получала педагогическое образование.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который хочет стать специалистом в этой области?

Безусловно, нужны. И первое из них – любовь к детям, потому что без неё людям, которые хотят получить мою профессию, не стать теми, кем они хотят стать. Их нужно любить не просто за успехи и неудачи. Просто любить независимо от всего этого. Не менее важное качество в моей работе — терпение. Ведь ничего никогда не бывает сразу — дети не научатся овладевать необходимыми навыками быстро. Это длительный процесс сам по себе. Но потом уже будет виден результат. Также необходимо трудолюбие, умение сконцентрироваться, когда это нужно. Необходимо контролировать свои эмоции, быть спокойным и уравновешенным, и тогда все получится.

– Приносит ли Ваша профессия хороший заработок?

Думаю, что да. Заработок достаточный, по моим потребностям. Ведь деньги в профессии совсем не главное. А главное — любить и хорошо знать свою работу, выполнять её добросовестно, принося пользу обществу.

– Какие предметы понадобятся для поступления в вуз по Вашей профессии?

Нужно будет сдать ЕГЭ по 3-м предметам — русский язык, математика и биология.

– Что приносит Вам радость в Вашей профессии?

Мне приносит радость в первую очередь материал, понятый моими маленькими людьми. Ведь тогда я выполнила свою миссию как учитель — помогла научиться чему-то новому и нужному в жизни. Это ведь самое главное.

– Расстраиваетесь ли Вы, если что-то в Вашей профессии не получается?

Знаете, я стараюсь никогда не унывать. Не получилось сегодня — получится завтра. Важно продолжать упорно трудиться и добиваться своих целей. Только таким способом, по моему мнению, можно добиться успеха.

– Каков состав работающих по данной профессии (специальности) (соотношение по возрасту, полу) сегодня и какие тенденции происходят?

Сейчас в школе работает больше женщин, чем мужчин. В основном, все они среднего (35-45 лет) возраста.

– Повторили бы Вы свой выбор сегодня, если бы была возможность всё начать сначала?

Да, повторила бы, не задумываясь.

– Спасибо за Ваши ответы. До свидания!

Интервью провела Мария Настругова, ученица 11-го класса

— Поддерживаете ли Вы отношения со своими бывшими учениками?
— Бывших учеников у меня нет. Всех своих воспитанников я помню, стараюсь следить за их судьбой.

— Светлана Владимировна, вы работаете в школе уже более 30 лет…
— Как в сказке говорится, тридцать лет и три года. (смеется)

 — Расскажите, что повлияло на выбор такой трудной и интересной профессии?
— Я соглашусь, что профессия эта действительно трудна, но очень интересная. Моя бабушка была учителем начальных классов. Возможно, именно это повлияло на мой выбор. Еще задолго до окончания школы я знала, что стану учителем. Как говорила моя бабушка, педагог – это не просто профессия, но и высокая миссия становления личности. Я очень люблю то, что я делаю. Мое сердце всегда открыто для тех, кому я несу свои знания, кого учу быть творческими личностями.

 — Что значит для Вас, быть учителем? Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим главным учителем?
— Быть учителем – большая ответственность. Это одна из самых значимых и благородных профессий. В нашем быстро меняющемся мире человеку, особенно молодому, порой сложно найти опору. И учитель призван открывать детям вечные нравственные ценности, чтобы ребёнок мог рассматривать себя в их свете. Одним из своих учителей я считаю русского философа И.А.Ильина, который писал: «Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде». Думаю, учитель — это человек, который не просто способен выбрать эффективную модель воспитания и обучения и реализовать её на практике, а духовно богатая личность, постоянно совершенствующаяся, это человек, любящий детей, уважающий и признающий их личное достоинство и свободу. В своей жизни я встречала много прекрасных учителей. Учителями для меня являются классики русской литературы, и первый из них — А.С.Пушкин.

— Вы со своими учениками участвуйте в различных конкурсах, мероприятиях, посещаете музеи и театры, а также проходите специальные курсы для повышения квалификации. Как Вы все успеваете? У Вас, наверное, 48 часов в сутках?
— Нет, в сутках моих, как и у всех, 24 часа. Но не стоит забывать, что на дворе 21 век – век компьютерный. Техника и Интернет здорово облегчают нашу жизнь. Я стараюсь идти в ногу со временем, чтобы не отставать от своих учеников. Все творческие работы, в которых мы участвуем – это то, что ведет нас вперед, не дает успокоиться и остановиться на достигнутом. Не все бывает гладко, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. А участие в конкурсах действительно дает толчок к развитию, возникновению новых идей, совершенствованию методов работы с детьми.

— А что Вы думайте о реформах образования? К примеру, неужели за десятилетия нельзя было согласовать такие вопросы как: правописание слов «ЦИФРА» и «ЦЫГАН»? В чем различие? Неужели лучшие умы человечества не могут облегчить нам жизнь?
— Я считаю, что в правописании слов «цифра, цыган» никаких различий нет. Своим ученикам я говорю, что кто-то придумал, а мы с вами должны запомнить. Исключений в написании слов в русском языке хватает. Не зря иностранцам очень тяжело освоить русский язык. Вероятно, в ближайшее время лучшие умы человечества не смогут облегчить нам жизнь. Придётся только смириться с этим.

— Каких авторов современной русской литературы Вы рекомендуете своим ученикам? Входят ли в этот список Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Дмитрий Быков, или Вы ограничиваетесь списком Минобразования?
— К сожалению, пласт современной литературы на сегодняшний день не включён в обязательную школьную программу, а адаптация к культурным метаморфозам просто необходима. Современные школьники слабо ориентируются в окружающем их культурном пространстве. Ребятам предлагаю почитать следующих авторов: Тамара Черемнова — автор повестей и сказок для детей и их родителей. Захар Прилепин — один из самых перспективных, талантливых и неординарных молодых писателей нашего времени. Популярность Захара, особенно среди молодежи, растёт с каждым днём. Рассказы Дины Рубиной. Романы и рассказы Татьяны Никитичны Толстой. Романы, рассказы и повести Олега Ермака, Виктора Пелевина и других авторов.

— Какие из Ваших профессиональных достижений Вы считаете самыми значимыми?
— Смотря, что считать профессиональными достижениями. С одной стороны, в этом году я победитель районного конкурса «Учитель года». С другой стороны, мой девятый класс сдает ГИА. Какие-то уроки отменились в связи с моим участием в этих конкурсах. И вот что же более значимо будет: победа в конкурсах или то, как дети сдадут экзамен? Достижения на уровне каждого дня. Нелегкий, кропотливый труд. Достижением может быть то, что «сегодня на уроке Вася сказал связано и умно три предложения» или достижением может быть победа в конкурсе. Мне больше нравятся достижения, когда я вижу прогресс у моих учеников. И кто-то через два года пришел и сказал с гордостью: «Елена Владимировна, я прочитал тут «Анну Каренину» Толстого!». Вот это достижение!

— Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
— У меня рецепт один – это работать честно. Прямо скажу, что мне от природы не дано каких-то талантов. Есть люди, которые могут прийти на урок и легко его провести. Я другой человек. Мне нужно долго и кропотливо трудиться. Я знаю, что у меня получится тогда, когда я потрачу определенное количество своих сил и времени, тогда будет результат.

— Мы с Вами уже много говорили о том, каким должен быть учитель. А теперь интересно было бы узнать, каков облик современного ученика в Вашем представлении?
— На мой взгляд, современному ученику нужно учиться делать свой выбор. Осознанно понимать ради чего он учится, зачем сейчас ему это. Сейчас у нас в образовании много внедрено элементов профильности. Но подчас дети не очень разумно делают выбор, потому что родители так сказали, потому что есть желание учиться в таком-то направлении. Но они до конца не понимают, что им предстоит, хватает ли им способностей, возможностей и желания продолжать дальше. Казалось бы, дети сейчас разумные и прагматичные, но они не умеют делать выбор. Они живут в каком-то придуманном мире, зачастую гламурном, который формирует наше телевидение. Современный ученик должен уметь разбираться в себе, понимать, «что именно ему нужно» и строить путь свой, своего профессионального роста и судьбы.

Источник: МГГУ им. М. А. Шолохова

Узнай подходящую тебе профессию!

Сегодня на вопросы финалиста конкурса Никона Анашкина отвечает Александра Викторовна Комкова, педагог дополнительного образования ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей» из Рязанской области. В новом интервью: о том, как оценивать творчество, как привить ребёнку любовь к чтению и о том, почему литература — дело серьёзное.

Александра Викторовна, сколько лет вы работаете преподавателем?
Уже семь лет я веду занятия в творческой мастерской «Юные прозаики» Областной заочной школы детского литературного творчества.

Почему выбрали эту профессию, что на это повлияло?
С детства мама привила мне любовь к чтению. Русский язык и литература были моими любимыми школьными предметами, а примерно с 13 лет я и сама стала сочинять сказки, рассказы, повести. Тогда же начала учиться в творческой мастерской «Юные прозаики», где и сама сейчас веду занятия. Вопрос выбора профессии для меня не был сложным, к окончанию школы у меня уже были определенные достижения в области русского языка и литературы. Эти предметы были мне интересны, и я поступила на филфак РГУ им. С.А. Есенина.

И каково это — работать там, где вы сами когда-то учились?
Я никогда не предполагала, что буду работать там, где обучалась литературному мастерству, но когда мне предложили, с радостью согласилась и не жалею об этом.

Быть педагогом – огромная ответственность, с вас берут пример тысячи школьников. Что значит для вас быть учителем? Есть ли какие-то «опасные» моменты в этой профессии?
Быть педагогом для меня — значит делиться своими знаниями, помогать ученикам развиваться и находить свой путь в творчестве, а, может, и в жизни. Учитель все время должен балансировать между излишними строгостью и мягкостью. Нельзя постоянно ограничивать учеников жесткими рамками, но и вседозволенность тоже недопустима. Педагог должен оставаться образцом для подражания и в то же время уметь признавать свои ошибки.

Что самое трудное в работе педагога?
На мой взгляд, самое трудное в профессии учителя — не стоять на месте, постоянно двигаться вперед вместе с учениками. Учитель должен стремиться к новому даже более активно, чем ученики — для того, чтобы вести их за собой. В ежедневной рутине это не так-то просто.

Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным наставником-учителем?
Не могу назвать одного наставника, на всех этапах жизни — в школе, университете и в профессиональной деятельности — рядом со мной были замечательные учителя, прекрасные люди, мастера своего дела, и это тоже в немалой степени повлияло на выбор профессии. Но необходимо сказать о самых важных — это мой первый учитель и моя мама Наталья Павловна Комкова, моя учительница русского языка и литературы Елена Васильевна Безрукова, педагоги, которые занимались со мной в литературной школе — Николай Васильевич Молотков и Ирина Ивановна Звездочкина. Эти люди больше всего повлияли на мое становление как личности.

Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой, учениками?

В течение многих лет наш Центр организовывает летнюю творческую смену, куда приезжают талантливые ребята, увлеченные разными видами художественного творчества, в том числе, литературным. Эти смены всегда проходят ярко и незабываемо как для детей, так и для взрослых. Конечно, педагогам это всегда стоит немалых сил, но результат — когда ребята общаются, заряжаются друг от друга творчеством, учатся и растут над собой — вдохновляет на продолжение этой работы.

За что вам бывает обидно в профессии? Огорчает ли, когда ваш предмет не интересен?
Мне всегда обидно, когда ребята поверхностно относятся к тому, чем занимаются, будь это школьное или дополнительное образование. И еще — когда твои воспитанники не внимают твоим рекомендациям и отказываются воспринимать критику. К сожалению, такое сейчас встречается довольно часто. Литературное творчество — это довольно специфическое искусство, оно не может быть интересно всем. Если уж вы беретесь за него, нужно быть готовым к серьезной работе.

Какие книги из школьной программы вы бы исключили? Какие добавили?
Я не работаю со школьной программой, поэтому мне сложно ответить на этот вопрос. Вряд ли бы я стала что-то исключать, несмотря на то, что ребятам бывает тяжело воспринимать литературу 18-19 веков. Впрочем, это значит лишь то, что ей нужно уделить больше внимания. А добавила бы, может быть, в список книг для внеклассного чтения современных детских и подростковых авторов — российских и зарубежных.

Вы успеваете следить за современной литературой?
Я стараюсь следить за современной литературой. Интересуюсь творчеством Захара Прилепина, мне нравятся его произведения литературоведческого толка. Поскольку работаю с детьми и подростками, я слежу за современной отечественной литературой, которая соответствует их возрасту, и стараюсь приобщать учеников к книгам Дашевской, Жвалевского и Пастернак, Басовой, Рик, Веркина и других.

Есть ли секрет, как заинтересовать сегодня подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов?
Секрет, как мне кажется, в том, чтобы найти произведение, которое будет интересно ребенку, а также создать вокруг него читающую среду. Если ребенок с малых лет будет видеть папу и маму с книгой, он тоже будет читать. Если друзья подростка будут увлечены литературой, он волей-неволей заинтересуется ей. Кстати говоря, именно об этом одна из недавно прочитанных мной книг — «Смерть мертвым душам» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, всем рекомендую.

Есть ли у вас ощущение, что сейчас растет поколение нечитающих? Или наговаривают на ребят злые языки?
Нет, я не думаю, что сейчас дети не читают. Вопрос в том, что читают — и дети, и взрослые. Есть ощущение, что на книжных полках и в интернете сейчас очень много некачественной и даже «халтурной» литературы, написанной зачастую дилетантами, нарушающими правила грамматики и здравого смысла.

Как, по вашему мнению, некачественная литература влияет на читателей?
Такое чтение не только не приносит пользы, но и причиняет вред — читатель привыкает к корявым речевым оборотам, шаблонным сюжетам. Это негативно воздействует на его способность говорить и писать на русском языке. Я вовсе не против беллетристики, но она, вместе с тем, должна быть качественной.

Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в театр?
Если есть возможность познакомить ребят с тем, как литературное произведение отразилось в других видах искусства, стараюсь использовать этот ресурс.

Идеальный ученик для вас – какой он?
Идеальный ученик — тот, который увлечен творчеством, не может не писать, способен воспринимать критику и развиваться.

А идеальный учитель?
Идеальный учитель влюблен в свой предмет. Это личность, способная увлечь за собой ребят.

Наверняка ученики часто приносят вам свои сочинения не по теме школьной программы, то есть свои собственные рассказы, стихи. Как вырастить талантливого ученика? Как отнестись бережно к его первым шагам?
Именно с такими текстами я и работаю — с самостоятельным литературным творчеством. В этом деле важно понимать — нельзя судить всех по одной шкале. У каждого разные возможности, и для кого-то достижением будет написать короткий рассказ, а кто-то сразу замахнется на роман. Важно помочь ребенку найти себя в мире искусства. Необходимо поощрять даже небольшие шаги вперед. Это долгая и кропотливая работа, но успех воспитанника того стоит.

Что скажете, если ученик на уроке объявит, что ваш предмет ему не интересен, он не будет его учить, а может и вовсе планирует его прогуливать?
Предложу написать эссе на тему: «Почему мне не нужна литература».

Социальные сети – зло современной реальности? Вы там есть?
Социальные сети — это реальность, которую нельзя отрицать. Да, я есть в одной, еще со студенческих времен. Правда, искренне не понимаю, зачем людям страницы во всех существующих мессенджерах. Частенько общаюсь в соцсети с учениками и коллегами. Польза, несомненно, есть — в быстроте коммуникации, когда нужно решить какой-то срочный вопрос. Но во всем важна мера, интернет не должен заменять реальность.

В связи с чем вы могли бы сегодня в учебе посочувствовать ученикам?
Могу посочувствовать тому, что у большинства ребят сейчас очень мало свободного времени, особенно в старших классах. Зачастую дети перегружены, особенно отличники-активисты.

Признайтесь, во время учебы в школе вы ведь наверняка тоже не прочитали всю «Войну и мир», «Тихий Дон»? А помните, что еще не делали во время учебы сами?
Нет, я в школе читала все произведения целиком, для меня это было несложно. Помню, разве что, однажды забыла выучить стихотворение Заболоцкого «Журавли», пришлось делать это на перемене перед уроком. В вузе же я миновала некоторые программные тексты.

Дайте вредный совет ученикам.
Находите время, чтобы полениться, — хотя бы полчасика в день.

С героем какого произведения вы себя ассоциируете?
Сложный вопрос. Нередко ассоциирую себя с героиней книги Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Поделитесь лайфхаками, как легко запомнить:

А) одет или надет

Б) «не» или «ни»

В) «ться» или «тся

»

По-моему, все лайфхаки давно написаны на страницах учебника русского языка: одеть кого-то, надеть что-то; правописание «не» и «ни» зависит от того, с какой частью речи употребляется частица или приставка; «ться» или «тся» легко проверить, задав вопрос к глаголу: если в вопросе есть «ь», пишем «ться», если нет — «тся».

Почему учителей сравнивают с ювелирами, зачем позволять детям вести себя свободно и задавать вопросы и как воспитать в ученике любовь к писательству. Об этом и не только финалистка второго сезона Евгения Нетронина побеседовала со своим педагогом, Валентиной Ивановной Кудымовой, учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №36» города Дзержинска, Нижегородской области.

Валентина Ивановна, расскажите, как вы пришли к преподаванию. Всегда ли хотели быть школьным учителем? Что привлекло вас в этой профессии?
Решение стать учителем я приняла, когда училась в среднем звене. Учась в начальной школе, я была влюблена в свою первую учительницу. Она была для меня авторитетом. На тот момент мне казалось, что наша учительница самая лучшая! Красивая, добрая и строгая, умеющая дать дельный совет и вовремя отругать, всегда юная душой, с чувством юмора, никогда не оставляющая в беде. Это теперь я могу утверждать, что она была настоящим Педагогом! Но через год после нашего выпуска случилась беда – тяжелая болезнь победила… Для меня это была трагедия! Именно тогда я дала себе слово, что обязательно стану учителем в память о ней, продолжу ее дело, буду учить, воспитывать, влюблять в свой предмет.

Что самое важное в профессии учителя? Без чего не может быть педагога?
Учитель… Педагог… Современный педагог… Каков он? Каким он должен быть? Сейчас много говорят о том, что современный учитель должен обладать коммуникабельностью, креативностью, верой в каждого ребенка, педагогическим оптимизмом, способностью к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, учить ребенка умению анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, мыслить критически. Быть одним целым – дети и учитель – это цель, наверное, каждого педагога. А добиться ее можно только кропотливым трудом. Это получится только у учителя, влюбленного в свою профессию. Если у него есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.

Как давно вы преподаёте? Есть ли кто-то из общепризнанных учителей, на которых вы равняетесь и к профессионализму которых стремитесь?
Я педагог уже более 20 лет. Не могу выделить какого-то одного учителя, на которого бы равнялась и к профессионализму которого бы стремилась. Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства. Так и талантливые педагоги шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов.

Как вызвать у ученика интерес к литературе?
Интерес к тексту не возникает сам по себе. Разумеется, громадную роль играет атмосфера в семье ребенка, вся обстановка. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример.
Не надо забывать говорить ученикам, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать.

Каким образом можно воспитать в ученике любовь к писательству?
Писательское мастерство, как любой другой навык, можно и нужно развивать. Если знать правила построения текстов, владеть приемами сторителлинга и регулярно упражняться, писать станет намного проще, а истории будут увлекательнее и ярче.

Можно ли научить школьника создавать художественные произведения?
Главное в писательстве — это практика. Необходимо поддерживать ученика в его первых опытах, даже если они кажутся смешными и неловкими. Отмечать места, которые ему хорошо удались, задавать вопросы, чтобы натолкнуть юного писателя на новые мысли. И почаще напоминать ему, что настоящее мастерство приходит только с опытом.

Как вы думаете, справляется ли современная система образования со своими задачами? Что бы вы изменили?
В последние годы российская система среднего образования постоянно реформируется. Между тем, ни общественность, ни чиновники, ни эксперты не могут четко и ясно рассказать о том, какая школа нам нужна. Проработав в системе образования более двадцати лет, невольно задумаешься над тем, как сделать так, чтобы детям было интереснее учиться, а учителям комфортнее работать. Когда-то наша система образования считалась одной из лучших в мире. И не смотря на то, что сейчас она претерпевает не самые лучшие изменения, при желании нашего руководства, она вновь может занять лидирующее положение, если вспомнить все хорошее, что было в нем раньше и прислушаться ко всему позитивному, что есть в системе образования других стран.

Что думаете о молодом поколении писателей?
Современных российских молодых писателей мало кто знает. Но поверьте, среди них есть много самобытных талантов.

Какие книги вы читаете, кто ваш любимый писатель?
Из любимых авторов на первом месте Ремарк. Читаю его и погружаюсь в особую атмосферу, у каждого автора она есть. У Ремарка грустная, побуждающая к ностальгии. А так очень много из русской классики: Толстой, Чехов, Цветаева.

Есть ли у вас пожелания для других педагогов и учителей в воспитании талантливых учеников?
Работа педагога с талантливыми учениками – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области обучения. Одна из важнейших задач педагога при работе с талантливыми детьми, на мой взгляд, является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. И еще… Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Сегодня наша победительница второго сезона Вера Краснобаева побеседовала со своим педагогом и наставником Людмилой Анатольевной Пироговой, учителем русского языка и литературы Лицея математики и информатики города Саратова.

В подробном интервью Людмила Анатольевна рассказала о своем главном наставнике, дала вредный совет всем ученикам, а также заверила, что идеальный учитель в любом ученике откроет талант. Как он это сделает? Об этом и не только читайте в увлекательном интервью.

Людмила Анатольевна, сколько лет вы преподаете в школе русский язык и литературу? Работаю уже 19 год. В школу пришла сразу по окончании университета – и это была любовь со слезами на глазах, но с первого взгляда и навсегда!

Почему выбрали эту профессию, эти школьные дисциплины, что на это повлияло?
Сейчас сказать, почему стала учителем, уже просто и понятно. Наверное, по -другому и быть не могло. Меня окружали настолько влюблённые в книги люди, что невольно вошедшее в сознание, не могло не определить дальнейшего. Как бы не уставала на работе мама или выполняя работу по дому, она всегда находила время читать, везде, днём и ночью. Более того, даже неловко признаться, но перед сном она мне лет до 12 читала. Никогда не забуду атмосферу в комнате: приглушённый свет и такая родная окающая речь. Потом, конечно, были фонарики под одеялом (а мама всё видела, но ни разу не дала понять, что догадывается о моих ночных приключениях с книгами) — и «Два капитана», «Три мушкетёра»…

Но отправной точкой стала история, рассказанная папой, когда мне было года четыре. История девочки с грустными добрыми глазами, девочки, из которой камень вытянул жизнь. Тогда я не знала, что это «Дети подземелья», но то, как отец рассказывал, как отвечал на мои вопросы и задумчиво смотрел на заходящее солнце, так пронзило меня… Говорят, что не мы выбираем, а нас выбирают. Наверное, так и получилось, что, мечтая стать переводчиком, я вдруг подала документы на отечественную филологию. И в школу пришла стихийно, но осталась, думаю, навсегда. И вообще не люблю планировать, добиваться, рваться — люблю жить и наблюдать, смаковать и удивляться – и мечтать.

Быть педагогом – огромная ответственность, с вас берут пример тысячи школьников. Что значит для вас быть учителем?
Идеальный педагог из фильма «Доживём до понедельника», несомненно, является для меня звездой, до которой хочется дотянуться. Выдержка, благородство, честность, глубокие знания – то, к чему и я стремлюсь. Но особенно важно для меня — это то, что учительская деятельность не просто работа, а образ мышления, образ жизни. Это ощущение безоглядной влюблённости в своё дела, в людей, которые тебя окружают.

Есть ли какие-то «опасные» моменты в этой профессии? Что самое трудное в этой профессии?
Конечно, как и в любой работе, есть «опасные» моменты. Для меня, так как литература — дисциплина наиболее эмоциональная, – это отсутствие свободного времени или потеря живого любопытства к своему предмету, остановка на достигнутом. Иногда просто стоишь перед выбором: важнее проверить стопку тетрадей или послушать интересные лекции или прочитать книжную новинку. Важно всё – в этом и есть сложность…. Учитель, перестающий расти, утративший блеск в глазах, становится неинтересен. Сначала ребятам, потом и самому себе.

Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным наставником — учителем?
Безоговорочной преданности своему делу и любви к детям меня научила мама. Любить и понимать детей так, как она это умела, я учусь до сих пор. А ещё мне посчастливилось, что в моей жизни был главный наставник. Учитель с большой буквы. Анофрикова Людмила Кузьминична. Заслуженный учитель России. Она до сих пор рядом, с советом, с одобряющим тихим взглядом, с грустной улыбкой, если я не права. Я начинала работать, когда школа наставничества не до конца ещё себя исчерпала. После университета с первых дней работы в школе она была моим добрым ангелом-хранителем. Много посещала моих уроков, давала мудрые советы. Даже когда совсем никудышный был урок (это я сама даже тогда понимала), Людмила Кузьминична всегда много-много говорила хорошего и только в конце, словно случайно, обращала внимание на недостатки, и то в качестве пожелания. Как после этого не поверить в себя! Такой интеллигентности, мудрости, доброты и правды человека я больше не встречала. Повстречать такого человека на жизненном пути – невероятная удача.

Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой?
Когда я была ученицей, авторитет учителя был непререкаем, для нас он – особый человек. С трепетом к учительской подходили. А когда звенел звонок и учащиеся слышали приближающиеся шаги учителя по коридору, все вытягивались в струнку. Лично я, боялась даже дышать. Но это не был страх… Такие тёплые воспоминания. Особенно мне нравились уроки литературы, вернее, последние десять минут до звонка. Именно это время учитель посвящала чтению не по программе. Это Каверин «Два капитана», Уэллс «Человек-невидимка», Стругацкие… Чтение вживую – самое действенное чтение. Помню, уходить не хотелось, когда звенел звонок, и не только мне, даже самые отчаянные двоечники после таких уроков притихали и с жаром обсуждали книгу.

А если говорить о времени, когда вы сами стали преподавать?
В моей учительской практике столько интересных, забавных и курьёзных случаев с учениками, что все и не перечислить. Главное, что мне особенно дорого в моей профессии, – это трогательная благодарность ребят. Уже давно выпорхнувшие, многие не дававшие о себе знать, вдруг приятной неожиданностью объявляются – и столько веры в учителей, столько доброты. Поистине, неизвестно, как наше слово отзовётся. Но об одном важном моменте я всё-таки вспомню: именно он поставил точку в моём Шекспировском вопросе: быть или не быть. Когда я только начинала работать в школе, многое не получалось, в особенности с шумными пятиклашками. И однажды, расстроенная ещё и ошибочным с моей стороны заполнением журнала, я решила бесповоротно завершить с учительством. Подойдя к столу, я увидела на нём коробку конфет с надписью: «С Любовью». Кто положил, я не знаю, но это стлало так символично, словно был раскрыт секрет – замочек открывается, если будут любовь и доброта. С тех пор так и работаю.

За что вам бывает обидно в профессии?
За что обидно… Конечно, ранит, когда ставят выше точные науки. Понятно, что современные реалии таковы, что информатика, математика очень востребованы, перспективны. Поэтому к литературе относятся достаточно потребительски: она нужна как возможность сдать зачёт по итоговому сочинению. Да и часов русского языка и литературы в современной школе не так много, если это только не профильные классы. Но тут на выручку приходит здравый смысл: нельзя объять необъятного. Научить читать и любить книгу, язык, мыслить и выражаться через творчество можно и при меньшем количестве часов, главное – самому любить слово, нежно дотронуться им до детской души. А учителю всегда мало времени, ведь мир литературы так чудесен, столько хочется прочитать. Другое дело, что итогом обучения становится ЕГЭ, где царит формат и клише. В погоне за такой результативностью учителя, загнанные в рамки, идут на поводу требований…

Какие книги из школьной программы вы бы исключили? Какие добавили?
Мне так трудно ответить на этот вопрос. Сейчас всё чаще его обсуждают не только в СМИ, но и сами учащиеся, пытаясь объяснить свою неподготовленность. Говорят, и А.С. Пушкина с его влюблённой Татьяной рано в девятом классе давать, не поймут Онегина и Ларину: не любили ещё. Я вспоминаю себя в 9 классе – безумно любила Татьяну, хотя о том, чтобы испытать что-то подобное не было и речи. Ф.М. Достоевский совсем игнорируется: понять глубину терзаний отступника Раскольникова даже не и пытаются. Конечно, возрастные ограничения накладывают отпечаток на восприятие текста или даже его принятие. Но есть среди ребят думающие, глубокие, как быть с ними? Под всех тексты не подберёшь. Тем и прекрасна литература, да и любое искусство, что предоставляется выбор. Вот в этом-то и выражается основная миссия учителя: умело открыть перед учениками удивительный мир слова, заинтриговать. Не все ребята это сразу примут. Может, пройдут годы, чтобы заныло, что было заложено в душу, чтобы потянулась рука к непринятому, но не отвергнутому в юности автору. А если вообще не говорить о той или иной книге, может, никогда и не возникнет потребности прочитать, перечитать. Время будет упущено. Добавить хотелось бы многое… Прекрасна литература Серебряного века, литература эмиграции, новейшая. И всё это в 11 классе. И вот тут-то обиднее всего: уроков катастрофически не хватает. А ещё ЕГЭ.

Вы успеваете следить за современной литературой, какие книги вам нравятся?
За современной литературой не всегда удаётся следить. А жаль… Одной из последних книг стал роман Евгения Водолазкина «Оправдание острова». Для меня это стало открытием. Интересный стиль автора, рассуждения о жизни – от частного к символическому обобщению, проникновение в историю.

Есть ли у вас секрет, как заинтересовать сегодня подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов?
Секрета нет. Просто, как мне кажется, надо самой очень любить читать, много, вдумчиво, чтобы стать источником ответов и для самих ребят. Ученики нуждаются в ответах, у них столько сомнений, столько разнообразных мыслей, эмоций, что порой они теряются, путаются. И как важно в этот ответственный момент подобрать нужные слова, обратить взор к вечным вопросам, поднимаемым в литературе, подчеркнуть, что подросток не одинок в своих поисках. Через ошибки, сумятицу чувств проходят все герои, и временные границы стираются, потому что есть человек и его душа.

Есть ли у вас ощущение, что сейчас растет поколение не читающих? Или наговаривают на ребят?
Читать, увы, ученики стали меньше. Но в последнее время появилась интересная тенденция. Всё больше ребят стало читать иностранную литературу, чаще англоязычную, причём как классику, так и современную литературу. С чем это связано, не совсем до конца разобралась, но что обсуждать они готовы, рассуждать хотят, в спор вступают смело – это тоже правда. Да и русская современная литература в центре их внимания: Евгений Водолазкин, Марина Степнова, Алексей Макушинский. Именно через общение с ребятами узнаю новые имена, поддерживаю в себе тот живой интерес, без которого в нашем деле никуда.

Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в театры?
Несомненно, чтобы глубже и разносторонне понять произведение, мы с ребятами слушаем лекции литературоведов, сравниваем книгу с экранизацией, ходим в театр, пишем свои продолжения. Вспоминаю свои уроки литературы, на которых допустима была лишь признанная точка зрения на книгу, героев произведения. Сейчас в этом плане проще, интереснее, но и сложнее. Надо прочитать, посмотреть, подумать. И если всё совпало, то какие жаркие дебаты разворачиваются на уроках. Именно о таких уроках мечтает каждый учитель литературы.

Идеальный ученик для вас – какой он? Давайте пофантазируем.
Идеальный ученик – ученик, которому всё интересно. Он, конечно, читает, вдумчиво, наслаждаясь. Ему есть что сказать, с чем не согласиться, он не боится оспаривать авторитеты, но не низвергает их. Он может не всегда быть готов к уроку, но он любопытен на уроке.

А идеальный учитель?
Для меня идеальный учитель – понимающий учитель. Тот, на урок которого стыдно войти, не сделав домашнюю работу, потому что он безгранично доверяет ученику. Идеальный учитель в любом откроет талант: кто-то здорово пишет стихотворения, кто-то тонко анализирует текст, кто-то трогательно описывает первый снег, а у кого-то такой красивый почерк. Главное, чтобы ученик почувствовал свою нужность и важность. А ещё идеальный учитель – это образец верности своему делу. Так важно в жизни иметь близких людей и любимую работу. Это два крыла, которые помогают подняться над приземлённостью, суетностью, это то, что дарит ощущение радости и осмысления всего сущего.

Наверняка ученики часто приносят вам свои рассказы, стихи. Как вырастить талантливого ученика? Как отнестись бережно к его первым шагам?
Я работаю в лицее математики и информатики, поэтому многие ребята увлечены именно этими предметами. Но потребность выражать себя через слово свойственна многим ученикам, особенно в среднем звене, когда стремление заявить о себе так важно в период становление подростка. Более того, творчество через призму точных наук особая история. Ученики пишут. Не боятся этого. Сейчас столько конкурсов, простор для творчества велик. Начинаем с клуба по интересам в лицее. У ребят есть возможность быть напечатанными в школьных периодических изданиях, они могут читать своих творения на литературных вечерах. Главное в первых шагах ребёнка в этом направлении – поддержать, дать понять, что он своими творческими работами интересен, что у него получается. Важно самому искренне верить в ребёнка, удивляться тому, что он пишет. Может, это только пока будет образный язык или интересная композиция. Здесь важно дать понять ребятам, что желание писать — одно из самых прекрасных в жизни, помогающее прежде всего самому человеку понять себя и окружающих. И не главным является, получит ли учащийся признание в конкурсе или нет, а сам процесс творения через созерцание. Донести то, что писать – здорово, самое необходимое в миссии учителя.

Что скажете, если ученик на уроке объявит, что ваш предмет ему не интересен, он не будет его учить, а может и вовсе планирует его прогуливать?
Почувствую обиду и боль, как и любой эмоциональный человек! Но позже явно появится осознание, что учитель — на то и учитель, что он не только учит, но и учится. Учится понимать неокрепшие души ребят, их потребности, дух времени. Наверное, начала бы с себя (правда, с возрастом это всё сложнее делать): что-то пересмотрела в своих уроках. Всё зависит от конкретного ученика и ситуации.

Социальные сети – зло современной реальности? Общаетесь ли там с ребятами, лайкайте их посты, может?
Социальные сети – наша реальность, и отвергая их, мы отвергаем живую жизнь и изменения, происходящие в ней. Несомненно в них много искушений, через которые не все молодые души могут пройти. Но это великолепная возможность общения со всем миром без ограничения, возможность заявить о себе, возможность получения быстрой информации. Несомненно, при разумном использовании пользы больше. И, конечно, я подписана на них, имею возможность быстрого и качественного общения с ребятами. «Выход напрямую» позволяет общаться с учениками вне школьного пространства практически круглосуточно (приходишь утром в школу, а как будто и не расставались вовсе), решать возникающие вопросы быстро, смотреть нужные видео и с жаром обсуждать. Иногда странички ребят позволяют лучше их узнать.

В связи с чем вы могли бы сегодня посочувствовать ученикам?
Посочувствовать современным ученикам могу: большие нагрузки, быстрый ритм. Конечно, в наше время с безумным ритмом жизни и бесконечной разнообразной информацией человек, умеющий жить в ногу со временем, должен учиться всему этому уже в школе. Но как порой обидно, что время на свой внутренний мир у ребят не остаётся, не все могут понять, чего они хотят, к чему лежит душа. Именно эта скорость не всегда позволяет взять книгу в руки. Простая радость жизни ускользает, умение довольствоваться малым. Это как у В.М. Шукшина: «…один воздух чего стоит! Утром окно откроешь, <…> обмоет тебя всего». Очень бы хотелось, чтобы душа у ребят пела, чтобы жизнь как явленное чудо виделась. Тогда, мне кажется, меньше несчастливых людей вырастало бы, больше добра было.

Признайтесь, во время учебы в школе вы ведь наверняка тоже не прочитали всю «Войну и мир», «Тихий Дон»? А помните, что еще не делали во время учебы сами?
Напротив, читала я много, не только по программе. К уроку всегда была готова. Уже за летние каникулы список литературы прочитывала. Другое дело, что не любила на уроках литературы отвечать. Было такое ощущение, что не должно то, что воспринимается как таинство (а чтение для меня сродни таинству), переводиться в форму вопросов-ответов. Казалось, да и сейчас порой кажется, сколько ни обсуждай, что-то глубинное всё равно ускользнёт: разве можно до конца постичь душу автора. Другое дело, приблизиться к загадке…

Можете дать вредный совет ученикам?
Ещё как могу! Чудите! В большой (во взрослой) жизни с вами останутся воспоминания юности, которые будут вашим спасательным кругом в море свершений, поисков, но и разочарований и потерь. Поэтому сбегайте с уроков в кино, смотрите на небо, по которому проплывают причудливые облака, пока вам объясняют теорию чисел Эйлера. Но всё должно быть в меру!

С героем какого произведения вы себя ассоциируете?
Только с Татьяной Лариной. Люблю в ней тишину. Мне ближе Татьяна «деревенская», её образ жизни, её романтичность, её восторженная влюблённость. В её жизни было место уединённым прогулкам, медленному чтению, беззаботной свободе.

5 октября 2017

Наше знакомство с Еленой Ивановной не было случайным: ее ученица Надежда Курылова стала победителем краевого фотоконкурса «Селфи с любимым учителем». Именно так: с любимым учителем!

Разговор с Еленой еще раз убедил в том, что учитель – это не профессия, а призвание. Именно к таким людям тянутся школьники, прислушиваются каждому их слову, стараются быть похожими в поступках …

Каким должен быть современный урок, в чем «рецепт» учительского успеха – об этом и многом другом  Елена Кириллова рассказала в интервью.

Елена Ивановна, каким был ваш путь в педагогику?

Мой педагогический стаж – свыше 40 лет. Всю свою  жизнь я в школе. Моя мама, Екатерина Андреевна Фисенко, была учителем. На её долю выпала миссия быть директором школы, директором детского дома, возглавлять учебную часть школы. Моими игрушками был мел, школьная доска. Мы жили на Алтае, где и прошли мои детство и юность. На Камчатке я оказалась волею судьбы.

Чьи слова или живой пример стали для Вас главным ориентиром в педагогической деятельности?

Елизовская средняя школа № 1 им.  М.В. Ломоносова  стала моим первым институтом педагогики. Меня, начинающего учителя, воспитывали прекрасные люди –  Светлана Михайловна Болтенко, Олег Никитович Мамченков, Софья Гурьевна Белякова, Аяна Михайловна Гусева, Раиса Сергеевна Чистякова, Ирина Тимофеевна Макеева. Пример их человеческой порядочности, тактичности, профессиональной грамотности стал моим жизненным кредо. Это и есть ориентир в моей педагогической деятельности.

Что значит, по вашему мнению, быть учителем?

Учитель – это не только школа и десятки любопытных глаз на уроке.  Это прежде всего человек во всех ипостасях: дома, на улице, в маршрутке, в магазине.

В последнее время мне приходится работать с детьми переходного возраста – учениками Елизовской районной вечерней (сменной) школы. Это дети, которые в школе сидели на последних партах и никогда не верили, что они могут ответить на уроке и им скажут «Ты молодец!», «Ты умница!». Эти дети боятся поверить в себя. Это ребята с нераскрытыми талантами. Поэтому и работает наш коллектив над коррекцией знаний и душ.

Сегодня немало спорят о задачах современной школы, о роли современного учителя, что вы думаете об этом?

Современный учитель – это не интерактивная доска, компьютер, Интернет.  Конечно, все эти технические приспособления давно вошли в привычку и являются частью урока, но современный учитель должен уметь так организовать учебный процесс, чтобы ребёнок сам захотел добывать знания. 

Целевая установка современного урока заключается в первую очередь в том, чтобы умело использовать все возможности для развития личности учеников, воспитывать их как социально активных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и заниматься самообразованием на протяжении всей последующей жизни.

Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учеников проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание их самопознания и саморазвития.

Можно сказать, что каждый урок в современной школе – это  сотрудничество учителя и ученика, нацеленное на результат.

В чем вы видите результаты вашей работы?

Результат в работе для меня очевиден: дети сдали экзамены и  выбрали дальнейший жизненный путь! Если через годы тебя узнают и кричат на всю улицу: «Елена Ивановна! Здравствуйте!», то это, я считаю, тоже результат моего труда и усилий.

И каков ваш «рецепт» учительского успеха?

Надо работать честно и с душой, чтобы ребёнок на уроке чувствовал себя свободно и комфортно и ему не хотелось уходить из школы.

  • Интервью со знаменитостью сочинение
  • Интервью с художником сочинение
  • Интервью с спортсменом сочинение
  • Интервью с гоголем сочинение
  • Интервал как пишется в математике