Инверсия в сказках пушкина

Автор статьи

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Задать вопрос автору статьи

Общее представление об инверсии как особом стилистическом приёме

Определение 1

Инверсия – это стилистический приём и особое явление грамматики, которое заключается в нарушении обычного и общепринятого порядка слов и словосочетаний посредством их перестановки.

Название этого приёма произошло от латинского слова «inversio», которое переводится на русский язык как «переворачивание, перестановка».

Основной целью подобного нарушения традиционного расположения членов предложения является усиление выразительности речи.

Различают несколько вариантов использования в тексте произведения инверсии. Обычно выделяют следующие основные виды инверсии:

  • именная часть сказуемого стоит перед подлежащим (например, «Больным он был»);
  • именная часть сказуемого стоит перед глаголом-связкой (например, «Иван Иванович хорошим человеком был»);
  • именная часть сказуемого и глагол-связка стоят перед подлежащим (например, «К финишу пришёл первым Алексей»);
  • дополнение стоит в начале предложения (например, «Аптекаршу, быть может, увидим»);
  • определение стоит после определяемого слова (например, «На меня она имела влияние сильное»);
  • разрыв между определением и определяемым словом (например, «Удивительное со мной произошло приключение»);
  • обстоятельство стоит перед подлежащим (например, «Как лёгкая тень молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания»);
  • обстоятельство и сказуемое стоят перед подлежащим (например, «Дважды пережил такое чувство Никита»).

Предназначение инверсии и выполнение ею стилистических функций

Инверсия как особый лингвистический приём должна выполнять в предложении множество функций. Среди них для художественного текста можно выделить несколько ключевых, которые, прежде всего, определяются целями автора художественного текста. Следовательно, результатом использования инверсии в произведении художественной литературы может быть названа реализация следующих функций:

  • функции рематизации и тематизации, которая заключается в выделении как в предложении, так и в общем потоке текста каких-либо слов, фраз;
  • логико-информативной функции, которая заключается в привлечении внимания посредством повышения информативности всего высказывания и всего текста, который окружает это высказывание;
  • эмоциональной функции (функции интенсификации), которая заключается в усилении эмфатического (то есть особо эмоционального) ударения на определенной фразе, синтаксическом единстве.

Инверсия, которая направлена, прежде всего, на реализацию стилистических функций, считается стилистической. Согласно этой точки зрения стилистическая инверсия рассматривается как приём, который ориентирован на обращение внимания читателей на необходимую информацию в предложении, достигаемое нарушением прямого порядка слов. Таким образом, инверсия как отклонение от нормы является предметом изучения стилистики.

«Стилистические функции инверсии в русских сказках» 👇

Таким образом, инверсия представляет собой мощный стилистический приём, к которому могут прибегать авторы художественных произведений ради достижения определенных целей, продиктованных индивидуальным стилем и интенцией писателя. Обычно в качестве подобных целей могут быть признаны получение повышенной эмоциональности произведения, усиление выразительности, экспрессивности и прагматического эффекта текста, передача автором своего мировосприятия, создание дополнительных смысловых оттенков.

Применение стилистической инверсии в русской литературе

Стилистическая инверсия в большей степени свойственна не аналитическим языкам, где строго зафиксирован порядок слов (например, английский, французский языки), а флективным, которые характеризуются достаточно свободным порядком слов. К флективным языкам относится и русский язык, поэтому в русских сказках и других литературных произведениях, помимо прочего, активно используются стилистические инверсии.

Обращение автора к инверсии может быть объяснено стремлением повысить художественную выразительность текста или целенаправленным подбором рифмы в произведениях стихотворной формы.

К активному использованию инверсии в своих произведениях прибегал Александр Сергеевич Пушкин. Как правило, они употреблялись в поэтических произведениях. В том числе речь идёт о его многочисленных сказках:

  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (например, «Свойство зеркальце имело»);
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде» (например, «Не будет нам обоим накладно»);
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» (например, «Дорогой за себя дам откуп»);
  • «Сказка о царе Салтане» (например, «Лебедь тешится моя»);
  • «Сказка о золотом петушке» (например, «Смолоду был грозен он»).

Кроме того, в качестве примера использования инверсии в русской поэзии можно привести самое известное стихотворение Михаила Лермонтова «Парус». В нём автор благодаря инверсии ставил эмоциональное ударение на определения («парус ОДИНОКИЙ», «море ГОЛУБОЕ», «страна ДАЛЕКАЯ», «край РОДНОЙ»). Это способствует созданию в сознании читателей некого представления о лодке с человеком в ней.

Однако инверсия могла использоваться не только в поэтической, но и в прозаической литературе. В данном случае демонстрируется отношение автора к описываемой ситуации или конкретному персонажу. Причём на этом отношении должно быть сконцентрировано внимание читателей.

Так, инверсию зачастую применял Иван Тургенев, например, «Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она…», «На него она имела влияние сильное» и т.д. Кроме того, этот приём можно наблюдать и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Мармеладов – Раскольникову: «Ибо, хотя вы и не в значительном виде, опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного»).

Особой разновидностью инверсии является временная инверсия, которая заключается в параллельном освещении в одном произведении событий из разных эпох. Подобным способом был написан роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Таким образом, инверсия как особый стилистический приём активно использовался русскими писателями, произведения которых наполнены различными примерами инверсии.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме



Приступая к данной работе, я поставила перед собой две основные цели. Во-первых, мне хотелось максимально подробно изучить тему «Инверсия», с которой мы сталкиваемся не только на уроках русского языка и литературы, но и во время изучения иностранных языков, например, французского и английского. Во-вторых, для более глубокого понимания самой темы, на мой взгляд. необходимо и более подробно изучить виды инверсий. Для того, чтобы моя работа носила более практический характер, я решила изучить тему «Инверсия» на примере романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Выбор произведения был сделан не случайно. Оно неизменно входит в учебную программу, широко известно, в нем можно найти примеры практических всех средств художественной выразительности.

Любое исследование следует начинать с определения самого понятия. Итак, инверсия — (от лат. inversio «переворачивание; перестановка») термин, обозначающий изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. В аналитических языках (например, английский, французский), где порядок слов фиксирован строго, стилистическая инверсия распространена относительно мало, но во флективных, в том числе русском, с достаточно свободным порядком слов — весьма значительно. Поэты с разной степенью интенсивности используют её как стилистический прием.

Как мы уже сказали, жестких правил при построении предложения в русском языке нет. Однако существует порядок слов, называемый «прямым», «нейтральным», при котором:

1) за подлежащим идет сказуемое. ПАПА КУПИЛ новую куртку.

2) определение ставится перед существительным. В НОВОЙ КУРТКЕ папа был очень красив.

3) несогласованное определение стоит после существительного. Папа купил КУРТКУ В ПОЛОСКУ.

4) дополнение ставят после слова, от которого оно зависит. Папа ВЕШАЕТ куртку в ШКАФ

5) обстоятельство может стоять в разных местах.

Рассмотрим основные виды инверсии.

  1. Инверсия в произношении стиха

Первый вид — инверсия в произношении стиха, то есть нарушение постановки ударения. Словесное ударение находится не на ожидаемом месте стихотворения, а падает на соседний слог. В современной русской литературе такой вид инверсий — достаточно редкое явление. Например: «шли бурлаки бечевой» (Н. А. Некрасов)

2. Инверсия перестановки слов

Второй вид инверсий — это перестановка слов в другие части предложения,чтобы привлечь внимание читателя к важному с точки зрения автора слову или группе слов. Перестановка слов в центр предложения придает оттенки значительности, одновременно привлекает внимание. Например: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» (А. А. Ахматова)

3. Инверсия определения

Третий вид — это повышение эмоциональности, экспрессии высказывания с помощью прилагательных, причастий и т. д. Называется — инверсия определения. Например:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом. (М. Ю. Лермонтов)

4. Инверсия временная

Четвертый вид — временная инверсия, при которой настоящее действие прерывается воспоминаниями или в одном произведении переплетаются события разных эпох.

(М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

5. Инверсия сюжетная

Пятый вид — сюжетная инверсия, при которой читатель узнает о конечном событии, а затем автор рассказывает, как до этого развивались события.

(Л. Толстой «Смерть Ивана Ильича»)

Рассмотрев общие примеры инверсии, можно непосредственно перейти к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин» для поиска и анализа в нем примеров инверсии. В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина широко используется приём инверсий. Существует несколько типов инверсии в романе, такие как инверсия при описании природы, чувств и эмоций, воспоминаний, поведения. Инверсии помогают читателю обратить внимание на мелкие детали, которые могут сыграть в произведении решающуюроль. А. С. Пушкин использует инверсию в произношении стиха, перестановки слов в другую часть предложения, инверсии определения с целью обратить внимание читателя на главные слова в предложении. Инверсия в романе используется в нескольких случаях, например: при описании природы, моды, чувств, эмоций, поведения и т. д.

Инверсия при описании природы:

Вдали пред ним


пестрели и








цвели



Луга и








нивы


золотые, <…> (глава вторая, I строфа)

Там соловей, весны любовник,

Всю ночь поет;


цветет шиповник


<…> (глава седьмая, VIстрофа)

Уж за рекой, дымясь,


пылал



Огонь


рыбачий (глава седьмая, XV строфа)

Синея


блещут небеса


(глава седьмая, I строфа)

Инверсия при описании моды

Всё, чем для прихоти обильной



Торгует Лондон


щепетильный <…> (глава первая, XXIII строфа)

Инверсия при описании чувств и эмоций

Мой бедный Ленский!

Не долго


плакала она


… (глава седьмая, VIII-Xстрофа)

Когда ж и где, в какой пустыне,

Безумец, их


забудешь ты


? (глава первая, XXXIстрофа)

—Привычка, Ленский. — Но


скучаешь



Ты


как-то больше. — Нет, равно <…>(глава третья, IVстрофа)

И облегченья


не находит



Она


подавленным слезам

И сердце рвется пополам… (глава седьмая, XIIIстрофа)

О боже, боже!

Что


слышит он


? Она могла… (глава пятая, XLVстрофа)



Смутилась шайка


домовых; (глава пятая, XVIII строфа)

Порок любезен — и в романе,

И там уж


торжествует он


. (глава третья, XIIстрофа)

В уныние погружена,

Гостей


не слушает она


<…> (глава третья, VIIIстрофа)

Луну, небесную лампаду,

Которой


посвящали мы


… (глава вторая, XXII строфа)

Инверсия при описании поведения

И вас


покинул


мой


Евгений,

Отступник бурных наслаждений… (глава первая, XLIII строфа)

Причудницы большого света!

Всех прежде вас


оставил он


… (глава первая, XLII строфа)

Инверсия при описании воспоминаний

Здесь


почивал он


, кофий кушал,

Приказчика доклады слушал

И книжку поутру читал… (глава седьмая, XVIIIстрофа)

С ним


подружился я






в то время… (глава первая, XLVстрофа)

Недели два


ходила сваха

К моей родне, и, наконец,

Благословил меня отец. (глава третья, XVIII строфа)

Бывало,


писывала


кровью



Она


в альбомах нежных дев… (глава вторая, XXXIIIстрофа)

Данные виды инверсий выполняют ритмообразующую функцию, подчеркивают смысловую значимость, поэтическую выразительность отдельных слов, придают особую интонацию фразе, повышают эмоциональность и экспрессию, привлекают внимание читателей к сюжету романа «Евгений Онегин».

В заключение, подводя итог моего исследования, хотелось бы отметить, что в романе «Евгений Онегин» инверсия передает определённую авторскую мысль, его отношение к героям, выполняет экспрессивную функцию, характеризует эмоциональное состояние героя, помогает оценить поступки человека, раскрыть его характер.

Особое значение имеет инверсия в стихотворной речи: здесь она выполняет эстетическую функцию, создаёт словесно-образную картину, помогает понять смысл стихотворения, делает текст образным, выразительным. Кроме того, несёт на себе ритмообразующую роль, помогает построить поэтический текст.

Таким образом, инверсия является одним из важнейших средств интонационно — стилистического выделения слов и их сочетаний.

Литература:

  1. Академик (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2046)
  2. Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/)
  3. SYL(https://www.syl.ru/article/167742/new_inversiya—eto-odna-iz-samyih-rasprostranennyih-stilisticheskih-figur)
  4. Русский язык (https://russkiiyazyk.ru/leksika/inversiya.html)
  5. KNOWED (http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=2025)
  6. Пушкин, А. С. Евгений Онегин.- М.: Детская литература, 1973.- 303 с.

Основные термины (генерируются автоматически): глава, инверсия, вид инверсий, описание природы, перестановка слов, произношение стиха, строфа, русский язык, XLII, XLIII.

Инверсия. Объяснение и примеры

Инверсия – это постановка слов в предложении в особом порядке, который не соответствует установленным грамматическим правилам.

Значение инверсии

Авторы нередко используют инверсию, так как:

  1. Она помогает установить правильный ритм стихотворения.
  2. С помощью инверсии ставится логическое ударение на том, что автор считает действительно важным.
  3. Она останавливает читателя, привлекая его внимание к конкретной проблеме.
  4. Используя инверсию в речи какого-либо героя, можно отразить особенности этого героя.

Привычный порядок слов

В русском языке нет строгих правил, касающихся порядка слов в предложении. Но обычно структура предложения выглядит так:

  1. Сначала употребляется подлежащее, затем – сказуемое. Например: девочка рисует, люди восхищаются, дом строится.
  2. Согласованное определение пишется перед существительным, к которому это определение относится. Например: розовая сумка, весёлый человек, скоростной поезд.
  3. Несогласованное определение пишется после существительного, к которому это определение относится. Например: листва деревьев, лицо девушки, шкаф для одежды.
  4. Дополнение используется после того слова, к которому оно относится. Например: писать статью, попросить уйти, спорить о политике.
  5. Обстоятельство может находиться в различных частях предложения.

Иногда автор использует обратный порядок слов в предложении.

Например, используем обратный порядок для словосочетаний, приведённых выше. Построим предложения:

  1. Восхищаются люди всем, что видят перед собой.
  2. Человек весёлый везде видит только хорошее.
  3. Девушки лицо было мрачным, печальным.
  4. О политике спорить с близкими друзьями не стоит.
  5. Рисует девочка, а любуются её картинами все.
  6. Деревьев листва ещё не опала, но уже чувствуется приближение зимы.
  7. Я не знаю, как его уйти попросить.

Примеры из литературы

Приведём несколько примеров из литературы.

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин активно использовал инверсию в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

  1. «Царь с царицею простился» — царь простился с царицею.
  2. «Вот в сочельник в самый» — вот в самый сочельник.
  3. «Свойство зеркальце имело» — зеркальце имело свойство.

А.А. Фет

Мы видим инверсию в стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы…»:

  1. «Напрасные на них застыли слёзы» – напрасные слёзы застыли на них.
  2. «И за сердце хватает холод лютый» – и лютый холод хватает за сердце.
  3. «Молчи и ты» – и ты молчи.
  4. «Её промчится гений» – её гений промчится.
  5. «И треснула, сжимаяся, кора» – и кора, сжимаяся, треснула.

Светлана Тимофеевна Лапшина Тесты по литературе

Художественно-выразительные средства

Тесты

по произведениям

А.С. Пушкина

Оглавление

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  2. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

  3. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

  4. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

  5. А.С. Пушкин «Полтава»

  6. А.С. Пушкин Лирика «19 октября»

  7. А.С. Пушкин «Братья разбойники»

  8. А.С. Пушкин «Медный всадник»

  9. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  10. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  1. Рано утром гость желанный (инверсия, эпитет).

  2. Год прошёл, как сон пустой (сравнение, инверсия).

  3. Но зато горда, ломлива, своенравна… (асиндетон).

  4. И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами (полисиндетон).

  1. Ах ты, мерзкое стекло (эпитет).

  2. Чёрт ли сладит с бабой гневной (инверсия).

  3. Аль отказываешь нам?

Аль товар не по купцам? (анафора).

  1. …она, как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала (сравнение).

  1. Сотворив обряд печальный, (инверсия)

Вот они во гроб хрустальный (инверсия).

  1. … И обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя (олицетворение).

  1. Там за речкой тихоструйной (инверсия, эпитет).

  2. И трубит уже молва:

— Дочка царская жива (инверсия).

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1. Жил-был славный царь Дадон (инверсия, эпитет).

2. Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон (анафора).

3. Петушок мой золотой (инверсия).

4. Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит (гипербола).

5. Горе мне, попались в сети

Оба наши сокола (соколы – сыновья — перифраз).

6. Шамаханская царица

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя (сравнение, инверсия).

7. Перед ним молва бежала (слух, весть — метонимия).

8. Или бес в тебя ввернулся,

Или ты с ума рехнулся (анафора, синтаксич. параллелизм).

9. Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего (анафора, полисиндетон).

10. Тот упал ничком, да и дух вон (умер — парафраз).

11. Вся столица содрогнулась ( население — метонимия).

12. Вдруг раздался лёгкий звон (инверсия).

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

  1. Стали жить да поживать,

Да приплода поджидать (перифраз).

  1. Сына Бог им дал в аршин (0,71 см.- гипербола).

  2. Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица (сравнение).

  1. И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам (гипербола).

  1. Ты не лебедь ведь избавил-

Девицу в живых оставил.

Ты не коршуна убил –

Чародея погубил (антитеза).

  1. Мы объехали весь свет.

Торговали соболями,

Чёрно-бурыми лисами (синекдоха).

  1. Что ты тих, как день ненастный? (инверсия, сравнение).

  2. Распроклятая ты мошка (эпитет).

  3. Мимо острова большого,

Мимо берега крутого (анафора, инверсия).

  1. Около царя сидят,

Четырьмя все три глядят (инверсия).

  1. Около царя сидят,

Злыми жабами глядят (метафора).

  1. И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря (сравнение).

  1. А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Будто реченька журчит (сравнение).

  1. Что я царь или дитя? (контекстные антонимы).

  2. Вот на берег вышли гости.

Князь Гвидон зовёт их в гости (каламбур? омонимы)

  1. Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает (гипербола).

  1. Обнимает он царицу, и сынка, и молодицу,

И садятся все за стол,

И весёлый пир пошёл (полисиндетон)

  1. Диво б дивное хотел

Я завесть… (тавтология).

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

  1. Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой (инверсия).

  1. Руслан летит к Людмиле спящей (инверсия).

  2. … луг, / Покрыт холмами тел кровавых,

Живых, раздавленных, безглавых,

Громадой копий, стрел, кольчуг (инверсия, асиндетон).

  1. Бегут от киевских мечей (синекдоха).

  2. Ликует Киев (население – метонимия? Синекдоха?)

  3. Копьё сияет, как звезда (сравнение).

  4. Яснели холмы и леса,

И просыпались небеса (олицетворение).

  1. Ещё в бездейственном покое

Дремало поле боевое (олицетворение, инверсия).

  1. Сошлись – и заварился бой (метонимия).

  2. Со свистом туча стрел взвилась,

Равнина кровью залилась (гипербола).

  1. Со всадником там пеший бьётся,

Там конь испуганный несётся,

Там русский пал, там печенег,

Там клики битвы, там побег (анафора, асиндетон).

  1. И стал над рыцарем старик,

И впрыснул мёртвого водою,

И раны засияли вмиг,

И труп чудесной красотою процвёл (полисиндетон, оксюморон)

  1. Как безобразный сон, как тень,

Пред ним минувшее мелькает (сравнение).

  1. … гласы трубны,

Рога, тимпаны, гусли, бубны

Гремят над нею (асиндетон)

  1. Он видит: богатырь убит,

В крови потопленный лежит (гипербола).

  1. … кровь рекою

Текла из воспалённых ран (гипербола).

  1. (Утих весёлый шум гостей),

Не ходит чаша круговая (метонимия).

  1. Долина тихая дремала,

В ночной одетая туман (олицетворение).

  1. Она мне жизнь, она мне радость!

Она мне возвратила вновь

(Мою утраченную младость) (анафора).

  1. С тобой, друг милый, друг прелестный,

С тобою, свет моей души… (анафора, инверсия).

  1. Его соперник молодой (инверсия).

  2. Власы её, как чёрный лес,

Поросший на челе высоком (сравнение, инверсия)

(Ланиты жизни лишены, … уста огромные открыты)

  1. Как часто тихое лицо

Мгновенной розою пылает (метафора).

  1. Далёко гулы повторяют

И рёв, и треск, и шум, и гром (полисиндетон).

  1. Всё мёртво: рощицы молчат (олицетворение).

  2. Недвижим он, как мёртвый камень (сравнение).

  3. … И бороду схватив другою,

Отсёк её, как горсть травы (сравнение).

  1. Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской (анафора, инверсия).

  1. Призывный рог, как буря, воет (сравнение).

  2. Нередко в рощах поднимали

Иль ею брошенный венок,

Или клочки персидской шали,

Или заплаканный платок (анафора, полисиндетон).

  1. То бьётся он с богатырём,

То с ведьмою, то с великаном,

То лунной ночью видит он… (парный полисиндетон).

  1. (Руслан встаёт), и конь ретивый

Уж витязя стрелою мчит (метафора).

  1. С дерев спадает дряхлый лист (эпитет).

  2. Проснись – твоя настала ночь!

Проснися – дорог миг утраты (анафора).

  1. О поле, поле, кто тебя

Усеял мёртвыми костями?

Чей борзый конь тебя топтал

В последний час кровавой битвы?

Кто на тебе со славой пал?

Чьи небо слышали молитвы? (риторические вопросы).

  1. …Он далее, в сад,

В лавровый лес, к решётке сада,

Вдоль озера, вкруг водопада,

Под мостики, в беседки … нет? (асиндетон).

  1. Сюда, невольники, бегите,

Сюда, надеюсь я на вас (анафора).

  1. В окно влетает змий крылатый (инверсия).

  2. Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку (асиндетон).

  1. Что ж наша пленница теперь?

Дрожит как лист (ФЕ, сравнение?)

  1. И мнится – шепчет тишина (олицетворение).

  2. И свищет соловей китайский

Во мраке трепетных ветвей (инверсия, эпитет).

  1. Всё мёртво. Снежные равнины

Коврам яркими легли (метафора).

  1. Стоят угрюмых гор вершины…

… И дремлют в вечной вышине (олицетворение, эпитет).

  1. Ещё при мне мой верный меч,

Ещё глава не пала с плеч (анафора).

  1. Увижу ль я твой светлый взор,

Услышу ль нежный разговор (синтаксический параллелизм, анафора).

  1. Фарлаф, покинув свой обед,

Копьё, кольчугу, шлем, перчатки,

Вскочил в седло… (асиндетон).

  1. Как вдруг он видит: кто-то в поле,

Как буря, мчится на коне (сравнение).

  1. Руслан на мягкий мох ложится

Пред умирающим огнём (метонимия).

  1. Не скоро ели предки наши,

Не скоро… двигались чаши (анафора, метонимия).

А.С. Пушкин «Полтава»

1. Не дремлет его коварная душа (олицетворение, инверсия).

2. Ум его смущён жестокими мечтами (оксюморон).

3. Чуть трепещут сребристых тополей листы (инверсия).

4. В одну телегу впрячь неможно

Коня и трепетную лань (контекстные антонимы).

5. И летней тёплой ночи тьма

Душна, как чёрная тюрьма (сравнение).

6. Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится (сравнение).

7. …Лик его ужасен. Движенья быстры.

Он прекрасен (оксюморон).

8. Он весь, как божия гроза… (сравнение).

9. Как пахарь, битва отдыхает (сравнение, персонификация).

10. Рубятся сплеча,

Бросая груды тел на груду (гипербола).

11. Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет (синекдоха, асиндетон).

12. Звездой блестят её глаза (метафора).

13. Пылает сердце старика,

Окаменелое годами (метонимия).

14.Бесстыдный! Старец нечестивый (инверсия, эпитет).

15. Глубокий сон во стане шведа (синекдоха).

16. Вокруг высокого чела,

Как тучи, локоны чернеют (сравнение, инверсия).

17.И прям, и здрав, и молод стал (полисиндетон).

18. Урок нежданный и кровавый (эпитет, инверсия).

19. Теперь бы грянуть нам войною

На ненавистную Москву (метонимия).

20. Она о мщенье шепчет, укоряет,

И слёзы льёт, и ободряет,

И клятвы требует (полисиндетон).

21. Во тьме ночной они, как воры,

Ведут свои переговоры (инверсия, сравнение).

А.С. Пушкин Лирика.«19 октября»

  1. Роняет лес багряный свой убор (инверсия).

  2. Для всех чужой, как сирота бездомный (сравнение, инверсия).

  3. Но юность нам советует лукаво (персонификация).

  4. Огнём волшебного рассказа

Сердечные преданья оживи (эпитет).

  1. Так выпьем за царя… Он взял Париж (синекдоха).

  2. Мой первый друг, мой друг бесценный (инверсия, эпитет).

«Братья разбойники»

  1. Не стая воронов слеталась,

Удалых шайка собиралась (отрицательное сравнение).

  1. Здесь цель одна для всех сердец

Живут без власти, без закона (синекдоха).

  1. И рыжий финн, и с ленью праздной

Везде кочующий цыган (инверсия).

  1. Опасность, кровь, разврат, обман –

Суть узы страшного семейства (асиндетон).

  1. Нам тошен был и мрак темницы,

И сквозь решётки свет денницы,

И стражи клик, и звон цепей,

И лёгкий шум залётной птицы (полисиндетон).

  1. Один уж тонет,

То захлебнётся, то застонет,

И, как свинец, пошёл ко дну (полисинд., сравнение).

  1. Окаменел мой дух жестокий (инверсия).

А.С. Пушкин Петербургская повесть «Медный всадник»

  1. На берегу пустынных волн

Стоял ОН(инверсия)

  1. Отсель грозить мы будем шведу (не одному- синекдоха)

  2. Все флаги в гости будут к нам (суда под флагами других государств — синекдоха)

  3. В гранит оделася Нева – (олицетворение)

  4. Твоих оград узор чугунный

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный (анафора, инверсия)

  1. и блеск, и шум, и говор балов… (полисиндетон)

  2. Шипенье пенистых бокалов

  3. И пунша пламень голубой (аллитерация на [ш])

  4. Красуйся, град Петров, и стой

  5. Неколебимо, как Россия (риторическое обращение, сравнение)

  6. Дышал ноябрь осенним хладом (олицетворение)

  7. Нева металась, как больной

В своей постеле беспокойной (сравнение)

  1. Пришёл Евгений молодой (инверсия)

  2. Трудиться день и ночь готов (гипербола, ФЕ)

  3. Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь (Нева как котёл — метафора)

  1. И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась (сравнение)

  1. И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружён (сравнение)

  1. Злые волны, как воры, лезут в окна (сравнение)

  2. Стоят два льва сторожевые (инверсия)

  3. Руки сжав крестом (руки как крест — метафора)

  4. И наглым буйством утомясь (эпитет)

  5. Так злодей…в село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой (асиндетон)

  1. И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь (олицетворение, сравнение)

  1. Кругом, как будто в поле боевом,

Тела валяются (сравнение)

  1. Утра луч из-за усталых, бледных туч блеснул (эпитеты, инверсия)

  2. Он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек,

Ни то ни сё, ни житель света,

Ни призрак мёртвый… (полисиндетон)

  1. Где волны хищные толпились (эпитет, олицетворение)

  2. Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта! (анафора)

  1. Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? (риторический вопрос, обращение)

  1. По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь (метонимия)

  1. …пустынный остров. Не взросло там ни былинки (литота)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  1. Хозяин, развеселённый пуншем (метонимия).

  2. Исправник молча принялся за гуся с капустой (метонимия).

  3. … не заметила ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса (полисиндетон).

  4. Несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником (эпитет, метонимия?)

  5. Ещё утром имел я угол и кусок хлеба (метонимия).

  6. Пускай же и ему не достанется печальный дом (эпитет).

  7. Пожар свирепствовал ещё несколько времени (олицетворение).

  8. День был ясный и холодный (инверсия).

  9. Совесть его роптала (олицетворение).

  10. Она смотрела за ним, как за ребёнком (сравнение).

  11. Весь день сидит, как дитя глупое (сравнение).

  12. На чужой рот пуговицы не нашьёшь (метонимия).

  13. Дубровский заметил злобную улыбку (эпитет).

  14. Весь дом был в движении (не дом, люди -метонимия).

  15. Она почувствовала холодный поцелуй немилого супруга (эпитеты).

  16. Голова её кипела (метонимия).

  17. Отправить кольцо в дупло заветного дуба (эпитет).

  18. Саша быстрее белки бросился к нему (метафора).

  19. или со всего дома шкуру спущу (метонимии).

  20. разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, угасали и снова вспыхивали (асиндетоны).

  21. Марья Кирилловна веселилась, как дитя (сравнение).

  22. Маша остолбенела (метафора?)

  23. Пошла, пошла, пошла,- сказал Кирилла Петрович (рефрен).

  24. Она дала волю своим слезам (эвфемизм? парафраза?)

  25. Вы прошли мимо меня, как небесное видение (сравнение).

  26. Я отказался от мщения, как от безумства (сравнение).

  27. указывая на свои бархатные сапоги (эпитет).

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

  1. Вокруг ручьёв его волшебных (инверсия, эпитет)

  2. Больных теснится бледный рой (метафора)

  3. Зачем я пулей в грудь не ранен,

Зачем не хилый я старик? (анафора)

  1. Зачем, как тульский заседатель, я не лежу в параличе? (сравнение)

  2. Я молод, жизнь во мне крепка.

Чего мне ждать? Тоска, тоска… (оксюморон?)

  1. Сияли груды ваших гор (метафора).

  2. Но, муза, прошлое забудь (риторическое обращение)

  3. В ту пору мне казались нужны… и моря шум,

И груды скал, и гордой девы идеал… (полисиндетон)

  1. И в поэтический бокал

Воды я много подмешал (метонимия, ирония)

  1. Там хлопотливо торг обильный

Свои подъемлет паруса (метонимия)

  1. Где ходит гордый славянин,

Француз, испанец, армянин (асиндетон).

(И грек, и молдаван тяжёлый,

И сын египетской земли — полисиндетон).

  1. … степь нагая там кругом (эпитет, инверсия).

  2. Лишь на ходулях пешеход

По улицам дерзает вброд (гипербола).

  1. И что чума? И где пожары?

И нет ли голода, войны? (полисиндетон)

  1. Глотать из раковин морских

Затворниц жирных и живых (инверсия, парафраза)

  1. Он звуки льёт. Они кипят,

Они текут. Они горят,

Как поцелуи молодые (анафора, сравнение)

  1. А только ль там очарований?

А разыскательный лорнет?

А закулисные свиданья?

А prima donna и балет? (анафора).

  1. Тихо спит Одесса… (метонимия).

  2. … пред ним

Макарьев суетно хлопочет (Макарьевская ярмарка – перифраза, синекдоха).

  1. Чем ныне явится? Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой (асиндетон).

  1. Знаком он вам? И да – и нет. (антитеза?)

  2. … Слишком часто разговоры

Принять мы рады за дела (инверсия)

  1. Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой (полисиндетон).

  1. Истлели быстрой чередой,

Как листья осени гнилой (сравнение).

  1. По зале шёпот пробежал (метонимия)

  2. … скорей

Марает он ответ учтивый (метонимия, инверсия)

  1. Что вам дано, то не влечёт (парадокс?)

  2. Как изменилася Татьяна,

Как твёрдо в роль свою вошла (анафора).

  1. …грустит об нём во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит (перифраза).

  1. На повороте наших лет

Печален страсти мёртвый след,

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг (развёрнутое сравнение).

  1. Онегин … , дожив… до 26 годов,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел (асиндетон).

  1. В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он (гипербола)

  1. Порой одним поклоном встретит,

Порою вовсе не заметит (анафора).

  1. Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит (эпитеты).

  1. …он заранее

Писать ко прадедам готов

О скорой встрече…(перифраза)

  1. Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я (антитеза).

  1. Когда жестокая хандра

За ним гналася в шумном свете,

Поймала, за ворот взяла

И в тёмный угол заперла (персонификация).

  1. Где зимовал он, как сурок (сравнение).

  2. … И тихо слёзы льёт рекой… (гипербола).

  3. Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал… (сравнение, крылатое выражение)

1

Исследовательская работа

Инверсия в литературе

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1. Инверсия в русском языке.1.1.Этимология слова «инверсия…….5

1.2. Инверсия в русском языке………………………………………………5

1.3. Типы инверсии…………………………………………………….……..7

Глава 2. Инверсия в литературе……………………………………………..8

2.1. Инверсия в стихотворениях 19 века…………………………………….8

2.2. Инверсия в стихотворениях 20 века…………………………………….10

2.3.Инверсия в прозе………………………………………………………….11

Глава 3. Анкетирование…………………………………………………..…13

Заключение……………………………………………………………………14

Список литературы и Интернет – ресурсов………………………………….15

Приложение……………………………………………………………………19

Аннотация

В мире существует множество языков, и каждый из них по-своему уникален, необычен и интересен для изучения. Невозможно представить себе ни одного народа, у которого бы не было своего родного языка. У каждого народа свои оригинальные особенности, свой менталитет, свой культурный опыт – всё это находит отражение в языке, и именно с помощью языка народ может сохранить свое национальное наследие.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» — так о русском языке сказал известный писатель Иван Сергеевич Тургенев. Он прекрасно знал историю и культуру России, был лично знаком с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Долгое время писатель жил за границей и там активно пропагандировал русский язык и русскую литературу.  Тургенев свято верил, что русский язык дан исключительно великому народу. Он понимал всю силу и богатство русского языка — его гибкость, благозвучность, многогранность.

Современный русский язык богат и разнообразен. Он красив и мелодичен, и не сравним ни с одним другим. Ни один язык мира не содержит такого разнообразия смысловых оттенков. Кроме того, гениальность русского языка заключается в том, что с помощью словоформ, эпитетов и оборотов речи легко передавать малейшие нюансы в описаниях и создавать красочные образы. В русском языке активно  используются различные приемы выразительности, которые наука о языке преобразовала в различные термины. Например, анафора (повторение слова в начале фразы), антитеза (резкое противопоставление образов), гипербола (преувеличение) и инверсия.

Введение

Инверсия широко использовалась поэтами и писателями в разное время.  С помощью нее можно логически выделить наиболее существенную часть предложения.

Объект исследования: произведения русских писателей и поэтов.

Предмет исследования: инверсия в произведениях русских авторов.

Цель исследования:  определение роли инверсии в произведениях русских писателях и поэтах.

Задачи:

  • Изучить определения слова «инверсия»
  • Подобрать прозаические и поэтические произведения русских авторов 19 и 20 века
  • Определить роль инверсии в подобранных произведениях
  • Провести анкетирование

 Гипотеза исследования: инверсия часто используется в художественных текстах. Она играет большую роль в предложениях, выделяя наиболее важную их часть.

  Методы исследования:   в основу  работы  были положены следующие    методы исследования:

  • теоретический — сбор и  анализ литературы по данной теме, её обобщение;
  •   практический   — метод наблюдения и анкетирования.

Глава 1. Инверсия в русском языке.

1.1.Этимология слова «инверсия»

Инверсия – многозначное слово.  В биологии оно означает изменение структуры хромосомы, в физике — преобразование пространства, отражение.

В Большой советской энциклопедии (1990 год) дано такое определение инверсии:

Инве́рсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) изменение обычного порядка слов в предложении. И, как правило, используется для выделения переставленного элемента предложения или для придания всему предложению особого смысла.

Вот как определяет  понятие «инверсия»   профессор Сергей Иванович Ожегов (1900-1964), автор однотомного «Словаря русского языка» (50 тыс. слов, 1949):

ИНВЕРСИЯ, и, ж. (спец.).

1. Изменение нормального положения компонентов, расположение их в обратном порядке. И. геомагнитного поля Земли. И. температуры (повышение температуры в одном из слоёв атмосферы вместо нормального понижения).

2. В синтаксисе: изменение нормального (стилистически нормального) порядка слов в предложении, сопровождаемое перемещением его интонационного центра.

Если говорить об инверсии как о лингвистическом термине, то это нарушение классического порядка слов. Причем в английском и французском языках, где говорящие должны строго придерживаться порядка слов, инверсия не особо распространена. А в русском языке мы встречаем непрямой порядок слов очень часто. При  этом инверсия является стилистическим приемом.

Обычно это перестановка соседних слов (групп). Отсюда — название (лат. inversio  — переворачивание, перестановка). Русский перевод «обратный порядок слов» — не очень удачен, поскольку обещает зеркальное отражение всего предложения, чего никогда не бывает, а реально инверсия существуют для отдельных пар слов.

1.2. Инверсия в русском языке.

Инверсия в предложении, «обратный порядок слов» — изменение значения слова путём размещения в синтаксически необычном для него месте предложении. В каждом языке существует обычный порядок слов в предложении (и словосочетании), который определяет место в них для каждого слова. Эта позиция — нейтральная (не придаёт слову дополнительных значений). При инверсии слово ставится в предложении (или словосочетании), не в обычную позицию, а в другую, альтернативную, отличную от обычной, «позицию инверсии». Альтернативное место (позиция инверсии) — для каждой конструкции непроизвольное (даже в языках со свободным порядком слов), а вполне определённое. Помещение слова в позицию инверсии — придаёт слову дополнительное значение (выделительное, грамматическое, эмоциональное, стилистическое, риторическое и т. д.) Таким образом, для слова в предложении обычно есть две позиции: обычная, нейтральная и «позиция инверсии», выделенная.

В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения. Однако есть прямой порядок слов, при котором члены предложения расположены следующим образом:

  • За подлежащим следует сказуемое: Мама купила нам новый компьютер.
  • Дополнение — за словом, от которого оно зависит: Мне нужно прочитать книгу.
  • Определение ставится впереди определяемого существительного: Тихий час обязательно должен быть в детском саду.
  • Несогласованное определение стоит после определяемого слова: Мама купила юбку в полоску.
  • Обстоятельство может стоять в разных местах: Вчера я ездил в город. Я вчера ездил в город. Я ездил в город вчера. Я ездил вчера в город.

Такой порядок слов используется для научной литературы, так как сохраняет нейтральную окраску всего повествования. Чтобы придать эмоциональную окраску содержанию речи или произведения, применяется инверсия. В языке, особенно устном, инверсия создается путем перестановки местами подлежащего и сказуемого или переноса в начало предложения второстепенных членов предложения.

 Но если мы встречаем член предложения в необычном для него месте, возникает стилистическая фигура, которая характеризуется окрашенностью. Таким образом можно расставлять акценты в предложении.

Для примера возьмем предложение «Я завтра пойду в школу пешком». В исходном предложении мы указываем, что пойдем в школу  пешком, а не каким-либо другим способом.

«Я завтра пойду пешком в школу» — делаем акцент на место, куда мы пойдем.

«Пешком в школу пойду я завтра» — указываем на дату совершения действия.

«Пешком в школу пойду завтра я» — действие совершаем мы, а не наш друг, брат и т.д.

1.3. Типы инверсии:

  • перестановка главных членов предложения: подлежащее — на втором месте, сказуемое — на первом:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

(А.С. Пушкин, «19 октября» 1825 г.)

  • постановка определения после определяемого слова (для русского нормальный порядок — наоборот):

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

(М.Ю. Лермонтов, «Парус» 1832 г.)

  • постановка дополнений перед глаголом (или другим «дополняемым» словом):

Из гроба  тогда император,

Очнувшись, является вдруг…

       (М.Ю.Лермонтов, «Воздушный корабль» 1840 г.)

  • размещение обстоятельства, выраженного существительными, перед словом, которое они поясняют, а не после них, как этого требует обычный порядок слов:

Трудами ночи  изнурен

Я лег в тени…

       (М.Ю.Лермонтов, «Мцыри» 1839 г.)

Глава 2. Инверсия в литературе

Особенный вес имеет инверсия в литературе, когда мы говорим о поэзии. Именно в стихотворениях чаще всего можно встретить примеры инверсий. В них с помощью этого приема любой автор преследует сразу две цели. Первая – художественная выразительность текста. А вторая – подбор рифмы.

Можно сказать, что инверсия в литературе специально придумана для поэзии. Даже в самом обычном нераспространенном предложении при перестановке местами подлежащего и сказуемого можно добиться эффекта, при котором каждый сможет сказать, что читает стихи.

2.1.Инверсия в стихотворениях 19 века

Девятнадцатый век называют золотым веком русской поэзии. В этот период на смену любимому литераторами классицизму приходит романтизм и сентиментализм. Именно в девятнадцатом столетии литература достигла своего расцвета, и неоценим вклад, который внесли в это русские поэты 19 века. Список их действительно велик: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Иван Крылов и многие другие.  Их имена навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой поэзии. Поэты использовали огромное количество тропов, играли с иноязычными словами, доводили до совершенства рифму – всё для отображения идеала.

В 19 веке поэты начали активно применять в стихотворениях инверсию. С помощью этого приема любой автор преследовал две цели: первая – художественная выразительность текста, а вторая – подбор рифмы.

Знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов часто использовал в своих произведениях инверсию:

«»Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;»

В этом отрывке из басни «Свинья под дубом» инверсией являются сочетания «говорит Свинья» и «вижу я», где сказуемые стоят перед подлежащим. Изменив порядок слов, Крылов подобрал перекрестную рифмовку: первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой.

Александр Сергеевич Пушкин считал инверсию одним из самых необходимых стилистических приемов. Во многих стихотворениях и сказках присутствует это средство выразительности. Основная цель инверсии в произведениях классика — подбор рифмы:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Изменив порядок слов, поэт использовал простую рифмовку – парную, где первая строка рифмуется со второй и третья с четвертой. Та же рифмовка присутствует  в «Сказке о мертвой царевне». И вновь Пушкин применяет инверсию – ставит определения после определяемого слова:

«Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.»

Поэт использует инверсию для подбора рифмы и в стихотворениях:

«Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой»

(«19 октября», 1825 г.)  

        Нередко инверсию можно встретить и в русских переводах зарубежных стихотворениях. Часто использовал этот прием Василий Андреевич Жуковский:

«Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.»

(«Лесной царь», 1818 год)

  В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова можно встретить классические примеры инверсии, особенно в произведениях «Мцыри» и «Бородино»:

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.-

Здесь сказуемые «прилег вздремнуть», «ликовал» стоят перед подлежащими. Так автор подчеркивает совершаемые действия.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой –

Прилагательные «седой» и «полуживой» стоят после определяемого слова для создания рифмы

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном? –

Тут Лермонтов осознанно использует инверсию, выдвигая на первое место глаголы, а эмоциональное ударение уходит на определения – «парус одинокий», «море голубое», «страна далекая», «край родной». Благодаря этому, читатель наиболее точно представляет себе картину безысходности, в которую попал человек на лодке.

2.2.Инверсия в стихотворениях 20 века

На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

В стихотворениях поэтов 20 века также можно встретить инверсию. Но стилистический прием использовался скорее для расстановки эмоционального ударения.

Инверсию часто использовал Сергей Александрович Есенин:

«Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.»

Поэт поставил сказуемое «дремлет» перед подлежащим, тем самым подчеркнув это слово

«Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,»

Определения находятся перед определяемыми словами, и логическое ударение ставится именно на слова «красная» и «темно-голубом».

Да и в стихотворениях Цветаевой, Маяковского и Бродского инверсию легко можно отыскать:

И скоро,

дружбы не тая,

бью по плечу его я.

(В.В. Маяковский, «Необычайное приключение…» 1920 г.)

У Анны Ахматовой есть замечательные строчки о том, каково это — быть поэтессой:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Ахматова осознанно поместила главное слово «стихи» не в самое начало. А прежде акцентировала внимание на том, что настоящим поэтам не нужно специально стараться, чтобы что-то написать. У истинных талантов стихи рождаются сами собой.

Инверсию использовал и Николай Степанович Гумилев:

 «Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.»

Поэт обратил внимание читателя на главного героя стихотворения – жирафа, поставив подлежащие после сказуемого.

Поэты-шестидесятники также активно применяли инверсию в своих стихотворениях:

«И пес наш хромучий,

лохмато-дремучий,

Ложится и лижет соленую цепь.»

Евгений Александрович Евтушенко использовал инверсию для того, чтобы выделить признаки животного

Роберт Иванович Рождественский осознанно поместил сказуемые перед подлежащими, делая акцент на этих словах:

«Плескалось багровое знамя,

горели багровые звезды,»

2.3.Инверсия в прозе

Многие писатели используют этот прием. С помощью инверсии они показывают свое авторское отношение к персонажу или ситуации, а параллельно концентрируют на нем внимание читателей. Постпозитивное определение (т. е. определение, стоящее после определяемого слова) часто встречалось в произведениях писателей и поэтов XIX в., При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение:

•        На меня она имела влияние сильное (Тургенев);

•        Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Толстой);

В прозаических произведениях инверсия писатели обычно ставят инверсию в следующих случаях:

1) в авторских словах, разрывающих прямую речь или стоящих после нее, например: – Я не странный, – ответил мальчик грустно (Короленко).

2) в авторских ремарках, включаемых в текст драматических произведений, например: Входит Глумов (А. Н. Островский); Видна часть дома с террасой (Чехов);

3) в предложениях, в которых подлежащее обозначает отрезок времени или явление природы, а сказуемое выражено глаголом со значением бытия, становления, протекания действия и т. д., например: Пришла весна (Л. Толстой); Была лунная ночь (Чехов);

4) В речи стилизованной постпозитивные определения придают рассказу характер народного повествования:

•        Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Н.А.Некрасов).

Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находится как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал И.С. Тургенев:

•        Удивительное со мной произошло приключение.

•        Книгу для вас приобрёл интереснейшую.

•        Обеды задавал он отличные.  

В современном литературоведении существует тенденция и более широкого толкования «инверсии». Иногда можно встретить понятие «сюжетной инверсии». Речь идёт о таком строении сюжета, когда составляющие его эпизоды не соответствуют хронологической последовательности. «Сюжетная инверсия» позволяет начать повествование с заключительного события и затем постепенно прояснить то, что к нему привело. Примеров такой «сюжетной инверсии» в литературе можно привести очень много: «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, романы Андрея Белого, «Неизвестный в Газе» О. Хаксли, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова и другие.

Глава 4. Анкетирование

В анкетировании принимали участие 25 учеников 8 класса. Им необходимо было ответить на следующие вопросы:

  • Чем отличаются данные предложения, и на что автор обращает внимание в каждом из них?

Я пойду в кино с другом завтра

Я с другом завтра пойду в кино

Завтра я пойду в кино с другом

  • Найдите инверсию:

  «Теперь один старик седой

 Развалин страж полуживой – »

«К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик»

На первый вопрос многие ответили «затрудняюсь ответить», но были и правильные ответы: « В первом предложении подчеркивается дата действия, во втором – место, а в третьем – тот, с кем выполняют действие» (прил.1)

Второй вопрос не вызвал затруднений. Большинство учеников нашли инверсию в представленных отрывках.(прил.2)

Заключение

Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.  Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.

Сравнив стихотворения поэтов 19 и 20 века, можно сделать вывод о том, что инверсия часто использовалась в литературе. Такие писатели и поэты, как Александр Пушкин, Лев Толстой, Николай Гумилев, Михаил Салтыков-Щедрин, Михаил Лермонтов, часто прибегали к инверсии как к приему стилистики. Таким образом они логически выделяли какой-либо член предложения.

Именно в стихотворениях чаще всего можно встретить примеры инверсий. В них с помощью этого приема любой автор преследует сразу две цели. Первая – художественная выразительность текста, а вторая – подбор рифмы. Поэты 19 века чаще всего ставили сказуемое перед подлежащим, тем самым выделяя действия кого-либо. Инверсия способствовала созданию различных рифмовок в четверостишиях.

В стихотворениях поэтов 20 века также можно встретить инверсию. Но стилистический прием использовался скорее для расстановки эмоционального ударения.

Из 30 стихотворений 19 века  инверсия используется в 24 (прил. 1), а из стихотворений  20 века инверсия встречается в 26 из 30(прил.2). таким образом, инверсия чаще использовалась в стихотворениях 20 века

В прозе инверсия нужна для расстановки логических ударений, также инверсия передает отношение автора к героям, эмоциональное состояние автора и колорит эпохи. Кроме того, инверсия оживляет текст и делает его более интересным.

Проведя анкетирование, мы выяснили, что большинство ребят знают о понятии «инверсия»

Список литературы и Интернет-ресурсов

  • Пушкин А.С.    Полное собрание стихотворений в одном томе: Стихотворения / Вступ. ст. В. Ходасевича. — М.: Эксмо, 2011. — 768 с.: ил. — (Полное собрание сочинений).
  • Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4-х т. 2-е изд. Л.: Наука, 1979—1981.
  • Крылов И.А. Басни (подарочное издание). Серия: Большая иллюстрированная библиотека классики. Авторский сборник. Издательство: Белый город, 2003.
  • Жуковский В.А. Избранные сочинения. М., 1982.
  • Ахматова А. А. Собрание сочинений в 2-х томах / Под ред. Н. Н. Скатова. Составление и подготовка текста М. М. Кралина. Вступ. статья Н. Н. Скатова. — Т. 1. — М.: «Правда», 1990. — 448 с.
  • Маяковский, В. В. В. В. Маяковский. Стихотворения / В.В. Маяковский. — М.: Художественная литература. Москва, 1980. — 256 c
  • http://fb.ru/article/69963/inversiya-v-literature-osobennosti
  • http://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/inversija_v_literature_primery_kharakteristika/87-1-0-891
  • https://russkiiyazyk.ru/leksika/inversiya.html
  • http://fb.ru/article/403609/chto-takoe-inversiya-razbiraemsya-na-primere-russkogo-i-angliyskogo-yazyikov
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Инверсия_в_литературе
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/inversiya-chto-ehto-takoe-primery-russkoj-literature.html
  • https://elhow.ru/ucheba/literatura/literaturnye-ponjatija/chto-takoe-inversija

Приложения

Приложение 1. Анкетирование, вопрос 1.

Приложение 2. Анкетирование, вопрос 2.

Приложение 3. Инверсия в стихотворениях 19 века

Приложение 4. Инверсия в стихотворениях 20 века

Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.

Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».

Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур в художественной литературе. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:

  • подлежащее располагается после сказуемого;
  • определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову;
  • отрыв эпитета от определяемого слова;
  • дополнение выносится вперед сказуемого.

Определение

Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.

Инверсия

Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

А. Ахматова

Примеры инверсии в художественной литературе

Пришла она, желанная, пришла благоуханная,
Из света дня сотканная волшебница-весна.

К. Феофонов

Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль (Н. Гумилёв).

Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк (В. Высоцкий).

Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М. Лермонтова:

Со всех сторон горы неприступные.

Понаблюдаем, как многие  писатели используют инверсию в своем творчестве:

На меня она имела влияние сильное (И.С. Тургенев).

Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Н. Толстой).

Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (И.С. Тургенев).

В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой (А. С. Пушкин).

Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (И. Бродский).

Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой (М. Лермонтов).

Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находиться как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал известный русский писатель И.С. Тургенев:

Удивительное со мной произошло приключение.

Книгу для вас приобрёл интереснейшую.

Обеды задавал он отличные.

Кипя враждой нетерпеливой, ответа дома ждёт поэт (А. С. Пушкин).

Где глаз людей обрывается куцый… (В. Маяковский)

Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины (А. Коптяева).

Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у поэта С. Есенина:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосёт.

Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.

В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

А. С. Пушкин

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 33

  • Инвалиды в современном обществе сочинение
  • Иначе в питоне как пишется
  • Ин шаа аллах на арабском как пишется
  • Ин мохиме исэн бул илнен жинеп чыгуы сугышнын бетуе сочинение
  • Имячко или имечко как пишется