Иоанн рыдалец смысл рассказа

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Иоанн Рыдалец» описана история жизни Ивана Рябинина — простого холопа из маленького всеми забытого села Грешное. С детства он проявлял интерес к Священному Писанию, мечтал отправиться на Афон. Но жизнь распорядилась по-иному: отец вынудил его жениться. Молодые недолго прожили вместе, потому как Иван вскоре после свадьбы оставил родной дом, имея с собой только новые лапти, да немного денег и стал скитаться по улицам. Житие Ивана Рябинина причиной его ухода из дома называет некое видение. Якобы, пока все семейство было на церковной службе, герою явился помощник священника и тоже позвал его на молебен. Около церкви Иван едва успел помолиться Богу, как чудесным образом очутился в степи, одетый в одни лапти и лохмотья.

После ухода из дома поведение Ивана стало странным: он громко по-собачьи лаял, бросался на людей, просил у них «дать удовольствие». Особенно нападкам подвергались представители высших сословий. Часто он пугал своим поведением князя, за что регулярно был пит железным ломом. Несмотря на неприязнь к юродивому, как уже при жизни стали называть Ивана сельчане, князь перед смертью просил похоронить его рядом с ним.

Со временем люди стали почитать Ивана как святого. На его могилу приходят помолиться жители села, иногда заезжают богомольцы и из других городов.

В рассказе тесно связаны друг с другом цивилизация и деревенская глубинка. Они неотъемлемы друг от друга и, несмотря на явное противостояние, всегда находятся рядом. Цивилизованный мир символизирует большой американский паровоз, который везет знатных людей на Кавказ. Экспресс следует в объезд глубинки, о которой никто уже и не помнит. Но несмотря на запущенность даже у глухой деревни есть своя достопримечательность — могила юродивого Иоанна Рыдальца, в святости которого не сомневаются люди из высших слоев общества.

Русский человек всегда тяготел к чему-то мистическому. Он склонен наделять сверхъестественными чертами те события, которые таковыми не являются. Так произошло и с Иваном Рябининым. Очевидно, что этот человек был не более, чем душевнобольным. Однако его поведение, отличающееся от общепринятого, привлекло внимание общества. Не находя другого объяснения, кроме как божественного промысла, люди нарекли его юродивым. Даже старый князь, чье умственное развитие явно превосходило интеллект жителей деревни, в конце жизни поверил в святость Иоанна, изъявив желание быть вместе с ним похороненным.

Любовь народа к больным и убогим выразилось еще более после кончины Иоанна Рыдальца. Скупо украсив могилу князя, который вероятно, принес людям больше пользы, чем Иван, они щедро расписали могильную плиту юродивого строчками из псалмов. Даже представители интеллигенции специально заезжают в Грешное помолиться «Христа ради юродивого Иоанну».

Своим произведением автор хочет донести до читателей мысль о том, что несмотря на стремительное развитие науки, техники и иных благ цивилизации, в сущности русского человека всегда останется тяга к сверхъестественному и необъяснимому. Это присуще как обычным людям, так и правящим верхушкам общества. Поэтому необходимо научиться отличать шарлатанов от действительно одаренных и уникальных в способностях людей. Прежде всего стоит всему искать рациональное объяснение. Только оставив предрассудки можно развиваться и двигаться вперед. Несомненно, в мире есть чудесные и необъяснимые с научной точки зрения явления, но их гораздо меньше, чем считают люди.

Помимо прочего необходимо уважительно и с заботой относиться ко всем людям, не делая исключений. Ведь при жизни Ивана люди его сторонились и даже побаивались. Только после смерти его стали почитать святым. Судьба героя могла бы сложиться по-другому, если бы люди проявляли к нему тепло и заботу. Поэтому, относя себя к цивилизованному обществу, нам следует оправдывать такое звание, помогая окружающим и отказавшись от суеверий и предрассудков.

И. А. Бунин|(1870–1953)

365

У. Каковы особенности творчества И. А. Бунина?

Д. и У. — И. А. Бунина, наряду с А. П. Чеховым, считают величайшим мастером короткого рассказа. Писателей связывали крепкие дружеские отношения.

— Отразил печаль об уходящем прошлом России, традиции которой веками создавались и хранились деревней, крестьянством.

— Возможность сохранения в России вековых традиций видел в сохранении деревни.

— Не верил в счастливые перемены в обществе.

— Искал вдохновения в образах прошлого, черпал их из религиозно-литературных памятников древности.

— Стремился остановиться на красоте действительности, ее деталях.

— В художественной речи И. А. Бунина внутренняя сосредоточенность и точность определений, отвращение к щегольству удачно сказанным словом.

— Не просто описывает природные явления, а сопровождает их эмоциональной оценкой, позволяющей уловить гармоничную взаимосвязь между природой и человеком.

— На примере творчества И. А. Бунина видно, что поэзия и проза на рубеже ХХ в. все более сближаются. С одной стороны, он чувствовал музыку в прозе, с другой стороны, вносил в поэзию повествовательность, описательность, естественность речи, свойственные прозе.

— В поэзии явился продолжателем пушкинских традиций, не пытался внести в русский стих что-либо новое и чуждался новых достижений, сделанных другими.

Иоанн Рыдалец

Чтение рассказа может быть заменено прослушиванием его аудиозаписи с сайта «Старое радио» в исполнении М. Глузского.

У. — В ранний период творчества И. А. Бунина занимала «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». Его влекла тема катастрофичности человеческого бытия, воздействующей и на общее предназначение человека, и на возможность счастья. Особенно привлекали люди, пережившие внутренний перелом, отказавшиеся от своего «я». Готовя к изданию сборник «Иоанн Рыдалец», И. А. Бунин писал: «Будут в этой книге и иного рода рассказы — любовные, “дворянские” и даже, если хотите, “философские”. Но мужик будет опять на первом месте — или, вернее, не мужик в узком смысле этого слова, а душа мужицкая — русская, славянская».

«Лет с семи, — говорил И. А. Бунин, — началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами…» Его первыми друзьями были крестьянские дети, первые познания в русском языке получены от матери и дворовых, им же он обязан и первыми уроками поэзии. «…От них, — вспоминал Бунин, — я много наслушался и песен, и рассказов». Став старше, он сделался непременным участником деревенской улицы, а в зимние вечера ходил по крестьянским избам слушать старинные песни. Оставив родительский дом, он не утратил обретенного там сознания своей причастности к жизни народа. Поселившись в Орле, И. А. Бунин совершает поездку по средней полосе России. Живя в Полтаве, бродит по украинским селам. «А я… опять ничего не пишу. Все учусь, по книгам и по жизни: шатаюсь по деревням, по ярмаркам, — уже на трех был, — завел знакомство с слепыми, дураками и нищими, слушаю их песнопения…» В этих скитаниях И. А. Бунин видел возможность познания народа и вместе с тем школу собственного мастерства: «Для меня открылась красота природы, глубокая связь художественных созданий с родиной их творцов, увлекательность изучения народа и поэзия свободы и воли скитальческой жизни». И. А. Бунина чрезвычайно интересовали люди, посвятившие себя подвижничеству, и те, что по своей доброй воле надевали на себя личину безумия — юродивые.

— Что предвосхищает описание жития Иоанна Рыдальца?

Д. Описание великолепного юго-восточного экспресса, остановившегося на глухой станции Грешное, пассажиров поезда — богатых людей, едущих на Кавказ: чудовищно толстый артист, черная красивая дама, персиянин из Баку, англичанин с трубочкой в зубах, старичок-генерал, перед которым вытянулся жандарм. Эти люди беззаботны и беспечны.

У. — И. А. Бунин добился наглядных результатов в оформлении начала и конца рассказов. Он говорил: «По-моему, написав рассказ, следует вычеркнуть его начало и конец. Тут мы… больше всего врем…» Бунинское начало отличалось от общепринятых зачинов, оно до предела сжато, энергично и упрощено.

— Для чего автор дает столь детальное описание экспресса?

Д. Для того чтобы создать контраст с описанием русского мужика, неизвестно зачем пришедшего на станцию.

У. Экспресс и его пассажиры являются в рассказе символом европейской цивилизации, которая, согласно И. А. Бунину, греховна и обречена. Как это образно представлено в рассказе?

Д. Экспресс останавливается на станции Грешное, где всё противоположно цивилизации: голо, скучно, пусто, гулко, нет буфета, книжного киоска, платформу заменяет песок.

У. Что символизирует мужик, неизвестно зачем приходивший на станцию?

Д. Россию, русский народ, имеющий свой путь, свое предназначение. Для него неважны все достижения цивилизации: «Вот уйдет машина, пойду и я помаленьку…»; «…селу нет никакого дела до поезда».

У. Как показано, что европейская цивилизация и русский мир, стоя на разных путях существования и развития, взирали друг на друга?

Д. «Глядел на мужика англичанин, дивясь его шапке, полушубку и первобытной густоте бороды, слинявшей на солнце. Глядел и мужик на англичанина, но рассеянно».

У. Почему станция, где пересеклись жизненные пути русского мужика и экспресса, названа «Грешное»?

Д. От слова грех. Мир должен словно задуматься на станции Грешное о своих грехах, сопоставить себя с простым русским мужиком, которого не волнуют жизненная суета, пустой блеск, мишура, технические достижения цивилизации.

У. — Станция Грешное — это некое пересечение двух миров: внешнего, суетного, сиюминутного и внутреннего, вечного.

— Почему автор использует эпитет «неопределенный» применительно ко времени этой встречи?

Д. Чтобы подчеркнуть, что эти характеристики не имеют отношения к конкретному времени.

У. Как показано, что русскому миру не по пути с европейским?

Д. Экспресс скрылся в степи, а мужик пошел своей дорогой «по выгону, мимо большой княжеской усадьбы и каменной церкви, что напротив нее, на погосте». Русский путь связан с православием.

У. Как изображено, что европейская цивилизация и русский мир чужды друг другу?

Д. Экспресс мчится, сверкая зеркальными окнами, проносится в своем тщеславии, суете. Мужик движется медленно, словно без цели, спокойно взирает на окружающее.

У. Какая притча в благополучном ее разрешении отражена в рассказе?

Д. О богаче и бедняке.

У. Из чего, согласно рассказу, органически состоит единство русского мира?

Д. Из единства в вере низших и высших сословий, запечатленных в образах «князя, ссорившегося с самим царем», и блаженного, Христа ради юродивого, Иоанна Рыдальца. Они покоятся рядом возле алтаря в кирпичных гробах, прикрытых чугунными плитами.

У. — И. А. Бунин был «живописцем сложнейших человеческих чувств… ведателем глубей и высей души человеческой» (К. И. Чуковский). В рассказе отражены мысли И. А. Бунина о суете жизни и о равенстве людей перед лицом смерти: «о равенстве, что дает только смерть, — те минуты, когда мертвого нищего целуют в уста последним целованьем, как брата, сравнивают его с царями и владыками…»

— Что было написано на могильных плитах?

Д. — На могиле князя его имя и начало покаянного псалма Давида: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».

«…На другой — раба его, землянского крестьянина Ивана Емельянова Рябинина. Так и сказано: крестьянин такой-то, родившийся и умерший тогда-то, а ниже: Иоанн Рыдалец, Христа нашего ради юродивый»; надпись «Юрод, неряшен миру он казался»; «…Горькие и страшные слова пророка Михея, с которыми и умер юродивый: «Буду рыдать и плакать, буду ходить, как ограбленный, буду выть, как шакалы, и вопить, как страусы!»»

У. — Трудно поверить, но весь рассказ и его герои — вымышленные, несмотря на то, что многие возражали: «Это жизнь, это правда. Так не сочинить…» В зрелый период творчества И. А. Бунин всё далее отходил от лично увиденного и пережитого и всё чаще сочинял: свободнее выбирал факты и явления жизни, поэтически укрупнял и обобщал их.

— Интересны свидетельства Н. Д. Телешова об отношении И. А. Бунина к своему писательскому делу: «Работать мог он очень много и долго: когда гостил он у меня летом на даче, то, бывало, целыми днями, затворившись, сидит и пишет; в это время не ест, не пьет, только работает; выбежит среди дня на минутку в сад подышать и опять за работу, пока не кончит. К произведениям своим всегда относился крайне строго, мучился над ними, отделывал, вычеркивал, выправлял и вначале нередко недооценивал их».

— Почему ехавшие в экспрессе знали о князе из книг, а в селе Грешном был «образ его смутен»?

Д. Князь ссорился с самим царем, а в Европе были многочисленные революции, там были известны всяческие вольнодумцы.

У. Что произошло с князем на родной стороне, в селе Грешном?

Д. В конце жизни он вернулся к родным истокам, к родной вере, раскаялся, «примирился с Богом и людьми».

У. Как тонкими штрихами автор создает портрет князя?

Д. «…Мал ростом и чудён был он», «не бритый, в сафьяновых сапожках и халатике на заячьем меху».

У. Как Иоанн Рыдалец повлиял на раскаяние князя?

Д. Своим образом жизни Иоанн Рыдалец обличал грехи князя.

У. — И. А. Бунин сравнивает два вида безумия: безумие человека, отошедшего от Бога, и добровольное «безумие» человека, ушедшего из мира.

— В чем выразилось безумие князя?

Д. Приехав в имение, он велел служить панихиду по старому году, но панихиду служат только по умершим людям: «“Так служи мне, сударь, в таком разе панихиду”. — “Но осмелюсь спросить ваше сиятельство: по ком же?” — “А по старому году, сударь, по старому году!” — сказал князь — и сам подтягивал причту, не дерзнувшему ослушаться…» Вероятно, князь хотел «похоронить» в памяти какие-то неудачные для него события прошедшего года.

У. Расскажите, как Иван Емельянович Рябинин отказался от благ земной жизни и стал Иоанном Рыдальцем?

Д. Он рос в честной и праведной семье, с ранних лет полюбил Священное Писание, мечтал уйти на Афон. Родители же настояли на том, чтобы он женился. Но и после свадьбы Иван не переставал думать о подвижнической жизни. И произошло с ним чудо: зимой он поехал за семьей в церковь, и когда увидел на горе храм Божий, сказал: «Господи Иисусе…» И только сказал, оказался он в степи на снегу раздет, в новых лаптях на ногах. Когда решили Ивана вернуть домой силой, то он стал на всех бросаться и кусаться со словами пророка Михея: «Буду, буду ходить, как ограбленный, буду вопить, как штраусы!» Он долго сидел на железной цепи в отцовской избе, грыз себе руки, цепь. Часто кричал: «Дай мне удовольствие!» Однажды сорвавшись, он пропал, пошел по деревням, всюду с лаем и оскаленными зубами кидаясь на господ, на начальников. Ходил он босой, в одной длинной рубахе, за пазухой носил мышей, в руке — железный лом. Кровавоглазый, с пеной на губах, со всклокоченными волосами, он гонялся за людьми. И люди, крестясь, бежали от него.

236486

П. А. Сведомский — Юродивый

У. — «И. А. Бунин, как мало кто до него… знает житье-бытье, нужды, житейские расчеты и мечтания и мелкопоместного барина, часто стоящего уже на грани самой настоящей бедности, и “оголодавшего мужика”, и тучнеющего, набирающего силу сельского торгаша, и попа с причтом, и мещанина, скупщика или арендатора, шныряющего по деревням в чаянии “оборота”, и бедняка учителя, и сельских властей, косцов. Он показывает быт, жилье, еду и одежду, ухватки и повадки всего этого разношерстного люда в наглядности, порой близкой к натурализму, но как истинный художник всегда знает край, меру — у него нет подробностей ради подробностей, они всегда служат основой музыке, настроению и мысли рассказа» (А. Т. Твардовский). «Читать Бунина — значит жить “вовсю” зрительным воображением и нередко чувствовать, что оно при всем своем напряжении не успевает схватить, осуществить, покрыть весь тот поток зрительных образов, который неудержимо льется в его душу» (И. А. Ильин). Рассказы И. А. Бунина, до предела насыщенные меткими и точными подробностями, — великолепная школа мастерства, образец взыскательного отношения к слову.

— Символом чего являются новые лапти, оказавшиеся на ногах Ивана?

Д. Символом нового жизненного пути — пути христианского подвижника.

У. Вспомните, чему равна сажень? Какими шагами Иоанн Рыдалец убежал от мирской жизни?

Д. Сажень чуть больше двух метров. Убежал семиметровыми шагами.

У. Что И. А. Бунин включает в текст для создания ощущения достоверности рассказа селян?

Д. Просторечные слова: «послухаться», «нарне», «допрежь», «на сборню везть», «жиленый», «веретье».

У. — При обрисовке крестьянских образов И. А. Бунин воспроизводит народную лексику и фразеологию во всей ее подлинности и достоверности, художественно правдиво воссоздает особенности русских говоров. Характерные для территориальных говоров лексические особенности, вкрапливаемые в литературную речь, называются диалектизмами.

— Юродство Христа ради — самый необычный подвиг православного благочестия. Изображая внешнее, видимое безумие, юродивые стремились достичь внутреннего смирения.

— Какое же «удовольствие» так настоятельно просил Иоанн Рыдалец?

Д. Он хотел бόльших добровольных страданий за Христа.

У. Почему никто раньше не «давал удовольствия» юродивому Иоанну?

Д. В народе считалось грехом обидеть Божьего человека.

У. Как барин, далекий от веры, от православных традиций, воспринял обличение Иоанна, бросавшегося в него мышами и тем самым обличавшего его?

Д. Приказал отнять у Иоанна лом и при себе выпороть. И так как Иван не унялся, то Рыдальца еженедельно пороли.

У. Какое качество проявилось в барине больше всего?

Д. Сознание собственного превосходства.

У. Почему больной, иссохший князь отдал предсмертное приказание: «Схороните же сего безумца возле церкви, а меня, вельможу-князя, положите рядом с ним, с моим холопом»?

Д. На смертном одре, став немощным, он понял, что согрешил против святого человека, что человеческое достоинство юродивого оказалось выше его самомнения.

У. Что позволило князю не потерять связь с Богом, не погубить свою душу?

Д. Он мог бы заковать Иоанна в кандалы и сгноить его в тюрьме, но считал себя не злобным.

У. — И. А. Бунин очень тонко показал, что князь был орудием Провидения Божьего. Князь дал Иоанну Рыдальцу «удовольствие», которого тот не мог выпросить себе у других людей, несмотря на свое рычание и кусание. Иоанн Рыдалец через добровольные страдания причислился к лику святых. А князь, будучи немощным, осознал свой грех и раскаялся, потому что в его душе не было помрачающей злобы. Евангельская притча о богаче и Лазаре причудливо видоизменяется под пером И. А. Бунина.

— И. А. Бунин нес в себе такую память о смерти, каковая приближала его к отцам Церкви и пустынникам. Один из них на вопрос, как лучше приготовиться к смерти, отвечал: «Каждое утро думай, что наступивший день есть последний день в твоей жизни; и каждый вечер — что наступающая ночь есть последняя ночь в твоей жизни».

— Какие временны́е пласты пересекаются в рассказе?

Д. Настоящее — прошлое — настоящее.

У. В чем смысл третьей части рассказа? Почему прошлое И. А. Бунин отображает своеобразной временнόй рамкой?

Д. Какая-то дама в трауре с молоденьким сынком каждый год сходит на станции Грешное, чтобы отслужить панихиду на могилах князя и Иоанна Рыдальца. Вера дамы очень искренняя, а у ее сына показное благочестие. Автор показывает необходимость связи с прошлым, с исконными традициями Руси. При этом И. А. Бунин сокрушается, что связь поколений разрушается из-за утраты искренней веры.

У. И. А. Бунин выступает как истинный художник: через художественные образы, не давая собственных моральных оценок, он ставит важнейшие вопросы человеческого бытия.

СКАЧАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА

Анализ рассказа И.А.Бунина «Иоанн Рыдалец»

Презентации

Презентация может быть использована на уроках родной литературы в 11 классе.

  Вам также может понравиться:

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»


Конкурсы

27 работ

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН
»

01 Декабря – 28 Февраля

Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «ЛУЧШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ»


Конкурсы

41 работа

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «МАСЛЕНИЦА ХОРОША – ШИРОКА ЕЁ ДУША!»

-192


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


  • Презентации по литературе для 6 класса «Презентация к уроку литературы по теме «Комический эффект , создаваемый игрой слов в сказке Н.С. Лескова «Левша»», 6 класс»
    Литература


  • Уроки по литературе для 6 класса «Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме «Басня И.А.Крылова «Два мальчика»»
    Литература


  • Презентации по литературе для «Айога (Нанайская сказка)»
    Литература


  • Оценка знаний по литературе для 5 класса «Контрольная работа по литературе в 5 классе за II четверть»
    Литература


  • Презентации по литературе для 10 класса «Викторина «Своя игра», посвященная жизненному и творческому пути А.Н. Островского»
    Литература

Жизнь и смерть, их неотступное, великое противостояние — уже источник постоянного трагизма для бунинских героев. Не чья-то «злая воля», не вмешательство какого-то лица мешает благополучию. Что нужно сыну богатея Романа Шаше («Я все молчу»)? «Он по селу гулял в поддевке тонкого сукна, в сапогах с лакированными голенищами, наигрывал польки на дорогой ливенке… Он ли не в рубашке родился!» Но некий внутренний зов низвергает его в пропасть унижений, нищеты, физической убогости, когда, с выдавленными в драке глазами и переломанным носом, сипло орет он в церковной ограде, среди подобных ему калек, предвещая скорый «конец света»:

Придет время,
Потрясется земля, небо,
Все камушки распадутся,
Престолы Господни нарушатся,
Солнце с месяцем померкнет,
И пропустит Господь огненную реку…

В судьбе Шаши, по Бунину, таится «странность», загадка России и русского национального характера, склонного к совершенно непредсказуемым действиям («Из нас, как из древа, и дубина, и икона»,— повторял писатель пословицу). «Странен» Иван Рябинин, богомольный юноша из жалкого сельца с символическим названием Грешное, который под воздействием необъяснимого видения стал юродивым, обличителем «этой» жизни (подобно своему великому тезке пророку Иоанну Крестителю), хотя бы и пророком «местного» масштаба. Но странен и князь, приехавший в именьице доживать век («мал ростом и чуден был он»), который заставил священника служить панихиду «по старому году». И нещадно наказывая Иоанна Рыдальца за его «лай», князь поразил всех своим предсмертным приказанием: «Схороните же сего безумца возле церкви, а меня, вельможу-князя, положите рядом с ним, с моим холопом». Не одна, но две тайны уходят с кончиной отмеченного чудачествами «вельможи-князя» и его ставшего святым смерда в маленьком и жалком селе Грешном, мимо которого катится европейская цивилизация: громадный американский паровоз, вагон-ресторан, бритые лакеи во фраках с золотыми пуговицами, худой англичанин с трубочкой в зубах. Цивилизация, которая, по Бунину, греховна и обречена.

Печать

Просмотров: 22203

Обновлено: 09.01.2023

Иван Рябинин, которого называют Иоанном Рыдальцем, бродит по округе и бросается на господ с лаем. Умершего юродивого князь велит похоронить в церкви, а потом и себя рядом с ним.

За минуту

В скромной церкви неподалеку от станции Грешное похоронены князь и его холоп Рябинин по прозвищу Иоанн Рыдалец. Когда-то вельможа приезжает в село Грешное провести остаток жизни. В Новый год чудаковатый барин заставляет священника служить панихиду по старому году. В тот же день Ивана Рябинина секут розгами за то, что бросается на князя с лаем.

Иван с детства рос набожным и послушным. Родители женят сына, но к жене он не прикасается, а все читает Писание. Однажды Ваня видит в окно кучера, посланного отцом. Он едет к церкви, но вдруг оказывается в степи раздетым и плачущим. Его привозят в деревню, и отец сажает сына на цепь.

Однажды он срывается и бродит по округе, кидаясь и лая на господ. Иван умирает, и хозяин приказывает похоронить его возле церкви, а потом и себя рядом с Рыдальцем. Раз в год приезжает на станцию дама в трауре с молодым корнетом. Они идут к могилам князя и Иоанна. Корнет крестится, а дама плачет, читая надписи на плите юродивого.

Смысл рассказа

Смысл книги

Со временем люди стали почитать Ивана как святого. На его могилу приходят помолиться жители села, иногда заезжают богомольцы и из других городов.

В рассказе тесно связаны друг с другом цивилизация и деревенская глубинка. Они неотъемлемы друг от друга и, несмотря на явное противостояние, всегда находятся рядом. Цивилизованный мир символизирует большой американский паровоз, который везет знатных людей на Кавказ. Экспресс следует в объезд глубинки, о которой никто уже и не помнит. Но несмотря на запущенность даже у глухой деревни есть своя достопримечательность — могила юродивого Иоанна Рыдальца, в святости которого не сомневаются люди из высших слоев общества.

Русский человек всегда тяготел к чему-то мистическому. Он склонен наделять сверхъестественными чертами те события, которые таковыми не являются. Так произошло и с Иваном Рябининым. Очевидно, что этот человек был не более, чем душевнобольным. Однако его поведение, отличающееся от общепринятого, привлекло внимание общества. Не находя другого объяснения, кроме как божественного промысла, люди нарекли его юродивым. Даже старый князь, чье умственное развитие явно превосходило интеллект жителей деревни, в конце жизни поверил в святость Иоанна, изъявив желание быть вместе с ним похороненным.

Своим произведением автор хочет донести до читателей мысль о том, что несмотря на стремительное развитие науки, техники и иных благ цивилизации, в сущности русского человека всегда останется тяга к сверхъестественному и необъяснимому. Это присуще как обычным людям, так и правящим верхушкам общества. Поэтому необходимо научиться отличать шарлатанов от действительно одаренных и уникальных в способностях людей. Прежде всего стоит всему искать рациональное объяснение. Только оставив предрассудки можно развиваться и двигаться вперед. Несомненно, в мире есть чудесные и необъяснимые с научной точки зрения явления, но их гораздо меньше, чем считают люди.

Помимо прочего необходимо уважительно и с заботой относиться ко всем людям, не делая исключений. Ведь при жизни Ивана люди его сторонились и даже побаивались. Только после смерти его стали почитать святым. Судьба героя могла бы сложиться по-другому, если бы люди проявляли к нему тепло и заботу. Поэтому, относя себя к цивилизованному обществу, нам следует оправдывать такое звание, помогая окружающим и отказавшись от суеверий и предрассудков.

Тему особенностей русской национальной жизни, русского национального характера И.А. Бунин продолжает и в рассказе «Иоанн рыдалец». Основное действие здесь обрамлено образом железной дороги. С одной стороны — пышущий мощью паровоз, благополучные, хорошо одетые люди, с другой — бесприютное пространство русских степей, нищие мужики, одиночество, холод.

С этими местами связано предание о местном юродивом Иоанне рыдальце. Рассказывают, что когда-то барин, живший в этих местах, приказал выпороть юродивого, пугавшего его своими выходками. Того пороли неоднократно. Однажды барин узнал, что юродивый умер, и неожиданно вдруг завещал похоронить его самого рядом.

Эта история говорит о многом. Кто-то увидит в ней отражение и преломление вечной тяги русского человека к мистическому, высокому, иррациональному, духовному подвижничеству. Но отношение самого Бунина не было столь однозначным. Как-то писатель заметил:

rXQ4vMcFY2ZvF3SOuEWXDkJwIgiAulq.jpg

Писатель отмечает и предупреждает, что русский человек зачастую неспособен отличить настоящую подвижничество, святость от шарлатанства, а то и просто от душевной болезни.

Примечателен финал рассказа. На сельское кладбище приезжают люди благополучные, просвещенные для того, чтобы поклониться праху местного юродивого, принятого ими за настоящего святого.

Тема войны проходит черной полосой через весь роман Шолохова «Тихий Дон».

Сначала автор описывает жизнь и быт простых и добродушных людей, настоящих тружеников — донских казаков. Они живут, создают семьи, рожают детей, любят, ревнуют, ненавидят, а также усердно работают.

Но никому не нужная и непонятная война все меняет. Рушатся судьбы, несчастные люди страдают от горя, беды, смертей близких, от невозможности жить, как раньше.

Шолохов показывает душевные муки своих героев, которые не могут понять, где правда и зачем вообще воевать, убивать и умирать.

Война не может принести ничего, кроме горя. Эту тему Шолохову удалось очень хорошо показать и раскрыть.

Андрей Гаврилович Дубровский был человеком гордым и обладал независимым характером. Поэтому случай на псарне послужил началом настоящей вражды между им и Троекуровым.

Что же реально случилось на псарне?

Троекуров повел гостей осматривать псарню. Псарня действительно была великолепна, в ней было много собак, имелись специальные отделения для щенков и беременных, за собаками ухаживали как за знатными господами.

Дубровский, сам страстный охотник, невольно завидовал количеству и ухоженности собак и потому все время хмурился. Это заметил Троекуров и спросил, понравилась ли Дубровскому псарня. Дубровский ответил, что наверное крестьяне Троекурова живут в худших условиях.

Эти слова уже задели псаря, который заметил, что в таких псарнях и некоторым дворянам было бы хорошо жить.

Конечно псарь позволил себе лишку, но так как его замечание умилило Троекурова, тот не обратил внимания на то, что эта шутка задела Дубровского, чье имение конечно было бедным и он тут же уехал.

Так началась знаменитая ссора.

Дубровский показал себя гордым и даже надменным, не склонным к компромиссам, не умеющим угождать и поддакивать.

Мир, изображаемый А.А. Блоком в его поэзии, поначалу максимально удален от реальной жизни. Но чем дальше, тем ближе подходит поэт к тому миру, в котором живет, взаимодействует с ним, и это взаимодействие подчас оказывается довольно страшным. Пример — стихотворение «Все ли спокойно в народе. «

55G3Q7vjn22imMZXcRM3nIEUWsRCzb3.jpg

Кажется, что эти стихи разворачивают нас от мистического пространства раннего цикла в более реальным стихам зрелых лет. Но что такое здесь «посох железный»? Какой император убит?

Стихи датированы 1903 годом. Нет еще никакой революции.

Это стихи о предчувствии революции, но не той, которая будет в России в 1905 году, а революции как таковой, как вечной идеи, правящей миром, которая вторгается и разрывает мир на части. Революция здесь — нечто мистическое. и «посох железный» — образ, пришедший в эти стихи из Апокалипсиса.

В этом стихотворении не реальность превращается в некоторый символ. На символ реальность «напыляется», как на магнит железная стружка.

Сказка Гаршина «Attalea princeps» — это история борьбы за свободу, стремления освободиться от уз.

Гордая бразильская пальма росла в теплой оранжерее, но ей хотелось обрести свободу. Она воспринимала тепличные условия в которых ее содержали как оковы, а саму оранжерею как темницу, хотя в той было и светло и тепло, и воды хватало.

Она с презрением слушала перебранку других растений о том, что кому-то не дали вдоволь воды, а кому-то и так хорошо, и призывала другие растения объединиться, чтобы вместе добыть свободу.

Пальма не знала, что ее ждет за стеклом, она пробила-таки крышу и оказалась под холодным осеннем дождем. Она замерзала и погибала, и ее срубили.

Это сказка о прекрасной мечте, исполнение которой обернулась трагедией.

Мораль сказки «Attalea princeps» в том, что не следует стремится к неизвестности. Она может оказаться куда страшней даже очень неприятной реальности. Иногда мечты наши сбываются совсем не так, как мы того хотели.

Жизнь и смерть, их неотступное, великое противостояние – уже источник постоянного трагизма для бунинских героев. Не чья-то “злая воля”, не вмешательство какого-то лица мешает благополучию. Что нужно сыну богатея Романа Шаше (“Я все молчу”)? “Он по селу гулял в поддевке тонкого сукна, в сапогах с лакированными голенищами, наигрывал польки на дорогой ливенке… Он ли не в рубашке родился!” Но некий внутренний зов низвергает его в пропасть унижений, нищеты, физической убогости, когда, с выдавленными в драке глазами и переломанным

носом, сипло орет он в церковной ограде, среди подобных ему калек, предвещая скорый “конец света”:
Придет время,
Потрясется земля, небо,
Все камушки распадутся,
Престолы Господни нарушатся,
Солнце с месяцем померкнет,
И пропустит Господь огненную реку…
В судьбе Шаши, по Бунину, таится “странность”, загадка России и русского национального характера, склонного к совершенно непредсказуемым действиям (“Из нас, как из древа, и дубина, и икона”,- повторял писатель пословицу). “Странен” Иван Рябинин, богомольный юноша из жалкого сельца с символическим названием Грешное,

который под воздействием необъяснимого видения стал юродивым, обличителем “этой” жизни (подобно своему великому тезке пророку Иоанну Крестителю), хотя бы и пророком “местного” масштаба. Но странен и князь, приехавший в именьице доживать век (“мал ростом и чуден был он”), который заставил священника служить панихиду “по старому году”. И нещадно наказывая Иоанна Рыдальца за его “лай”, князь поразил всех своим предсмертным приказанием: “Схороните же сего безумца возле церкви, а меня, вельможу-князя, положите рядом с ним, с моим холопом”.

Не одна, но две тайны уходят с кончиной отмеченного чудачествами “вельможи-князя” и его ставшего святым смерда в маленьком и жалком селе Грешном, мимо которого катится европейская цивилизация: громадный американский паровоз, вагон-ресторан, бритые лакеи во фраках с золотыми пуговицами, худой англичанин с трубочкой в зубах. Цивилизация, которая, по Бунину, греховна и обречена.

Железнодорожная станция возле степного села Грешное совсем новая. Через неё проезжают великолепные поезда, везущие богатых людей на Кавказ. Генералы, иностранцы и сухощавые дамы с лорнетами не знают, что в небогатой церковке Грешного покоится прах святого-юродивого.

Сыграли свадьбу, но молодожёны друг дружки не коснулись, вышли из спальни заплаканные, и Ваня снова за Писание засел. Потом все пошли к обедне, только один Ваня дома остался. Отец прислал за ним работника, велел ехать в церковь и взять с собой деньги и новые лапти.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также:

      

  • Можно ли посещать детский сад с контагиозным моллюском
  •   

  • План счетов бухгалтерского учета 2021 кратко
  •   

  • Что такое атс кратко
  •   

  • Коммерческая группа в детском саду что это
  •   

  • Что изучает всемирная история кратко

  • Ио главного бухгалтера как пишется
  • Ио ген директора как пишется в договоре
  • Инь янь на китайском языке как пишется
  • Иные сказки яндекс дзен читать
  • Иные или инные как правильно пишется