Ирина цхай новогодняя сказка читать

Контрольный тест

Предмет Литературное чтение на родном языке

Класс 2

Тема Произведения Алтайских писателей и поэтов. И. В. Цхай (Сорокина) «Новогодняя сказка»

Инструкция

Тестовая работа состоит из 10 заданий, из которых с 1 по 5 с единственным выбором правильного ответа, в 6, 7 вопросах найти ответы в тексте и выписать их, 8 и 9 задание выполнять в тексте работы, в 10 задании вписать цифры от 1 до 5 на строчках.

Прочитай и выполни задания к произведению И. В. Цхай (Сорокина) «Новогодняя сказка»

Новогодняя сказка

У Ёлочки в новогодний вечер было много хлопот. Надо успеть принарядиться и помочь Деду Морозу развесить подарки: на нижних ветках – для мышек, на средних – для зайчишек, на макушке – для белок и бурундуков. Не забыть лосят и оленят, и, конечно, синиц и дятлов.

Ох, нелёгкая эта работа – быть красивой и весёлой, когда ветки так и хочется опустить вниз, такие тяжёлые они от подарков!

Но Ёлочка держалась молодцом. В этом году она впервые победила в конкурсе красоты среди всех лесных ёлочек, и ей выпала честь стать Новогодней Ёлочкой. Её короновали настоящей сияющей Звездой – победительницей конкурса Новогодних Звёзд.

Ровно в двенадцать часов важный чёрный дятел с праздничной алой шапочкой на голове отстучал клювом двенадцать ударов, и все лесные звери и птицы принялись поздравлять друг друга с Новым Годом, с новым счастьем! А белки и бурундуки затеяли беготню среди веток Новогодней Ёлочки, помогая зверятам снимать подарки…

Весело и уютно было Ёлочке. Жаль только, не могла она вместе со всеми водить хоровод. Но это не беда, Ёлочка размахивала ветками в такт карнавальной песенке и старалась, чтобы от неё пахло по-праздничному замечательно…

Танцы и песни продолжались до самого утра, а когда небо посветлело, Новогодняя Звезда попрощалась с Ёлочкой и улетела на небо.

Уставшие зверята уснули. Ёлочка бережно покачивала на своих ветвях белочек, бурундуков, пичужек, нижними ветками укрывала зайчат и пела им колыбельную песенку, в которой был такой припев: “Хорошо на свете жить, когда есть, кого любить!”.

1. Кому помогала Ёлочка в новогодний вечер?

 Снегурочке

Лешему

Деду Морозу 

2. Что не могла сделать Ёлочка вместе со всеми?

Вместе со всеми петь новогоднюю песню

Вместе со всеми водить хоровод

Вместе со всеми поздравлять друг друга с Новым Годом

3. Кто отстучал двенадцать ударов ровно в 12 часов?

Заяц лапой

Дятел клювом

Олень копытом

4. Кто помогал зверятам снимать подарки, устроив беготню среди веток Новогодней Ёлочки?

Хомяки

Горностай и куница

Белки и бурундуки

5. Чем короновали Новогоднюю Ёлочку за победу в конкурсе?

Настоящей сияющей Звездой

Новогодним колпаком Деда Мороза

Настоящей короной Снегурочки

6. В каком конкурсе победила Ёлочка? Выпиши правильный ответ

___________________________________________________________

7. Для кого повесили подарки, выпиши правильные ответы из текста:

на нижних ветках Ёлочки_________________________________________

на средних -_____________________________________________________

на макушке -____________________________________________________

8. Найди и подчеркни одной чертой названия всех животных, встречающихся в сказке.

9. В какой фразе выражена основная мысль сказки? Раскрась ответ синим карандашом.

10. Расставь цифры от 1 до 5 так, чтобы восстановить последовательность сказки:

____ Новогодние танцы и песни.

____ Колыбельная песенка Ёлочки.

____ Победительница конкурса и корона Новогодняя Звезда.

____ Помощь Деду Морозу – подарки для зверят.

____ С Новым годом!

Правильные ответы:

1. в

2. б

3. б

4. в

5. а

6. в конкурсе красоты среди всех лесных ёлочек

7. на нижних ветках – для мышек,

на средних – для зайчишек,

на макушке – для белок и бурундуков

8. У Ёлочки в новогодний вечер было много хлопот. Надо успеть принарядиться и помочь Деду Морозу развесить подарки: на нижних ветках – для мышек, на средних – для зайчишек, на макушке – для белок и бурундуков. Не забыть лосят и оленят, и, конечно, синиц и дятлов.

Ох, нелёгкая эта работа – быть красивой и весёлой, когда ветки так и хочется опустить вниз, такие тяжёлые они от подарков!

Но Ёлочка держалась молодцом. В этом году она впервые победила в конкурсе красоты среди всех лесных ёлочек, и ей выпала честь стать Новогодней Ёлочкой. Её короновали настоящей сияющей Звездой – победительницей конкурса Новогодних Звёзд.

Ровно в двенадцать часов важный чёрный дятел с праздничной алой шапочкой на голове отстучал клювом двенадцать ударов, и все лесные звери и птицы принялись поздравлять друг друга с Новым Годом, с новым счастьем! А белки и бурундуки затеяли беготню среди веток Новогодней Ёлочки, помогая зверятам снимать подарки…

Весело и уютно было Ёлочке. Жаль только, не могла она вместе со всеми водить хоровод. Но это не беда, Ёлочка размахивала ветками в такт карнавальной песенке и старалась, чтобы от неё пахло по-праздничному замечательно…

Танцы и песни продолжались до самого утра, а когда небо посветлело, Новогодняя Звезда попрощалась с Ёлочкой и улетела на небо.

Уставшие зверята уснули. Ёлочка бережно покачивала на своих ветвях белочек, бурундуков, пичужек, нижними ветками укрывала зайчат и пела им колыбельную песенку, в которой был такой припев: “Хорошо на свете жить, когда есть, кого любить!”.

9. …Уставшие зверята уснули. Ёлочка бережно покачивала на своих ветвях белочек, бурундуков, пичужек, нижними ветками укрывала зайчат и пела им колыбельную песенку, в которой был такой припев: Хорошо на свете жить, когда есть, кого любить!”.

10. __4___Новогодние танцы и песни.

__5__ Колыбельная песенка Ёлочки. 

__2__ Победительница конкурса и корона Новогодняя Звезда.

__1__ Помощь Деду Морозу – подарки для зверят.

__3__ С Новым годом!​​​​​​​

Обновлено: 09.01.2023

Цели: закладывать основы праздничной культуры. Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

Ход занятия:

— Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? . (Дед Мороз)

Вся из снега, изо льда,

Но не мерзнет никогда.

Вместе с дедушкой придет

К ребятне на Новый год.

Стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана.

Скажите, кто она?

-О каком празднике мы сегодня будем говорить?

  1. Беседа об истории праздника на Руси.

-Как вы думаете всегда ли праздник Новый год отмечали зимой?

В древней Руси Новый год отмечали 1 марта.

В начале весны пробуждается природа после зимнего сна, а значит наступает новый год и в жизни людей, готовившихся к посеву нового урожая.

Позже царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января.

В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз.

История Деда Мороза

Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник.

Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область).

Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.

История Снегурочки

Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.

Как наряжали елку наши предки

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее — из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.

  1. Истории празднования Нового года в других странах?

-Ребята, а вы знаете, как празднуют Новый год в других странах?

В Италии в новогоднюю ночь жители выбрасывают из окон старые вещи, даже мебель.

Итальянского Деда Мороза называют Баббе Натале. Но в эту ночь дети ждут не только Баббе Натале, но и кого-то ещё.

В эту ночь на волшебной метле прилетает добрая фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк.

В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажжёнными свечами.

Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке — сливки, собаке — сахарную косточку, ослику — морковь. В праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены.

В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей по сюжетам старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.

Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено — угощение для ослика.

В Голландию Дед Мороз приплывает на корабле и передвигается по улицам города на белом коне в сопровождении чернокожих подданных. Синтер Клаас любит весёлые розыгрыши и сюрпризы и часто дарит детям фрукты, игрушки, леденцовые цветы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ирина Цхай родилась и живёт в г. Барнауле Алтайского края. Стихи пишет лет.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ирина Цхай родилась и живёт в г. Барнауле Алтайского края. Стихи пишет лет.

Ирина Цхай родилась и живёт в г. Барнауле Алтайского края. Стихи пишет лет с 18, с рождением сына начала писать сказки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 947 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.04.2020 5789
  • PPTX 1.9 мбайт
  • 155 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Павленко Алена Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Огонь нападал на жителей Сказочной страны: кого-то напугал, кого-то прогнал, а доброго Снеговика заставил спрятаться в холодильник и носа оттуда не показывать……. А нежную пушистую Снежинку унес от злодея проказник – Ветер.

Полетела Снежинка звать друзей – приятелей на помощь. Сначала обратилась она к своей давней приятельнице – Ели, но та спряталась от злодея –Огня в словах. Растерялась Снежинка: читать – то она не умела – не успела научиться. А найти Ель можно только правильно прочитав и записав слова:

Ц шм ап син кач м м апр п мени гант

А следом за Елью появились и другие зимние приятели: Они летят быстрее ветра, И я лечу с них на три метра, Вот мой полёт окончен. Хлоп! Посадка мягкая в сугроб….

Следом за Санками появилась ещё одна героиня… Солнце выглянет – заплачет, Солнца нет – слезинки спрячет…..

Собрались друзья и отправились к злодею Огню…. Стали они требовать отпустить Снеговика, прекратить пугать жителей… Но Огонь не хотел уходить просто так. Предложил он решить нес — колько загадок, да непростых, а математических…..

1. 125 груш росло на дубе. Пришли мальчишки и сбили 25 груш. Сколько груш осталось? 2. Что можно видеть с закрытыми глазами? 3. Что можно приготовить, но нельзя съесть?

А Огонь не унимается…. Новые загадки загадывает, требует перевести слова с математического языка на русский: О5 Р1а 100лб 100лица 40а С3ж Лас. Кис.

Ослабел Огонь, устал вопросы придумывать, но сдаваться не желает… Тогда решил Ветер заманить его в ловушку.

Выиграет тот, кто правильно сосчитает количество треугольников

Совсем слабым стал Огонь, но ещё машет язычками, ужалить пытается Тогда предложила Сосулька набрать как можно больше слов с корнем ВОД (от слова вода)

Вышел Снеговик из заточения и предложил отгадать загадку, которую только что придумал: Хоть маленький, да удаленький. Покоя не знает, старше года не бывает…

А тем, кто помогал сказочным жителям, приготовили они небольшие подарки Что это за подарок? Отгадайте загадку… Рыжий маленький зверёк Стал еду готовить впрок: Он устроил ловко За щекой кладовку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка сценария новогоднего праздника «Новогодняя сказка» 2 класс

Авторская методическая разработка в стихотворной форме сценария «Новогодняя сказка» 2 класс.

Новогодний утренник «Новогодняя сказка» для начальных классов
Новогодний утренник «Новогодняя сказка» для начальных классов

Новогодний утренник для 1-4 классов, сопровождаемый песнями и танцевальными номерами.

Сценарий новогоднего утренника для 1-х классов «Новогодняя сказка»

Познакомить детей с традициями проведения новогоднего праздника.Способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к истории своей страны, её традициям.Содействовать формированию дружного школьного.

Новогодний праздник в 3 классе Б Что дороже всего? Новогодняя сказка

План-конспект внеклассного мероприятия.Конспект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы. Внеклассное мероприятие — это особый вид деятельности, отличающийся от урока. .

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Ирина Цхай (Сорокина Ирина Викторовна). Презентация на заданную тему содержит 40 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

С пятого класса начала участвовать в различных олимпиадах по биологии, всегда была в призёрах , часто занимала первые места. биологический факультет Алтайского государственного университета

Иллюстрация Елизаветы Цхай. ГАДКАЯ МОРКОВКА Жила-была в лесу Гадкая Морковка. Никто и никогда ее гадкой не называл. Но она считала себя именно такой. Однажды шел по лесу дядя Коля, увидел Гадкую Морковку и удивился: — Ого, морковь в лесу выросла! Откуда ты взялась? — От верблюда! – брякнула Морковь. Ведь она была гадкая! — Ну, это мы сейчас проверим, — дядя Коля ничуть не обиделся, присел на корточки и стал внимательно осматривать Морковку. Ей стало неловко. Но тут она вспомнила, что она — гадкая и крикнула: — Иди отсюда, дядя! Нечего на меня дышать, прическу портить! — Ого, а ты умеешь за себя постоять, умница! – неожиданно похвалил дядя Коля Морковку. Тут даже Морковь совсем растерялась. Она просто не знала, что ответить. Но дядя Коля вдруг сказал:- Послушай, тебе не скучно тут? Поехали в мой огород! Морковь забыла, что надо ответить что-нибудь гадкое, и спросила: — А что мне у тебя делать? — Погостишь. Не понравится – обратно привезу. Выкапывать тебя буду осторожно, не бойся. Морковка пожала бы плечами, если б они у нее были. И согласилась. Следующий день был необычайно гадким. Солнце палило нещадно, и от пыли дышать было нечем. Но Гадкая Морковка гордо восседала в толстом бумажном пакете с мокрой землей и думала, что путешествует, как королева. Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора. Морковке вдруг стало страшно: — Я – гадкая! Увези меня обратно! – запищала она. — И не подумаю. Я сам гадкий, — ответил дядя Коля и посадил Морковку в большую пышную грядку. И Морковка снова почувствовала себя королевой. А потом пришла осень. Но Морковку не выкопали из грядки, а оставили на семена. Потому что она оказалась какой-то диковинной морковкой, еще неизвестной науке. А еще выяснилось, что Морковка вовсе и не гадкая, а просто с характером. У всех знаменитостей непростой характер. За это их и любят.

Читайте также:

      

  • Конспект занятия чудесная мозаика в подготовительной группе
  •   

  • Совершенствование навыков бега 1 класс конспект урока
  •   

  • Конспект родительского собрания успеваемость в 9 классе
  •   

  • Как из неподвижной игрушки сделать подвижную 2 класс конспект урока
  •   

  • Человек в изменившемся мире материальная культура и повседневность 8 класс конспект урока
Ирина Цхай

Ирина Цхай

Ирина Цхай

Псевдоним(ы) Ирина Цхай
Дата рождения 5.02.1970
Место рождения Барнаул
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Ирина Цхай (наст. имя Ирина Викторовна Сорокина) — российская детская писательница.

Содержание

  • 1 Ирина Цхай / Биография
  • 2 Ирина Цхай / Книги
  • 3 Ирина Цхай / Произведения в периодических изданиях
  • 4 О жизни и творчестве
  • 5 Награды, премии
  • 6 Ирина Цхай / Экранизации
  • 7 Театральные постановки (профессиональные)
  • 8 См. также

Ирина Цхай / Биография

Ирина Викторовна Сорокина (литературный псевдоним — Ирина Цхай (по девичьей фамилии)) родилась 5 февраля 1970 года в Барнауле в семье творческой интеллигенции. Родители родом из Казахстана, дедушка и бабушка — выходцы с Дальнего Востока. Дедушка, Иннокентий Антонович Цхай, был деканом Алма-Атинского юридического института. В 1946 году его направили на работу в Северную Корею, где он занимал должность заместителя Генерального прокурора, а фактически исполнял его обязанности. После его ареста бабушка с тремя детьми вернулась домой через Китай. Впоследствии И. А. Цхай был реабилитирован, в Корее ему поставили памятник.

Родители Ирины встретились в Сибири, в Барнауле — столице Алтайского края, куда семья Цхай переехала из Казахстана к родственникам. Отец, Виктор Иннокентьевич Цхай, получил профессию юриста. Мать, Светлана Кан, приехала по распределению преподавать в Алтайском краевом колледже культуры и искусств режиссуру, сценическую речь, актерское мастерство и др., закончив Московский государственный институт культуры. Мама Ирины — отличник культуры, имеет 30 лет педагогического стажа.

Ирина научилась читать в пятилетнем возрасте благодаря кубикам, журналу «Весёлые картинки», передаче «АБВГДейка». Самым ценным в доме родителей были два книжных стеллажа. Отец очень хорошо рассказывал сказки и с раннего детства брал своих детей в лес. Именно он привил своим дочерям, Ирине и Елизавете, любовь к природе и грибной охоте.

« Читать очень любила, в детстве пробовала писать сама тексты по мотивам сказок. Два таких случая у меня было, сейчас это называется фанфики. Но никогда не мечтала стать писателем. Я хотела стать биологом, с пяти лет. В девятом классе хотела стать художником, думала, выбирала между биологическим факультетом и учебой на художника-прикладника. Но «для себя» писала я постоянно. Сначала записывала в толстую общую тетрадку детские анекдоты. Потом были дневниковые записи, они касались наблюдений за животными. Первую такую запись, я помню, сделала в четвертом классе.

Ирина Цхай

»

Тогда же Ирина написала фантастический рассказ в продолжение прочитанной в журнале истории. Затем отправила его в журнал «Костёр» и даже получила ответ, хоть и жестковатый, но, на ее взгляд, справедливый. Тем не менее желание писать не исчезло. Прочитав книгу профессора П. И. Мариковского «Юному энтомологу», написала ему письмо, так как решила изучать насекомых. Знаменитый энтомолог ответил девочке и даже дал несколько советов.

Ирина начала писать стихи, учась в девятом классе школы № 25.

Окончила факультет биологии Алтайского государственного университета по специальности «Биолог-исследователь, преподаватель биологии и химии», магистратуру Алтайского государственного педагогического университета по специальности «Культурология, основы религиозных культур и светской этики». Магистерскую диссертацию «Детское чтение как способ формирования духовно-нравственных ценностей» Ирина защитила на собственных книжных проектах, с рекомендацией к публикации.

После рождения сына Олега к Ирине, по ее словам, стали приходить сказки и она стала их записывать.

« Я никому их не показывала, кроме друзей, пока их не увидел мой знакомый, Михаил Витальевич Коньшин, редактор многих замечательных литературных проектов, культуртрегер. Он подредактировал их и отправил на I Всероссийский конкурс детских писателей, который состоялся в конце 1999 года, а в январе 2000 года в Москве были подведены итоги. Я вошла в число пятерых победителей-лауреатов конкурса, два автора были из Москвы, один из Ижевска и двое из Сибири, в том числе и я.

Ирина Цхай

»

Конкурс организовали «Радио России» и детский журнал «Колобок и Два жирафа». Сказку Ирины Цхай «Гордая слива» читали на «Радио Россия» в Москве, там же состоялась ее первая публикация. Сказка была опубликована в альманахе для семейного чтения «Колобок и Два жирафа». Там же вышла подборка других ее сказок. Писательница поняла, что ее тексты интересны не только ей самой. Позже Ирина Цхай стала писать и познавательные сказки для детей.

В родном городе посещала литературную студию «Родник» под руководством А. М. Родионова, творческое объединение «Литературное кафе», заседания которого вела Галина Дмитриевна Колесникова, возглавляющая Алтайское отделение Союза писателей России, поэтический клуб «Беловодье», литературные семинары, часто выступала в Барнауле перед детьми.

  • Ирина Цхай
  • Поющая радуга : сказки для маленьких и больших / Ирина Цхай ; [худож. Е. Цхай]

  • Грибное лукошко / Ирина Цхай ; художник Елизавета Цхай

  • Как букашечка маму искала / Ирина Цхай ; художник А. Малькова

  • Волшебная кисточка : корейская сказка / в пересказе Ирины Цхай ; иллюстрации Ирины Казанцевой

  • Храброе семечко ; Грибные истории : познавательные сказки / Ирина Цхай ; художник Елизавета Цхай

Произведения для детей печатались в местных периодических изданиях: «Вечерний Барнаул», «Молодежь Алтая», «Свободный курс», «Культура Алтайского края», «Деткис», «Витомагия», «Дачный журнал»), электронном литературном журнале для детей «Желтая гусеница», в антологии «Писатели Алтая — детям», учебно-методическом пособии БГПУ «Литература родного края», хрестоматии «Литература Алтая в детском чтении. Читайка раннего детства», московском альманахе для семейного чтения «Колобок и Два жирафа», всероссийском журнале «Детская Роман-газета», в электронном альманахе «Содружество» Британского Издательского Дома «Hertfordshire Press» (Великобритания).

Художественные сказки включены в школьную программу начальных классов Алтайского края. По ним государственной филармонией Алтайского края, театром юного актера «Хамелеон», детской студией «ТиМ» и МБДОУ г. Барнаула № 224 поставлены спектакли.

Книги для детей изданы в Барнауле: «Сказки» (2007), «Поющая Радуга» (2009, 2011), «Солнечная азбука» (2015), в Санкт-Петербурге: «Как букашечка маму искала» (2017), «Грибное лукошко» (2017), в Москве: «Кот Мурлыка и Закнижье (2019), «Храброе семечко. Грибные истории» (2019), «Волшебная кисточка» (2020).

Произведения Ирины Цхай звучали на «Радио России» и интернет-радио «Русский мир» в Москве, в Алтайском крае на радиопорталах «Русское радио», «Комсомольская правда», «Маяк», краевом радио.

Ирина пишет не только для детей, но и для взрослого читателя. Ее проза и стихи, критические статьи публиковались в сборниках издательств «АСТ» и «Эксмо», журналах «Дети Ра», «Невский альманах», «Журнальный мир», «Образ», «Барнаул литературный», «Огни над Бией», альманахе «Бийск», сборнике «Город».

В 2018 году умер отец Ирины — В. И. Цхай, в честь него писательница открыла камерный театр словесного, визуального и музыкального творчества «Викторий» — для продвижения детских книг. Она сама шьет персонажей собственных сказок, инсценирует их. Мама писательницы, Светлана Цхай, работает главным режиссером театра. Сын Ирины, Олег, — ее соратник по духу и по театру, закончил Алтайский колледж культуры (факультет «Телевидеотворчество»), увлекается проведением интеллектуальных игр, несколько его рассказов были опубликованы и использовались в качестве литературного материала для вступительных экзаменов в колледж, также как дизайнер принял участие в оформлении двух книг писательницы. Олег исполняет роль императора Кореи в спектакле театра «Викторий» «Волшебная кисточка». При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям московское издательство «Примула» по этому спектаклю выпустило одноименную книгу. Получился уникальный комплексный проект по продвижению современного детского чтения: книга и полноценный интерактивный развивающий спектакль по ней. Ирина Цхай пересказала, опоэтизировала народную корейскую сказку и добавила увлекательные факты о культуре Кореи в контексте основного повествования. Ирина Казанцева (дипломант международных конкурсов в номинации «Печатная графика и иллюстрация», художник-постановщик спектакля и главный художник театра «Викторий») проиллюстрировала книгу в технике песчаной графики. Ранее в государственной филармонии Алтайского края ею и руководителем капеллы «КамерАнс» Мариной Нехорошевой был поставлен песчаный интерактивный спектакль по сценарию и сказкам писательницы из сборника «Поющая Радуга».

Ирина говорит, что ее близкие — первые слушатели и редакторы. Семья поддерживает ее в творчестве, литературные традиции передаются из поколения в поколение. Так, например, дядя писательницы, Геннадий Пак, будучи студентом, делал подстрочник к сборнику корейской поэзии Анне Ахматовой. Эта книга хранится у Ирины Цхай дома. Племянница Валерия очень любит читать и даже пробует писать сама.

  • Ирина Цхай
  • Светлана Цхай и Ирина Цхай

  • Борис Кузнецов (Росмэн) и Ирина Цхай / Ярмарка non/fiction

  • Ирина Цхай / ММКЯ — 2021

« Еще мне очень повезло с сестрой Елизаветой, которая профессионально проиллюстрировала три моих книги, в том числе «Храброе семечко. Грибные истории». Елизавета не только хорошо чувствует мои тексты, но и хорошо знает биологические особенности растений, грибов и животных — у нас же было общее детство и общие интересы. А еще ей удалось полноценно «одушевить» неживые предметы из моих художественных авторских сказок (Пудреницу, Радугу, Чайник, Таблетку, Расческу и даже супружескую пару Галош) из книги «Поющая Радуга». Именно эти сказки принесли мне победу в 1-м Всероссийском конкурсе детских писателей, организованном «Радио России» и альманахом «Колобок и Два жирафа» в конце 1999 года, результаты объявили уже в 2000 году.

Ирина Цхай

»

Ирина Цхай — дважды победитель краевого конкурса на издание литературных произведений в номинации «Литература для детей и юношества» (Барнаул, 2009, 2015), победитель конкурса «Лучшая книга Алтая» (2009), финалист международных конкурсов «Сказка сегодня» (Германия, 2014) и «Open Eurasia and Central Asia Book Forum and Literature Festival» (2015, 2016, 2017), Всероссийских поэтических конкурсов «Хрустальный родник» и «Чем жива душа…» (2015), полуфиналист и финалист премии издательства «Росмэн» «Новая детская книга» (2013, 2016), полуфиналист конкурса издательства «Настя и Никита» (2016), обладатель Гран-При V Международного конкурса «Новые сказки» финалист 1 Международного конкурса-фестиваля сценариев и пьес для детей «Калейдоскоп» (2016), финалист Всероссийского конкурса литературных произведений им. А. Г. Потемкина (2 место, 2017), Международного литературного конкурса «Детское время» (2020), дипломант конкурса «Внезапная реальность. Новая волна» (специальный диплом «За веру в человечество» за рассказ «Аттестат зрелости», 2021).

Со своей книгой «Храброе семечко. Грибные истории» Ирина стала победителем премии «Большая сказка» в номинации «Весёлый учебник».

Книга, которую написала Ирина Цхай — интерактивная, в ней есть игровые приложения, которые помогают лучше усвоить материал из школьной программы по биологии. Например, там есть пять листов вырезного грибного лото и корзинка для его хранения, тематические закладки.

Писательница также была участником Всероссийского фестиваля детской книги в Российской государственной детской библиотеке и фестиваля детской литературы им. Корнея Чуковского (Москва), Международного фестиваля им. Максима Горького (Нижний Новгород), Международного Волошинского конкурса (Коктебель), Международного фестиваля юмористической поэзии «Русский смех» (Кстово), Всероссийского детского литературного фестиваля «Все мы по Пушкину — родня» (Нижний Новгород), фестиваля «Книга. Ум. Будущее» — «КУБ» в Красноярске, Кузбасского фестиваля «Книжная площадь».

По произведениям Ирины Цхай созданы мультипликационный фильм для детей и два анимационных фильма для взрослых.

Член Союза писателей России с 2015 года. Живет на два города — в Москве и Барнауле.

Ирина Цхай

Ирина Цхай / Книги

  • Ирина Цхай. Сказки. Владислав Сычев-Плевако. Рисунки. — Барнаул : Издательство Алт. ун-та, 2007.
  • Цхай, И. Поющая Радуга : сказки / Ирина Цхай. — Барнаул : ООО «Азбука», 2009. — 54 с.
  • Цхай, И. Поющая радуга : сказки для маленьких и больших / Ирина Цхай ; [худож. Е. Цхай]. — Барнаул : Издательский Дом «Алтапресс», 2011. — 62 c. : ил. — (Проект «Народная книга).
  • Цхай, И. Солнечная азбука : книга для детей / Ирина Цхай ; Управление Алтайского края по культуре и архивному делу, Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова. — Барнаул : Алтайский дом печати, 2015. — 104 с. : ил. — (Победители краевого конкурса на издание литературных произведений).
  • Цхай, И. Грибное лукошко / Ирина Цхай ; художник Елизавета Цхай. — Санкт-Петербург : Антология, 2017. — 32 с. : ил. — (Мой удивительный мир). — [Хранится в РГБ].
  • Цхай, И. Как букашечка маму искала + раскраски и детали для домашнего театра / Ирина Цхай ; художник А. Малькова. — Санкт-Петербург : Антология, 2017. — 32 с. : ил. — (Мой удивительный мир). — [Хранится в РГБ].
  • Цхай, И. Кот Мурлыка и Закнижье : [познавательная сказка : для чтения взрослыми детям] / Ирина Цхай. — Москва : Примула, 2019. — 103 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Цхай, И. Храброе семечко ; Грибные истории : познавательные сказки / Ирина Цхай ; художник Елизавета Цхай. — Москва : Примула, 2019. — 62 c. : ил.
  • Волшебная кисточка : корейская сказка / в пересказе Ирины Цхай ; иллюстрации Ирины Казанцевой. — Москва : Примула, 2020. — 47 с. : ил.

Ирина Цхай / Произведения в периодических изданиях

  • Цхай, И. Гордая слива / Ирина Цхай ; художник А. Мешкова // Детская Роман-газета. — 2018. — № 7. — С. 27. — (Сказки для детишек, сестренок и братишек).
  • Цхай, И. Будем все друзьями! Три сказки для детей / Ирина Цхай // Сценарии и репертуар. — 2017. — № 6. — С. 87–96.
  • Цхай, И. Аттестат зрелости / Ирина Цхай. — Текст : электронный // Соты : журнал русской словесности : сайт.

О жизни и творчестве

  • Хомич, Э. Взгляд на детскую литературу Алтайского края / Э. П. Хомич // Алтай. — 2016. — Июнь (№ 1). — С. 167–173.
  • Хомич, Э. П. Читателям: детям, родителям и педагогам / Э. П. Хомич // Алтайские писатели — детям : антология : в 2 т. – Кемерово, 2017. — Т. 1. — 2017. – С. 3–22.
  • Время песчаных картин. Новелла о народах Алтая № 4 : [о создании спектакля в жанре песочной анимации «Волшебная кисточка»] : видеоролик. — Изображение. Устная речь : электронные // YouTube : сайт. — Из содерж.: Две Ирины — одна кореянка, вторая русская, — живут на Алтае. А связывает их сказка — история, рассказанная при помощи песка. В 2020 году, когда из-за эпидемии Covid-19 разрушаются социальные связи, Ирины продолжают работать над песчаной сказкой.
  • Знакомьтесь — Цхай Ирина! Барнаульская детская писательница и поэтесса Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна. — Текст : электронный // Алтай — «жемчужина» России : сайт.
  • «Интервью дня» — Ирина Цхай, детский писатель : видеоролик. — Изображение. Устная речь : электронные // YouTube : сайт.
  • Ирина Цхай. Блиц-интервью и сказки из книги «Поющая Радуга». — Текст : электронный // Корё сарам : записки о корейцах : сайт.
  • Ирина Цхай: «Мне просто хотелось писать, и ничто меня остановить не могло». — Текст : электронный // Алтайская правда : сайт. — 2016. — 13 февр.
  • Ирина Цхай: «Премия «Большая сказка» — важное событие моей жизни». — Текст : электронный // Российская государственная детская библиотека : сайт.
  • Ирина Цхай. Краткая творческая биография. — Текст : электронный // Корейцы в Казахстане : сайт культурного наследия и обычаев корейского народа.
  • ММКЯ День 3 : [презентация премии «Большая сказка» им. Э. Н. Успенского, 26.09.21, Экспоцентр, (с 1:10:42)]. — Изображение. Устная речь : электронные // YouTube : сайт.
  • Писатель Ирина Цхай: «Читающие дети бывают только у читающих родителей!». — Текст : электронный // Аргументы и Факты «АиФ-Алтай» : сайт. — 2017. — 19 апр.
  • Площадка с папашей Гульком / Знакомство с другой культурой через сказки // 22.05.21 : [видеозапись программы на радио «Эхо Москвы» с Ириной Цхай, детским писателем. Ведущий Лев Гулько, (с 36:26)]. — Изображение. Устная речь : электронные // YouTube : сайт.
  • По сказке барнаульской писательницы сняли мультфильм «История знаменитого мышонка». — Текст : электронный // Альтапресс : сайт.
  • Сорокина, И. В. Авторская встреча как метод формирования и укрепления интереса к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Сорокина. — Текст : электронный // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Алтайский государственный педагогический университет. — Пенза : Наука и Просвещение, 2018. — С. 332–335.
  • Сорокина, И. В. Опыт формирования основ научного мировоззрения в художественно-познавательном проекте для дошкольников «Мой удивительный мир» / И. В. Сорокина, Е. И. Балакина. — Текст : электронный // Формирование системного мировоззрения современного человека : материалы научно-практической конференции, Барнаул, 14–15 апреля 2017 года. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2017. — С. 159–161.
  • Сыпется песок, оживает сказка… : [о необычном проекте в Государственной филармонии Алтайского края — цикле музыкальных спектаклей для детей и взрослых с песочной анимацией]. — Текст : электронный // Алтайская правда. — 2016. — 8 дек.
  • Тема проекта: «Писательница-сказочница из Барнаула Ирина Цхай / подготовила педагог-библиотекарь Бусыгина Анастасия Юрьевна. — Текст : электронный // Центр гражданских и молодёжных инициатив «Идея» : сайт.
  • Урок 9. Ирина Цхай «Новогодняя сказка». — Текст : электронный // Педпроект. РФ : сайт.
  • Цхай Ирина. — Текст : электронный // Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова : сайт.
  • Человек с именем: Ирина Цхай — люблю жизнь, природу и людей : видеоролик. — Изображение. Устная речь : электронные // YouTube : сайт.

Награды, премии

  • 2000 — лауреат 1-го Всероссийского конкурса детских писателей (за книгу «Поющая Радуга»)
  • 2009, 2015 — победитель краевого конкурса на издание литературных произведений в номинации «Литература для детей и юношества» (Барнаул)
  • 2009 — победитель конкурса «Лучшая книга Алтая» в номинации «Литература для детей и юношества»
  • 2014 — финалист международного конкурса «Сказка сегодня» (Германия)
  • 2015, 2016, 2017 — финалист международного конкурса «Open Eurasia and Central Asia Book Forum and Literature Festival»
  • 2015 — финалист Всероссийского поэтического конкурса «Хрустальный родник»
  • 2015 — финалист Всероссийского поэтического конкурса памяти Константина Васильева «Чем жива душа…» (диплом от организаторов за «солнечные зайчики» и поющую радугу в творчестве. За волшебную Поэзию, в которой сохранилась память детства)
  • 2015 — лауреат V Международного конкурса «Новые сказки» в номинации «Сказки»
  • 2015 — обладатель Гран-При V Международного конкурса «Новые сказки» (за книгу «История знаменитого Мышонка»)
  • 2016 — финалист премии «Новая детская книга» издательства «Росмэн» в номинации «Родная природа» (за книгу «Первый гриб)
  • 2016 — диплом 3 степени 1 Международного открытого Конкурса фестиваля пьес и сценариев для детей и молодежи «Калейдоскоп XXI» (за сказку в 3-х действиях «Как стать волшебником»)
  • 2017 — финалист V Международного Корнейчуковского фестиваля детской литературы (Корнейчуковской премии) (за книгу «Как стать волшебником»)
  • 2017 — финалист Всероссийского конкурса литературных произведений им. А. Г. Потемкина (2 место за повесть «Корябкины пряники»)
  • 2020 — победитель премии «Большая сказка» в номинации «Весёлый учебник» (за книгу «Храброе семечко. Грибные истории»)
  • 2020 — дипломант Международного литературного конкурса «Детское время»
  • 2021 — дипломант конкурса «Внезапная реальность. Новая волна» (специальный диплом «За веру в человечество» за рассказ «Аттестат зрелости»).

Ирина Цхай / Экранизации

  • «История знаменитого Мышонка». Мультфильм по одноименной сказке И. Цхай. Россия, студия «Мультсоюз», 2016.

Театральные постановки (профессиональные)

  • «Сказки Светлого леса». Спектакль по сказкам из книги Ирины Цхай «Поющая Радуга», литературный сценарий Ирины Цхай. Художник-постановщик Ирина Казанцева, режиссеры-постановщики Марина Нехорошева и Наталья Кривошеева, музыка В. А. Моцарта, исп. капелла «КамерАнс». Краевая государственная филармония Алтайского края, 2016–2017, 2019.

См. также

  • Евдокимова Наталья Николаевна
  • Горбунова Ксения Ивановна
  • Лавряшина Юлия Александровна
  • Иванова Оксана Михайловна

Новогодняя сказка

Глава 1. Волшебный рисунок  

– В царстве-государстве, — начала читать сказку мама.  

– Мам, а что это значит «царство-государство»? — спросил очень серьёзно любопытный Глеб.  

Мама погладила сына по голове и задумалась, подыскивая слова.  

– Знаешь, это похоже на город, такой же в котором мы живём. У них есть правила.  

– Они тоже не должны переходить дорогу на красный свет? — вспомнил Глеб одно из правил, которое они вчера учили на уроке.  

Мама одобрительно кивнула.  

– Да. Конечно, сынок. Но есть у них ещё и волшебные правила.  

Глеб покачал головой.  

– Мам, я уже большой. Волшебства не бывает. Это всё выдумки для сказок и малышей.  

Мама засмеялась:  

– Рождной, ты забыл? Мы же с тобой и читаем сказку.  

Мальчик встрепенулся, как воробушек. Но спорить не стал. И только вопрос, как по волшебству вылетел сам:  

– Мам, а это правда?  

– Что, родной?  

– Дед Мороз…, — но, взяв себя в руки, Глеб замолчал.  

Мама вздохнула. Это взрослые ребята. Посмеялись над Глебом, что он верит в Деда Мороза, что ещё маленький и пока не дорос, чтобы играть с ними во взрослые игры. Глеб долго ни с кем не разговаривал. Даже своё письмо Деду Морозу выкинул.  Мама нашла его случайно. И отправила по известному только мамам адресу. А сегодня утром Глеб нашёл под подушкой книгу. Со сказками. Не удержался и попросил маму почитать перед сном.  

– Царство-государство. Находится в далёкой сказочной стране. Её могу увидеть только добрые ребята. Там можно встретить героев практически всех сказок, — продолжила читать Мама.  

Сказка Глебу понравилась. Он уснул и во сне гулял по этому Царству-государству. А утром нашёл новый подарок под подушкой: альбом и краски. Повертев альбом, Глеб увидел записку: «Это секрет. Спаси наш Новый год.»  

Глеб был так рад, что умеет читать, и что не надо просить маму прочитать. Ведь тогда секрет раскроется. Мальчик снова стал листать альбом.  

– Как же я могу вам помочь?  

В комнату заглянула мама.  

– Проснулся? Папа зовёт кататься на санках.  

– Мам, как ты думаешь, в том сказочностей царстве-государстве тоже празднуют Новый год?  

– Конечно, наверняка у них есть ёлки. Волшебные. А может и снеговики. Пойдём слепим своего? – перевела разговор Мама и достала зимнюю одежду.  

Глеб после прогулки спешил в свою комнату. Он любил рисовать. И решил, что именно этим и сможет помочь жителям сказочной страны. На первом листе появилась ёлка. Нарядная. А под ней подарки. На втором — заяц и волк из сказки, а рядом с ними снеговик. Такой же, как они только что слепили с папой. Положив альбом, под подушку Глеб, уснул. А утром нашёл новую записку.  «Спасибо! Расскажи нам ещё про ваш Новый год. »  

Так прошла неделя. Каждое утро Глеб находил новую записку и спешил к альбому.  Но вчера, что-то случилось.  

– Ма-а-а-ам! — разнесся по квартире голос Глеба.

Испуганные Мама и Папа вбежали в комнату к сыну.  

– Он пропал! – всхлипывая подбежал к маме  Глеб.  

– Кто пропал, родной? — поглаживая сына по голове проворковала мама.

– Вы не понимаете… у них же тогда не будет Нового года, – не слушая продолжал всхлипывать Глеб.  

Мама прижала сына и пообещала:  

– Чтобы не потерялось, мы обязательно это найдём, не переживай.  

⠀  

Глава 2. Игра в детектива

Вся семья собралась в гостиной за большим столом. Такое случалось только по праздникам. А сегодня повод другой. Бабушка стучала спицами, в ведерке прыгал клубок. Глебу захотелось рассмеяться. Клубок напоминал колобка, что пытается выскочить и убежать. А еще кот. Так смешно замер и следил за клубком, наверное, готовясь напасть.  

Глеб подошел к маме и тихонечко спросил:  

– Мам, а Барсик думает, что это мышка у бабушки в ведерке или думает, что это чудище и пытается спасти бабушку от нападения?  

– Сынок, я не знаю. Мы не умеем читать мысли животных. Но я думаю, что он хочет спасти бабушку. Он же ее любит. Кто балует его то сметанкой, то молочком?  

Глеб отвлекся и посмотрел на бабушку, на кота. Вздохнул и пролепетал:  

– Жаль, что мы не умеем читать мысли, – затем насупившись грозно продолжил, – тогда мы быстро бы узнали кто же украл кое-что важное из моей комнаты.  

Дедушка кашлянул. И облился горячим чаем. Бабушка зацокала языком. Машка хихикнула в кулачок. И только мама подошла, помогла промокнуть влагу салфетками, отчего Глебу вдруг стало жалко дедулю. Но он вспомнил, о своей пропаже и решил начать свой допрос именно с дедушки. Какой-то он подозрительный. Отчего это он закашлял. Наверняка что-то скрывает.  

Глеб прищурился и медленно, напоминая кота, стал приближаться к дедушке. Тот взял кружку, подул на нее. Но руки тряслись от страха и чай снова разлился.  

– Глебушка, ты чего же такой грозный? Смотри, как напугал деда, глянь, он уже поседел, – попыталась пошутить бабушка.  

– И правда, чегой-то ты внучек? Али меня в чем подозреваешь? Дык я, ты знаешь спал всю ночь, храпел, как всегда. Бока вон болят от тычков бабушкиных.  

Глеб не слушал. Подошел к дедушке. Взял его за руку и стал слушать пульс. Так поступал герой сериала, что любил смотреть папа, чтобы узнать врет ли человек. Но стука не было. Видимо это не так просто.  

Ирина Цхай
Как букашечка маму искала

© Сорокина И. В., текст, 2017

© ООО «Издательство «Антология», 2017

* * *

Я вылупилась! Из маленького блестящего жёлтого яичка. Но я не птичка! Сижу на зелёном листе. Крохотная, серая, крылышек у меня нет, а ног шесть. На брюшке – насечки, оно всё из колечек состоит. И кто же я такая? И где же моя мама?

Пойду поищу!

Бабочка

– Ой, какая вы красивая! Какие разноцветные крылья! Яркие, большие, на солнце переливаются! Вы – моя мама?

– Нет, не я! Я – бабочка-крапивница. У меня четыре крыла, усики, шесть ног.

Я пью цветочный нектар. Мои дети – гусеницы. У них нет крыльев, они похожи на червячков, но с ножками. Гусеницы не могут, как ты, быстро бегать. Они едят растения и умеют делать в листьях большие дырки.

Гусеница очень много ест и быстро растёт. Потом она перестаёт двигаться, становится твёрдой – превращается в куколку. Она совсем не похожа на куклу, с которой девочки играют: ни головы нет, ни рук, ни ног! А потом из куколки появляется взрослая бабочка.

Я не твоя мама, букашечка!

– До свиданья, бабочка! Пойду дальше!

Кузнечик

– Здравствуйте! Какой вы зелёный, какие длинные-предлинные задние ноги и усики! А как громко и красиво поёте! Может, это вы – моя мама?

– Добрый день! Вряд ли я твоя мама! Я – зелёный кузнечик. Я умею прыгать очень высоко и далеко! Я не пою, я одно крыло об другое потираю, и такой чудесный звук получается! А уши у меня не на голове, а на передних ногах. Ем и растения, и насекомых – букашек то есть. Но ты не бойся, я уже пообедал!

Мои дети похожи на меня, только поменьше, а на тебя они не похожи. Нет, не я твоя мама!

– Что ж, – говорит малышка. – Пойду дальше. Счастливо оставаться! Счастливо оставаться!

Клоп

Идёт букашечка дальше. Принюхивается:

– Ой, как невкусно пахнет!

– А нечего меня пугать! Поберегись, я защищаюсь – пахучую жидкость выделяю, для тебя она ядовита! Я – лесной клоп. Люди меня вонючкой называют. Для них я не опасен, просто запах им не нравится. А пусть не едят малину, на которой я обедаю! Ещё я сок растений люблю: прокалываю хоботком и пью, будто через соломинку. А ты кто такая? – отвечает незнакомец, зелёный, как трава.

– Не знаю… Вылупилась из яйца, а мамы нет. Ищу вот. Может, это вы?

– Ну, нет. Мои дети – такие же, как я, только маленькие и без крыльев. А мы с тобой совсем не похожи.

– Приятного аппетита! Пойду я! – прощается малышка.

– Иди-иди! Хлюп-хлюп… – высасывает малиновый сок клоп.

Муха

– Здравствуйте! Как громко вы жужжите! А глаза какие большие! Как славно ладошками умываетесь! – говорит козявочка.

– Здравствуй-здравствуй! Я – муха домашняя. У меня не четыре крыла, как у бабочки, а два – как у комара. А под ними – жужжальца, ими я и жужжу-жужжу. Ж-ж-ж-ж! Летаю не очень быстро, но как ловко в воздухе разворачиваюсь! А глазами-то и вперёд смотрю, и назад, всё кругом вижу! Поэтому трудно меня поймать!

– А что вы едите?

– А всё, что люди едят! И хлеб, и суп, и кашу, а особенно – сладости люблю! И мёд, и сахар, и конфеты, и фрукты. Грызть только я не могу – нечем. Челюстей нет, только хоботок. Поэтому жиденькое пью по капельке.

А умываюсь так часто, потому что ко мне много чего липнет, ведь у меня всё тело в маленьких волосках, а на лапках ещё и подушечки клейкие. Подушечки помогают мне по потолку бегать.

– Вы тоже насекомое! Может, вы – моя мамочка? – надеется крошка.

– Ж-ж-ж?! Дети мои беленькие, безногие, как червячки. Они навоз едят, в нём и живут. Ты на них совсем не похожа. Не я твоя мама! Пока! Ж-ж-ж-ж!

Улетела муха, а букашечка дальше отправляется.

Пчела

– Ж-ж-ж-ж! – слышен знакомый звук.

– Муха, вы вернулись! – радуется малявочка.

– Я не муха, я пчела! Посмотри, какая я мохнатая, полосатая и трудолюбивая! Целый день летаю, нектар цветочный собираю и пыльцу, в улей уношу, в особые ячейки – соты – складываю, мёд из нектара делаю! Соты тоже сама леплю, из воска. А если кто-нибудь обидит, ужалить могу! Ещё у меня четыре крыла, а у мухи только два. Запомни!

– А ваши детки на меня похожи? Может быть, вы – моя мама?

– Нет-нет… Ты вон как быстро бегаешь, у тебя шесть лапок, ты серая, с красивыми жёлтыми пятнышками. А мои дети беленькие, без ног, на червячков похожи. Они в сотах сидят, каждая в своей колыбельке, а я их кормлю: сначала особым пчелиным молочком, а потом мёдом и цветочным нектаром.

Ну, мне пора! Очень много дел! Ж-ж-желаю тебе поскорее найти маму!

– Спасибо! – улыбается путешественница.

Стрекоза

– Как быстро вы летаете! Какая вы стремительная и ст

конец ознакомительного фрагмента

  • Ирина семина сказки эльфики слушать
  • Ирина семина сказки о здоровье
  • Ирина семина сказки как мамочка за чудом ходила
  • Ирина подгурская рассказы про бабушку
  • Ирина по английски как пишется с большой буквы