Исключите лишнее слово объяснение рассказ дидактическая игра вопросы

Государственное образовательное учреждение

«Кемеровский педагогический колледж»

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

МДК.02.06.  Теоретические основы и методика математического развития дошкольников

по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Кемерово 2018

Комплект контрольно-оценочных средств профессионального модуля ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Организация-разработчик:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кемеровский педагогический колледж»

Разработчик:         Халиман О. В., преподаватель ПОУ  КемПК

                                   Пугосей В.Т.,  преподаватель ПОУ  КемПК

Общие положения

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по профессиональному модулю является  дифференцированный зачет:

Итогом дифференцированного зачета является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

1.Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля

Таблица 1.1

Элемент модуля

Форма контроля и оценивания

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

МДК 02.06

Теоретические основы и методика математического развития дошкольников

 дифференцированный зачет

Тестирование,

контрольная работа

творческая работа,

презентация,

защита реферата,

практическое задание, педагогическая ситуация,

терминологический диктант

2. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на  дифференцированном зачете:

2.1. В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:

Таблица 2.1

Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки

Показатели оценки результата

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня

– Демонстрация проектирования различных видов деятельности и общения в течение дня в соответствии с образовательной программой и современными тенденциями в сфере; дошкольного образования.

—  обоснованность постановки  целей и задач  в соответствии с образовательно программой и  особенностями возраста;

– соответствие содержания деятельности целям и сопутствующим задачам;

– обоснованность выбора форм, методов и средств организации  разнообразных видов деятельности детей.

ПК 2.2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста.

– Полнота реализации цели и задач в ходе организации игровой, трудовой,  продуктивной деятельности и общения детей;

– обоснованность применения

форм, методов и средств организации игровой, трудовой,  продуктивной деятельности и общения детей;

– точность распределения времени в ходе организации игровой, трудовой,  продуктивной деятельности и общения детей;

– организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации игровой, трудовой,  продуктивной деятельности и общения детей;  

— организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– адекватность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.

ПК 2.3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста

— Полнота реализации цели и задач в ходе организации и проведения праздников и развлечений;

– обоснованность применения

форм, методов и средств организации и проведения праздников и развлечений;

– точность распределения времени в ходе проведения праздников и развлечения;

– организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации и проведении праздников и развлечений.  

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей

– Обоснованность анализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня развития  различных видов деятельности и общения детей;

  • адекватность самооценки педагогической деятельности;

– соблюдение этических норм в ходе анализа.

 ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

– Обоснованность формулировок цели и задач в соответствии с этапом обучения и возрастных особенностей детей;

– обоснованность моделирования учебного процесса в соответствии с задачами, этапом обучения и возрастным особенностям детей;

– обоснованность применения современных педагогических технологий в процессе организации педагогического процесса.

ПК 2.6. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

– Полнота реализации цели и задач в ходе  организации учебно – познавательной деятельности;

– обоснованность применения

форм, методов и средств в процессе организации учебно-познавательной деятельности;

– организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации учебно – познавательной деятельности;

—  применение педагогических технологий в процессе организации учебно – познавательной деятельности.

ПК 2.7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников

— Организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня сформированности знаний по образовательным областям.

ПК 2.8. Анализировать занятия

– Соответствие самоанализа и анализа организации учебно – познавательной деятельности;

– соблюдение этических норм в ходе анализа учебно – познавательной деятельности.

ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс

— Соответствие документации нормативно – правовым нормам в области дошкольного образования.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных  с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

— Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов;

— организация учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований техники безопасности.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду

— Обоснованность планирования и выбора   дидактического материала, необходимого оборудования.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

— Обоснованность отбора психолого-педагогической,  научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

— Соблюдение требований к оформлению педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования

— Обоснованность отбора диагностических методик в соответствии с поставленными целями, возрастом детей, образовательной программы;

— владение методами исследования  развития детей дошкольного возраста;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня сформированности знаний по образовательным областям;

— обоснованность разработки проекта в соответствии с поставленной целью, задачами,

возрастом детей;

— организовывать проектную деятельность с детьми дошкольного возраста.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

— Объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии;

— наличие положительных отзывов по итогам  педагогической практики.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

— Самостоятельность изучения теоретических вопросов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям;

— самостоятельный поиск педагогически  целесообразных  методов и приемов учебно- познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

—  самостоятельное моделирование учебно-познавательной  деятельности детей дошкольного возраста;

— самостоятельная организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

— Соотнесение собственного замысла учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста  фактическим реалиям;

— оперативность и адекватность принятия  решений в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

— Обоснованность отбора психолого-педагогической,  научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

— Применение мультимедийных средств в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного дошкольного возраста;

— использование электронных ресурсов для создания учебно – методических пособий по организации воспитательно – образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста;

— грамотное  владение приемами и способами работы с различными электронными ресурсами.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать  с руководством, коллегами и социальными партнерами.

— Готовность к  сотрудничеству, работать в коллективе;

— соблюдение принципов и норм делового (педагогического) общения в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

— Планирование цели, способов  мотивации, организации и контроля деятельности  воспитанников с учетом их возрастных особенностей и возможностей

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  

— Самостоятельность в планировании повышения личностного и     профессионального роста;

— систематическое обращение к психолого-педагогической литературе в процессе осуществления профессиональной деятельности.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

— Адаптация учебно-методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

– соответствие содержания поставленным целям;

– обоснованность использования педагогических технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

— Соответствие содержания документации организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду согласно нормативной документации;

– использование здоровье-сберегающих технологий на педагогической практике.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих  ее правовых норм.

— Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов;

– организация своей деятельности на педагогической практике в соответствии с правовыми нормами.

К дифференцированному зачету по междисциплинарному курсу допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические работы/задания, и, имеющие положительные оценки по результатам текущего контроля.

2.2. Требования к портфолио

Тип портфолио: смешанный тип (портфолио документов, рефлексивный портфолио, портфолио творческих достижений).

Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать  с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7        Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  

ОК 9.        Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.        Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.        Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих  ее правовых норм.

Профессиональные компетенции, для проверки которых используется портфолио:

ПК 2.1.        Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.4.        Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.  

ПК 2.5.        Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 2.7.        Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 2.8.        Анализировать занятия.

ПК 2.9.        Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 5.1.        Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных  с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных.

ПК 5.2        . Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3.        Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4.        Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5        .Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.

Оценка портфолио:

Таблица 2.2.

Коды проверяемых компетенций

Показатели оценки результата

Оценки (да/нет)

ПК 2.1.

Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня

– Демонстрация проектирования различных видов деятельности и общения в течение дня в соответствии с образовательной программой и современными тенденциями в сфере; дошкольного образования.

—  обоснованность постановки  целей и задач  в соответствии с образовательно программой и  особенностями возраста;

– соответствие содержания деятельности целям и сопутствующим задачам;

– обоснованность выбора форм, методов и средств организации  разнообразных видов деятельности детей.

ПК 2.4.

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей

– Обоснованность анализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня развития  различных видов деятельности и общения детей;

  • адекватность самооценки педагогической деятельности;

– соблюдение этических норм в ходе анализа.

 ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

– Обоснованность формулировок цели и задач в соответствии с этапом обучения и возрастных особенностей детей;

– обоснованность моделирования учебного процесса в соответствии с задачами, этапом обучения и возрастным особенностям детей;

– обоснованность применения современных педагогических технологий в процессе организации педагогического процесса.

ПК 2.7.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников

— Организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня сформированности знаний по образовательным областям.

ПК 2.8.

Анализировать занятия

– Соответствие самоанализа и анализа организации учебно – познавательной деятельности;

– соблюдение этических норм в ходе анализа учебно – познавательной деятельности.

ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс

— Соответствие документации нормативно – правовым нормам в области дошкольного образования.

ПК 5.1.

Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных  с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

— Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов;

— организация учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований техники безопасности.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду

— Обоснованность планирования и выбора   дидактического материала, необходимого оборудования.

ПК 5.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

— Обоснованность отбора психолого-педагогической,  научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

— Соблюдение требований к оформлению педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования

— Обоснованность отбора диагностических методик в соответствии с поставленными целями, возрастом детей, образовательной программы;

— владение методами исследования  развития детей дошкольного возраста;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня сформированности знаний по образовательным областям;

— обоснованность разработки проекта в соответствии с поставленной целью, задачами,

возрастом детей;

— организовывать проектную деятельность с детьми дошкольного возраста.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

— Объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии;

— наличие положительных отзывов по итогам  педагогической практики.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

— Самостоятельность изучения теоретических вопросов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям;

— самостоятельный поиск педагогически  целесообразных  методов и приемов учебно- познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

—  самостоятельное моделирование учебно-познавательной  деятельности детей дошкольного возраста;

— самостоятельная организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

— Соотнесение собственного замысла учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста  фактическим реалиям;

— оперативность и адекватность принятия  решений в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

— Обоснованность отбора психолого-педагогической,  научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

— Применение мультимедийных средств в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного дошкольного возраста;

— использование электронных ресурсов для создания учебно – методических пособий по организации воспитательно – образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста;

— грамотное  владение приемами и способами работы с различными электронными ресурсами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

— Планирование цели, способов  мотивации, организации и контроля деятельности  воспитанников с учетом их возрастных особенностей и возможностей

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  

— Самостоятельность в планировании повышения личностного и     профессионального роста;

— систематическое обращение к психолого-педагогической литературе в процессе осуществления профессиональной деятельности.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

— Адаптация учебно-методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

– соответствие содержания поставленным целям;

– обоснованность использования педагогических технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

— Соответствие содержания документации организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду согласно нормативной документации;

– использование здоровье-сберегающих технологий на педагогической практике.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих  ее правовых норм.

— Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов;

– организация своей деятельности на педагогической практике в соответствии с правовыми нормами.

3. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля

3.1. Общие положения

Основной  целью оценки теоретического курса профессионального модуля является оценка знаний и умений.

Оценка теоретического курса профессионального модуля  осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: тестирование, контрольная работа, творческая работа, презентация, защита реферата, практическое задание, педагогическая ситуация.

Оценка теоретического курса профессионального модуля предусматривает использование накопительной / рейтинговой системы  оценивания.

3.2.  Задания для оценки освоения МДК : (материалы текущего, промежуточного (тестовые задания, педагогические ситуации, вопросы для устного/ письменного контроля, КОЗ и т.д.) и итогового контроля)

  Типовые задания для оценки освоения МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников  

Проверяемые результаты:

Уметь:определять цели и задачи обучения, воспитания и развития дошкольников  с учетом особенностей возраста; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях; определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики; анализировать занятия;  осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий.

Знать: основы организации обучения дошкольников; особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста; структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; способы коррекционной работы  с детьми, имеющими трудности в обучении; требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста; педагогические и гигиенические требования к организации обучения  на занятиях.

Контрольная работа:

Вариант I

Задание 1: Дать определение, что такое формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задание 2:    Раскрыть особенности словесного метода формирования элементарных математических представлений.

Задание 3: Описать формы работы по математическому развитию детей дошкольного возраста. 

Вариант II

Задание 1:  Дать определение, что такое математического развития детей дошкольного возраста.

Задание 2:    Раскрыть особенности  наглядного  метода формирования элементарных математических представлений.

Задание 3: Описать средства математического развития детей дошкольного возраста.

Время выполнения  контрольной работы – 40мин.

Критерии оценки:

«Отлично» — студент демонстрирует всестороннее и глубокое знание по всем предложенным заданиям; грамотно владеет психолого-педагогическим понятийным аппаратом; подтверждает теоретические постулаты примерами; при раскрытии каждого задания демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к предложенной проблеме.

«Хорошо» — студент по всем предложенным заданиям последовательно излагает учебный материал; демонстрирует способность применять знания теории к решению задач профессионального характера; однако допускает отдельные погрешности и неточности при ответе на одно из предложенных заданий.

«Удовлетворительно» —  студент в основном знает программный материал в объеме изучения МДК, однако ответ строит только в рамках лекционного курса без привлечения дополнительной психолого-педагогической литературы; допускает нарушения в последовательности изложения материала, не всегда точно использует психолого-педагогическую терминологию, в ответе использует в основном бытовую лексику; затрудняется теоретические вопросы рассматривать с точки зрения практико ориентированности.

«Неудовлетворительно» — студент не понимает сущность предложенных заданий, демонстрирует значительные пробелы в знаниях; не может показать практико ориентированность теоретических знаний.

Тестовые задания:

Задание 1

Вариант А

1.        Вопрос: Выберите правильный ответ. В какой возрастной группе занятие по математике заканчивается таким образом:

В конце занятия дети сами делают выводы: «Чем мы сегодня занимались?».  

Варианты ответа:

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа;

г) подготовительная к школе группа.

2.        Вопрос: Распределите примерные части хода математического занятия по порядку.

Варианты ответа:

а) дидактическая игра;

б) физкультминутка;

в) математическая разминка;

г) работа с раздаточным материалом;

д) работа с демонстрационным материалом.

Варианты ответа:

1 часть ___, 2 часть ___, 3 часть___,4 часть ___, 5 часть ___.

3.        Вопрос: Выберите основные формы работы по математическому развитию дошкольников:

Варианты ответа:

а) занятие;

б) беседа;

в) дидактическая игра;

г) подвижные игры;

д) индивидуальная работа;

е) досуг;

ж) самостоятельная деятельность

4.        Вопрос: Выберите правильный ответ.

Исключите лишний раздел программы по формированию элементарных математических представлений:

Варианты ответа:

а) «Количество и счет»;

б) «Сенсорное воспитание»;

в) «Величина»;

г) «Форма»;

д) «Ориентировка в пространстве»;

е) «Ориентировка во времени».

5.        Вопрос: Что является предметом исследования теории и методики математического развития дошкольников:

Варианты ответа:

а) всестороннее развитие личности ребенка;

б) изучение основных закономерностей процесса формирования и развития у дошкольников математических представлений;

в) изучение условий для создания предметно-развивающей среды, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;

г) изучение условий для конструкторской деятельности.

6.        Вопрос: Основными задачами математического образования можно считать:

Варианты ответа:

а) познавательные, развивающие, практические;

б) развивающие, теоретические, воспитательные;

в) познавательные, практические, воспитательные;

г) развивающие, воспитательные, познавательные.

7.        Вопрос: Какие задачи математического развития детей решает именно методика, как дисциплина?

Варианты ответа:

а) познавательные, развивающие, воспитательные;

б)  разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации работы по математическому развитию детей;

в) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,  группировка, упорядочение, разбиение;

г) развитие у детей познавательных психических процессов.

8.        Вопрос: Целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, учений, приемов и способов умственной деятельности, предусмотрен действующими программами, — это …

Варианты ответа:

а) математическое развитие дошкольников;

б) математизация научного знания;

в) формирование элементарных математических представлений;

г) математическая компетенция детей.

9.        Вопрос: Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,  группировка, упорядочение, разбиение относится к:

Варианты ответа:

 а) развивающим задачам;

б) познавательным задачам;

в)  обучающим задачам;

г) воспитательным задам.

10.        Вопрос:  Назовите все элементы методической системы развития математических представлений у детей дошкольного возраста (полный ответ):

Варианты ответа:

а) цель, содержание работы;

б) содержание работы;

в) формы работы, цель, методы;

г) содержание, методы, цель и форма работы.  

11.         Исключите лишнее слово:

Варианты ответа:

а) объяснение;

б) рассказ;

в) вопросы;

г) дидактическая игра.

12.        Вопрос: К демонстрационным материалам не относится:

Варианты ответа:

а) магнитная доска;

б) объёмные фигуры;

в) счётные палочки;

г) приборы.

13.        Вопрос:  К  раздаточным материалам не относится:

Варианты ответа:

а)  наборное полотно;

б) карточка с двумя полосками;

в) счётные палочки;

г) плоскостные предметы для выкладывания на карточках с двумя полосками.

14.         Исключите неверный вариант ответа.

К методам, обеспечивающим передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий относятся:

Варианты ответа:

а) демонстрация;

б) исследовательский;

в)  беседа;

г) упражнения.

15.         Вопрос: К словесным методам обучения относится

Варианты ответа:

а) объяснение;

б) наблюдение;

в) упражнение;

г) демонстрация.

Вариант В

1.        Вопрос: Любое занятие должно быть законченным. Определи, в какой возрастной группе воспитатель подвел итог занятия.

… « Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».

Варианты ответа:

а) вторая младшая группа;

 б) средняя группа;

в) старшая группа;

г) подготовительная к школе группа

2.        Вопрос: Выберите основные разделы программы ФЭМП в ДОУ:

Варианты ответа:

а) «Количество и счет»;

б) « Величина»;

в) «Моделирование»;

г) « Ориентировка в пространстве»

д) «Сенсорное воспитание»

е) « Форма»;

ж) « Ориентировка во времени».

3.                Вопрос: Под математическим развитием дошкольников следует понимать:

Варианты ответа:

а) изучение технологий математического развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях;

б) изучение индивидуальных особенностей математического развития детей дошкольного возраста;

в) сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций;

г) формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

4.        Вопрос: В процессе обучения воспитателю следует ориентироваться на:

Варианты ответа:

а) только то, что ребенок может выполнить самостоятельно;

б) то, что он может выполнить сам и с помощью взрослого;

в) то, что оа сможет выполнить с помощью взрослых;

г) то, что ребенок не может выполнить в данный момент ни сам, ни со взрослым.

5.        Вопрос: Воспитание готовности к обучению в школе, самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей относится к:

Варианты ответа:

а) развивающим задачам;

б) познавательным задачам;

в)  обучающим задачам;

г) воспитательным задам.

6.        Вопрос: Основной формой организации обучения детей математике в детском саду является

Варианты ответа:

а)  индивидуальная работа;

б)  дидактическая игра;

в) занятие;

г) досуг.

7.        Исключите лишнее слово:

Варианты ответа:

а)  показ;

б) объяснение;

в) вопросы;

г)  самостоятельная деятельность.

8.        Вопрос: К демонстрационным материалам не относится:

Варианты ответа:

а) магнитная доска;

б) объёмные фигуры;

в) карточка с двумя полосками;

г) приборы.

9.        Вопрос: К  раздаточным материалам не относится:

Варианты ответа:

а)  счетная лесенка;

б) карточка с двумя полосками;

в) счётные палочки;

г) плоскостные предметы для выкладывания на карточках с двумя полосками.

10.        Вопрос: Целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности,  целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка, — это …

Варианты ответа:

а) математическое развитие дошкольников;

б) математическое образования;

в) формирование элементарных математических представлений;

г) математическая компетенция детей.

11.        Вопрос:  С какой части начинается ход математического занятия.

Варианты ответа:

а) дидактическая игра;

б) физкультминутка;

в) математическая разминка;

г) работа с раздаточным материалом;

д) работа с демонстрационным материалом.

12.        Вопрос:  Распределите примерные части   хода дидактической игры:

Варианты ответа:

а) Инструкция, объяснение или повторение правил игры

б) Беседа, заинтересовать игрой

в) Варианты усложнений игры

г) Итог игры

д) Игровая деятельность

1 часть ___, 2 часть ___, 3 часть___,4 часть ___, 5 часть ___.

13.         Вопрос:  Исключите неверный вариант ответа.

К методам, обеспечивающим передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий относятся:

Варианты ответа:а)  показ;

б) проблемный;

в) объяснение;

г) предметно-практические  действия.

14.         Исключите лишнее слово:

Варианты ответа:

а)   занятие;

б)  упражнение;

в)  дидактическая игра;

г)  самостоятельная деятельность.

15.         Вопрос: К  наглядным методам обучения относится

Варианты ответа:

а) объяснение;

б) наблюдение;

в) упражнение;

г) демонстрация.

Ключ:

ВАРИАНТ А

ВАРИАНТ В

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

Г

9

А

1

А

9

А

2

1В2Д3Г4Б

10

Г

2

АБВДЕ

10

Б

3

АВДЕЖ

11

Г

3

В

11

В

4

Б

12

В

4

Б

12

1Б2А3Д4В

5

Б

13

А

5

Г

13

Б

6

Г

14

АВГ

6

В

14

Б

7

Б

15

АБ

7

Г

15

Г

8

В

8

В

Время выполнения тестовых заданий – 40мин.

Критерии оценки:

За правильный ответ выставляется 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы выставляется 0 баллов.

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности правильных ответов (%)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

86 — 100 (13-15)

5

отлично

67 — 87 (10-12)

4

хорошо

55 — 60 (8-9)

3

удовлетворительно

менее 50 (0-7 заданий)

2

неудовлетворительно

Задание 2

  1: Соотнести программную задачу с возрастной группой

Варианты ответа:

Программные задачи

Возрастные группы

А) учить сравнивать 2 предмета опосредованно с помощью третьего (условной мерки);

Б) учить сравнивать два предмета равные по высоте;

В) учить сравнивать два предмета отличающиеся длинной и толщиной;

Г) учить делить целый предмет на 8 частей.

  1. Младшая группа
  2. Средняя группа
  3. Старшая группа
  4. Подготовительная к школе группа

  2: Показывая высоту предмета, рука движется:

Варианты ответа:

А) слева направо;

Б) справа налево;

В) снизу вверх;

Г) сверху вниз.

 3: При сравнении предметов по длине соединяют стороны:

Варианты ответа:

А) нижние;

Б) верхние;

В) левые;

Г) правые.

  4: Выбрать правильное определение признака величины:

Варианты ответа:

А) подлиннее;

Б) длиньше;

В) длинности;

Г) длиннее.

  5: Выбрать дидактический материал для сравнения предметов по длине:

Варианты ответа:

А) лента, лесенка, веревка, башня, окно, дорожка, палка, скакалка;

Б) тесьма, лист, ручка, ветка, книга, лента, дом, пояс;

В) веревка, шарф, ручеек, нитка, лыжи, бусы, карандаш, шнурок;
Г) ручеек, скакалка, забор, удав, машина, полоска, канат, лента.

  6: Определить последовательность сравнения двух предметов по величине:

Варианты ответа:

А) объему в целом;

Б) высоте;

В) длине;

Г) ширине.

  7: Соотнести разницу величин демонстрационного дидактического материала и возрастную группу

Варианты ответа:

Разница

Возрастные группы

А) 2 см.;  

Б)  3 см.;

В)  5 см.;

Г)  10 см.

  1. Младшая группа
  2. Средняя группа
  3. Старшая группа
  4. Подготовительная к школе группа

 8.  Соотнести умение упорядочивать предметы с возрастной группой

Варианты ответа:

 Упорядочивание предметов

Возрастные группы

А) выкладывание 5 предметов в порядке возрастания толщины;  

Б)  выкладывание сериационного ряда в порядке убывания 5 предметов по высоте;

В)  выкладывание 6 предметов в порядке убывания по объему с целом;

Г)  выкладывание сериационного ряда в порядке убывания 10 предметов по длине.

  1. Младшая группа
  2. Средняя группа
  3. Старшая группа
  4. Подготовительная к школе группа

  9: Определить геометрические фигуры, которые используют для обучения деления целого на части

Варианты ответа:

А) круг, треугольник, квадрат;

Б) треугольник, квадрат, ромб;

В) круг, прямоугольник, трапеция;

Г) круг, квадрат, прямоугольник.

 : Выбрать правильный ответ при раскладывании сериационного ряда в порядке возрастания

Варианты ответа:

А) сверху самая маленькая, потом больше, потом большей этой, потом большая;

Б) первая самая маленькая, вторая побольше, третья еще побольше, четвертая самая большая;

В) вначале маленькая, потом чуть побольше, еще четь побольше и последняя самая большая;

Г) самая маленькая, побольше, еще побольше, самая большая.

Проверяемые результаты обучения:

Уметь:

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

Знать:

  • основы организации обучения дошкольников;
  • теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
  • требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
  • развитие элементарных математических представлений

Время выполнения тестовых заданий – 40 мин.

Критерии оценки:

За правильный ответ выставляется– 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы выставляется 0 баллов.

Ключ:

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

1Б, 2В, 3А, 4Г

6

В, Г, Б, А

1

1Б, 2В, 3А, 4Г

6

В, Г, Б, А

2

В

7

1Г, 2В, 3Б, 4А

2

В

7

1Г, 2В, 3Б, 4А

3

В

8

2А, Б   3В, Г

3

В

8

2А, Б   3В, Г

4

Г

9

Г

4

Г

9

Г

5

В

10

Г

5

В

10

Г

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности правильных ответов (%)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 — 100 (14-16)

5

отлично

75 — 89 (11-13)

4

хорошо

50 — 74 (8-10)

3

удовлетворительно

менее 50 (0-4 заданий)

2

неудовлетворительно

Задание № 4

Педагогическая ситуация:

Воспитатель, разместив детей средней группы по кругу,  предложила поиграть в игру «Посмотри и назови». Перед началом игры  объяснила правила игры: «Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен сказать, что находится впереди, сзади, слева, справа от вас. Посмотрите, как это сделаю я —  слева от меня окно, справа от меня стена с картиной, впереди меня сидят дети, сзади от меня стоит шкаф». Во время игры дети называли предметы наугад, не ориентируясь на свое пространственное расположение.

Текст задания:

  1. Обосновать причины ошибок, допускаемых детьми.
  2. Разработать правильный вариант данной игры.
  3. С учетом возрастных особенностей, написать программные задачи (математические знания, умения, терминология).

Время выполнения тестовых заданий – 40мин.

Критерии оценки:

«отлично» — студент логично и грамотно анализирует предложенную ситуацию; дает полную психолого-педагогическую характеристику возникших трудностей; предлагает самостоятельный и оригинальный проект игры с учетом современных подходов к образовательной деятельости;  в полном объеме определяет программные задачи.

«хорошо»— студент правильно анализирует проблему математического развития дошкольников, однако наблюдается некоторая непоследовательность анализа; предлагает самостоятельный проект игры, однако исходит из традиционных позиций, почти не проявляя творчество; программные задачи формулирует полностью.

«удовлетворительно» —  студент затрудняется в  психолого-педагогическом обосновании ввозникших у детей трудностей; ответ выстраивает недостаточно логично; испытывает затруднения при определении программных задач.

 «неудовлетворительно» — студент не  справляется с заданием.

  Практические задания

Задание 1:

ПК 2.1, ПК 2.3, ПК 2.5, ПК 2.6;  ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9

Проверяемые результаты обучения

Знать:

•сущность и  особенности  математического развития дошкольников;

•задачи, содержание, формы организации, методы и приемы математического развития  дошкольников;

Уметь:

•определять цели, задачи, содержание, методы и  приемы  математического развития детей;

• подбирать наглядный материал с учетом возраста и  поставленных задач.

Текст задания:  Содержание и методика обучения образованию, группировке, выделению совокупностей предметов и одного предмета в младшей группе.   Составление плана – конспекта: тема, программное содержание, формулировка программных задач, подбор оборудования,  форма, этапы, методы и приемы руководства.

Критерии оценки:

«отлично» — студент  планирует, разрабатывает, составляет  план (конспект, рекомендации  и  др.) на основе знаний   математического развития детей  дошкольного возраста; прогнозирует  результаты  педагогического  воздействия; выполняет  на  творческом  уровне; умеет  мотивированно  отстаивать  свою  позицию; выполняет технически  и  методически  грамотно,  без  ошибок; отвечает,    структурировано, последовательно, логично, доказательно

 «хорошо» — студент  планирует, разрабатывает, составляет  план (конспект, рекомендации  и  др.) на основе знаний   математического развития детей  дошкольного  возраста; не  всегда  успешно  прогнозирует  результаты  педагогического  воздействия; задание выполняет  на  репродуктивно- творческом уровне; не  всегда  уверенно  мотивирует  и  отстаивает  свою  позицию; выполняет с  2-3 незначительными  техническими  и (или)  методическими  ошибками; отвечает, структурировано, последовательно, логично, доказательно, однако  присутствуют  речевые  ошибки.

«удовлетворительно» — студент  планирует, разрабатывает, составляет  план (конспект, рекомендации  и  др.) не  учитывая  особенностей математического  развития детей  дошкольного  возраста; слабо  прогнозирует  результаты  педагогического  воздействия; задания  выполняет  на  репродуктивном  уровне; не    уверенно  мотивирует  и  отстаивает  свою  позицию; выполняет  с  2-3 значительными  техническими  и (или)  методическими  ошибками; отвечает  непоследовательно, не логично, присутствуют речевые ошибки, нет  доказательности;

«неудовлетворительно» — студент  планирует, разрабатывает, составляет  план (конспект, рекомендации  и  др.) не  учитывая   особенностей   математического развития детей  дошкольного  возраста; не прогнозирует  результаты  педагогического  воздействия; задания  не выполняет  или  выполняет  на эмпирическом  уровне; не мотивирует  и  не  отстаивает  свою  позицию; задание не выполняет или  выполняет  с  серьёзными (более 3) техническими  и (или)  методическими  ошибками; отвечает непоследовательно, не логично, присутствуют речевые ошибки, нет  доказательности.

Автор: Бут Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Тестовые задания для проведения олимпиады по дисциплине «Теория и методика математического развития»
Тема: Тестовые задания для проведения олимпиады по дисциплине «Теория и методика математического развития»

Раздел: среднее профессиональное

Тестовые задания для проведения олимпиады по дисциплине «Теория и

методика математического развития»

Уровень А

1. Под математическим развитием дошкольников следует понимать:

а) процесс передачи знаний детьми;

б) сдвиги и изменения в познавательной деятельности;

в)

определение

содержания

математического

материала

для

обучения

детей;

г) процесс усвоения знаний детьми.

2. В процессе изучения математики у ребенка развивается правильное

восприятие времени, пространства, величины и т.д.

а) физическое воспитание;

б) умственное воспитание;

в) эстетическое воспитание;

г) нравственное воспитание.

3. Основной формой организации обучения детей математике в детском

саду является

а) самостоятельная деятельность;

б) игра;

в) занятие;

г) досуг.

4.

Основным

принципом

обучения

детей

дошкольного

возраста

математике является:

а) принцип развивающего обучения;

б) принцип научности;

в) индивидуальный подход;

г) принцип наглядности.

5. Исключите лишнее слово:

а) объяснение;

б) рассказ;

в) вопросы;

г) дидактическая игра.

6. К демонстрационным материалам не относится:

а) магнитная доска;

б) объёмные фигуры;

в) счётные палочки;

г) приборы.

7.

Вид

планирования,

сочетающий

разные

задачи

по

различным

направлениям:

а) перспективное;

б) календарное;

в) индивидуальное;

г) комплексное.

8. Содержание количественных представлений у дошкольников на этапе

счётной деятельности включает в себя:

а) знание слов-числительных;

б) умение делить множество на классы;

в) умение составлять и решать арифметические задачи;

г) владение арифметическими действиями.

9. При обучении сравнению множеств по количеству в младшей группе

используется метод:

а) сравнения;

б) наложения;

в) уравнивания;

г) нет правильного ответа.

10. Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение

считать – основная задача в данной возрастной группе:

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа;

г) подготовительная группа.

11.

Абстрактное

математическое

понятие,

характеризующее

общее

свойство конечных равномощных множеств:

а) количество;

б) число;

в) цифра;

г) множество.

12.

При

счёте

по

цифровому

изображению

преимущественно

задействуется анализатор:

а) двигательный;

б) зрительный;

в) тактильный;

г) слуховой.

13.

Основой

для

обучения

детей

умению

решать

и

составлять

арифметические задачи является:

а) желание заниматься математикой;

б) практическая работа с множествами и числами;

в) индивидуальная работа;

г) нет правильного ответа.

14. Арифметические задачи, в которых вопрос подсказывает действие

относятся к :

а) простым;

б) составным;

в) обратным

г) прямым.

15. Ознакомление дошкольников с массой предметов – одна из задач:

а) умственного воспитания;

б) физического воспитания;

в) трудового воспитания;

г) нравственного воспитания.

16. Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется

их умениями:

а) считать;

б) решать задачи;

в) сравнивать длину, ширину, высоту;

г) нет правильного ответа.

17. Восприятие размеров предмета зависит от

а) его ширины;

б) от выбранной мерки предмета;

в) массы предмета;

г) развития глазомера.

18.

Обучение

выкладыванию

сериационных

рядов

до

10

предметов

начинается:

а) во 2 младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной группе.

19. Эталон, пользуясь которым, человек определяет форму предметов и их

частей:

а) геометрическая фигура;

б) форма;

в) множество точек;

г) нет правильного ответа.

20. Особенностями понятия «время» является:

а) текучесть;

б) необратимость;

в) непрерывность;

г) все ответы верны.

21. «Чувство времени» формируется на основе:

а) чувство ритма;

б) знания временных эталонов;

в) чувство такта;

г) нет правильного ответа.

22. Ознакомление детей с песочными часами времени происходит:

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной группе.

23.

Для

ознакомления

с

сезонными

явлениями

в

старшей

группе

используется:

а) песочные часы;

б) изображение состояний природы;

в) картинки о деятельности детей;

г) картинки о животных.

24. Основная работа по формированию у детей навыков работы на листе

бумаги в клетку начинается:

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной группе.

25. Повышению педагогической культуры родителей способствуют:

а) доклады и сообщения на родительских собраниях;

б) открытые занятия по математике;

в) посещение семьи;

г) досуговые мероприятия.

Уровень В

1.

Установи

правильную

последовательность

работы

воспитателя

по

выработке вычислительных навыков и логических рассуждений:

1. Использование моделей арифметических действий.

2. Присчитывание и отсчитывание по единице.

3. Применение знания состава числа из двух меньших чисел.

4. Решение косвенных задач, логических задач и др.

2. Установи соответствие между понятием и его содержанием:

1. Число А. Знак для записи чисел.

2. Количество Б. Свойство конкретного множества, отражающее

сколько в нём элементов

3. Цифра В. Абстрактное математическое понятие.

3. Установи соответствие между возрастом детей и психологическими

механизмами восприятия количества:

1. Четвертый год жизни А. Освоение счёта.

2. Пятый год жизни. Б. Закладываются основы

для понимания десятичной системы счисления.

3. Шестой год жизни. В. Восприятие границ множества.

4. Седьмой год жизни. Г.Формируются навыки составлять

и решать задачи.

4.

Установите

соответствие

между

возрастом

детей

и

активизацией

словаря:

1. 4 год жизни А. «посчитай», «отсчитай».

2. 5 год жизни Б. «по одному», «по многу», «поровну»

3. 6 год жизни В. «больше на…»

4. 7 год жизни Г. «количественный счёт»

5.

Укажите,

при

каком

счёте,

какой

анализатор

преимущественно

задействуется.

1. Счёт по образцу А. Слуховой.

2. Счёт на ощупь Б. Зрительный.

3. Счёт по названному числу В. Двигательный.

4. Счёт движений Г. Тактильный.

6. Укажите соответствие между словом и действием:

1. «Пересчитай» А. Ответь на вопрос «сколько всего?»

2. «Сосчитай» Б. Назови числительные по порядку

3. «Считай» В. Проверь.

4. «Посчитай» Г. Выдели часть.

5. «Отсчитай» Д. Вычисли.

7.

Установи

правильную

последовательность

работы

воспитателя

по

формулировке и записи решения арифметической задачи:

1. Знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием.

2. Выкладывание решения задачи с помощью карточек.

3. Поиск нужного арифметического действия и его формулировка.

4. Запись решения задачи на листе бумаги в клетку.

8. Установи соответствие программной задачи возрастной группа:

1. младшая группа А. знакомство с календарем

2. средняя группа Б. формирование «чувства времени»

3. старшая группа Г. ознакомление с частями суток

4.

подготовительная

группа

Д.

формирование

понятий

«сегодня»,

«завтра», «вчера»

9. Установи правильную последовательность формирования временных

представлений у детей дошкольного возраста:

1. сутки

2. части суток

3. вчера, сегодня, завтра

4. сезон

5. времена года

6. дни недели.

7. месяцы

10.

Установи

последовательность

в

методике

формирования

умения

работать на листе бумаге в клетку:

1. изучение клеточного и строчечного микропространства

2. знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь

3. повторение названий сторон и углов листа и страницы

Уровень С

1.

Докажите,

что

формирование

навыков

учебной

деятельности

необходимое условие для успешного освоения математике в школе.

2. Представьте краткое описание 1 дидактической игры на закрепление

знаний о днях недели

3. Перечислите виды игр по математическому развитию.

Перейти к содержанию

Дидактическая игра «Что лишнее»

Дидактическая игра «Что лишнее» для интеллектуального развития дошкольников

Дидактическая игра «Что лишнее» — средство развития важнейших для современного человека качеств: сообразительности, умения анализировать, логически мыслить. Представленный материал могут использовать педагоги дошкольных учреждений, логопеды, родители. Игры предназначены для дошкольников 4–6 лет, но у многих малышей уже с 3-летнего возраста не возникает трудностей с выполнением задания.

Цель дидактической игры «Что лишнее»

Цель — формирование навыка классификации объектов по ключевым признакам, зрительного анализа и обобщения.

Задачи:

  • совершенствование умения классифицировать;
  • расширение кругозора и представлений об окружающем мире;
  • воспитание познавательного интереса;
  • обогащение индивидуального словаря;
  • совершенствование зрительного восприятия;
  • развитие памяти, интеллекта, умения образно и логически мыслить.

Дидактическая игра «Лишний предмет»

Для игры нужны карточки, изображающее 4 предмета, один из которых отличается от остальных по одному или нескольким ключевым признакам. Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть изображения, назвать каждый объект и его предназначение, затем указать на 4 лишний предмет. Важно, чтобы дошкольник развернуто объяснил, почему выбрал именно этот объект. Например, на карточке изображены яблоко, персик, томат, апельсин. Ребенок выбирает томат, объясняет, что это овощ, а остальные изображения — фрукты.

Найди лишнее

Не торопите воспитанника, дайте ему время подумать, дать грамотный и развернутый ответ. Тематика изображений может быть любой, но соответствующей возрастным знаниям ребенка. Для малышей 3–4 лет предпочтительны темы «Игрушки», «Животный мир», «Растительный мир», «Сезоны года», «Бытовые предметы». Для дошкольников 5–6 лет можно подготовить карточки «Музыкальные инструменты», «Сад и огород», «Математика и геометрия», «Транспорт», «Мебель».

Игру можно организовать в форме разгадывания загадок. Педагог раскладывает перед воспитанником 4 изображения, затем загадывает загадку о лишнем предмете. Ребенок, отгадав загадку, выясняет, какой из представленных объектов лишний, затем рассуждает, почему это так.

Дидактическая игра «Найди лишнее»

В этом варианте игры, предназначенном для дошкольников старшего возраста, искать нужно среди слов, а не картинок. Сначала дети ищут лишнее слово среди существительных — это самый простой этап. Затем переходят к прилагательным. И, наконец, к глаголам — это самый сложный вариант.

Вот примеры существительных на разные темы:

  • груша, малина, яблоко, абрикос;
  • пион, нарцисс, мак, кукуруза;
  • лошадь, овца, косуля, свинья;
  • кепка, куртка, свитер, брюки, пальто;
  • троллейбус, велосипед, грузовик, мотоцикл;
  • олень, медведь, волк, рысь;
  • осень, ноябрь, весна, лето;
  • шкаф, комод, диван, окно;
  • кефир, кетчуп, творог, сливки;
  • осина, дуб, каштан, камыш;
  • океан, озеро, мост, ручей;
  • папа, дедушка, друг, мама;
  • квадрат, куб, овал, треугольник;
  • сумка, чемодан, рюкзак, блокнот;
  • кисть, альбом, пластилин, краски;
  • долото, вилка, молоток, топор.

Примеры прилагательных:

  • старый, потертый, крупный, ветхий;
  • сильный, добрый, могучий, крепкий;
  • бесстрашный, смелый, храбрый, веселый;
  • белый, яркий, светлый, бледный;
  • оранжевый, синий, пестрый, желтый;
  • добрый, милосердный, дружелюбный, печальный.

Примеры глаголов:

  • придумывать, говорить, соображать, изобретать;
  • ползти, спешить, мчатся, торопиться;
  • говорить, слушать, рассказывать, болтать;
  • выходить, вылетать, входить, выползать;
  • смотреть, думать, рассматривать, оглядывать;
  • любить, обожать, дружить, ненавидеть.

Этот вариант игры рекомендуется для логопедической практики как средство развития речи.

Приложение 1

Методика «Исключение лишнего» (Р. Амтхауэр) направлена на изучение способности к обобщению у младших школьников (приложение 1).

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

  3. Собака, лошадь, корова, лось.

  4. Стол, стул, пол, кровать.

  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

  6. Очки, глаза, нос, уши.

  7. Трактор, комбайн, машина, сани.

  8. Москва, Киев, Волга, Минск.

  9. Шум, свист, гром, град.

  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

  11. Береза, сосна, дуб, роза.

  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).

  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.

Приложение 1

Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

Сравнение понятий.

1.       Ботинок – карандаш

2.       Ветер – соль

3.       Вечер – утро

4.       Волк – луна

5.       Ворона – воробей

6.       Голод – жажда

7.       Девочка – кукла

8.       Дождь-снег

9.       Дуб – береза

10.   Золото – серебро

11.   Картина — портрет

12.   Корзина – сова

13.   Корова – лошадь

14.   Кошка – яблоко

15.   Летчик – танкист

16.   Лыжи – коньки

17.   Маленькая – большая

18.   Молоко – вода

19.   Обман – ошибка

20.   Озеро – река

21.   Ось — оса.

22.   Очки – деньги

23.   Поезд – самолет

24.   Река – птица

25.   Сани – телега

26.   Сказка – песня

27.   Стакан – петух

28.   Трамвай – автобус

29.   Утро – вечер

30.   Яблоко — вишня

  В списке имеются и «несравнимые понятия» (река — птица; стакан — петух; ботинок — карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения — есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Приложение 3

Сводная таблица изучения младших школьников по методике «Исключение лишнего» (Р. Амтхауэр)

№ п/п

До эксперимента

После эксперимента

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

1

1

2

5

2

2

5

10

5

10

3

1

5

4

5

4

6

3

6

3

5

1

5

5

9

6

2

6

4

6

7

2

3

6

3

8

6

5

6

6

9

1

5

4

5

10

2

6

5

6

11

5

6

6

6

12

1

4

4

4

13

5

5

5

5

14

5

5

6

6

15

11

6

12

6

16

5

5

5

5

17

5

6

10

6

18

10

6

12

6

19

5

5

20

6

11

Ср.знач.

4,8

5,2

5,9

5,2

Приложение 4

Сводная таблица изучения младших школьников по методике «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

№ п/п

До эксперимента

После эксперимента

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

1

2

5

6

6

2

25

26

28

27

3

18

18

27

25

4

5

4

18

9

5

28

25

29

25

6

20

19

23

20

7

4

26

19

26

8

24

20

30

21

9

3

10

15

12

10

18

27

23

28

11

28

18

28

19

12

20

19

23

20

13

5

25

14

25

14

27

18

27

19

15

20

26

23

26

16

10

27

16

28

17

19

18

22

19

18

28

25

30

25

19

21

22

20

19

28

Ср.знач.

17,2

19,8

22,5

21,1

Приложение 5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведе­ния

(даты по неделям)

Оборудование занятия

1.

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1.1

Математика вокруг нас.

2.09 – 3.09

1.2

Занимательная математика в доме и квартире.

2.

Из истории математики.

2.1

Старинные системы записи чисел

6.09 — 10.09

2.2

Из истории чисел и цифр

2.3

Как люди учились считать

13.09 –17.09

2.4

Удивительное рядом или старинные меры длины.

ТСО Презентация «Старинные меры длины»

2.5

Из истории математических открытий.

20.09 –24.09

2.6

Архимед – гений математики и изобретений

Портрет Архимеда

2.7

Научный мир Пифагора

27.09 – 1.10

Портрет Пифагора

2.8

Первые учебники

Тесты

3.

Развитие познавательных способностей.

34ч

3.1

Тренировка внимания.

10ч

3.1.1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи.

4.10-

8.10

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.2

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2

Тренировка памяти.

10ч

3.2.1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

11.10-15.10

3.2.2

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.3

Поиск закономерностей.

3.3.1

Поиск закономерностей. Логические задачи.

18.10-22.10

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4

Совершенствование воображения.

3.4.1

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы.

3.5

Развитие быстроты реакции.

3.5.1

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

25.10-29.10

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.3

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.4

Тренировка внимания. Логические задачи.

8.11-12.11

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.3

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.4

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

15.11-19.11

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.3.2

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.2

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

22.11-26.11

3.5.2

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.5

Развитие концентрации внимания.

29.11 — 3.12

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.6

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.5

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

6.12-10.12

3.2.6

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.3

Поиск закономерностей. Логические задачи.

13.12-17.12

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.3

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы.

3.5.3

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

20.12-24.12

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.7

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.8

Тренировка внимания. Логические задачи.

10.01-14.01

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.7

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.8

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

17.01-21.01

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.4

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.4

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

24.01-28.01

3.5.4

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.9

Развитие концентрации внимания.

31.01-4.02

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.10

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.9

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

7.02-11.02

3.2.10

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.5

Поиск закономерностей. Логические задачи.

14.02-18.02

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.5

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы

4.

Занимательная геометрия.

4.1

Наглядная геометрия.

21.02-25.02

4.2

Занимательная геометрия.

28.02-4.03

Диск 1.27 «Занимательная математика».

4.3

Турнир по геометрии

7.03-11.03

5.

Олимпиадные задания по математике.

13ч

5.1

Занимательные задачи.

7.03-11.03

14.03-18.03

Диск 1.27 «Занимательная математика».

5.2

Логические задачи для юных математиков.

14.03-18.03

21.03-25.03

5.3

Задачи повышенной трудности.

21.03-25.03

4.04-8.04

5.4

Решение нестандартных задач.

4.04-8.04

11.04-15.04

5.5

Математические тренажёры.

11.04-15.04

18.04-22.04

Диск 1.9 «Несерьёзные уроки. Учимся считать».

5.6

Блиц — турнир по решению задач

25.04-29.04

5.7

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

6.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

6.1

Задачи в стихах.

9.05-13.05

6.2

Экспромт — задачки и математические головоломки.

6.3

Логические математические задачки-шутки.

16.05-20.05

6.4

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки»

6.5

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

23.05-25.05

6.6

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»

Всего

68ч

Занимательная математика / Игры на развитие мышления

Найди лишнее: игры и задания в картинках для детей с 5 лет

Задачи этого типа учат ребенка выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, помогают развить логическое мышление.
На ЛогикЛайк более 5500 заданий на логику!

Попробуйте курс ЛогикЛайк в игровой форме!

Выберите возраст для старта

В заданиях «Лишний в ряду», «Кто здесь лишний», «Что лишнее» в группе есть кто-то или что-то с явным отличием от других элементов набора. Нужно определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного.

«Найди лишнее слово»

Чтобы ответить, какое слово лишнее в каждой группе, нужно догадаться, какой признак объединяет остальные среди данных слов.

Пример задания: диван, шкаф, лампа, стол.

Предложите ребёнку поразмышлять вслух!

Пример ответа: Лишняя в этом ряду лампа. Потому что диван, шкаф и стол — мебель, лампа — предмет интерьера. Другой вариант объяснения: лампа может освещать комнату, другие предметы из группы — нет.

Вместе находите лишнее четвертое или пятое слово в каждой строчке и объясняйте свой выбор.

самолет, поезд, вертолет, ворона, шмель

километр, миля, миллиметр, дюйм, килограмм

арбуз, земляника, черника, слива, малина

Ученики 3-4 класса и старше без труда выполнят и десяток таких заданий. Дошкольникам и детям 7-8 лет гораздо больше понравятся задания в картинках.

На сайте дети в игровой форме развивают логику и учатся мыслить нестандартно. Выполняйте задания по очереди с ребенком, а потом обязательно предложите ему позаниматься самостоятельно.

«Четвертый лишний» в картинках

найди лишнее слово или предмет задания ЛогикЛайк для детей

Выбери животное, которое не подходит остальным по среде обитания.

кто лишний Рыба Кит Кролик Морской конек

четвертый лишний Вишня Абрикос Яблоко Слива

Подсказка: внутри каждого плода есть …

что лишнее Грузовик Велосипед Скутер Машина

Можно просто посмотреть ещё примеры заданий или начать онлайн-занятия на платформе ЛогикЛайк.

лишний предмет Телефон Блокнот Планшет Ноутбук

четвёртый лишний Флейта Скрипка Дудочка Труба

Смотрите также:

  • Искать пристанища как пишется
  • Искать в потемках как пишется
  • Искать в одиночку как пишется слитно или раздельно
  • Искатель сильных ощущений сочинение каменского белинский виссарион григорьевич
  • Исказить как пишется правильно