Цели.
• Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
— работать с текстом сказки.
• Научить:
— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.
Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.
— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.
— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,
— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*
— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…
И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.
2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с
которыми мы познакомились.
2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
- Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной
волшебной сказки обязательно повторятся в других
волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” |
Признаки волшебной сказки |
||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… |
Волк в коня и Е.П. |
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, |
Серый волк |
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
Живая и мертвая вода. |
Особенности волшебной сказки |
||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. |
Третий младший сын царский. |
Повторы событий (троекратные) |
Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
Три ночи караулили сыновья.
Три Три испытания…
Трубы затрубили три раза… |
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания |
Не проспать, выполнить волю, просьбу отца. Выполнить наказ волка. |
Поединок | Есть | Нет |
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. |
Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
- Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………….
5.3. Самооценка.
— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…
6. Организованный конец урока.
— Спасибо за работу. 9 слайд
— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
— Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к
уроку.
Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 72-73.
УКМ «Перспектива»
1. Что вас удивило в этой сказке? О какой мечте в ней говорится?
В этой сказке меня удивили невероятные возможности друзей Дурня, а также сам летучий корабль.
В ней говорится о давней мечте человека научиться летать.
2. Какими были старшие братья? Как они поступили со старичком?
Старшие братья были грубыми и несдержанными. Они обругали старичка и прогнали его прочь.
3. Каким был младший брат? Какие черты его характера вам запомнились? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
Дурень был вежливым: он поздоровался со старичком, говорил с ним уважительно, спрашивал совета.
Он был добрым и щедрым. Он разделил со старичком краюху, которая превратилась в каравай.
4. Почему старичок помог младшему брату? Выберите правильны ответ.
Выбираем ответ: Потому что младший брат с уважением относился к старшим.
5. Прочитайте диалог младшего брата со старичком. Объясните смысл выражения старые люди бывалые, сведущие.
Это слова Дурня. Он считал, что у старых людей есть чему поучиться, потому что они много знают, ведают, у них огромный опыт.
6. Как вы понимаете фразу дурень стариковы слова мимо ушей не пропускает?
Эта фраза означает, что Дурень внимательно слушал старика и запоминал его советы.
7. Перечитайте эпизод, в котором рассказывается, как делался корабль. Найдите опорные слова и перескажите текст.
Опорные слова к эпизоду: верхушкой в облака, царь обещал, дело мудрёное, не сладишь, старые люди бывалые, отеши сосну с боков, обделывай с концов, не грех передохнуть, краюха чёрствая, каравай, кусок холста, сажай всякого встречного.
Пересказ текста про строительство корабля для 3 класса
Пошёл Дурень в лес. Выбрал сосну высокую, верхушкой в облака упирающуюся, и срубил её.
Тут вышел к нему старичок и стал спрашивать, что Дурень делает. Вежливо поздоровался со старичком Дурень и рассказал, что царь обещал дочь замуж выдать за того человека, кто летучий корабль построит.
Сказал старичок, что дело это мудрёное и может Дурень с ним не сладить. А Дурень давай у старичка совета спрашивать, говоря, что старые люди бывалые и много знают.
Не отказал старичок и показал, как сосну с боков отесать. Сделал это Дурень. А старичок говорит сосну с концов обделать. И это сделал Дурень.
Старичок кушать захотел, а Дурень чёрствую краюху достал. Но старичок подержал краюху и превратилась она в каравай.
Стали они паруса из холста приделывать. Как приделали, велел старичок Дурню в корабль садиться и всех встречных подбирать. Тут и полетел Дурень.
8. Какие друзья появились у младшего брата? Перечислите их и расскажите, что они умели делать.
- Слухало. Слышал, что на том конце земли делается.
- Скороход. За три шага весь свет перешагивал.
- Стреляло. За тысячу вёрст цель видел.
- Объедало. Мог гору еды съесть.
- Опивало. Мог озеро выпить.
- Человек с хворостом. Из хвороста мог армию сделать.
- Холодило. Соломой всё заморозить мог.
9. Обсудите с другом основную мысль сказки и соотнесите её с пословицами.
Основная мысль сказки: Будь вежлив с другими и обретёшь друзей и помощников.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Друзья помогли Дурню победить царя.
Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь. Подбирал Дурень всех встречных и помогли они ему.
Прежде помоги себе сам, а потом от товарища помощь принимай. Дурень сам построил корабль, а потом принял помощь от друзей.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. Каждый встречный был добрым человеком, который пригодился Дурню.
10. Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?
Заголовок отражает содержание, ведь в сказке говориться о постройке летучего корабля.
11. Найдите и перечитайте концовку сказки. Как вы понимаете значение слова Вершить?
Вершить — творить, совершать что-то великое, важное, нужное людям.
12. По каким признакам сказку «Летучий корабль» можно отнести к волшебным?
Признаки волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»
- Имеется начало, концовка, троекратные повторы (три задания царя).
- Есть волшебные превращения: краюха стала караваем.
- Есть волшебные помощники: встречные, которых подобрал Дурень, старичок в лесу.
- Есть волшебные существа: попутчики Дурня обладали волшебными способностями.
- Есть волшебные предметы: корабль, солома, хворост.
- Есть испытание, которое должен пройти герой: построить корабль.
- Есть противопоставление добра и зла: испытания царя, победа над царём.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Какие сказочные приметы есть в сказке «Летучий корабль», примеры?
Сказочные приметы:
Волшебные превращения
Волшебные помощники
Волшебные предметы
Троекратные повторы
2 ответа:
6
0
В русской народной сказке «Летучий корабль» присутствуют все вышеуказанные приметы. По сюжету произведения царь издает указ построить летучий корабль и обещает выдать дочь за умельца. С этим заданием справился простой Дурень, а помог ему старичок. Когда Дурень прилетел на волшебном корабле, царь не захотел выдавать за него дочь. Он стал придумывать для Дурня другие задания, с которыми он успешно справился. В итоге Дурень разбил царское войско и женился на царевне.
<hr />
Сказочные примеры в сказке «Летучий корабль»:
- Волшебные превращения: черствый хлеб стал караваем, хворост превратился в войско;
- Волшебные помощники: старичок, который помог построить летучий корабль и попутчики, помогавшие справиться с заданиями.
- Волшебные предметы: летучий корабль, хворост, солома, дарящая холод;
- Троекратные повторы: три сына у старика, три дня топили баню, три испытания царя.
Кроме этого в конце сказки добро побеждает зло.
<hr />
3
0
Замечательная русская народная сказка «Летучий корабль» несомненно относится к волшебным сказкам, потому что в ней мы находим многочисленные сказочные приметы, которые свойственны именно волшебным сказкам.
Разберем сказочные приметы в сказке «летучий корабль» по порядку.
Есть ли в сказке волшебные превращения? Есть. Например черствый хлеб становится ароматным караваем. Хворост в конце сказки превращается в войско.
Есть ли в сказке волшебные помощники? Есть. Это старичок в лесу, который помог построить летучий корабль. Это странные попутчики, каждый из которых мог совершить что-то необыкновенное.
Волшебные предметы в сказке тоже имеются. прежде всего это сам корабль, который мог летать. Потом назовем солому, которая дарила холод, и хворост, который становился войском. А также живая и мертвая вода — это тоже волшебные предметы.
Троекратные повторы — три сына было у старика в начале сказки. Три дня топили баню, чтобы зажарить Дурня. Три задачи-испытания давал Дурню царь.
Ну и самое главное — добро победило.
Читайте также
Так как мы прочитали эту сказку и составили в одном из лягушками стал питаться, а летом и ранней осенью орешками, да ягодами себя баловать. Так потихонечку его жизнь наладилась, хотя от охотников, как и многих других животных, что пришли на то собрание, все равно не уберегла, отчего и попали многие, как и наш енот, в Красную Книгу!
Русский язык такой многообразный, имеет множество фольклеров.
Интересными и незатейливыми являются докучные сказки.
Бытует мнение, что они появились тогда, когда рассказчику попросту надоело рассказывать, придумывая новые сказки, вот и появились сказки в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Таких сказок существует огромное множество.
Приведу примеры докучных сказок.
<hr />
1Филину
2Муравьям
3Кузнечику
4Ребятам
5Березе
6Девочке
7Старушкам
Спасибо), я даже сказку прочитала. Но вот не могу я никак понять кто восьмой. Луч помог девочке цветочек оживить, может и его считать. Или еще в начале он осветил увядшую траву и деревья, может это считается.
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» в силу жанра не поделена на главы, потому решить, какие три смысловые части в этом произведение имеются, и озаглавить их придется самостоятельно. Я предлагаю такой вариант:
- Как Иван-царевич пересмотрел свои относительно верховой езды. В этой части описана причина похода в дальние страны Ивана-царевича и его знакомство с волком. О главном герое из этой части повествования можно узнать то, что он почтительно относится к старшим и превосходящим его по интеллекту и опыту персонам.
- Приключения дуэта. Тут описываются приключения волшебного и очень хитрого волка и его нерадивого напарника. Иван-царевич предстает как смелый, но не всегда внимательный ученик.
- Непростой путь домой. Все противники Ивана-царевича меркнут в сравнение с его завистливыми братьями, но серый волк и тут спасает нашего героя. В этой части сказки Иван предстает как нормальный человек, который при всех его сказочных странностях, не ожидает подлости от близких и защитить от нее его может только сказочный персонаж.
Главный герой произведения, простите, человек из народа — самый обычный парень. Столкнувшись с чудесами, он полагается на помощь магического волка.
В сказке, которая именуется — Зарядка для хвоста есть главная мысль, а также то, чему стоит поучиться. Главной мыслью является то, что если кто-то хочет стать выносливым и сильным, то нужно делать зарядку по утрам. Чему учит сказка: Сказка учит тому, что нужно с утра делать зарядку и начинать утро именно с нее. Она придает бодрость и заряд сил. Именно она позволяет находить выход из различных ситуаций и принимать решения, которые могут быть оригинальными. Также, при определенном желании можно придумать что угодно, исходя из сказки — даже зарядку для хвоста.
Персонажи сказки
В русских народных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Об их характерах можно написать в читательском дневнике. Основные персонажи произведения:
- дурень;
- старичок;
- попутчики;
- царь;
- старик и старуха;
- старшие братья.
Дурень был младшим сыном старика и старухи. На него никто не обращал внимания, из-за этого ему приходилось периодически даже голодать. А на самом деле он не так прост, каким казался. Этот юноша был добрым и отзывчивым, а также храбрым. Старшие братья таким поведением не отличались.
Старичок встретился дурню в лесу. Он не помог грубым людям, но обходительный юноша заслужил его доверие. Оказалось, что старичок был волшебником. Встретились младшему брату и другие попутчики: Стреляло, Слухало, Объедало, Холодило, Скороход, Опивало и Человек с хворостом. У каждого из них был особый талант, они помогли дурню выполнить все поручения царя.
Правитель той стороны представлен в сказке как глупый и жадный человек. Он не умел держать своего слова, пытался обмануть младшего брата.
Его поступки заслуживают наказания — в результате царя выгнали из дворца. А на царевне в конце сказки дурень женился.
Краткое содержание
Лучше понять героев «Летучего корабля» поможет краткое содержание сказки. Жили на свете старик и старуха, у них было три сына. Старшие были умными, а младшего все считали дурнем. Прошёл по той стороне слух, что царь хочет выдать свою дочь замуж за того, кто построит ему корабль, на котором можно летать. Тогда отправились старшие братья во дворец, чтобы попытать счастья. Старуха дала им с собой свежего хлеба, водки и благословила на дальнюю дорогу.
Дошли они до леса, нарубили деревьев и не знали, что с ними делать дальше. Вдруг подошел к ним старичок и попросил поделиться с ним едой. Братья посмеялись над ним и прогнали. Пришлось вернуться домой без ничего, так как не смогли они построить корабль. Тогда в путь решил отправиться младший брат. Посмеялись над ним старшие и родители, дали ему краюху чёрствого хлеба и флягу с водой.
Отправился дурень в лес, срубил дерево, вдруг подошел к нему старичок. Юноша поделился с ним черствым хлебом и водой, и внезапно они превратились в белые караваи и водку. С помощью волшебства помог старичок дурню построить корабль и наладить ему паруса. Отправился младший брат в путь на летучем судне. Старичок ему приказал подбирать на корабль всех прохожих.
Полетел юноша на корабле, вдруг увидел на земле человека. Он назывался Слухало и сказал, что слышит всё на свете. Путь они продолжили вместе. По дороге им встретились еще несколько человек, у каждого была своя особенность:
- Скороход — бегает быстрее всех;
- Стреляло — метко стреляет;
- Объедало — очень много ест;
- Опивало — может выпить целое озеро;
- Человек с хворостом — делает войско из палок;
- Холодило — умеет напускать холод.
Вместе прилетели они к царю, но тот не захотел отдавать дочь за простого мужика. Решил он тогда заставить их выполнять несколько заданий. Первое — принести живой и мёртвой воды. Скороход побежал выполнять это задание, но по дороге он уснул. Его храп услышал Слухало, позвал Стреляло, тот разбудил его стрелой.
Царь задал второе задание — съесть 20 быков и 40 буханок хлеба. С этим справился Объедало. А сорок ведер пива выпил Опивало. Выжить в растопленной докрасна бане дураку помог Холодило.
Когда царь хотел пойти войском на мужиков, Человек с хворостом одолел его помощью своих солдат. Подлого правителя выгнали из страны. А дурень наконец-то смог жениться на его дочери.
Герои мультфильма
По мотивам сказки был снят мультфильм. Но он немного отличается от оригинала.
Основные герои мультика «Летучий корабль»:
- царь;
- царевна Забава;
- боярин Полкан;
- Иван;
- водяной;
- бабки-ёжки.
В мультике у царя была дочь Забава, которую он хотел выдать замуж за жадного и жестокого боярина Полкана. Отца не беспокоило, что девушка хотела полюбить по-настоящему. Он хотел, чтобы она всегда жила в достатке.
Забава — романтичная натура, которая хотела влюбиться в доброго юношу. Она мечтала о маленьком домике со скамьей, кошке и детишках. А злой и отвратительный внешне Полкан вызывал у неё отвращение. Забава могла постоять за себя, она бы не позволила боярину жениться на ней против ее воли. Девушке понравился трубочист Иван. Это был добрый, отзывчивый и трудолюбивый юноша, такой же романтичный, как и она сама.
За его хороший характер ему помог водяной. Это существо жило в озере и мечтало когда-нибудь взлететь в воздух. Бабки-ёжки в мультике — ведьмы, которые знали заветные слова для корабля.
Сравнение сюжетов
В читательском дневнике или конспекте можно написать краткое содержание мультфильма, ведь он отличается от самой сказки. В одном царстве был правитель со своей молодой дочерью. Он хотел выдать её замуж за богатого боярина. В мультике уже был претендент на ее руку, поэтому царь не собирал женихов со всего света.
Но девушка хотела найти свою настоящую любовь. Она мечтала встретить доброго и отзывчивого юношу, с которым могла бы жить далеко от дворца. Однажды ей повстречался такой — трубочист Иван. Этот молодой человек покорил её своим хорошим характером. Тогда Забава поставила своему отцу условие: она выйдет замуж только за того, кто построит корабль, который мог бы летать. Полкан сказал царю, что его богатство позволит купить это судно. В мультфильме царевна уже была знакома со своим будущим супругом и успела его полюбить.
А Иван отправился в лес, где долго думал, как построить корабль. Там он повстречал волшебное существо — водяного. И он решил помочь трубочисту. Водяной дал ему волшебный набор инструментов. С его помощью Иван смог построить корабль. Но судно не хотелось взлетать, так как трубочист не знал волшебных слов. Их могли ему сказать только бабки-ежки. В сказке у юноши было гораздо больше помощников с волшебными способностями.
Тогда юноша отправился дальше в лес, где повстречал этих женщин. Их было много, они пели о своих приключениях и выходках. А в конце сели ступы, сказали волшебные слова и поднялись в воздух. Радостно Иван направился обратно к своему кораблю. Но там его уже поджидал Полкан. Он хотел купить корабль, но трубочист отказался его продавать. Случайно Иван сказал половину волшебной фразы. Тогда люди Полкана схватили его, связали и бросили в реку.
Боярин привел царя к кораблю и сказал, что выполнил его задание, поэтому теперь он женится на Забаве. Правитель зашёл на палубу и произнес половину заклинания, судно зависло в воздухе. Полкан согласился спасти царя только в обмен на корону. В сказке царь не терял своего титула.
В это время Ивана спас его старый друг — водяной. Юноша по трубе забрался в комнату к Забаве и сказал, что летучий корабль построил он. Влюбленные сбежали, забрались по лестнице на корабль, Иван сказал волшебные слова, а Полкан упал с высокой лестницы судна.
Забава с трубочистом улетели, а боярин с царем остались во дворце. А в сказке судьба корабля осталась неизвестной, хотя царевна тоже вышла замуж за дурня.
Анализ произведения
Практически все детские произведения основаны на фантазии и нереальных событиях. В доброй сказке «Летучий корабль» волшебные помощники стали друзьями основным персонажам. Малыши часто не понимают, почему главным героям постоянно кто-то помогает. Но в этом и состоит мораль любой сказки: добрые поступки всегда вознаграждаются.
В «Летучем корабле» персонажи сильно отличались по характеру. Царь, представитель высшего класса, не был добрым, зато был хитрым и умным. Но и он понес наказание, как и старшие братья дурня. Они остались ни с чем, ведь не смогли проявить доброту к старичку в лесу. Так и царя выгнали из его же страны за то, что он не сдержал собственные слова.
В этой сказке скрыта не одна важная тема:
- дружба;
- справедливость;
- верность своему слову;
- проблемы родителей и детей.
Иван самостоятельно не смог справиться с задачей, которую поручил ему царь. Но он подружился с волшебными существами. И за его хорошее отношение к себе они помогли ему построить летучий корабль. Так проявилась сила дружбы, а также справедливость, ведь благородные поступки всегда должны вознаграждаться добром.
Царь не смог сдержать своё слово. Он обещал выдать свою дочь за того, кто построит летающее судно. Но когда он увидел, что это сделал простой мужик, то решил его обмануть. Царь мечтал, что дочь выйдет замуж за богатого человека. Нельзя давать обещания, а потом их не выполнять. За это в любом случае ожидает расплата.
В сказке также затронута проблема детей и родителей. Старик и старуха любили своих старших братьев, ведь они были умнее. А младшего они не воспринимали всерьез, так как считали, что он не сможет сделать ничего толкового. Ему приходилось голодать, у него была плохая одежда. Хорошие родители не будут так обращаться со своими детьми, любого ребёнка они будут любить независимо от его умственных и физических способностей.
Сказка «Летучий корабль» учит детей добру и справедливости. Благодаря этому произведению можно поверить в силу дружбы, истинной любви и волшебства. Самое трудное дело может оказаться простым, если есть хорошие помощники.
Не нужно отчаиваться и бросать всё на полпути. Важно помогать окружающим, и тогда они ответят добром.
Сценарий выпускного праздника. Подготовительная группа. 2022г. По сказке «Летучий корабль».
Участники:
Ведущие, Полкан– взрослые.
Забава, Иван, Водяной и «кувшинки», Гл. Баба Яга и сестрички – дети.
Дети стоят в определенном порядке за занавеской. Звучат фанфары. Выходит воспитатель.
1 Ведущий:Здравствуйте, уважаемые наши гости. Мы рады приветствовать Вас! Сегодня наш детский сад открыл свои двери для традиционного праздника, посвященного нашим маленьким выпускникам, будущим первоклассникам.
2.Вот отчего-то зал притих,
В глазах восторг и грусть немного.
Пусть зал сейчас запомнит их:
Кокетливых и озорных,
Немного дерзких и упрямых,
По-детски шаловливых самых.
Неповторимых, дорогих,
И всех по-своему любимых, и одинаково родных!
1.В зал приглашаются выпускники 2022 года, детского сада №67……………….
Музыка. Вход детей.
Танец.
(в конце дети выстраиваются полукругом)
Стихи:
1.Сегодня провожает всех ребят
Любимый и родной наш детский сад!
Сегодня праздник у всех у нас большой!
Сегодня долгожданный выпускной!
2.Возьмемся за руки как крепкая семья,
Ведь все мы — настоящие друзья!
И всем нам грустно в этот день чуть-чуть!
Как жаль, что дней веселых не вернуть!
3.До свиданья, наши сказки,
Наш веселый хоровод.
Наши игры, песни, пляски,
Все дети: До свиданья, школа ждет!
Песня: «Золотая десяточка»
(после песни, дети садятся на стулья, кроме читающих стихи, Забавуза занавес)
Дети:
1.Мы всех, кто верит в чудеса,
Зовем сегодня в сказку эту.
И волшебство на полчаса.
Вас покорит, сомнений нету!
2.Ведь чудо в каждом есть из нас,
Лишь стоит только потрудиться,
А смелость, ум и доброта,
Помогут нам всего добиться!
(сели на места)
Звучит музыка. В зал входит Забава.
Забава:Здравствуйте,мои друзья,
Очень рада встрече я!
Меня Забавою зовут,
К вам держала я свой путь.
В моей сказочной стране,
На Летучим корабле,
Мы по свету все летаем и про все, конечно, знаем!
Я услышала от ветра, что сегодня детский сад,
Провожает, провожает в школу всехсвоих ребят!
Это значит, что ребята подросли,
И в первый класс должны идти.
Слова волшебные я знаю,
Корабль в небо поднимаю!
(радостно)Сегодня мы не будем горевать,
Будем веселиться, танцевать!
Эй, девчонки, выходите,
Мой любимый танец попляшите!
Девочки берут «ромашки» и строятся на танец в колонку. 4 девочки выходят на середину и рассказывают стихи:
1.Луч поляну осветил,
И ромашки разбудил,
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись…
2.Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой,
Свежею росой душистой.
3.Так качаются они,
Наслаждаются они,
Говорят, что очень скоро
Станем школьниками мы!
4.Я цветок счастливый этот
Подержу ещё в руке.
Может быть, и не всегда я,
Буду всё отлично знать,
Но учиться обещаю,
На «четыре» и на «пять»!
(присоединяются к другим девочкам)
Танец: «РОМАШКИ»
(положили «ромашки», сели, остается Забава)
Забава:Летучий корабльстоит на причале,
Чтоб дружно всем вместе в страну Знаний лететь!
(подходит к окну и встревоженно говорит):
А корабль то исчез!
Как же нам, друзья, теперь в страну Знаний попасть?(отходит в сторону)
Музыка. Входит Полкан (спиной)
Полкан (потирает руки): Вот удача, так удача!
Наконец мне повезло!
Деньги я в мешки запрячу,
полечу на корабле.
Буду самым я богатым в нашей сказочной стране.
Только бы никто не увидел! Только бы никто не увидел!
Ведущий подходит к Полкану и трогает его за плечо.
(Полкан резко поворачивается)
Полкан: Ой, где я, куда попал?
Ведущий: Уважаемый гость, здравствуйте! Вы как- то странно зашли и не представились. Посмотрите, сколько ребят и гостей сегодня в нашем зале. Мы провожаем в школу наших выпускников!
Полкан: Ха, ха, ха не узнали вы меня?
Я – Полкан, богатый самый,
Денег у меня мешки.
Что хочу, то получу, а если нет, тогда куплю!
Ведущий:Вы случайно не видели Летучий корабль? Наши ребята, хотели отправиться на нем в страну Знаний!
Полкан: В страну Знаний? А у меня другие планы на него!Летучий корабль теперь мой, никто не справиться со мной.
(смотрит на Забаву)
Это Забава виновата, так как выбрала Ивана,
И теперь я отомщу!
Это я украл Летучий корабль и спрятал его в надежном месте!
Корабль вам не найти!
В садике оставайтесь,
В школу не собирайтесь!(смеется)
(уходит, Ивана за занавес)
Ведущий: Ребята, что же нам делать? Кто же сможет нам помочь?
Забава:Нам поможет Иван. Это же он построил Летучий корабль! Он знает, где его искать! Давайте его все вместе позовем. Иван!!!!!!
(выходит Иван)
Песня:
Иван:Человек я простой
И скажу не тая,
Что такой красоты
Не видал отродясь.
И теперь дня прожить
Без тебя мне невмочь,
Это ж надо влюбился
В царскую дочь.
Говорить о любви….
Я не мостак.
Ты меня извини…..
Если что не так!
Иван: Здравствуй, Забава! Здравствуйте, ребята!
Слышал я, что детский сад,
В школу провожает ребят!
Для вас в жизни всё будет ново.
Придётся, ребята, учиться,
Трудиться,и снова учиться!
Пусть встреча со школой и классом,
Станет для вас «звёздным часом».
А пока, веселый танец приглашаю станцевать!
Эй, мальчишки, выходите,
И гостей повеселите!
(мальчики и Иван строятся на танец в шеренгу)
Стихи:
1.Как жаль, с друзьями мы простимся,
Но нам не стоит унывать!
Мы в первый класс пойдём учиться,
И будем новой встречи ждать!
2.Пусть нам сопутствует удача,
Пусть нас преследует успех!
Решим мы в жизни все задачи,
На сто процентов, без помех!
«Танец мальчиков»
(сели, кроме Ивана)
(выходит Забава и подходит к Ивану)
Забава:Ты, Иван, нам помоги,
Корабль Летучий отыщи!
Злой Полкан его похитил.
Иван:Ты же знаешь, отыщу и раздобуду,
Что угодно – даже чудо я для друга своего!
Забава: Отправляйся Ваня с ребятами в дальний путь,
И корабль нам добудь!(машет рукой и садится на стул)
Звучит музыка. Ваня идет. В это время выходят Водяной и «кувшинки». Иван останавливается и слушает.
Песня Водяного и маленький танец «кувшинок»
Водяной:Я — водяной, я — водяной,
Поговорил бы кто со мной,
А то мои подружки — пиявки да лягушки!
Фу, какая гадость!
Эх, жизнь моя — жестянка!
Да ну ее в болото!
Живу я как поганка,
А мне летать, а мне летать, а мне летать охота!
Водяной(грустно):
Ах, как мне надоело здесь сидеть,
Да на это болото глядеть!
Я тут сижу на самом дне,
Никто не спустится ко мне.
Иван (кланяется и весело говорит):
Здравствуй, друг мой Водяной!
Водяной (радостно):
О! Ванюша друг, привет!
Сколько зим и сколько лет!
В гости ты ко мне пришел,
И ребят с собой привел?
На Летучим корабле,
Ты с ребятамилетаешь?
Про моря, леса и горы,
Верно все должно быть знаешь?
Иван (печально):
У нас с ребятами беда!
Полкан в детский сад приходил,
Летучий корабль утащил!
Ты случайно не видал?
Корабль здесь не пролетал?
Водяной:
Нет, друзья, не видел я!
К бабам Ежкам вы идите,
Про корабль у них спросите!
Иван:Вот спасибо,Водяной!
Чтобы тебя повеселить,
Чтоб ты перестал грустить,
Потанцуем мы сейчас,
Пустимся в веселый пляс!
Эй, ребята, не зевайте,
И на польку все вставайте!
(дети выходят на Польку)
Танец «Полька»
(сели, кроме Ивана, бабки Ежки подвязывают платки и готовятся к выходу)
Иван: К бабкам Ежкам надо поспешить,
И про корабль у них расспросить!
(отходит в сторону и наблюдает)
Выход бабок Ежек.
Иван (кланяется):
Здравствуйте, бабулички,
Здравствуйте, Ягулички!
1 Баба Яга (радостно):
О! Ванюша, друг, привет!
Сколько зим и сколько лет!
2 Баба Яга:
В гости к нам ты пришел,
И ребят с собой привел?
3 Баба Яга:
На Летучем корабле,
Ты с ребятами летаешь?
Про моря, леса и горы,
Верно все должно быть знаешь?
Иван (печально):
У нас с ребятами беда!
Полкан в детский сад приходил,
Летучий корабль утащил!
Вы ведь по небу летали,
Наш корабль не видали?
Все: Видали!
1 Баба Яга:
На земле Полкан стоит,
Летучий корабль толкает,
А чтобы взлететь, слов волшебных, не знает!
Иван: Вот спасибо вам, Ягули!
Поскорее с ребятами пойдем,
Летучий корабль найдем!
А вам, бабушки, за вашу помощь мы песню про Первоклашек подарим!
(дети выходят на песню в полукруг)
Стихи:
1.За окном щебечут птицы,
Сыплет звездочки сирень.
С детским садиком простимся,
В этот теплый майский день.
2.До свидания, наш садик,
Воспитатели, друзья!
Все за нас сегодня рады,
Но у мам блестят глаза.
3.Не волнуйтесь, наши мамы!
Мы же вас не подведём.
Теплой осенью мы сами,
В школу весело пойдём!
4.Нас учительница встретит,
Мы найдём себе друзей.
С каждым годом ваши дети,
Будут лучше и взрослей!
Песня: «Первоклашка»
(сели)
Звучит музыка. В зал входит Полкан и тащит Летучий корабль.
Полкан: Ух! Ничего не понимаю! Мой корабль не взлетает! Уж я и разбегался и воздушные шары привязывал – ничего! Что происходит? Долго мне его еще таскать на себе? Может он вовсе и не Летучий?
(пытается толкать корабль с разных сторон)
(выходят Забава и Иван)
Иван: Здравствуй, Полкан.
Ничего у тебя не получилось,
Желание твое не сбылось!
Забава:Наш корабль не простой.
У него закон такой:
Дружба, честность, доброта,
Помогут в жизни нам всегда!
Полкан: Ну и забирайте свой корабль! Не нужен он мне! Я себе что-нибудь получше куплю!
(уходит)
Забава:
Корабль летучий крылья поднимает,
Ребят на борт он приглашает.
А волшебные слова такие:
Иван и Забава вместе:
Детский сад, прощай!
Здравствуй, школа!
В добрый путь!
Иван:
Ребята, давайте скажем эти слова все вместе.
(все дети «заходят в корабль», повторяют слова все вместе)
Ведущий1: Вот и настал прощанья час –
Вам скоро в школу собираться,
Идти с друзьями в первый класс.
Как жалко с вами расставаться!
Ведущий2: И хоть сегодня каждый рад,
Что стали вы умнее, старше,
Не забывайте детский сад
И заходите к нам почаще!
(дети выходят из «корабля» и встают полукругом)
Стихи:
1.Куклы, мишки и игрушки,
Грустно смотрят на ребят.
До свидания игрушки,
До свидания детский сад.
2.В сумке новые тетрадки,
Буквари, карандаши.
До свидания игрушки,
Мы уже не малыши!
3.Стрелой промчались годы,
И школа ждет ребят.
Лишь тихим хороводом,
Мелькнет вдали детсад.
4.Пускай мы расстаемся,
Здесь не забудут нас.
На память остается,
Прощальный этот вальс!
Танец: «Вальс»
(После вальса, дети встают полукругом)
5.Подойдет неслышно осень,
Лист нарядный с ветки сбросив.
По дорогам золоченым не спеша сентябрь придет,
Для мальчишек и девчонок начиная школьный год!
Песня «До, свиданья детский сад»
(Раздать детям букеты цветов)
Стихи:
1.Ну, вот и все, пришла пора проститься,
И школа ждет вчерашних дошколят.
Все впереди у нас, но только в детский садик,
Нам никогда уже не возвратиться!
2.Мы сегодня расстаемся с вами,
Грустно нам, ну что и говорить,
Мы пришли в последний раз с цветами,
Чтобы за все благодарить!
3.Сотрудникам нашего детского сада,
От шумной и любящей вас детворы,
Примите, пожалуйста, эту награду:
Все дети: Наши улыбки и эти цветы!
(Вручение цветов, дети садятся на стулья, слово заведующей, дипломы, альбомы и т. д.)