«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина
ТЕСТ
1. Источником для «Песни…» послужили:
А) древнерусские летописи;
Б) русские народные сказки;
В) исторические песни.
2. «Песнь…» является:
А) самостоятельным литературным произведением;
Б) поэтическим пересказом древнего текста;
В) стилизацией фольклорного произведения.
3. Определите жанр «Песни…»:
А) былина;
Б) поэма;
В) баллада.
4. С какой целью А. С. Пушкин использует в «Песни…» архаизмы (секира, тризна и др.)?
А) следует за летописью;
Б) стилизация под язык эпохи;
В) создание правдоподобного фона.
5. Олег был князем города:
А) Суздаля;
Б) Москвы;
В) Киева.
6. Олег подъехал к волхву, чтобы узнать:
А) скоро ли он станет известен всему миру;
Б) когда у него родятся дети;
В) время и причину своей смерти.
7. У древних славян Перун — бог:
А) грома и молнии;
Б) солнца;
В) войны.
8. Что предсказал старец князю Олегу?
А) бедность и разорение;
Б) смерть в бою;
В) смерть от коня.
9. Какой момент «Песни…» можно назвать кульминацией?
А) предсказание кудесника;
Б) исполнение предсказания;
В) гибель коня.
10. Какой художественный приём использует автор, повторяя стихи:
Они (бойцы) поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…
А) гипербола;
Б) рефрен;
В) сравнение.
11. Литературоведы считают, что А. С. Пушкин в фразе:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен—
Говорит о:
А) духовной свободе поэта;
Б) смелости волхва;
В) неприязни волхва к князю.
12. Определите стихотворный размер в следующих строках:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
А) ямб;
Б) хорей;
В) дактиль;
Г) амфибрахий.
Ответы.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
А |
А |
В |
Б |
В |
В |
А |
В |
Б |
Б |
А |
Г |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
А |
А |
В |
Б |
В |
В |
А |
В |
Б |
Б |
А |
Г |
Способы изображения характеров
в «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии. Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь…», запечатлено в истории с давних времен. О нём сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником. Пушкин любил и знал Историю.
В «Песни о вещем Олеге» он отразил тему рока, неизбежности судьбы. Автор восхищается силой и мужеством князя: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне.
Олег показывается в «Песни…» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не всё в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься.
Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег: Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава – отрада; Победой прославлено имя твоё: Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. …Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего… Но примешь ты смерть от коня своего.
Предсказатель – «вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», он предстаёт перед нами как человек, который всегда говорит правду, не зависит от чьего-то мнения. Ему нечего бояться, он многое видел на свете: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе… Олегу кажется, что он сможет уйти от злого рока, и он отсылает коня, пытаясь избавиться от угрозы смерти: Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время: Теперь отдыхай! Уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся – да помни меня. Вы, отроки други, возьмите коня… Но через много лет, когда князь думает, что опасность миновала, потому что его конь мёртв, судьба настигает Олега: Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала! Из мёртвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Пушкин представляет коня таким же сильным и смелым, как и его хозяин. Он верен Олегу, который ценит его преданность: И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой…
…А где мой товарищ? – промолвил Олег, – Скажите, где конь мой ретивый? А. С. Пушкин показывает, что у каждого человека в жизни есть своё предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно. Ведь друзья всегда помогут, не бросят в беде, настоящими друзьями нужно дорожить.
Сюжет и язык «Песни о вещем Олеге» завораживает, запоминается, надолго оставаясь в сердцах, наводит на серьёзные мысли о смысле жизни, о роли человека.
Презентация на тему: » А.С.Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» Поэтический пересказ древнего летописного текста.» — Транскрипт:
1
А.С.Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» Поэтический пересказ древнего летописного текста
2
Ольга – Олег (Helgi – норманд.) – вещий, знающий, знаменитый; тот, о ком знают. Конь – спаситель (в сказках); конь – неотъемлемая часть мужчины, символ завоевания, подавления. Смерть от коня – расплата за эти завоевания.
3
Художественный текст и исторический объединяют сюжет и содержание.
4
Различия: В летописи Передается историческое событие Краткий ответ летописного волхва У Пушкина Художественный текст; есть авторская позиция; есть добавления Пушкина. Значительная речь волхва; повторы. Пушкин передал свою версию этого события.
5
Волхв (кудесник) произносит предсказание,истину,правду. Кудесник = поэт
6
Подумайте С какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и другие)? К кому в большей степени, по- вашему, относится слово «вещий» (к князю или к кудеснику)?
7
Подумайте, что достигается заменой слова: Первоначальный вариант «престарелый кудесник» «Он по полю едет на смирном коне» Окончательный вариант «вдохновенный кудесник» «Князь по полю едет на верном коне»
8
Выберите правильный ответ: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен.» Пушкин в этой фразе говорит о: 1) духовной свободе поэта от властей; 2) смелости волхва; 3) неприязни волхва к князю. «Песнь о вещем Олеге» – это: 1) историческая баллада; 2) литературная баллада; 3) семейная баллада.
9
Выберите правильный ответ: «Воителю слава – отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда»… В этих строках речь идет: 1)Об Иване Грозном; 2)О Петре I; 3)Об Олеге. Источником для «Песни о вещем Олеге» послужили: 1)Древнерусские летописи; 2)Русские народные сказки; 3)Исторические песни.
10
Пирует с дружиною вещий Олег при звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана…
Конспект урока по литературе на тему:
А. С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» и ее летописный
источник
Учитель: Лях М.С.
Класс: 7а
Цель: познакомить обучающихся с произведением
«Песнь о Вещем Олеге» и летописным источником
К уроку ученики получили задание прочитать балладу А. С. Пушкина и
повторить определение баллады, сделать карточки «Значение незнакомых слов»:
песнь, волхвы, жрец, вещий, праща. Перевести древнерусский текст летописи.
Индивидуальные задания: сообщение о князе Олеге, выразительное чтение фрагмента
летописи (перевод).
ХОД УРОКА
1. Вводное слово учителя
На прошлых уроках мы с вами обогатили свои знания о биографии
Пушкина, о его поэмах. Дома вы прочли балладу «Песнь о вещем Олеге». Сегодня
цель нашего урока: узнать, что такое баллада, проанализировать «Песнь…»;
дать характеристики героям. Определить тему и идею произведения. Поделиться
своими впечатлениями о балладе.
– Запишем в тетради тему урока (тема урока записана на доске): А.С.Пушкин
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема ? в произведении. (Исходя
из записи на доске учащиеся сами определяют цели урока)
2. Теоретическая разминка
Восстановите деформированный текст в учебнике. Проверим себя.
Сделаем вывод: в чём особенность изучаемого произведения?
Пушкин всегда интересовался историей
русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин хорошо был
знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из
этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила
легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого
пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.
3. Чтение фрагмента летописи (перевод
читает подготовленный ученик)
Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми
странами. Наступила осень, вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он
призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «Отчего суждено мне
умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего
любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда
больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а
себе взял другого. Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он
сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой
конь». Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они
сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и
поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные
солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От
этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла
ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И
«оплакивали его все люди плачем великим», погребли на горе, которая
называется Щековица. До сего дня есть есть там могила Олега. А всего княжил
Олег 33 года.
4. Беседа по прочитанному
Баллада называется «Песнь о вещем Олеге».
– Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (Высокое,
торжественное звучание, память о прошлом)
– А кто такой Олег? (Обычно про Олега дети говорят, что это князь). (Слайд 5)
На репродукции изображен князь Олег.
5. Сообщение обучающегося
Послушаем небольшую историческую справку (ученик
зачитывает карточку-информатор)
Карточка-информатор
Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, который перенёс
столицу из Новгорода в Киев и подчинил своей власти славянские племена. В 907 году
он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград).
Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил
с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право
беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости
заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег
возвратился в Киев, ликующие киевляне, «…дивясь храбрости, уму и богатству»,
нарекли его Вещим.
А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий»
устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).
Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с текстом баллады.
Не видите ли вы какого-либо противоречия? (Обычно дети говорят о том, что
«умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи) – Почему
же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным
событиям, составляющим сюжет баллады.
6. Работа в тетради: Расположите
события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно,
через 3–4 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так:
1.
Предсказание
2. Разлука с конем
3. Возвращение на Родину
4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
5. Появление змеи
6. Гибель князя
Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с
летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из
летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с
предсказания кудесника)
7. Физкультпауза
Литературу любим мы, друзья, |
Руки – вверх, потом – направо |
11. Задание по вариантам (проследите по тексту):
(Сначала обсуждение в парах)
Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность
повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план. Перечитаем
сцену встречи князя Олега с кудесником (слайд 9). В 1899 году вышло юбилейное
издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В. М.
Васнецов. Одна из них перед вами.
1 вариант – какие черты старца
говорят о том, что князь не мог не послушаться его совета?
2 вариант – как в речи волхва переданы особенности его характера?
(Звук на слайде 9)
Обсуждаем выполнение задания.
А как князь относится к предсказанию кудесника? (Читаем и
комментируем строфу
Итак, всего лишь предсказание – и что делает Олег? (Меняет коня) Кем
был для него конь? (Верный друг) Доказательства из
текста поэмы.
– Как прожил свою жизнь Олег?
– Всегда ли достойно себя вел?
– Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного
человека).
Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое
предсказание! Князь умер от коня! (Древние славяне считали, что убитый в
загробном мире становится рабом убийцы)
(На доске схема):
За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко?
(Основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался
предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)
Сможете теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (Тема
судьбы) – Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт
с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её
огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни
я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего…».
Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не
сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!)
Идея произведения в чем? (Помните, мы говорили, что поэт в
России – пророк, предсказатель, он знает будущее и борется за него). Напомню,
что стихи написаны в ссылке. Что могло волновать ссыльного Пушкина? Каким
должно быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте?
(В ссылке Пушкин размышлял о свободе поэта, родственного в своём пророческом
даре древним волхвам)
12. Подведение итогов.
Итак, что же общего между жанрами летописи и баллады и чем они
отличаются друг от друга? (Можно по группам)
В тетради сделать таблицу:
Летопись |
Баллада |
Общее: |
|
Различия: |
|
Прозаическое |
Поэтическое |
(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом
событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое,
использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие
от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ,
повлиять на читательское отношение к герою.)
– Знаете ли вы, что во время Гражданской войны и в красных, и в
белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив… «Песнь о вещем
Олеге»? Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения и
отличался одной строкой (слайд 15)
Тест:
1. Основой «Песни о вещем Олеге» является:
А)
народная легенда,
Б) летописное предание,
В) Житие Олега.
2. Жанр «Песни о вещем Олеге» – это
А)
сказ,
Б) баллада,
В) новелла,
Г) поэма.
3. Кому принадлежат эти слова в «Песне о вещем Олеге»: «…Волхвы не
боятся могучих владык…»?
А)
Игорю,
Б) Олегу,
В) Кудеснику.
4. Кто предсказывает Олегу судьбу? (По «Песне о вещем Олеге»)
А)
Ольга,
Б) Кудесник,
В) Игорь.
Ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – В, 4 – Б.
13. Домашнее задание:
1)
подготовить выразительное чтение наизусть 1–7 строфы баллады;
2) устно ответить на вопрос: почему «Песня о вещем Олеге» стала гимном русского
воинства?
3) Письменная работа (вопрос по выбору): Какие чувства и мысли вызвало у вас
стихотворение Пушкина. Какова, на ваш взгляд, идея «Песни…»?
«Летописный источник «Песни о Вещем Олеге»»
1. Знаменитый памятник древнерусской литературы. 2. Основа баллады А. С. Пушкина. 3. История героя и страны. «Повесть временных лет» — знаменитый памятник древнерусской литературы. Она представляет собой летописный свод, рассказывающий об истории страны, обо всем, что происходило на русской земле. Такие памятники древнерусской литературы представляют интерес не только для историков, но и для художников слова — писателей и поэтов. Многие авторы не раз обращали свой взор на наследие предков. Не обошел своим вниманием «Повесть временных лет» и Александр Сергеевич Пушкин.
Один из периодов творчества Александра Сергеевича совпал с таким направлением в литературе, как романтизм. Романизм бросал вызов закону разума. Личность в произведениях романтиков всегда оставалась свободной, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазии, сюжеты их порой были очень сказочны, необыкновенны. В их произведениях все было фантастично: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.
Таких героев, которых рисовали романтики, встретить в обыденной жизни было просто невозможно. Литературный язык такого периода, как романтизм, также отличался яркостью, пышностью, величавостью, он был насыщен самыми неожиданными приемами.
К этому направлению можно отнести и такой жанр в литературе, как баллада. Вообще баллада играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Именно в этот период Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге» (1822). Материалом для произведения послужило событие; взятое из истории родной страны поэта. Пушкин обращается к «Повести временных лет», которая рассказывает о важнейших событиях IX века: призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом, о его княжении, приводятся тексты договоров князя с Византией и народные предания о нем: рассказ о походе на Царь- град с эпизодами фольклорного характера.
В летописи сохранилось и предание о смерти Олега. Князю повстречался волхв, который предсказал ему смерть от любимого коня. Олег же дожил до смерти коня и пожелал увидеть кости уже погибшего животного. В тот самый момент, когда Олег уже был уверен, что предсказание оказа- лось лживым, из черепа мертвого коня выползла змея и ужалила его. В соответствии с каноном жанра летописец заканчивает повествование сценой оплакивания князя: «оплакивали его все люди плачем великим». Этот летописный эпизод и лег в основу баллады. Пушкин в летописи стремился угадать «образ мыслей и язык тогдашних времен», чтобы передать его как можно ярче и полнее, более «выпукло».
То, что в основе сюжета «Песни 6 вещем Олеге» лежит летописный рассказ, играет важную роль: Пушкин старается быть исторически достоверным, для него очень важно отобразить реальные события. Для этого он вводит исторические реалии: Воителю слава-отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда… И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе.
Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;
Если сравнивать «Песнь о вещем Олеге» с балладами других авторов, то пушкинская представляется мне более национальной, более народной. Строки баллады подтверждают это. Их тем ного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник…
Произведение насквозь пропитано русским колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени. Автор старается как можно точнее передать эти чувства. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю, И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего
Князь верит предсказанию и просит увести коня подальше — на господские поля. Олег приказывает хорошо заботиться о его верном друге. Проходит время, Олег храбро сражается с врагами и однажды на пире вспоминает о своем верном друге-коне. Дружинники сообщают князю о том, что конь давно уж умер. Могучий Олег головою попик
И думает: « Что же гаданье ? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.
Автор пытается воссоздать картину прошлого, тщательно вырисовывая все детали. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят: на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости…
Следующие строки баллады наполнены теплыми чувствами главного героя по отношению к погибшему коню. Олег искренне оплакивает его, ведь животное было для него настоящим и, может быть, самым близким другом: Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!»
И все же предсказание сбывается, Олег находит свою смерть именно рядом с конем. «… Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»
Главный мотив этого произведения — мотив предопределенности судьбы. В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала… Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Итак, баллада Пушкина исторически достоверна, и, на мой взгляд, главным в данном произведении является не только лиризм, красота, плавность, необыкновенная поэтичность повествования, но и мысль о том, что человек не способен изменить своей судьбы. От нее невозможно уйти. Князь погибает. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.
В этих строках, завершающих балладу, автор показывает читателю не только окончание истории Олега, но и то, как прощается с ним дружина, как бразды правления переходят в руки его близких.
Александр Сергеевич не только рассказывает нам романтическую историю, он показывает сам ход, развитие исторический событий. Пожалуй, именно благодаря таким произведениям, как «Песнь о вещем Олеге», мы проникаемся искренним интересом и любовью к истории своей страны, порой так сухо изложенной в учебниках.
Летописный источник «Песни о вещем Олеге» Пушкина
«Повесть временных лет» — знаменитый памятник древнерусской литературы. Она представляет собой летописный свод, рассказывающий об истории страны, обо всем, что происходило на русской земле. Такие памятники древнерусской литературы представляют интерес не только для историков, но и для художников слова — писателей и поэтов. Многие авторы не раз обращали свой взор на наследие предков.
Не обошел своим вниманием «Повесть временных лет» и Александр Сергеевич Пушкин.
Один из периодов творчества Александра Сергеевича совпал
с таким направлением в литературе, как романтизм. Романизм бросал вызов закону разума. Личность в произведениях романтиков всегда оставалась свободной, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазии, сюжеты их порой были очень сказочны, необыкновенны.
В их произведениях все было фантастично: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.
Таких героев, которых рисовали романтики, встретить в обыденной жизни было просто невозможно. Литературный язык такого периода, как романтизм, также отличался яркостью, пышностью, величавостью,
он был насыщен самыми неожиданными приемами.
К этому направлению можно отнести и такой жанр в литературе, как баллада. Вообще баллада играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Именно в этот период Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге» (1822). Материалом для произведения послужило событие; взятое из истории родной страны поэта. Пушкин обращается к «Повести временных лет», которая рассказывает о важнейших событиях IX века: призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом, о его княжении, приводятся тексты договоров князя с Византией и народные предания о нем: рассказ о походе на Царь — град с эпизодами фольклорного характера.
В летописи сохранилось и предание о смерти Олега. Князю повстречался волхв, который предсказал ему смерть от любимого коня. Олег же дожил до смерти коня и пожелал увидеть кости уже погибшего животного. В тот самый момент, когда Олег уже был уверен, что предсказание оказа — лось лживым, из черепа мертвого коня выползла змея и ужалила его. В соответствии с каноном жанра летописец заканчивает повествование сценой оплакивания князя: «оплакивали его все люди плачем великим».
Этот летописный эпизод и лег в основу баллады. Пушкин в летописи стремился угадать «образ мыслей и язык тогдашних времен», чтобы передать его как можно ярче и полнее, более «выпукло».
То, что в основе сюжета «Песни 6 вещем Олеге» лежит летописный рассказ, играет важную роль: Пушкин старается быть исторически достоверным, для него очень важно отобразить реальные события. Для этого он вводит исторические реалии: Воителю слава-отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда. И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе.
Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;
Если сравнивать «Песнь о вещем Олеге» с балладами других авторов, то пушкинская представляется мне более национальной, более народной. Строки баллады подтверждают это. Их тем ного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник.
Произведение насквозь пропитано русским колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени. Автор старается как можно точнее передать эти чувства. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю, И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего
Князь верит предсказанию и просит увести коня подальше — на господские поля. Олег приказывает хорошо заботиться о его верном друге. Проходит время, Олег храбро сражается с врагами и однажды на пире вспоминает о своем верном друге-коне.
Дружинники сообщают князю о том, что конь давно уж умер. Могучий Олег головою попик
И думает: » Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.
Автор пытается воссоздать картину прошлого, тщательно вырисовывая все детали. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят: на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости.
Следующие строки баллады наполнены теплыми чувствами главного героя по отношению к погибшему коню. Олег искренне оплакивает его, ведь животное было для него настоящим и, может быть, самым близким другом: Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!»
И все же предсказание сбывается, Олег находит свою смерть именно рядом с конем. «. Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»
Главный мотив этого произведения — мотив предопределенности судьбы. В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала. Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Итак, баллада Пушкина исторически достоверна, и, на мой взгляд, главным в данном произведении является не только лиризм, красота, плавность, необыкновенная поэтичность повествования, но и мысль о том, что человек не способен изменить своей судьбы. От нее невозможно уйти. Князь погибает.
Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.
В этих строках, завершающих балладу, автор показывает читателю не только окончание истории Олега, но и то, как прощается с ним дружина, как бразды правления переходят в руки его близких.
Александр Сергеевич не только рассказывает нам романтическую историю, он показывает сам ход, развитие исторический событий. Пожалуй, именно благодаря таким произведениям, как «Песнь о вещем Олеге», мы проникаемся искренним интересом и любовью к истории своей страны, порой так сухо изложенной в учебниках.