Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились о времени. Их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем как жили вельможи. Еще при жизни вельможа строил себе каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому вельможа приказывал изображать на стенах гробниц себя, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше. (Учитель должен обратиться к учебнику для того, чтобы на странице 41 дети рассмотрели изображение дома вельможи.)«Вельможи в Египте в надписях на стенах гробниц рассказывали даже о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны при жизни. Они надеялись, что «в стране мёртвых» сохранят своё высокое положение и будут жить счастливо.Фараон давал вельможам различные поручения. Один распоряжался рабами в царских каменоломнях, откуда привозили строительный камень. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело и заговоре тайных врагов фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну. Четвёртый возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии.Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражники, а так же писцы, которые вели учёт добыли или налогов.В Египте тоже был самый главный человек – его называли фараоном. Во время торжественного приёма он восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных.К правителю Египта подходили и вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.Все почести, которыми правитель одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стене своей гробницы. Мало кому выпадала честь находиться перед самим фараоном. Бывало, при виде его у вельможи от волнения подкашивались ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или мёртв.
- ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
- ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2
КАК ЖИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ В ЕГИПТЕ
Вспомните, каких людей называют ремесленниками (см. § 5, п. 1). Чем они занимались?
Ремесленниками называют людей, обладающих определёнными навыками (ремеслом), производящих изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда. Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.
Объясните значение слов:
- Вельможа — знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. В Древнем Египте вельможи составляли приближенное к фараону сословие советников и военачальников.
- Писец — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике и грамоте письма. Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов, сборщиков налогов и других административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.
- Налог — обязательный и безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами власти, в целях обеспечения деятельности государства и органов управления. В Древнем Египте сбором налогов занимались специальные административные работники — писцы.
- Орошение — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы.
- Шадуф — древнейшая форма колодца-журавля, известного со времён Древнего царства (3460 — 2000 года до н. э.), когда их начали использовать древние египтяне для орошения полей. На одном конце балки — кожаная ёмкость для подъёма воды, на другом — противовес из известняковой глыбы или камней.
- Роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.
- Амулет — предмет, которому приписываются магические силы, и который должен принести счастье или уберечь от потерь.
Опишите:
1. Рисунок «Шадуф» (см. с. 40). Начните так: «Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро…»
Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро для подъема воды. С помощью шадуфа египтянин поднимает воду из нижнего бассейна в верхний. В свою очередь шадуф, установленный над верхним бассейном поднимает воду еще выше, где она может быть использована для орошения незатапливаемых во время разлива Нила полей, полива огородов и садов, и для обеспечения запасов питьевой воды. Это одно из приспособлений, которое наряду с системой оросительных каналов, широко использовалось древними египтянами для увеличения площадей, пригодных для выращивания пшеницы, ячменя, льна, садовых растений и т.д.
2. Настенную роспись «Выжимание сока» (см. с. 39). Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами…»
Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами. Выдавленный виноградный сок через отверстие с трубкой выливается в емкость, откуда его разливают по глиняным кувшинам для изготовления вина.
Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день. Включите в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле (например, пахоты).
Возможный ответ:
Ежегодный разлив Великого Нила завершен. Жрецы объявили сегодня об этом. Действительно, река вернулась в свое русло, а вода, которую мы поймали в ловушку на поле ушла в землю, удобрив ее плодородным илом. Сегодня пришло время пахоты. Запрягу нашу корову под плуг и вперед. Тяжелый сегодня день. Несмотря на то, что земля мягкая и податливая, и пашется легко, я устал уже к обеду. Пора немного отдохнуть и опять за работу. Вот и жена идет, несет наш скромный обед — лепешку, луковицу и сушеную рыбу. Мясо мы едим только по праздникам, да и то не всегда. Ну да ладно, мы и этому рады. Лишь бы нам оставалось что-нибудь после уплаты налога писцу.
Нил дает нам все, что нужно. Богатый урожай, рыбу, строительный материал для дома. Разве вы не знали, что мы, простые египтяне, не живем в монументальных каменных дворцах и храмах, нам не светит богатая и безбедная загробная жизнь и пирамиды для наших тел никто не построит. Мы делаем свои дома из тростника, который растет по берегу Нила. Тростник, обмазанный глиной — на стены. Тростник, связанный между собой — на крышу. Вот и вся хитроумная инженерная конструкция. Подавляющее большинство египтян живут именно так. У них, как и у нас, практически ничего нет — ни богатств, ни драгоценностей. Выменял у гончара глиняный горшок — уже хорошо. Поменял у ткача рыбу на льняной отрез — вообще замечательно, пойдет мне для схенти (набедренной повязки), да и жена сошьет себе новый калазирис (узкий сарафан).
Использован учебник «История Древнего мира. 5 класс», А. Вигасин, Г. Годер, стр. 39
Параграф 7 «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
1. Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?
Каналы и земляные насыпи помогали задерживать на полях египтян воду во время разлива Нила. А чем дольше стояла вода, тем больше плодородного ила оседало на поле. Значит насыпи и каналы помогали увеличить плодородие почвы и урожайность.
2. Рассмотрите рисунки и расскажите, как одевались земледельцы и ремесленники.
Одевались ремесленники и земледельцы довольно скудно. Мужчины носили повязки вокруг пояса, женщины простые белые платья.
Климат в Египте жаркий и много одежды не надо.
Зато все люди любили носить украшения и обереги.
3. Составьте рассказ от имени земледельца о том, как прошёл его день.
Рассказ от имени земледельца о том, как прошёл его день для 5 класса
Меня зовут Бу, я земледелец в Египте, и сегодня я расскажу, как проходит мой день, когда кончается разлив божественного Нила.
Рано утром я проснулся в своей маленькой хижине из тростника. Циновка моей жены уже пустовала, она встала ещё раньше, чтобы приготовить лепёшек на завтрак.
Наскоро перекусив лепёшками и запив их простой водой, я поспешил на свой участок. Сегодня был ответственный день. Мне надо было вспахать слой плодородного ила, принесённого с разливом, и посадить ячмень.
Я внимательно осмотрел состояние насыпи, кое-где подправил разрушенные паводком склоны, и отправился к загону. Там лениво жевал сено мой кормилец — бык по кличке Анубис. Я запряг Анубиса и погнал его на поле.
Там уже ждала жена с мешком зёрен ячменя. И мы начали привычный труд. Я гнал быка, налегая на плуг. Плуг выворачивал пласты земли. Жена сыпала в борозду зерна и заравнивала их.
Было жарко, но мы только раз остановились на обед, перекусили лепёшками и финиками, и вновь продолжили посев.
Только на закате всё поле было засеяно. Мы помолились богам о хорошем урожае. Ведь большую его часть придётся отдать сборщикам налогов, а того, что останется должно хватить на полгода, до следующего урожая.
Наконец, усталые, но довольные, в полной темноте мы добрались до хижины и без сил упали на циновки. А завтра будет новый день, такой же трудный, как этот.
История 5 класс учебник Вигасин, Годер — Параграф 7 (стр 37-42)
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Автор: А. А. Вигасин, Г. И. Годер.
- Год: 2022.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на страницах 37-42 по всеобщей истории древнего мира за 5 класс. Ответы на задания: 1, 2 и 3.
Учебник — §7.
Ответы 2022 года.
§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Вопросы и ответы:
Объясните значение слов: вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет.
Ответ:
Вельможа — царский советник или военачальник.
Писец — человек, который играл большую роль в Египте. Он вел бумаги, записывал все, что говорил фараон или чиновники.
Налог — плата, которую древние египтяне отдавали в казну.Налог в Египте — урожай или скот.
Орошение — полив полей водой из Нила, во время выхода реки из берегов.
Шадуф — устройство, которое египтяне использовали для подъема воды из реки.
Роспись — изображения и орнаменты, которые демонстрируют людей и животных.
Амулет — небольшие предметы, например, бусины, которые призваны были защищать владельца от несчастий и злых духов.
Опишите:
1. Рисунок Шадуф (см. с. 40). Начните так: «Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди – камень, на другом – кожаное ведро…»
2. Настенную роспись «Выжимание сока» (см. с. 39). Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за веревки, давят виноград ногами…»
Ответ:
1. Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди – камень, на другом – кожаное ведро. Это приспособление необходимо для добычи воды из реки. Оно помогает египтянам, когда река Нил выходит из берегов. На рисунке можно увидеть, как работает шадуф.
Сначала египтяне построили земляную насыпь, а потом, когда Нил вышел из берегов, вода попала в эти насыпи. После – египтяне черпали воду из этих насыпей при помощи кожаного ведра на одном из концов шадуфа.
2. Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за веревки, давят виноград ногами. Рядом с этой бочкой стоят кувшины, куда поместят этот сок. Но, сначала сок из бочки по желобу вытекает в другую бочку. За тем, чтобы сок не пролился, следит специальный человек.
На рисунке также можно увидеть, что у египтян было много винограда. Когда земледельцы выжмут весь сок, два египтянина, которые срывают виноград, положат в бочку еще гроздья.
Составьте рассказ от имени землевладельца, как прошел его день. Включите в рассказ описание одежды землевладельца, его дома, обеда, работы на поле (например, пахоты).
Ответ:
Сегодня я встал рано, вместе с восходом солнца. Для того, чтобы согреться с утра, мы вместе с моей женой растопили печку сухой травой, которую до этого я собирал вместе с детьми. Деревьев в нашем краю мало, поэтому приходится заменять их на траву и навоз.
Нил вышел из берегов, поэтому надо заняться орошением полей. Уже несколько дней мы вместе с моим старшим сыном строили земляную насыпь, чтобы туда попала вода, которой мы могли бы полить наши посевы. Вода уже достаточно отстоялась, поэтому сегодня нужно будет полить посевы.
Обед сегодня был богатым – младший сын поймал много рыбы, которую мы сушили на солнце. А жена собрала с нашей пальмы много фиников, которые мы с удовольствием съели.
Рейтинг
§ 1. Древнейшие люди
§ 2. Родовые общины охотников и собирателей
§ 3. Возникновение искусства и религиозных верований
§ 4. Возникновение земледелия и скотоводства
§ 5. Появление неравенства и знати
ГЛАВА 3
Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей»
§ 6. Государство на берегах Нила
§ 7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
§ 8. Жизнь египетского вельможи
§ 9. Военные походы фараонов
§ 10. Религия древних египтян
§ 11. Искусство Древнего Египта
§ 12. Письменность и знания древних египтян
§ 13. Древнее Двуручье
§ 14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Вопросы внутри параграфа:
§ 15. Финикийские мореплаватели
§ 16. Библейские сказания
§ 17. Древнееврейское царство
§ 18. Ассирийская держава
Вопрос внутри текста:
§ 19. Персидская держава «царя царей»
§ 20. Природа и люди Древней Индии
§ 21. Индийские касты
§ 22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
Вопрос внутри текста:
§ 23. Первый властелин единого Китая
Вопросы и задания к разделу «Древний Восток»
§ 24. Греки и критяне
§ 25. Микены и Троя
§ 26. Поэма Гомера «Илиада»
§ 27. Поэма Гомера «Одиссея»
§ 28. Религия древних греков
§ 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
§ 30. Зарождение демократии в Афинах
Вопрос внутри текста:
§ 31. Древняя Спарта
§ 32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
§ 33. Олимпийские игры в древности
§ 34. Победа греков над персами в Марафонской битве
§ 35. Нашествие персидских войск на Элладу
§ 36. В гаванях афинского порта Пирей
§ 37. В городе богини Афины
§ 38. В афинских школах и гимнасиях
Вопрос внутри текста:
§ 39. В театре Диониса
§ 40. Афинская демократия при Перикле
§ 41. Города Эллады подчиняются Македонии
§ 42. Поход Александра Македонского на Восток
§ 43. В Александрии Египетской
Вопросы и задания к разделу «Древняя Греция»
§ 44. Древнейший Рим
§ 45. Завоевание Римом Италии
§ 46. Устройство Римской республики
§ 47. Вторая война Рима с Карфагеном
§ 48. Установление господства Рима во всем Средиземноморье
§ 49. Рабство в Древнем Риме
Вопросы внутри текста:
§ 50. Земельный налог братьев Гракхов
§ 51. Восстание Спартака
§ 52. Единовластие Цезаря
Вопросы внутри текста:
§ 53. Установление империи
Вопросы внутри текста:
§ 54. Соседи Римской империи
§ 55. В Риме при императоре Нероне
§ 56. Первые христиане и их учение
§ 57. Расцвет империи во 2-м веке
§ 58. «Вечный город» и его жители
§ 59. Римская империя при Константине
§ 60. Взятие Рима варварами
Вопросы и задания к разделу «Древний Рим»
Семь чудес света
С переходом в среднее звено школьная программа детей немного усложняется. Появляются новые предметы, и важно с самых первых дней заинтересовать учеников и дать понять им, что учеба – это не изнурительные занятия, а интересное познание мира.
Так, например, вводится курс по изучению истории, который будет сопровождать обучающихся на протяжении все оставшихся школьных лет. Экзамен по этой дисциплине также многим нужен для поступления в вуз на юриста, архитектора или даже военного переводчика. После этого перед учащимся откроются двери в успешное будущее, где он сможет пойти работать хоть в обычный офис либо податься в военные структуры.
Итак, чтобы успешно освоить этот предмет, нужно сразу вникать в то, что рассказывает учитель, а если же все-таки какие-то моменты были упущены, не стоит расстраиваться. Просто воспользуйтесь готовыми домашними заданиями Вигасина от издательства «Просвещение», где собраны верные ответы ко всем номерам из основного учебника.
Благодаря такому решебнику пятиклассники смогут самостоятельно контролировать правильность выполнения д/з, готовиться к предстоящим урокам и проверочным, а также разбирать новый материал и закреплять изученный.
Какими плюсами обладают ГДЗ Вигасина по Истории Древнего Мира для 5 класса
Первое, что имеет большое значение – это наличие онлайн-версии сборника. Теперь не надо бегать в поисках печатных изданий, а потом носить их везде с собой. На нашем сайте есть любые книги, любых авторов. То есть все готовые ответы в одном месте. Это очень удобно и практично. Также учебно-методический комплекс обладает рядом других достоинств:
- Подробные описания к упражнениям;
- Круглосуточная работа портала;
- Удобный формат поиска;
- Поддержка мобильных устройств;
- Наличие собственного приложения;
- Постоянное обновление материала;
- Соответствие заданий ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту).
Таким пособием могут пользоваться даже взрослые. Например, родители – для проверки уровня знаний своих детей. Или учителя – чтобы разрабатывать свои интересные занятия и делать карточки для индивидуальной и групповой работы на уроке.
Какие разделы включены в решебник по Истории Древнего Мира за 5 класс (авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.)
Все темы полностью отражают содержание основного учебника и раскрывают важнейшие аспекты программы:
- Первобытные собиратели и охотники;
- Земледельцы и скотоводы;
- Счет лет в истории;
- Др. Египет;
- Западная Азия в древ-ти;
- Индия и Китай;
- Древнейшая Греция;
- Возвышение Афин;
- Македонские завоевания;
- Рим и т. д.
Земледельцы
Труд земледельцев кормил все население Египта.
Сеяли преимущественно пшеницу и ячмень.
Из инструментов использовали следующие виды орудия.
Для рыхления земли мотыгу, позднее – деревянный плуг с медным наконечником.
При жатве деревянный серп с вкладышем из кремния, позже – металлический серп.
Чтобы вырастить зерно, из которого пекли хлеб, осуществляли много работ.
• Прокапывали каналы (чтобы вода во время разлива Нила достигала далеких участков).
• Строили плотины (они задерживали воду), чтобы земля была влажной и удобренной.
• Пахали землю – взрыхляли землю с помощью плуга.
• Сеяли зерно.
• Жали – срезали зерно серпами.
• Молотили – отделяли зерно от колосьев. Для этого по зерну прогоняли скот.
• Веяли – отделяли крупные зерна от мякины, семян сорных трав, песчаных частиц, пыли и т.п. (см. Веяние) Для этого в Древней Египте подбрасывали зерно вверх, чтобы ветер унес мякину.
Ремесленники
В Древнем Египте существовало множество ремесел.
Кузнецы изготавливали из меди орудия труда и оружие.
Ткачи ткали и пряли льняное полотно.
Гончары изготавливали глиняную посуду.
Каменотесы занимались обработкой камня. Камень использовали для строительства храмов и гробниц. Плиты подгонялись друг к другу с поразительной точностью, которая удивляет даже современных архитекторов.
Ювелиры делали украшения из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром. О высоте ювелирного искусства представление дают ювелирные изделия, найденные в гробницах (см. Подвеска из гробницы Тутанхамона. Каирский музей,
Кулон в форме ястреба. Гробница Тутанхамона. Каирский музей).
В Древнем Египте существовали также строители, плотники, кожевники, корабельщики.
Жилища
Дома небогатых египтян были сделаны из тростника, обмазанного илом, или из сырцового кирпича, поэтому дома простых египтян не сохранились до наших дней. Кирпичи делали из глины, смешанной с навозом и камышом (см. Сырцовый кирпич).
Пища
Лепешки из ячменя, корневище папируса, овощи (особенно лук).
Иногда сладкие фрукты (финики, инжир, виноград).
Мясо ели только по праздникам.
Основной напиток – пиво. Пили также виноградное вино (о пище древних египтян).
Одежда
Небогатые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна.
Это были набедренные повязки, а также юбки до колен. (Об одежде).