В образе главной героини «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин воплотил народный идеал, в котором гармонично объединились внешняя и духовная красота. Автор наделил сказочную царевну чертами, которые не утрачивают свою ценность и по прошествии веков, это доброта, скромность, верность, трудолюбие.
Описание героини
Иллюстрация А. Куркина
В сказке царевна предстает в образе белолицей и чернобровой русской красавицы с мягким и кротким характером. Ей присущи такие качества, как доброта, скромность, порядочность, трудолюбие. А.С. Пушкин сравнивает героиню с цветком, поэтично описывая, как этот цветок постепенно наполняется красотой и, наконец, распускается: «…царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела…» Но красота девушки не способна испортить ее характер, героиня лишена таких черт, как чванливость или высокомерие. Несмотря на знатное происхождение, она ведет себя, как обычная девушка. Ее доброты хватает на всех, с кем сводит ее судьба, она милосердно дарит ее как людям, так и животным.
Царица-мачеха и молодая царевна представляют собой два противоположных полюса. Царица, несмотря на свою красоту, наделена скверным характером и чудовищным самолюбием. Поэт отмечает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свою роль первой красавицы она готова отстаивать даже ценой жизни другого человека.
Иллюстрация А. Куркина
К сожалению, юная царевна становится жертвой жгучей ненависти и зависти со стороны коварной мачехи, которая любыми способами готова избавиться от девушки. Всему виной – красота падчерицы, о которой мачехе поведало говорящее волшебное зеркальце. Поэт с сочувствием описывает изгнание героини из дома, но даже в эти минуты девушку не покидает чувство доверия к людям. Чернавка, которой царица-мачеха приказывает погубить царевну, тронута добрыми словами, с которыми обращается к ней юная царевна. Поэтому она, «в душе ее любя», нарушает приказ царицы, хотя знает, что такое непослушание может стоить ей жизни. Она оставляет девушку в лесу, и та через некоторое время выходит к большому терему, не подозревая, что его хозяевами являются семь братьев-богатырей.
Переступая порог чужого дома, царевна испытывает неловкость: ведь она вторгается в незнакомое жилище в качестве непрошеной гостьи. Но, будучи порядочной и доверчивой, она надеется, что хозяева терема все же окажутся добрыми людьми и не причинят ей зла. К приходу хозяев она решает прибраться в доме и растопить печь.
Иллюстрация А. Куркина
Увидев семерых красавцев богатырей, царевна очень смущается. Для нее становится неожиданностью, что в тереме живут молодые мужчины. Тем не менее, она по всем правилам приличия «честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась; закрасневшись, извинилась». Автор показывает, что девушка религиозна: «засветила богу свечку»; трудолюбива: «всё порядком убрала»; верна своему жениху: «мне всех милей королевич Елисей». Таким образом, благодаря художественному мастерству А.С. Пушкина, происходит превращение сказочного персонажа в идеал, наделенный определенными чертами. Образ царевны еще полнее раскрывается через отношение к ней других действующих лиц. Доброе, братское отношение богатырей, преданность Соколко, любовь Елисея – все это помогает читателю лучше оценить качества героини: нежность, благородство, кротость, доверчивость.
В эпизоде с нищенкой, в которую переодевается мачеха, также проявляется душевность героини, ее сострадание и сочувствие к бедности. Она отгоняется пса и протягивает страннице хлеб, который на Руси считается оберегом и символом жизни. Взамен же получает отравленное яблоко, в котором заключена смерть.
Иллюстрация В. Назарука
Вернувшиеся домой богатыри долго оплакивают ненаглядную «сестрицу», но так и не решаются предать ее тело земле. Вместо этого они кладут ее в хрустальный гроб, который подвешивают в пещере. Возможно, они все еще не верят в происходящее и надеются, что царевна когда-нибудь оживет. И чудо действительно происходит. Волшебные силы природы помогают королевичу Елисею отыскать дорогу к невесте. Юноша разбивает крышку гроба, и его возлюбленная оживает. Смерть оказывается бессильна перед большой любовью, которая живет в сердцах героев.
Несмотря на беды, выпавшие на долю царевны, сердце ее не ожесточается. Даже козни жестокой царицы не способны убить в ее душе веру в людей. Она с достоинством переносит все испытания, обретает семерых братьев, готовых ради нее на любой подвиг, воссоединяется со своим избранником Елисеем.
Роль героини в произведении
Иллюстрация В. Назарука
В образе царевны А.С. Пушкин воплотил черты женского идеала, который сложился еще в дохристианские времена. В женщине с давних времен ценилась не только внешняя, но и внутренняя красота, включающая такие качества, как преданность, нежность, надежность, доброта, трудолюбие, ум, отзывчивость, способность любить. Эти качества не утратили своей ценности и в наше время. Несмотря на изменения положения в обществе, женщина все так же считается символом материнской любви, супружеской верности, хранительницей домашнего очага.
Своей сказкой А.С. Пушкин утверждает, что добро всегда побеждает, а зло оказывается наказанным. Великая сила любви возвращает царевну к жизни, так автор вознаграждает героиню за ее верность, преданность и порядочность. Дело заканчивается свадьбой и пышным пиром. Мачеха же, поняв, что проиграла, умирает от злости. Если нести в мир добро, оно обязательно вернется к человеку, ну а злоба обернется только злом, направленным против самого злодея.
Литература
- Бойко В волшебной пушкинской стране – М.: Альта, 2010.
- Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. -М.: Совершенство,2011.
- Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье: Сказки Пушкина и народная культура. – Волгоград, 2009.
- Непомнящий В. А.О сказках Пушкина.//Пушкин А.С. Сказки. -М.: Проспект,2007.
- Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972.
- Сапожков, С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл/С.В. Сапожков // Детская литература. – 1991.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.8k
План урока:
История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны
Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина
История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной
Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.
Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».
Пушкин с няней в Михайловском
Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны
Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям
В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.
Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.
Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.
Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.
Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».
Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.
Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.
Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.
Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.
Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.
Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина
Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.
Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.
Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки. Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.
Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.
Словарь
Фабула – основа сюжета, история.
Кодекс – закон, норма.
Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).
Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).
Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.
Кручиниться – печалиться, горевать
История царевны из “Сказки о мертвой царевне и семерых богатырях”
Почему-то таких историй в сказках много. Например, такая самая история у Белоснежки. Злая мачеха была у Белоснежки.
Такое же самое приключение в сказке о Госпоже Метелице и о нашем Морозце. В сказке А. Пушкина рассказывается, что царь поехал на войну, а царица села возле окна его ждать. Спустя некоторое время у нее родилась дочурка. Именно в этот день из похода возвратился царь.
Царица от волнения умерла. Остались вдовец с сироткою сами. Наверное, придворные говорили, что не годится царю сидеть самому на троне.
Поэтому через год он вступил в брак снова. Чему-то новая царица невзлюбила малую девочку. Даже не обращала на нее внимания. Так как была очень занятая: каждый день смотрела в волшебное зеркальце.
А пока оно ей не доложило, что царица – не наилучшая в царстве. Выросшая падчерица, стала красавицей. За это возненавидела неродную дочурку капризная царица и приказала убить соперницу. Та царевна была на чудо не только красивая, а и умная, и добрая, и скромная, и трудолюбивая.
Такое бывает, наверное, только в сказке. Поэтому все любили сиротку и желали ей добра. А Чернявка не послушалась хозяйки, а отпустила в лесу девочку на все четыре стороны.
В лесу натолкнулась царевна па избушку. Собака Соколко впустил ее к господам, а там был кавардак. И стала она в доме прибирать, посуду мыть, печь топить, она все умела делать по хозяйству.
И когда хозяева возвратились, то не узнали своего дома. Наверное, они были неряхами, как все ребята. И они пригласили ее к себе в названные сестры.
И все было хорошо, пока мачеха не подошла снова к волшебному зеркальцу. А оно врать не умело и рассказало ей, где жила царевна. И мачеха решила с помощью отравленного яблочка убить красавицу. Ей это почти удалось, но царевна не умерла, а только крепко заснула.
И ее положили в Хрустальный Гроб в глубокой пещере. Там ее нашел жених и оживил. Все закончилось хорошо. Царевна и королевич возвратились к царскому дворцу.
Мачеха из такой неприятности умерла. А молодые поженились. И стали они жить в мире и согласии и молодожены, и отец-царь, и Чернявка, и семь богатырей.
Все, кроме мачехи. А не была бы такая злая, и ей было бы хорошо.
Loading…
История царевны из “Сказки о мертвой царевне и семерых богатырях”