История создания
Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.
Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.
Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:
- борьба добра со злом;
- благородные поступки;
- любовь.
В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.
Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.
Основные действующие герои
В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:
- принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
- принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
- царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
- добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
- старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
- старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.
Краткое содержание
Ознакомиться с содержанием сказки поможет краткий пересказ «Спящей царевны». У многих читателей после знакомства с сюжетом возникает желание прочитать произведение полностью.
Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.
На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.
В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.
Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.
Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.
Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.
Истоки создания сказок о спящих красавицах
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Щербакова Д.И. 1
1МБОУ «СОШ № №31»
Малькова Н.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение 2
Сказка сопровождает человека с самого раннего детства. Под сказку мы засыпали в колыбели. Книгу сказок открывали мы и водили пальчиком по строчкам, пытаясь научиться сливать слоги в уже давно знакомые слова о любимых героях. А в школе сказочные герои раскрывали секреты храбрости и смелости, учили дружбе и послушанию, доброте и любви. Сказка- добрый учитель, который учит нас жить.
Я учусь в 6 классе. В этом году на уроках литературы мы познакомились со сказкой В.А. Жуковского «Сказка о спящей царевне». Обсуждая произведение, мы, ребята, отметили, что нам известны и другие сказки с похожим сюжетом: сказка братьев Гримм «Белоснежка», сказка Шарля Перро «Спящая красавица» и, конечно, сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Во время практической работы мы нашли общие и отличительные черты сказок, а я задумалась, почему сказки, написанные в разное время и авторами разных стран, имеют так много схожих черт.
Мой интерес подкрепила статья в учебнике о литературном «состязании» между В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным во время пребывания в Царском Селе:
Я поставила перед собой цель: выяснить, каков источник сюжета сказок о спящих девушках.
Для достижения цели определила задачи:
1. Познакомиться с фактами из биографии авторов сказок.
2. Узнать историю создания сказок.
2. Провести сравнительный анализ текстов.
3. Выяснить источник общих сказочных элементов.
Объект исследования: сказки о спящих девушках.
Предмет исследования: анализ сказок А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.А.Жуковского «Сказка о спящей царевне», бр. Гримм «Белоснежка» и «Шиповничек», Ш.Перро «Спящая красавица».
Методы исследования:
общетеоретический: изучение различных источников по выбранной теме.
практический: систематизация и анализ собранных фактов,
выявление неслучайных связей,
определение причины и следствия явлений.
Глава 1. Сказки о спящих красавицах
1.1. Сказки В.А. Жуковского и А.С.Пушкина
Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, сравнила тексты разных авторов по некоторым пунктам: год написания, герои и сюжет, а также обратилась к истории написания сказки.
В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто бывал проездом в Царском Селе, был в дружеских отношениях с семьей Пушкиных и посещал самые известные литературные гостиные столицы.
В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, в то время как творчество Жуковского находится на пике популярности.Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговора.
В 1831 году, после ссылки в Михайловское, Пушкин представил своему другу «Сказку и попе и работнике его Балде» и несколько других набросков. Жуковский высоко оценил произведения и предложил вступить в шуточное соревнование. Спор Жуковского и Пушкина касался написания сказок в народном стиле. Так появились знаменитые сказки авторов, среди которых «Сказка о спящей царевне» и «Сказка о мертвой царевне…»1
В. А. Жуковский «Спящая царевна» |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» |
Год написания сказки |
|
1831 год |
1833 год |
Герои сказки |
|
Царь Матвей, царица, царевна. Рак-пророк 12 чародеек Старушонка Царский сын |
Царь, царица, царевна, мачеха. Зеркало Старуха Королевич Елисей, солнце, месяц, ветер, 7 богатырей, Чернавка |
Сюжетообразующие элементы |
|
Предсказание о рождении дочери Весёлый пир Предсказание чародейки 15-летие царевны и сон Прошло 100 лет Пробуждение |
Смерть царицы и рождение дочери Женитьба отца на мачехе Правда зеркала Изгнание царевны Жизнь в тереме богатырей Отравленное яблоко и смерть царевны Поиски невесты Пробуждение |
ВЫВОД: Прочитав сказки, я увидела схожий сюжет: рождение прекрасной дочки, сон (смерть- сон) и пробуждение. Однако отличий больше: во- первых, уже в названии сказки читаем — спящая и мертвая. А потому мы видим, что одна девушка засыпает в своем замке, а другая похоронена в хрустальном гробу в пещере.
Во- вторых, в сказке Пушкина нет пророка, предсказавшего рождение дитя, а мать, в отличие от сказки Жуковского умирает после рождения дочери и девочку воспитывает мачеха.
В- третьих, у Пушкина королевич Елисей- всем известный в царстве жених царевны. Он- то и отправляется на поиски невесты, а помогают ему в этом природные явления- солнце, месяц и ветер.
Причина сна( смерти) тоже в сказках разная: у Жуковского веретено, а у Пушкина- отравленное яблоко.
Таким образом, делаю вывод: сказки хоть и написаны в один период 6 времени (30-е годы 19 века), авторами- друзьями, имеющими общие интересы и мотив к написанию, но имеют только схожую сюжетообразующую структуру. В целом сказки можно назвать авторскими, индивидуальными.
У Жуковского и Пушкина источники вдохновения были различны. А потому и сказки воспринимаются читателем как самостоятельные произведения со своими особенностями.
1.2. Сказки В.А. Жуковского и Шарля Перро
Более половины произведений автора являются переводами с немецкого и английского языка, поэтому не трудно уловить в произведении уже знакомый сюжет сказки «Спящая красавица Шарля Перро, опубликованной в 1697 году и «Шиповничек» бр. Гримм, вышедшей в сборнике сказок в 1812 году.
Братья Гримм начали вести регулярные записи сказок с 1807 года, во время своего путешествия по Гессену, продолжили в Вестфалии. В первом томе сказокданы ссылки на источники лишь к 12-ти сказкам. Это литературные сборники XVI—XIX веков. Во втором томе и приложении к нему встречаются примечания: «из Гессена», «из Касселя», «из Ханау», «из Цверена», «из майнскихобластей». 2
Некая «старая Мария» поведала им сказки «Мальчик-с-пальчик», «Братец и сестрица», «Девушка-безручка», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица». Вероятно, под этим именем скрывается Мария Гассенпфлуг, чья мать происходила из гугенотской семьи. В доме Марии все свободно разговаривали по-французски, а значит, могли знать французский вариант сказки о спящей девушке Шарля Перро.
Работа братьев Гримм повлияла на других любителей фольклора, воодушевив их к собиранию сказочных историй. Реакция на эти сборники не всегда была положительной. Джозеф Джейкобс однажды пожаловался, что английские дети не читают английские сказки; по его собственным словам, «Что Перроначал, то Гриммы закончили».3
В.А. Жуковский в 1826 году для журнала «Детский собеседник» перевёл с французского языка две сказки братьев Гримм («Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник»).
В. А. Жуковский |
Шарль Перро |
Братья Гримм «Царевна-Шиповник» |
Год написания (издания) |
||
1831 год |
1697 год |
1812 |
Герои |
||
Царь Матвей, царица, царевна. Рак-пророк 12 чародеек Старушонка Царский сын |
Король, королева — 7 добрых волшебниц-фей Старушка Сын короля |
Король, королева, дочка Лягушка- предсказательница
13 ведуний Королевич |
Сюжетообразующие элементы |
||
Предсказание о рождении дочери Весёлый пир Предсказание чародейки 15-летие царевны и сон Прошло 100 лет Пробуждение благодаря поцелую принца |
Рождение дочери Весёлый пир Предсказание 15 – 16 летие и сон Прошло 100 лет Пробуждение по истечению срока |
Предсказание о рождении дочери Весёлый пир Предсказание ведуний 15-летие царевны и сон Прошло 100 лет Пробуждение благодаря поцелую королевича |
ВЫВОД: Сказки во многом похожи сюжетообразующими элементами, хотя написаны в разное время и разными авторами:
в обеих сказках в предсказаниях упоминается веретено – причина сна
в сказках вместе с девушкой засыпает дворец
в сказках добро противостоит злу и есть спаситель
во всех сказках девушка засыпает в 15 – 16 лет, период взросления, а пробуждается через 100 лет
Можно сделать вывод, что в основе сюжета лежит общая история, несмотря на то, что видны незначительные отличия:
причина обиды – столовый прибор. В сказке Жуковского тарелки не хватило для старой злой чародейки, а у Шарля Перро вместо золотых приборов старухе подали обыкновенные
предсказатели разные, как и количество волшебниц Т.к. сказка Жуковским была написана позднее ( 30- годы 19 века) и автор известен своими переводами с немецкого и французского, то можно объяснить общность сюжета сказок тем, что Василий Андреевич был знаком с текстами Перро и Гримм.
1.3. Сказки А. С. Пушкина и братьев Гримм
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» 4
В 1833 году А.С. Пушкин находится в родовом имении Болдино. В этот период из-под пера автора выходят « Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», а также всеми любимая «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Однако почему так очевидна связь сказки с «Белоснежкой» братьев Гримм, увидевшей свет в 1812 году. Ведь Александр Сергеевич не знал немецкого языка.
Оказывается в в библиотеке Пушкина был перевод этой сказки на французском языке (1830 г), и у Александра Сергеевича была возможность познакомиться с сюжетом произведения.
Александр Сергеевич Пушкин |
Братья Гримм |
Год создания |
|
1833 |
1812 |
Герои |
|
Царь, царица, царевна, мачеха. Зеркало Старуха Королевич Елисей, солнце, месяц, ветер, 7 богатырей, Чернавка |
Королева, король, доченька – красавица, мачеха Зеркальце Старая торговка Псарь, 7 гномов |
Сюжетообразующие элементы |
|
Смерть царицы и рождение дочери Женитьба отца на мачехе Правда зеркала Изгнание царевны Жизнь в тереме богатырей Отравленное яблоко и смерть царевны Хрустальный гроб Поиски невесты Пробуждение благодаря поцелую королевича Елисея |
Смерть царицы и рождение дочери Женитьба отца на мачехе Правда зеркальца Изгнание царевны Жизнь у гномов Попытки погубить Белоснежку (тесная шнуровка, ядовитый гребень, ядовитое яблоко) Хрустальный гроб — Пробуждение девушки, так как кусок отравленного яблока выскочил из горла |
ВЫВОД: В этих сказках можно увидеть как общие черты, так и отличительные черты:
Имя Белоснежки в сказке Гримм само указывает на белизну кожи девушки, а у Пушкина дано тому объяснение в реплике мачехи:
«Мать беремена сидела,
Да на снег лишь и глядела».
Между тем, царевна молодая…
«поднялась и расцвела белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей».
Образ королевича Елисея и мотив поисков пропавшей возлюбленной придуман Пушкиным. Именно королевич трижды обращается за помощью к солнцу, месяцу и ветру, а у бр. Гримм – сама Белоснежка просит о помощи.
Белоснежка встречает 7 гномов, а у Пушкина 7 братьев-богатырей.
В сказках девушек уводят в лес на растерзание зверей.
Пушкин ввёл мотив верной собаки, почуявшей беду, не пускающей в дом Чернавку, подосланную мачехой. У бр. Гримм гномы успевали вернуться вовремя домой и спасти гостью от чар.
У бр. Гримм Пушкин заимствовал хрустальный гроб.
Вывод по главе : Перечитав внимательно сказки о спящих девушках, я нашла общее и отличное, что позволило сделать вывод о заимствовании некоторых элементов в сюжетах сказок других авторов. Однако мне хотелось узнать, из какого источника взяли свои сюжеты Гримм и Перро.
Глава 2. Рождение сказки
Если составить хронологию жизни создателей сказок, то получится такая схема:
Автор |
Годы жизни |
Век |
Год написания ( издания сказки |
А.С. Пушкин |
1799-1837 |
19 |
1833 |
В.А Жуковский |
1783-1852 |
18- 19 |
1831 |
бр. Гримм |
1785-1859 |
18- 19 |
1812 |
Ш.Перро |
1628-1703 |
17 |
1697 |
? |
Тогда у меня возникает вопрос: каким источником пользовался Ш. Перро при создании своей сказки?
Предшественницей «Спящей красавицы» Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г. 5
Джамбаттиста Базиле – итальянский (неаполитанский) поэт и писатель-сказочник, живший в 16-17 веке в Италии. Он написал книгу «Сказка сказок», которая является первым в истории европейской литературы сборником сказочного 13 фольклора.
Книга «Сказка сказок» не рассчитана на взрослую аудиторию, но в 2017 году вышел сборник «Забытые сказки» Ольги Крючковой и Елены Крючковой, в который вошли сюжеты, ставшие основой многих известных сказок («Золушка», «Красавица и чудовище» и т.д.). Там я нашла и ознакомительный вариант сказки Базиле.
Вывод по главе: Изучив интернет- ресурсы, я вышла на творчество Джамбаттисто Базиле, чьи сказки стали первой европейской книгой волшебных сказок, в основу которых был положен крестьянский фольклор.
Глава 3. Народные истоки
Знакомясь с историей создания авторских сказок, я отмечала, что еще одним источником вдохновения при создании текстов служил крестьянский быт, поверья.
Так, в изучаемых мной сказках можно увидеть общий элемент: сон( смерть), в который(ую) на некоторое время погружается героиня;
веретено- причина ухода в нереальный мир; зеркало- предсказатель.
Каковы народные поверья, связанные с этими явлениями?
Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира.
Веретено, прялка и само шитье— символы жизни и времени.
Все богини судьбы— прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с образами рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. А орудие прядения наделяется магическими свойствами. Веретено использовали славяне при рождении ребенка, при лечебной магии. Карпатские и сербские девушки — для приворота.
Запрет пользоваться веретеном (и даже видеть его) касался святок и других дней, когда нельзя было прясть, ткать, шить. В Сочельник прятали все веретёна, чтобы летом жнецы «не кололись»; в то же время эти веретёна должны быть «полными», то есть с намотанными на них нитками, чтобы в грядущем году такими же полными были кукурузные початки. Сербы не позволяли прикасаться веретеном или веником к ребенку, так как считали, что от этого он перестанет расти.6
«Сонный, что мертвый»- довольно часто можно услышать такое высказывание. В традиционной культуре, а также в фольклоре сны занимают не менее важную роль. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были уверены, что во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить спящего человека.
На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.
Сон в фольклорных текстах — это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление. Также в основе сна лежит мифологическое представление об умирающем и воскресающем божестве, связанное с олицетворением растительной природы.
Так, мне удалось найти в славянской мифологии миф о деве Солнце:
Богиня Весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть. 7
Вывод по главе:
В основе сюжетов сказок лежит не только заимствование из других литературных источников, но и изучение фольклорных традиции.
ВЫВОД ПО РАБОТЕ:
В результате исследовательской работы я узнала, что сказки, в основе которых лежит мотив засыпающей девушки, имеет общее начало – народное мировоззрение.
Авторы, используя похожий сюжет, привносят свои мотивы, благодаря которым сказки можно назвать индивидуальными, авторскими.
В процессе работы я познакомилась с понятием «бродячий сюжет»- устойчивый комплекс сюжетных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.
Для себя я поняла: каким бы ни был источник вдохновения авторов, все сказки повествуют о торжестве любви, способной победить смерть.
Источники
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Учебник по литературе.
Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977.
Интернет- ресурс: https://obrazovaka.ru/
Интернет- ресурс: http://fb.ru/article/
Интернет- ресурс: Википедия
Интернет- ресурс: www.symbolarium.ru/index.php/Краткая энциклопедиясимволов
1http://fb.ru/article/
2Гессен, Вестфалия, Кассель, Ханау, Цверен, майнская область- территории в Германии ( Википедия)
3Википедия
4Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977. (Пушкин (из письма брату Льву)
5Джамбаттиста Базиле, источник интернет- ресурс
6 http://www.symbolarium.ru/index.php/Краткая_энциклопедия_символов
7http://old.losev-library.ru
Просмотров работы: 2998
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Класс: 5
Тип урока: чтение и анализ произведения
Цели урока:
1. обучающие:
Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.
2. развивающие:
Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.
3. воспитывающие:
Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
Оборудование: мультимедийный проектор; композиция П.И. Чайкоского из балета «Спящая красавица»; карточки с заданиями; карточки для рефлексии.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационная технология; технология проблемного обучения; технология творческие мастерские
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Речевая разминка.
-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.
-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:
Мы внимательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
-Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
3. Определение темы урока.
—Наш урок я хочу начать словами одного текста.
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он с согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
— Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.
4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).
— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».
5. Работа над биографией поэта — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?
Возможные варианты:
-В каком году Вы родились?
-Кто были Ваши родители?
-Где вы учились? Учились ли хорошо?
— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
— Когда вы научились читать?
— Какие книги вы читали?
— А в детстве вы сочиняли сказки?
— Как вы придумали сказку о спящей царевне?
(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)
— А что вы знаете об этом писателе?
-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).
1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?
— Кто были его родители?
-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)
2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).
3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского?
4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»
6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.
-Ребята, а что такое состязание?
-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.
-Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)
7. Физкультурная минутка
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
8. Актуализация имеющихся знаний.
-Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.
-Что такое сказка?
-Какие виды сказок вы знаете?
-Каковы художественные особенности народных сказок?
-Что такое литературная сказка?
— Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?
-Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» — сказка?
9. исследовательская работа.
-Мы сейчас проведём небольшоё исследование. Класс разделён на группы.
1 группа доказывает, к какому виду можно отнести сказку и почему.
2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
3 группа работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их нужно выбрать учащимся.
Языковой материал: «…что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам»; «Начал жить да поживать»; «пышных комнат нет числа»; «Вместе с ней объемлет он, Весь огромный царский дом…»; «птица там не пролетит»; «близко зверь не пробежит»; «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись»;
— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).
-Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
-Вы разделены на три группы. Я сейчас вам на выбор предоставлю три карточки, на каждой карточке вопросы, отвечая на них, вы соберёте материал по какому-либо герою сказки. На работу отводится 5-7 минут.
Карточка №1
-Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.
-Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?
-Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?
Найдите и прочитайте ответ в тексте.
— Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?
Карточка №2
-Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.
-Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
-Рассмотрите иллюстрацию В. Кутлинского, опишите, кто изображён на ней. Какие черты характера чародейки-ведьмы подчеркнул художник? Согласны ли вы с таким изображением?
Карточка №3
1. Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?
3. Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
10. Творческая работа.
А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
-Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна» (задание выполняется под композицию П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»
11. Рефлексия
На партах у детей лежат кружки, нарисуйте то лицо, которое соответствует вашему настроению.
— А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать, что мы такие, как говорится в разминке.
12 Домашнее задание.
-Ребята, вам необходимо выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово. Подготовьте выразительное чтение понравившихся отрывков.