История создания сказки о мертвой царевне и семи богатырях пушкина 5 класс кратко

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • А.С.Пушкин«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    1 слайд

    А.С.Пушкин
    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  • История создания     «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из на...

    3 слайд

    История создания
    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина.

    Написана осенью 1833 года в Болдино.

    В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском.

    Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.

    Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

  • Сравним сказки
               Сказка братьев Гримм	

1. 7 гномов	



2. Мачех...

    4 слайд

    Сравним сказки

    Сказка братьев Гримм

    1. 7 гномов

    2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу

    3. Принц случайно находит Белоснежку

    4. Жестокий финал: мачеху убивают

    5. Сказка написана в прозе

    Сказка Пушкина

    1. Семь богатырей

    2.Черница приходит один раз с яблочком

    3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру

    4. Мачеха умирает от тоски и зависти

    5. Написана в стихах, красивым литературным языком

  • Тема сказкиСказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляе...

    5 слайд

    Тема сказки
    Сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта — она прославляет человеческую верность и любовь.

  • Идея сказкиИдея – нужно хорошо трудиться, быть честным, смелым, но нельзя все...

    6 слайд

    Идея сказки
    Идея – нужно хорошо трудиться, быть честным, смелым, но нельзя всем доверять.
    Идея – главная мысль, цель произведения

  • Композиция
а) экспозиция (предварительное знакомство с персонажем и др.)
б)...

    7 слайд

    Композиция

    а) экспозиция (предварительное знакомство с персонажем и др.)
    б) завязка (сообщение зеркальца, что «царевна всё ж милее»)
    в) развитие действия (героиня покидает дом, связана с кознями злой мачехи, бедный отец “тужит” по ней, а жених — королевич Елисей — отправляется в путь. Девица попадает в лесной терем, где живут братья-богатыри.)
    г) кульминация (наивасший момент в развитии действия)-смерть героини от отравленнгого яблока.
    д) развязка ( волшебное спасение , возвращение жениха и невесты и гибель мачехи)
    Композиция – построение художественного произведения

  • Система образов

  • Итог сказки
Добро побеждает        зло

    9 слайд

    Итог сказки

    Добро побеждает зло

  • Лишь добро одно бессмертно. 
 Зло подолгу не живет....

    10 слайд

    Лишь добро одно бессмертно.
    Зло подолгу не живет.

    Шота Руставели
    В произведениях литературы отражается жизнь.
    В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.

    В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

    Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

    Запишите ответ на этот вопрос.


А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

План урока

  • История создания сказки
  • Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне…»
  • Характеристика героев «Сказки о мёртвой царевне…»
  • Сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина с русскими народными сказками

Цели урока

  • Знать историю создания и содержание сказки
  • Уметь составлять план произведения, находить общее и различное в фольклорных и литературных сказках

Разминка

  • Вспомните, чем литературная сказка отличается от народной?
  • Какие литературные сказки вы знаете?

История создания сказки

Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе. Помня об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года после спора в 1833 году в Болдино написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В основу была положена русская народная сказка, которую поэт записал в Михайловском во время ссылки. А.С. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, смешивался на ярмарках с толпой людей и прислушивался к народной речи. То, что особенно заинтересовывало его, он записывал. Так однажды он услышал народную сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету напоминает «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Также поэт использовал сюжет немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне…»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатыря» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Подобный сюжет есть в народных сказках: русские – «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие – «Госпожа Метелица», французские – «Золушка» и другие. А.С. Пушкин наполнил традиционный
сюжет
особой глубиной, пронизанной светом добра.



Сюжет
 – система событий, изображенных в художественном произведении.

Элементы сюжета:

  • экспозиция (знакомство с персонажами, местом и временем действия, конфликтами)
  • завязка (начало конфликта
  • развитие действия
  • кульминация (наивысшая точка развития сюжета, в которой разрешается основной конфликт)
  • развязка (угасание действия, его исход)

Сюжет «Сказки о мёртвой царевне…» выглядит следующим образом:

  • Экспозиция – знакомство с героями: царевной, ее отцом и злой мачехой.
  • Завязка – царевну выгоняет мачеха, королевич Елисей отправляется ее искать.
  • Развитие действия – жизнь царевны у богатырей, поиски царевны.
  • Кульминация – гибель царевны.
  • Развязка – Елисей находит царевну, спасает ее. Возлюбленные женятся, а мачеха умирает.


Композиция
 – построение художественного произведения (связь между отдельными событиями, образами, выстраивание их в логическую цепочку). Понятие композиции шире понятия сюжета, т.к. композиция включает и внесюжетные элементы (пейзажи, описания персонажей, портретов, внутренние монологи и др.).


Композиция «Сказки о мертвой царевне…»

В композицию сказки входят описания природы: королевич

Елисей обращается к стихиям природы — к солнцу, месяцу,

ветру, находя у них сочувствие и разгадку мучительной тайны.

Эти стихии природы раскрываются читателю и как волшебные существа, наделенные человеческой речью и сознанием, и в своих реальных формах. Естественно и органично сливаются в сказочных пейзажах А.С. Пушкина реалистические и волшебные мотивы.

Интересным произведение делают следующие его особенности:

  • сказка написана стихами, поэтому ее ритм создает музыкальность и напевность
  • язык сказки с первых строк сочетает общеупотребительные слова с устаревшими (инда – даже, очи – глаза). Устаревшие слова помогают погрузиться в эпоху Древней Руси. Такие слова и выражения в сказке встречаются очень часто, например: ломлива, перст, подбочась, сорочин, рогатка, черница и т.д.
  • А.С. Пушкин использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белёшенька, тяжелёшенько), устойчивые обороты речи (глаз не сводит, путь-дорога, с утра до ночи), что характерно для фольклора.

Характеристика героев «Сказки о мёртвой царевне…»

Рис. 1. А.М. Куркин. Царица и зеркальце
Рис. 1. А.М. Куркин. Царица и зеркальце


Царевна
 – воплощение народного представление о женском идеале. Она скромна, доброжелательна, красива, воспитана («честь хозяям отдала…»). Царевна трудолюбива («все порядком убрала»), религиозна («засветила Богу свечку»), верна жениху («Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»).


Царица
 – отрицательный герой в сказке, противопоставляется положительному образу молодой царевны. Обе обладают внешней красотой, но противоположны по характерам. Царица предстаёт перед читателем преданной, верной, любящей, терпеливой женой. Одновременно с тем она «гордая», «своенравная» и «ревнивая». Она умна, но использует свой ум, чтобы навредить падчерице. 

Рис. 2. А.М. Куркин. Царевна и Королевич Елисей
Рис. 2. А.М. Куркин. Царевна и Королевич Елисей

Царица любит, когда ей льстят: она кричит на зеркало в гневе, когда то, говорит ей правду о красоте царевны. Смерть царицы закономерна: она умирает от собственной злости, когда узнаёт, что её падчерица ожила.


Королевич Елисей
 – воплощение народного представления о мужском идеале. Он очень любит свою невесту, несмотря на своё положение лично отправляется на поиски царевны, что говорит о его смелости. Он тяжело переживает её гибель, но не прекращает надеяться на возможность спасения невесты. Любовь, верность, настойчивость спасают царевну от вечного сна.


  1. Кто из героев является олицетворением добрых сил, а кто несет зло? Каких героев, положительных или отрицательных, в сказке больше? Как вы думаете, почему?
  2. Чем напоминает сказка А.С. Пушкина сказку В.А. Жуковского? Какая сказка ближе к народной?

Сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина с русскими народными сказками

Итак, найдем сходства сказки А.С. Пушкина с народной:

1. Композиция (зачин, концовка). 

В концовке поэт использует традиционную для народной сказки формулу:

И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

2. Волшебные предметы-помощники: ветер, солнце, месяц помогают Елисею; волшебное зеркальце, наливное яблочко.

3. Главная идея: противостояние добра и зла, победа добра и справедливости.

Главное отличие пушкинской сказки от народной – стихотворная форма.

С.Я. Маршак говорил: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства».

Главная идея сказки

А.С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. Поэт считает, что внешняя красота лишь дополняет внутреннюю, как это представлено в образе царевы. В сказке представляется борьба добра и зла, в которой, конечно же, победу одерживает добро, ведь добрым людям помогают даже силы природы.


Контрольные вопросы

  1. Чем отличаются композиция и сюжет?
  2. Из каких элементов состоит сюжет художественного произведения?
  3. Какие черты народной сказки сохранил и развил А.С. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

  • История 5 класс составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану аллея сфинксов
  • История создания рассказа лошадиная фамилия чехова
  • История 5 класс рассказ от имени вельможи древнего египта
  • История создания донских рассказов шолохова
  • История 5 класс параграф 7 страница 42 составить рассказ