Литература, 10 класс
Готов
Вопрос от
1157 дней назад
Написать сочинение на тему: история ветки сирени(любовь,история взаимоотношений Ольги и Обломова)
Ответ от Ирина
Ленивый барин Илья Обломов и молодая красавица Ольга Ильинская являются центральными персонажами романа «Обломов» Гончарова. Отношения Обломова и Ольги Ильинской — это одна из главных сюжетных линий в романе.
В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. На дорожке, где они встретились, Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. А в первый раз образ сирени появляется еще во сне Обломову и тогда запах цветка кажется ему запахом счастья. Ольга вышивает узор сирени, что лучше любых слов сказало о взаимности расцветающей любви. Так с легкого аромата сирени начались их отношения. Знакомство с Ольгой Ильинской совершает настоящий переворот в жизни Обломова. С появлением Ольги Обломов становится другим человеком, живым и активным. Он рано встает, красиво одевается и т.д.: «…Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем […] воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…» Иногда Обломов устает от той жизни, которую ему навязывает деятельная Ольга. Обломов старается из последних сил, чтобы угодить любимой. Постепенно любовь к Ольге кажется ему службой. Проходит время. Ольга по-прежнему подталкивает и шевелит ленивого Обломова в надежде, что тот изменится. В конце концов Ольга теряет надежду изменить любимого. Ольга отметила в разговоре с Ильей, что уж «пропали, отошли» сирени.
Если заглянуть в словарь символики цветов, то окажется, что Гончаров каждый цветок будто специально подобрал для того, чтобы полнее раскрыть душевное состояние героя, передать его скрытые мысли и чувства в том или ином эпизоде романа. В календаре друидов сирень означает одиночество. Её вообще считали зловещим кустарником, которым даже нельзя украшать свой дом. Обловом же подбирает брошенную Ольгой ветку и приносит её домой, словно принимая одиночество. Такая необычная художественная деталь, как цветы, а именно сирень, со скрытым смыслом, ещё лучше дополняет, полнее раскрывает тонкости взаимоотношений, характеров и настроения героев.
(329 сл.)
Результаты исследования
Целью моей работы являлось выяснение символом чего является сирень в романе И. А. Гончарова «Обломов»: символом весны, вечной любви или же символом печали.
Используя НКРЯ, я обратилась к поиску по корпусу, задала интересующий меня подкорпус (в данном случае указала фамилию автора — Гончаров и название произведения — «Обломов», сохранила подкорпус), в лексико-грамматическом поиске ввела слово «сирень» и начала работу с примерами, которые предоставил мне НКРЯ.
Внимательно просмотрев каждый пример, я сделала свой блог (с помощью ресурса Blogger), создала новое сообщение для каждого примера, красным цветом выделила ключевое слово моего исследования (сирень), далее для каждого словоупотребления, исходя из контекста в целом приведении, я сделала ярлыки, по которым в дальнейшем была построена наглядная диаграмма, связанная с моим исследованием.
Проделав всю эту работу, я сделала следующие выводы: 1)В каждой из 4 частей романа И. А. Гончарова «Обломов» было использовано слово «сирень«. Минимальное количество употреблений — 1 (1-ая часть), максимальное — 16 (2-ая часть). 2)К каждому примеру, исходя из контекста всего произведения, можно было подобрать ярлыки, в том числе и ярлыки-указания, из какой части произведения точно взят пример. Всего получилось 22 ярлыка. 3)По окончанию работы с ярлыками выяснилось, что самое большое количество примеров употребления слова «сирень» связано с образом Ольги Ильинской, одной из главных героинь романа. Это позволило мне сделать вывод о том, что образ сирени напрямую связано с символом любви, так как очень часто в примерах описывались встречи Обломова и Ильинской, во время которых между героями завязывались беседы, представленные в романе в виде диалогов, прочитав которые можно понять, что оба персонажа испытывают друг к другу высокое чувство. 4)Но не всегда эти встречи и диалоги Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивались на хорошей ноте: они расставались, снова виделись, героиня много переживала и страдала и герой тоже. Сирень при этом играет очень важную роль: она как будто передает ту эмоциональную обстановку, возникшую между двумя героями. Сирень выступает как символ печали, грусти, несбывшихся надежд. К такому выводу можно прийти, увидев такие ярлыки как: «поблеклый вид», «отошедший вид», «увядающий вид». 5)В 1-ой части произведения встречается образ матери. Исходя из контекста в примере, можно сказать, что в данном случае сирень выступает здесь как положительный символ, символ любви к родной матери. 6)В конце романа символика растения уже не такая и положительная. Такой вывод можно было сделать, увидев такие ярлыки как: «кладбище», «могила», «смерть Обломова», «тишина». Здесь сирень уже выступает как символ увядания жизни, печали и скорби. 6)Заключительный вывод: образ сирени в романе неоднозначен, с ней связаны как радостные события жизни героев произведения, так и отрицательные.
Чтобы понять какую смысловую нагрузку несёт сирень в каждом примере и объективно дать оценку символики в каждом конкретном случае, следует внимательно посмотреть на контекст употребления и иметь общее представление о сюжете и героях данного произведения.
«Роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Разработка урока по теме: «Роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Изучение романа И.А. Гончарова «Обломов» предусмотрено в современных школьных программах в 10 классе, в большинстве случаев на его изучение выделяется 4-5 часов. Особое внимание при изучении уделяется композиции, системе образов, конфликту, критике, посвященной роману, реже обращают внимание на роль художественной детали в произведении, хотя ее значение немаловажно для понимания авторского замысла. По этой причине мы предлагаем урок, посвященной изучению функции художественной детали в романе «Обломов». Данный урок может быть проведен как в базовом, так и в профильном классе, в зависимости от уровня подготовки учащихся к работе с материалом. Поскольку урок не является вводным, текст произведения школьниками уже прочитан, также рассмотрена композиция романа, сюжет, дана характеристика главных героев.
Урок литературы по теме: «Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Цель урока
:
- выявить роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Задачи:
- уточнение понятия «художественная деталь», ее типов и функций;
- совершенствование навыка анализа эпического произведения, формирование вдумчивого читателя, развитие образного мышления;
- совершенствование работы в группах, навыков общения.
Формы организации:
фронтальная; групповая.
Оборудование:
презентация, текст произведения на каждой парте, словарь Ожегова, карточки с заданиями.
Ход урока:
Учитель
: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит проделать большую работу по прочитанному вами тексту романа Гончарова «Обломов». Но прежде чем приступить к работе, я предложу вам небольшую игру. Рассмотрите предметы, представленные на экране, и определите, кому из героев романа они могли бы принадлежать. Дайте необходимые пояснения.
На доске представлены следующие предметы, характеризующие их хозяев.
Ольга Ильинская – пяльцы с вышивкой, сирень, рояль, зонтик;
Обломов – чулки, халат, сухая чернильница, грязное письмо.
Штольц – клеенчатый плащ, зеленые замшевые перчатки, расчетный счет;
Захар – поднос с чашкой, серый сюртук, полинявшая шинель, старые стоптанные галоши.
Пшеницына А. М. – шаль, парадный чепец, бархатцы, черный шерстяной платок.
Ответы учащихся, обсуждение.
Учитель
: Для того чтобы правильно определить, кому принадлежит тот или иной предмет, необходимо вчитываться в текст, не упуская подробностей. Каждое слово в художественном произведении значимо.
Не случайно Н. А. Добролюбов о1. Учитель
: Как вы понимаете это высказывание?
Ученики:
Каждая мелочь в произведении несет тот или иной смысл, который вкладывает в нее автор. И упуская эти мелочи, мы можем упустить что-то важное.
Учитель:
Тема сегодняшнего урока: «Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Слово деталь широко используется нами в повседневной жизни, как вы понимаете значение данного слова?
Ученики:
Что-то маленькое, являющееся часть большего.
Учитель:
Совершенно верно, деталь становится частью чего-то большого. Так, например, извлекая определенную деталь из машины, мы нарушим целостность механизма.
Так и художественное произведение представляет собой систему, а художественная деталь является частью этой системы. Запишем определение, которое находим в словаре литературных терминов: художественная деталь – средство создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.
Ребята, постарайтесь вспомнить, в произведениях каких авторов важную роль играли детали? Какие детали вы можете вспомнить?
Ученики
: В произведениях А.П. Чехова, например, в рассказе «Хамелеон» можно отметить пальто, которое то скидывает, то надевает на себя Очумелов, что отображает его психологическое состояние.
В произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» деталями полны характеристики помещиков, убранство их дома и т.д.
Учитель:
Изучаемый нами роман «Обломов» вместил на своих страницах всю жизнь главного героя: от его детства, описываемого в главе «Сон Обломова», до самой смерти. А как мы знаем, жизнь человека полна подробностей. Прежде чем приступить к поиску и анализу деталей в романе, обратимся к классификации деталей.
В литературе можно выделить две группы деталей: «внешние» и «психологические»2. С помощью «внешних» деталей в произведении создается внешний облик персонажа и изображается окружающий его мир. «Психологические» детали направлены на отображение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств. С помощью чего, на ваш взгляд, может создаваться внешний облик персонажа?
Ученики:
Это могут быть детали портрета, одежды героя, предметы окружающей обстановки, пейзаж.
Учитель:
А как писатель может отображать внутренний мир персонажа?
Ученики:
С помощью речи героя, это может быть как внутренний монолог, так и диалоги с другими героями. А также поведение героя, поступки отражают его психологическое состояние.
Учитель:
Все верно, но нельзя придерживаться такой строгой классификации и отделять внешние детали от психологических. Строгого деления их нет, поскольку детали могут взаимодополнять друг-друга, являясь одновременно и внешней, и психологической, что мы с вами постараемся сегодня и отметить в ходе нашей работы.
А теперь я предлагаю поделиться по группам, для работы нам необходимо 5 групп.
Каждая группа будет работать с определенной художественной деталью.
Список деталей
:
- Халат
- Диван
- Книга
- Клеенчатый плащ
- Ветка сирени.
Каждой группе я раздаю карточку, на которой представлены задания. За отведенное время вам предстоит выявить с помощью словаря этимологию слова; выписать цитаты из текста, где упоминается данная деталь; сделать вывод, какова же роль вашей художественной детали в этом тексте, какую смысловую нагрузку она несет.
Групповая работа учащихся:
Учитель контролирует ход работы, подсказывает, на что необходимо обратить внимание, в связи с этой деталью; в какой части и главе следует искать.
Ученики:
Представляют результаты своей работы.
Вопросы к 1 группе:
- Как меняется одежда героя от 1 части к 4?
- Что способствовало переменам в одежде?
- Обратите внимание на одежду, в которой предстает Обломов в своих мечтах? Как вы думаете, почему он не в халате?
- Какую роль играет халат в жизни Обломова?
- Что этой деталью, на ваш взгляд, хотел сказать автор?
1 группа:
Учащиеся дают определение слова «халат», обращая внимание на его восточное происхождение, и делают соответствующие выводы.
Описание героя в халате мы встречаем на первых страницах романа. Он так шел «к покойным чертам лица его и к его изнеженному телу»3, и имел «в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств», он стал не просто домашней одеждой, а буквально символом самого героя, его образом жизни, его душой. (Т. 4. С. 13). Ученики должны отметить, что в халате кутается Обломов при встрече своих посетителей, но появление Штольца и разговор с ним разжигает в Обломове искру жизни, желание менять прежний образ жизни: «Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…». (Т. 4. С. 68)
Свой халат Обломов сбрасывает вместе с ленью и душевной апатией при появлении в его жизни Ольги: «Халата не видать на нём: Тарантьев увёз его с собой к куме с прочими вещами». (Т. 4. С. 157). Должна быть также отмечена смена одежды Обломова, которая символизирует перемены в жизни героя.
На Выборгской стороне Агафья Пшеницына нашла халат и предложила его постирать и починить, но Илья Ильич отказался, оправдывая это тем, что давно не носит халат и вовсе не нуждается в нем. Объясняя тем самым отказ от прежней жизни, лени и апатии. Упоминание о халате было словно предупреждением о предстоящих событиях. Ведь после разрыва с Ольгой, в тот же вечер халат очутился вновь на его плечах. Для подтверждения этой мысли, учащиеся зачитывают цитаты. Данную деталь одежды встречаем и в последней части романа, в супружеской жизни с Агафьей Матвеевной, в которой Илья Ильич продолжает кутаться в своем халате, отрезая себя от внешнего мира.
Халат выступает в романе как внешней, так и психологической деталью. Он характеризует героя, как любителя понежиться на диване, помечтать. Мы можем проследить с первых страниц романа, как меняется одежда героя, какие события этому предшествуют, и понять замысел автора.
Вопросы ко 2 группе:
- Какую функцию выполняет данная деталь интерьера, на ваш взгляд?
- В чем смысл описания диванов в доме Ивана Герасимовича? Как это характеризует Обломова?
- Какую схожесть в описаниях диванов вы отметили? (в родительском доме и в квартире на Гороховой улице)
- Как автором отмечено возвращение Обломова к прежним привычкам?
При ответе дают определение слова «диван», найденное в словаре.
Важная деталь интерьера, которую мы также встречаем в описаниях интерьера комнаты на первых страницах романа. Этот предмет интерьера подразумевает отдых, сон. И не случайно в романе диван встречается во сне Обломова, в квартире Ивана Герасимовича и на Выборгской стороне в доме Пшеницыной.
Обломов находит идеал уюта в доме Ивана Герасимовича, описывая обстановку его дома Штольцу: «У него, знаешь, как-то правильно, уютно в доме. Комнаты маленькие, диваны такие глубокие: уйдешь с головой, и не видать человека. Окна совсем закрыты плющами да кактусами». (Т. 4. С. 75.) Эти глубокие диваны способны скрыть человека от внешнего мира, что так и приглянулось в них Обломову.
Также данную деталь мы встречаем и в главе «Сон Обломова», в которой герой вспоминает родительскую гостиную. Учениками должна быть отмечена схожесть описания комнат в Обломовке и в квартире Ильи Ильича на Гороховой улице. Диван со сломанной спинкой, ковры в пятнах в комнате Ильи Ильича, кожаное кресло отца героя с оставшимся клочком кожи на спинке, полумрак – все это указывает на сходство интерьера гостиной в Обломовке и комнаты в квартире на Гороховой улице.
В отношениях с Ольгой Илья Ильич редко находит время полежать на диване, но автором тонко отмечено, как только герой ложится на диван, упираясь в подушку – знак возвращения дурных наклонностей.
В главах, посвященной жизни героя на Выборгской стороне, мы только и видим Обломова, лежащим на диване. Он вернулся к прежней жизни, и ни Штольц, ни Ольга не способны вызволить его из «ямы», в которую попал герой.
Вопросы к 3 группе:
- С каким героем из другого романа связано описание книг?
- Как меняется отношение Обломова к книгам и с чем это связано?
- Как автор изображает Ольгу?
- Как изображена супружеская жизнь Ольги и Штольца? (Книги в их жизни).
Ответ ученики начинают с определения слова «книга» из словаря.
Книга в романе характеризует связь с внешним миром, интеллектуальную работу, образованность. В комнате Обломова мы находим: «На этажерках, правда, лежали две-три развёрнутые книги, <�…> но страницы, на которых развёрнуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно было, что их бросили давно». (Т. 4. С. 18, 19).
С появлением Ольги Ильинской в жизни Обломова связано возрождение души героя. Ольга пробуждает интерес жизни в Обломове, он читает газеты, рекомендует ей книги, заранее ознакомившись с ними, на письменном столе лежат письма, чернильница полна чернил.
Но как только Ольга исчезает из его жизни, Илья Ильич возвращается к прежнему укладу жизни: книги пылятся на столах, чернильница стоит без дела и исчезает интерес к жизни.
Следует обратить внимание на книги в жизни Штольца, к чтению хорошей литературы с детства его приучала мать. Так, в доме Штольца и Ольги в Крыму, находят место множество книг и нот. Супруги делятся содержанием прочитанных произведений, рассуждают, спорят. Их дом наполнен жизнью, движением и противопоставлен дому Обломова на Выборгской стороне.
Ученики отмечают важность изображения данной детали в определенной обстановке для характеристики героя. В данном случае книга выступает как средство характеристики Обломова, Ольги и Штольца.
Вопросы к 4 группе:
- Какими были особенности воспитания Штольца?
- Как повлияло на героя воспитание отца?
- Расскажите поподробнее о воспитании матери?
- Какую роль играет одежда героя? На что обращает внимание писатель?
Приводят определение клеенчатого плаща из словаря и приступают к ответу на основные вопросы.
Эта деталь одежды относится к Штольцу, и отсылает читателя к его детству. Именно из главы о детстве мы можем судить о его корнях, воспитании. Учениками должно быть отмечено, что атрибутами костюма, сопровождающими героя на протяжении всего повествования, становятся подаренные отцом еще в детстве клеенчатый плащ и зеленые замшевые перчатки. Важно обратить внимание на значимость этих атрибутов для всей жизни героя, они находят место и в его новом доме. Эти детали обретают символический смысл, они – знак верности традициям отца, его трудолюбию. Свои утверждения ученики должны подкреплять цитатами из текста романа. Говоря о воспитании Штольца, необходимо обратить внимание школьников на вклад матери в воспитание Андрея Штольца.
Вопросы к 5 группе:
- Символом чего становится сирень?
- Как развиваются отношения Ольги и Обломова?
- В каких эпизодах упоминаются цветы?
- Вспомните описания цветов в доме Пшеницыной, почему автор их противопоставляет?
- С какой целью писатель использует данную деталь?
Ученики выстраивают ответ по пунктам на примере ответа прошлых групп.
Цветы приобретают символическое значение в развитии отношений Обломова и Ольги. При неловкой встрече героев в парке Ольга срывает ветку сирени, в ожидании признания героя, и рассерженная его неуверенностью, с досадой бросает ее на дорожку. Брошенная ветка неожиданно открыла Обломову отношение Ольги к нему, и эту сирень при очередной встрече он протягивает Ольге. В романе сирень приобретает значение цвета жизни, влюбленности, именно этот цветок вышивает по канве Ольга, выбрав его наугад. Сам Обломов любовь между ними чувствует в «запахе сиреневой ветки» (Т.4. С. 211). Ветка сирени символизирует в романе временное счастье героев, и сорванная Ольгой сирень – предвестник скорой разлуки. В своих снах Обломов видит Ольгу с веткой сирени в руках, что также символично. Ученики отмечают особенность изображения этой детали и ее значение в трактовке взаимоотношений героев и их психологического состояния.
Ведется обсуждение.
Учитель
: Завершая разговор о художественных деталях в романе, хотелось бы отметить, что они используются писателем при описании интерьера дома, одежды, внешности героев и играют важную роль в создании образа. Так, И.А. Гончаров наделяет отдельные детали особой значимостью, подробное их толкование и анализ позволят постичь замысел автора.
Домашнее задание:
Отобрать художественные детали в изображении Ольги и Агафьи Матвеевны. Выявить особенности изображения героинь, в чем их различия. Сделать вывод, с какой целью отмеченная деталь использована писателем.
Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? // Гончаров И. А. в русской критике: Сборник статей. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. С. 55.
Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения /А.Б.Есин. — М.: Флинта: Наука. 2003. С.76.
Гончаров, И. А. Собр. соч.: В 6-ми т. Т. 4. М., 1959. С. 13.
Урок литературы по теме «Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»
Заслушивание результатов работы групп.
Халат
. Заимств. из тюрк. яз. (ср. турецк. χilat «кафтан»), в которых оно является арабизмом. Исходное значение — «почетная одежда». Халат в глазах Обломова имеет массу неоспоримых достоинств, т.к. вполне соответствует роду занятий его владельца – «лежанию». Во время романа с Ольгой халат становится символом постыдного безделья и заброшен Ильей Ильичем. Заброшен, но не выброшен и починен Агафьей Матвеевной. Обломов снова надел халат в день окончательного разрыва с Ольгой. Итак, деталь отмеривает, скрепляет этапы жизни героя. Деталь вырастает до символа и помогает увидеть глубинную суть характера героя. В конце повествования Гончаров дает описание истасканного. Поношенного халата. Описание халата позволяет почувствовать отношение автора к своему герою: ирония 1 части сменяется сложной гаммой чувств, выраженной в последнем описании, среди которых доминирует сожаление.
Пыль
. Общеслав. Суф. производное от того же звукоподражания (пы), что пыхать, пух. Обломов ведет войну с пылью и проигрывает ее. Странным кажется, что в период «духовного пробуждения» героя пыль все равно остается подробностью его быта. У читателя появляется предчувствие, что Обломов не устоит перед соблазном возвращения к прежней, спокойной жизни. Так и случилось. Деталь снова становится символом.
Книга
характеризует не только бытовую сторону жизни, но и связь с внешним миром, интеллектуальную работу или ее отсутствие. Чтение книги требует напряжения, труда мысли. Во время общения Обломова с Ольгой Ильинской возрождается его интерес к общественной жизни, но, оказавшись оторванным от Ольги, он перестает читать. Ольга особенно замечает отношение своего возлюбленного к книге, видит в этом предзнаменование печального конца их любовной истории.
Ветку сирени
сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Обломов поднял ее и явился с сиренью на следующее свидание. Сирень является для героев поэтичным символом их чувства. После разрыва воспоминание о ветке сирени становится для героя мучительным укором. В эпилоге упоминание о ветках сирени, посаженных дружеской рукой, заставляет задуматься о глубинной общности таких противоположных натур, как Штольц и Обломов, Обломов и Ольга, показывает отношение автора к герою.
«Casta Diva»
,
Каватина Нормы
— из Винченцо Беллини «» (). Одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано. В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.’
КастаДива
‘, что в
переводе
с итальянского означает ‘чистая помыслами и телом дева’.Ольга пела Casta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — «непорочная богиня» — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца.
Роль художественной детали в романе “Обломов”
Роман И. А. Гончарова “Обломов” – это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей.
И тем не менее в романе присутствует много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль.
Раскрывая первые страницы романа, читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья
Ильич Обломов.
Гороховая улица – одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так.
Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице.
Еще одна деталь, о которой редко упоминается,
– это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны. Так, например, Волков, предлагавший Обломову ехать в Катерингоф, собирался купить букет камелий, а Ольге тетка советовала купить ленты цвета анютиных глазок.
Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец.
Но пока они не думали о конце, были полны надежд. Ольга пела Саз1а йгуа, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти – “непорочная богиня” – в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца.
Для них обоих она действительно была непорочной богиней. В опере эти слова обращены к Артемиде, которую называют богиней Луны. А ведь влияние луны, лунных лучей отрицательно сказывается на влюбленных.
Поэтому и расстаются Ольга и Обломов. Что же со Штольцем? Неужели он не поддается влиянию луны?
Но здесь мы видим союз слабеющий.
Ольга перерастет Штольца в своем духовном развитии. А если для женщин любовь – это поклонение, то видно, что и здесь луна окажет свое пагубное воздействие. Ольга не сможет оставаться с человеком, которому не поклоняется, которого не превозносит.
Еще одна очень значимая деталь – это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в “сон”, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать “насильно”, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась.
Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство “носило печать мысли и личного вкуса хозяев”, что уже немаловажно. Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя.
Таким образом, в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые – значит понять роман глубже.
Роль художественной детали в романе «Обломов»
Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей. И тем не менее в романе присутствует много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль.
Раскрывая первые страницы романа, читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья Ильич Обломов.
Гороховая улица — одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице.
Еще одна деталь, о которой редко упоминается, — это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны. Так, например, Волков, предлагавший Обломову ехать в Екатерингоф, собирался купить букет камелий, а Ольге тетка советовала купить ленты цвета анютиных глазок. Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец.
Но пока они не думали о конце, были полны надежд. Ольга пела Саsta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — “непорочная богиня” — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца. Для них обоих она действительно была непорочной богиней. В опере эти слова обращены к Артемиде, которую называют богиней Луны. А ведь влияние луны, лунных лучей отрицательно сказывается на влюбленных. Поэтому и расстаются Ольга и Обломов. Что же со Штольцем? Неужели он не поддается влиянию луны? Но здесь мы видим союз слабеющий.
Ольга перерастет Штольца в своем духовном развитии. А если для женщин любовь — это поклонение, то видно, что и здесь луна окажет свое пагубное воздействие. Ольга не сможет оставаться с человеком, которому не поклоняется, которого не превозносит.
Еще одна очень значимая деталь — это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в “сон”, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать “насильно”, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство “носило печать мысли и личного вкуса хозяев”, что уже немаловажно. Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя.
Таким образом, в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые — значит понять роман глубже.
Тайна любви Обломова к Ольге
Расставшись с Ольгой, Обломов впадает в оцепенение:
«Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Всё засыпал! — шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном».
Почему герой не мог твердить ни о чем, кроме снега? Потому что любовь Обломова к Ольге развивается в соответствии с временами года. Герои встречаются в мае, и символом их любви становится ветка сирени — с нею Обломов несколько раз прямо сравнивает свои чувства. Пика интенсивности отношения достигают летом, а осенью Обломов, подавленный многочисленными житейскими трудностями, стремится избежать встреч с Ольгой, притворяется больным и так далее.
Когда они расстаются, идет снег: годовой природный цикл завершен, и с этим ничего нельзя поделать. Таким образом, и в своей любви герой опять оказывается порождением родной деревни — места, где «годовой круг» повторяется «правильно и невозмутимо».
Тайна слова «луна»
Рассказчику нравится Обломовка, но он не видит в ней ничего поэтичного:
«Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мирного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. <�…> А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, — все называли ее месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».
Поэтический образ луны в «обломовском» сознании отсутствует, и нам сообщают об этом не случайно. В романе многократно упоминается ария «Casta diva» из оперы Беллини «Норма». Сначала Обломов мечтает, как ее будет исполнять его будущая жена, а затем эту каватину исполнит Ольга Ильинская, после чего Обломов признается ей в любви. Название арии переводится на русский как «Пречистая богиня», но посвящена она вовсе не Богородице, как иногда утверждают, а богине луны. Об этом помнит и сам Обломов:
«…как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…»
Итак, любовь Обломова к Ольге ассоциируется с романтическим образом луны — которого, однако, не знали в патриархальной Обломовке. Неудивительно, что история их отношений заканчивается печально.
Тайна коллежского секретаря
Вот как рассказчик представляет нам Обломова:
«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».
Коллежский секретарь — это чин X класса, то есть не самый низкий. Как Обломов мог получить такой чин? А вот это действительно не очень понятно, причем даже комментаторам Полного собрания сочинений Гончарова, которые и обнаружили эту загадку. Можно предположить, что Обломов окончил университет кандидатом, то есть с особым успехом, и получил этот чин сразу после выпуска (вот только учился Обломов не особенно прилежно). Если же Обломов не был кандидатом, у него должен быть чин XII класса — губернский секретарь. Но мы знаем, что герой «прослужил кое-как года два», а значит, не мог успеть выслужить два чина. Более того, в черновиках романа Обломов прямо назван губернским секретарем. В общем, правдоподобного объяснения у чина Обломова нет. Остается предположить, что здесь действует какой-то другой принцип. Именно X класс был у гражданской жены Обломова, вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной (жены и вдовы чиновников считались в том же чине, что и мужья). Возможно, это совпадение — ироничный намек на своеобразное «родство душ» Обломова и Агафьи Матвеевны.
Тайна кофе и сигар
Размечтавшись, Обломов описывает идеальную, как ему кажется, жизнь своему единственному другу Штольцу.
«До обеда приятно заглянуть в кухню, открыть кастрюлю, понюхать, посмотреть, как свертывают пирожки, сбивают сливки. Потом лечь на кушетку; жена вслух читает что-нибудь новое; мы останавливаемся, спорим… Но гости едут, например ты с женой. <�…> После обеда мокка, гавана на террасе…»
Что значит упоминание кофе мокка и кубинских сигар? Чтобы понять это, обратим внимание на реакцию Штольца: тот внимательно слушает друга, но с самого начала уверен, что даже в мечтах Обломов не может придумать ничего лучше Обломовки: «Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов». Штольц явно неправ. Традиционный, «обломовский» уклад жизни не может удовлетворить главного героя, а мечту его «обломовскими» словами даже не описать: кофе, сигары, террасы — все это следы учебы в университете, прочитанных книг. Обломов, как бы он ни был ленив, образованный петербуржец и далеко ушел от Обломовки.
быть как гончаров
Инструкция: как написать «Обломова»
Например, придумайте героям запоминающиеся имена. Пусть все гадают, что значит фамилия «Обломов»
Обломов и Ольга
Несмотря на то что в Петербурге Обломов далек от пейзажа родных мест, природа все еще играет большую роль в его жизни. Ключевым предметом его любви является ветка сирени. Обломов и Ольга именно из-за нее начинают чувствовать симпатию по отношению друг к другу.
Сирень в «Обломове» является символом жизни, ведь на цитату Ильи Ильича: «Цвет жизни опал», Ольга протягивает ему именно эти цветы, будто говоря, что все только начинается. Сирень цветет весной, весной же разгорается любовь между героями романа. А это время является символом продолжения жизни. Эпизод с сиренью является завязкой отношений героев.
Следом наступает лето — период, когда вся природа расцветает и показывается в своем лучшем виде. Это случается и с чувствами Ильи Ильича и Ольги. Наступает апогей их любви. Они счастливы, Обломову кажется, что нет ничего невозможного, ведь вся природа будто на его стороне, влияет на эмоции. Это тонкий прием психологизма, которым воспользовался автор при написании.
Герои становятся более внимательны к природе, потому что она передает их чувства. Они чутки к пению птиц, к запаху благоухающих цветов. Им даже кажется, что они чувствуют на своей коже дуновения ветра от взмаха крыла бабочки.
В тот момент, когда первая, самая прекрасная пора влюбленности проходит, Обломов начинает сомневаться в том, правильно ли он поступает в отношении Ольги, тот ли он человек, который ей нужен. Все его переживания отображает природа. Погода меняется вслед за мыслями главного героя. Он считает, что его чувства схожи с мрачным, дождливым ненастьем, с сыростью и холодом, поэтому видит за окном ту картину, что в его мыслях.
Ольга, будто подтверждая мысли Ильи Ильича, говорит ему, что сирень отошла, как будто пытаясь сказать ему, что «отошла» их любовь тоже. Отдаление персонажей друг от друга подчеркивается тем, что читатель наблюдает в романе увядающий осенний пейзаж. Он также символизирует чувства героев друг к другу.
Обломов и Ольга теперь слушают крики воронов, листья опали и шуршат под ногами, не позволяя влюбленным незаметно для остальных бродить по саду. Деревья голые, и персонажи теперь не могут прятаться за их зеленью, чтобы рассматривать нюхать цветы или разговаривать.
Окончательно любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивается зимой, когда вся природа полностью умирает и впадает в спячку. Их расставание сопровождается снегопадом, под который попадает главный герой. Они оба забывают про веточку сирени, символ их весенней любви. Она погибает под снежным покрывалом зимы.
Любовь Обломова и Ольги сопровождается сменой времен года. На основе этого можно выделить четыре этапа их чувств:
- Весна — время, когда цветет сирень, зарождается жизнь. Все растения оживают после зимних холодов. В этих условиях два героя влюбляются друг в друга.
- Лето — период расцвета. Любовь героев достигает наивысшей точки в их жизни. Они строят планы на жизнь, это самое счастливое время.
- Осень — сезон, в который природа начинает потихоньку умирать. В душе Обломова селятся сомнения о том, правильно ли он делает, что встречается с Ольгой. Его мысли отображает погода.
- Зима — время, когда любовь персонажей окончательно угасает. Между ними воцаряется холодность и апатия.
Читатель видит, что любовь Обломова и Ольги становится частью привычного течения жизни, смены времен года. Цикл замкнулся, но за ним последовало рождение новой любви — Ильи Ильича к Агафье и Ольги к Штольцу.
Загадки восточной войны
Обломов читает газеты и узнаёт, «…зачем англичане посылают корабли с войском на Восток…».
Что за военные действия на Востоке имеются в виду? Скорее всего, англо-китайские «опиумные войны», последствия которых Гончаров лично наблюдал во время своего пребывания в Китае и описал во «Фрегате „Паллада“». Однако дело даже не в этом. Отправка английских войск на Восток упоминается как минимум четырежды в разных местах романа, а ведь его действие длится несколько лет. Получается, что не только главный герой застрял как бы в застывшем времени, где ничего не происходит, но и мировые новости (а герои романа очень любят обсуждать новости) все время одни и те же. Газеты, казалось бы обязанные следить за последними известиями, сообщают о как будто бесконечно повторяющихся событиях. Не один Обломов — весь мир никак не может сдвинуться с точки.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
(694 слова) Одним из главных произведений Ивана Александровича Гончарова является социально-психологический роман «Обломов». В нем писатель рассказывает судьбу русского дворянина Ильи Обломова. Этого героя можно отнести к типу «лишних людей», ведь он не смог найти себе места в быстро меняющейся России. Особое значение в раскрытии идеи романа играет образ природы. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт пейзаж в произведении Гончарова «Обломов».
Природа тихой Обломовки, описываемая писателем сквозь сон главного персонажа, является наиболее запоминающимся пейзажем. Это место автор называет «благословенный уголок», «чудный край» и т.д. Писатель изображает тихую, беззаботную и отдалённую от города деревню, где царят спокойствие и безмятежность. Здесь нельзя встретить беспокойных морей, дремучих лесов, ветреных степей, высоких гор. Природа Обломовки является максимально простой и тихой. Это средняя полоса России, автор чаще всего описывает летнюю пору. Для Обломова в деревне было «вечное лето, вечное веселье».
«солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам». Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».
Ленным настроением пропитаны овраги и поля. Так, веками над обрывом нависает изба, где живут крестьяне Сусловы, и никто ничего не предпринимает: жизнь течет «на авось». В Обломовке преобладает размеренное течение времени — не линейное, а циклическое, которое люди мерили только лишь сменами времён года или церковными праздниками. Дни были похожи один на другой, как и пейзажи родной деревни. Глухая деревня была изолирована от внешнего мира, поэтому могла похвастаться девственными лесами и нетронутыми полями:
«крестьяне <…> возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами <…> и более никаких сношений ни с кем не имели»
Для Обломова с раннего возраста идеальный мир состоял из красоты пейзажей родной деревни. Будучи мальчиком, главный персонаж желал поподробнее узнать всю прелесть окружающего его мира. Однако все стремления главного героя разрушились под воздействием чрезмерной опеки родителей. Впоследствии Обломов впитал в себя тот ленный и размеренный жизненный ритм, который присущ родной деревне. Повзрослев, персонаж осознал, что этот темп для него является самым комфортным. Его идеалы воплощены в описаниях досуга на природе:
Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…».
Картины природы в произведении выполняют и другие смысловые функции. Так, состояние природы олицетворяет эмоциональное состояние главного героя. Читатель видит, что хрупкая ветка сирени становится символом любви между Обломовым и Ольгой. Когда героиня даёт эту ветку герою, он заявляет в ответ, что больше предпочитает ландыши. Ольга расстраивается и роняет ветку. Однако, осознав чувства девушки, персонаж приходит на следующее свидание с той же веткой. Ветка сирени в романе символизирует весну и зарождение новой жизни, нового Обломова, готового на активные действия ради Ольги. Тихая летняя природа олицетворяет расцвет отношений двух героев.
Совсем другие картины природы вырисовываются, когда к Обломову приходят сомнения. Автор описывает дождливую погоду, серое небо, холод и сырость. Героиня видит, что сирень уже отцвела, словно завяла и их любовь. Таким образом, осенний пейзаж показывает отдаление персонажей. Облетевшие листья и кричащие вороны символизируют печальное расставание. Герои больше не в состоянии прятаться за свежей зелёной листвой. Также символом расставания становится снегопад, под который попадает главный герой. Светлое чувство, которое символизировала ветка сирени, погибает под воздействием снежного покрывала холода. Можно заметить, что любовь двух героев, которая началась весной и закончилась осенью, совпадает с естественным течением времени картин природы. Смена времени года символизирует рождение новых чувств — Ольги — к Штольцу и Обломова — к Агафье. В конце произведения читатель видит пейзаж на кладбище, где похоронен главный герой. Весьма символично то, что рядом с могилой Обломова растет сирень, будто напоминание о весне сердца, которую он пережил.
Можно утверждать, что картины природы в романе Ивана Гончарова «Обломов» выполняют важные смысловые функции. Они раскрывают характеры людей. Илья и Ольга умеют тонко чувствовать красоту природы и восхищаться ее каждым проявлением. Читатель видит, что, выйдя замуж за Штольца, Ольга теряет прекрасную способность чувствовать каждое явление природы, которая у него была в период любовных отношений с Обломовым. Кроме того, пейзаж олицетворяет внутреннее состояние главных персонажей в конкретный момент времени. Также природа родного края определяет и объясняет ментальность главного героя. Видя Обломовку, читатель понимает, почему Илья стал таким.
Автор: Виктория Комарова
Введение
Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.
referat5vip.ru
Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей. И тем не менее в романе присутствует много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль. Раскрывая первые страницы романа, читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья Ильич Обломов. Гороховая улица — одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице. Еще одна деталь, о которой редко упоминается, — это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны. Так, например, Волков, предлагавший Обломову ехать в Екатерингоф, собирался купить букет камелий, а Ольге тетка советовала купить ленты цвета анютиных глазок. Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Но пока они не думали о конце, были полны надежд. Ольга пела Саsta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — “непорочная богиня” — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца. Для них обоих она действительно была непорочной богиней. В опере эти слова обращены к Артемиде, которую называют богиней Луны. А ведь влияние луны, лунных лучей отрицательно сказывается на влюбленных. Поэтому и расстаются Ольга и Обломов. Что же со Штольцем? Неужели он не поддается влиянию луны? Но здесь мы видим союз слабеющий. Ольга перерастет Штольца в своем духовном развитии. А если для женщин любовь — это поклонение, то видно, что и здесь луна окажет свое пагубное воздействие. Ольга не сможет оставаться с человеком, которому не поклоняется, которого не превозносит. Еще одна очень значимая деталь — это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в “сон”, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать “насильно”, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство “носило печать мысли и личного вкуса хозяев”, что уже немаловажно. Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя. Таким образом, в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые — значит понять роман глубже.
Похожие материалы:
- «Мысль семейная» в романе «Обломов» — .
- «Отчего я другой?» (сочинение-миниатюра по 9 главе романа И.А. Гончарова «Обломов») — .
- «Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов») — .
- Авторская позиция в романе И.А. Гончарова «Обломов» — .
- Авторская позиция в романе «Обломов» — .
- Антитеза как композиционная основа романа «Обломов» — .
- Вечные образы в романе «Обломов» — .
- Встреча Обломова со Штольцем (анализ 3-ей главы II части романа И.А. Гончарова «Обломов») — .
Более новые статьи:
- Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова «Обломов» — .
- Проблематика романа «Обломов» — .
- Проблематика романа Гончарова «Обломов» — .
- Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов» — .
- Пути, которые не выбрал Обломов (по роману И.А. Гончарова «Обломов») — .
- Пути, которые не выбирал Обломов — .
- Развитие отношений Обломова и Ольги. Гончаров И.А. «Обломов» — .
- Роль сна Обломова — .
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей. И тем не менее в романе присутствует много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль.
Раскрывая первые страницы романа, читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья Ильич Обломов. Гороховая улица — одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице. Еще одна деталь, о которой редко упоминается, — это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны. Так, например, Волков, предлагавший Обломову ехать в Екатерингоф, собирался купить букет камелий, а Ольге тетка советовала купить ленты цвета анютиных глазок. Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Но пока они не думали о конце, были полны надежд. Ольга пела Саsta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — “непорочная богиня” — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца. Для них обоих она действительно была непорочной богиней. В опере эти слова обращены к Артемиде, которую называют богиней Луны. А ведь влияние луны, лунных лучей отрицательно сказывается на влюбленных. Поэтому и расстаются Ольга и Обломов. Что же со Штольцем? Неужели он не поддается влиянию луны? Но здесь мы видим союз слабеющий. Ольга перерастет Штольца в своем духовном развитии. А если для женщин любовь — это поклонение, то видно, что и здесь луна окажет свое пагубное воздействие. Ольга не сможет оставаться с человеком, которому не поклоняется, которого не превозносит. Еще одна очень значимая деталь — это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в “сон”, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать “насильно”, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство “носило печать мысли и личного вкуса хозяев”, что уже немаловажно. Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя. Таким образом, в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые — значит понять роман глубже.
Похожие материалы:
- «Мысль семейная» в романе «Обломов» — .
- «Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов») — .
- Авторская позиция в романе «Обломов» — .
- Антитеза как композиционная основа романа «Обломов» — .
- Вечные образы в романе «Обломов» — .
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу. В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.
Роль художественной детали в романе Обломов
Художественная деталь – это крайне важный прием изобразительности и иносказания в творчестве И. А. Гончарова, создавшего роман «Обломов». Для автора этот прием становится принципиально важным, т. к. в своих художественных изысканиях он придерживался принципов натурализма, т. е. направления, наиболее правдиво описывающего человеческую жизнь со всеми ее красивыми и не очень приглядными сторонами. Выбирая какую-либо деталь из художественного мира, в котором живут герои, Гончаров обозначает в ней некий важный поворот сюжета, судьбоносный
этап на жизненном пути героев.
Одну из деталей мы можем найти уже прямо на первой странице книги, где рассказывается о местонахождении Обломова, его месте жительства. Речь идет о Гороховой улице: это название очень обманчиво. Для всех тех, кто не является жителем Санкт-Петербурга, может показаться, что название улицы намеренно сделанно неособенно благозвучным. Однако, учитывая реалии времени, в которые мог жить настоящий Обломов, становится ясно, что Гороховая улица – это место, где жили представители высшей знати. Зная плачевное положение дел Обломова, это становится странным, что он жил там, ведь большого
состояния ни у него, ни у его семьи не было, ведь они жили только на доходы, которые поступали от продажи сельско-хозяйственной продукции, которую изготавливали крепостные в деревне Обломовке. Автор намеренно «селит» Обломова в столь престижное место, чтобы напомнить читателям, что Обломов может быть лучше, чем он является – он просто пока что не стремится быть лучше.
Еще одна деталь – это песня Casta Diva, ее поет Ольга Ильинская, Штольц и Обломов становятся невольными слушателями. Пение Ольги окончательно забирает сердце Обломова, он влюбляется в нее и неудивительно, что он потом в своих мыслях называет ее красоту «лунной», ведь Casta Diva – это как раз «лунная песня».
По мере развития отношений Ольги и Обломова возникает еще одна художественная деталь, ветка сирени. На языке цветов это растение привычно обозначать как «признак первой настоящей любви». В сцене в саду автор невербально предупреждает читателей о действительно серьезном повороте событий.
Еще одна значимая деталь – это мосты, которые регулярно разводят на Неве. Обломов в то время жил у Агафьи на Васильевском острове и не мог ездить к Ольге просто потому, что разводили мосты. Гончаров снова дает намек на то, что контакты между персонажами закрываются навсегда.
Таким образом, художественная деталь у Гончарова всегда имеет принципиальное значение: это средство общения с читателем.
«Лень и жадность отличительные черты героев романа «Обломов»»
Необоримая лень и апатия, присущие Обломову, в доме Пшеницыной нашли благодатную почву. Здесь «нет никаких понуканий, никаких требований». Предметной деталью Гончаров передает переломные моменты в жизни героя. Так, в XII главе третьей части писатель заставляет Захара облачить его в халат, вымытый и починенный хозяйкой. Халат здесь символизирует возврат к старой обломовской жизни.
* — Еще я халат ваш достала из чулана, — продолжала она, — его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит. * — Напрасно! Я его не ношу больше, я отстал, он мне не нужен. . Ну всё равно, пусть вымоют: может быть, наденете когда-нибудь… к свадьбе! — досказала она, усмехаясь и захлопывая дверь. Ещё более характерна в этом смысле сцена, когда Илья Ильич возвращается домой и искренне удивляется приёму, оказанному ему Захаром: * Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него — халат! * — Что это? — спросил он только, поглядев на халат. * — Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, — сказал Захар. Обломов как сел, так и остался в кресле. Эта, казалось бы, вполне обычная предметная деталь становится толчком для душевных переживаний героя, становится символом возврата к прежней жизни, прежнему порядку. Тогда в сердце его «на время затихла жизнь», быть может, от осознания своей никчемности и бесполезности …
Всё погрузилось в сон и мрак около него. Он сидел, опершись на руку, не замечал мрака, не слыхал боя часов. Ум его утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей; они неслись, как облака в небе, без цели и без связи, — он не ловил ни одной. Сердце было убито: там на время затихла жизнь. Возвращение к жизни, к порядку, к течению правильным путем скопившегося напора жизненных сил совершалось медленно. Что касается «деловых качеств» Обломова, то они также раскрываются через предметный мир. Так, в аспекте переустройства имения, также как и в личной жизни, победила «обломовщина» — Илья Ильич испугался предложения Штольца провести к Обломовке шоссе, построить пристань, а в городе открыть ярмарку. Вот как автор рисует предметный мир этого переустройства:
* — Ах, Боже мой! — сказал Обломов. * — Этого еще недоставало! Обломовка была в таком затишье, в стороне, а теперь ярмарка, большая дорога! Мужики повадятся в город, к нам будут таскаться купцы — всё пропало! Беда! … * Как же не беда? — продолжал Обломов. * — Мужики были так себе, ничего не слышно, ни хорошего, ни дурного, делают свое дело, ни за чем не тянутся; а теперь развратятся! Пойдут чаи, кофеи, бархатные штаны, гармоники, смазные сапоги… не будет проку! * — Да, если это так, конечно, мало проку, — заметил Штольц. * — А ты заведи-ка школу в деревне… * — Не рано ли? — сказал Обломов. * — Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет… Какой яркий контраст с миром, окружающим Обломова: тишина, удобный диван, уютный халат, и вдруг — смазные сапоги, штаны, гармоники, шум, гам …
Счастливые дни дружбы с Ольгой безвозвратно ушли, преданы забвению. И это Гончаров передаёт пейзажем, предметной деталью, возросшей до символа:
— Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Всё засыпал! — шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном. Окутались в снежный саван и погибли его мечты об иной жизни. Умело использует Гончаров и другую повторяющуюся предметную деталь — сиреневую ветку. Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что зацвело в душах Ольги и Обломова. Так, сцена встречи после первого объяснения в любви начинается с того, что после слов приветствия «она молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос». — Понюхайте, как хорошо пахнет! — сказала она и закрыла нос и ему. — А вот ландыши! Постойте, я нарву, — говорил он, нагибаясь к траве, — те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень всё около дома растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла. Он поднес ей несколько ландышей. — А резеду вы любите? — спросила она. — Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не люблю цветов … Думая, что Ольга рассержена его признанием, Обломов говорит потупившей голову и нюхающей цветы Ольге: Она шла, потупя голову и нюхая цветы. — Забудьте же это, — продолжал он, — забудьте, тем более, что это неправда… — Неправда? — вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы. Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением…
* — Как неправда? — повторила она еще. Да, ради Бога, не сердитесь и забудьте. И Илья Ильич понял это движение сердца девушки. Он пришел на другой день с веткой сирени: — Что это у вас? — спросила она. * — Ветка. — Какая ветка? * — Вы видите: сиреневая. * — Где вы взяли? Тут нет сирени, где вы шли. * — Это вы давеча сорвали и бросили. * — Зачем же вы подняли? * — Так, мне нравится, что вы… с досадой бросили ее. Ветка сирени раскрыла многое и Ольге. Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. Теперь Ольга мирно сидела и вышивала … ветку сирени. В эпизодах с веткой сирени Гончаров прекрасно передает смятение души Обломова. В мечтах герой рисовал себе бурную любовь, страстные порывы Ольги. Но тут же он поправлял себя: «… страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе!..» * Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит, глядя на ветку: Он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни. — Жизнь, жизнь опять отворяется мне, — говорил он как в бреду, — вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в «Casta diva»… всё здесь… Она покачала головой. — Нет, не всё… половина. * — Лучшая. * — Пожалуй, — сказала она. * — Где же другая? Что после этого еще? * — Ищите. — Зачем?
— Чтоб не потерять первой, — досказала она, подала ему руку, и они пошли домой. Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку. В этом эпизоде Ольга намекает Обломову, что нужно искать цель жизни, нужно быть деятельным. И, казалось бы, незначительная ветка сирени в художественной ткани романа стала символичной. Как много она говорит читателю! К символической ветке сирени писатель обращается еще не однажды. Например, в сцене объяснения Обломова с Ольгой в том же саду, после нескольких дней разлуки, после письма героя о необходимости «разорвать сношения». Увидев Ольгу плачущей, Обломов готов всё сделать, чтобы загладить ошибку, вину:
— Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь… ветку сирени… — Сирени… отошли, пропали! — отвечала она. — Вон, видите, какие остались: поблеклые! — Отошли, поблекли! — повторил он, глядя на сирени.
— И письмо отошло! — вдруг сказал он. Она потрясла отрицательно головой. Он шел за ней и рассуждал про себя о письме, о вчерашнем счастье, о поблекшей сирени. Но характерно, что, убедившись в любви Ольги и успокоившись, Обломов «зевнул во весь рот». Яркой иллюстрацией чувств, испытываемых героем, может служить такая картина, описанная Гончаровым, в ней, на мой взгляд, отразилось отношение Обломова к любви, да и к жизни вообще:
«В самом деле, сирени вянут! — думал он. — Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно… (он зевнул)… ужасно спать хочется. А если б письма не было, и ничего б этого не было: она бы не плакала, было бы всё по- вчерашнему; тихо сидели бы мы тут же, в аллее, глядели друг на друга, говорили о счастье. И сегодня бы так же, и завтра…» Он зевнул во весь рот. Четвертая часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается, всё больше погружается в спячку. Мёртвый покой царствовал в доме: «Мир и тишина — пишет Гончаров — покоятся на Выборгской стороне». И здесь дом полная чаша. И не только Штольцу, но и Обломову всё здесь напоминает Обломовку. Писатель не раз проводит параллель жизни на Выборгской с обломовским бытом. Илья Ильич «не раз дремал под шипенье продеваемой и треск откушенной нитки, как бывало в Обломовке.»
Еще я халат ваш достала из чулана, — продолжала она, — его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит — говорит Агафья Матвеевна. Обломов от него отказывается. Но потом, расставшись с Ольгой, он снова облачается в халат, постиранный и выглаженый Пшеницыной. Штольцы пытаются спасти Обломова, но убеждаются, что это невозможно. А два года спустя Обломов умирает от удара. Как жил он незаметно, так и умер: вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести.
Последние комментарии
Последние публикации
- Re: В гостях у Посторонним В. (YurMit) 1 неделя 2 дней назад
- Re: Докопаться до истины (владимир шебзухов) 1 неделя 6 дней назад
- Re: В гостях у Посторонним В. (YurMit) 2 недель 1 день назад
- Re: В гостях у Посторонним В. (YurMit) 2 недель 4 дней назад
- Re: В гостях у Посторонним В. (YurMit) 2 недель 4 дней назад
- Re: В гостях у Посторонним В. (Eлена Викторова) 2 недель 4 дней назад
- Re: В гостях у Посторонним В. (SubMarinka) 2 недель 4 дней назад
- Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon) 2 недель 4 дней назад
- Re: В гостях у Посторонним В. (YurMit) 2 недель 5 дней назад
- Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI) 2 недель 5 дней назад
— Роман И.А. Гончарова «Обломов»: Путеводитель по тексту (и.с. Школа вдумчивого чтения) 985 Кб, 286с. — Валентин Александрович Недзвецкий
Настройки текста:
- 1
- . . .
- последняя (108) »