Итоговое сочинение 2019 направления и темы фипи

28 августа 2019

В закладки

Обсудить

Жалоба

Подборка тем к новым направлениям 2019-2020 учебного года.

Напомним, что экзаменационные темы станут известны за 15 минут до начала итогового сочинения 4 декабря. Их будет 5 на выбор, по одному к каждому направлению.

Реальные темы: 4 декабря 2019

«Война и мир» – к 150-летию великой книги

1. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…».
2. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», — согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
5. Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
6. Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
7. «Война и мир» как роман-эпопея.
8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»

Надежда и отчаяние

1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
10. Что такое надежда?
11. Как побороть отчаяние?

Добро и зло

1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
6. Может ли зло помочь человеку понять себя?
7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
11. Что такое добро?
12. Можно ли оправдать зло?
13. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
14. В чём проявляется истинная доброта?

Гордость и смирение

1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
2. Какого человека называют гордым?
3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
4. Помогает ли смирение понять себя?
5. Гордость или смирение обогащают личность?
6. В чём разница между гордостью и смирением?
7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
8. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
9. Как был наказан Ларра — герой рассказа Максима Горького?
10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
11. Что такое смирение?
12. Может ли гордость навредить человеку?

Он и она

1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
6. Когда можно ли простить измену в любви?
7. Легко ли быть любимым?
8. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?

05.09.2019

Объявлены направления тем итогового сочинения в 2019-2020 учебном году для выпускников 11 классов.

Выбирайте своё направление ниже, нажимайте на гиперссылки и получайте подробную информацию как готовиться по каждому направлению.

  • Война и мир
  • Надежда и отчаяние
  • Добро и зло
  • Гордость и смирение
  • Он и она

Комментарии от ФИПИ по каждому направлению

 Война и мир

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Общий разбор всех направлений

Дата проведения итогового сочинения — 4 декабря 2019 (плюс будут резервные даты для пересдачи и для выпускников прошлых лет).

  • Темы сочинений в 2019-2020

Полезные ссылки для итогового сочинения 2019-2020

  • Всё что надо знать об итоговом сочинении в этом году.
  • Памятка участника сочинения
  • Подробный FAQ про сочинение

Шаблон написания итогового сочинения 2019-2020

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Подробно о каждом направлении: план, аргументы, список литературы, темы, цитаты и др.

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2019/20 учебном году итоговое сочинение пройдет 4 декабря 2019 г. — основной период, 5 февраля и 6 мая 2020 года — дополнительный период.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год.

  1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
  2. Надежда и отчаяние
  3. Добро и зло
  4. Гордость и смирение
  5. Он и она

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарии к 5 открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

  • примерные темы
  • список литературы
  • аргументы
  • цитаты

2. Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

  • примерные темы
  • аргументы
  • список литературы
  • цитаты

3. Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

  • примерные темы
  • аргументы
  • список литературы
  • цитаты

4. Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

  • примерные темы
  • аргументы
  • список литературы
  • цитаты

5. Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

  • примерные темы
  • аргументы
  • список литературы
  • цитаты

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):

  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Критерии оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
  • Методические рекомендации от ФИПИ: методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2018/19 учебный год.
  • Всё об итоговом сочинении (изложении) 2018/19

Темы для проведения итоговых сочинений 2019/2020 основного периода будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации 4 декабря.

Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

Первые темы с дальнего востока.

Дальневосточный федеральный округ 

Камчатский край, Чукотский автономный округ

105. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что ход исторических событий не определяется волей одного человека?

207. Чем опасно для человека отчаяние?

302. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

411. Почему поединок между гордостью и смирением так драматичен?

502. Помогает ли любовь лучше понять самого себя?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

111. Согласны ли Вы с позицией княжны Марьи: «Мы не имеем права наказывать»?

208. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?

303. Меняются ли со временем понятия о добре и зле?

401. Чем можно и нужно гордиться?

511. Какое значение в любви имеет взаимопонимание?

Магаданская область

101. Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?

210. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?

304. Всегда ли легко различить добро и зло?

412. Как победить в себе гордыню?

504. В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

Забайкальский край

107. Разделяете ли Вы убеждение княжны Марьи, что существует «счастье прощать»?

213. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?

310. Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?

405. Почему гордые люди часто бывают одинокими?

512. Что может привести к разрушению любви?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

102. Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли Вы его позицию?

204. Можно ли жить без надежды на лучшее?

307. Как связаны добро и благородство?

408. В чём проявляется смирение?

506. Нужны ли подвиги во имя любви?

Иркутская область

108. Как Вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом – это «победа нравственная»?

201. Может ли книга помочь в минуту отчаяния?

306. Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?

404. Должен ли человек смирять свою гордость?

509. Он и она: в чём причины непонимания?

Омская область

110. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?

205. Как помочь человеку обрести надежду?

309. Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?

410. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?

508. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?

Уральский федеральный округ

109. Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить…»?

211. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

301. Почему так трудно отвечать добром на зло?

413. В чём разница между смирением и покорностью?

505. Всегда ли он достоин её?

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

112.Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

203. Верно ли, что надеяться можно только на себя?

312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?

406. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

510. На какие жертвы способны он и она ради любви?

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?

202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?

503. Что мешает взаимопониманию между любящими?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

103. Разделяете ли Вы убеждение Андрея Болконского: «надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь»?

206. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?

305. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?

403. Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?

513. Он и она: искусство понимать друг друга.

Темы итогового сочинения  доступны на сайте topic.ege.edu.ru

Многомудрый Литрекон знает, по какому принципу составляются формулировки тем для итогового сочинения. Из года в год этот принцип не меняется. Именно поэтому уже сейчас можно узнать, какие темы ждут нас в декабре. Конечно, это список примерных вариантов, но какие-то из них, как и в прошлом году, непременно попадут в цель. Уже сейчас есть смысл начать свою подготовку по тем стандартам, которые максимально приближены к тому, что подготовят высшие инстанции. Приятного просвещения!

Война и мир

  • Что такое война?
  • Почему люди идут на войну?
  • Как сохранить «мир во всем мире»?
  • Как Вы понимаете фразу «Хочешь мира — готовься к войне»?
  • Каковы причины гражданских войн?
  • Согласны ли Вы с фразой «Война — это серия катастроф, ведущих к победе»?
  • Почему человечество все еще не отказалось от войны?
  • Что такое «законы военного времени»?
  • Можно ли оставаться милосердным на войне?
  • Что война делает с людьми?
  • Вы согласны с выражением «Победа любой ценой»?
  • Как защитить детей на войне?
  • Можно ли предотвратить войну без крови?
  • Как Вы понимаете фразу «В войне не бывает выигравших — только проигравшие»?
  • Как Вы понимаете фразу «Первой жертвой войны становится правда»?
  • Каковы последствия войны?
  • Согласны ли с фразой «Худой мир лучше доброй ссоры»?
  • Можно ли оправдать войну?

Надежда и отчаяние

  • Как Вы понимаете фразу «Надежда умирает последней»?
  • Почему люди отчаиваются?
  • Что такое надежда?
  • Почему нужно всегда надеяться на лучшее?
  • Как побороть отчаяние?
  • Как помочь отчаявшемуся человеку?
  • Как Вы понимаете фразу «Где умирает надежда, там возникает пустота»?
  • Чем опасно отчаяние для человека?
  • Может ли надежда навредить человеку?
  • Что означает фраза «Давать ложную надежду»?
  • Как Вы понимаете фразу «Только из глубины отчаяния может родиться надежда»?
  • Почему никогда не стоит отчаиваться?
  • Как сохранить в сердце надежду?
  • Почему люди поддаются отчаянию?
  • Согласны ли Вы с фразой: «Надежда — это умение бороться в безнадежном положении»?
  • Что делать, если не на что надеяться?
  • Что делать, если все вокруг уже отчаялись?
  • Согласны ли Вы с фразой: «Забудь опять свои надежды Об них вздыхать судьба невежды»?
  • Можно ли оправдать отчаяние?
  • Можно ли преодолеть отчаяние в себе?
  • Как отличить надежду от иллюзии?

Добро и зло

  • Что такое добро?
  • Как отличить добро от зла?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Кого можно назвать злым человеком?
  • Почему люди становятся злыми?
  • Можно ли оставаться добрым на войне?
  • Можно ли оправдать зло?
  • В чем разница между злом и жестокостью?
  • В чем разница между добром и милосердием?
  • В чем разница между добротой и отзывчивостью?
  • Может ли доброта навредить человеку?
  • Как победить зло в себе?
  • Как Вы понимаете фразу «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать»?
  • Как Вы понимаете фразу «Добро — не наука, оно действие»?
  • Согласны ли Вы с тем, что «добро должно быть с кулаками»?
  • Как защитить себя от зла?
  • Согласны ли Вы с фразой: «В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое»?
  • Согласны ли Вы с фразой: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред»?
  • Могут ли добрые люди быть одинокими?
  • Что делает человека злым?

Он и она

  • Как Вы понимаете фразу «Когда мужчина касается рукою руки женщины, оба они касаются сердца вечности»?
  • Каковы главные качества женщины?
  • Каковы главные качества мужчины?
  • Почему мужчинам сложно понять женщин?
  • Кого можно назвать настоящим мужчиной?
  • Кого можно назвать настоящей женщиной?
  • Согласны ли Вы с фразой «Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчины, сколько разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины»?
  • В чем заключается сила женщины?
  • Почему мужчины становятся слабее женщин?
  • Как Вы понимаете фразу «Женщины способны на все, мужчины — на все остальное»?
  • Согласны ли Вы с фразой: «Мужчина прощает и забывает. Женщина прощает — и только»?
  • Должны ли женщины быть сильными?
  • Почему мужчин называют «сильным полом», а женщин — «слабым полом»?
  • Какие обязанности должен исполнять мужчина в семье?
  • Какие обязанности должна исполнять женщина в семье?
  • Может ли быть равенство между мужчиной и женщиной?
  • Может ли женщина исполнять мужские обязанности?
  • Согласны ли Вы с фразой «Мужчина играет первую скрипку, женщина – дирижирует!»?
  • Как Вы понимаете фразу «…Он пошел за ней, как вол идет на убой, и как олень на выстрел»?
  • Могут ли мужчины и женщины понять друг друга?

Гордость и смирение

  • Как Вы понимаете фразу «Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души»?
  • Согласны ли Вы с фразой: «Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству»?
  • Что такое гордыня?
  • В чем разница между гордостью и гордыней?
  • Что такое смирение?
  • Что такое гордость?
  • Как отличить смирение от отчаяния?
  • Можно ли оправдать гордыню?
  • Кого можно назвать гордым человеком?
  • Всегда ли смирение идет на пользу человеку?
  • Как отличить гордость от высокомерия?
  • Как Вы понимаете фразу «Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой — подчинить себе других; это — уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься…»?
  • Кого можно назвать кротким человеком?
  • Смирение — благо или зло?
  • Согласны ли Вы с фразой «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
  • Почему люди становятся гордецами?
  • Как Вы понимаете фразу «Гордый человек может научиться смирению, но будет гордиться им»?
  • Как научить человека смирению?
  • Как победить в себе гордыню?
  • Может ли смирение навредить человеку?
  • Может ли гордость навредить человеку?

Метки: 11 классВойна и мирГордость и смирениеДобро и злоитоговое сочинениеНадежда и отчаяниеОн и Она

Читайте также:

Содержание

  1. Итоговое сочинение по литературе 2019 года
  2. Направления, Разбор всех направлений, Примерные темы, Списки литературы, Аргументы, Цитаты

Итоговое сочинение по литературе 2019 года

Направления, Разбор всех направлений, Примерные темы, Списки литературы, Аргументы, Цитаты

В этом разделе вы можете ознакомиться с описанием и подробным разбором направлений, цитатами, пословицами и поговорками, списками литературы и аргументами. Чтобы подготовиться к «декабрьскому сочинению» и получить допуск к ЕГЭ, мы рекомендуем изучить следующие разделы:

  • ОТЦЫ И ДЕТИ
  • МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
  • ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
  • ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019

Полезные материалы для подготовки к написанию итогового сочинения 2018-2019 учебного года:

  • ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
  • ПЛАН
  • ВСТУПЛЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • АРГУМЕНТЫ
  • ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»:

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В этом году даты написания итогового сочинения определены так:

  • 19 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Официальные темы итогового сочинения 2018-2019. Реальные темы итогового сочинения 2018-2019. Перечень тем будет доступен начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 11. Часовой пояс MSK +9 (UTC+12)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

501.Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 10. Часовой пояс MSK +8 (UTC+11)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская область

Официальные темы:

101.Когда родители могут гордиться детьми?

210.Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?

304.Какого человека называют великодушным?

405.Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?

508.Что значит быть добрым?

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 9. Часовой пояс MSK +7 (UTC+10)
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область

103.Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?

211.Какого человека можно назвать праздным мечтателем?

309.Месть – это уничтожение или умножение зла?

408.Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?

509.Почему жестокость разрушительна?

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 8. Часовой пояс MSK +6 (UTC+9)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

Официальные темы:

107.Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?

209.Стоит ли мечтать о несбыточном?

306.Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?

413.Какое искусство называют настоящим?

504.Как связаны между собой любовь и доброта?

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 7. Часовой пояс MSK +5 (UTC+8)
Республика Бурятия, Иркутская область

111.Что такое мудрая родительская любовь?

203.Всегда ли мечта возвышает человека?

301.Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?

406.Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?

503.В чём заключается сила доброты?


Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 6. Часовой пояс MSK +4 (UTC+7)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

104.Неизбежен ли конфликт между поколениями?

213.Что помогает мечтам сбываться?

303.Как связаны великодушие и сострадание?

412.Какова роль искусства в жизни общества?

507.Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 5. Часовой пояс MSK +3 (UTC+6)
Омская обл

102.Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?

205.Может ли мечта изменить реальность?

310.Почему желание мстить опустошает душу?

407.Нужно ли классическое искусство современному человеку?

513.Какие времена можно назвать жестокими?


Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 4. Часовой пояс MSK +2 (UTC+5)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

113.Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?

204.Как характеризует человека его мечта?

308.Почему месть не помогает искоренить зло?

410.Что важнее в книге – как она написана или о чём?

505.В каких поступках человека проявляется доброта?

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 3. Часовой пояс MSK +1 (UTC+4)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

106.Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?

202.Какую мечту можно назвать благородной?

312.Опасна ли месть для самого мстителя?

403.Почему нужно учиться понимать искусство?

502.Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 2. Часовой пояс MSK (UTC+3)
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ; города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

110.Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

208.Всякая ли мечта достойна человека?

305.Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

409.Как искусство помогает понять действительность?

506.Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

Реальные темы итогового сочинения 2018-2019 для Зона 1. Часовой пояс MSK -1 (UTC+2)
Калининградская область

109.Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?

207.Без чего любые мечты бесплодны?

313.Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

411.Что такое вечная тема в искусстве?

510.Есть ли разница между жестокостью и суровостью?

  • Итальянская сказка лиса и волк текст
  • Итальянская сказка кола рыба краткое содержание
  • Итальянская сказка золотая рыбка
  • Итальянская сказка волшебное кольцо читать
  • Итальянская сказка белла венеция читать