Итоговое сочинение 2022 цитаты по направлениям

Цитаты и афоризмы для итогового сочинения 2021-2022

27.09.2021

Подборка афоризмов и цитат по всем направлениям итогового сочинения в 2021-2022 учебном году. Эти высказвания вы можете использовать при написании сочинения, опираться на них и цитировать, конечно же :)

Немного дополнительных ссылок

  • Подробно про всё в 2021-2022
  • Литература 2021-2022 что почитать
  • Темы по всем направлениям
  • Примеры сочинений 2021-2022

Цитаты и афоризмы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  • «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти.» Оноре де Бальзак
  • «Видеть — это значит учиться. Есть люди, которые не умеют смотреть и наблюдать и путешествуют с таким же смыслом, как какие-нибудь ракообразные.» Жюль Верн
  • «Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется.» Рабиндранат Тагор
  • «Я путешествую не для того, чтобы приехать куда-то, но для того, чтобы ехать. Главное — это движение.» Роберт Льюис Стивенсон
  • «У каждого путешествия есть свое тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления.» Мартин Бубер
  • Больше цитат по этому направлению

Цитаты и афоризмы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

  • «Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?» Айзек Азимов
  • «В нашей цивилизации не проявляют большого уважения к человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить.» Альфред Адлер
  • «Цивилизация — это такое поведение, которое указывает человеку путь долга. Исполнение долга и соблюдение морали — взаимозаменяемые понятия. Соблюдать правила морали — значит господствовать над своими мыслями и страстями. Поступая так, мы познаем самих себя.» Ганди Махатма К.
  • «Удобная жизненная обстановка — единственное, что может нам дать наша цивилизация.» Оскар Уайльд
  • «Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить.» Томас Эдисон
  • Цитаты и афоризмы по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»

Цитаты и афоризмы по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»

  • Невежество — мать всех преступлений. Преступление прежде всего — неразумие.» Оноре де Бальзак
  • «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления.» Вальтер Скотт
  • «Не стоит искать причины конкретного преступления — его семена рассеяны повсюду.» Эмманюэль Мунье
  • «Общество готовит преступление, преступник совершает его.» Бокль Генри Томас
  • «Бедность — источник возмущений и преступлений.» Аристотель
  • Больше цитат по этому направлению

Цитаты и афоризмы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

  • «Самая лучшая и драгоценная книга — та, которая по прочтении не оставляет меня в прежнем состоянии; книга, которая приводит в движение во мне новое благородное чувство, или новое великое стремление, или новую высокую мысль; книга, которая двигает меня с места или заставляет двигать находящихся кругом; книга, которая пробуждает меня от глубокого сна, или заставляет выскочить из грязи равнодушия, или ведет на дорогу, где я развяжу один из жизненных узлов.» Амин Ар-Рейхани
  • «Лучшая служба, которую может сослужить вам книга, это не только сообщать истину, но заставлять задумываться над ней.» Элберт Хаббат
  • «Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни.» Теодор Драйзер
  • «Некоторые книги следует только отведать, другие — проглотить и только немногие — пережевать и переварить.» Томас Бабингтон Маколей
  • «Книга подобна зеркалу: если в нее заглядывает осел, трудно ожидать, что там отразится апостол.» Георг Кристоф Лихтенберг

Цитаты и афоризмы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

  • «Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет.» Владимир В. Маяковский
  • «А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам, А Русь все так же будет жить, Плясать и плакать у забора.» Сергей А. Есенин
  • «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.» Василий Сухомлинский
  • «Я Родину свою люблю, но государство ненавижу.» Б. Окуджава
  • «Может быть народ наш и плох, но он — наш народ, и это решает все.» Василий Розанов

Подробно про итоговое сочинение в 2021-2022 году в формате видео

Примерные темы по направлениям, цитаты и произведения для итогового сочинения 2021/22 учебного года.

Автор: Терентьева Т. В.

→ Преступление и наказание – вечная тема.

→ реальные темы итогового сочинения 1 декабря 2021 год

→ Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

→ Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

→ Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Возможные темы по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?

2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?

3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?

4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно- технического прогресса?

5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?

7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?

9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?

10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

Возможные темы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?

3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?

4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?

6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?

9. Что значит честно служить Родине?

10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?

11. Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Возможные темы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?

2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?

3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?

4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?

5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?

6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

7. Почему некоторые люди не
могут найти своё место в жизни?

8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?

9. Как путешествия помогают познавать себя?

10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Возможные темы по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?

2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?

3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?

4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?

5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?

6. Почему люди становятся преступниками?

7. Что сильнее: закон или совесть?

8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?

9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»

10. Легко ли всегда поступать по совести?

11. Согласны ли вы с утверждением, что совесть — самый строгий судья?

12. Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений?

Связанные страницы:

Примерные темы по направлениям, цитаты и произведения для итогового сочинения 2021/22 учебного года.

Автор: Терентьева Т. В.

→ Преступление и наказание – вечная тема.

→ реальные темы итогового сочинения 1 декабря 2022 год

→ Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

→ Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

→ Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Возможные темы по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?

2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?

3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?

4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно- технического прогресса?

5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?

7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?

9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?

10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

Возможные темы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?

3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?

4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?

6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?

9. Что значит честно служить Родине?

10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?

11. Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Возможные темы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?

2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?

3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?

4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?

5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?

6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?

8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?

9. Как путешествия помогают познавать себя?

10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Возможные темы по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?

2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?

3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?

4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?

5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?

6. Почему люди становятся преступниками?

7. Что сильнее: закон или совесть?

8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?

9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»

10. Легко ли всегда поступать по совести?

11. Согласны ли вы с утверждением, что совесть — самый строгий судья?

12. Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений?

Связанные страницы:

Критерии оценивания итогового сочинения 2021/2022

Направления итогового сочинения в 2022 году от ФИПИ

Итоговое сочинение 2022 — комментарии ФИПИ к темам

Клише для итогового сочинения 2022

Сочинение: Афоризмы в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

(440 слов) «Карету мне, карету!», «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом» и ещё десятки фраз, которые знакомы любому образованному человеку, подарила нам пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума». В данном сочинении я обращу внимание на феномен афоризмов в самой известной комедии Александра Сергеевича Грибоедова.

Для начала стоит дать определение термину «афоризм». Согласно словарю литературных терминов, афоризм — это изречение в сжатой форме, выражающее какую-нибудь мысль. А. С. Грибоедов, стоит отметить, был не только выдающимся писателем, но и дипломатом, знал девять языков — словом, был поистине образованным и умным человеком. Но кроме блестящего ума, Александр Сергеевич обладал невероятной мудростью, он был наблюдателен и хорошо понимал и людей, и жизнь. Это во многом помогло ему создать произведение, которое вошло в историю. В нём он сумел отразить окружающую его действительность. И несмотря на то, что с тех пор минуло несколько столетий, многие проблемы общества остались прежними, а пьеса — актуальной. Талант же и мастерство А. С. Грибоедова ещё и в том, что ему удавалось практически в каждую фразу, вложенную в уста литературных героев, заключить довольно ёмкую, но вместе с тем мудрую мысль.

Рассмотрим несколько афоризмов из «Горе от ума». Большое их количество, конечно, принадлежит главному герою пьесы — Александру Андреевичу Чацкому. Его монологи великолепны по наполнению и по форме. Но блистательны также и отдельные фразы. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит Чацкий, когда фамусовское общество пытается убедить его, что высокий чин и способностью всеми правдами и неправдами, в том числе и лестью и лицемерием, добиться этого высокого чина — это одна из главных ценностей жизни. Александр Андреевич знает себе цену и не готов пренебрегать честностью, самоуважением и правдой ради должности.

«Молчалины блаженствуют на свете!», — ещё один афоризм, вложенный в уста Чацкого. Это яркий пример того, насколько сильно комедия «Горе от ума» повлияла на культуру, какой вклад внесла. Ведь фамилия персонажа — Молчалин — в наше время стала именем нарицательным. Да и сам Александр Андреевич в произведении возводит фамилию во множественное число, тем самым указывая на то, что Молчалин с его характером и отношением к жизни, далеко не единственный в обществе. Это некий собирательный образ человека, который думает лишь о высоком чине, Молчалин как раз готов прислуживаться, а не только служить, если это сулит ему повышение. Для него нет понятий «нравственность», «честность», «самоуважение». Он не гнушается лестью и даже любовным романом с дочерью своего начальника, и всё это ради получения выгоды.

Таким образом, афоризмы из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» прочно вошли как в культуру, так и в нашу повседневную жизнь. Ведь они выражают мысли и затрагивают проблемы, которые актуальны до сих пор. Афористичность литературного произведения — это также показатель таланта и мастерства писателя, в данном случае — Александра Сергеевича Грибоедова.

Автор: Мария Сербина

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…
Итак, направления итогового сочинения известны уже сейчас. Это:
  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание – вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Лучше заранее выделить для себя два направления, которые вам интересны больше остальных. Подумайте, какую тему вы можете раскрыть, какие проблемы осветить и какую литературу использовать? Проработайте ключевые понятия (для этого можно выписать определения из «Толкового словаря»), подберите не менее двух художественных произведений для аргументации. Можно подумать про эпиграф, но его надо заранее найти и выучить.
У многих школьников (и не только) существует страх чистого листа. Но когда есть план, все-таки чуть проще. Итак, сначала введение (60–70 слов), где вы высказываете свою точку зрения, далее – основная часть (200–250 слов) с аргументами и примерами из литературных произведений, и, наконец, заключение (60–70 слов). Но обо всем по порядку.

1. Введение должно познакомить читателя с темой сочинения и вашей авторской позицией.

Есть клишированные фразы, которые можно использовать не только в итоговом сочинении, но и в любом другом сочинении.

Начать можно с «Я выбрал(а) эту тему, потому что…»

, что в целом логично. Ведь вы выбирали понравившееся вам направление не просто так. Напишите, почему оно актуально.

Помогут также фразы:

«Каждый из нас сталкивался/задумывался…»

«(Вопросы). Эти вопросы очень важны/эти вопросы всегда волновали человечество, потому что заставляют нас задуматься о…»

2. После введения и высказанной вами позиции следует основная часть, где нужно будет вспомнить произведения художественной литературы, в которых раскрывается выбранная тема.

Для того чтобы успешно написать итоговое сочинение, нужно заранее выписать несколько аргументов, которые можно будет использовать. Например, для аргументации направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» можно использовать не только поэму Некрасова, но и «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва, где рассказывается о русском характере, патриотизме и других важных темах. Перейти к основной части и аргументировать свою позицию помогут фразы: «Обратимся к произведениям художественной литературы…»

«Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…»

«Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению “…”, в котором…»

«Вспомним героя повести (автор, название), который…»

3. Каждый литературный аргумент должен заканчиваться микровыводом. Другими словами, нужно ответить, почему приведенный пример из художественной литературы подходит для аргументации.

Например, «Таким образом автор хочет донести до нас мысль о том, что…».

4. Последний абзац итогового сочинения – заключение.

В нем нужно чётко и лаконично подытожить то, о чем вы уже говорили, описав, какое значение имеет выбранная тема.

5. А теперь самое время проверить сочинение.

Задайте себе эти вопросы: нет ли орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок? логично ли построен текст? Соответствуют ли части текста друг другу? Есть ли повторы слов и конструкций? (если есть, замените их синонимами).

Татьяна Гришина, Анна Барабанова,учителя литературы и русского языка московской школы № 1679

Фамусов

Фамусов в комедии «Горе от ума» становится выразителем мировоззрения «века минувшего».

Герой считает, что новое поколение должно ориентироваться на принципы старого поколения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца». Рассуждая о браке своей дочери, герой убежден: «Кто беден, тот тебе не пара». Это демонстрирует то, что в обществе важны были богатства и положение в обществе.

Известны также и высказывания Фамусова относительно образования: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь».

Чацкий

Устам главного героя принадлежат высказывания на тему службы, чинов и положения в обществе. Чацкий уверен: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Центральный персонаж не отрицает значение службы, однако не поддерживает принципы, по которым живет общество: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Наблюдая за поведением Молчалина, Чацкий рассуждает: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». Главный герой подметил сущность общества: «Молчалины блаженствуют на свете».

Наиболее яркая из всего произведения цитата принадлежит главному герою. Он начинает свой знаменитый монолог со слов «А судьи кто?».

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Сочинение на тему цитирование и его роль в тексте

Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (разделительная фуекция): предложения 28 и 29. В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (интонационная функция): предложения 2, 11. Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе. Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». (по материалам Интернета) Образец 2 Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Двоеточие выполняет разные функции. Во-первых, оно служит для разделения. Например, в предложениях 8,9,10 из текста Н.Думбадзе двоеточие разграничивает слова автора и прямую речь. Во-вторых, двоеточие может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, рассмотрим предложение 13: «Через тысячу лет я тебя призываю: иди!» Двоеточие здесь не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и предупреждает о том, что во второй части последует изъяснение, дополнение к сказанному в первой части. К чему «призываю»? В предложении 11 («… Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол.») двоеточие ставится между частями бессоюзной сложной конструкции, сопровождая смысловые отношения причины. Почему Мери закрывает рот рукой? Двоеточие в любом предложении сигнализирует читателю о том, что надо произнести часть высказывания с предупредительной интонацией, потом сделать паузу. Значит, этот знак препинания выполняет ещё и интонационную функцию. Итак, без двоеточия невозможно обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. Зачем нужно тире? Образец 1 Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания. Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию. Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора (разделительная функция), а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования внезапного или закономерного (смыслоразличительная функция). Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался». Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст. (по материалам Интернета) Образец 2 На мой взгляд, Антон прав. На письме без тире обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного. Во-первых, тире выполняет разделительную функцию. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 4, 5, 29 из текста А.Лиханова. В этих предложениях второе тире отделяет прямую речь от слов автора. Во-вторых, тире употребляется и в смыслоразличительной функции. Обратимся к предложению 20: «Мы потоптались полчаса — никого не было». В этом примере тире не только разделяет части бессоюзного сложного предложения, но и подчёркивает, что содержание этих частей противопоставлено по смыслу. В-третьих, в предложениях 2, 6, 25 и других тире выполняет выделительную функцию. Оно оформляет реплики диалога. Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире – это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи. (источник сочинения с текстом) Образец 3 Тире является довольно распространённым знаком препинания в письменной речи. Оно употребляется в простых и в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью и в диалоге, выполняя при этом разные функции. Тире очень часто используется для разделения. Например, в предложении 18 из текста К.Паустовского оно отделяет подлежащее «создавать» от состава сказуемого, а в предложении 31 тире отделяет ряд однородных подлежащих, стоящих после обобщающего слова, от остальной части предложения. Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. Так, в предложении 3 двойное тире служит для внутреннего членения предложения и выделяет вставную конструкцию. Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире – это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи. (источник сочинения с текстом)

Написание сочинения по афоризму.

Алгоритм предварительной работы по афоризму.

1. Выделите в афоризме ключевые слова.

2. Подберите ассоциативные ряды..

3. Определите наиболее значимую для вас ассоциацию.

4. В каких художественных произведениях встречались данные слова, в каком значении?

5. Сопоставьте свои размышления с мыслью писателя.

Материал для работы:

«Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены».

Ход работы.

1. Афоризм содержит три ключевых слова (одиночество, мост, стена).

2. Неизбежно появляются некоторые ассоциации:

Одиночество: Какое? Мост – Стена –
Полное, страдальческое, безвыходное связь преграда
вынужденное дорога защита
смертельное граница прочность
томительное непрочность высокая ограда
угнетающее путь разделение
«сладкое» противоположность устойчивость
душевное сооружение препятствие
абсолютное выход тупик
«пустота» граница

· В зависимости от контекста необходимо правильно подобрать ассоциативное значение, т.к. неправильный выбор может привести к непониманию афоризма в целом.

3. «Пустота» –- связь –- граница.

4. «Одиночество»: лирика М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Гроза» А.Н. Островского, «Обломов» И.А. Гончарова, «Ионыч» А.П. Чехова, «На дне» А.М. Горького, цикл «Темные аллеи» И.А. Бунина, постмодернистская литература (Л. Петрушевская, Т. Толстая, А. Хургин и др.)

«Мост»: «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Хорошее отношение к лошадям» В.В. Маяковского, «Поэма конца» М. Цветаевой.

«Стена»: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

5. * МОСТСВЯЗЬ: «Сжечь за собой мост» – значит лишиться пути назад, на прежнее место или вообще к былому, а еще принять бесповоротное решение, проявить неотступную волю.

*Хосе Ортега-и- Гассет: «В известной мере всякое приветствие – это дань уважения, это «внимание», отсутствие которого вызывает гнев окружаюших, поскольку означает «невнимание». Таким образом, приветствие – это и выражение преданности, и символ направленных на кого-либо чувств… Словом, пожав друг другу руку, мы проявляем взаимное чувство доброй воли и признаем общность с другим человеком. Тем самым мы с ним «со-общаемся». Другими словами, наводим мост между только что противоположными, чужими берегами. Налаживаем взаимоприемлемые отношения…

· Мост – архетип единения «мужского» и «женского», как, впрочем, и разлуки. А она тоже требует решиМОСТи – сжигания МОСТа.

Марина Цветаева:

Последний мост.

(Руки не отдам, не выну!)

Последний мост,

Последняя мостовина.

Но если любовь жива, если она умирает даже после надежды, значит ли это, что…

…Что нет и не будет мосту

Кон – ца…

Однако нет такого Времени, в котором не было бы места для Любви, ведь она и шаткий мост, трепетно соединяющий любящих, и постоянное место совместного бытия.

С внутренним волнением и с какой-то невыразимой тоской выходим мы на край пирса. Тайно и печально ждем, не появится ли из-за моря встречный порыв. Джеймс Джойс: «Пирс – несбывшийся мост».

Если попробовать предельно лаконично, но при этом образно выразить фабулу «Белых ночей» Достоевского, то это будет многозначительная череда рукопожатий. «Дайте мне руку» – с этой просьбы начинается знакомство мечтателя с Настенькой. Словно размыкаются и смыкаются разводные Мосты. И непременно в белые ночи, которые мирно и нежно соединяют Свет и Тьму. Отсюда несравнимая поэтика мостов Петербурга: они как живые и вдохновленные натуры. Расходятся пролеты мостов – диковинная птица приподнимает свои могучие крылья. Белая Лебедь, мифологическая родоначальница племени полян, она же владычица живой воды и «молотильных яблок», за которыми однажды и послала своих братьев. Их возвращение было встречено милой улыбкой.

Среди всех наших гримас улыбка самая кроткая, нежная и привечающая. «Ну, а дружба начинается с улыбки». Так же, как и любовь. Целуя уста друг друга, влюбленные объединяют, скрепляют печать симпатии и влечения – свои улыбки. Так даль становится близостью. Д.Джойс о.

Разве нет такого ощущения, что мы как бы живем-бредем по невидимому мосту Времен?

6. Одиночество – пустота:

Сталкиваясь с чем-то неопределенным, плохо организованным, лишенным порядка, предсказуемости, мы называем все это одним словом: хаос. Древние же в это понятие вкладывали изначально иной смысл. Хаос (от греческого – «зеваю», «разеваю») означает, прежде всего, «зев», «зияние» – развернутое пространство, пустую протяжность, пустоту.

С.Есенин считал, что «вся жизнь наша есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками».

Казимир Малевич заметил, что «черный квадрат – ничто, зародыш всех возможностей».

Леонардо да Винчи обнаружил, что «среди великих вещей, которыенаходятся вне нас, существует Ничто – величайшее».

Ненаполненная пустота – ожидание, предчувствие чего-либо. Здесь господствует надежда, жизнеутверждающее начало, мечта.

Покинутость

, напротив, – нечто безысходное, невозвратимое и, если говорить наиболее точно, – опустошенное. В щемящем чувстве опустошенности, «ностальгии по настоящему» всегда тлеют искры духовной сопричастности исчезнувшему и, следовательно, сопротивлению Небытию.

Филон (философ): «Иногда же я начинал с пустоты и приходил очень скоро к пустоте».

На основе «ненаполненной пустоты», к примеру, в литературе XIX века возникла особая разновидность романа с продолжениями, между которыми – тягостная пустота, будоражащая мысль читателя, заставляющая его перебирать множество возможных вариантов окончания. Так что переливать из «пустого» в «порожнее» – великое, оказывается, искусство художественного символа и намека…

Молчать можно на любом языке, выказывая при этом невысказываемое. Минута скорбного молчания – самое глубокое эхо вечности.

Тишина – то, что предшествует звуку, Слову. Много его, как много и шума из Ничего. Так что тишина не может быть пустой, немой, ничего не выражающей.

Поль Валери утверждал, что «тишина говорит».

Уильям Шекспир:

«Совсем не знак бездумья молчаливость.

Гремит лишь то, что пусто изнутри».

В ненаполненной Тишине – источник нашего оптимизма и веры в нескончаемости жизни. Очень точно подметил Альбер Камю(фр.писатель): «В мире никогда не бывает безмолвия; даже когда мир молчит, в нем непрерывно звучат вечные ноты, которые отзываются на вибрации, исходящие от нас самих».

Опустошенная тишина. Она отпугивает мраком полного одиночества, когда кажется, что почва ушла из-под ног, что все изменилось, как будто с исчезновением звуков исчезла и сама жизнь.

Ойген Розеншток-Хюсси пришел к выводу, что «мы умираем тогда, когда от нас уже никто не ждет никакого звука».

· Стена – граница

Дом – граница, заслон от всего внешнего, чуждого, нежелательного. Освальд Шпенглер: «С одной стороны, дом принадлежит человеку, олицетворяя целостный вещный мир человека. С другой стороны, дом связывает человека с внешним миром, являясь в определенном смысле репликой внешнего мира, уменьшенного до размеров человека».

Если вдуматься, любой наш дом – совокупность «вечных» символов (порог, кров, окно, дверь, стены), возникших с осмыслением образа границы.

Святость границ культивировалась тысячелетиями. Поскольку, размежевывая землю, люди как бы упорядочивали их, превращая хаос в космос, где все на своем Месте.

Человеческое бессознательное «требует», «ищет» вокруг себя успокоительную границу, которая обеспечивала бы безопасность, уединение, уют, душевный комфорт.

Зигмунд Фрейд заметил: «Что касается интеллектуальных достижений, то все же продолжает оставаться неоспоримым, что великие решения мыслительной работы, чреватые последствиями открытия, и разрешение проблем возможны лишь отдельному человеку, трудящемуся в уединении».

Поэтому необходимо иметь в виду, что творческая личность ищет уединения вовсе не в силу своего снобизма, психической ущербности, мизантропии, к этому ее подвигает интуиция, своего рода рефлекс на духовные импульсы «Я». В результате одиночного «погружения» в иррациональные глубины внутреннего мира на поверхность всеобщего бытия поднимаются оригинальные идей, уникальные образы, расширяющие горизонт нашего мировосприятия. Обратим внимание на слова Будды: «Когда мы гоняемся за внешними объектами, мы теряем рассудок. Как только человек достигает внутреннего просветления, он идет за пределы окружающего его мира».

Обретение внутреннего мира, «уход в себя» позволяет возвести барьер, ограждающий от губительного для творчества влияния обыденности и стереотипов, царящих в «массах».

Истине никогда не родиться в многолюдных спорах, она в этом случае всегда будет страдать усредненностью, компромиссностью. Ибо невозможно преодолеть все препоны межличностного общения, которые напоминают беспрерывную череду препятствий, называемых сегодня психологическими барьерами. Сугубо внешне его воплощение бесконечно и многолико: и легендарные бочки Диогена, и «футляр» чеховского героя, и банальный забор, характер которого может поведать многое о хозяине.

Цитаты в роли народных пословиц

Почему же всё-таки выражения из этой комедии так полюбились всем читателям и ушли в итоге в оборот речи каждого русскоговорящего человека и находятся там вплоть до сегодняшнего дня? Ответ в целом прост: всё это — заслуга А. С. Грибоедова, который смог так точно, ярко и уместно описать абсолютно привычные и близкие каждому вещи при помощи компактных выразительных изречений, смог выявить закономерность в поведении русского человека и успешно перенести её на страницы произведения.

Удивляет, как такое сравнительно небольшое произведение смогло вместить в себя настолько огромное количество фраз, цитируемых всеми — от неграмотных бездельников до дикторов с экрана, сквозь эпохи: комедии, без малого, 2 сотни лет, а цитаты вполне уместны и по сей день. Что поделать? «Дома новы, но предрассудки стары» — люди с течением времени так и не изменились.

Значимость слова в характере персонажа

Сколько нужно реплик герою, чтобы читатель смог понять, какой это человек? Может быть, 10? В случае с Грибоедовым достаточно и одной — она способна рассказать о персонаже всё, касающееся его места в обществе, мыслей, желаний и стремлений, характера, но это не значит, что автор может удивлять только коротенькими афоризмами: в комедии есть место и массивным монологам, которые хранят в себе немалую долю великих цитат.

Чацкий и Фамусов

К основным перлам главного героя комедии следует отнести:

Обратив внимание на посыл этих фраз, можно сделать вывод, что Чацкий — человек прямой и свободомыслящий, настоящий патриот, высмеивающий преклонения общества перед заграничным; обладает острым критическим умом.

На страницах комедии Чацкий одинок и гоним, он не принят окружающими его людьми, отвергнут обществом, из-за чего герой и выступает против него, а его пылкий протест подчёркивается восклицаниями в высказываниях: особенно это прослеживается в финале произведения, когда разгневанный сложившийся ситуацией Чацкий приказывает подать ему «карету!», демонстрируя намерение больше никогда не иметь ничего общего с подобного рода людьми.

Антипод пылкого Чацкого, главный представитель «Фамусовского» общества, Павел Афанасьевич Фамусов, так же как и его противник, приобретает значимые черты характера при помощи ярких и точных фраз.

Список цитат позволяет ясно представить читателю, что из себя представляет Фамусов. Его слова показывают, что этот человек видит основную цель жизни в постоянном росте состояния, ему чужды чувства, брак для него является способом заработать больше и получить более влиятельное место в обществе. Фамусов не признает прогресса, презирает новое поколение и считает, что «отцы» всё знают куда лучше нынешних людей.

Высказывания Софьи и Молчалина

В целом, автор даёт понять, что Софья — умная, наблюдательная, гордая и своенравная девушка, которая могла бы стать союзницей Чацкого в основном конфликте комедии, однако сила влияния воспитания и сентиментальных романов слишком велика.

Её положительные качества деформированы обществом, которое её растило, сама она не виновата в том, кем является.

Возможно, один из неприятнейших героев комедии, Молчалин, несмотря на значение говорящей фамилии, успел вставить своё слово в действие произведения, которое характеризует его как человека лицемерного, лживого, беспринципного, готового на подлые поступки ради достижения цели.

Эти фразы дают понять, что мнение общества для Молчалина имеет огромнейшее значение в жизни, поэтому он стремится всеми доступными методами забраться как можно выше, чтобы быть наиболее влиятельным. Последнее, о чём может думать герой — о долге и чести, так как у него нет об этом внятных представлений.

Больше всего волнений в итоговом сочинении вызывает обязательный критерий — опора на литературу. Ведь так обидно будет не вспомнить автора или название произведения, привести неподходящий аргумент и отправиться на февральскую пересдачу. Чтобы этого не произошло, мы написали готовые аргументы для итогового сочинения — пользуйтесь!

Аргументы для итогового сиочинения
Готовые аргументы для итогового сочинения 2022/23

В одиннадцатом классе не так много времени для того, чтобы перечитать всю школьную программу по литературе в оригинале. Специально для вас мы собрали готовые аргументы по разделам и подразделам в соответствии с новыми правилами написания итогового сочинения — 2022.

Но мы настоятельно рекомендуем не переписывать эти аргументы слово в слово, а постараться передать их суть своими словами. Помните, что за несамостоятельно написанное сочинение можно получить незачет. 

Также советуем прочитать произведения, из которых взяты аргументы, в кратком содержании. Это позволит вам адаптировать аргумент под тему, которая вам попадется.

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать. 

Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания. 

К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон.

Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся «грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей — Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия. 

Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата. Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце. 

Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын — это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.

1.3. Познание человеком самого себя

В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень богатого человека. В обществе над ним потешаются, не воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой, масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства. 

Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.

1.4. Свобода человека и ее ограничения

Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.

Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.

Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.

Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.

Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.

Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.

Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.

2.2. Человек и общество

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам. 

Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.

Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.

Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек

Человек и природа тесно связаны между собой.  Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования. По пути в Отрадное он видит  корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена. 

Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.

Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.

3.2. Наука и человек

С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.

Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» хорошо показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец видëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно. 

Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.

3.3. Искусство и человек

О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.

Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты с плюща облетают листья. Джонси твердо уверена, что, когда с дерева упадет последний лист, она умрет. В том же доме в нижнем этаже живет старый художник по имени Берман. Он узнает о болезни девушки и ее предубеждении.

Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Однако лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.

Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить. 

Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.


Надеемся, вам пригодятся наши аргументы для итогового сочинения, и желаем удачи на экзамене! А чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, познакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 21.12.2022 17:14

Кречетова Елена Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

55 лет

рейтинг9 312
место2 479

Цитаты и афоризмы для итогового сочинения.

26.11.2021 18:04

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Цитаты и афоризмы для итогового сочинения.»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

  • Итоговое сочинение 2022 цивилизация и технологии презентация
  • Итоговое сочинение 2022 цивилизация и технологии аргументы
  • Итоговое сочинение 2022 формат
  • Итоговое сочинение 2022 фипи пример
  • Итоговое сочинение 2022 фипи демонстрационный вариант