Итоговое сочинение 2022 вопросы

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Темы итогового сочинения 2021-2022

30.08.2021

Список примерных тем, которые составлены на основе официальных направлений по итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

  • Всё про итоговое в 2022

Обновление от 02.12.2021. Список тем будет обновляться. 

Реальные темы от 1 декабря 2021

Направление ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

  • 101. Как путешествия могут изменить человека?
  • 102. В чём ценность путевых впечатлений?
  • 104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
  • 105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
  • 106. Книга как путешествие в прошлое.
  • 108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
  • 109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
  • 110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
  • 111. Чем путешествие может обогатить человека?
  • 112. О чём может рассказать дорожный дневник?
  • 113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

Направление ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

  • 201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
  • 202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
  • 203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
  • 204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
  • 205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
  • 206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
  • 207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
  • 208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
  • 210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
  • 212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
  • 213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Направление ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

  • 301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
  • 302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
  • 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
  • 305. Можно ли заставить человека раскаяться?
  • 306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
  • 307. Что такое преступление против самого себя?
  • 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
  • 309. Когда слово становится преступлением?
  • 310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
  • 311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
  • 312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

Направление КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

  • 402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
  • 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
  • 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
  • 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
  • 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  • 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
  • 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  • 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
  • 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
  • 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

  • 501. Что значит быть гражданином?
  • 502. Что такое гражданский долг?
  • 503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
  • 504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
  • 505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
  • 507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
  • 508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
  • 509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
  • 510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • 511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
  • 513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Дополнительные темы (произвольные)

Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?

Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  •  Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Вкратце видеообзор про все направления

Составили подробный гайд по Итоговому сочинению 2022–2023: алгоритм работы, анализ тем, структура. Также наша преподавательница русского Агния Розенталь поделилась советами, которые дадут дополнительные баллы при поступлении.

Итоговое сочинение — сочинение-рассуждение, которое является допуском к ЕГЭ. Оно оценивается в формате «зачёт/незачёт». 

💡  Итоговое сочинение при поступлении может дать до 10 дополнительных баллов. Это решение принимает вуз. Уточняйте условия на сайте конкретного учебного заведения.

Требования к Итоговому сочинению

Темы Итогового сочинения 2022/23

С 2022/23 учебного года поменялся подход к формированию комплектов тем Итогового сочинения. Теперь будет не пять направлений, а три раздела с подтемами. 

👉 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

  • Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • Познание человеком самого себя.
  • Свобода человека и ее ограничения.

👉 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

  • Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • Человек и общество.
  • Родина, государство, гражданская позиция человека.

👉 «Природа и культура в жизни человека»

  • Природа и человек.
  • Наука и человек.
  • Искусство и человек.

Пояснения к темам по каждому разделу смотрите на сайте ФИПИ


Орфография, пунктуация, орфоэпия — эти разделы необходимо успеть выучить к ЕГЭ по русскому языку. А ещё не забыть про паронимы, различные виды ошибок и сочинение. Не паникуем — время есть, весь кодификатор реально охватить за несколько месяцев подготовки. Как это сделать, рассказали в
этой статье.

Алгоритм работы над Итоговым сочинением

Агния Розенталь поделилась пошаговым планом работы над Итоговым сочинением. Рекомендуем придерживаться этого алгоритма, чтобы соблюсти композицию текста и учесть все критерии оценивания.

 Читаю шесть предложенных тем и думаю, какую главную мысль буду доказывать в своём сочинении. После этого выбираю тему, для которой у меня больше доказательств и прочитанного литературного материала.

 Ищу в формулировке темы ключевые слова, которые помогают сузить тему до нужного ракурса.

 Записываю на черновике проблему (главный вопрос), которую обозначу во вступлении к сочинению, и главную мысль, с которой начну основную часть.

 Формулирую на черновике три-четыре тезиса для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.

 Записываю на черновике примерный план сочинения, выстраивая тезисы, аргументы и примеры в логической последовательности. После этого пишу на черновике основную часть работы. Перед написанием заключения перечитываю вступление, затем записываю выводы, отвечая на вопрос темы.

 Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей. Редактирую текст так, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами и примерами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными.

 Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки. Переписываю работу начисто. 

 Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки через анализ синтаксической структуры предложений.

 Слежу на экзамене за временем и помню, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.

 Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и всё у меня получится.


Думаете, что низкие баллы за ЕГЭ по русскому языку не позволят вам воплотить поставленные цели? Всегда есть вариант пересдать экзамены, перепоступить или взять свободный год. Наша стобалльница Яся Шкирандо как раз воспользовалась одним из этих способов. Читайте её
интервью на Без Сменки.

Советы по Итоговому сочинению от Агнии Розенталь 

Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам, а время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10–15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями.

Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами — это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», — тоже неудачная идея. Писать на уровне пятиклассника тоже неудачная идея.

Находите новые решения. Избегайте тавтологии и других речевых ошибок.

Помните, что пересказ — это не анализ произведения.

Не осуждайте героев и избегайте слишком радикальных суждений.

Если вы планируете получить дополнительные баллы за сочинение при поступлении, обязательно посмотрите необходимые требования на сайте учебного заведения.


Чтобы написать Итоговое сочинение на высокий балл, приходите на 
спецкурс к Агнии Розенталь и Василисе Бродской. На нём вы:

  • узнаете алгоритм написания сочинения и лайфхаки для получения 5/5;
  • разберёте все разделы и подтемы;
  • получите методичку с клише, планом написания сочинения и произведениями;
  • напишете шесть сочинений и получите подробный разбор ошибок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В 2022 году правила публикации тем итогового сочинения поменялись, а значит, изменилась и подготовка к испытанию. Рассказываем о главных нововведениях и о том, на что стоит обратить особое внимание.

В этой статье:


Итоговое сочинение в 2022/23 учебном году: изменения, подготовка, темы

Итоговое сочинение — отдельная работа, которая проверяет общие речевые компетенции школьника и его умение рассуждать по конкретной теме, аргументировать свою позицию. Чтобы написать хорошее сочинение, ученику необходимо не только аргументировано выразить свою позицию, но и подкрепить её примерами из литературного материала.

При этом итоговое сочинение не похоже на задания, которые встречаются в ЕГЭ по литературе. Они требуют глубокого погружения в само произведение, навык анализа литературного текста, образов и концептов. В отличие от экзамена по литературе, итоговое сочинение таких специальных навыков не требует: достаточно уметь проводить простые аналогии и комментировать сравнения.

В 2022 году у репетиторов и выпускников был повод немного испугаться: ФИПИ объявил, что открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год публиковаться больше не будут. Теперь темы экзамена будут брать из закрытого банка.

Дело в том, что многие направления и темы прошлых лет повторяются, а потому школьники могут использовать для подготовки старые наработки. Встречавшиеся ранее формулировки тематических направлений — сейчас их больше 1,5 тысячи — поместили в закрытый банк.

Несмотря на изменения в публикации тем, требования и критерии оценивания итогового сочинения не изменились.

Темы 2022 года

Во время подготовки стоит ориентироваться на названия разделов и подразделов закрытого банка, изучать комментарии к ним. Структура банка есть на сайте ФИПИ, количество разделов — всегда три:

  1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Темы связаны с вопросами нравственного выбора и моральными идеалами. Темы из этого раздела призваны стимулировать философское рассуждение о вопросах различения вечного и мгновенного, добра и зла, свободы и ответственности. Кроме того, темы могут быть связаны со смыслом жизни, внутренними противоречиями и вечными понятиями вроде любви, верности, дружбы.

Подразделы: 

— Внутренний мир человека и его личностные качества.

— Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

— Познание человеком самого себя.

— Свобода человека и её ограничения.

  1. «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

В этом разделе учеников просят рассмотреть человека как часть социума — ребёнка, родителя, члена поколения или представителя народа и эпохи. Предполагается, что темы этого раздела будут нацелены на размышления о ценностях семьи и общества, традициях и обычаях, отношениях между обществом и человеком.

Подразделы:

— Семья, род; семейные ценности и традиции.

— Человек и общество.

— Родина, государство, гражданская позиция человека.

  1. «Природа и культура в жизни человека»

Здесь темы более абстрактные. Они подразумевают размышления о философских, социальных, этических, эстетических, экологических проблемах. Главный вопрос раздела: «Как это влияет на человека?».

Подразделы:

— Природа и человек.

— Наука и человек.

— Искусство и человек.

На самом экзаменам школьники будут выбирать не из пяти, а из шести тем — в каждом комплекте им предложат по две темы из каждого раздела.

Как выбрать тему на экзамене

На экзамене стоит потратить несколько минут на обдумывание темы сочинения, и сделать это стоит в начале работы. Понятно, что некоторые темы получится отсеять сразу, например, если они покажутся совсем непонятными или слишком трудными.

Более привлекательные темы заслуживают отдельного осмысления. Ученику стоит спросить себя: какая тема вызывает у него больше ассоциаций, мыслей о конкретных текстах и примерах. Это поможет выбрать наиболее привлекательную тему.

Затем стоит проанализировать саму формулировку темы:

  • Она может быть заявлена в виде прямого вопроса, например: «В чём проявляется любовь к Отечеству?». Это более понятный вариант формулировки темы, который подразумевает конкретный и последовательный ответ. Так, в случае приведённого примера выпускник может сначала объяснить своё понимание «любви к Отечеству», обозначить принципы этой любви, а затем, привести аргументы в поддержку своей позиции.
  • Возможна формулировка в виде проблемного вопроса, который подразумевает несколько возможных вариантов ответа.
  • Ещё один вариант формулировки — в утвердительной форме. Как правило, такие формулировки сразу подразумевают некий тезис, который необходимо раскрыть, подтвердить или опровергнуть. 

Как оценивают итоговое сочинение

В 2022 году итоговое сочинение состоится 7 декабря. Выпускникам предстоит написать развёрнутое и аргументированное сочинение по одной из предложенных тем за 3 часа 55 минут.

Объём сочинения не должен быть меньше 250 слов, иначе работу вообще не станут рассматривать. Рекомендуемый объём — не менее 350 слов, а вот максимальная граница не устанавливается. Впрочем, и чересчур усердствовать не стоит — учтите, что работу нужно будет проверить на орфографические, пунктуационные и, наконец, смысловые ошибки.

Текст должен быть уникальным — не содержать отрывки из других работ. От сочинений по русскому и литературе работа будет отличаться, поэтому не нужно писать по заученным благодаря другим экзаменам шаблонам.

Оценивают текст по пяти критериям, которые предполагают отметку «зачёт» или «незачёт». Работу оценивают по следующим критериям:

  1. Соответствие теме

Хотя итоговое сочинение — работа довольно свободная, далеко уходить от темы не нужно. Важно также соотносить доказательства и выводы с тезисами, не путать понятия и концепции.

  1. Ссылка на литературное произведение

Чтобы получить зачёт, необходимо привести в качестве примера хотя бы один литературный пример из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Балл не снимут, даже если школьник сошлётся на историю Гарри Поттера. Главное, чтобы в аргументе был смысл.

  1. Композиция и логика рассуждения

Получить балл за это сочинение просто — достаточно придерживаться классической структуры сочинения. Так, у него должно быть:

— вступление с заявленным тезисом, 

— блок с объяснением собственного мнения автора, 

— два аргумента (доказательство или контраргумент и микровывод),

— заключение всего текста. 

Если в сочинении есть ясное повествование, логика развития мысли и абзацы, автор текста получит зачёт.

  1. Качество письменной речи

Если язык автора слишком непонятный, а речевые ошибки мешают понимать написанное, поставят незачёт. Во всех остальных случаях — зачёт.

  1. Грамотность

Незачёт по этому критерию поставят в том случае, если на 100 слов будет больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. При этом важно помнить: экзаменуемые могут пользоваться орфографическим словарём. 

Подготовка к итоговому сочинению

Изучите методические рекомендации и правила заполнения бланков. Чтобы не допустить досадных ошибок, связанных с самыми простыми аспектами работы, заранее изучите документы, опубликованные ФИПИ.

Разберите основные произведения школьной программы. Составьте схемы и майндмэпы, которые помогут вспомнить ключевые эпизоды и имена главных героев произведений, попробуйте выделить основные конфликты.

Вспомните стихотворения и поэмы, которые тоже могут стать источниками аргументации для сочинения.

Потренируйтесь выстраивать аргументы для подкрепления своей позиции. Необязательно делать это письменно — потренироваться можно и в устном формате.

Попробуйте написать полноценное сочинение, не забывая о необходимом объёме, структуре и ошибках. В тексте можно обойтись без прямых цитат — достаточно передать суть сюжета и образ мыслей героев.

На что влияет оценка

Сочинение, по которому получен незачёт, придётся пересдавать, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Если всё в порядке, не спешите забывать о работе — она может пригодиться при поступлении. 

Некоторые вузы начисляют дополнительные баллы за текст — до 10 дополнительных баллов. Как правило, текст проверяется университетскими экспертами, которые решают, сколько баллов начислят абитуриенту. 

Поделиться


Комментарии

Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать

В 2022−2023 учебном году даётся только три направления тем итогового сочинения, по две темы на каждое направление. Комплекты тем будут собираться только из тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополнятся новыми темами.

Разделы и подразделы тем:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя.

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.

2.2. Человек и общество.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека.

3.1. Природа и человек.

3.2. Наука и человек.

3.3. Искусство и человек.

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:

— связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

— нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

— касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

— позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

— побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

1. Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

2. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

3. Как определиться с выбором своего жизненного пути?

4. Почему самым страшным судом считается суд совести?

5. «Люди как реки…» (Л. Н. Толстой).

1.1. Тема может быть раскрыта на примере литературных героев: Петра Гринёва, Андрея Болконского.

Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», Пётр Гринёв до конца остается верен своим принципам и своей клятве.

Раскрыть тему можно на примере «противостояния» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал путь идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым нарушает присягу, и, по сути, придаёт Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. Именно Гринёва можно назвать человек чести и человеком совести.

1.2. Андрей Болконский, несмотря на то, что однажды уже понял бессмысленность войны на поле Аустерлица, не мог остаться в стороне, когда враг ступил на родную землю. Его тоже можно назвать человек чести. Совесть не позволила князю Андрею бежать и прятаться за спины других. Очень актуально может звучать тема в сопоставлении с днем сегодняшним. Идти или нет на войну сегодня? Как сохранить свою честь или стоит пойти на сделку с совестью? Вопросы, на которые не может быть дано однозначных ответов, но которые встают перед тысячами людей ежедневно.

2.1. Тема может быть раскрыта с привлечением в качестве при-мера героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Григорий Добросклонов олицетворяет собой образ счастливого человека, потому что готов бороться за счастье других людей

Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».

3.1. Сочинения на данную тему и подобные ей могут быть рас-крыты на примере художественных произведений, где главные герои размышляют о своём предназначении, о смысле жизни. Тема эта многоплановая. Произведений, которые могли бы стать материалом для анализа, много в русской и зарубежной литературе, в том числе и произведения из комментариев к предыдущей теме.

Приведём пример из современной литературы.

Эраст Фандорин (герой повести Бориса Акунина «Статский советник») — успешный и неординарный молодой человек (ему 35 лет). Блестящая карьера, сделанная, однако, благодаря его личным заслугам, маячит на горизонте новой ступенькой роста. На пути главного героя запутанное преступление, которое он раскрывает, но расторопнее и удачливее оказывается князь Пожарский, присланный из Петербурга для расследования убийства генерала Храпова, а так же для того, что бы между делом «свалить» Долгорукова. Князь Пожарский, как выясняется, законченный подлец, но от этого не менее блестящий интеллектуал. Фандорину не сразу удается раскрыть подлинное лицо князя, а когда удается и ему, наконец-то, предлагают завидное повышение по службе, Эраст Петрович решает оставить государственную службу, ведь подчиняться человеку, которого не уважает, он не может. Для главного героя цель не может быть достигнута любыми средствами, потому что для него по-прежнему существуют понятия чести, морали, достоинства.

А вот князь Пожарский ради собственных интересов идёт, что называется, по головам. Гибнут чиновники, полицейские, гражданские — невинные по сути люди, — а что делать, ведь это революционный террор. Власти идут по следу «БГ», шаг за шагом приближаясь к Грину, убивая его подручных. Пожарский плетет свою интригу, ради власти, ради собственного самолюбия, не гнушаясь ничем…

Такие разные герои. И выбор каждый из них делает свой.

3.2. В рассказе И.А. Бунина «Человек из Сан-Франциско» также присутствует тема дороги: дорога выступает здесь в значении жизненного пути. Безымянный герой Бунина прожил жизнь, но не оставил после себя ничего стоящего, его жизненный путь оборвался неожиданно. Человек не может знать, сколько ему отпущено лет, поэтому жить надо так, чтобы не пришлось сожалеть о потраченном впустую времени.

Через заблуждения и ошибки пришлось пройти Пьеру Безухову, герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир», прежде чем он смог определить свой жизненный путь и наметить цель. Путь духовного возрождения князя Андрея и Пьера также может стать примером для анализа в сочинениях данного тематического направления.

4. Тема может быть раскрыта на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Любое преступление наказуемо, и наказуемо не только по закону. Самым страшным наказанием для Раскольникова стал суд совести. Теория, которой был подвержен герой, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

Но преступление совершено. Теперь наступает период в жизни героя, когда он может только размышлять над своим преступлением. Раскольников уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть преступление, чем все больше и больше выдает себя. Но и это еще не главное — внешние открытия не сокрушают его; то, что его окончательно губит, так это внутреннее открытие: оказывается, он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. Родион Раскольников безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он хотел только не оставить без помощи свою голодающую матери, имея рубль в кармане, помочь сестре. И получилось, что не старуху жалкую убил герой, а самого себя, свое собственное «я».

5. Тема может быть раскрыта на примере образов Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.

Художественный принцип Толстого — «диалектика души»: через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Если речь пойдёт о Наташе, то нужно обязательно указать, что это любимая героиня Толстого. Хотя она и совершает ошибки, но становится воплощением женственности, истинного предназначения женщины — быть матерью и верной женой.

В образе Пьера раскрывается главный идейный замысел автора — показать становление декабристского движения в России. Пьер проходит путь через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа. Один из верных сынов Отечества — князь Андрей Болконский. Герой прошёл нелёгкий путь исканий и жизненных разочарований. Был подвержен идее наполеонизма, которая рассыпалась после Аустерлицкого сражения. Андрей — человек деятельный, достоин подражания.

1. Л. Н. Толстой «Война и мир».

2. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка».

3. Н Островский «Как закалялась сталь».

4. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

5. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

6. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

7. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

8. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

9. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

10. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

11. И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

12. Р. Брэдбери «И грянул гром».

13. Лондон «Любовь к жизни».

14. Стендаль «Красное и чёрное».

15. Б. Акунин «Статский советник», «Азазель».

16. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:

— связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

— нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

— касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

— позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

— побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

1. Семейные ценности и их место в жизни человека.

2. В чём может проявляться любовь к Отечеству?

3. «Мысль семейная» в понимании Л. Н. Толстого.

4. «Долг перед Отечеством — святыня человека» (В. Сухомлинский).

5. Может ли один человек поменять ход истории?

6. Почему конфликт «отцов» и «детей» неизбежен?

1.1. Тема может быть раскрыта на примере героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (смотри материал к теме «Мысль семейная» в понимании Л. Н. Толстого).

Заветам отца следует Петруша Гринёв на службе. Понятие чести, сформированное в родительском доме, остаётся для молодого офицера путеводной звездой в перипетиях событий, обрушившихся на Гринёва.

1.2. Также тема может быть раскрыта на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вырастила Митрофанушку в атмосфере слепой любви и рабского обожания. Не привиты Митрофанушке никакие нравственные ценности, не сформирована потребность в уважении старших, в почитании родителей. Вот почему печальная участь ждёт Простаковых в старости: от такого сына ничего хорошего ждать не приходится.

Анализируя произведения, можно сделать вывод: от того, какие ценности вынес человек из семьи, во многом зависит, как сложится его дальнейшая жизнь, как он будет относиться к людям и какое место он сможет занять в обществе.

2 Делом чести и смыслом жизни является служение Родине для Тараса Бульбы и Остапа. За Родину они бьются до последнего и с достоинством принимают мученическую смерть. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Гибель Андрея, являющаяся нравственным возмездием за его отступничество и измену, еще более подчеркивает величие главной темы повести «Тарас Бульба» — это служение родине.

3. История нескольких семей проходит перед нами на страницах романа. Доверие и любовь царят в доме Ростовых. Требовательность и принципиальность — в доме Болконских. Ложь и лицемерие — у Курагиных. Идеал Толстого — семья Ростовых. Детям, выращенным в атмосфере любви и душевного тепла, не приходится ничего доказывать, они платят своим родителям той же любовью и пониманием.

Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.

А вот князя Василия Курагина вряд ли ждёт спокойная старость. Принципы, так тщательно заложенные им в Анатоля и Элен, вероятнее всего, обернутся против него же самого. Вот уж когда невольно вспомнится: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

4. В современном мире личные интересы чаще превалируют над общественными. Понятие долга считается, к сожалению, архаичным. Поучиться бы таким людям у Петра Гринёва, который остался верен присяге, ведь для него понятия «долг» и «честь» являются словами-синонимами. Пётр Андреевич вызывает уважение, поскольку он привык поступать по чести и показывает себя достойным человеком. Он отказывается встать на сторону самозванца Пугачёва, захватившего крепость, потому что его долг — служить императрице и своей Родине. Он не может нарушить своё слово даже под страхом смерти.

5.1. Есть немало имён, которые стали знаковыми для страны, эпохи, для развития всего человечества, наконец.

Одной из ярких личностей в истории был Пётр I. Основатель русского флота и Петербурга. Расширил границы Российской империи. Инициатор судебной, административной реформ, реформы образования.

Незаурядный, сильный образ Петра I во все времена вызывал громадный интерес со стороны историков, публицистов и писателей. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…» — так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это — многоплановость характера, не оставляющую место однозначным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой в романе «Пётр I».

Жизнь Петра Первого можно представить как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и заканчивая стремлением изменить уклад жизни боярской России. У человека, противопоставившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый характер и жесткая рука. В романе Толстого есть три переломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно проходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирование характера, чем последующие победы. Стремительный, решительный, уверенный в себе — именно таким представляется человек, описываемый Толстым. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.

5.2. Циолковский, Королёв, Гагарин — вряд ли без них человечество стало бы таким, каково оно сейчас, ведь без освоения космоса и космических технологий, по сути, невозможна наша жизнь. В качестве произведений о Гагарине, на которые можно опираться, можно взять, например, мемуары матери космонавта А. Т. Гагариной «Память сердца» или книгу его жены Валентины Гагариной «108 минут и вся жизнь».

5.3. Сила и многогранность таланта А. С. Пушкина в том великом наследии, которое он оставил миру. Неслучайно после смерти Пушкина в его некрологе появились слова: «Солнце нашей поэзии закатилось». Для подтверждения этих слов можно привести в пример ставшие любимыми для многих поколений стихи о любви («Я помню чудное мгновенье», вдохновившее, в свою очередь, композитора Глинку на создание ещё одного бессмертного произведения — романса на стихи Пушкина, или «Я вас любил», или «Мадонна»), о родной природе («Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер») и другие. Пушкин стал основоположником современного русского литературного языка, литературного направления «реализм» в русской литературе, собрал историю пугачевского бунта, был рупором свободы и правды целой эпохи.

6.1. Как часто от взрослых людей можно услышать: «Вот в наше время…» Фраза эта имеет весьма недвусмысленное значение — ключевые слова в ней: «в наше время». А сейчас чьё время? Получается, что папы и мамы подсознательно дают себе установку — наше время прошло, наступило чьё-то другое время. Тогда почему же они всячески сопротивляются наступлению этого времени? Неправда ли, интересно? В русской литературе немало произведений, иллюстрирующих взаимоотношения разных поколений.

6.2. Конфликт «отцов и детей» показан Грибоедовым на страницах комедии «Горе от ума». Чацкий, олицетворяющий собой зарождающееся новое поколение просвещенных дворян, желающий жизнь отдать на пользу Отечеству, противостоит застоявшемуся обществу Фамусова, в котором царит невежество, мракобесие, праздность и чинопоклонство.

6.3. В драме А Н. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

6.4. В романе Тургенева «Отцы и дети» автор показывает читателям конфликт двух поколений: отцов и детей, усугубляемый принадлежностью героев к разным социально-политическим формациям. Поколение отцов представлено на страницах романа либералами Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми, поколение детей — разночинцем Базаровым.

Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционно в русской классической литературе выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным, а порой и политическим.

1. Л. Н. Толстой «Война и мир».

2. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка».

3. Д. И. Фонвизин «Недоросль».

4. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

5. А. Толстой «Пётр I».

6. Валентина Гагарина «108 минут и вся жизнь».

7.А. Н. Островский «Гроза».

8. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

9. И. С. Тургенев «Отцы и дети».

Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:

— связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

— нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

— касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

— побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

1. Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

2. «Театр превращает толпу в народ…» (Томас Манн).

3. Чему человек может научиться у природы?

4. Можно ли назвать цивилизованным общество, уничтожающее природу?

5. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). Так ли это?

5. Всегда ли наука служит во благо человеку?

1.1. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник может дать собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

1.2. Тема может быть раскрыта на примере романа Стендаля «Красное и чёрное».

Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

1.3. Гимн любви звучит в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Любовь, возникающая между героями, — внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот — это тихое, спокойное, домашнее счастье. Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире. Любовь Мастера и Маргариты самоотверженная и бескорыстная, милосердная и сострадательная, верная и вечная.

На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь — об этом заставляет нас задуматься Булгаков. Узнать о Мастере — единственное желание отчаявшейся Маргариты, и ради этого желания можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», — обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

1.4. Высказаться о музыкальном произведении, которое трогает душу, также можно в сочинении по данной теме. Можно обратиться к классике, можно к современному произведению, но так или иначе необходимо доказать, что это музыкальное произведение пробуждает лучшие струны души, навевает переживания и будит чувства.

Когда слушаешь полонез Огинского «Прощание с Родиной», почему-то на душе начинает щемить от неизбывной тоски. Представляешь состояние композитора, когда он писал это произведение, если спустя столько лет оно так действует на слушателя. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

2. В сочинении может быть использован фрагмент дневниковой заметки. Например, о посещении Мариинского театра. Сегодня на сцене «Евгений Онегин». Занавес. Сцена, вся в яблоках. Яблок такое множество, что кажется, как их аромат поплыл по залу. Появилась Татьяна — именно такой она и представлялась: хрупкой, возвышенной, искренней. Оперное пение завораживает. История Онегина и Татьяны волнительна. А сцена убийства Ленского!.. Вот когда говорят: задело за живое. В партиях Ленского и Онегина слышится столько боли, душевных переживаний, что слезы капают сами собой. Поразительно, что такой же отклик и в глазах других людей в зале. Зрители и актёры словно заодно: они растворяются в действии, которое происходит на сцене. Говорят, что у каждого спектакля свой зритель. Наверное, это так. Человек, который любит театр, отличается от других, потому что он тоньше чувствует, больше знает, способен сопереживать окружающим и испытывать эстетическое наслаждение.

3−4. Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?

Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.

5.1. Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Талант — непревзойдённое дарование, данное свыше. А если другим этого просто не дано? Вот откуда берётся зависть Сальери, и он решается на убийство. Стал ли счастливее он после этого? Нет, талант мертвеца не озарил убийцу. Забыли ли Моцарта после смерти? И опять — нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его произведения — показатель того, что их создатель бессмертен.

В романе «Мастер и Маргарита» противопоставляются настоящий Мастер и ремесленник Иван Бездомный. Сложный путь пришлось пройти Бездомному, чтобы понять, в чём суть настоящего искусства.

5.2. Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.

Проблема творческого поиска звучит в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческий процесс очень сложен для Юрия Живаго. Для него, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. В момент творческого порыва «он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Это доказывает, что настоящий художник сам себе не принадлежит, он посредник между людьми и высоким служением, дарованным ему свыше.

6. Где границы возможностей человеческого познания? Могут ли достижения науки уничтожить человечество? Эти вопросы волнуют не одно поколение.

Курт Воннегут уверен, что человечество вполне способно на самоубийство.

Сюжет его книги «Колыбель для кошки» строится вокруг опаснейшего вещества «лёд-девять», изобретённого гениальным учёным. Лёд-девять мог вызывать кристаллизацию большей части воды на Земле и впоследствии — гибель жизни на планете. Учёного совершенно не интересует, как его открытия повлияют на судьбу человечества, он уже даже работал над атомной бомбой. И теперь его наследники раздали лёд-девять сильным мира сего за неплохую награду. Герой-повествователь следует по следам опасного вещества, попутно знакомясь с новой религией и новыми утопиями.

Читателя охватывает беспокойство от мысли о том, что человечеством всё время кто-то манипулирует. Нельзя допустить, чтобы наука была разрушительной. Человеку пора научиться быть ответственным.

1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери».

2. И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети».

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

4. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».

6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

7. М. Горький «Старуха Изер-гиль».

8. Ч. Айтматов «Плаха».

9. Стендаль «Красное и чёрное».

10. Л. Н. Толстой «Война и мир».

11. В. Распутин «Прощание с Матёрой».

12. В. П. Астафьев «Царь-рыба».

13. А. Экзюпери «Маленький принц».

14. Курт Воннегут. «Колыбель для кошки».

15. Б. Пастернак «Доктор Живаго».

16. А. И. Куприн «Гранатовый браслет».

Темы предыдущего года

  • Итоговое сочинение 2022 будет ли перенос даты
  • Итоговое сочинение 2022 будет ли перенесено
  • Итоговое сочинение 2022 будет или нет
  • Итоговое сочинение 2022 банк аргументов
  • Итоговое сочинение 2022 аргументы юшка