Итоговое сочинение гроза островский аргументы

«Гроза» — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ по пьесе Островского. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по пьесе — Гроза. Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.

Преступление и наказание — вечная тема (аргументы)

1. Преступление не всегда ограничивается рамками закона. Порой действия человека преступны по своей сути, но не попадают под известные ограничения, потому что система права еще не развилась до такой степени. Именно такую ситуацию мы видим в пьесе «Гроза». Кабаниха своей травлей доводит невестку до суицида: несчастная Катерина, признавшаяся в адюльтере, подвергается унижению и даже избиениям. Марфа Игнатьевна настаивает, чтобы сын бил ее и поддерживал эту атмосферу гнета. Так Кабаниха «наказывала» Катерину за непослушание и измену, но эти действия привели к трагическому исходу. Не получив прощения и христианского милосердия от верующих родственников, Катерина впала в отчаяние и наложила на себя руки. Сегодня доведение человека до суицида наказывается по закону, но тогда герои, виновные в гибели Катерины, наказания избежали, хотя совершили настоящее преступление.

2. К теме оправдания преступлений обращается Александр Николаевич Островский в произведении «Гроза». В нём преступление не относится к нарушению закона, это преступление по отношению к самому себе к своей личности. Катерина, главная героиня пьесы, находится в затруднительном положении, с одной стороны семья в которой девушка постоянно ощущает давление и пренебрежение, с другой стороны влюбленность и возможность чего-то нового, более счастливого и прекрасного. Будучи романтичной натурой, Катерина решает вступить в запретный роман, но совесть девушки не позволяет ей оставлять мужа в неведенье и она все ему рассказывает. Героиня ищет поддержки у своего возлюбленного, Бориса, но тот не спешит брать на себя ответственность и решает сбежать, оставив девушку наедине с её проблемами. Катерина пытается найти наказание для себя, оно необходимо ей для того, чтобы она смогла оправдать свои поступки. Девушка очень суеверна и когда она узнала о приближающейся грозе, предчувствовала собственную гибель. Катерина погибла, так и не сумев найти оправдание своих действий.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (аргумент)

А.Н. Островский поднимает в драме «Гроза» проблему взаимодействия общества и человека. Самой важной социальной группой, в которой находится человек, является его семья. Главная героиня драмы росла в атмосфере любви и заботы, но после замужества оказалась в доме Кабановых, где царит тирания. Глава семейства, зажиточная купчиха Марфа Игнатьева Кабанова, требует от домочадцев беспрекословного повиновения. И если ее дети привыкли к таким порядкам, то жизнь для Катерины становится в этом доме нестерпимой. Но ей некуда деваться, потому весь город Калинов проникнут той же атмосферой безволия и унижения. Здесь желания человека и его чувства не имеют никакого значения, все живут согласно давно изжившими себя устоям Домостроя.

Отчаяние и одиночество толкают Катерину на измену, она понимает, что совершает большой грех, но не может отказаться от возможности побыть, хоть немного счастливой. Она осознанно идет против моральных устоев целого общества, и не боится людской молвы. Именно эти люди довели ее до отчаяния, подтолкнули к тому, что привело ее к гибели.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

В доказательство можно привести ещё пьесу А. Н. Островского «Гроза». дома главного персонажа ждала деспотичная мать. кабаниха надоела домочадцам упреками, манипуляциями и наставлениями. Тихон Кабанов был виноват всегда: то жениться не на той девушке, то недостаточно внимателен к советам матери, то не любит её. Повод обругать, побранить мужчину находился каждый раз. Как и любому человеку, главному герою было ужасно тяжело терпеть бесконечные, не кончающиеся сцены, ссоры и скандалы. Ему нужна была эмоциональная разрядка. поэтому, лирический герой часто придумывал причины, по которым надо было отлучаться. Он с удовольствием покидал тяготивший его дом на пару недель. В поездках он кутил, ходил по кабакам, всячески развлекался, чтобы выйти из того подавленного состояния. В этих «путешествиях» Тихон искал возможность развеяться и забыться, не помнить о домашних проблемах. Он хотел набраться сил и терпения, продолжать жизнь рядом с Кабанихой.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (аргумент)

В пьесе А. Н. Осторовского «Гроза» упоминается такой человек как Кулигин. Данный персонаж радикально отличается от своего окружения, «здорового общества», тем, что он не только сам не стоит на месте, но и хочет принести прогресс в свой город. Его главной мечтой является изобретение перпетуум-мобиле, или же вечного двигателя. Из-за различий своих взглядов с обществом, он часто является объектом насмешек, но это не ломает его стремление помочь людям. «Мечтает себе и счастлив». Я считаю, что именно благодаря своей мечте Кулигин один из тех, кто более менее образован и способен здраво мыслить. Его стремление к своей мечте может привести не только его личность к прогрессу (что мы и наблюдаем в пьесе), но и помочь всему городку выбраться из обыденности.

Измена, которую можно оправдать — аргумент

Автор пьесы предлагает поразмышлять читателю над темой измены посредством описания образа главной героини. Катерина – девушка, воспитанная в свободной, полной любви и доброжелательности атмосфере родительского дома, выходит замуж за Тихона Кабанова и переезжает жить к нему. Но в доме Кабановых главой семейства является не Тихон, мягкий, безвольный, слабохарактерный человек, а его грозная и деспотичная мать – Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

Катерина вынуждена смириться со строгими порядками, старинным укладом жизни провинциального городка Калинов, ограниченностью и темнотой домочадцев. Не испытывая любви к своему супругу, молодая женщина мечтает о настоящем, чистом и сильном чувстве. Знакомство с племянником зажиточного местного купца Дикого Борисом становится роковым для Катерины. Она влюбляется в красивого, хорошо образованного молодого человека, совершенно отличного от Тихона Кабанова. Борис отвечает Катерине взаимностью. Тайна их встреч становится известна родне. Бориса, трусливо оставившего девушку в трудной ситуации, Дикой отправляет в Сибирь. Отчаявшаяся Катерина кончает жизнь самоубийством. Проанализировав причины, толкнувшие главную героиню произведения на измену, читатель, скорее всего найдет оправдание ее поведению.

Катерина смиренно сносила оскорбления Кабанихи, мужнину боязнь ослушаться мать, жизнь в атмосфере постоянных придирок и унижений.

Преданность себе и своим убеждениям — аргумент

Изменив своему супругу, Катерина не изменяет себе. В самом начале пьесы ней еще живы самые лучшие стороны души: вежливость, деликатность, открытость, мечтательность, вера в честность и добропорядочность людей. Молодая женщина способна любить и дарить свою любовь другим.

Но уже в первом действии Катерина делится с сестрой Тихона Варварой своими страхами и мыслями о скорой погибели: «Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!». Женщине опостылели рабские порядки и дремучий уклад Калиновского общества, существующего в невежестве и темноте.

Конфликт между Катериной и ее окружением – естественное развитие сюжетной линии произведения. И если вслух Катерина «поддакивает» свекрови и утверждает, что любит Тихона, то истинные свои чувства к ним она открывает Варваре. Не может Катя предать себя, свои идеалы и принципы. Невозможность этой измены приводит ее к мысли о скорой смерти и трагической развязке конфликта.

Измена своему слову и любимой женщине — аргумент

Еще об одной измене идет речь в произведении. Это измена Бориса своей возлюбленной и самому себе. При первом знакомстве с Борисом у читателя может сложиться впечатление, что перед ним – положительный герой произведения. Борис отличается от остальных действующих лиц своей образованностью, воспитанностью, складом ума и живостью характера. Но по мере развития сюжета делаются явными не столь позитивные качества молодого человека. Борис достаточно лукав и меркантилен. Работая на Дикого, он живет ожиданием наследства, являя абсолютно непротивленческий характер установленным в хозяйстве дядюшки порядкам и устоям.

Кульминацией в раскрытии образа Бориса является его духовная измена Катерине. Когда об их связи узнает городское общество, а Дикой в гневе собирается отослать племянника с глаз долой, Борис даже не пытается бороться за свои чувства, за свою возлюбленную. Он смиренно принимает решение Дикого. Борис, изменяя возлюбленной, предает и себя. Он очень жалеет Катерину. Борис ее все еще очень любит, но при прощании его хватает только на «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой то, думавши о тебе».

Доброта и жестокость — аргументы

1. Чем вызвана жестокость и можно ли её оправдать – этими размышлениями пропитана пьеса Островского «Гроза». Пожалуй, настоящим олицетворением жестокости в этом произведении является Марфа Игнатьевна Кабанова. Она настолько неприятна читателю, что автор приписывает ей грубое прозвище – Кабаниха. На протяжении всего действия она оправдывает свой образ бессердечной, ни с кем не считающейся барыни, которой чуждо сочувствие к другим. Шквал своего гнева она постоянно обрушивает на собственного сына и его возлюбленную Катерину. Постоянные оскорбления и унижения не имеют никакой причинной подоплёки. Своим поведением она в прямом смысле сжила со свету невестку. Но самое страшное, что даже после этой трагедии она не раскаялась. Такой деспотизм не находит понимания, его нельзя оправдать никакими уловками, потому что он губит людей и делает мир хуже.

2. Доброта – такое светлое и нужное качество, лежащее в основе милосердия, прощения, заботы. Но, к сожалению, она не всегда можете противостоять злу и делает своего носителя жертвой гонений. С подобной ситуацией столкнулась героиня пьесы Островского «Гроза» — Катерина. Для представления цельного образа этой девушки автор знакомит нас с её детством. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» – так отзывается героиня о своих ранних годах. Жизнь в любви и нежности воспитала в ней такие качества как доброта, милосердие, наивность. Она всегда стремилась помочь нуждающимся и с теплом относилась к людям. Однако волей судьбы она попадает в «тёмное царство» — абсолютно противоположный ей мир, обитатели которого жестоки, тираничны и завистливы. Она сталкивается с неописуемой дерзостью и грубыми оскорблениями в свой адрес.

Её свекровь – Кабаниха — тешится, издеваясь над своей невесткой. Катерина понимает, что единственный способ противостоять этой жестокости – ответная жестокость. Однако она не в силах переступить через себя и воспитанные в ней принципы добра и справедливости. Она не справляется с таким давлением и решается на самоубийство. «Гроза» — пример того, что добро не всегда побеждает зло. Однако это вовсе не значит, что нужно выбирать жестокость, это значит, что нужно всегда продолжать бороться за свои принципы и за себя.

Проблема самореализации — аргумент

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Я и другие — аргумент

Катерина выходит замуж за Тихона и становится частью семейства Кабановых. Катерина, в отличие от Тихона, который смирился с происходящим, и Варвары, которая приспособилась к жизни, не может привыкнуть к той жизни, с которой столкнулась. Катерина и Кабаниха становятся двумя яркими сторонами, которые вступают друг с другом в конфликт. И если Катерина, чувствуя себя неуютно рядом с Кабанихой, не выражает свои недовольства явно, то Кабаниха делает конфликт с Катериной открытым. Кабаниха, привыкшая к тому, что окружающие беспрекословно ей подчиняются, тиранит Катерину, которая не привыкла жить по правилам Кабанихи. Кабаниха, которая фактически является главой семейства Кабановых, заставляет Катерину жить в соответствии с теми старыми порядками, по которым живет Кабаниха и жили ее предки.

Катерина, ощущая себя одинокой в семье Кабановых, чувствует себя еще несчастнее из-за того, что ее никто не понимает. Муж Тихон не поддерживает ее, между Тихоном и Катериной вообще нет никакой любви. Даже Варвара, которая пытается поддержать Катерину, не способна понять внутренние переживания Катерины. Главная героиня оказывается обреченной на одиночество. Даже Борис, в которого влюбляется Катерина, не испытывает к ней серьезных чувств, которые бы помогли ему избавить Катерину от несчастной жизни. Из всего этого следует, что Катерина вступает не только в семейный конфликт, но и в конфликт социальный. Привыкшая жить в любви и заботе, привыкшая к свободе Катерина не может привыкнуть к жизни в Калинове. Поведение Кабанихи, притесняющей Катерину, не единично, она является типичным представителем того патриархального общества, которое окружило Катерину и не давало ей вздохнуть полной жизнью. Катерина, которая не понимает порядков города Калинова, в котором оказалась после замужества, вступает в конфликт с патриархальным обществом, которое жило по принципам «Домостроя».

Как не понимала представителей патриархального общества Катерина, так и окружающие ее люди не понимали того, что для нее была важна свобода. Всеми притесненная, уставшая от того несвободного существования, которое ей пришлось проводить, Катерина кончает жизнь самоубийством, что становится бунтом против «жестоких нравов» «темного царства».

Человек и общество — аргументы

1. Семья – первая и самая важная социальная группа, в которую попадает человек. Катерина, выросшая в атмосфере любви и заботы, после замужества оказывается в семье Кабановых, где царит тирания. Глава рода, богатая купчиха Марфа Игнатьевна по прозвищу Кабаниха, требует от окружающих беспрекословного повиновения и изводит их придирками и упрёками. И если дети Кабанихи, Варвара и Тихон (муж Катерины), привыкли к этому, то для Катерины жизнь в такой обстановке нестерпима. Та же атмосфера подавления и унижения царит во всем Калинове, поэтому в данном примере личности некуда деться от тлетворного общества. Отчаяние и одиночество толкают бедную женщину на измену, а затем и на самоубийство.

2. Что же за общество составляют жители Калинова? На примере этого города Островский изображает нравы и порядки российского мещанства. На первый взгляд, главная его черта – верность традиционному укладу жизни, но в реальности она оборачивается глубокой отсталостью (недаром Н.А. Добролюбов называет это место «тёмным царством»). В этом плане показателен разговор Дикого и Кулигина: Дикой: «Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!» Кулигин: «Электричество». Дикой (топнув ногой): «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается…». Страшнее всего, что такое общество производит себе подобных людей, плодя невежество и тормозя развитие, как каждого отдельного человека, так и целого государства. Значит, социум может не только развивать, но и отбрасывать человека назад, к ханжеству и глупости старых укладов.

Все сочинения

Без сомнения, «Гроза» является самым решительным произведением Островского. Н. А. Добролюбов назвал драматургию автора самым необходимым элементом культуры той эпохи. Произведение обнажает многие проблемы героев, их взаимоотношений, доводя до самых трагических последствий, поэтому в школах часто пишут сочинения на тему: «Проблематика пьесы Островского „Гроза“».

Оглавление:

  • Главные проблемы
  • Тотальный контроль в семье
  • Поиск себя
  • Покаяние в «Грозе»
  • Трагедия любви

«Проблематика пьесы Островского «Гроза»»

Главные проблемы

После опубликования пьеса была воспринята критиками неоднозначно. Например:

  • Л. Н. Толстой не принял произведение.
  • Н. А. Добролюбов назвал главную героиню «Грозы» Катерину «надеждой на новую жизнь».

Другие критики увидели в ней протест против развившихся порядков. Но большинство сошлось в одном — пьеса отражает широкий спектр проблем, присущий современникам Островского. Охват русской действительности в этом произведении обрел широкие масштабы.

Жизнь женщины в купеческой среде

Главной проблемой в «Грозе» является жизнь женщины в купеческой среде и попытка ее освобождения от семейного гнета. Изображена и другая действительность: жестокость людей, живущих по «Домострою», кризис патриархального мира, отсутствие свободы и возможности выбора, проблема преступления и наказания, атмосфера лжи и предательства.

Действие пьесы разворачивается в городе Калинове, где власть взяли в руки люди, владеющие большим количеством денег. Здесь административная власть не имеет никакого значения. Купцы могут обворовывать не только простых людей, но и друг друга. Ярким примером служит диалог купца Дикого и городничего. Последний сообщает купцу, что на того поступают жалобы. На что Дикой грубо отвечает городничему, что обсчитывать других людей для него явление обыденное. Для него городничий лишь «червяк» и, если он захочет, помилует его, а захочет — раздавит.

Тотальный контроль в семье

Жизнь семьи Кабановых представлена в пьесе как пример тотального контроля с установленными патриархальными порядками. Мужские обязанности в этой семье взяла на себя вдова Марфа Игнатьевна, она же Кабаниха. Этой женщине присущи все отрицательные мужские качества:

  • холодный расчет;
  • повсеместная власть даже над собственными детьми.

Тирания Кабанихи принесла свои плоды — ее дочь Варвара выросла лживой и расчетливой, для ее образа жизни отлично подходит фраза «хочешь жить — умей вертеться». Тихон вырос абсолютно безвольным и бесхарактерным мужчиной, не умеющим отвечать за свои поступки. Единственным человеком, который пытался бороться с этой системой, была Катерина. Но и здесь бунт обернулся поражением — смертью главной героини.

Поиск себя

Образ Кулигина

Проблема самореализации четко прослеживается в образе Кулигина. Это привлекательный, образованный человек, обладающий немалыми талантами и желающий усовершенствовать мир. Его стремления честно служить обществу поражают, особенно в противовес закостенелому обществу помещиков и купцов.

Для них Кулигин — алхимик, мечтатель. Над его изобретениями смеются и считают блажью. Никто из высшего общества не хочет вникать в строение физического мира. Даже если Кулигин изобретет громоотвод, они не поймут этого. Ведь для них молния — Божья кара, но никак не электричество. Несмотря на то что Кулигин приспособился жить в этом городе, он никогда не реализует свои проекты, и сам герой это прекрасно понимает.

Полезные статьи по пьесе «Гроза»:

  • Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
  • Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
  • Краткое содержание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве»
  • Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
  • Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
  • Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
  • Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
  • Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса

Покаяние в «Грозе»

Еще одним аргументом в сочинении по «Грозе» Островского является раскрытие проблемы покаяния.

Основным источником страха перед высшей силой у жителей Калинова является «Домострой». В городке люди разделились на 2 типа: одни считают, что кара за грехи настигнет рано или поздно, другие, что можно покаяться и заслужить прощение. Одним из центральных моментов в пьесе является гроза. Неслучайно автор дал одноименное название произведению. Гроза является олицетворением кары Божьей, и жители пытаются от нее сбежать. Но Кулигин пытается изобрести громоотвод, таким образом, найти выход из ситуации. Дикой же, наоборот, говорит, что от гнева Бога не спрятаться, он не верит в возможность покаяния.

Главная героиня пьесы Катерина испытывает особое отношение к покаянию. С детства она выросла набожной девушкой и после замужества для нее муж стал главой, как Бог для Церкви.

Для нее важно послушание и праведная жизнь. Влюбляясь в Бориса и изменяя мужу, она испытывает муки совести и разрывается между установленными правилами, возможностью не получить спасение и человеком, к которому испытывает естественные чувства.

Трагедия любви

Тема любви в «Грозе» считается судьбоносным, поворотным моментом, обнажающим эту проблему. Ей становится любовь Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. В нем она увидела ту силу и свободу, которой так не хватало ей в семейной жизни с Тихоном.

Катерина, как невольная птица, мечтала вырваться из клетки, испытать настоящую любовь, стать счастливой. Но Борис оказался человеком нерешительным, ее любовь значила для него гораздо меньше. Ему не хватает характера, чтобы бороться за свою любовь и свободу, поэтому он советует девушке смириться и покориться судьбе. Как будто чувствуя приближение ее гибели, герой покидает ее. Тем самым Борис подтверждает, что он такой же, как и другие жители Калинова — алчные, несвободные, трусливые.

Любовь Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу

Только сильные люди могли бросить вызов «темному царству». Такие, как Катерина. Но молодые жизненные силы оказались слишком слабы перед старыми устоями и тиранией.

При написании сочинения «Нравственные итоги „Грозы“ А. Н. Островского» важно осветить перечисленные проблемы.

Тема верности и измены, затронутая в пьесе А.Н. Островского «Гроза», останется актуальной на долгие времена. И речь идет не только об измене человека человеку.

В предлагаемой ниже работе рассмотрены примеры измены и преданности героев произведения своим убеждениям, принципам, своему слову.

Пьеса «Гроза» была написана Островским накануне введения в Российской империи значимых социальных реформ. Общество жило ожиданием перемен. Представители описанного в произведении купеческого сословия, сторонники старых порядков, никак не сдавались под натиском молодого поколения и его желания жить свободно и прогрессивно. 

Противостояние породило ситуации, в которых и проявились способность или нежелание героев хранить верность либо изменять.

Измена, которую можно оправдать

Автор пьесы предлагает поразмышлять читателю над темой измены посредством описания образа главной героини.

Катерина – девушка, воспитанная в свободной, полной любви и доброжелательности атмосфере родительского дома, выходит замуж за Тихона Кабанова и переезжает жить к нему. Но в доме Кабановых главой семейства является не Тихон, мягкий, безвольный, слабохарактерный человек, а его грозная и деспотичная мать – Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

Катерина вынуждена смириться со строгими порядками, старинным укладом жизни провинциального городка Калинов, ограниченностью и темнотой домочадцев. Не испытывая любви к своему супругу, молодая женщина мечтает о настоящем, чистом и сильном чувстве.

Знакомство с племянником зажиточного местного купца Дикого Борисом становится роковым для Катерины. Она влюбляется в красивого, хорошо образованного молодого человека, совершенно отличного от Тихона Кабанова. Борис отвечает Катерине взаимностью. Тайна их встреч становится известна родне. Бориса, трусливо оставившего девушку в трудной ситуации, Дикой отправляет в Сибирь. Отчаявшаяся Катерина кончает жизнь самоубийством.

Проанализировав причины, толкнувшие главную героиню произведения на измену, читатель, скорее всего найдет оправдание ее поведению.

Катерина смиренно сносила оскорбления Кабанихи, мужнину боязнь ослушаться мать, жизнь в атмосфере постоянных придирок и унижений.

И справиться с чувством, вспыхнувшим к Борису и вселившим в сердце надежду на изменения жизни к лучшему, она была не в силах. В любви Бориса она нашла то, чего не испытывала в отношениях с нелюбимым Тихоном.  Причины, толкнувшие Катерину на отчаянный поступок и измену, оправдывают ее в полной мере.

Преданность себе и своим убеждениям

Изменив своему супругу, Катерина не изменяет себе. В самом начале пьесы ней еще живы самые лучшие стороны души: вежливость, деликатность, открытость, мечтательность, вера в честность и добропорядочность людей. Молодая женщина способна любить и дарить свою любовь другим.

Но уже в первом действии Катерина делится с сестрой Тихона Варварой своими страхами и мыслями о скорой погибели: «Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!».

Женщине опостылели рабские порядки и дремучий уклад Калиновского общества, существующего в невежестве и темноте.

Конфликт между Катериной и ее окружением – естественное развитие сюжетной линии произведения. И если вслух Катерина «поддакивает» свекрови и утверждает, что любит Тихона, то истинные свои чувства к ним она открывает Варваре. Не может Катя предать себя, свои идеалы и принципы. Невозможность этой измены приводит ее к мысли о скорой смерти и трагической развязке конфликта.

Измена своему слову и любимой женщине

Еще об одной измене идет речь в произведении. Это измена Бориса своей возлюбленной и самому себе.

При первом знакомстве с Борисом у читателя может сложиться впечатление, что перед ним – положительный герой произведения. Борис отличается от остальных действующих лиц своей образованностью, воспитанностью, складом ума и живостью характера.

Но по мере развития сюжета делаются явными не столь позитивные качества молодого человека. Борис достаточно лукав и меркантилен. Работая на Дикого, он живет ожиданием наследства, являя абсолютно непротивленческий характер установленным в хозяйстве дядюшки порядкам и устоям.

Кульминацией в раскрытии образа Бориса является его духовная измена Катерине. Когда об их связи узнает городское общество, а Дикой в гневе собирается отослать племянника с глаз долой, Борис даже не пытается бороться за свои чувства, за свою возлюбленную. Он смиренно принимает решение Дикого.

Борис, изменяя возлюбленной, предает и себя. Он очень жалеет Катерину. Борис ее все еще очень любит, но при прощании его хватает только на «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой то, думавши о тебе».

Верность во вред

Ключевой темой драмы «Гроза» является конфликт эпох – патриархальной домостроевской и нового уклада молодого поколения, живущего с надеждой на лучшее будущее.

Новое поколение в лице Катерины, Варвары, Кулигина со всей силой своего молодого духа сопротивляется старым порядкам, проповедниками которых являются Кабаниха, Дикой, Тихон.

Общество провинциального Калинова, погрязшего в атмосфере застоя, предрассудках, фальши и суевериях, не желает сдаваться, исступленно храня преданность старому жизненному укладу: «Молодость-то что значит!.. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».

Сторонники старых порядков не собираются отступать ни при каких обстоятельствах. У Кабанихи и ненавидящего все новое, прогрессивное Дикого много общего, и это их сближает: «…А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»

В своем желании сохранить верность старому укладу Кабаниха идет до конца.

Даже в трагическую минуту, когда мертвую Катерину приносят в дом, а Тихон, хочет проститься с нею и плачет, мать запрещает ему делать это: «Полно! Об ней и плакать-то грех!»

Сын Кабанихи, хоть и молод, но живущий под пятой у своей матери, также является ярким представителем части Калиновского общества, ратующей за сохранение старинных жизненных укладов.

По крайней мере, внешне. Тихон не решается перечить матери, он во всем с ней соглашается и поступает по ее указке: поучает Катерину, как вести себя во время его отсутствия, как говорить с матерью…

Но как только Тихону представляется возможность вырваться из дома и оказаться свободным от маменькиных назидательных распоряжений, он с головой уходит в загул, пьянство и бесшабашное веселье. Он так жаждет перед отъездом избавиться от общества матери и жены, что даже не скрывает от последней своих загульных планов.

Тихон, осознавший истинную причину самоубийства Катерины, делает робкую, безрезультатную попытку нарушить порядки и принципы «старого мира» и осуждает в трагедии мать. Но Кабанов понимает, что после смерти жены в домашних и общественных порядках города ничего не измениться: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Таким образом, общество Калинова оказывается на грани настоящего социального и морального перелома, но преданные сторонники «старых порядков» принципиально не сдают своих позиций.

Верность своим убеждениям

Еще одним примером преданности, на этот раз, преданности своим убеждениям, может служить образ механика-самоучки Кулигина. Он является одним из немногих позитивных действующих лиц драматического произведения.

Кулигин очень эрудирован, благороден, добр и мечтает об общечеловеческом благе и честном труде.

Именно Кулигин бросается на поиски пропавшей Катерины, а когда ее тело приносят в дом, он честно, не боясь осуждений общества за сострадание грешнице, говорит: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Кулигин не поддается влиянию прогнившего насквозь Калиновского общества, он верен своим принципам, убеждениям и вере в лучшее будущее человечества.

Таким образом, тема верности и измены в произведении раскрывается в сюжетных линиях, в описании противостояния двух миров – мира старого «темного царства» и мира молодого поколения, жаждущего свободы и развития, в осмыслении образов и характеристике главных и второстепенных героев.

­Пример сочинения 1

В произведении описывается жизнь одной из русских купеческих семей провинциального городка.

Главная героиня пьесы – Катерина, скромная девушка, выросшая в атмосфере родительской любви и свободомыслия, стремящаяся к духовному совершенству и имеющая честную и прямую натуру. Девушка не приемлет ложь и пытается найти высшее совершенство увлекаясь ежедневными молитвами.

Катерина, выйдя замуж за сына купчихи Кабанихи, попадает в абсолютно иные жизненные условия, поскольку оказывается под гнетом жестокой и бездушной свекрови, славящейся своим самодурством и издевательствами над близкими. Бессердечная Кабаниха использует в давлении на домочадцев ее властное оружие – страх, который, по ее мнению, составляет основу взаимоотношений в семье.

Муж Катерины, Тихон, с детства находящийся в роли безвольного сына своей властной мамаши, не пытается защитить жену от нападок Кабанихи, покорно выносит измывательства матери и по отношению к себе, и по отношению к Катерине. Позиция Тихона, не желающего противостоять жестокости Кабанихи, лишь усиливает драматизм положения Катерины в семье.

Девушка вынуждена существовать в обстановке притворства, жестоких нравов, лжи, в полном одиночестве, ощущая душевные страдания и муки.

Утешением в несчастной жизни Катерины становится ее влюбленность в молодого человека, племянника зажиточного купца Дикого, Бориса. Любовь к мужчине окрыляет девушку, которая испытывает ощущение эмоционального подъема, возвышения над земными проблемами, представляя себя вольной птицей с расправленными крыльями. Но охватившее Катерину чувство любви заставляет впоследствии девушку испытывать муки совести, считая себя падшей грешницей, обманувшей собственного мужа. Женщина осознает приближение трагического конца, катастрофы, предчувствуя беду.

Не выдержав душевной боли и жаждав избавиться от совестных страданий, Катерина решается открыться Тихону и просит у него покаяния. Возлюбленный Борис отвергает девушку, советуя ей покориться выбранной женской доле.

Понимая, что ее жизнь закончена, впереди лишь кара господняя, Катерина совершает самоубийство, выбрав его в качестве единственного способа избавления от нравственных и душевных мук.

Муки совести одолевают не только главную героиню пьесы.

После ее гибели совесть начинает мучить и ее мужа, поскольку Тихон понимает, что именно Кабаниха виновна в случившейся с Катериной трагедии, и с гневом высказывает матери накопившуюся в душе мучительную боль.

Поступок Катерины послужил причиной изменения сложившихся устоев купеческого дома: сестра Тихона Варвара покидает родной дом в надежде обрести свободу от опостылевшей матери, Тихон перестает быть серой безмолвной мышью перед Кабанихой, а сама купчиха начинает ощущать постепенное падение своего авторитета перед домочадцами, прислугой и вынуждена провести остаток своей жизни в монастыре.

Повествуя о судьбе молодой русской женщины, стремящейся к свободе, любви, правде, писатель раскрывает силу женской натуры, не смирившейся и неспособной к жизни во лжи и притворстве, и познавшей трагедию совести.


Пример сочинения 2

Главная героиня пьесы Островского «Гроза» Катерина – молодая супруга купца. В Калинове она — единственная, кто осмелился открыто противостоять самодурству, ханжеству и лицемерию купеческой жизни. Она мечтает, верит в лучшее, искренне выражает свои эмоции, но читателю приходится мириться с тем, что и такие персонажи, как Катерина, не идеальны. Замужняя героиня попадает в непростую ситуацию: изменяет Тихону, что, конечно, не дает ей покоя. Именно поэтому драму Островского можно назвать трагедией совести.

Дома у Катерины складываются непростые отношения со свекровью. Кабаниха только и делает, что поучает девушку и упрекает. Тихон, не решается заступиться за жену, поэтому ей тяжело вдвойне. Но проблемы главной героини не ограничиваются отсутствием взаимопонимания с родными людьми. Катерина осознает, что небезразлична к Борису, но сомневается в своих действиях. Она понимает, что, будучи женой Тихона, она не имеет право за его спиной встречаться с другим. Однако когда  Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы та могла встречаться по ночам с Борисом, девушка не упускает такую возможность.

Совесть играет в пьесе немаловажную роль, именно из-за нее Катерина все-таки решает признаться мужу в измене, догадываясь, что прощением с его стороны, а скорее, со стороны Кабанихи, это не кончится. Когда ее отвергает и Борис, девушка понимает, что назад в дом совесть ей прийти не позволит. Ей остается только один путь – в могилу. На том свете она надеется искупить все свои грехи.

Совесть мучает не только главную героиню, отчаянно борющуюся против кабановских понятий о нравственности. В конце пьесы мы наблюдаем переживания Тихона, который не выдерживает и упрекает мать, что именно она виновна в самоубийстве Кати. Он понимает, что отчасти и на нем лежит вина в погибели жены, ведь он не заступался за нее, а делал лишь то, что велела ему Кабаниха. Наблюдая, как Катерина страдает в муках совести, Тихон осознавал, что не злится на нее, но им опять же помыкала властная Кабанова.

«Гроза» наполнена различными чувствами: любовью, горем, напрасными надеждами, и совесть – не исключение. Именно совесть в трагедии приобретает масштабы разгулявшейся стихии, согласно суеверию, карающей грешников.


Пример сочинения 3

В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. “Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу”, – говорит она Варваре.

В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, “домашних своих заела совсем”. Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными.
Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой “темного царства”: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, “все как будто из под неволи”.

В атмосфере “жестоких нравов”, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его “благодетелей”, но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья.

Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: “Я умру скоро…

Что то со мной недоброе делается!” Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.

Катерина боится грозы не потому, “что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами”. И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. “Жить на свете да мучиться” она не могла.

Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. “Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве”.

Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи.

“Гроза” – не “трагедия любви”, а скорее “трагедия совести”. Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

  • Итоговое сочинение какие примеры можно приводить
  • Итоговое сочинение господин из сан франциско аргумент
  • Итоговое сочинение горе от ума в качестве аргумента
  • Итоговое сочинение какие аргументы можно привести
  • Итоговое сочинение гончаров обломов