Обновлено: 09.01.2023
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.
Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.
Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:»ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.
О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).
В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).
Речевая ситуация итогового собеседования: официальная обстановка, беседа со взрослым-учителем, контроль умений ученика.
Данная речевая ситуация требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.
2. Какова роль экзаменатора-собеседника при проведении итогового собеседования?
Экзаменатор-собеседник ведёт итоговое собеседование:
анонсирует задания,
даёт задания,
контролирует время подготовки к ответу учеником и время ответа,
ведёт диалог.
3. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий делать пометы в КИМ (подчёркивать слова и т.п.)?
4. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий вести записи и пользоваться ими при ответе?
5. Должен ли экзаменатор-собеседник рекомендовать учащемуся тему монолога?
6. Имеет ли право учащийся переспросить экзаменатора-собеседника, уточнить заданный вопрос и будут ли снижены за это баллы при оценивании задания?
Да. Баллы не будут снижены.
Экзаменатор-собеседник должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами.
8. Имеет ли право экзаменатор-собеседник менять порядок предложенных вопросов или менять их в зависимости от монолога учащегося?
9. Должен ли экзаменатор-собеседник исправлять ошибки и недочёты в речи экзаменуемого?
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
12. В каком случае при оценивании чтения текста учитываются грамматические ошибки?
При проверке склонения имени числительного.
13. Следует ли контролировать речевые нормы при чтении текста, то есть исправлять их?
15. При оценивании какого задания следует обращать внимание на искажения слов?
Хочется думать, что всё придуманное для собеседования — это не намеренное вредительство, а обычная безграмотность, начиная от методики преподавания и заканчивая возрастной психологией. Но я все равно недоумеваю. Как, требуя уважения к профессии, мы, учителя, могли допустить, чтобы наш труд и труд наших учеников измерялся подобным образом? Что еще должно произойти в школе, чтобы мы поняли, что так работать нельзя?
Но обо всем по порядку. Для начала рассмотрим содержание КИМов на примере реальных материалов этого и прошлого года.
Я бы смиренно отнеслась к такому заданию, если бы оно было для школ, где русский язык изучают как иностранный, или для коррекционных школ определенного типа, но как оправдать его для детей обычных классов и заведений повышенного уровня, я не знаю.
Если первое задание посильно и пятикласснику, то второе по степени сложности тянет на экзамен для тех, кто вслед за Гагариным готовится покорять космос.
Итак, задание второе — пересказ. Время на подготовку — 2 минуты. Текст состоит из нескольких абзацев, весьма информативных. Надо пересказать подробно, уловив суть каждой микротемы, соблюсти фактологическую точность и дополнить пересказ данным в задании высказыванием, выбрав для этого подходящее место в тексте и нужный способ цитирования. Всё это за 2 (!) минуты, когда ведётся аудиозапись, когда на тебя смотрят два экзаменатора, а песочные часы перед носом уже перевернуты.
Вся жизнь пронесется перед глазами от такого задания, но текст так и останется непонятым
Почему? Потому что для осмысления прочитанного в таких условиях нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. От волнения ученик теряет способность концентрировать своё внимание. Даже если кое-как удается собраться, дальше всё будет зависеть от скорости восприятия текста. У всех она разная. Немногие обладают молниеносной реакцией — большинству нужно время, чтобы разложить в голове информацию по полочкам да еще и подумать, куда пристроить нужную цитату. Я далеко не всегда сразу могу определить её место, хотя меня никто не экзаменует. Поэтому немудрено, что огромное количество школьников про цитату просто забывает — не до того, успеть бы членораздельно выразить то, что удалось уловить.
Особого внимания заслуживает третье задание. Ученику предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем — и построить монологическое высказывание. Время на подготовку — 1 минута.
Какова цель описания фотографии (первая тема третьего задания), мне неясно
Создать художественное описание предложенных снимков не представляется возможным в силу их нехудожественности — с одной стороны, и наличия странного плана — с другой.
Описание завершено, но явно недотягивает до положенных 10 фраз. Передний и задний план тоже не помогают: на переднем плане собственно семья, а на заднем уже не видно ничего.
Ученик судорожно пытается сообразить, что еще выудить из черно-белого снимка и плана
Ровно такое же недоумение вызывает вторая тема — повествование на основе жизненного опыта
Но и в этой теме есть подводные камни: после монолога предполагается диалог с экзаменатором-собеседником
Обескураженные педагогически неэтичными вопросами, дети не успевают сообразить, что можно и сочинить ответ, что никто их не будет проверять на детекторе лжи. Но они помнят, что должны дать развернутый ответ, чтобы получить нужный балл, — и каждый раз на экзамене мы слушаем чью-то невольную исповедь.
Думаю, понятно, что существующие КИМы для собеседования — не что иное, как очередная профанация
К проверке качества устной речи вся эта процедура не имеет никакого отношения. Вообще, экзамен возможен только как завершающий этап учебы, который, помимо контроля, выполняет и другие, не менее важные функции: закрепление знаний, их систематизация и практическое использование. Но данное собеседование если что и закрепляет, то только превратное представление о нормах говорения и стойкую привычку к имитации учебного процесса. А вопросы к заданиям, составленные педагогически безграмотно, часто нарушают личные границы подростка, унижают его достоинство и ставят в ситуацию беспомощности, что провоцирует стресс. Это тот случай, когда нужно не взять высоту, а перепрыгнуть через яму, что не только не полезно, но и опасно.
Несколько слов об организации собеседования
Однако, если бы собеседование осуществлялось без сторонней помощи ученикам, оно бы давно дало о себе знать — или ужасными показателями, или возмущением родителей. Поэтому в интернет-пространстве ежегодно появляются нужные КИМы, и честно проходят процедуру только несколько учеников в первом потоке, когда материалы экзамена еще никому не известны. А все остальные (среди них есть, разумеется, исключения) прочитали тексты до того, как попасть в аудиторию к экзаменаторам.
Абсурдность ситуации всем понятна, но тем не менее ради этого собеседования два раза в год останавливается работа школы: сначала для пробного экзамена, затем — для официального. Ему предшествует масса организационных мероприятий: совещания руководителей, учеба экзаменаторов, родительские собрания, подготовка аудиторий, куда устанавливается техника для ведения аудиозаписи, распечатывание тонны КИМов, протоколов. Налицо разбазаривание ресурсов — как человеческих, так и материальных — для создания всё той же иллюзии заботы о русском языке как национальном достоянии.
5 главных проблем ЕГЭ по литературе
То, что любой абсурд легко приживается в школе, уже не новость. Мы настолько к этому привыкли, что даже в кулуарах почти не возмущаемся: образовательная дичь стала повседневностью, давно укоренилась. Но каждый раз, когда приходится присутствовать на экзамене в качестве эксперта, я слушаю сбивчивую речь девятиклассников, смотрю на их бледные от волнения лица, на дрожащие руки и ноги, и мне стыдно. Стыдно за наш непрофессионализм, за бездействие, за неумение объединиться и сказать свое слово в защиту образования и достоинства наших учеников, в защиту здравого смысла. Это не экзамен — это наш общий позор.
Уже в феврале всем девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится впервые по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам.
КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (4 балла);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4.
Всего 19 баллов.
СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 19), либо зачёт (10-19 баллов из 19). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное – спокойно перейти порог в 10 баллов. Желательно с запасом в несколько баллов.
СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет ещё две попытки. Пересдачи назначены на март и май. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как дополнительные попытки сдать экзамен.
МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения незачёта, либо в случае неявки по уважительной причине. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.
КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.
Все, кому предстоит сдавать итоговое собеседование: все о нем мы расскажем в этой статье. Данный вид контроля ворвался в систему российского образования сравнительно недавно. В 2018 году некоторые пилотные регионы проходили апробацию этой процедуры. А уже на следующий год с ней пришлось столкнуться всем 9-классникам нашей огромной страны.
Если вы читаете эту статью, значит настал и ваш черед участвовать в этом испытании. И мы готовы поделиться всей необходимой информацией.
Зачем нужно итоговое собеседование?
Итоговое собеседование по аналогии с итоговым сочинением в 11 классе служит допуском к итоговой аттестации выпускников 9 класса. Конечно, принято называть этот вид испытания устным экзаменом по русскому языку. Но он не проверяет предметные знания выпускников. Итоговое собеседование, которое проводится в устной форме, позволяет выпускникам продемонстрировать коммуникативные навыки. Успешное его прохождение дает право школьникам участвовать в ОГЭ по всем предметам.
Как подготовиться к испытанию?
Для того чтобы получить зачет на итоговом собеседовании, не нужно учить кучу правил и с утра до вечера выполнять практические задания. Для успешной сдачи зачета вам необходимо уметь:
- Читать без запинок;
- Понимать смысл прочитанного текста
- Пересказывать содержание текста своими словами;
- Свободно говорить на предложенную тему;
- Отвечать на вопросы собеседника.
Как видите, это навыки, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Особых знаний задания собеседования не требуют. Но готовиться все-таки нужно. Вот несколько советов по подготовке к итоговому собеседованию:
Где проходит итоговое собеседование?
Итоговое собеседование для каждого выпускника проходит в той школе, в которой он учится. Не нужно никуда ехать, не нужно бояться попасть в незнакомую обстановку. Все дело в том, что выпускники заходят в аудиторию по одному, как на экзамене в старые добрые времена, до появления ОГЭ и ЕГЭ. На одного выпускника в среднем отводится 15 минут. Если собирать большие группы школьников в одном месте, то не хватит и дня для завершения испытания.
Также нужно учитывать и то, что в одной аудитории работает один учитель-собеседник и один эксперт, которые просто не могут работать целый день без перерыва (понятно, что покидать аудиторию они не могут).
Кто будет собеседником?
Этот вопрос больше всего волнует выпускников. Кто-то мечтает о том, чтобы собеседником был хорошо знакомый человек. Тогда не страшно читать, пересказывать и отвечать на вопросы. А другие будут себя чувствовать спокойнее при незнакомом человеке. Так вот, в роли собеседника выступит учитель из вашей школы. Есть два условия, позволяющие учителю стать собеседником:
- Это не должен быть учитель русского языка;
- Собеседник должен быть коммуникабельным и обладать грамотной речью.
Также собеседник должен создать доброжелательную атмосферу, что волнение выпускника ушло. Не считайте собеседника своим врагом. Он заинтересован в успешном прохождении испытания каждого участника, поэтому будет вас морально поддерживать.
Кто оценивает ответы?
К оцениванию допускается не каждый желающий. Чтобы стать экспертом, нужно также соответствовать определенным требованиям:
- Являться учителем русского языка;
- Иметь высшее образование;
- Не быть учителем-предметником 9 класса.
В некоторых муниципалитетах практикуют командирование экспертов в другую школу. Так что есть вероятность того, что оценивать ваш ответ будет учитель из другой школы. Но не стоит этого бояться. В аудитории столы расположены так, что выпускник сидит спиной к эксперту и не видит его. Эксперт же не имеет права перемещаться по аудитории, а тем более вмешиваться в диалог.
Кто еще нужен для проведения собеседования?
Есть еще один человек, без которого проведение итогового собеседования практически невозможно. Это технический специалист. Он отвечает за исправную работу всего оборудования и специальной программы, в которую заносятся сведения о выпускниках, участвующих в собеседовании. Технический специалист не должен находиться в аудитории во время испытания. Он проводит нужные работы до начала собеседования и после его окончания. Также в случае возникновения непредвиденных ситуаций, например, сбоя в работе оборудования, технический специалист должен все наладить. Он имеет право зайти в аудиторию для устранения неполадок по требованию ответственного за проведение итогового собеседования.
Предварительно учитель-собеседник, эксперт и технический специалист проходят специальное обучение. Они знакомятся с регламентом проведения испытания и своими функциями на испытании.
Когда будут известны результаты?
Если очень хочется узнать свой результат, можно поговорить с учителем-собеседником после испытания. Он может знать количество баллов, набранное выпускниками.
Можно ли пересдать?
Так как итоговое собеседование является допуском к ОГЭ, выпускникам дают шанс пересдать незачет. Для этого установлены определенные резервные дни: первая среда марта и первая среда мая. Пересдача будет проходить в тех же условиях, что и основной период сдачи. При повторном незачете позволяется попытать счастье еще раз. Если же и третий раз удача не улыбнулась вам, то есть повод переживать. Скорее всего, вы не будете допущены к ОГЭ. Но такое может случиться лишь в том случае, если у вас огромные проблемы с русским языком. Но если вы умеете читать, разговаривать и отвечать на вопросы, проблем не должно возникнуть.
Влияет ли результат на оценку по русскому языку?
Результат итогового собеседования не учитывается при выставлении в аттестат оценки по русскому языку. И в дополнительные сведения это испытание также не вносится.
Достаточно лишь набрать нужное для зачета количество баллов (15 баллов). Многие мечтают о высшем балле, но это скорее для конкуренции среди одноклассников. Быть лучше других всегда приятно.
Мы попытались рассказать все самое важное об итоговом собеседовании. Если же что-то осталось неясным, напишите об этом в комментариях. Мы обязательно развеем ваши сомнения.
Читайте также:
- Что такое разочарование сочинение
- Сочинение на тему янка купала поэт трагичнага лесу
- Сочинение в электронном виде
- Верую шукшин сочинение анализ
- Как я представляю солнечную систему сочинение
Официальная демоверсия итогового собеседования от ФИПИ для девятиклассников.
Итоговое собеседование является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20. Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
На проведение итогового собеседования с одним участником итогового собеседования отводится примерно 15-16 минут.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (8 февраля 2023 года) по текстам, темам и заданиям, сформированным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.
→ Демоверсия: it-s23-demo.pdf
→ Критерии оценивания ИС: it-s23-krit.pdf / открыть на отдельной странице.
→ Спецификация: it-s23-spec.pdf
→ Скачать одним архивом: itogovoe-sobesedovanie-2023.rar
Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.
Часть 1 состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2-х минут.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.
Часть 2 состоит из двух заданий.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – примерно 15-16 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.
Во время проведения итогового собеседования Вы имеете право делать пометки в контрольных измерительных материалах.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чётко, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Демоверсия
Часть 1
Задание 1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт.
Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный
и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
(177 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Часть 2
Выберите одну из предложенных тем беседы.
→ Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии)
→ Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта)
→ Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
Задание 3. Монологическое высказывание.
Используя карточку участника собеседования, выполните задание.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.
Для подготовки к устному собеседованию в 2023 году можно использовать варианты прошлого года.
Зачет по итоговому собеседованию является допуском к ОГЭ в 9 классе.
Вариант 024 | Карточка |
Вариант 031 | Карточка |
Вариант 048 | Карточка |
Вариант 055 | Карточка |
Вариант 062 | Карточка |
Вариант 086 | Карточка |
Вариант 093 | Карточка |
Вариант 109 | Карточка |
Вариант 116 | Карточка |
Вариант 123 | Карточка |
Вариант 130 | Карточка |
Вариант 147 | Карточка |
Вариант 154 | Карточка |
Вариант 161 | Карточка |
Вариант 178 | Карточка |
Вариант 185 | Карточка |
Вариант 192 | Карточка |
Вариант 208 | Карточка |
Вариант 222 | Карточка |
Вариант 246 | Карточка |
Вариант 253 | Карточка |
Вариант 260 | Карточка |
Примеры текстов:
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о прославленном советском легкоатлете, стайере Владимире Петровиче Куце (1927–1975).
О тактике бега на длинные дистанции Владимир Куц получил некоторое представление лишь после того, как случайно прочитал в журнале статью об одном из известных в ту пору советских легкоатлетов.
Весной 1951 года в Сочи он случайно встретился с тренером бегунов Леонидом Хоменковым. Тот специально составил для Куца план тренировок, и уже через год атлет стал чемпионом Советского Союза на дистанциях 5000 и 10 000 метров.
Первое выступление Владимира Петровича Куца на Олимпиаде состоялось 23 ноября 1956 года. В этом забеге бесспорными фаворитами были двое: Владимир Куц и англичанин Гордон Пири. Большинство профессионалов отдавало своё предпочтение англичанину, который незадолго до Олимпиады в очном поединке не только обогнал Куца на дистанции 5000 метров, но и отобрал у него мировой рекорд. Но на этот раз всё получилось иначе: Владимир Куц пробежал 10 000 метров за рекордное время. А его главный соперник Пири пересёк финишную черту только восьмым. Англичанин был сильно измотан, еле дышал, в то время как Куц сумел пробежать ещё целый «круг почёта».
Позднее Владимир Куц окончил институт физкультуры, чтобы стать тренером, и с 1961 года начал тренировать в Москве бегунов ЦСКА.
(182 слова)
Связанные страницы:
Критерии оценивания устного собеседования 2022
Тренировочный вариант итогового собеседования
Варианты итогового собеседования 2021 года
Бланки итогового собеседования 2022 года
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2022 году
Итоговое собеседование для обучающихся 9-х классов в 2019-2020 учебном году
Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
- лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – экстерны);
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
- экстернов с ОВЗ;
- обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов;
- экстернов – детей-инвалидов и инвалидов;
- обучающихся на дому;
Даты проведения итогового собеседования в 2020 году определяет приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
12 февраля — основной день проведения итогового собеседования в 2020 году .
11 марта и 18 мая — дополнительные даты итогового собеседования 2020 в 9 классе.
Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся, экстерны:
— получившие по итоговому собеседованию по русскому языку неудовлетворительный результат («незачет»);
— не явившиеся на итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
— не завершившие итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны — в образовательную организацию по выбору экстерна.
Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования по русскому языку.
Проверка ответов участников итогового собеседования по русскому языку завершается не позднее чем через пять календарных дней с даты его проведения. Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет».
- Познакомиться с информацией о порядке проведения итогового собеседования можнопо ссылке.
- Познакомиться с критериями, демоверсиями можно на сайте ФИПИ: Итоговое собеседование 2020 — демоверсия от ФИПИ.
- Познакомиться с методическими рекомендациями по организации итогового собеседования можно на официальном информационном портале ГИА: http://gia.edu.ru/ru/main/legal-documents/rosobrnadzor/index.php?id_4=19187
Итоговое сочинение (изложение) в 2019-2020 учебном году
Более подробную информацию о итоговом сочинении можно найти на сайте ФИПИ.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Данные материалы предназначены для проведения итогового собеседования в 9 классе. Они состоят из 2 вариантов и составлены в соответствии с демоверсией ФИПИ 2023 года.
Краеведческая направленность представленных текстов даёт возможность приобщить обучающихся к культурному наследию родного края, способствует формированию патриотизма.
Автор-разработчик: Валикова Татьяна Вячеславовна
Тренировочный вариант 1 для подготовки к итоговому собеседованию (9 класс)
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о создании соборного храма Знаменского мужского монастыря (XIX век). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Соборный храм Знаменского мужского монастыря – одна из «визитных карточек» Курска. Ему исполнилось более 200 лет. Но кто автор проекта? По сей день в этом вопросе нет чёткой определённости.
Идея сооружения нового храма возникла в связи с начавшейся в конце XVII столетия перепланировкой города. Были обнаружены трещины на сводах старого храма, и руководивший тогда обителью отец Палладий отправился в Санкт-Петербург, чтобы обратиться к наиболее известному архитектору для составления плана постройки нового собора. Находясь в столице, Палладий оценил одну из достопримечательностей – Троицкий собор Александро-Невской лавры с его двубашенной колокольней, создававшийся под руководством архитектора Ивана Старова. Кроме этого, Палладий был знаком с Фёдором Демерцовым, архитектором Арсенала на Литейном проспекте Санкт-Петербурга. Основы архитектурных решений этих замечательных зодчих и будут использованы при проектировании и строительстве главного храма Курска. Архитектура этого сооружения отличается простотой, строгостью и сдержанностью: сразу привлекает к себе внимание обилие колонн, стены возведены без вертикальных швов, окна обрамлены наличниками, использованы барочные мотивы.
Заключительным аккордом строительства Знаменского собора стало возведение в 1826 году колокольни. Таким образом, в Знаменском соборе преломилось творчество трех выдающихся личностей: архитекторов Ивана Старова и Фёдора Демерцова, а также отца Палладия, в прошлом артиллерийского инженера. (184 слова)
(По материалам исследования Ю. Озерова)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова исследователя творчества архитектора Ф. Демерцова Е. Мурашовой: «Он относится ко второму поколению зодчих русского классицизма. Документальные материалы и чертежи показывают, что он был вполне оригинальным мастером, хотя и менее значительным по масштабу, чем его современники Захаров, Воронихин…»
Подумайте, где лучше использовать слова Е. Мурашовой пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы. Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником — экзаменатором.
Карточки участника собеседования.
Задание 3. Тема 1. Летний отдых (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
- особенности природы и ландшафта;
- каков внешний вид человека, изображённого на фотографии;
- какие качества развивает в человеке занятие рыбной ловлей;
- Ваши впечатления от фотографии.
Задание 3. Тема 2. Школьный праздник. Расскажите о Вашем любимом школьном празднике.
Не забудьте рассказать:
- в каком школьном празднике Вы принимали участие;
- кто был Вашим помощником;
- почему этот праздник Вам особенно запомнился.
Задание 3. Тема 3. Почему человеку иногда необходимо побыть одному?
Почему человеку иногда необходимо побыть одному?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
- Всегда ли человек должен быть окружён людьми?
- Согласны ли Вы с тем, что человеку в определённый момент необходимо побыть одному? Что это может быть за момент?
- Над какими вопросами Вы задумываетесь, когда остаётесь в одиночестве?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. Летний отдых
- Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?
- Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.
- Почему людям необходимо бывать на природе?
Задание 4. Тема 2. Школьные праздники
- Какие школьные мероприятия помогают классу сдружиться?
- Что Вам больше нравится: придумывать праздник самому или заниматься этим с одноклассниками? Почему?
- Что надо сделать, чтобы этот праздник надолго остался в памяти?
Задание 4. Тема 3. Почему человеку иногда необходимо побыть одному?
- Для Вас важны минуты, когда вы находитесь в одиночестве?
- Встречали ли Вы людей, которые не страдают от своего одиночества?
- Считаете ли Вы, что одиночество есть равнодушие к окружающим?
Тренировочный вариант 2 для подготовки к итоговому собеседованию (9 класс)
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о выдающемся русском поэте Афанасии Афанасьевиче Фете (1820-1892). У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Афанасий Афанасьевич Фет — один из выдающихся русских лириков, убеждённый защитник идеалов так называемого «чистого искусства», основоположник «импрессионистического стиля» в поэзии.
С именем этого поэта связана и Курская земля. В 1877 году он покупает старинное имение Воробьевку в Щигровском уезде. Именно курские просторы дают Афанасию Афанасьевичу Фету вдохновение. В 1880-е годы одна за другой появляются книжечки его стихов под общим заглавием «Вечерние огни» — подлинные шедевры лирического творчества.
В художественном мире Фета любовь, природа, философия, поэзия, Бог — это разные проявления одной и той же творческой силы — Красоты. «Неясность» стихотворений Фета исследователи объясняют их близостью к музыкальным композициям, когда поэт ощущал охватившую его полноту чувств как внутреннюю музыку. Об «импрессионизме» лирики поэта заговорили потому, что его стремление воплотить в сюжете цепь мгновенных впечатлений порождало отрывочность накладываемых образов-«мазков» — по аналогии с техникой картин Клода Моне.
«Неясность» творчества Фета по природе своей вполне реалистична. Поэт не тонет в многозначности своих ощущений, а даёт им выразительную словесную форму. Лирика Фета столь же «импрессионистична», сколь и удивительно пластична в своей зримой конкретности. И это неудивительно. Он считал прямой обязанностью поэта не просто бессознательно чувствовать красоту, но и выставить её на «всеобщее уразумение». (185 слов)
(По материалам энциклопедического словаря-справочника «Литература в школе от А до Я»)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Афанасия Афанасьевича Фета о значении красоты в творчестве: «Пока глаз не видит её явных, хотя и тонко звучащих форм – он ещё не поэт».
Подумайте, где лучше использовать слова А.А. Фета в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы. Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником — экзаменатором.
Карточки участника собеседования.
Задание 3. Тема 1. Экскурсия в усадьбу князей Барятинских «Марьино» в Курской области (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
- что изображено на фотографии;
- время года и место действия;
- общее настроение, которое передано на фотографии;
- Ваши впечатления от фотографии.
Задание 3. Тема 2. Любимое место родного края. Расскажите о Вашем любимом месте, которое для Вас дорого.
Не забудьте рассказать:
- как выглядит это место;
- какие воспоминания у Вас с ним связаны;
- почему оно Вам так дорого.
Задание 3. Тема 3. Любая ли поэзия — искусство?
Какую поэзию можно назвать настоящим искусством?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
- Какие стихи Вам нравятся?
- Почему одни стихотворения остаются в памяти надолго, а другие быстро забываются?
- В чем истинное предназначение искусства?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. Экскурсия в усадьбу князей Барятинских «Марьино» в Курской области
- Любите ли Вы посещать места, связанные с историей и культурой родного края?
- Чем, по Вашему мнению, полезны такие путешествия?
- Что бы Вы порекомендовали тем, кто отправляется в путешествие по знаменитым местам малой родины?
Задание 4. Тема 2. Любимое место родного края. Расскажите о Вашем любимом месте, которое для Вас дорого.
- Может ли у человека быть не одно любимое место?
- Стоит ли рассказывать друзьям о своих любимых местах? Почему?
- Что надо делать, чтобы это место ещё много лет радовало людей, посещающих его?
Задание 4. Тема 3. Любая ли поэзия — искусство?
- Почему современные стихотворения зачастую не остаются в памяти людей надолго?
- Отличается ли современная поэзия от стихотворений классиков?
- Известны ли Вам примеры, когда поэзия оказывала благоприятное влияние на людей?