Итоговое сочинение критерии и структура

14.09.2021

Обновлено 15.11.2022

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА

  • Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
  • Примеры сочинений 2022-2023
  • Подробно про композицию итогового

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

  • Подробнее о вступлении (спец. материал)

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о заключении (спец. материал)

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод. Обобщение по всей теме

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Как
получить «зачёт» по итоговому сочинению  2022/23 учебного года?

Александра Алексеевна Донец, учитель русского языка и литературы 

первой квалификационной
категории

г.-к. Кисловодск

Оглавление  Введение                                                                                       3

Требования к итоговому сочинению                                                                 4

Критерии оценивания и структура итогового сочинения                                 5

База аргументов к итоговому сочинению 2022/23 учебного года                     8

Введение 

Всем известно, что итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ, а
значит, очень влияет на процесс обучения учащегося в 11 классе. Особенное
внимание уделяется учащимся, претендующим на аттестат с отличием. По сути,
итоговое сочинение – это классическое сочинение по литературе, разница лишь в
том, что в качестве аргументов мы можем приводить любые литературные
произведения, как из художественной литературы, так и из публицистики.
Особенность написания итогового сочинения в 2022/23 учебном году заключается в
том, что в этом учебном году направлений как таковых нет, их заменяют разделы.
А именно: 

Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье,
любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы,
связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными
отношениями).

Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира,
поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об
экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).

Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся
деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить
важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на
фронте и в тылу) (Источник:

https://fipi.ru/itogovoesochinenie) 

Другими словами, на самом экзамене могут попасться абсолютно разные
темы из 2014-2021 годов. Поэтому предлагаю вам детально ознакомиться со
следующими разделами для успешного написания и получения долгожданного
«зачета». 

Требования к итоговому сочинению

Требований, предъявляемых к итоговому сочинению (в дальнейшем – ИС),
совсем немного, их всего два: 

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в
сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе
служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и
«незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по
требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» и критериям
оценивания). То есть, сочинение, содержащее в себе менее 250 слов, даже не
проверяется по критериям!

Требование         №      2.       «Самостоятельность     написания   итогового
сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается
списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или
воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст,
опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое
или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в
свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного
текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется
«незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое
сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Другими словами, вам необходимо написать не менее 250 слов
самостоятельно. 

Критерии оценивания и структура итогового сочинения

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям,
оценивается по критериям:

1.  
«Соответствие теме»;

2.  
«Аргументация. Привлечение
литературного материала»;

3.  
«Композиция и логика
рассуждения»;

4.  
«Качество письменной речи»;

5.  
«Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить
«зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих
критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также
дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания
сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее
раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет
над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если
сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в
теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение
литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение,
доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из
опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного
народного творчества (за исключением малых жанров), художественную,
документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научнопопулярную
литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую,
искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие
произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один
текст). «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит
аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем
существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал
лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между
тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые
логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует
тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста
сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную
лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно
употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи
(в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет»
ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти
ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

1.       При подсчете слов в
сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например,
«всё-таки» — одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются
одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в
частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово,
«пять лет» – два слова).

2.       Итоговое сочинение
для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии
соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание
итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения
проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и
«Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение,
соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для
получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по
критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3
или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3.       На оценку сочинения
по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых, повторяющихся и
однотипных ошибках. При подсчете ошибок негрубые ошибки не учитываются.

Структура итогового сочинения 

Как уже говорилось выше, ИС представляет собой классическое сочинение
по литературе, поэтому при подготовке к нему я предлагаю детям самый просто и
эффективный, на мой взгляд, план сочинения: 

*между частями
должны быть логические переходы. Например, от первой части ко второй можно
сделать такой переход:
«Эту
тему в своем творчестве не раз поднимали писатели и поэты. Например, …». 

База
аргументов к итоговому сочинению 2022/23 учебного года

Раздел 1. Нравственные ценности
(включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии,
творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями,
нравственным выбором человека, межличностными отношениями). 

Какую роль в становлении личности могут играть старшие? (декабрь 2014)

Важно ли человеку получить родительское напутствие? (декабрь 2014)

В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? (декабрь
2014)

Всегда ли ценны заветы отцов? (февраль 2015)

Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (февраль 2015)

1.     В
повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы знакомимся с главным героем –
Петрушей Гриневым – молодым повесой и недорослем, мечтающим о славе и легкой
службе в Москве. Однако его отец, настоявший на том, чтобы его сын
действительно служил на благо Родины, отправил Петрушу на службу в Оренбург, в
Белогорскую крепость. Там молодой человек сталкивается с рядом трудностей,
находит свою любовь и даже едва не гибнет от рук самозванца. Одна только
доброта Петра, проявленная им к беглому каторжнику, спасает его от верной
смерти. В решающий момент Петру предстоит трудный выбор: либо присягнуть на
честь лжецарю и остаться в живых, либо остаться верным своим принципам и
лишиться жизни. Благодаря напутствию своего отца, Петр остается верным своей
чести, и лишь чудом остается в живых. И в конце произведения мы видим уже не
молодого избалованного дворянина, а настоящего офицера и мужчину, верного
своему слову. Нельзя не отметить, что воспитание и пример отца послужили
основой для формирования жизненных ценностей юноши. 

2.     Еще
в одном литературном произведении поднимается проблема нравственных ценностей.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главным героем является
молодой, но уже уставший от жизни человек, Григорий Александрович Печорин.
Молодой человек сам о себе отзывается нелестно: с детства он привык прятать
истинные свои чувства, стыдясь показаться смешным или глупым, привык он также
носить маску лицемерия, показывая обществу лишь одну часть своего характера.
Григорий Александрович не стыдится, а порой даже хвастается своим товарищам и
знакомым (герой подчеркивает, что не верит в дружбу) своими победами над
человеческим духом. Стоит вспомнить хотя бы, как Печорин просто от скуки
заключил пари с товарищем и влюбил в себя молоденькую княжну, разбив тем самым
сердце девушке. Или его издевательства над влюбленным Грушницким, которые
привели в итоге к тому, что Печорин стал убийцей. Однако и его душе неподвластны
простые и сильные чувства, это мы видим в сцене погони за Верой – Григорий
Александрович изо всех сил старается успеть к моменту отъезда девушки,
пленившей когда-то его сердце, а понимая, что так и не сможет ее увидеть,
горько плачет… Мы видим, как общество и высший свет привили юноше неверные
ценности, как сильный духом человек с острым умом напрасно тратит свою жизнь,
стараясь расшевелить свои чувства и развлечь себя, манипулируя окружающими. По
его собственному признанию, жизнь его не имеет смысла, и он просто влачит свое
существование без цели. 

3.     В
романе А.И. Гончарова «Обломов» мы видим пример человека бездеятельного – весь
он посвящен мыслям и мечтаниям, а не решению конкретных проблем. Главный герой,
Илья Ильич Обломов, воспитан в теплой, нежной и любящей атмосфере сытого
барского дома. Он не привык неустанно работать, решать проблемы, все это он
откладывает на потом с надеждой на то, что все «само как-то решится». Даже
встретив женщину, с которой он хотел бы создать семью, Илья Ильич не может измениться:
ему тяжело даются перемены, да и к чему? Все равно все в итоге останется
по-прежнему. Его лучший друг, Андрей Штольц, полная его противоположность: он
человек дела, который сам строит свою судьбу. В итоге мы видим, как сложились
судьбы героев: Штольц женился на Ильинской, а после смерти друга даже взял на
воспитание его единственного сына к себе, а Обломов, так и не найдя в себе силы
измениться, женился на Агафье, а после тихо умер от инсульта, будучи еще
довольно молодым. Мы видим, что феномен «обломовщины» не так уж редко
попадается в жизни: это синоним праздности и лености, противоположность
каким-то решительным действиям. 

Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира,
поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об
экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает
человеку). 

Что мешает человеку обрести гармонию с природой? (декабрь 2014)

Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс (декабрь 2014) 

Почему мир природы часто противопоставляют миру людей? (2015)

Каково
отношение современного человека к природе? (апрель 2020) 
1. Тема созвучия природы и человека
свойственна многим литературным направлениям, однако именно в сентиментализме
она зазвучала по-новому. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главная героиня
– простая крестьянская девушка, полюбившая всей душой молодого дворянина
Эраста. Лиза искренне считала, что настоящему чувству неподвластны различия в
сословиях, однако именно это повлияло на исход их судеб. В момент, когда
влюбленные были счастливы, вся природа словно радовалась вместе с ними. Когда
же надлежало погибнуть непорочности девушки – на небе блеснула молния и грянул
гром. Финал повести трагичен: когда девушка узнала об обмане любимого, она не
смогла вынести горя и бросилась в воду, покончив с собой. Нельзя не отметить
мастерски описанных чувств влюбленных молодых людей и природы, на фоне которой
разворачивается действие. Также нельзя не отметить явного противопоставления:
деревня, в которой жила Лиза, символизирует чистоту и нравственность, в то
время как город, откуда пришел Эраст, олицетворяет порочность и грех. 

2.       
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» название произведения несет
двойственный смысл: во-первых, это природное явление, от которого изобретатель
Кулигин хочет спасти город, однако его изобретения никому не интересны и мечты
о прогрессе останутся лишь мечтами. Во-вторых, само природное явление в пьесе
несет характер возмездия – героиня убеждена, что согрешив, она должна понести
наказание. Живя в чужой для нее семье мужа, несчастная Катерина подвергается
нападкам властной свекрови, а со стороны мужа поддержки девушка не чувствует.
Это толкает ее на обман и измену. Однако героиня не может вынести груза своей
вины и в отчаянии Катерина бросается в Волгу. Мы видим, что природа в этом
произведении играет не последнюю роль: предчувствуя скорую погибель, Катерина
пугается слов старой барыни о том, что за свои грехи и красоту ей придется
скоро расплатиться и признается под раскаты грома всей семье в своем обмане.
Гроза в произведении играет важную роль: стремление к обретению внутренней
свободы скоро начнет угрожать сложившимся порядкам в городе. 

3.       
В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» поднимаются очень
важные темы: темы столкновения интересов поколений, тема взаимоотношения отцов
и детей, тема забвения. Также необходимо отметить, что наряду с этими темами
звучит проблема и экологическая: для строительства плотины под электростанцию
необходимо затопить небольшой остров-деревню под названием Матера, который был
основан более трехсот лет назад. Жителям деревни нужно было оставить свои дома
и переехать на новые места, но многие старожилы деревни были категорически
против переезда – для них он означал предательство своего прошлого, своих
корней. Поэтому попытки убрать кресты с могил и сжечь кладбище встретили они с
недовольством и прогнали бригаду. Важным героем повести является Хозяин острова
– возможно, мифическое существо, отражающее суть острова, его характер. Он
ходит ночами по Матере и с тоской смотрит на сожженные избы, воет от тоски по
когдато людной деревне. Основная мысль повести – чрез описание пейзажей
природы, через введение мистических персонажей передать настроение героев, они
символизируют старый, отмерший и уже уходящий в прошлое мир, за который так
стремятся удержаться старики. 

Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся
деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить
важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на
фронте и в тылу)

1.   Великая
Отечественная война 1941-1945 годов оставила в памяти и душах людей глубокие
раны, и, конечно же, не могла не найти отражение в литературе и искусстве.
Одним из знаковых произведений на эту тему является рассказ М. Шолохова «Судьба
человека», рассказывающий историю жизни Андрея Соколова. Нам открывается
удивительная история человека, у которого война забрала всю: жену, детей,
родной дом… Сам Соколов прошел всю войну, не сломался в плену немцев и сумел
вернуться живым на Родину. Несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства,
Соколов не потерял веру в светлое будущее, а его сердце не очерствело. Именно
поэтому, когда мужчина увидел мальчишку семи лет, побиравшегося у столовой,
перепачканного и грязного, он не смог пройти мимо, и забрал его к себе на
воспитание. Поняв, что родителей мальчика Вани также забрала война, Соколов
представляется ему давно пропавшим отцом, и в лице этого маленького сироты
Андрей снова обретает семью. Неполную, маленькую, но такую родную и такую
необходимую всем семью. Это произведение учит нас тому, что, несмотря на все
трудности и невзгоды, война не смогла стереть самое важное, что есть у нас –
человечность.  

2.   Роман-эпопея
Л.Н. Толстого «Война и мир» описывает страницы истории Отечественной войны 1812
года. В произведении показано, как происходили ожесточенные сражения за земли
нашей страны. Автор противопоставляет главнокомандующих двух армий – Кутузова и
Наполеона, оба мужчины прославились как великие военачальники. Однако если
Кутузовым руководило чувство любви и сострадания к солдатам, чувство любви к
своей родине, то Наполеоном руководило лишь тщеславие и желание победить любой
ценой. В романе отражено партизанское движение, представителями которого стали
Денисов и Долохов. В партизанских отрядах были и офицеры, и крестьяне, что
уравнивало всех в борьбе за победу. Вообще Отечественная война носила
всенародный характер, где на борьбу с врагом выходили все: глазами князя Андрея
мы видим, какими жестокими были схватки и сражения на полях войны, глазами
«гражданского» Безухова мы видим, каким хаосом представляется обычному человеку
эта бойня. Главная мысль, которой хочет поделиться с нами автора, это мысль о
недопущении впредь таких кровопролитных, бесчеловечных, жестоких войн, в
которых человек теряет собственное лицо.  

3.   Еще в одном
классическом произведении поднимается важная и тяжелая тема войны. В
романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» нам открываются ужасы войны еще более
бесчеловечной – Гражданской, когда брат воюет против брата, отец – против сына.
На примере одной семьи на наших глазах из большой, дружной казацкой семьи
Мелеховых остается по сути один Григорий с ребенком. С началом Гражданской
войны, раскулачивания, коллективизации один за одним уходят из жизни члены
семьи. Война становится мощной разрушительной силой, которая сметает все на своем
пути, стирает родственные связи, любовь, честь, дружбу… Григорий становится
одним из тех, кто не принимает этой войны, он говорит о ней, что она
«высасывает с лица румянец». Шолохов удивительно точно передал, как нелегко
пришлось не только мужчинам, ушедшим воевать, но и женщинам, оставшимся дома за
главных: тяжело видеть, как дочь выходит замуж за убийцу твоего сына, но таковы
реалии войны. Единственная главная мысль, которую хочет донести до нас автор –
о недопустимости таких кровопролитных войн, о том, что нельзя допускать
повторения ошибок истории и помнить о том, как важно сохранять мир. 

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.

Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Система оценивания итогового сочинение проста: «зачёт»/»незачёт»
  Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2. 
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. 
Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)
В начале сентября ученикам сообщаются 
направления сочинений, в рамках которых будут даны темы. 
Повторяю, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.

Алгоритм работы  при написании итогового сочинения:

1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.

2) Выявление проблемы (предмета обсуждения, того, ради чего автор создал свой текст), содержащейся в теме.

3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему. 

4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.

5) Написание чернового варианта работы.

6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.

7) Перенос сочинения на бланк.

   Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ? 

   Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:

Какой должна быть структура (план) сочинения?

Из каких частей оно должно состоять?

Попытаемся ответить на них. 

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

   Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Вступление.

Основная часть.

Первый тезис+аргумент.

Второй тезис+аргумент.

Третий тезис+аргумент.

Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s60512113.jpg


ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и учащийся получает « не зачтено».

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

 РАБОТА  НАД  КОМПОЗИЦИЕЙ  СОЧИНЕНИЯ.

КОМПОЗИЦИЯ – это  строение  сочинения, соотношение  его  отдельных  частей  и  отношение  каждой  части  ко  всему  сочинению  как  единому  целому.

Принято  различать  логическую  и  композиционную  структуру  сочинения, которые  тесно  связаны.

Традиционно выделяют  три  части  сочинения:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ, задача  которого – ввести  в  тему, дать  предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме, которая  стоит за  предложенной  темой;
  2. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ, в  которой  непосредственно  раскрывается  тема  сочинения, приводятся  рассуждения,  анализируется  текст  художественного  произведения;
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в  котором  подводится  итог, обобщается  сказанное.

 СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

При  написании  вступления  и  заключения  руководствуйтесь  соображениями  здравого  смысла  и  постоянно  задавайте  себе  вопросы: «Как  то, что  я  пишу, относится  к  теме? С  какой  целью  я  всё  это  пишу?» Делайте  вступление  не  очень  большим.

ПОМНИТЕ: подобные  вопросы  задаёт  себе  и  экзаменатор, проверяющий  сочинение.

ВАРИАНТЫ  ВСТУПЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Предполагает  краткую  характеристику определённой  эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических  или  культурных  особенностей  того  времени.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Может  содержать  размышление  над  центральным  понятием  темы  сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.).

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Содержит  факты  из  биографии  писателя, имеющие  отношение  к  произведению  или к  поднятой  в  нём  проблеме.

ЦИТАТНОЕ

В  своей  основе  содержит  цитату, которая  имеет  прямое отношение  к  теме  сочинения  и  является  «точкой  отсчёта» для  дальнейшего  развёртывания    мысли.

ЛИЧНОСТНОЕ

Предполагает  заявление  своей  позиции, изложение  мыслей, чувств, связанных  с  темой  сочинения.

 КАК  ПИСАТЬ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение  должно  подводить  итог  всей  работе, логично  завершать  размышления  над  темой  сочинения. Заключение  должно  быть  органично  связано  с  основным  текстом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ! Вывод – это  не  простое  повторение  аргументов, это  обязательно  новая  информация, имеющая  обобщающий  характер.

ЗАПОМНИТЕ! Общий  объём  вступления  и  заключения  не  должен  превышать  1/4 всего  сочинения. Вступительная  и  заключительная  часть  сочинения  не  должны  быть  слишком  большими  и  могут  состоять  из  5 – 8  предложений. В  любом  случае  необходимый   объём  каждой  части  сочинения  должен  определяться  не  механическим  подсчётом  слов  и предложений, а  логикой  развёртывания  мысли.

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

Работая  над  сочинениями, постарайтесь  найти  для  себя  те  варианты  вступлений  и  заключений, которые  хорошо  удаются  и  не  требуют  больших  затрат  сил  и  времени.

ВИДЫ  ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ  СКАЗАННОГО

Самая  типичная  и  логичная  концовка  сочинения. Чаще  всего  в  такой  концовке  возвращаются  к  основной  мысли  сочинения, излагая  её  более  широко  и  эмоционально.

РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС

Вопросительное  предложение, в т.ч. риторический  вопрос, в  конце  сочинения  возвращает  читателя  к  основной  проблеме, заключённой  в  теме  сочинения, подчёркивая  её  актуальность.

ПРИЗЫВ  К  ЧИТАТЕЛЮ

Призыв, обращение  к  читателю  акцентируют   внимание  на  главной  мысли  сочинения, побуждают  читателя  изменить  своё  отношение  к  проблеме.

ЦИТАТА

Следует  помнить, что  далеко  не  каждая  цитата  будет  уместна  в  заключении. Это  должно  быть  высказывание, достаточно  полно  выражающее  мысль.

КАК  ПИСАТЬ  ОСНОВНУЮ  ЧАСТЬ  СОЧИНЕНИЯ.

Основная  часть  сочинения  должна  быть  посвящена  раскрытию  конкретной  темы. Прежде  всего  необходимо  обратить  внимание  на  чёткое  членение  текста  на  абзацы. Каждый  абзац – это  относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть  посвящён  изложению  одной  идеи. Он  не  должен  начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться  другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны  так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом  на  вопрос, возникающий  у  читателя  после  прочтения  предыдущего  предложения. Если  читателю  приходится    возвращаться  и  перечитывать  абзац  два  или  три  раза, это  означает, что  абзац  не  согласован.предложения  не  следуют  логически  друг  за  другом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ!  Поскольку  это  сочинение-рассуждение  запомните  типичную  структуру  абзаца  текста – рассуждения:

  1. тезис
  2. развитие  мысли
  3. иллюстративная  часть (доказательства, примеры)
  4. микровывод

Новый  абзац – это   новая  мысль, связанная  с  предыдущей, поэтому  необходимо  продумать  грамотные  логические  переходы  от  одной  мысли  к  другой.

«Клише к итоговому сочинению»

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. Люди часто размышляют о том, что …. (

3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Обращение к произведению.

1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

2. Вспомним героя повести… (автор, название).

3. Обратимся к роману… (автор, название).

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что…

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….

Разнообразие  используемых  автором  сочинения  логических  связок  свидетельствует  о  хорошем  владении  письменной  речью.

Таким  образом, построение  связного  текста – это  кропотливая  работа, требующая  внимания  и  развитого  языкового  чутья.

 ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА 

В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В  сочинении  необходимо  использовать  литературный  материал  для  построения  рассуждения  на  предложенную  тему  и  для  аргументации  своей  позиции, поэтому  от  учащегося  потребуется  знание  содержания  художественных  произведений  и  умение  правильно  включать  литературный  материал  в  текст  своего  сочинения.

Рассмотрим  приёмы  привлечения  текста  в  процессе  работы  над  сочинением. 

1.ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ  на  произведение, определённый  эпизод, высказывание  автора, персонажа. Этот  приём обычно  используется  при  анализе  крупных  эпических  произведений  и  позволяет  в  самом общем  виде  передать  их  содержание. 

2.СЖАТЫЙ  ПЕРЕСКАЗ  сюжета, конфликта, этапов  становления  характера  героя.

3.ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это  дословная  выдержка из  какого-либо  произведения. Она  должна  быть  абсолютно  точной, включая  орфографию  и  пунктуацию  автора, без  изменений  и  искажений. 

4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОСВЕННОЙ  РЕЧИ.

   Предложение  с  косвенной  речью  представляет  собой  СПП, в  котором  главная  часть  передаёт  слова  автора, а  придаточная – чьё-либо  высказывание. Косвенная  речь  передаёт  чужую  речь  не  дословно, а  лишь  с  сохранением  общего  содержания, что  удобно  в  ситуации, когда  невозможно  проверить  точность  цитаты. Однако  и   в  этом   случае  недопустимо  искажение  общего  смысла  высказывания.

   ПОМНИТЕ! Переводя  прямую  речь  в  косвенную, будьте  внимательны, чтобы  избежать  грамматических  ошибок.

 КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.

Речевое  оформление  сочинения  учитывается  в  критерии  №5  «Грамотность». Самые  типичные  ошибки, которые  часто  встречаются  в  сочинениях, можно сгруппировать  следующим  образом:

ТИПЫ ОШИБОК:

1.Фактическая  ошибка – это  искажение  информации  о  событиях, предметах, лицах, упоминаемых  в  тексте  сочинения.

2.Речевая  ошибка – это  нарушение  лексических  норм, т.е. норм  употребления  и  сочетаемости   слова.

3.Грамматическая  ошибка – это ошибка  в  структуре  языковой  единицы: в  структуре  слова, словосочетания  или  предложения. Такие  ошибки  связаны  с  нарушением  какой-либо  грамматической  нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. 

   Искажения литературных текстов и фактические ошибки.

   В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:

1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;

2) искажение названия произведения;

3) искажение имен, фамилий литературных героев;

4) неточное указание дат;

5) ошибки в названии мест событий, географических названий;

6) искажение жизненной правды;

7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;

8)  ошибки в указании литературного жанра;

9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;

10) искажение авторской позиции;

11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.

Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.

Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.

Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.

Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.

 Низкое качество речи и речевые ошибки;

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости;

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8)  речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.

Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».

Ответ: ключевое слово —  «какие события».

Упражнение 2.  Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.

«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»

Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.

Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.

Итоговое сочинение 2021

Итоговое сочинение 2021

Проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки

Проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

ВРЕМЯ — 3 часа 55 минут.

Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее одной ссылки (в идеале – две) на произведения русской и мировой литературы.

Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее одной ссылки (в идеале – две) на произведения русской и мировой литературы.

Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

Сочинение пишется в первую среду декабря. В этом году – 2 декабря.

Сочинение пишется в первую среду декабря. В этом году – 2 декабря.

ТРЕБОВАНИЕ №1 : ОБЪЁМ НЕ МЕНЕЕ 250 СЛОВ ТРЕБОВАНИЕ №2: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ

ТРЕБОВАНИЕ №1 : ОБЪЁМ НЕ МЕНЕЕ 250 СЛОВ

ТРЕБОВАНИЕ №2: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ

Критерий №1 «Соответствие теме. Объем» Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Критерий №3 «Композиция» Критерий №4 «Качество речи» Критерий №5 «Грамотность»

Критерий №1 «Соответствие теме. Объем»

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Критерий №3 «Композиция»

Критерий №4 «Качество речи»

Критерий №5 «Грамотность»

1. Вступление 2. Тезис  3. Связка 4. Аргумент 1 5. Микровывод 6. Связка 7. Аргумент 2 8. Микровывод 9. Заключение

  • 1. Вступление
  • 2. Тезис
  • 3. Связка
  • 4. Аргумент 1
  • 5. Микровывод
  • 6. Связка
  • 7. Аргумент 2
  • 8. Микровывод
  • 9. Заключение

Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении

  • Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении

После анализа произведения следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.

  • После анализа произведения следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.

Анализ произведения, героя произведения или ситуации. Из каких частей может состоять этот анализ: План анализа персонажа: 1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис. 2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)

  • Анализ произведения, героя произведения или ситуации. Из каких частей может состоять этот анализ: План анализа персонажа: 1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис. 2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)

3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики. 4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. 5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. 6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

  • 3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики. 4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. 5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. 6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

Заключение: Подведение общего итога всему вышеперечисленному

Заключение: Подведение общего итога всему вышеперечисленному

Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);  «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);  «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);  «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);  «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);

«Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);

«Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);

«Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Забвению не подлежит Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?  2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? 3) Как исторические события влияют на судьбу человека? 4) Почему нельзя забывать историю своего народа? 5) Как произведения искусства становятся бессмертными? 6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением? 7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

Забвению не подлежит

  • Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  • 2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  • 3) Как исторические события влияют на судьбу человека?
  • 4) Почему нельзя забывать историю своего народа?
  • 5) Как произведения искусства становятся бессмертными?
  • 6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  • 7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

  • Итоговое сочинение кому на руси жить хорошо пример
  • Итоговое сочинение кому на руси жить хорошо некрасов
  • Итоговое сочинение кому на руси жить хорошо какого человека можно назвать гражданином
  • Итоговое сочинение кому на руси жить хорошо как человек может сделать мир вокруг себя лучше
  • Итоговое сочинение кому на руси жить хорошо вопрос гражданина примеры сочинений