- 13.09.2021
Обновлено 15.11.2022
Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года.
Информация актуальна для 2022-2023 года!
- Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, литература, аргументы
Вступления бывают:
- Историческое
- Биографическое
- Аналитическое
- Цитатное
- Личностное
А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.
Биографическое вступление
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Аналитическое вступление
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
Цитатное вступление
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?
Личностное вступление
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
- План и структура итогового сочинения
Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении
- Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
- Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
- Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
- Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
— Типичные ошибки в итоговом сочинении
— Готовые клише для итогового
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
3 ноября 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Виды вступлений для итогового сочинения
Вступления бывают:
1. Историческое
2. Биографическое
3. Аналитическое
4. Цитатное
5. Личностное.
А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.
Биографическое вступление
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Аналитическое вступление
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
Цитатное вступление
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе
назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всё чаще приходится сталкиваться в обществе?
Личностное вступление
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении
→ Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
→ Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
→ Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
→ Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать.
vk.com/tasteful_rus
Вступление в итоговом сочинении и его виды 2020-2021
Вступление в итоговом сочинении
→ как писать заключение в итоговом сочинении
→ как написать основную часть итогового сочинения
Вступление — это первая часть вашего итогового сочинения, с него начинается первый абзац.
Вступление вводит читателя в тему и дает предварительные сведения по вопросу, который содержится в теме сочинения.
Существует несколько видов вступлений.
Вступление № 1. Историческое
Историческое вступление может содержать краткую характеристику определенной эпохи, связанной с темой сочинения, анализ социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей общества.
Пример:
ХХ век для России стал эпохой испытаний: несколько революций, две мировые войны, глобальная перестройка общества. Быть писателем во время социальных и культурных переворотов очень сложно. Общество начала ХХ века отказалось от прежних идеалов. Какие жизненные ценности должны сопровождать нового человека? Этот вопрос особенно волновал людей, на него пытались ответить писатели в своих произведениях.
Вступление № 2. Аналитическое
Аналитическое вступление может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения.
Пример:
Человек и природа. Развитие современной цивилизации, к сожалению, перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня люди все чаще задумываются о последствиях своего губительного воздействия на природу.
Вступление № 3. Биографическое
Биографическое вступление может содержать факты из биографии писателя, имеющие отношения к теме сочинения.
Пример:
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Льва Николаевича Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Он ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения: и тогда, когда вел жизнь светского человека, и когда участвовал в военных событиях. Не случайно для ответа на вопрос»В чем заключался смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Вступление № 4. Цитатное
Цитатное вступление может содержать цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения.
Пример:
«Высшая мудрость — различать добро и зло», — говорил древнегреческий философ Сократ. Этой мудрости иногда приходится учиться всю жизнь, совершая не всегда правильные поступки.
Вступление № 5. Личностное
Личностное вступление предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.
Рекомендуется делать вступление небольшим, обязательно следите за тем, что бы вступление было логически связано с содержанием основной части вашего сочинения.
Пример:
Я не случайно выбрал эту тему. Вопрос, который она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего проблемами своего времени и поколения.
Связанные страницы:
Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Давайте познакомимся с ними поближе.
1. Историческое введение.
Суть его можно в шутку выразить словами: «жизнь в те ещё годы». А если серьёзно, это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Например, выбрали вы тему «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Согласитесь, что в данном случае как нельзя более уместно в начале сочинения прозвучит анализ особенностей России 60-х гг. XIX в. России, бурно спорящей о путях своего дальнейшего, революционного или реформистского, развития. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.
2. Аналитическое введение.
Это введение наиболее выигрышное, которое сразу заявляет о вас как о личности, умеющей логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Например, тема «Народность поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Конечно, самое уместное начать такое сочинение с характеристики понятия «народность», с описания его признаков. Это сразу же поставит сочинение на правильный путь, на рельсы доказательств, что поэма Твардовского обладает всеми названными вами признаками и тем самым являет собой народное произведение.
Причём вовсе не обязательно, чтобы тема сочинения, для которого подходит аналитическое введение, включала в себя литературоведческий термин. Предположим, вам попалась «Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне». Вот и поразмышляйте, почему гуманизм (понятие вроде бы тривиальное — «любовь к людям») может быть истинным и ложным и как содержание этого понятия зависит от конкретной социально-политической ситуации. Ведь одно дело — гуманизм сытого, обеспеченного человека и совсем другое — гуманизм угнетённого, раба.
3. Биографическое введение.
Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. Предположим, вы остановились на теме «Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина». Историческое введение здесь выглядит «притянутым за уши», бессмысленным; анализировать понятия любви и дружбы тоже как-то нелепо. А вот вспомнить о «лицейском братстве», о других многочисленных верных друзьях Пушкина, об Анне Петровне Керн, Екатерине Николаевне Ушаковой и тем более о Наталье Николаевне как нельзя более уместно.
4. Сравнительное введение.
С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. Например, досталась вам тема «Нравственные искания героев Л. Н. Толстого». Взять историческое введение? Но о каком периоде рассказывать? 1805—1812 гг. (время действия «Войны и мира»)? Или 1850—1860 гг. — время написания романа? Возможностей использовать аналитическое введение практически нет. Биографическое? Но ведь речь должна идти о героях… В начале такого сочинения стоит поразмышлять о том, что испокон веку «поэт в России — больше, чем поэт», что проповедническая, нравственно страстная нота характерна для всех лучших представителей русской литературы, а уж нравственный авторитет Л. Н. Толстого просто огромен. Тем самым вы и обнаружите свою эрудицию, и прямо подойдёте к предмету вашего анализа.
5. Введение — характеристика произведения
Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалива в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. В данном конкретном случае целесообразно сказать несколько слов о традиционной социальной заострённости русского театра, об идейном замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.
6. «Лирическое» введение.
Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений вас не устраивает или просто не даётся. Универсальным средством остаётся введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным или духовным опытом. Суть этого введения (опять же в шутку!) можно сформулировать в таком виде: «Ах, как я люблю Пушкина!» или: «Был со мной однажды случай…» Ну, и далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество. Такое введение очень подойдёт, например, к теме «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (Белинский о Пушкине) «.
7. Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью («В наше время, когда особенно большую роль играет…»). Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным.
Если вы внимательно выслушали обзор различных введений, то легко согласитесь с тем, что заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам — учитывая, однако, в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Но если вы ограничитесь только выводами, концовка будет выглядеть слишком куцей, оборванной. И чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень полезными разобранные варианты введения. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя её к себе и к своему времени. Именно одним из указанных способов уместно закончить сочинение, скажем, на тему «Нравственные искания героев Л. Н. Толстого». Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим «аккордом», ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.
Вступление
Чтобы правильно написать сочинение, необходимо серьезно отнестись не только к основной части, но и к вступлению. Существуют различные варианты вступительной части сочинения:
К примеру, ты можешь применить историческое введение, то есть, начать свое сочинение с краткой характеристики эпохи, анализируя экономическую, политическую или социальную обстановку и привязывая это к теме работы.
Также можно начать с аналитического введения, поразмыслив над центральным понятием темы сочинения.
Если ты берешь биографическое введение, анализируй изменение взглядов писателя, его жизнь, вспомни об истории написания данного произведения.
Сравнительное введение требует упомянуть былые литературные течения и поразмыслить над тем, что нового внес автор в развитие литературы.
Как альтернативу, можешь использовать лирическое введение, когда будешь сопоставлять тему сочинения с личным опытом, мыслями и чувствами от прочитанного.
Построение вступительной и заключительной части сочинения
Билан КВ, учитель русского языка и литературы
Виды заключительной части сочинения
Виды вступительной части сочинения
- заключение «об актуальности»;
- историко-литературное ;
- лирическое;
- заключение-цитата .
- историческое вступление;
- аналитическое вступление;
- лирическое .
Историческое вступление
Уместно, если тема сочинения связана с обсуждением исторически актуальных социальных и нравственных проблем. Представляет собой краткую характеристику исторической эпохи или эпохи создания произведения
« Век нынешний и век минувший»
Пример
« АС Грибоедов начал писать комедию «Горе от ума» спустя два года после окончания отечественной войны с французами и закончил в 1824г.- за год до восстания декабристов. События военных лет послужили толчком к появлению в русском обществе людей, размышляющих о судьбах своей родины, о путях обновления и переустройства ее жизни. Мысли этих людей шли в разрез с социальным укладом, жизненными устоями и моралью, господствовавшей в то время в обществе. Именно такой человек, открыто противопоставляющий свою новую идеологию устоявшимся, традиционным взглядам окружающих, стал главным героем комедии Грибоедова. Чацкий, человек нового времени, появляясь в гостиной московского дома Фамусова, где все пропитано духом консерватизма, вступает в конфликт со всеми, утверждая неизбежность столкновения «века нынешнего» и «века минувшего»
Историческое вступление может указывать на место конкретного произведения в литературном процессе
«Изображение фамусовского общества в комедии АС Грибоедова «Горе от ума»
«Комедия АС Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. В произведении впервые соединились элементы классицизма, романтизма и нового для того времени – реализма. Как известно, одно из требований к реалистическому произведению,- правдивое изображение исторически конкретного общества. Безусловно, в комедии Грибоедова, в отличие от комедий Фонвизина и Копниста, не отдельные пороки, а все общество в целом подвергается осмеянию и беспощадному анализу. Как же изображает автор московское общество 20-х годов 19 века?»
Историческое вступление может содержать элементы биографии писателя
«Стихотворение АС Пушкина «Вновь я посетил..»
(Восприятие, истолкование, оценка)»
«Стихотворение «Вновь я посетил..» — одна из вершин пушкинской лирики, завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. А накануне, 25 сентября, Пушкин писал жене: «В Михайловском нашел я всё по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть..» Принято считать, что эти строки легли в основу стихотворения, и, конечно, это так – в этом убеждает почти дословное совпадение фрагментов письма и стихотворных строк. Но как изменилась тональность восприятия жизни! Как творчески переосмыслил жизненные впечатления в тексте стихотворения поэт!
Темы сочинений, где можно использовать историческое вступление
- «Кутузов и Наполеон – два разных типа полководцев в Отечественной войне 1812года»
- «Евгений Онегин» – роман, в котором отразился век»
- «Реализм и романтизм в творчестве АИ Куприна»
- «Автор и герой в романе АС Пушкина «Евгений Онегин»
- «Тема одиночества в поэзии МЮ Лермонтова»
- «Материнское горе в поэме АА Ахматовой»
- Поэма «Двенадцать» как поэтическое завещание АА Блока
Составьте вступление к сочинению на одну из тем
- «891 день мужества ленинградцев»
- Тема войны в романе ЛН Толстого «Война и мир»
- «По ком звонит колокол»
- Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» МЕ Салтыкова-Щедрина
- Тема «общей жизни нации в романе ЛН Толстого «Война и мир»
- Поэт и родина в лирике АТ Твардовского
- «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом..»(ВГ Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы)
- Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
Лирическое вступление
Это личностно окрашенные размышления о том, с чем для вас лично связано творчество автора, отдельные произведения и тд
Используется в тех случаях, когда тема сочинения ориентирует на выражение вашей читательской позиции
«Любимые герои произведения
по роману ЛН Толстого «Война и мир»
«Любимые герои произведения по роману ЛН Толстого «Война и мир»
« Роман ЛН Толстого «Война и мир» я прочитала первый раз в 6 классе. Помню, что тогда я не все читала с одинаковым увлечением. Конечно, скучны были длинные описания батальных сцен, непонятны философские размышления Толстого. Главы же, где главным действующим лицом была Наташа Ростова, сразу же стали моими любимыми. Прошло 5 лет. Многое изменилось за это время, и роман Толстого воспринимается теперь совсем иначе, но образ любимой героини и сейчас притягивает меня, манит своей тайной. И сегодня Наташа остается для меня идеалом русской женщины»
«Моё любимое произведение русской классики»
« Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, но и сейчас, открывая наудачу давно знакомую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, читаешь, словно впервые.
Мне нравятся многие стихи АС Пушкина, но в большей степени меня привлекает Пушкин–прозаик. Я зачитал до дыр «Повести Белкина», восхищался Дубровским, но «Капитанская дочка» потрясла моё воображение и осталась любимым произведением»
«История одного преступления» (ФМ Достоевский «Преступление и наказание»)
«Роман ФМ Достоевского «Преступление и наказание» заинтересовал меня не только с точки зрения читателя, увлекшегося весьма необычной историей преступления, но и сточки зрения психологии. Ведь «ПН» – произведение, исследующее психологическое состояние до, в момент и после преступления. Почему человек способен совершить столь безнравственный поступок? Быть может, он сумасшедший, опасный для общества? Но разве действия Раскольникова не были мотивированны стремлением к всеобщему счастью, к материальному благосостоянию семьи, к самоутверждению и самопознанию? Чтобы разобраться в этом, обратимся к началу этой истории»
«Нравственная проблематика творчества ВМ Шукшина»
«Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди — и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью» Читаю эти слова Шукшина и невольно думаю, что писатель говорит о себе самом, что он и был «избран», чтобы поведать о своем народе правдиво, глубоко, с любовью. По-другому не объяснить секрет его дара, потрясающего уже не одно поколение. Шукшин пришел в литературу со своей нравственной программой, с собственными представлениями о современном человеке»
Составьте вступление на одну из тем:
- Тема любви в произведениях о ВОВ
- Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (по произведениям ИА Бунина)
- Мир людей глазами мобильного устройства
- Что такое счастье? Тема любви в произведениях писателей 19 века
- «У войны не женское лицо»
- Чем люди живы? (на примере произведения писателей русской литературы)
Аналитическое вступление
Отражает понимание понятий, входящих в формулировку заглавия темы.
- Литературоведческое понятие
- Нравственно-философское понятие
- Заявлена проблема, требующая от автора сочинения понимания и конкретизации
«Романтические черты поэм МЮ Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»
« Романтизм как литературное направление сформировался в конце 18 — начале 19века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков встал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая, необыкновенная, яркая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлению о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от окружающей действительности, поисков идеала, темы внутренней и внешней свободы.
В России у истоков романтизма стояли Батюшков, Жуковский, развивалось это направление в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтизм»
«Тема денег в русской литературе»
«Как вы представляете жизнь без денег? Жизнь каждого человека проходит в постоянной заботе о благосостоянии, мы думаем о деньгах, копим их, бережем. Для нас потеря кошелька — большая трагедия. Конечно, важны и любовь, и дружба, и семья, но ведь семью надо кормить… Мы осуждаем людей, тратящих деньги на пустяки, не уважаем азартные игры и тем более карманников. И так было всегда. С тех пор, как из монгольского языка в русский пришло слово «деньги», оно произносится постоянно. Естественно, что оно не обошло и литературу 19 века. Из произведений классиков мы можем узнать не только об отношении героев к богатству и бедности, но даже суммы долгов и взяток! Чем же были деньги для героев Пушкина, Грибоедова, Гоголя? Какие черты характера проявляют Чацкий, Фамусов, Савельич, когда говорят о деньгах? К чему ведет героев жажда наживы или щедрость?»
Составьте аналитическое вступление на одну из тем:
- «Новый мир» в романе Е.Замятина «Мы»
- Тема времени и пространства в произведении ИА Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Гуманность и гуманизм в пьесе М Горького «На дне»
- Проблема счастья в поэме НА Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Нигилизм Базарова: за и против (По роману ИС Тургенева «Отцы и дети»)
- «Что есть красота…»
Заключение
В заключении текста обычно содержатся выводы, сделанные на основе доказательств тезиса.
Типы заключений:
- Заключение-вывод
- Заключение-следствие
Виды заключений:
- Заключение «об актуальности»
- Историко-литературное
- Лирическое
- Заключение-цитата
Заключение-вывод В этом заключении должен быть ясный ответ на поставленный вопрос. «Образ провинциальной барышни в русской литературе»
ВСТУПЛЕНИЕ
С давних времен художников, скульпторов, писателей волновал образ женщины. В разные эпохи женщины изображались по-разному. Мягкие черты, округлые формы, красота лиц отличают древнегреческие и древнеримские скульптуры; с портретов средневековых дам на нас смотрят высокомерные королевы, принцессы и герцогини в великолепных шелковых и парчовых платьях… А какими же были барышни в русской провинции 19 века?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Писатели 19 века, изображавшие в своих произведениях провинциальных барышень, показали качества настоящих русских женщин. Татьяна АС Пушкина, Лариса АН Островского, Дуня ФМ Достоевского, Катя Туркина АП Чехова – эти героини наделены чутким сердцем, горячей душой, внутренней и внешней красотой. Они являются образцом чистоты, благородства, искренности и мужества. Они способны «зажечь» сердца и вдохновить на подвиги.
Заключение-следствие Раздвигает рамки темы, содержится литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом произведением в литературном процессе.
Историко-литературное заключение
Изображение фамусовского общества в комедии «Горе от ума» оставило свой след в истории русской литературы. Грибоедов положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, наметив почти все типы, которые будут возникать позже на страницах других произведений. Грибоедовская Москва невольно вспоминается, когда читаешь пушкинские строки: «Но в них не видно перемены,// Все в них на старый образец…»
Как не вспомнить грибоедовскую Москву, когда попадаешь в гостиную Ростовых или на бал Иогеля… Все то же и Английский клуб, и девушки-невесты, и своенравные старухи, и сплетни… Поистине, «что нового покажет мне Москва?»
Пожалуй, нельзя не согласиться с Гончаровым, считавшим, что «русская литература никогда не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым»
Заключение об актуальности
Сама форма произведения-воспоминание- предполагает, что автор делится опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем, чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть АС Пушкина «Капитанская дочка» — яркое подтверждение тому .
Заключение-следствие
Лирическое заключение
Связывает анализируемый материал с личным опытом автора
А ещё этот же «пушкинский лубок», которым теперь для меня проникнут «Станционный смотритель», делает бессмертным и давно прошедшее лето в Выре, и хомут на деревянной стене, и белый вьюнок, и полосатую версту. И осень, которая тоже стала для меня частью «Повестей Белкина», когда серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с полей, унося красивые листья со встречных деревьев.
Заключение-цитата
Цитата должна быть связана с темой сочинения.
Ежегодно в день рождения писателя в Сростках, на горе Пикет, собирается тысяча людей. Они приезжают на родину писателя, как будто к самому Шукшину. Вот что сказал по этому поводу ВП Астафьев: «На эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить, потому что значение художника нами ещё до конца не осознано»
Материалы для подготовки к итоговому сочинению (декабрьское) в помощь учителю-словеснику
Вступление к сочинению
1.В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Варианты зачинов |
Примеры |
Плюсы и минусы названного варианта |
1.Академический |
«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» |
Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости |
2. От «я» |
«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» |
Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции |
3. «Киношный» |
«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» |
Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции |
4. Дневниковый |
«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» |
Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу |
5. Цитатный |
«Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» |
Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение |
2. Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.
Упоминает Н.П. Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
3. В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.
Называет В.Н. Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
мемуарный приём,
монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
монтаж фактуальной информации,
обращение к информационному запасу коммуниканта,
обзор аспекта деятельности героя,
обзорная характеристика предмета обсуждения,
призыв к совоспоминаниям
приглашение к диалогу,
призыв к сопредставлению,
призыв к сопереживанию,
противопоставление,
зачин-парадокс,
подведение к теме,
самохарактеристика,
сопряжение фактов по контрасту,
характеристика через впечатления современников,
исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени
Варианты заключений
Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:
Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:
«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».
Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).
А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.
Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.
Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.
Перейти к содержимому
Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.
Содержание
- Клише для вступления
- Примеры вступлений с клише
- Клише для перехода к основной части сочинения
- Речевые клише для тезисов
- Клише для аргументов
- Клише для обращение к произведению
- Интерпретация произведения или его фрагмента
- Клише для перехода к второму аргументу
- Слова-связки
- Клише для выводов и заключения
- Клише для промежуточных выводов
- Клише для заключения
Клише для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
- Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Люди часто размышляют о том, что ….
- О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
- Как часто мы слышим о….
- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
- Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
- Каждый из нас сталкивался с…
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- Во все времена остро стоял вопрос …
- Говоря о … , нельзя не заметить, …
- Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
- Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
- (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
- Зададимся вопросом: почему….?
- В чем же причина …?
- Невольно задаешься вопросом: зачем …?
- Как мы должны относиться к …?
- Как нужно относиться к …?
- Задумаемся: должны ли мы…?
- Почему же нужно …?
- Почему же необходимо …?
- Что же самое главное …?
Примеры вступлений с клише
- Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
- Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
- Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
- «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
- Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
- (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
- (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
- Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
- Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
- Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса). - (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
- С давних времён люди задумывались над вопросом …
- С давних времен человек размышлял о…
- Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
- В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
очень серьёзная и затрагивает каждого из нас. - Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
- Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…
Клише для перехода к основной части сочинения
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
- Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Вспомним…
- Это подтверждается …
- В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
- Более того, …
- Во-первых, во-вторых, в-третьих …
- В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
- Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы.
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
- В доказательство моей точки зрения
- Замечательным примером, иллюстрирующим…
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
- Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…
Речевые клише для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
вопрос, заданный во вступлении).
Клише для аргументов
Клише для обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает, что…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
- Он акцентирует внимание читателя на …
- Он осуждает…
- Этот поступок героя говорит о…
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
- Автор повествует о…
Клише для перехода к второму аргументу
- В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
- В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
- Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…
Слова-связки
- Однажды…
- Сначала…
- Потом…
- Далее…
- Затем…
- После этого…
- В итоге…
Клише для выводов и заключения
Клише для промежуточных выводов
- Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
- Мы можем прийти к выводу…
- Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
- Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
- Автор пытается понять, почему…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной…
- Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
- После прочтения этого произведения становится понятно…
- После знакомства с героями произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаешь…
Клише для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- В заключение хотелось бы отметить…
- В заключение хочется сказать, что…
- В заключение хотелось бы отметить, что…
- В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Подводя итог, хочется сказать…
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
- К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
- Думаю, надо …
- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…