Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
Тематическое направление: Время перемен
01.11.2020 22:59:45
Автор: Александра Вакулина
Что такое поиск жизненного пути? Наверное, многие из нас ответят на этот вопрос по-своему. Поиск жизненного пути — это достаточно длительный процесс, в ходе которого человек пытается разобраться в себе и найти своё место в жизни. В процессе исканий люди могут допускать ошибки, потому что от них никто не застрахован. Именно ошибки являются важной частью саморазвития и поиска жизненного пути человека. На них люди учатся, приобретают жизненный опыт и стараются не совершать подобных ошибок. Подтвердить свою точку зрения я могу, обращаясь к произведениям художественной литературы.
Так, в романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой рассказывает об исканиях жизненного пути Андрея Болконского. Он, оставив беременную жену, отправился на войну, чтобы совершить подвиг, который принесёт ему славу. Князем Адреем овладевает гордыня, но он не осознает этого. Лишь раненный в бою, глядя на небо Аустерлица, Андрей понимает, что всё, к чему он так стремился, не имеет никакого значения. Поэтому после смерти его жены Лизы князь Андрей решает «жить для себя, избегать двух зол: угрызения совести и болезни». Таким образом, Лев Толстой на примере князя Андрея Болконского показывает, что человек в поисках жизненного пути не может избежать ошибок. Ведь ошибки, их осознание, помогают человеку разобраться в себе и в выборе жизненного пути.
Многие другие авторы тоже поднимали проблему поиска жизненного пути в своих произведениях. Одним из таким авторов является Фёдор Михайлович Достоевский. В романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает духовные искания Родиона Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими людьми и их влияние на поиски жизненного пути главного героя. Ослепленный идеей о «сверхчеловеке», ярко чувствующий несправедливость в мире, он создаёт теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и совершает убийство. Совершенное преступление не оправдывает его теории. Он теряет себя, так как не знает, что ему делать дальше. Благодаря семье Мармеладовых, прокурору Родион Раскольников осознает свою ошибку. Он понял, что все люди равны и что главное в его жизни — это служение людям. Таким образом, мы можем сделать вывод, что поиски жизненного пути — это сложный процесс, в ходе которого люди допускают ошибки, учатся и приобретают жизненный опыт.
Обобщая всё выше сказанное, мы можем сделать вывод, что поиск жизненного пути — это важная часть нашего внутреннего мира и нашей жизни. В течение этих поисков люди склонны совершать ошибки, делать неправильные выводы, ибо только так можно найти свой истинный путь.
Количество слов — 372
Здравствуйте, Александра!
Вы выбрали очень интересную тему. В вашем сочинении прослеживается коммуникативный замысел, написано оно в соответствии с темой и содержит литературные примеры. По критериям К1-К2 у вас «зачет».
Логика (К3)+ 1 балл Логика в сочинении не нарушена.
Речь ( К4)+ 1 балл, но с речью стоит поработать, избегая повторов.Старайтесь подбирать синонимы.
В процессе исканий люди могут допускать ошибки, потому что от них никто не застрахован. Именно ошибки являются важной частью саморазвития и поиска жизненного пути человека. На них люди учатся, приобретают жизненный опыт и стараются не совершать подобных ошибок
Например: неоправданных поступков и т.д.
Неудачное употребление местоимений
Многие другие авторы тоже поднимали проблему поиска жизненного пути в своих произведениях.
Правильно было бы оставить одно из них.
Речевые повторы. В одном предложении можно прописать Ф.И., а в другом фамилию.
Многие другие авторы тоже поднимали проблему поиска жизненного пути в своих произведениях. Одним из таким авторов является Фёдор Михайлович Достоевский. В романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает духовные искания Родиона Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими людьми и их влияние на поиски жизненного пути главного героя.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что поиски жизненного пути — это сложный процесс, в ходе которого люди допускают ошибки, учатся и приобретают жизненный опыт.
Обобщая всё выше сказанное, мы можем сделать вывод, что поиск жизненного пути — это важная часть нашего внутреннего мира и нашей жизни. В течение этих поисков люди склонны совершать ошибки, делать неправильные выводы, ибо только так можно найти свой истинный путь.
Ослепленный идеей о «сверхчеловеке», ярко чувствующий несправедливость в мире, он создаёт теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и совершает убийство. Совершенное преступление не оправдывает его теории.
Грамотность (К5) + 1 балл
Орфография
Ошибок нет
Пунктуация
Ошибок нет
Итак, ваше сочинение получает «зачет», но необходимо поработать над речью.
Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;
Итоговый балл — 5 Зачёт
Поиск жизненного пути — это не просто выбор профессии, это выбор пути, по которому вы будете идти всю жизнь, как нравственного, так и морального.
Люди боятся допускать ошибки, ведь потом, по их мнению, им придётся всю жизнь прожить с ними. Я же считаю, что, в случае чего, всё можно исправить и изменить, главное — желание.
Рассмотрим произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников — главный герой. Он слишком много о себе возомнил и разделил людей на ничтожных тварей и на тех, кому даны права. У него была непростая финансовая ситуация и он решает убить старуху, надеясь этим решить все свои проблемы и сделать мир «чище». Он понимает, что его теория не верна, когда осознает, что совершил огромную ошибку. Он был далёк от раскаяния и признания, но пытался что-то изменить. Его путь исправления и восстановления был мучителен и долог, но лишь через страдания он смог хоть как-то искупить свою вину. Родион даже встречает настоящую любовь — Соню, с которой и преодолевает все трудности.
В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» жизненный путь героя связан с разочарованием. Андрей Болконский — главный герой. В начале произведения он был одержим наполеоновскими идеями, мечтал о славе героя и великих свершениях. Его мнение, взгляды и мировоззрения кардинально меняются, когда он лежал раненым на поле боя. Переоценив всё, он понял, что гнался не за тем. Он находит смысл в простом семейном счастье с Наташей и сыном.
Теперь главная ценность для него — его семья и любовь. Познав эту ценность, он уезжает на год в Европу, продолжая дальше искать смысл жизни. Вернувшись, он уже не мог быть с Наташей, поскольку та увлеклась Кулагиным. Он снова уходит на войну и там он понимает, что счастье заключается в патриотизме и служение своему народу. Лишь получив смертельное ранение он осознает, что слишком долго гнался за чем-то, а счастье было в простом.
Далеко не всем удаётся избежать ошибок в поиске жизненного пути и это нормально. Если вам не понравится одна профессия — вы переучитесь и найдёте свою, не понравится одна работа — уволитесь и найдёте другую. Примеров можно привести много, но суть в том, что всё при желании можно изменить. Не бойтесь ошибаться, рискуйте, пробуйте!
(488 слов) Человек ищет себя метод проб и ошибок — это всем известный факт. Никому не удавалось с первых шагов обрести верный жизненный путь и определиться с приоритетами. Каждый из нас заблуждался и осознавал свою неправоту. Многие авторы выражали те же взгляды на самоопределение личности.
Например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал процесс взросления и самопознания Петра Гринева. Главный герой книги начал свой жизненный путь с многочисленных ошибок. В свои 16 лет он был совсем еще мальчиком, безответственным и необразованным. Он не ценил то, что имел, и тратил все свободное время на развлечения. Тогда отец решил пресечь это и отправил своего отпрыска в отдаленную крепость, где служба должна была закалить его характер и научить его дисциплине. Однако в первые дни вдали от родительского ока Гринев не спешил дисциплинироваться. По дороге в часть он напился, проиграл крупную сумму денег, поссорился со сопровождающим. Однако Петра выручало то, что он мог признать свои ошибки и исправить их. Он извинился перед Савельичем и больше не притрагивался к спиртному. Азартные игры он тоже решил исключить из досуга. Благодаря этим урокам Петр смог упорядочить свою жизнь, избавив себя от пагубных соблазнов. На службе Гринев возмужал, проявил себя в битвах с восставшими и спас свою невесту. Впоследствие герой завел семью и не возвращался к тому, что оставил в прошлом — азартным играм, грубости и алкоголю. Но этот пример убеждает нас, что даже такой добрый и порядочный человек, как Петр, не мог найти свой путь без проб и ошибок.
Рассмотрим еще один пример. В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаем героиню, которая тоже не смогла избежать ошибок на своем жизненном пути. Татьяна Ларина влюбилась в человека, который не хотел заводить семью и жертвовать «постылой свободой». Она даже отправила ему письмо с признанием и поставила под удар свою репутацию. Евгений не воспользовался опрометчивостью юной девушки. Его тронула ее прямота. Но он преподал ей жизненный урок, указав на опасность и неуместность подобных посланий: «Не всякий вас, как я, поймет». Татьяне было очень стыдно, она залилась румянцем. Долго она страдала от безответности своих чувств. Однако жизнь шла своим чередом, и героине нужно было строить семью. Она вышла замуж за человека, который безумно полюбил ее и носил на руках. Этот мужчина имел твердые принципы и не боялся ответственности. Он дал Татьяне богатство и высокое положение. Он окружил ее заботой и уважением. Она не смогла полюбить его, но ставила семью и честь выше страстей. Когда Онегин признался ей в любви, она назвала его чувство «мелким» и пристыдила. Татьяна признала ошибку своей юности и была благодарна Евгению за тот урок, который помог ей расставить жизненные приоритеты и определить свой путь. Этот пример показывает, что даже самые добродетельные девушки не могут найти свой путь без ошибок и заблуждений.
Таким образом, поиски жизненного пути всегда пролегают через тернии и тьму, и человеку очень легко оступиться, принять желаемое за действительное или просто стать жертвой обмана. Поэтому не стоит судить людей за их прошлое: важно то, кем они стали в настоящем, когда смогли исправить все свои ошибки и недочеты.
На чтение 4 мин Просмотров 9.3к.
Обновлено 13 октября, 2020
В итоговом сочинении на тему «Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?» для доказательства своей точки зрения автор привлекает примеры из художественной литературы.
Вариант 1
Определять свой путь в жизни человек начинает еще в юном возрасте. Жизненный опыт у него мизерный, поэтому он многого еще не знает, не понимает. Конечно, старшие ему подсказывают, разъясняют, какие могут быть последствия тех или иных поступков. Только мало кто из подростков верит на слово, все стремятся проверить на собственном опыте. Потом оказывается, что взрослые были правы, но нужно было в этом убедиться. В конце концов, не все ситуации предсказуемы. Таким образом, я считаю, что избежать ошибок в поиске жизненного пути невозможно. Я попытаюсь подтвердить это примерами из художественной литературы.
Герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петруша Гринев пустился в самостоятельное плавание в шестнадцать лет. Отец отправляет его на службу в армию, так как сын еще до рождения был записан в полк. Юноша отправляется в путь в сопровождении дядьки Савельича. По дороге к месту службы Гринев останавливается в трактире и знакомится с гусаром Зуриным. Подчинившись влиянию старшего товарища, Петруша напивается пьян и проигрывает в карты крупную сумму денег. Гриневу хочется выглядеть самостоятельным и взрослым. Старший товарищ говорил, что нужно привыкать к службе, и подливал вина. Автор подчеркивает, как наутро Петруше было очень стыдно перед Савельичем. Герой понимал, что вел себя очень глупо, но виду не подавал. Совершенные в этот день ошибки стали для Петруши уроком на всю жизнь. Даже спустя много лет, когда он вспоминает об этом, чувствуется, что он не находит себе оправдания. Свои поступки взрослый Гринев оценивает как беспутные. Так, будучи добрым, честным и благородным человеком, в начале своего жизненного пути Гринев совершает нелицеприятные поступки. Такие промахи приносят человеку колоссальный жизненный опыт и способствуют развитию его душевных качеств.
Герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николенька Иртеньев совершает множество таких поступков, в которых он раскаивается, став взрослым. Одна из его ошибок, по его мнению, заключается в том, что он стеснялся выражения искренних чувств к людям. Он с горечью вспоминает, как вместе с другими мальчиками они издевались над подростком из небогатой семьи. Причем сначала ему действительно было весело. От этого еще больший стыд он испытывал впоследствии. Когда герой провалил экзамен из-за того, что не готовился к нему, он долго себя казнил. Он написал для себя правила жизни, чтобы не проводить больше время в праздности и не совершать дурных поступков. Николенька – хороший, добрый, искренний человек. И все же в некоторые моменты он проявляет слабость, лжет, хулиганит, обижает людей, плохо думает о них. Потом герой так же искренне раскаивается в своих проступках. Толстой показывает, что это вполне естественный для человека процесс. Поиск себя, своего пути в жизни, формирование зрелого характера всегда проходит через ошибки. Возможно, Николенька не стал бы тем, кем стал, если бы не совершал ошибок.
Страшно не то, что человек совершает ошибки в начале жизненного пути. Страшно бывает то, что ошибки его ничему не научили, и человек продолжает их повторять. Это не приводит ни к чему хорошему. Когда человек совершает дурной поступок, затем понимает свою ошибку, извлекает из нее урок, это помогает ему в дальнейшем выбрать правильную дорогу в жизни. Если же человек продолжает совершать плохие поступки, то он сворачивает на опасную тропу. Такая жизнь приводит к плохим последствиям, и судьба оказывается разрушенной. Главное отличие плохих привычек состоит в том, что к ним быстро привыкают. Не надо бояться совершать ошибки, нужно делать из них правильные выводы на будущее.
Дополнительные аргументы
На страницах нашего журнала можно познакомиться с дополнительными аргументами по направлению «Время перемен», которые находятся в разделе «Банк аргументов».
Тезисы и цитаты
-
Честно сделанные ошибки следует считать не неудачами, а семенами для основной деятельности по их исправлению. (Стивен Гоуолд)
-
Ошибка – такое же важное обстоятельство в жизни, как и правда. (Карл Юнг)
-
Мы не должны стыдиться признавать свои ошибки, что означает только то, что сегодня мы мудрее, чем были вчера. (Александр Поуп)
-
Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку. (Элберт Хаббард)
-
Не ошибается только тот. кто ничего не делает; но вся его жизнь — одна большая ошибка. (Кардинал Мерсье)
-
Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг. (Джоан Коллинз)
-
Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим. (Конфуций)
-
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. (Фрэнсис Бэкон)
-
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао-цзы)
-
На пути постижения мудрости не надо бояться, что свернёшь не туда. (Пауло Коэльо)
-
Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. (Иоганн Гёте)
Аргументы
- И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Жизненный путь без ошибок пройти невозможно, но порой наши просчеты фатальны и непоправимы. Например, Оля Мещерская в свои пятнадцать лет пережила сексуальное насилие, и эта травма отразилась на ее поведении не лучшим образом. Девушка начала вступать во взрослые отношения с целью позабавиться и самоутвердиться. Возможно, так проявлялась ее месть мужчинам за пережитое унижение. И, конечно, шаг за шагом она приближалась к роковой развязке. Один из обманутых кавалеров не смирился с обидой и убил девушку в порыве ярости. На суде он заявил, что жертва сама виновата в таком исходе. И в чем-то он прав, ведь Оля провоцировала людей на такое поведение, давала ложные надежды. Именно ее сомнительные заигрывания с мужчинами были теми ошибками, которые исказили ее жизненный путь.
- И.А. Бунин, «Темные аллеи». Нередко люди ошибаются в попытке найти свое счастье в личной жизни. Например, Надежда и Николай пережили страстное увлечение, которое так и не привело к созданию семьи. И их отношения были изначально обречены на этот финал, ведь Надежда была простой крестьянкой, а Николай — барином. Как все люди его круга, главный герой сначала позабавился с красавицей, а потом ее бросил, чтобы жениться на женщине более высокого статуса. Крестьянка болезненно отреагировала на расставание. Она так и не смогла забыть свою первую и последнюю любовь. В результате, замуж она так и не вышла, чтобы никого не обманывать. Впрочем, Николай тоже не был счастлив, так как жена изменила ему, а сын не оправдал ожиданий. Герои ошиблись под влиянием сильных чувств, и правильного ответа в их жизненной ситуации не найти. Но даже из разбитого сердца можно извлечь опыт, чтобы жить дальше и стать сильнее.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Все люди ошибаются, но некоторые из нас не признают своего заблуждения и становятся его жертвами. Такое случается нередко. Вот, например, главный герой рассказа всю жизнь работал и не уделял времени ни себе, ни семье. Он откладывал свой досуг на будущее, не зная, что дней ему осталось очень мало. Из-за своего напряженного графика Господин смог выбрать в первый отпуск, когда ему было за пятьдесят. По его холодным и проблемным отношениям с женой и дочерью можно сделать вывод, что и они недополучили его теплоты и заботы. И вот когда он вознамерился все это дать им, у него случился приступ, который привел к летальному исходу. Герой умер, так и не пожав плоды своих усилий, так и не успев самого главного, ради чего мы живем. На протяжении всей жизни он ошибался, но не признал заблуждения, поэтому оно наложило свой негативный отпечаток на его судьбу.
- А.Н. Островский, «Гроза». Мы все ошибаемся, но у многих просчетов есть вполне конкретные причины, от нас не зависящие. Поэтому человек не может пройти свой путь, не поскользнувшись, ведь ему ставят подножку. Так и Катерина совершила ложный шаг, изменив мужу, но разве можно ее винить, зная, кем был этот супруг? Как и многие пары в те времена, Тихон и Катерина сочетались браком, даже не познакомившись друг с другом в должной мере. Для героини это был необходимый брак, ведь партия была подходящая по финансовым критериям. И вот в таком подневольном союзе места для любви не нашлось, потому что свекровь Катерины была деспотом в женском обличие. Она отравила жизнь молодой семьи своими упреками, манипуляциями и грубостями. Кабаниха доводила слабовольного сына до настоящих побегов из дома. Под любым поводом он отправлялся прочь, чтобы забыться в кабаках. А супруга вынуждена была сносить капризы свекрови и пренебрежение от мужа, который, судя по его признаниям в финале, верен жене не был. В такой ситуации развод выглядит вполне естественным, но тогда было невозможно уйти от мужа. И Катерина изменила ему, в чем сама и покаялась. Ее поступок — ошибка, но его спровоцировали другие люди своим отношением к ней. И таких примеров множество.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Люди не могут не ошибаться, потому что получение опыта происходит только методом проб и ошибок, иначе никак. Например, Ольга, молодая барышня без знания жизни и мужчин, выбрала избранника, который ей совершенно не подходил. Она не соприкасалась с материальной стороной бытия, поэтому не понимала важности трудоспособности для будущего спутника. Ей казалось, что любовь может превозмочь все, и это единственное, что нужно для брака. Однако в процессе приготовлений к свадьбе Ольга задумалась о том, что Обломов пока еще ничего не сделал для организации их совместного быта. Все ее просьбы были отложены на никогда не наступающее завтра, как и все заботы. Илья Ильич был неприспособлен к ответственности, поэтому он ее испугался. Осознав это, Ольга рассталась с ним. Да, она ошиблась и долго переживала разрыв со своими заблуждениями. Но только так она могла узнать мир и людей лучше, только опыт делает человека зрелым.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Если человек что-то делает и к чему-то стремится, он ошибается в процессе познания своей цели. Это непременное условие его личностного роста. В этом мы убеждаемся, читая рассказ Чехова. Катя мечтала стать пианисткой и много трудилась для этого. Ради цели она готова была пожертвовать всем. Поэтому она отказалась выходить замуж и отправилась в большой город, чтобы учиться музыке профессионально. Но мастера своего дела и практика показали героине, что у нее нет этого призвания. Как бы она ни старалась, игра выходила топорной и резкой. Катерина разочаровалась в себе и уехала домой. Конечно, это можно расценить как поражение, но если разобраться, то даную ситуацию лучше трактовать по-другому. Девушка одержала верх над своими иллюзиями, убедилась в их тщетности и посмотрела правде в глаза. Она лучше узнала себя и свои возможности, получила уникальный опыт. Если бы она не совершила этот шаг в неизвестность, то до старости тешила бы себя заблуждениями, как ее мать. А так она поднялась на ступень выше благодаря своему просчету и не повторила судьбу матери.
- А.И. Куприн, «Олеся». Порой мы идем на ошибку сознательно, зная исход наверняка, но принимая его как плату за удовольствие и уникальный опыт. Именно так поступила Олеся. Благодаря гаданию и дару предвидения героиня сразу поняла, что отношения с Иваном будут временными. Про вероятные несчастья она тоже знала. Да и разум не мог не подсказать ей, что люди разного статуса и происхождения в те времена едва ли могли сойтись и не расставаться. Но Олеся не смогла устоять перед искушением полюбить и быть любимой. Этот союз обещал не только много горя, но и много счастья. И она пошла ва-банк. Общение с Иваном обогатило ее кругозор. Их чувства были сильными и искренними. А поход в церковь и избиение закалили характер героини и дали ей стимул найти новое место, где ее примут и поймут. Поступок Олеси был ошибочным с точки зрения тактики, но не стратегии. Дальновидные люди могут оценить перспективу рискованного решения и осознать его значимость для будущего. По таким ошибкам человек добирается до цели, которую он даже представить себе не может.
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Даже самые умные люди совершают ошибки. Это доказывает пример Филиппа Филипповича Преображенского. Ученый с мировым именем и очередями пациентов сделал эксперимент, пересадив гипофиз и семенники человека собаке. В итоге получился Шариков — искусственно созданное подобие «Homo sapiens». Однако вскоре профессор признал, что зря пошел поперек природы. Его подопытный не прошел все стадии формирования ментальности и характера человека, а потому стал ужасно безнравственным, подлым и интеллектуально неполноценным чудовищем. Контролировать его становилось все сложнее, и ученый принял решение повернуть вспять ход эксперимента. Преображенский признал неправоту и впредь решил не тягаться с эволюцией, позволив ей вершить свое дело без лаборантов. Этот опыт сделал героя мудрее и совершеннее. Даже умным людям необходимо двигаться дальше и работать над собой, падая и поднимаясь.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Как правило, человек ошибается, потому что становится жертвой обмана. Наивные и неподготовленные к жизни люди часто натыкаются на мошенников. Так случилось и с Наташей Ростовой. В ожидании возвращения жениха и свадьбы девушка совсем загрустила, и ее тоску взялся развеять Анатоль Курагин. Ему помогала его сестра, женщина хитрая и развратная. Вместе они запутали Наташу в паутине соблазна и лжи. Анатоль признался героине в своих чувствах и предлагал бежать из дома. На деле он уже был женат, и никакая Наташа ему не была нужна. Но поразвлекаться с молоденькой девушкой ему хотелось бы. А героиня была неопытной и простодушной, всему поверила и сама полюбила. Побег предотвратила Марья Дмитриевна, но весть о нем распространилась в обществе. Наташа была опозорена. Но в данном случае ее вина невелика, ведь ошибки не произошло бы, если бы девушку не обманули. К сожалению, многие из нас оступаются только потому, что вокруг полно недобросовестных людей с плохими намерениями.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Ошибка — необходимая часть любого обучения. Нельзя освоить новые знания, ни разу не допустив помарки или не испытав недопонимания. Однако бывают роковые шаги, которые могут перечеркнуть всю судьбу человека. И такие случаи встречаются часто, если люди безрассудно рискуют все потерять. Такой пример описал Ф.М. Достоевский. Катерина Ивановна жила в богатой дворянской семье. Ее родители были статусными и добродетельными людьми. Но героиня влюбилась в бедного офицера и, конечно, не получила благословения на брак. Тогда она решилась на отчаянную авантюру — сбежала из дома. И впоследствии жалела об этом всю жизнь. Как и предполагали мудрые папенька с маменькой, хороший жених оказался ужасным мужем. Он пил, бил жену и мало зарабатывал. Буйный нрав и вредные привычки свели его в могилу. И Катерина осталась в нищете с тремя детьми. Ее ошибка была роковой. Она научила ее многому, но как применить эти знания на руинах жизни? Увы, некоторые просчеты ведут человека к падению, и порой подняться уже невозможно.
(364 слова) Не бывает людей, не совершающих ошибок, хотя бы потому, что есть проступки и оплошности, без совершения которых человеку никогда не повзрослеть. Например, пока ребенок не упадет, он не поймет, как держать равновесие. Так происходит и во взрослой жизни, когда человеку действительно надо тщательно анализировать свои неизбежные промахи, иначе он не сможет идти вперед и достигать поставленных целей. Что же это за «промахи», которые нужно совершить?
Поищем ответ в отечественной литературе. Например, его дает Толстой в романе «Война и мир». Безухов ошибся в любви, отдав свое сердце хладнокровной, расчетливой кокетке. Он стал богатым наследником и желанной добычей для Элен. Все семья Курагиных славилась коварством и лицемерием, но наивный Пьер этого не знал, так как был чужим в том обществе. Юноша позволил себя одурачить и женился, но не получил ни супружеского счастья, ни верности, ни уважения. Жена опозорила его своими многочисленными изменами, он даже вынужден был рисковать жизнью, чтобы защитить свою честь. Однако эта ошибка была нужна ему, чтобы он научился различать хороших и плохих людей, истинные и ложные ценности. Сделав правильные выводы, герой, став вдовцом, женится на милосердной и любящей, но не особо красивой Наташе, ведь сможет оценить настоящие добродетели, а не только внешний лоск.
В том же романе есть и другой похожий пример. Сама Наташа Ростова ошиблась в выборе суженого, едва не сбежав с Анатолем Курагиным из родного дома. Героиня не знала, что стала жертвой обмана женатого человека, для которого она – всего лишь светская забава. Ужас в том, что сама Наташа была половлена с князем Андреем и нарушила слово, опозорив себя в свете. Жених тоже отвернулся от легкомысленной невесты. Тогда девушка была в отчаянии, ведь после такого скандала ее никто не взял бы замуж, да и тяжелое материальное состояние семьи тому способствовало. Однако она смогла взять себя в руки и не растерять своих положительных качеств. Несмотря на злую молву, идеальную жену в ней нашел Пьер Безухов, увидев в молодой женщине истинную добродетель, которую не смог разрушить и поколебать тот случай с побегом. Наташа исправилась и стала верной супругой Пьеру.
Таким образом, без ошибок, которые можно исправить, невозможно движение вперед. Это может быть простодушие, наивность или даже измена слову, но только в том случае, если человек готов и в силах нивелировать скверные последствия своих промахов.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Несмотря на то, что Болконский мечтает о всенародной славе, он симпатичен читателю, так как хочет добиться славы честно, заслужить её подвигом, который бы изменил ход сражения. Однако, пытаясь уподобиться Наполеону и обрести свой Тулон, князь Андрей, не осознавая того, совершает ошибку – нарушает одну из заповедей христианства, его важный постулат: «Не сотвори себе кумира».
На поле Аустерлица Болконский осуществляет свою заветную мечту и совершает подвиг. Когда бойцы Апшеронского полка начинают отступать, князь Андрей, забыв о себе, рискуя собственной жизнью, помогает спасти честь русской армии. Он подхватывает знамя, бежит в атаку и своим поступком побуждает солдат возобновить наступление на противника. «Вот оно, мой Тулон», – эти мысли Болконского обрывает тяжёлое ранение, после которого в его сознании происходит переоценка жизненных ценностей. Всенародная слава, как цель жизни, отвергается героем.
Раненный на поле Аустерлица князь Андрей неожиданно понимает, что есть вещи поважнее подвига, всенародной славы, собственного величия. Это возможность дышать, видеть небо, просто жить, заботясь о близких. Честолюбивые мечты о славе, подобной наполеоновской, сменяются у него тягой к простой и тихой семейной жизни, от которой он бежал, отправляясь на войну. Созерцание неба рождает у Болконского мысль о вечности, в сравнении с которой человеческая слава кажется быстротечной. Общественное признание как главная цель жизни отвергается героем. Болконский мужественно признаёт свои ошибки и пытается их исправить.
Возвращение домой из плена совпадает для князя Андрея со смертью жены. Болконский видит в этом наказание для себя за своё эгоистическое желание достичь личной славы. Он решает никогда больше не служить в армии, совсем отказаться от общественной деятельности. «Жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя и своих близких», – в этом Болконский видит после Аустерлица назначение своей жизни.
Князь Андрей с нежностью заботится об осиротевшем сыне, оберегает его от болезней. Болконский также осуществляет заметные преобразования в своих поместьях: триста душ крестьян перечислил в вольные хлебопашцы, в ряде имений заменил барщину оброком, выписал в Богучарово ученую бабку-акушерку для помощи родильницам, а священник за жалованье стал обучать крестьянских детей грамоте.
Таким образом, на примере поступков своего героя — Андрея Болконского – Л.Н. Толстой показывает: все мы проходим определённый жизненный путь, в процессе которого нередко следуем ложным идеалам, принимаем неверные решения и, пытаясь исправить допущенные ошибки, обретаем необходимый жизненный опыт. Поэтому жизненный путь без ошибок невозможен.
Мысль о том, что совершённые, а затем исправленные ошибки – ключевой компонент жизненного опыта человека, звучит и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников – главный герой этого произведения – впадает в грех самообожествления, берёт на себя смелость распоряжаться жизнью других, решать, «кому жить, а кому умирать», в сущности, подменяет собою Бога.
Раскольников выступает в романе не как простой уголовник, а как преступник- философ. Убийство старухи-процентщицы замыслено им с целью проверки на практике справедливости собственной теории.
Согласно теории Раскольникова, все человечество делится на два разряда: «твари дрожащие», рожденные для послушания, воспроизведения себе подобных, и «властелины», несущие миру новые идеи.
Второй разряд людей, которых меньшинство, рождён властвовать и повелевать. Они являются творцами истории (устанавливают новые законы жизни, изменяют жизнь, смело разрушают старое), двигателями общественного прогресса и не останавливаются ни перед какими человеческими жертвами ради осуществления своих идей: «По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких- нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан… устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству».
Своим преступлением Раскольников хочет проверить, к какому разряду людей (к «властелинам» или «тварям дрожащим») относится он сам. Он думал убить и остаться спокойным, подобно Наполеону, который легко приносил в жертву собственным замыслам тысячи человеческих жизней. «Разумно-полезным» преступлением Родион Романович хотел доказать своё превосходство над окружающими.
Однако совесть героя не вынесла пролитой крови. Мучения героя описаны резко, сравнения берутся из камеры пыток: «Точно гвоздь ему вбивали в темя».
Явка Раскольникова с повинной в полицейскую контору представляет собой внешнее, а не внутреннее раскаяние героя. Признавшись в совершенном преступлении, Раскольников сбрасывает с себя груз тайны и разъединения с людьми, но продолжает оправдывать свою теорию. Он лишь разуверился в себе как человеке «высшего» разряда: «Но он не раскаивался в своем преступлении… Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною… И страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочел явку с повинною».
И только сон, приснившийся Раскольникову на каторге, можно рассматривать как осознание им ложности своей теории, признание её ошибочности.
Некие «микроскопические существа» – трихины – вселяются в души людей, заставляют их считать себя главными носителями истины, внушают мысль о собственной исключительности, пробуждают гордыню. В результате этого начинается всеобщая вражда и взаимное истребление. Люди теряют свой разум и начинают убивать один другого. Род людской практически прекращает свое существование. Этот сон-апокалипсис позволяет Раскольникову осознать, что наступит конец света, если люди начнут руководствоваться в своей жизни идеей, оправдывающей физическое устранение меньшинства ради счастья большинства.
В конце эпилога мы узнаем, что под подушкой Раскольникова лежало Евангелие. Тем самым Ф.М. Достоевский показывает, что герой преодолел свою теорию и вступил на путь покаяния и духовного возрождения, то есть исправления допущенной ошибки.
Итак, приведённые литературные примеры показывают: не существует человека, никогда не совершавшего ошибок. Заблуждения и ошибки – неотъемлемая часть нашей жизни. И сколько ни было жизненного опыта, каждый из нас не застрахован от неверных решений и действий. А это значит, чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта, а чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки и извлекать из них уроки.
Помогает ли литература обогатить жизненный опыт человека?
Что такое литература? По словам писателя Н.Г. Чернышевского, это «учебник жизни». С этим утверждением нельзя не согласиться. Ведь чтение художественной литературы помогает человеку понять причины поступков других людей, познать окружающий мир и самого себя, и, следовательно, обогащает его жизненный опыт. В доказательство своей точки зрения приведу следующие литературные примеры.
О том, что любовь может ослеплять человека, порождать ревность, которая толкает на преступления, говорится в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Так, разрушающей силой ревности обусловлены многие поступки Швабрина.
Пётр Гринёв влюбился в Машу Миронову. Он рассказал об этом своему сослуживцу Алексею Швабрину, которого считал другом. Гринёв не знал, что тому тоже нравилась эта девушка и он уже сватался к ней, но получил отказ. Чтобы рассорить Петрушу с Машей, Швабрин из-за ревности произносит оскорбительные, циничные высказывания в адрес капитанской дочки, делает грязные намёки, начинает грубо шутить над героем и его возлюбленной. Спровоцировав Гринёва на дуэль, он подло наносит удар своему противнику в тот момент, когда Пётр оборачивается на крик Савельича.
Ревность движет Швабриным и в других его поступках. Так он открывает Пугачёву тайну, что Маша вовсе не родственница попадьи, как её представили самозванцу, а дочь казнённого им коменданта крепости Миронова. Это происходит после того, как Пугачёв изъявил желание обвенчать Гринёва с Марьей Ивановной: «Пожалуй, я буду посажёным отцом, а Швабрин дружкою».
Понимает ли Швабрин, что, открывая Пугачёву, кто такая Маша Миронова, он подвергает её смертельной опасности? Разумеется, да. Швабрину легче придать Машу смерти, чем уступить её сопернику. Швабрин, одержимый ревностью, ведёт себя подобно Карандышеву из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»: потерявший надежду вернуть назад свою невесту, Карандышев стреляет в неё с криком «Так не доставайся ж ты никому!» Несомненно, что и Швабриным движет то же самое чувство ревности, смешанное с нестерпимой обидой и завистью. Оно вновь проступит тогда, когда Швабрин предстанет перед следственной комиссией и будет свидетельствовать против Гринёва, чтобы не дать ему соединиться с Машей Мироновой.
Таким образом, проанализировав поступки Швабрина, можно сделать вывод о том, что любовь несёт в себе как созидательное, так и разрушительное начало. Ревнуя, мы страдаем сами и ещё заставляем страдать не только того, кого ненавидим, но и кого любим. Эту мысль юный читатель выносит после прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и тем самым расширяет свои представления о жизни.
Обогащает жизненный опыт читателя и знакомство с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой показано, что чрезмерная опека ребёнка родителями – недопустимая крайность в воспитании подрастающего поколения. Излишне опекая детей, взрослые воспитывают поколение эгоистов и прагматиков, способных предать родителей в сложной жизненной ситуации.
Госпожа Простакова безумно любит своего сына и поэтому всячески его балует. Грубая в обращении с остальными, она всегда находит для Митрофанушки ласковое слово. Несмотря на свою скупость, содержит трёх учителей, которые обучают недоросля всем наукам. Однако каждый раз госпожа Простакова старается оградить Митрофанушку от учения, чтобы тот не перетрудился и не устал. Любя сына больше всего на свете, она приказывает няньке Еремеевне кормить его наилучшим образом, потакая его обжорству.
Следует отметить, что Простакова заботится о своём сыне гораздо больше, чем заботились о детях её собственные родители. Ведь у тех из восемнадцати детей из- за недосмотра умерли шестнадцать: «Иных из бани мёртвых вытащили… Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а остальные сами не стояли…». Живых же детей – Простакову и ее брата – родители ничему не учили. «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет», – таков был завет покойного отца госпожи Простаковой.
Чрезмерная опека госпожой Простаковой своего сына приводит к тому, что он вырастает капризным, ленивым, лицемерным эгоистом. Митрофанушка пользуется тем, что мать в нём души не чает, и умело манипулирует ею. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, а потому льстит госпоже Простаковой, рассказывая свой сон, в котором «жалеет матушку» из-за того, что та устала, «колотя батюшку».
У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привязанностей. Мать для него – всего лишь заступница, потакающая ему во всём. И когда в финале комедии госпожа Простакова теряет власть над другими людьми, она теряет и ценность для Митрофана. Поэтому тот легко предаёт мать, оставляет её без поддержки в сложной жизненной ситуации.
Итак, приведённые литературные примеры показывают: чтение даёт колоссальный опыт жизни, так как помогает человеку лучше разобраться в себе, в других людях. Как тут не вспомнить знаменитые слова А.И. Солженицына о том, что литература – важный «заменитель не прожитого нами опыта».
«Дружба и вражда»
«Со времён Сократа дружба считалась одной из основных добродетелей, выражающейся во взаимной привязанности и духовной общности двух людей» (академический словарь).
«Люди на земле должны дружить», – писал Айзек Азимов. Да, должны… Но легко ли создать дружественные узы? В философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит о том, что для создания дружественных уз нужно приручить будущего друга: «Люди все одинаковы. И живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других». И тут же напутствует Маленького принца: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Получается ли у нас не забывать о тех, кого мы приручили? Заботиться о них, помогать, поддерживать? Может ли дружба перерасти во вражду? К сожалению, да, и происходит это довольно часто: вчерашние друзья сегодня становятся врагами.
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» не сразу, но подружились Евгений Онегин и Владимир Ленский:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
И скоро стали неразлучны,
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Размышляя о дружбе в лирическом отступлении, поэт указывает на то, что эго человека мешает построению и сохранению дружеских связей:
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны.
Онегин к моменту знакомства с Ленским был молодым человеком, пресыщенным светским обществом и светскими развлечениями, страдал хандрой, был ироничен, приземлён в своих суждениях, холоден чувствами. Он с улыбкой наблюдал за романтичным, восторженным Ленским, молодым поэтом:
И без меня пора придёт,
Пускай покамест он живёт
Да верит мира совершенству.
Ленский полностью доверяет своему другу, открывает ему своё сердце, свои чувства к Ольге:
Евгений без труда узнал
Его любви младую повесть.
Ленский уговорил Онегина поехать на именины Татьяны, где волей случая его посадили напротив неё, чем обескуражили и её (уже состоялось их объяснение), и его. Раздосадованный полуобморочным видом Татьяны, её близкими слезами, Онегин решает отомстить Ленскому, ведь именно он уговорил его приехать в гости:
С досады взоры опустив.
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Месть состоялась. Онегин стал ухаживать за Ольгой, которой было приятно его внимание. Задетый за живое, Ленский вызывает Онегина на дуэль.
И Онегин, «всем сердцем юношу любя», всё-таки принимает вызов, потому что был зависим от мнения высшего общества.
К тому ж – он мыслит – в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник. Он речист…
Общественное мнение («шёпот, хохот глупцов…») оказалось важнее, чем дружеские узы. И Евгений Онегин, боясь осуждения, принимает вызов и убивает Владимира Ленского на дуэли. Да, он предпринял некоторые действия, чтобы дуэль не состоялась, нарушил её каноны: опоздал, в секунданты взял слугу Гильо. Но дуэль состоялась. Дружба закончилась враждой и убийством друга. Герой романа и сам потрясён случившимся, он оставил «своё селенье», “Где окровавленная тень // Ему являлась каждый день. // И начал странствовать без цели”.
Как же избежать перерождения дружбы во вражду? Нужно бережно относиться к своему другу, его чувствам, его любви, его внутреннему миру. Бороться со своим эго, почитать единицей не только себя, но и других. И, конечно, слушать своё сердце, помня секрет Лиса: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
Чита, Забайкальский край
2018
Сочинение по русскому языку
ученицы 10 класса
на тему: «Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?»
Каждый человек имеет цель найти свой жизненный путь. Ктото сразу
решает, что будет в его жизни, а ктото годами думает над этим вопросом.
Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Этим вопросом
задается каждый человек. Я считаю, что возможно. Перед какимлибо выбором
нужно серьезно подумать над своим решением, а потом уже принимать
окончательный ответ.
Федор Михайлович Достоевский в романе “Преступление и наказание»
показал, как необдуманное решение может сломать судьбу человека. Главный
герой Родион Раскольниковпринял необдуманное решение убить человека
ради своей придуманной теории. Он убил старуху, а вместе с ней свою
спокойную жизнь. Родион Раскольников не смог избежать главной ошибки на
своем жизненном пути, но все же признался в своем преступлении. Я считаю,
если бы герой романа подумал над последствиями перед действием, он бы смог
избежать этой ошибки.
Алексей Николаевич Толстой написал рассказ “Русский характер».
Лейтенант Егор Дремов был ранен на фронте, в результате внешность его сильно
изменилась. Поначалу он боялся показаться своим близким на глаза, но потом
набрался смелости и встретился с ними. Если бы Егор Дремов не принял
правильное решение и не признался в том, что он жив, он мог остаться в
одиночестве. Автор показал, как правильное решение помогает избежать ошибки
в жизненном пути героя.
Я учусь в десятом классе. Мне уже пора выбирать свою будущую
профессию. В моей голове много вариантов, но я еще окончательно не
определилась. Я думаю, что я должна принять правильное решение, чтобы в
будущем не работать на нелюбимой работе. Чтобы избежать ошибку в поиске
жизненного пути, я буду выбирать профессию, которая будет мне интересна.
Каждый человек может допустить ошибки в поиске жизненного пути, но
нужно сделать все возможное, чтобы их избежать.
Мария Ч., 10 класс
Если хочешь избежать серьёзных ошибок,желательно бы для начала определиться,что такое “серьёзная ошибка”. А вот если ты будешь точно знать,что это такое,можно научиться этого избегать.
Вся беда в том,что человек поначалу не понимает,что совершает серьёзную ошибку.И осознаёт это уже постфактум,когда исправить что-то бывает уже сложно или даже невозможно.
Серьёзная ошибка иногда – стечение неудачных обстоятельств.Ты вроде и не хочешь её совершать,а что-то пошло не так и всё в корне изменилось.
Моя подруга,например,разрушила свою семью,совершенно этого не желая.
У неё муж был очень занятой и серьёзный человек и мало ей уделял времени.Она решила заставить его себя ревновать,чтобы немного “встряхнуть” их “мещанское болото”.
Она подстроила ситуацию,что как-будто за ней ухаживает другой мужчина.Долго рассказывать всю эту историю.Но скажу коротко,что муж,вместо того,чтобы слегка поревновать,просто обвинил её в измене и ушёл.
Да ещё и сказал,что он давно подозревал,что она ему не верна,что у неё это не первый любовник и т.д.
Подруга очень жалеет об этой ошибке.Если бы она этого не затеяла,жила бы себе дружно и счастливо с мужем.
А мораль сей басни такова,что избежать ошибок не удастся.Мы не всегда можем предугадать не только поведение и реакцию окружающих людей,но и не знаем до конца сами себя.Нужно просто научиться включать тормоза в нужный момент.
И перед тем,как что-то предпринимать,говорить,нужно остановиться и подумать. Возможно,что это позволит перейти серьёзной ошибке в статус несерьёзной.