«Иван Быкович» краткое содержание для читательского дневника русской народной сказки поможет кратко изложить пересказ.
Иван Быкович краткое содержание для читательского дневника
Съели царица, кухарка и корова золотого ерша и родилось у них три сына. Выросли и поехали бить чудо-юдо. Убил Иван Быкович всех трех змеев и потом убил трех их супруг, но мать змеев унесла его к своему старику-мужу. Тот отправил Ивана Быковича за Царицей Золотые кудри, которую Иван Быкович добыл, но отдавать старику не захотел и тот погиб при испытании. Иван Быкович женился на царице.
«Иван Быкович» краткий пересказ
Не было у царя и царицы детей. Приснилось им, что родится сын, если царица съест златопёрого ерша. Ерша словили, пожарили, посуду после царицы облизала кухарка, помои выпила корова. У царицы рождается Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван Быкович. Все три брата на одно лицо.
Иваны пробуют силу, кому из них быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех… Братья находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.
Добрые молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние царства разорили.
Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын, тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть: с полотенца в миску будет течь кровь. Если перельёт через край — нужно спешить на помощь.
Иван Быкович сражается с чудом-юдом, а братья засыпают. Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы — пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже побеждает чудо-юдо.
После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает об их планах и рубит яблоню, колодец, кроватку.
Только мать-змея оказалась хитрее и унесла Ивана Быковича домой. Там старик, ее муж решил послать Ивана Быковича за новой женой для себя, Царицей Золотые кудри, а услышав про это старуха-мать утопилась.
Поехал Иван Быкович за царицей, да взял с собой пять старичков по дороге. Съели и выпили все угощение первые два старичка, остудил баню третий старик, поймал Царицу на небе старик-звездочет, когда та обернулась звездой, а старик-ерш поймал ее в море, когда царица щукой пыталась уплыть.
Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.
Иван Быкович возвращается домой, к братьям, и обвенчался с царицей Золотые кудри.
Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Быкович»
Автор: народ.
Название: «Иван Быкович».
Число страниц: 29.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Иван Быкович, царевич, кухаркин сын.
Второстепенные герои: Баба Яга, Чудо-Юдо и его жёны, мать-змеиха, Отец чудищ, старики, Царевна Золотые кудри.
Характеристика главных героев:
Иван Быкович — сильный и храбрый молодец.
Смелый и ничего не боится.
Справедливый и смекалистый.
Уничтожает злодеев и женится на прекрасной царевне.
Царевич и кухаркин сын — ленивые и неповоротливые парни.
Проспали сладко всю ночь, пока их брат сражался с врагом.
Характеристика второстепенных героев:
Чудо-юдо и его жёны — хитрые и коварные.
Страшные и злые.
Считали себя сильнее и хитрее всех.
Отец Чудо-юда — старый и глупый.
Хотел жениться на прекрасной царевне.
Баба-Яга — добрая старушка. Помогла богатырям.
Старики — мастера на все руки. Помогали Быковичу.
Царевна — красивая и молодая.
Краткое содержание сказки «Иван Быкович»
В одно время родились сыновья у царицы, кухарки и у коровы.
Вместе росли они и играли.
А как подросли, добыли коней богатырских, взяли мечи и поехали с чудом-юдом биться.
Стали Иван дозор держать на реке Смородине.
Но царевич и кухаркин сын засыпали, а Быкович убивал змеев одного за другим.
Убил он последнего, а жёны чудищ решили погубить богатырей.
Но Иван Быкович узнал про то, и разрушил их козни.
Привели его к отцу чуда-юда, а тот посылает Ивана за царевной, себе в жёны.
Отправился Иван в дальний путь, по дороге помощников нашёл.
Отвоевал царевну и назад повёз.
Но царевна в звезду превратилась.
А старик нашёл лишнюю звезду на небе, и Иван вернул царевну.
Привёз он царевну чудищу, и предложил по соломинке пропасть перейти.
Иван легонько перебежал, а царь упал и погиб.
Женился Иван на царевне и зажили они счастливо.
План сказки:
- Три Ивана.
- Кони и оружие.
- Баба-Яга.
- Три битвы.
- Козни жён.
- Старик-отец.
- Старички на все руки.
- Звездочёт.
- Смерть чудища.
- Свадьба.
Основная мысль сказки «Иван Быкович»
Главная мысль сказки состоит в том, что тот, кто трудится и делает добро, всегда будет вознаграждён.
Основная идея сказки в том, что не происхождение делает человека богатырём.
Чему учит сказка
Сказка учит быть добрыми, не ставить себя выше других, надеяться только на собственные силы.
Быть смелыми и умными, не лениться.
Учит не бояться трудностей и смело двигаться к своей цели.
Быть ловкими и использовать смекалку.
Краткий отзыв о сказке «Иван Быкович» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала, что в ней собрано многое из того, о чём говорится в других сказках.
Тут и три брата, которые бьются с чудищем на Смородине.
Тут и жёны убитых змеев.
Тут и старик, у которого не поднимались веки.
Тут и помощники, обладающие разными умениями.
Это интересная волшебная сказка.
В ней говорится о том, как простой коровий сын смог обойти царевича и найти себе жену-красавицу.
Мне понравился Иван Быкович, потому что он был смелым, упрямым и настойчивым.
Он обладал хитростью и силой.
И заслужил счастье.
Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что любой может стать героем.
Ведь для этого нужно самому быть смелым и сильным.
Пословицы к сказке
- Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
- На вид простак, а в душе хитряк.
- Кто кого согнёт — тот того и бьёт.
- Не родом славен богатырь, а подвигом.
- Хорошо то, что хорошо кончается.
Словарь неизвестных слов
- Подземелье — подземная комната.
- Воз — телега.
- Приполонить — взять в плен.
- Хулить — ругать.
Отрывок, поразивший больше всего:
Живо вскочил в баню, в угол дунул, в другой плюнул — вся баня остыла, а в углах снег лежит.
— Ох, батюшки, замёрз, топите ещё три года! — кричит старик что есть мочи.
Бросилась прислуга с докладом, что баня совсем замёрзла; а Иван Быкович стал требовать, чтоб ему царицу золотые кудри выдали.
Царица сама к нему вышла, подала свою белую руку, села на корабль и поехала.
Вот плывут они день и другой; вдруг ей сделалось грустно, тяжко — ударила себя в грудь, оборотилась звездой и улетела на небо.
— Ну, — говорит Иван Быкович, — совсем пропала!
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Финист-ясный сокол»
- «Марья Моревна»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Баба-Яга»
- «Царевна-Несмеяна»
- «Волшебное кольцо»
- «Медное, серебряное и золотое царства»
- «Никита-Кожемяка»
- «Крошечка-Хаврошечка»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Сказка Иван Быкович
Краткое содержание сказки Иван Быкович
По жанровой направленности произведение представляет собой русское народное творчество, повествующее о победе добра над злом, завистью и жадностью.
Сюжетная линия сказки разворачивается в момент, когда бездетной царице, мечтающей о ребенке, советуют съесть золотого ерша, чтобы родить дитя. Царица следует совету, а тарелку после нее облизывает ее кухарка, после чего оставшиеся помои отдаются корове. В итоге у всех троих рождаются сыновья в лице Ивана-царевича, Ивана, кухаркиного сына, и Ивана Быковича, имеющих сходную внешность.
Повзрослев, молодые люди решают испытать собственные силы с целью определения самого старшего брата, в итоге победу одерживает Иван Быкович. Однажды Иваны обнаруживают в царском саду огромный камень, под которым располагается подземелье с тремя богатырскими конями.
С разрешения царя Иваны отправляются в путешествие и по пути обнаруживают избушку Бабы-Яги, которая рассказывает молодцам о живущих возле реки Смородины и Калинова моста чудищ-юдищ, разоряющих близлежащие земли.
Иваны решают побороть злых чудовищ, установив очередность ночных дежурств. Однако первый дежурный, Иван-царевич засыпает на посту и Ивану Быковичу приходится в одиночестве бороться с чудищем, имеющим шесть голов. На следующий день тоже самое происходит и с Иваном, кухаркиным сыном, а Иван Быкович побеждает чудо-юдо с девятью головами. На третий день Иван Быкович просит братьев следить за его битвой с двенадцатиглавым драконом, чтобы своевременно прийти на помощь, но братья, как всегда, спят спокойным сном, а Ивану удается победить чудовище одному.
После этого семьи чудовищ в лице их матери и жен решают отомстить богатырям, однако замысел жен, превратившихся в смертоносные яблони, колодец и золотую кровать, раскрывает Иван Быкович, но матери чудо-юд удается схватить юношу и отправить его к своему мужу, который ставит перед богатырем условие сохранения его жизни в виде новой жены для себя в лице Царицы, отличающейся золотыми кудрями. Иван Быкович привозит старику Царицу, преодолев немыслимые трудности в ее поиске, поскольку девушка превращается то в щуку, то в звезду, но не собирается отдавать девушку волшебнику, а предлагает ему сразиться в испытании ходьбы по палочке, расположенной над глубокой ямой, в результате чего старик погибает, а Иван Быкович женится на Царице с золотыми кудрями.
Сказка отличается юмористическим и легким содержанием.
2, 5 класс
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сказка Иван Быкович. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Гайдар Дым в лесу
С крыши дровяного сарая я разглядывал клубы дыма от горевшего леса. Горело далеко, но город страдал от удушливого запаха. Внизу захныкала соседская девочка Фенька – какой-то мальчишка отобрал у нее конфету.
- Краткое содержание Горький Дети солнца
Повествование рассказывает об интересной семье во время сложной обстановке в обществе. Павел Федорович Протасов является ученым, а по совместительству и химиком. Ему неизвестно как живет народ, как живет его семья и родственники
- Коваль
Бесстрашный и талантливый Юрий Коваль широко раздвинул границы восприятия, рисуя, как рассказывает, и повествуя, как будто пишет картину. Сочетая незамысловатые слова в небольшие истории, что важно для детской литературы, он касался самых непростых
- Краткое содержание Первая охота Бианки
Устал щенок бегать за домашними птицами. Решил на охоту отправиться. Пролез под воротами и побрёл по зелёному полю. Добрался щенок до небольшого озера и увидел птицу, выпь называется
- Станюкович
Писателя Константина Станюковича принято называть «художником слова» в маринистической тематике из-за мастерства изображения моря.
Русская народная сказка «Иван Быкович»
Жанр:народная волшебная сказка
Читайте краткое содержание похожих сказок:
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
«Два Ивана солдатских сына»
Главные герои сказки «Иван Быкович» и их характеристика
- Иван Быкович. Старший брат. Сын коровы. Храбрый, находчивый, решительный, неутомимый, хитрый.
- Иван-царевич и Иван-кухаркин сын, младшие братья, глупые и ленивые.
- Царица Золотые кудри. Красавица, способная в звезду превратиться и щукой уплыть.
План пересказа сказки «Иван Быкович»
- Златоперый ерш
- Рождение трех сыновей
- Как сыновья силой мерились
- Богатырские кони
- В избушке бабы-яги
- На реке Смородине.
- Шестиголовое чудо-юдо
- Девятиголовое чудо-юдо
- Двенадцатиголовое чудо-юдо и огненный палец
- Иван Быкович — воробушек.
- Планы жен чуда-юда.
- Яблоня, колодец и кровать
- Мать чудо-юдов
- Отец чудо-юдов
- Корабли из дуба
- Чудесные спутники
- Царица Золотые кудри
- Еда, питье и баня
- Звезда и щука
- Проход по жердочке
- Свадебный пир.
Кратчайшее содержание сказки «Иван Быкович» для читательского дневника в 6 предложений
- Родились у царицы, кухарки и коровы сыновья и самым сильным оказался Иван Быкович.
- Отправились они на реку Смородину и стали с чудами-юдами биться.
- Всех убил Иван Быкович и подслушал заговор жен чудов-юдов.
- Убил Иван Быкович жен, а старуха-мать его под землю утащила и там старик-отец дал ему задание.
- Приплыл Иван Быкович со спутниками к царице Золотые кудри и как та не упрямилась, увез с собой.
- Прошел Иван Быкович по жердочке над ямою и забрал царицу Золотые кудри себе в жены.
Главная мысль сказки «Иван Быкович»
Кто что-то делает, тот всегда больше получит, чем тот кто на одном месте сидит.
Чему учит сказка «Иван Быкович»
Сказка учит, что не происхождение делает человека человеком, а его личные способности. Учит быть настойчивым и смелым. Учит не лениться и не спать на посту. Учит при необходимости прибегать к хитрости. Учит добиваться своей цели, учит не останавливаться перед препятствиями.
Отзыв на сказку «Иван Быкович»
Мне понравилась эта сказка, хотя в ней оказалось собрано многое из других народных сказок. Например, сюжет с битвой на Калиновом мосту взят из сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», сюжет со старичками, которые умели многое взят из сказки «Летучий корабль», а сам отец чуда-юда видимо взят из гоголевского «Вия».
Но все равно сказка смешная и веселая, Иван Быкович — герой необычный, но умный и удачливый, а это главное.
Пословицы к сказке «Иван Быкович»
Кто рано встает, тому бог подает.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу.
Под лежачий камень вода не течет.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Иван Быкович»
Жили в одном царстве царь и царица. И не было у них детей.
Но вот приснился царице златоперый ерш, которого она должна съесть. Отправила царица рыбаков на пруд и поймали те златоперого ерша. Велела царица его немедленно приготовить. Кухарка приготовила ерша, а помои на улицу выставила, там их корова поела.
Царица съела ерша, кухарки блюдо подлизала.
И вот в одно время родили царица Ивана-Царевича, кухарка Ивана — кухаркина сына, а корова Ивана Быковича.
И росли мальчики такими похожими, что никто их отличить не мог.
Вот исполнилось им по десять лет, попросили они у отца палицу железную в пятьдесят пудов и стали ее меж пальчиков вертеть. Потом стали определять, кто из них старшим братом будет. Иван-царевич стукнул палицей братьев и вогнал их в землю по колено. Иван, кухаркин сын, стукнул братьев и вогнал братьев по грудь. Иван Быкович стукнул братьев и вогнал их в землю по шею.
Иван Царевич предложил еще испытание. Подбросил палицу в небо, она через пятнадцать минут упала. Иван Быкович подбросил палицу, она через час упала. Стал Иван Быкович старшим среди братьев.
Пошли братья гулять, увидели камень огромный. Младшие не могут камень сдвинуть, а старший Иван Быкович пнул камень и открылся проход в пещеру. А там три коня богатырских. Отпросились братья у царя и отправились путешествовать.
Приехали в дремучий лес, а там избушка на курьих ножках. Вошли братья в избушку, а там баба-яга. Увидела братьев, грозится начала. Но урезонивает ее Иван Быкович, угостить с дороги просит. Угостила братьев баба-яга, спрашивает куда те путь держат. А братья и говорят, что едут на реку Смородину с Чудом-юдом биться.
Одобрила это баба-яга, благословила братьев.
Приехали братья на реку смородину, у Калинова мосту, нашли избушку ветхую. Решили по очереди мост караулить. В первую ночь Иван-царевич на дозор отправился. А Иван Быкович не стал на него надеяться и в полночь сам к мосту вышел.
Только подошел, катит чудо-юдо шестиголовое, черный ворон вокруг вьется. Стал Иван Быкович с чудом-юдом биться и все шесть голов ему отшиб. Спрятал головы под мост, в избушку вернулся.
На второю ночь точно также вышел Иван Быкович вместе кухаркиного сына. Приехало чудо-юдо девятиголовое, но и его Иван Быкович убил.
Утром показал братьям головы убитых монстров и стал на бой собираться. Повесил на стену полотенца белое, под него миску поставил. И наказывает братьям, что если полмиски крови набежит, еще нормально, если полная набежит — терпимо, но если кровь через край польется, спешите братья мне на помощь и коня моего богатырского спускайте.
Выехал на мост чудо-юдо двенадцатиглавое, стало с Иваном Быковичем биться. Как Иван Быкович отрубит чуду-юду голову, тот его огненным пальцем обратно приставляет. И вот вогнал чудо-юдо Ивана Быковича в землю по колени. Бросил Иван Быкович перчатку с правой руки, выбила она все стекла в избушке, а братья спят.
Дальше бьются Иван Быкович и Чудо-юдо. Загнал чудо-юдо богатыря по пояс в землю. Снимает он вторую перчатку и в избушку бросает, спят братья. А чудо-юдо уже его в землю по шею загоняет. Тут Иван Быкович шапку кинул, развалилась избушка и проснулись братья. Видят, кровь через край льется и на помощь поспешили.
Конь стал чудо-юдо отвлекать, а Иван Быкович отсек ему огненный палец, а затем и все головы.
На следующее утро ударился Иван Быкович о землю и стал воробушком. Полетел к палатам чудо-юдиным, а там ведьма старая жалуется на Ивана Быковича дочерям, что тот всех ее зятьев поубивал.
А дочери и обещают отомстить Ивану Быковичу. Старшая обещает яблоней стать, а кто съест с нее яблочко — лопнет. Средняя обещает колодцем стать, а кто за ковшик возьмется — утопнет. Младшая обещает кроваткой сделаться, а кто ляжет на нее — сгорит.
Запомнил все Иван Быкович, и как пустились братья в обратный путь, изрубил и яблоньку, и колодец и кроватку. Тут и сама старая ведьма в погоню кинулась. Притворилась нищенкой, руку за милостыней протягивает. Дает ей Иван Быкович червонец, а ведьма хвать его за руку, и исчезла в тот же миг.
Испуганные братья домой помчались, а Иван Быкович пришел в себя в мрачном подземелье. Видит он — старик с железными бровями, муж ведьмы. Просит старик ему веки поднять, на Ивана Быковича взглянуть. Подняли старику веки, посмотрел он на Быковича и решил тому службу дать — привезти ему невесту, царицу с золотыми кудрями.
Как услышала про то старая ведьма, пошла и от ревности утопилась.
А старик дает Ивану дубинку и говорит, что если стукнуть ею по дубу, то из дерева корабль выплывет, но после этого надо сразу велеть дереву закрыться.
Поднялся Иван на верх, стукнул по дубу и велел всему, что в нем есть выходить.
Сел на первый корабль, оглянулся, а за ним кораблей и лодок, видимо-невидимо.
Вот подплывает к нему старичок и просит в команду взять, говорит что хлеб умеет есть. Второй старичок говорит, что умеет вино пить, третий — что в бане париться, четвертый — звезды считать, пятый — ершом плавает.
И вот приплыл Иван Быкович в Невиданное царство, а там к его прибытию наготовили еды и вина-пива множество великое. Позвал Иван Быкович старичков, а те мигом все съели и все выпили.
Тогда царица Золотые кудри отправила Ивана в баню париться, а та так сильно натоплена была, что и на версту не подойти. Но Иван зовет старичка и тот мигом баню выстужает, да так, что снег по углам лежит.
Иван Быкович начинает требовать выдать ему царицу Золотые кудри, а та вышла к Ивану, на корабль села и поплыла с ними. Но стало царице грустно и она в звезду превратилась и на небо улетела. Но нашел ее старичок, который звездочет. Дальше плывут. Снова грустит царица и в щуку превращается. Но догоняет ее старичок, умевший ершом плавать и Ивану возвращает.
Привез Иван царицу старику с железными веками, хотел тот на царице жениться, а Иван и предлагает, кто сумеет по жердочке через яму глубокую пройти, тот царицу себе и возьмет.
Согласился старик. Пошел Иван Быкович первым, прошел, жердочка даже не прогнулась. Пошел старик, жердочка переломилась и упал он в яму.
А Иван Быкович привез царицу Золотые кудри домой, и пир устроил.
Краеугольная русская сказка о битве великого воина с чудищем на мосту через реку Смородину. У главного героя десятки имен, сказка записана в десятках версий, а некоторые ее фрагменты превратились в самостоятельные истории. Рассмотрим самый полный ее вариант и попробуем разобраться — кто такой Иван Быкович? Почему он часто описывается как «коровий сын»? Где, с кем и зачем он сражается? Какие реальные и метафизические реки претендуют на то, чтобы именоваться Смородиной?
Для начала напомним основные события сказки. Необходимо сразу отметить, что это одна из самых длинных в русском фольклоре сказок и в некотором смысле она вообще представляет собой целый цикл с одним героем, который вполне можно логически разделить на несколько глав. Вероятно, с течением времени так и случилось — ведь отдельные ее фрагменты стали самостоятельными, а другие частично вошли и в другие сказки.
Другие названия сказки
У одного только А. Н. Афанасьева в его 3-томнике «Русские народные сказки» 1873 года она записана (в разных губерниях) в 4 разных вариантах, как то:
- Буря-богатырь Иван коровий сын (№ 136, том 1)
- Иван Быкович (№ 137, том 1)
- Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст (№ 138, том 1)
- Иван Сученко и Белый Полянин (№ 139, том 1).
В других источниках она иногда значится как «Бой на Калиновом мосту», «Иван и Чудо Юдо».
Также сюжет сказки значительно перекликается с сюжетом былины «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча». Отдельные части сказки (про помощников) повторяются в сказке «Летучий корабль» и «Семь Симеонов».
Художник: Игорь Ожиганов
Краткое содержание сказки и главные герои
Эпизод 1 — рождение героя
В некотором царстве, в некотором государстве живут бездетные царь с царицей, которые очень хотят произвести на свет ребенка. Некто советует им верное средство: нужно поймать «щуку златокрылую» (или в других версиях «златоперого ерша», «златоперого леща», «золотую рыбку») и как только царица ее откушает, так сразу забеременеет.
Указанную рыбу вылавливают и готовят на царской кухне, но случается так, что помимо царицы блюдо пробуют еще двое персонажей. В разных версиях это могут быть «девка-чернавка и корова», «кухарка и корова», «повариха и собака», «кухарка и крестьянка» и другие. Вероятнее всего, с исконном варианте третьим персонажем была именно корова (именно таких версий больше всего), затем она была заменена на собаку и только в самых поздних вариантах преобразовалась в крестьянку. В это время сказка утрачивает свой сакральный смысл и превращается в сословно-бытовую.
Крестьянский сын снял с себя пояс и с шеи шёлковый платочек, завязал эти невода, закинул в третий раз — и поймал щуку златокрылую; несказанно обрадовался, взял и понёс к королю. Король приказал эту щуку вымыть, вычистить, изжарить и подать королеве. Повара́ щуку чистили да мыли, помои за окошко лили: пришла корова, ополощины выпила… (А. Н. Афанасьев, № 136)
Эпизод 2 — взросление трех братьев
Ровно в один и тот же день у всех трех матерей, отведавших волшебное блюдо, рождаются сыновья, причем не только у женщин, но и у коровы:
Чрез несколько времени приходит со скотного двора скотница, докладывает королю, что корова родила человека. (А. Н. Афанасьев, № 136)
В большинстве вариантов отмечается, что все трое выглядели совершенно одинаково:
Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто — кухаркино и кто от коровы народился. (А. Н. Афанасьев, № 137)
Ольга Нагорная. Девушка с коровой.
В дальнейшем они становятся верными друзьями и товарищами, растут вместе, однако, третий брат (коровий) гораздо более неприхотливый в быту, а по силе и ловкости значительно превосходит своих побратимов. Этот факт выясняется в процессе соревнований — кто выше в небо забросит шарик (или булаву), кто кого глубже вгонит в землю ударом, кто сдвинет с места более крупный камень и проч. Так как Иван (Быкович) выигрывает в любом соревновании — братья договариваются именно его признать над собой главным (большим братом).
Эпизод 3 — сражение со Змеями на реке Смородине
Именно этот эпизод во многих версиях стал центральным и даже превратился в самостоятельный. Братья услышали что где-то не реке Смородине стоит Калиновый мост и живет там «Чудо-юдо» или «Змей» (на самом деле во всех вариантах сказки змеев всегда три и приходят они поочередно, причем у каждого следующего — больше голов). Решили они поехать туда и одолеть его. Иногда путь туда указывает Баба-Яга, или же ее избушка стоит неподалеку от искомого места.
В версии «Буря-богатырь Иван коровий сын» (А. Н. Аванасьев, № 136) название Смородина не фигурирует, однако сказано, что место это находится «в змеиных краях, где выезжают из Черного моря три змея шести-, девяти- и двенадцатиглавные». Это НЕ стоит расценивать как координаты современного Черного моря, речь все о том же — некая огненная (т. е. «черная») река или море. Черный здесь указывает на дым, сажу, копоть, кипящую смолу.
Художник: Степан Гилев
Братья договариваются по очереди дежурить у моста и караулить не явится ли Чудо-юдо. На дежурство идут в следующем порядке: в первую ночь — царский сын, во вторую — кухаркин, в третью — Иван Быкович. Царский и кухаркин сыновья свою задачу полностью проваливают — сразу же засыпают на дежурстве. Иван Быкович, впрочем, это предвидел, поэтому выходит в дозор сам. В первую ночь он сражается в шестиголовым змеем, во вторую — с девятиголовым, в последнюю (ночь своего собственного дежурства) — с двенадцатиглавым.
Перед последней ночью он сообщает братьям следующие приметы:
— Я на страшный бой иду; а вы, братцы, всю ночь не спите да присматривайтесь, как будет с полотенца кровь течь: если половина миски набежит — ладно дело, если полна миска набежит — все ничего, а если через край польёт — тотчас спускайте с цепей моего богатырского коня и сами спешите на помощь мне. (А. Н. Афанасьев, № 137)
В итоге бой действительно происходит страшный, плохо пришлось Ивану Быковичу — из полотенца и миски кровь через край хлещет, но братья все спят и просыпаются лишь в самом конце (а в других версия и вовсе — поутру когда бой уже кончен). Только сорвавшийся с цепей богатырский конь успевает на подмогу своему хозяину Ивану.
Н. К. Рерих. Победа
Эпизод 4 — козни невесток и старой ведьмы
Во многих версиях сказки она заканчивается победой над Чудо-юдом, однако, иногда у нее есть и продолжение, которое можно даже назвать самостоятельной историей.
Сначала Ивану Быковичу предстоит преодолеть козни матери чудовищ (иногда это Баба-Яга, иногда просто некая безымянная старая ведьма) и трех ее невесток. Об их планах Иван узнает благодаря тому, что сразу после боя он оборачивается воробушком и подслушивает у окна у чем они говорят между собой:
— Воробышек-воробей! Ты прилетел зернышков покушать, моего горя послушать. Насмеялся надо мной Иван Быкович, всех зятьёв моих извёл.
— Не горюй, матушка! Мы ему за всё отплатим, — говорят чудо-юдовы жены.
Жены чудовищ собираются погубить трех братьев колдовством: одна напустит голод, а сама станет яблонькой с погибельными яблоками, другая напустит жажду, а сама станет отравленным колодцем, третья напустит сон, а сама станет заколдованной кроватью.
Иван уничтожает колдуний и тем самым спасает своих братьев, хотя они и хотели наесться, напиться и отдохнуть. В большинстве версий (за некоторыми исключениями) больше мы о братьях Ивана в сказке не услышим — их роль закончена. Но путь главного героя продолжается. Ему является старая ведьма — мать убитых чудищ и каким-то образом утаскивает его с собой в некий другой мир/иное место, где спит ее муж (или же Иван сам перепрыгивает на коне некоторую иномирную реку и попадает один в какое-то измерение, управляемое враждебным стариком). Последний — полный аналог гоголевского Вия:
Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
— Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы чёрные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей? (А. Н. Афанасьев, № 137)
Эпизод 5 — завоевание царевны с помощью волшебных старичков-помощников
Далее сюжеты сказки сильно разняться в деталях, но все же соблюдают некую общую канву. Некто дает Ивану Быковичу задание добыть красавицу-царевну, которая изначально настроена враждебно и пытается ускользнуть от Ивана, также есть некий могущественный старик (противник Ивана, которого предстоит победить хитростью), есть целый ряд откуда ни возьмись взявшихся старичков-помощников, каждый из которых умеет делать только что-то одно, действие происходит за морем и решить задачу получается только с помощью корабля/лодки:
- В сказке А. Н. Афанасьева № 136 дело происходит в индейской стране, а царевну сватают за одного из трех братьев (царского сына). Она не хочет выходить за муж и когда войска ее отца проигрывают на поле боя, оборачивается голубкой и улетает за море к некому дедушке, которого просит о помощи (посредством хитрости). Ивану удается самому обхитрить этого дедушку, он срубает ему голову и выдает царевну замуж за своего побратима, при этом в первую брачную ночь он замещает того в опочивальне и укрощает царевну, которая пытается его убить.
- в сказке № 137 добыть царевну «золотые кудри» поручает Ивану старик (условный Вий, хотя в сказке у него нет имени), который сам хочет на ней жениться и за это обещает Ивана отпустить. Отправляя Ивана на задание, старик дает ему напутствие ударить в некий дуб, после чего должен появиться корабль, который отвезет его в нужное место.
Виктор Корольков. Кругом глаза.
Вместе с кораблем появляется целая флотилия из лодочек, на каждой из которых старичок, который вызывается стать Ивану добрым товарищем в дороге и предлагает в качестве услуги свои навыки. Один умеет хлеб есть, другой вино-пиво пить, еще один — в бане париться, еще один — звездочет, еще один — умеет ершом плавать. В свой черед навык каждого из этих старичков оказывается очень кстати и они делают за Ивана все, что задается ему в качестве невыполнимой задачи. Последний догоняет в море царевну золотые кудри, которая оборотилась щукой и хотела ускользнуть от Ивана. После этого она становится на сторону Ивана и уже сама помогает ему в помощью заклинания победить старика (условного Вия), после чего выходит замуж за героя.
- в сказке № 138 Иван пытается вернуть украденного у него волшебного коня, которого забрал «старичок сам с перст усы на семь верст», тот же ставит ему задачу вместо коня украсть у некого царя красавицу-дочь. Помогают Ивану вновь откуда ни возьми взявшиеся старички — теперь их трое — Обжора, Студенец и Колдун. Колдун рисует на песке лодку, которая переносит их в искомое королевство, Обжора ест за Ивана, а Студенец вместо него парится в бане — ночью они крадут царевну и отвозят старичку «сам с перст», однако от последнего она сбегает оборотившись булавкой, которая воткнулась в ворот Ивана. В конце они женятся.
Иллюстрации к сказке «Ворон Воронович» или «Три царства»
- Наконец в сказке «Иван Сученко и Белый Полянин (№ 139, том 1) представлен наиболее отличный от других вариант — вероятно, это комбинация сказок о битве со Змеями и о Серебряном, Золотом и Медном царствах. Здесь Иван Сученко (здесь — сын собаки) после странствий со своими братьями спускается на канате в подземный мир, где поочередно сражается с тремя многоголовыми чудовищами и вызволяет трех их пленниц-жен, каждую их которых он определил невестой кому-то из своих братьев (Царенко и Поваренко), либо себе. Обделенным остается Белый Полянин (4-й товарищ), который перерубает канат в подземный мир, оставив там Ивана. Далее идет бой с безымянным подземным стариком/дедом, который после победы Ивана выносит его из иномирья на белый свет. Иван расправляется с Белым Полянином и возвращает свою невесту.
Иван Быкович — «спрятанный» смысл сказки.
Итак, совершенно, очевидно, что в сказке есть некий важный сакральный смысл, так как она далеко не бытовая и наполнена огромным количеством «нелогичных» и «странных» деталей. Само их наличие указывает на то, что трактовать ее нужно именно метафорически. При этом смысл этот настолько важный, что в определенном смысле стал краеугольным понятием русской культуры — до сих пор воин побеждающий змея/чудовище является одним из самых распространенных и узнаваемых символов Руси.
Но что именно все это означает? Вероятно, отталкиваться нужно от «устойчивых» деталей, которые повторяются во всех или в большинстве версий сказки.
Кто такой главный герой сказки? Почему он именно коровий сын?
Если обратиться к общему индоевропейскому (ведическому) наследию, то все сразу встает на свои места — практически у всех народов небесная корова почиталась как небесная Мать-прародительница:
- корова Аудумла в германо-скандинавской мифологии, вскормившая своим молоком великана Имира, из тела которого и возник мир.
Николай Абильдгаард, 1790 г.
- В Египте в образе коровы предстает богини любви, радости и жизни Хатхор (позднее она приобрела человеческий облик, но по-прежнему изображалась с рогами). Рогатой — то есть с головным убором коровы — является и богиня Исида: верная супруга бога возрождения Осириса и мать бога-сокола Гора.
- В шумеро-аккадском пантеоне верховная пара богов Энлиль и Нинльль также представлены в образе быка и коровы.
- В Индии по сей день корова олицетворяет собой изобилие, плодородие, чистоту и святость, с ней связано само понятие жизни и божественной сущности, а мясо коровы запрещено употреблять в пищу, так как убийство коровы в моральном плане приравнено к убийству собственной матери. Существует миф о рождении бога Шивы из коровьего ушка. Кроме того Шива ездит верхом на волшебном быке Нандине.
Шива на быке Нандине
- Мифы славян также тесто перекликаются с вышеозвученными. Например, существуют предания о том, что небесная корова Земун (как некий высший аналог матери сырой-земли) вскормила все сущее в Яви, а Млечный Путь — это ее молоко. Кроме того, бытовало предание, о том, что бог-мудрец Велес (покровитель всего тайного и непроявленного, ночи, зимы, мороза, животных, волхвов, пастухов, искусства, ремесел) рожден матерью-коровой. Даже в самом его имени Велес/Волос слышится слово «ВОЛ», то есть бык. Кроме того нередко его «настоящее имя» скрывается за фразой «рогатый бог».
Неизвестный автор. Корова Земун
Таким образом, сказка очевидно подчеркивает божественное происхождение главного героя Ивана — если все люди (и названые братья Ивана в том числе) в некотором смысле являются детьми Небесной коровы, то Иван как и древние боги рожден ей напрямую, то есть скорее всего и сам является богом. Возможно, он и есть Велес — коровий сын, что подтверждает сам сюжет сказки: никто из живущих не может его победить и только он один может (и должен) одолеть Великого 12-голового Змея, стоящего на реке, которая отделяет мир живым от мира мертвых.
Владислав Дзалба. Велес
Однако, не все так просто. В некоторых сюжетах Велес уже и сам ассоциируется со Змеем, которого побеждает бог-воин Перун. Весь годовой цикл с точками солнечного стояния и равноденствия и приуроченные к ним древние праздники отражают земное проявление этой вечной битвы Перуна и Велеса — или же энергий проявленного и непроявленного. Во многих обрядах, связанных с Перуном, также фигурирует бык — в частности на Ильин день (бывший славянский праздник Перуна) собиралась мужская братчина (пир), на которой съедали специально откормленного всей общиной быка.
Но могло ли так получиться, что Велес является одновременно и воином и тем, с кем он, собственно, сражается? Возможно, на каком-то этапе имя одного древнего бога стало замещаться другим (Велес — это культура крестьян, леса, земледелия, а Перун — это культура витязей, дружины, воинского сословия) и стали меняться сами акценты. Кроме того, иногда в мифологии происходит такая трансформация, что некто, одолевший врага, как бы занимает его место сам — например, это произошло с египетским Осирисом — после того, как его противник Сет (бог смерти и хаоса) был повержен, именно Осирис стал царем подземного мира и судьей людских душ.
Кто такие два названных брата героя?
В целом троекратность в сказках встречается регулярно и повсеместно. Иногда это объясняется тем, что передавались они в основном устно и троекратное повторение сюжетов позволяло слушателям лучше запоминать услышанное, а рассказчику делать историю более интересной, как бы нагнетая ожидание — вот-вот, сейчас еще раз, и еще раз — и уж потом на 3-й раз что-то случится.
Но, скорее всего, такое объяснение слишком поверхностно. Возможно в самой цифре три есть некий важный смысл — триединство чего-либо необходимое для завершение некого действия или создания чего-то целостного.
В этом контексте Ивана и его названных братьев, вероятно, следует расценивать как нечто единое: ведь они всегда были неразлучны, выглядели совершенно одинаково и в целом мало различались между собой (кроме могущества и привычек). Стоит предположить, что речь идет о таких понятиях как Тело, Разум и Душа (или Дух?). Показательно, что братья (Тело и Разум?) часто спят в самые неподходящие моменты и не справляются со своими задачами, в отличие от Ивана (Душа/Дух), кроме того их легко отвлечь и сбить с пути голодом, жаждой, усталостью и прочими раздражителями. Об этом говорится и в начале сказки — царский сын после боя всегда любил переменить рубаху, кухаркин сын — всегда требовал поесть, и лишь Иван сразу ложился отдыхать. После боя со Змеем братья чуть было не попались на уловки змеевых жен — опять же из-за своей любви к земным удовольствиям. При этом Иван никогда на них не сердится, за все прощает и продолжает приходить на помощь. Действительно, можно ли всерьез сердиться на самого себя?
Получается, что в сказке Иван (коровий сын) олицетворяет собой безграничность, силу и стойкость человеческого Духа, который напрямую берет начало от небесных прародителей.
Что такое огненная река на которой происходит битва?
Из самого содержания сказки следует, что речь идет о какой-то непреодолимой преграде, разделяющей разные миры. В частности на это указывает и то, что поблизости находится избушка Бабы-Яги (иногда прямо у моста через реку), а она всегда является своеобразным стражем, который существует между миром живым и миром мертвых. О междумирной природе Бабы-Яги свидетельствует его «половинчатость», «несимметричность»: одна нога — живая, вторая — «костяная», т. е. это нога мертвеца, скелета. Аналогичные признаки — одноглазость, одноногость, кривизна и проч. — во всех индоевропейских культурах указывают на подобных существ.
Приезжают к реке Смородине, видят —
по всему берегу кости лежат человечьи,
все кругом огнем сожжено,
вся земля Русская кровью полита.
У Калинова моста стоит
избушка на курьих ножках…
В.Васнецов. Бага-Яга
Возвращаясь к реке, нужно отметить, что во всех версиях сказки подчеркивается то, что она огненная, либо черная, что в данном контексте означает одно и то же (черный = покрытый копотью и сажей, со следами огня). В той версии, где реки нет вовсе, а змей выползает из моря — уже море именуется «черным». Интересно, что и в былине «Про Добрыню Никитича и Змея- Горыныча», которая очень сильно перекликается с разбираемой сказкой, хоть речь и идет вроде как о совершенно другой реке (Пучай), но ее описание полностью совпадает с «огненной рекой Смородиной»:
Тая́ река́ свире́пая,
Свире́пая река́, сама́ серди́тая.
И́з-за пе́рвоя же стру́йки —как ого́нь сечёт.
И́з-за дру́гой же стру́йки —И́скра сы́плется.
И́з-за тре́тьей же стру́йки —Дым столбо́м вали́т,
Дым столбо́м вали́т,Да сам — со пла́менью.
Кстати, отзвук смерти и иномирья есть в самом названии Смородина. В исконно русских словах корень МОР-МАР-МЕР — МР всегда указывает на смерть: сМЕРть, обМОРок, суМЕРки, МОРок, МАРа (богиня смерти), МОР, МОРоз, кошМАР, МАРево, МРак и так далее. Аналогичные параллель легко найти и в других индоевропейских языках: сравните франз. mort (смерть), английское murder (убийство). Читать подробный разбор обережного индоевропейского имени Марья.
Еще один аспект названия Смородина связан с такими смыслами как смрадная, зловонная, пахнущая гарью. Так, в словаре В.Даля слово «смород» описывается как «сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый».
Наконец, третье объяснение названия реки выводится от слова «самородный», то есть древний, существовавший всегда с самого начала мира. Интересно, что некоторых версиях сказки название реки так и записано как Самородная. Используется это слово и для описания рек в некоторых других сказках и былинах.
Еще одно указание на границу миров — это Калинов мост. Калинов — значит, сделанный из дерева калины (хотя, возможно, и каленый, то есть раскаленный от жара огненной реки?). А образ калины в народе тесно связан с переходом в иной мир: нередко ее сажали на погребениях предков. Впрочем, одновременно она является и деревом жизни и любви — сажали ее и у окон домов, также особую роль играла калина и в свадебных ритуалах (кстати, переход от девичества к замужеству в обрядовой практике отчасти приравнивался к умиранию, а в песнях невесту часто требуется перевести на другой берег «огненной реки»). Соответственно, про это дерево можно сказать, что оно действительно как никакое другое связывает разные миры. Читать подробнее про образы деревьев на Руси, включая калину.
Всеволод Иванов. Алтарь леса
Примечательно, что образ огненной реки и калинового моста нередко используется и в заговорах, выполняя там роль границы:
«Как через реку огненную перекинут мост калёный, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег тёмный, распрощаюсь с нею словами сильными…».
Получается, что в сказке дух человека сражается/должен сразиться с чудовищами иномирья (собственные мысли и страхи?) на границе миров (сознания?).
Однако, хотя такая метафорическая трактовка кажется наиболее обоснованной, но есть и на географической карте мира точка, где удивительным образом (бывают ли такие совпадения?) сходятся все понятия данной сказки — огненная/черная река, сражение с драконом, понятие сна, смерти, встречи и разделения. Это наша дальневосточная река Амур, которая протекает на границе России и Китая.
В самом ее названии также отчетливо слышен корень МР. Целый ряд близких смыслов есть и в языках народов тунгусо-манчжурской группы: эвенк. amu — «сон, дрема» и монг. amur — «покой», «спокойствие». На санскрите samara — «встреча», «столкновение», «сражение», а также «резать», «разделять» и «расчленять». Более того — на китайском название реки Амур звучит как Хейлунзцян, что в переводе означает «черный дракон» (вспомним о том, что река Смородина всегда черная), «черной водой» называют ее и многие другие тунгусо-манчжурские народы. У китайцев есть еще и интересное предание — согласно местной легенде в этих местах когда-то жил злой белый (!) дракон, мешавший людям ловить рыбу и топивший их лодки. Его победил добрый черный дракон, который после этого превратился в реку. Именно поэтому ее называют «Хейлунцзян», что и означает «черный дракон».
Как тут не вспомнить о Великой китайской стене, расположенной в общем-то неподалеку и тех версиях ее строительства, которые говорят о том, что бойницы развернуты вовсе не на север, а на юг… В ту же копилку информации стоит отнести и размышления о том, что представляет собой отмененное Петром Первым летоисчисление от сотворения мира. По факту никто до сих пор не знает от какого события велся данный отсчет, согласно которому на Руси должен был наступить НЕ 1700-й год от Рождества Христова, а 7208 лето от сотворения мира. Ряд альтернативных исследователей считает (хотя надежных письменных доказательств нет), что этот календарь пошел от даты заключения мирного договора (=«сотворение мира»), подразумевающей победное окончание некой древней масштабной войны между (прото) русами и аримами (+- территория современного Китая и населяющих его народов). Читать подробнее про все известные календари от Древней Руси до наших дней.
Борис Ольшанский. Иван — вдовий сын.
Впрочем, ищут реку Смородину и в европейской части России. Как правило, выбор той или иной реки обусловлен созвучным названием. Выделяется в этом перечне кандидатов на роль сказочной реки — Москва-река. Есть немало письменных свидетельств того, что в древности она называлась Смородиной (а сегодня Смородинкой или Самородинкой называется ручеек в Тропаревском парке):
- В «Пантеоне российских государей» указано, что князь Олег основал Москву (да-да, раньше это деяние приписывалось именно ему, а вовсе не Юрию Долгорукому) в 880 году на реке Смородине.
Монета в память основания Олегом города Москвы
- В одной из песней Кирши Данилова (первый собиратель русских былин XVIII в., чьи тексты дошли до нас) есть целый сюжет посвященный тому, как молодой солдат утонул «в Москве-реке, Смородине». Примечательно, что там также говорится о калиновом мосте, а решение о судьбе солдата принимает сама река, то есть в некотором смысле она имеет власть рассудить жить ему или нет.
А и ты, мать быстра река,
Ты быстра река Смородина!
Ты скажи мне, быстра река,
Ты про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые!
Так может быть сказка несет вовсе не метафорический смысл, а фиксирует реальные и даже эпохальные события далекого прошлого?
Кто такой змей / чудо-юдо?
В сказке интересны некоторые детали, связанные с описанием самого чуда-юда (заметим, что чудовища всегда три, являющиеся поочередно — абсолютно все описания у них совпадают, кроем числа голов, которое увеличивается у каждого следующего чудовища и наличия «огненного пальца», который есть только у последнего Змея): появляющегося с противоположной стороны реки (что бы это ни значило):
- Во-первых, змей всегда либо появляется с противоположной стороны реки (что бы это ни значило), или же выходит из воды, если в сказке нет реки, а есть море. При его появлении воды реки волнуются, качаются дубы и кричат орлы.
- Во-вторых, чудище как бы ждет Ивана Быковича, знает, что он вскоре должен родиться и только его признает равным себе противником. Из сказки следует, что их битва была предопределена кем-то изначально — как заведенный порядок вещей.
- В-третьих, чудо-юдо едет верхом (!) на коне, что очевидно подразумевает антропоморфный облик. Ворон, волк (иногда назван словом «хорт») и 12-крылый конь, принадлежащие чудищу, предупреждают его о грядущей неудаче в бою своим поведением, но чудо-юдо ругает и высмеивает их за это:
— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, а ты, песья шерсть, щетинишься? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он ещё не родился, а коли родился — так на войну не сгодился; я только дуну — его и праху не останется! (А. Н. Афанасьев, № 137)
- В-четвертых, во многих вариантах сказки в речи чудовища к своим животным-помощникам есть очень необычная деталь, а именно, высмеивая возможность того, что на бой его вызвал сам Иван Быкович, он говорит: «да и того ворон в пузыре костей не заносил!». Эти слова повторяются неоднократно в разных версиях, что говорит о значимости данной детали, но современному человеку совершенно непонятно о каком пузыре речь и почему ворон должен был в нем нести кости Ивана.
- В-пятых, у чудо-юда (в некоторых версиях) есть волшебный «огненный палец», которым он может вновь создавать отрубленные головы. Именно поэтому бой с ним так труден и только отрубив палец Иван одерживает победу:
В другой раз размахнулся Иван Быкович сильней прежнего и срубил чуду-юду шесть голов; чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем — и опять все головы на местах, а Ивана Быковича забил он по пояс в сыру землю. (А. Н. Афанасьев, № 137)
Что же мы имеем в итоге? И кто такой этот Змей из сказки? Однозначного ответа не существует. Все версии по-своему подходят, но при этом ни одна из них не кажется на 100% убедительной:
- Если рассматривать реку как преграду разделяющую мир Яви и Нави, то чудовище появляющееся с другой стороны вполне может быть олицетворением собственных деструктивных мыслей или страхов героя (=человеческого духа), которые ему необходимо преодолеть.
- Также оно может представлять собой какие-либо энергии, противоположные энергиям жизни, развития, любви — то есть речь о хаосе, стагнации, увядании, смерти. Возможно, соль истории в том, что если не бороться с хаосом, то гармония мира будет разрушена.
Максим Сухарев. День и Ночь (Белобог и Чернобог)
- Если сконцентрироваться на том, что Иван Быкович — это в некотором смысле божество, рожденное непосредственно Матерью мира коровой, то сказку можно рассматривать как миф о битве Светлого бога с Темным, что в целом не противоречит предыдущей трактовке и находит отражение в народных праздниках, приходящихся на солнцестояние и равноденствие.
- В то же время, Змей может олицетворять и любого врага в принципе, в том числе и некого реального неприятеля, с которым приходилось сражаться нашим предкам. Тогда его головы — это либо сыновья, либо армии, которые настолько бесчисленны, что словно бы вырастают вновь и вновь, даже когда их отрубают.
- Выходящий из воды/моря Змея также отсылает нас к легендам о Ящере, который всегда в представлениях славян (и не только) был связан именно с водной стихией. В летописях существует немало свидетельств о реальных ящерах в реках, которых одновременно и боялись, и почитали. Читать подробную статью про культ ящера на Руси и летописные свидетельства, связанные с водными ящерами.
Крестьяне села Безродное отбиваются от крокодилов, напавших на скот. Из книги 1768 г.
- Трудно не заметить сходства данного чудовища с Кощеем Бессмертным из других сказок: он едет на битву верхом на коне (значит выглядит как человек), а его спутники — это хорт (волк) и ворон. Кощея же, в свою очередь, также представляют то своеобразным Чернобогом, владыкой Смерти, то реальным персонажем из древней истории.
- Наконец, некоторые исследователи видят в описании боя битву… древних охотников с мамонтами. Действительно, во многих вариантах истории фигурирует описание «хоботистого» чудища «о 12 головах и 12 хоботах», что никак не вяжется с образом змея-дракона. При его приближении «гром гремит, земля дрожит». Более того, само слово «змей» также нигде за редкими исключениями не фигурирует — обычно речь идет именно про «Чудо Юдо» — а им может быть кто угодно. Примечательно и то, каким образом Чудо Юдо сражается — оно «вбивает» или «вколачивает» своего противника в землю («жогнул своим хоботом»). Исходя из всего перечисленного возникает картина, как загонщики с факелами загоняют гиганта-мамонта в ловчую яму, откуда он пытается вырваться, ради чего порой даже решается пересечь «реку огня». К месту здесь и «калиновый мост» — гибкими ветками дерева-кустарника могли как раз прикрывать охотничью яму.
М. В. Васнецов. Охота на мамонта
Кто такой иномирный слепой старик, которого Иван даже не пытается победить в бою?
Впрочем, куда более сложный и непонятный образ — это образ «старика». Он появляется тогда, когда Иван побеждает не только трех чудовищ, но также их мать и трех их жен. Именно тогда герой оказывается в некотором новом месте или измерении, где на железной кровати лежит старик, очи которого могут поднять только 12 могучих богатырей одновременно.
Старик одновременно восхищается Иваном, нисколько не жалея собственных детей (побежденных Змеев) и угрожает ему, как бы шутя с высоты своего могущества, ли смертью, то ли вечным пленением. Иван же, очевидно, не имеет ни малейшего шанса победить его в прямом бою и даже не пытается это сделать — вместо этого он соглашается с условиями, поставленными стариком (освобождение — за царевну золотые кудри).
— Ай да молодец Ванюша! Дак это ты взял смелость с моими детьми управиться! Что ж мне с тобою делать?
— Твоя воля, что хочешь, то и делай, я на всё готов.
— Ну да что много толковать, ведь детей не поднять; сослужи-ка мне лучше службу: съезди в невиданное царство, в небывалое государство и достань мне царицу — золотые кудри, я хочу на ней жениться.
Виктор Корольков. Вий
Налицо совершенно разный «статус» и возможности антагонистов. Если со Змеями на мосту Иван справился, то «старик» — это как бы сущность более высокого порядка. Одержать победу над ним получается только с помощью хитрости и/или заклинания. Наиболее интересен вариант сказки в котором Иван, вернувшись к старику с царевной предлагает тому соревнование: пройти через яму по жердочке. И тот не справляется с этой задачей — жердочка ломается под его весом, а «старик» падает в яму (=канул куда-то в безвременье навсегда). Получается, что он гибнет как бы под тяжестью собственного (чего?) веса, значимости, могущества. Он так тяжел, что видимое преимущество, в определенных условиях, играет против него.
Одна из версий, объясняющая образ «старика», гласит, что речь идет про Эго человека, его непомерную гордыню, которая губит сама себя своей тяжестью. Сочетается с этим и тот факт, что «старик» как бы ничего вокруг себя не видит — в центре его внимания лишь он сам. И даже гибель всей его семьи — трех сыновей, трех невесток и жены никак его не затрагивает.
Еще один вариант — старик трактуется как хтоническое божество подземного («лежит в пещере») и подводного («владеем флотилией кораблей») мира, а также их богатствами («спит на железной кровати»). Его конечная цель — власть над миром, но идет он к ней не сам, а через посредников, коими сначала выступают его сыновья змеи, а затем — согласно его замыслу — Иван Быкович. Вероятно, его можно отождествить с Чернобогом или тем же Кощеем Бессмертным.
Кто такие старички-помощники, умеющие есть, париться и плавать?
Подобные волшебные помощники с узкой специализацией есть во многих других сказках, в частности в «Летучем корабле» и «Семи Симеонах». Скорее всего их изначальное количество равнялось именно семи, и лишь в более поздних усеченных версиях их число уменьшается до 5 или 3-х.
Есть предположение, что здесь идет речь об уровнях духовности человека. Человеческий дух, чтобы воспарить над бытием и одержать свою личную победу в жизни («исполнить свое предназначение») должен как бы сам себя построить — начиная с нижних уровней и заканчивая самым верхним седьмым.
Поэтому первый старичок умеет только есть (это уровень простого физического существования), второй — «вино-пиво пить» уже умеет накапливать богатства и веселиться. Третий «в бане париться» — владеет техниками очищения и оздоровления, четвертый — «звездочет» достиг определенного уровня мудрости, пятый (или седьмой), «умеющий плавать ершом» — это тот кто достиг глубин вселенской мудрости, которую и олицетворяет океан, водная стихия. Очень часто в мифах вселенский океан существует в самом начале или правильнее сказать «до начала времен», а земную твердь достает из его глубин уточка, или иное существо, способное нырнуть так глубоко, чтобы добраться до дна.
Кого / что олицетворяет царевна «золотые кудри»?
В некоторых трактовках царевна — это как бы 7-й помощник, или же самый высший уровень развития Духа, связанный с абсолютной Мудростью и Любовью. Она не сразу настроена благосклонна к герою, но после того как он совершает некое важное действие (достигает нужного уровня), становится его преданной помощницей.
В одном из вариантов сказки (№ 137 по А. Н. Афанасьеву) царевна сначала превращается в звезду, а потом — в щуку, что может свидетельствовать о том, что она владеет силами небесного и подводного мира. А Иван настигает ее сначала с помощью старичка-звездочета (5-й уровень), а потом — с помощью того, кто умеет «ершом плавать» (6-й уровень) — то есть также овладевает обоими указанными стихиями. При этом стоит вспомнить, что «старик» в отличие от них управляет только подводным (и подземным) пространством, но над небом власти не имеет. Вероятно, в этом и кроется секрет последующего его низвержения.
Андрей Клименко. Волхова
Царевну также можно трактовать и как некий желанный приз, достижение, который достанется тому, кто сможет выстроить себя вплоть до 7-го максимального уровня осознанности и развития. Именно поэтому она не дается «слепому старику», который олицетворяет собой Эго. Эгоистичный человек гибнет под гнетом (тяжестью) своего самомнения и никогда не сможет получить сокровища, открывающиеся чистой душе и стойкому духу на высших уровнях сознания.
____________________
Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!
Читайте еще про другие сказки:
Крошечка Хаврошечка — самая необычная русская сказка
Оригинал сказки про «Репку» — загадка над которой бьются не одно столетие
Русские названия созвездий и астрономическая сказка «Колобок»
Разбор неожиданных фактов из русских былин
Курочка Ряба — все возможные трактовки
1
Краткое содержание сказки «Иван Быкович»?
Краткое содержание сказки «Иван Быкович»?
Сказка «Иван Быкович» — краткое содержание?
Краткое содержание сказки «Иван Быкович» для читательского дневника?
3 ответа:
2
0
Народная сказка «Иван Быкович» немного напоминает по сюжету сказку «Иван крестьянский сын».
Краткое содержание сказки «Иван Быкович» для читательского дневника:
Съели царица, кухарка и корова золотого ерша и родилось у них три сына. Выросли и поехали бить чудо-юдо. Убил Иван Быкович всех трех змеев и потом убил трех их супруг, но мать змеев унесла его к своему старику-мужу. Тот отправил Ивана Быковича за Царицей Золотые кудри, которую Иван Быкович добыл, но отдавать старику не захотел и тот погиб при испытании. Иван Быкович женился на царице.
Краткое содержание сказки «Иван Быкович», читается за 3 минуты:
Жили царь и царица бездетные, но приснился царице сон про золотого ерша. Поймали того ерша, съела его царица, облизала блюдо кухарка, подъела помои корова. Родились у всех трех сыновья. Самым сильным был Иван Быкович, коровий сын. Нашли они под камнем коней богатырских и оружие и поехали бить Чудо-Юдо на речку Смородину.
Переночевали у Бабы Яги. Приехали на речку, стали караулить по очереди. Но первые братья заснули, а Иван Быкович по очереди трех змеев убил, о трех, шести и девяти головах. Узнал он, что жены змеев хотят погубить его с братьями и по дороге и изрубил яблоню, колодец и кроватку золотую. Только мать змея оказалась хитрее и унесла Ивана Быковича домой. Там старик, ее муж решил послать Ивана Быковича за новой женой для себя, Царицей Золотые кудри, а услышав про это старуха-мать утопилась.
Поехал Иван Быкович за царицей, да взял с собой пять старичков по дороге. Съели и выпили все угощение первые два старичка, остудил баню третий старик, поймал Царицу на небе старик-звездочет, когда та обернулась звездой, а старик-ерш поймал ее в море, когда царица щукой пыталась уплыть.
Привез Иван Быкович царицу старику, да отдавать передумал. Решили они через прутик пропасть перейти, Иван Быкович прошел, а старик упал и разбился. Ну и обвенчались Иван Быкович и Царица Золотые кудри.
2
0
В начале сказки «Иван Быкович» повествуется о царе и царице, у которых не было детей. Прознала женщина, что нужно отловить и съесть ерша златоперого, что должно привести к появлению детей. Нужную рыбу отловили и царица его отведала, после чего кухарка доела остатки, а корове дала очистки.
Через время родились три мальца: царица родила Ивана-царевича, кухарка — Ивана, а корова — Ивана Быковича. Все они стали богатырями, но сильнейшим был Иван Быкович, поэтому его все признали старшим.
Однажды Быкович нашел под камнем воинские доспехи и богатырских коней, и отправились браться к калиновому мосту, что на реке Смородине. В то время здесь чудище разгулялось — много людей было погублено. Поэтому братья решили избавить народ от Чудо-Юда, для чего договорились караулить его ночами поочередно.
Две ночи подряд Иван Быкович дежурил вместо братьев, которые вместо караула спали. Ему удалось выследить и одержать победу над чудищами с шестью и девятью головами. А потом он и двенадцатиглавое Чудо-Юдо победил, но сделать это было нелегко.
Родственники чудищ решили отомстить Быковичу, они решили превратиться в колодец, яблоню и кровать, но планы были разрушены, поскольку молодец случайно о них узнал. Однако мать чудища была хитрющая и похитила Ивана Быковича и он оказался перед её супругом. Старик отправил богатыря за царицей Золотые кудри, которую задумал сделать своей новой женой. От горя первая его жена наложила на себя руки.
Иван Быкович отправился в путь, да прихватил с собой попутчиков. Они и помогли молодцу царицу раздобыть. Привез он отцу Чуда царицу Золотые кудри, а тот новое испытание придумал: кто сумеет пройти над ямой по жердочке, тот и станет её мужем.
Не удалось отцу Чуда пройти испытание и он оказался в яме, а Иван Быкович вышел победителем. Привез он царицу домой и сыграли молодые свадьбу.
1
0
О, это сказка довольно длинная, но если вкратце, то было всё примерно так.
В одном царстве царь и царица не имели детей.Царице снится сон, что надо съесть златоперого ерша из царского пруда и родится ребёнок.
Царица съела ерша, кухарка облизала тарелку, а корова выпила помои.
У всех троих родились сильные молодцы.Звали их Иван Царевич, Иван кухаркин сын и Иван Быкович.
Они подросли, стали силачами и отправились в поход.
В походе они встретили Бабу Ягу, переночевали у неё и подъехали к Калинову Мосту. Здесь Иван Быкович одолел чудо-юдо трёхглавое, потом шестиглавое, потом девятиглавое. Но напути домой Ивана обманом схватила ведьма, которая притащила его в царство колдуна.
Колдун задал Ивану Быковичу задачу привезти ему Царевну с золотыми кудрями.
Иван Быкович привёз царевну, в этом ему помогли 5 старичков. Но колдун не женился на царевне, а женился Иван Быкович.
Сказка заканчивается пиром и свадьбой.
Читайте также
Сказка о купеческом сыне Иване, который пройдя немало испытаний, встретив злых людей на своём пути, которые с помощью обмана пытались лишить его счастья, всё-таки обрёл его. Для меня урок в том, что необходимо быть целеустремлённым, настойчивым и никогда не сдаваться.
Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:
- Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
- Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
- Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
- Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
- Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
- Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
- Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
- Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
- Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.
Краткое содержание сказки «Солдат и смерть»:
- после окончания службы в царской армии (а некогда это было ни много, ни мал а 25 лет) солдат идет домой;
- встречается ему по пути старик, с которым он делится своим хлебом;
- трактирщик пускает мужика поесть взамен на трех гусей (их солдат нашел по дороге и забил палкой);
- трактирщик рассказывает о заколдованном доме, в котором обитают черти;
- солдат обманом выманивает черта из терема богачи и получает волшебный мешок в подарок;
- после возвращения домой солдат создает семью, но к нем приходит смерть;
- солдат с помощью волшебной котомки заставляет его оставить и прийти только через 30 лет;
- в назначенный срок смерть снова приходит, но солдат ее обманывает;
- когда смерть приходит в третий раз, то видит у солдата мешок и убегает, думая что это волшебна котомка.
Краткое содержание сказки «Хаврошечка» для читательского дневника, 5-6 предложений:
- Умерла старая вдова и ее дочь Хаврошечку взяла к себе жить тетка.
- Было у тетки три дочери, Одноглазка, Двухглазка, и Трехглазка, которые всю работу свалили на Хаврошечку
- В работе Хаврошечке помогала Коровушка, но узнала об этот тетка и приказала убить корову
- Хаврошечка собрала косточки коровы и закопала их и выросла на том месте яблоня
- Красивый барин попросил яблоко, пообещав жениться на той, кто его подаст, но яблоко далось только Хаврошечке.
Ну а теперь более полное краткое содержание сказки «Хаврошечка», читается за 3 минуты:
Когда умерла вдова, ее дочь Хаврошечку приютила тетка, но стала нагружать ее разной работой — белье набелить, наткасть и скатать. Не успела ба Хаврошечка все это сделать, но говорила ей родная коровушка-буренушка чтобы лезла она в одно ухо, а в другое вылезала. Как только это делала Хаврошечка, так все было готово.
Решила тетка проследить за тем, как Хаврошечке все удается и послала своих дочерей. Хаврошечка песней усыпила глаза у дочерей и те ничего не замечали. Но забыла она про третий глаз Трехглазки и та увидела как Хаврошечка лезла в ухо коровушке.
Решила тетка корову убить, а та Хаврошечке и сказала мяса своего не есть, косточки собрать, зарыть в саду и поливать ключевой водой. Выросла на том месте прекрасная яблоня и понравились яблоки богатому барину. Попросил он яблоко, но не далось дерево ни Одноглазке, ни Двухглазке, ни Трехглазке. И только Хаврошечка сняла яблочко и подала красавцу-барину. А тот за это на ней женился.
Краткое содержание.
Было у царя три сына. Раз пошли они на охоту, и младший сын, Иван-царевич, заблудился. Помог он соколу добычу разделить поровну между зверями и птицами. За это сокол дал ему волшебное свойство превращаться в сокола и муравья.
Полетел Иван-царевич в тридевятое царство и нанялся к тому царю в услуженье. А дочь этого царя похитил двенадцатиглавый змей и заточил в хрустальную гору.
Иван-царевич победил трёхглавого, шестиглавого и двенадцатиглавого змея, а сам женился на царевне.
<hr />
План сказки.
- Царские сыновья поехали на охоту.
- Иван-царевич делит добычу между зверями и птицами.
- Царевич устраивается к другому царю на службу.
- Пргулка с царевной на хрустальную гору.
- Иван-царевич стал пастухом.
- Главный герой убивает трёх змеев.
- Освобождение царевны и счастливый конец.
ИВАН БЫКОВИЧУ царя и царицы нет детей. Им снится, что царица
забеременеет, если съест златопёрого ерша. Ерша ловят, жарят, посуду
за царицей подлизывает кухарка, помои выпивает корова. У царицы
рождается Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван
Быкович. Все три молодца на одно лицо.Иваны пробуют силу, кому из них
быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех… Молодцы
находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три
богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.Добрые
молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке
Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние
царства разорили.Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются
в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич
на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит
на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его
и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын,
тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом
Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы
чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою
с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть:
с полотенца в миску будет течь кровь. Перельёт через край — нужно
спешить на помощь.Иван Быкович бьётся с чудом-юдом, братья засыпают.
Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы —
пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает
шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже
переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут
помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже справляется
с чудом-юдом.После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану
Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой
кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает
об их планах и рубит встреченные яблоню, колодец, кроватку. Тогда
чудо-юдова тёща, старая ведьма, наряжается нищенкой и просит милостыню
у молодцев. Иван Быкович собирается подать ей, а она берет богатыря
за руку, и оба оказываются в подземелье у ее старого мужа.Ведьминому
мужу железными вилами поднимают ресницы. Старик приказывает Ивану
Быковичу привезти царицу — золотые кудри. Ведьма с горя топится. Старик
учит богатыря отворить волшебный дуб и вывести оттуда корабль. А Иван
Быкович выводит из дуба множество кораблей и лодок. Несколько старичков
просятся к Ивану Быковичу в попутчики. Один — Объедайло, другой —
Опивайло, третий умеет в бане париться, четвёртый — звездочёт, пятый
ершом плавает. Все вместе едут к царице — золотые кудри. Там,
в ее небывалом царстве, старички помогают съесть и выпить все угощение,
остудить раскалённую баню.Царица уезжает с Иваном Быковичем,
но по дороге превращается в звезду и улетает на небо. Звездочёт
возвращает ее на место. Потом царица оборачивается щукою, но старичок,
который умеет ершом плавать, колет ее под бока, и она возвращается
на корабль. Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей
едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице
женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович
проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.Иван Быкович возвращается домой, к братьям, женится на царице — золотые кудри и задаёт свадебный пир.
Главный герой сказки «Иван Быкович» — богатырь, один из трех братьев-силачей. В одном государстве жили царь с царицей, а детей у них не было. Как-то узнала царица, что если поймать златоперого ерша и съесть его, то родится ребенок. По ее повелению поймали ерша, и кухарка на кухне приготовила его. Очистки кухарка на двор выбросила. Царица блюдо из ерша отведала, кухарка остатки за ней доела, а корова на дворе съела очистки.
Родилось три мальчика: у царицы — Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы родился Иван Быкович. Все они выросли богатырями, но самым сильным был Иван Быкович, его признали старшим братом.
Как-то раз сдвинул Иван Быкович в царском саду огромный камень, а под ним братья нашли подвал с богатырскими конями и воинскими доспехами. Тогда с дозволения царя братья Иваны отправились в поход.
Добрались они до калинового моста на реке Смородине. В этом месте чудища много людей погубили. Решили братья по очереди ночью чудищ караулить. Первым в дозор отправился Иван-царевич. Но караулить он не стал, а уснул в кустах.
Иван Быкович, не доверяя брату, сам ночью пошел в дозор и спрятался под калиновым мостом. Когда появилось шестиглавое чудо-юдо, Иван Быкович сразился с ним и победил.
На вторую ночь в дозор отправился Иван, кухаркин сын. Он тоже уснул под кустом. А Иван Быкович в ту ночь победил девятиглавое чудо-юдо. Утром он привел братьев к мосту, показал им головы убитых чудищ, и пристыдил за то, что те спали в дозоре.
На третью ночь Иван Быкович победил двенадцатиглавое чудо-юдо. Битва была жестокой, Быкович звал братьев на помощь, но те опять спали. С трудом удалось их разбудить, и чудо-юдо было побеждено.
Довелось Ивану Быковичу узнать, что чудо-юдовы жены решили отомстить за мужей и хитростью извести богатырей. Но братья сумели избежать гибели. Тогда старая колдунья, мать чудо-юдовых жен, похитила Ивана Быковича и привела к своему мужу. А тот заставил богатыря отправиться в невиданное царство за царицей с золотыми кудрями.
По дороге богатырь обзавелся друзьями-попутчиками. Один из них умел хлеб есть, другой – вино-пиво пить, третий – в бане париться, четвертый – ершом плавать. А еще с ним в путешествие звездочет отправился.
Прибыли они в невиданное царство, а там для них уже горы хлеба напекли, и несчетное количество бочек с вином и пивом приготовили. Позвал тогда Иван Быкович своих друзей, Объедайло и Опивайло, они все съели, все выпили и еще потребовали. Тогда царица велела Ивана в баню вести. Та баня была, как раскаленная печь. Позвал тогда Иван Быкович старика, что в бане умел париться, тот баню и остудил.
Пришлось царице с золотыми кудрями поехать с Иваном Быковичем. По дороге она пыталась бежать, превратилась в звезду и спряталась на небе среди других звезд. Но звездочет ее нашел и обратно на землю столкнул. В другой раз царица щукой обернулась и в море кинулась. Тогда человек, умеющий плавать ершом, нашел ее в море и заставил вернуться.
Привез Иван-Быкович царицу к чудо-юдову отцу, да не захотелось ему молодую красавицу старику отдавать. Предложил он тогда испытание – пройти по тонкой жердочке над глубокой ямой. Первым сам Иван пошел и тонкая жердочка не сломалась, потому что царица ему помогала. А старик пошел, жердочка сломалась, и он в яму упал.
Тогда Иван Быкович вернулся с царицей и с братьями домой, где они устроили свадьбу и веселый пир.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Иван Быкович» заключается в том, что чувство ответственности — важнейшее человеческое чувство. В сложной ситуации берут на себя ответственность люди высокого уровня психологической культуры. Когда братья отправлялись в дозор, Иван Быкович, как ответственный человек, сам отправил караулить чудищ и тем самым спас братьев от гибели.
Сказка «Иван Быкович» учит не пренебрегать дружбой с другими людьми. Иван Быкович взял с собой в путешествие за царицей людей с необычными умениями, но все они ему пригодились и помогли в выполнении поставленной задачи.
Сказка учит тому, что братья должны держаться вместе.
В сказке «Иван Быкович» мне понравился главный герой, Иван Быкович. Это настоящий русский богатырь, обладающий сильным чувством ответственности. Он способен на любые подвиги.
Какие пословицы подходят к сказке «Иван Быкович»?
Кто в деле, тот и в ответе.
Доверяй, да проверяй.
Кто предупрежден, тот вооружен.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.