Иван царевич и серый волк художественные особенности сказки

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

Летающий конь

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг

В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова

BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты

Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак

Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Липовка

секция: филология

Две сказки об Иване — царевиче и Сером волке.

Работу выполнила

ученица 7 класса

 МОУ-СОШ с.Липовка

Спиридонова Юлия

руководитель

Шувалова Е.В.

2013 год

Содержание:

1. Введение.

2. Основная часть:

     а) Краткая биография В.А.Жуковского.

     б) Особенности русских народных сказок.

     в) Особенности литературной сказки.

     г) Сравнение сказок.

3. Заключение.

4. Список литературы.

Введение.

     Сказка – один из излюбленных жанров как детей, так и взрослых. Это, скорее всего, связано с тем, что традиционной чертой сказок является победа добра над злом, плюс к этому – интересный сюжет и небольшой объем произведения. Поэтому для исследования мы взяли две сказки – это русская народная сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и Сером волке и «Сказка о Иване — царевиче и Сером  волке»  В.А. Жуковского.

    Тема нашего исследования «Две сказки о Сером волке и Иване царевиче».

    Актуальность   исследования.  Во-первых, мы уже сказали, что сказка – любимый жанр многих людей, а во-вторых, Василию Андреевичу Жуковскому 29 января (9 февраля) 2013 года исполнилось 230 лет со дня рождения.

    Вот уже более двух веков произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского занимают прочное место в круге чтения для детей. И, конечно же, прежде всего — его сказки. К жанру сказки он обращался дважды. В первый раз это было в 1831 году, в период «сказочного состязания» с А. С. Пушкиным.  В августе-сентябре 1831 года были написаны «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» — последняя сказка Жуковского, написана она в 1845 году. В основу сказки Жуковского положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке». Однако, как всегда, поэт весьма вольно обращается с сюжетом. Сам Жуковский признавался: «Мне хотелось в одну сказку впрятать многое, рассеянное в разных русских народных сказках».

   Общая цель предпринимаемого исследования – сравнить русскую народную сказку и литературную сказку, созданную В.А. Жуковским.

   Задачи:

— познакомиться с произведениями

— познакомиться с краткой биографией поэта

— найти материал об особенностях жанра русской народной и литературной сказки

— обратить внимание на «многое, рассеянное в сказках», что отразилось в сказке об Иване царевиче и Сером волке.
    
Материалом настоящего исследования служат тексты русской народной сказки и сказки В.А. Жуковского.

Краткая биография Василия Андреевича Жуковского.

     Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна.

     Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовал он необычность своего положения. Двусмысленность  семейного положения Жуковского сказалась  роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского — в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта.
    Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы”, ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас”, куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II.

Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и, несомненно, имел на него влияние.

     Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, рассчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину.
Перед концом своей жизни Жуковский с семьей хотел переехать в Россию.
Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом переезд не осуществился: поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу», “Илиаде”, а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.
    Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.

Особенности русских народных сказок.

     Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

     Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

     Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и др.

      Сказки имеют традиционную композицию:

— зачин (запевка): «Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…»

— интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с непременно торжествующим добром

—   развязку.

     В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце используются присказки: «и я там был»; «стали они жить-поживать и добра наживать». 

     Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В   ней присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Особенности литературной сказки.

В отличие от фольклорного произведения, литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:

— В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

— Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.

— В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.

— Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.

     Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.

     Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Сравнение сказок.

     Прочитав оба произведения, мы обращаем свое внимание на то, что Жуковский взял сюжет русской народной сказки. Поэтому и в том, и другом произведении мы видим общих героев: это и Иван-царевич,  и Серый волк, и Елена Прекрасная. Общность состоит и в развитии сюжета. Сказки начинаются с того, что у царей (в одном случае это царь Берендей, в другом царь Демьян Данилович) начинают красть золотые яблоки. Виновницей оказывается жар-птица. Смог обнаружить похитительницу яблок именно младший сын царей Иван. Далее мы видим расхождение в текстах. Если в русской народной сказке Берендей позвал своих трех сыновей и отправил на поиски жар-птицы, то в сказке же Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом: «Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…». Здесь мы видим авторское отношение к происходящему, согласитесь, что долг детей – ухаживать за родителями в старости.  Упрям оказался царевич, но самовольно не уехал. Попросил родительского благословения. Упрямство проявляется и в те моменты, когда  он не следует советам волка (нужно было оставить клетку жар- птицы, уздечку коня златогривого), и это тоже является одинаковым моментом в сказках.

Встреча с Серым волком происходит по —  разному:  «Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?

«Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего».

И пошел пеший.

Шел, шел, устал до смерточки.

Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.

Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? —

Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня. —

Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?» (русская народная сказка)

«Иван-царевич,
Повесив голову, пошел тихонько
Пешком; но шел недолго; перед ним
По-прежнему явился Серый Волк
И человечьим голосом сказал:
«Мне жаль, Иван-царевич, мой сердечный,
Что твоего я доброго коня
Заел, но ты ведь сам, конечно, видел,
Что на столбу написано; тому
Так следовало быть; однако ж ты
Свою печаль забудь и на меня
Садись; тебе я верою и правдой
Служить отныне буду. Ну, скажи же,
Куда теперь ты едешь и зачем?» (сказка Жуковского).

Но и в той и другой сказке волк предлагает свою помощь.

Сюжет русской народной сказки повторяется  в те моменты, когда Серый волк помогает Ивану — царевичу добыть коня златогривого, жар-птицу и Елену Прекрасную, помог вернуться ему домой, а также возвращает его к жизни после того, как братья от зависти убивают Ивана. Далее в свое повествование В.А. Жуковский включает сюжеты  других сказок.

1. Образ Кощея Бессмертного, смерть которого, как и следует, находится в яйце, яйцо – в утке, утка в зайце. Яйцо со дна моря достает щука. Здесь мы проводим аналогию со сказкой о царевне-лягушке.

2.Образ Бабы Яги, которая должна была накормить- напоить и спать уложить, а потом помочь Ивану-царевичу. Баба Яга встречается во многих русских народных сказках: «Морозко», «Марь Моревна» и т.д.

3. Образ Лешего мы видим в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».

4. Богатырский конь встречается в сказке «Василиса Премудрая».

5. Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды, скатерть-самобранка встречаются в таких сказках, как «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».

6. Змей с шестью головами встречается нам в сказке об Иване — крестьянском сыне.

                                                   Заключение.

Выполняя работу, мы должны были познакомиться с текстами сказок, узнать краткую биографию В.А.Жуковского, вспомнить особенности литературной сказки и русской народной.

Цель работы — сравнить русскую народную сказку и сказку В. А. Жуковского, найти, что общего в сказках, в чем состоит разница.

Прочитав оба текста, мы пришли к выводу, что В.А. Жуковский за основу своей сказки взял сюжет русской народной сказки. В результате этого мы видим много схожего: пропажа яблок из царского сада, вором оказалась жар-птица. Сыновья отправляются на поиски жар-птицы. Иван-царевич трижды выполняет задания царей, помощь Серого волка, возвращение Ивана домой, гибель царевича от рук братьев, оживление с помощью живой и мертвой воды, счастливый конец сказок.

Но видим, что В.А. Жуковский вносит свою лепту в повествование, добавляя новые сказочные персонажи и сказочные предметы.

Что же дает В.А. Жуковскому и нам, читателям, введение новых сказочных персонажей в повествование сказки?

1. Новизна прочтения более известного сюжета.

2. Увеличивается количество преград, мешающих достижению цели.

3. Иван-царевич с честью преодолевает все трудности, тем самым вызывая у читателя чувство гордости за героя.

4. Еще раз убеждаешься, что добро побеждает зло, несмотря на количество преград. Наказан и Кощей Бессмертный за то, что крадет красивых девушек. Наказаны и братья Ивана-царевича за зависть, за самый большой грех – они убивают человека, который не является их врагом, это их родной брат.

Несколько меняется и повествование сказки. У Жуковского Иван-царевич предстает нам в образе богатыря русского, стоящего на распутье у придорожного камня.

Нельзя утверждать, что сказка Жуковского лучше русской народной, но читать ее интереснее, потому Иван- царевич преодолевает больше трудностей, выходя из них победителем, правда с помощью Серого волка, без которого сказки и не было бы.

Вспоминая особенности сказок литературной и народной, обращаем свое внимание на то, что в русской сказке за основу берется жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. Литературная сказка Жуковского опирается на эти народные представления о жизни, но здесь мы видим и авторское отношение к написанному, где мы видим, как он переживает за своего героя, моментами порицая его, когда не послушался волка. Видим и авторское негативное отношение к братьям царевича.

 Начала сказок (зачин) соответствуют традициям волшебных. В русской народной сказке начало — «жил-был», в литературной — «давным-давно в некотором царстве». Концовка сказки русской народной тоже традиционна: «стали они жить-поживать и добра наживать», у Жуковского же написана своя концовка:

 Но в его нашлись бумагах

Подробные записки обо всём,

Что на своём веку в лесу и свете

Заметил он, и мы из тех записок

Составили правдивый наш рассказ.

Сказка – дидактический жанр, который доносит до слушателя народное представление о добре и зле, о храбрости и трусости, коллективизме и т.п.
Добро всегда одерживает победу над злом, каждый получает по заслугам, по делам своим. В финале сказки «Иван Царевич и серый волк» все счастливы, только два старших брата убиты. В этом и есть смысл назидания. Зло наказано, так будет всегда.

Материал нашей исследовательской работы пригодится на уроках литературы при изучении сказок, а также для проведении конкурсных программ по сказкам.

                                            Приложение.

 Сходства и отличия русской народной сказки и сказки Жуковского

Общее

Отличие

1. В саду росла яблоня с золотыми яблоками.

2. Царь посылает сторожить свой сад сыновьям.

   3. Царь перестал,  из-за этого несчастия есть, пить,  и стал плохо спать.

4. Два старших брата не справились с поставленной задачей.

5. Что после того, как на дерево села Жар-птица весь сад очень ярко осветило.

6. Иван-Царевич попытался поймать Жар-птицу, но у него ничего не получилось, и в руке остался только одно перо.

7. После случившегося царь снова начал есть, пить и высыпаться.

8. У царя вызвалось сильное желанье поймать воровку, и он отправляет на “охоту” своих сыновей.

9. Волк помогает Ивану-Царевичу.

10. Нужно было достать коня Златогрива, привезти Елену Прекрасную.

11.Волк превращался в царевну, в коня Златогрива.

   12. Волк попросил принести ворона живой и мёртвой воды

1. Цари идут в другом порядке.

2. В сказке у Жуковского, по дороге Иван-Царевич видит столб с надписью: “Кто поедет прямо, будет всю дорогу и голоден и холоден; кто вправо поедет,  будет жив, да конь его умрёт, а влево кто поедет сам умрёт, да конь его жив будет”.

3. Волк не пообещал Ивану-Царевичу, что он ещё вернётся. ( Сказка Жуковского)

4.  По пути он вместе с Жар-птицей, и Еленой Прекрасной на Златогривом коне подъехали к границе царства Демьяна Даниловича, и увидели шатёр, в котором были его братья.

5. Кощей убил братьев Ивана Царевича, и на всё царство навёл сон, а Жар-птицу с конём и Еленой заключил в волшебный замок.

6. В сказке присутствует Баба-Яга, и волшебный конь, который помог Ивану-Царевичу.

7. По пути им встретились два Лешая, которые дрались на дороге за драчун-дубинку, скатерть-самобранку и шапку-неведимку.

8. Иван-Царевич обманул этих Лешаев, забрав с собой волшебные предметы.

9. Он отправился на поиски смерти Кощея и встретил змея с шестью головами.

10. В замке Кощея, в саду он вдруг слышит гусли-самогуды, на которых играла сама Елена Прекрасная.

11. Кощей умер, а Иван-Царевич, забравши Елену Прекрасную, Жар-птицу, гусли-самогуды, сатерть-самобранку, драчун-дубинку, шапку-неведимку и коня Златогрива,  отправился в обратный путь.

      12. Приехав домой, к царю, Иван- царевич пробудил всех от крепкого сна.

Народная сказка

Литературная сказка

“ Иван Царевич и серый волк “

В. А. Жуковский “Сказка об Иване Царевиче и сером волке”

Автор

Коллективный автор, народ

В. А Жуковский

Название

“ Иван — Царевич и Серый волк “

«Сказка об Иване- Царевиче и Сером волке”

Основа

Жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле.

За основу берётся народная сказка

Сюжет

Несколько сюжетных линий: истории сыновей Берендея, истории царей Афрона, Кусмана и Далмата, и ещё серого волка.

Сюжет повторяется, но добавляются новые персонажи

Образ героя

Ответственный, смелый, отважный.

Ответственный, смелый, отважный

Форма речи

Устная, близость к обычной разговорной речи.

Письменная, стихотворная.  Корни литературного языка Жуковского уходят в живую русскую речь.

Особенности композиции

1. зачин

Традиционный для фольклорной сказки “ Жил – был…”

“Давным – давно в некотором царстве…”

2. концовка

Иван Царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить – поживать да горя не знать.

“Но в его нашлись бумагах

Подробные записки обо всём,

Что на своём веку в лесу и свете

Заметил он, и мы из тех записок

Составили правдивый наш рассказ”

3. повторы

Трижды сыновья Берендея отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари.

Трижды сыновья Демьяна отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари.

Использование сказочных предметов и персонажей в сказке Жуковского В.А.

Персонаж/предмет

Сказка

Баба Яга

«Морозко»

Кощей Бессмертный

«Марья Моревна»

Леший

«Василиса Премудрая»

Скатерть —  самобранка

«Королевич и его дядька»

Шапка — невидимка

«Заколдованная королевна»

 Гусли-самогуды

«Гусли-самогуды»

Змей шестиголовый

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Драчун — дубинка

«Королевич и его дядька»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства. 

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Популярные сегодня темы

  • Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь

    Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

  • Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение

    В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

  • Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна

    «Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

  • Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей

    Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру

  • Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии

    Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

logo

  • особенности волшебной сказки Иван -царевич и серый волк

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      julianduffy528

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Тест по русскому языку

  • fizika
    Физика

    3 минуты назад

    Физика, помогите пожалуйста?

  • algebra
    Алгебра

    8 минут назад

    Помогите пожалуйста, с решением

  • algebra
    Алгебра

    8 минут назад

    Алгебра одночлен, любимая тема, помогите

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    Иновации синонимы есть кроме нововведения?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    28 минут назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    2 часа назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20458

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Цели.

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.

— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,

— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”)
Презентация — 1 слайд*

— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…

И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.

2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:

3 слайд


  • Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.

4 слайд


  • Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с
    которыми мы познакомились.

2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд


  • Верно ли, что понятия “признак” и
    “особенность” обозначают одно и то же?
    Обоснуйте своё мнение.

6 слайд


  • Можно ли считать, что особенности одной
    волшебной сказки обязательно повторятся в других
    волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной
сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома
в … охлаждает, морозит

Оживление…

Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок,
Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало,
Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий
корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.
Особенности волшебной
сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень.
Простой мужик.
Третий младший сын царский.
Повторы событий
(троекратные)
Полёт и встречи с волшебными
помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три
раза поклонился…

Три испытания…

Трубы затрубили три раза…

Испытания

Быть вежливым и уважительным к
старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ
мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания
царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю,
просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и
царство.
Жар-птица, конь златогривый,
жена Елена Прекрасная.


  • Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!

3.2. Социализация.


Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.

5. Итоги урока. Рефлексия.

5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:

А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”

Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).

В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.

Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.

5.2. Работа с фразой конструкт.

— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.

Напишите фразу-конструкт:

— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что

имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что

имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………….

имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………….

5.3. Самооценка.

— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений
** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…

6. Организованный конец урока.

— Спасибо за работу. 9 слайд

— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

— Урок закончен. До свидания.

Приложение 1 –  презентация к
уроку.

Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.

  • Иван царевич и серый волк составить план 3 класс литература к сказке
  • Иван крестьянский сын и чудо юдо мораль сказки
  • Иван царевич и серый волк сказка читать полностью оригинал с картинками
  • Иван крестьянский сын и чудо юдо краткий рассказ
  • Иван царевич и серый волк сказка читать без картинок