Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Какой вид сказки «Иван Царевич и серый волк»?
1 ответ:
0
0
В сказке «Иван Царевич и серый волк» встречается одна пословица «Утро вечера мудреннее».
Разделим и озаглавим три части сказки «Иван Царевич и серый волк».
Первая часть сказки кончается доходит до слов «Проснулся Иван, видит – коня нет»
назовем «Царский сад Берендея»
Вторая часть сказки доходит до слов «…взяли с собой Елену Прекрасную и уехали. «
назовем «Приключения Ивана Царевича».
Третью часть сказки назовем «Возвращение домой Ивана Царевича
Сказку «иван Царевич и серый волк» относят к волшебному виду сказок из-за наличия волшебных сил и предметов в сказке.
Сказка «Иван Царевич и серый волк» учит держать свое слово, быть благодарным, не подводить своего товарища, учит быть верным другом и жить по совести.
Читайте также
Для того, чтобы выделить в русской народной сказке- Иван-царевич и серый волк элементы доброты и жестокости, необходимо хотя ьы в сокращённой форме ознакомиться с содержанием сего проиведения. Поэтому, призыва всех учащихся прочитать эту сказку.
Итак, примеры доброты и жестокости.
- Жестокость серого волка, съевшего коня у Ивана и доброта Ивана, согласившегося, чтобы волк ему служил.
- Доброта волка,служившего Ивану и выручавшего его от всевозможных неприятностей и помогавшего ему.
- Доброта Ивана и Елены Прекрасной, которые полюбили друг друга.
- Жестокость братьев, которые убивают Ивана и доброта волка, оживившего Ивана живой и мёртвой водой.
В этой сказке главный герой, конечно, Иван Царевич, однако самым толковым оказался Серый волк.
Он наставлял Ивана на путь правильный, а когда тот не слушался волка, то попадал в самые трудные ситуации.
Главная мысль: слушайся более опытных и мудрых, тогда все будет хорошо.
Ну и кроме того, сказка учит отвечать добром на добро. Иван тоже сделал немало хорошего, поэтому ожил даже после того,
как старшие братья его убили.
Вообще интересно в сказке такой момент: злой, казалось бы, зверь, каким обычно считается волк, оказывается добрее людей, то есть двух старших братьев Ивана.
Так что можно считать верной еще одну мысль: судить надо не по внешности и статусу, а по реальным делам.
Краткое содержание сказки Шарля Перро «Смешные желания»:
- Бедный дровосек недоволен судьбой и однажды встречает в лесу Зевса, который обещает ему выполнить три его желания
- Дровосек рассказывает об этом жене, и та уговаривает дровосека повременить с желаниями до утра.
- Дровосек сел в кресло и сказал, что сейчас бы хорошо колбаску и тут же его желание исполнилось.
- Жена начала ругать дровосека за даром потраченное желание и дровосек в сердцах пожелал, чтобы колбаса повисла на носу жены.
- Колбаса тут же прилипает к носу жены дровосека и та становится очень страшной
- Дровосек переэживает, что не может пожелать стать королем, ведь тогда у него будет такая страшная королева.
- Дровосек последним желанием возвращает своей жене первоначальный вид.
Кикимора- русский персонаж женского пола. Часто её описывают как маленькую, сгорбленную, не красивую, неряшливую старушку одетую в лохмотья.О ней писал А.Н.Толстой в сказке » Кикимора».
Произведение «У Лукоморья дуб зелёный» написано А.С.Пушкиным, к поэме «Руслан и Людмила».
Так вот этот кот учёный, который ходил на лево, ни позировал и не песнь заводил, а сказку говорил.
Песнь заводил, только когда на право шел.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.
-
перечислите виды народных сказок.к какому виду относится. иван царевич и серый волк
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
baronmcconnell108
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык3 минуты назад
Тест по русскому языку
-
Физика3 минуты назад
Физика, помогите пожалуйста?
-
Алгебра7 минут назад
Помогите пожалуйста, с решением
-
Алгебра8 минут назад
Алгебра одночлен, любимая тема, помогите
-
Русский язык8 минут назад
Иновации синонимы есть кроме нововведения?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика28 минут назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра2 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20458
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Цели.
• Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
— работать с текстом сказки.
• Научить:
— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.
Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.
— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.
— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,
— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*
— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…
И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.
2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с
которыми мы познакомились.
2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
- Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной
волшебной сказки обязательно повторятся в других
волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” |
Признаки волшебной сказки |
||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… |
Волк в коня и Е.П. |
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, |
Серый волк |
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
Живая и мертвая вода. |
Особенности волшебной сказки |
||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. |
Третий младший сын царский. |
Повторы событий (троекратные) |
Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
Три ночи караулили сыновья.
Три Три испытания…
Трубы затрубили три раза… |
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания |
Не проспать, выполнить волю, просьбу отца. Выполнить наказ волка. |
Поединок | Есть | Нет |
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. |
Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
- Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………….
5.3. Самооценка.
— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…
6. Организованный конец урока.
— Спасибо за работу. 9 слайд
— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
— Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к
уроку.
Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.
«Ива́н-царе́вич и се́рый волк»[1] (Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке[2], Жар-птица[3]) — сюжет народной сказки у восточных славян. Относится к так называемым волшебным сказкам. В указателе сказочных сюжетов имеет № 550 «Царевич и серый волк» («Царевич, Жар-птица и Серый волк», «Жар-птица и серый волк»[4]): три брата едут за жар-птицей; младший с помощью волка добывает её; а также коня и царевну; братья отнимают у него добычу и убивают его; волк оживляет героя, обман раскрывается[5]. Один из самых известных типов русской народной волшебной сказки, всемирно распространённый сюжет[4]. В русском фольклоре известно около 30 вариантов этой сказки[6], в украинском — 19, в белорусском — 6 вариантов[7].
Старейшая письменно зафиксированная европейская сказка о жар-птице и сером волке восходит к латинскому сборнику монаха Иоганна Габиуса «Скала-Коэли» (лат. Scala Coeli), изданного в 1480 году. В русскую устную традицию сюжет попал через лубок[8].
В русских народных вариантах действует царь Выслав или просто Царь, в литературной сказке В. Жуковского — царь Демьян Данилович, а у А. Толстого — царь Берендей.
Основные действующие лица сюжета:
- Младший сын царя или молодец-стрелец, отправившийся на поиски таинственной Жар-птицы для царя;
- Серый волк — верный друг и помощник Ивана в его стремлении добыть Жар-птицу и оберегающий его от всех опасностей, стоящих на этом пути.
Существует вариант в литературной обработке А. Н. Толстого («Иван-царевич и Серый волк», 1940[9]). В основу сказки В. Жуковского («Сказка об Иван-царевиче и Сером волке», 1845) положен сюжет народной «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке».
Сюжет русской народной сказки
У старого царя по имени Выслав Андронович[10] было три сына-царевича: Дмитрий, Василий и Иван. У царского дворца располагался красивый сад, где стояло дерево с золотыми яблоками на ветках. Однажды царь заметил, что кто-то крадёт яблоки, и велел сыновьям подкараулить похитителя. Старшие царевичи заснули на часах и ничего не увидели. Иван же до полуночи не смыкал глаз и обнаружил, что яблоки ворует «Жар-птица». Попытавшись поймать похитительницу, царевич вырывает от неё лишь перо, которое светится в темноте, как факел.
Узнав о произошедшем и получив перо, царь даёт сыновьям задание: доставить ему живую «Жар-птицу». В награду же царь обещает подарить доставившему пол-царства. Царевичи отправляются на поиски, и разделяются на перепутье. Иван-царевич выбирает дорогу, на которой странник, как гласит указательный камень, «сам жив останется, а коня потеряет». Предсказание быстро сбывается: на следующее после привала утро Иван обнаруживает лишь обглоданные кости своей лошади.
После долгих скитаний по лесу Иван-царевич встречает говорящего серого Волка, который, узнав о горе юноши, признаётся, что это он съел коня и предлагает Ивану себя в качестве скакуна и помощника в поисках «Жар-птицы». Волк и Иван пускаются в далёкое странствие, по ходу которого выясняется, что найти похитительницу золотых яблок становится всё более трудно и опасно. Тем не менее, благодаря серому Волку Иван-царевич всё же сумел добыть «Жар-птицу» и выкрасть Елену Прекрасную. Однако, коварные братья Ивана стремятся отнять у него добычу, но Волк спасает царевича, ввиду чего тот живым возвращается домой и женится на Елене Прекрасной.
Отличия в литературных сказках
Сказка В. Жуковского
В отличие от русской народной сказки, где царь позвал своих трёх сыновей и отправил на поиски жар-птицы, в сказке В. Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом:
Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…
В свое повествование В. А. Жуковский включает героев из других сказок:
- Кощей Бессмертный, смерть которого находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. Это яйцо со дна моря достает щука. Аналогия со сказкой «Царевна-лягушка».
- Баба-яга, которая должна была накормить-напоить героя и спать уложить, а потом помочь. Аналогичное описание встречается в сказках «Морозко», «Марья Моревна» и других.
- Леший, аналогичный описанию в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».
- Богатырский конь, аналогичный описанию в сказке «Василиса Премудрая».
- Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды. Описание скатерти-самобранки встречается в сказках «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».
- Змей Горыныч с шестью головами встречается в сказке «Иван — крестьянский сын».
Творческий опыт Жуковского, соединявшего несколько сказок в одну, нашёл продолжение у ряда других писателей.
См. также
- Жар-птица и Василиса-царевна
Примечания
- ↑ Русские народные сказки. В обработке А. Н. Толстого. — М.; Л.: Детгиз, 1948
- ↑ Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — Лит. памятники. — М.: Наука, 1984—1985
- ↑ Жар-птица // Худяков, И. А. Вып. 1 // Великорусские сказки. — М.: Издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1860. — С. 1—7
- ↑ 1 2 Будур, 2005, с. 151.
- ↑ Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка Архивная копия от 30 апреля 2019 на Wayback Machine — Л.: Наука, 1979 — С. 154—155
- ↑ Комментарий к «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о Сером Волке» // Афанасьев А. Н. Народные русские сказки — М.: ОЛМА Медиа Групп — 304 с.
- ↑ Шахматов А. А. Фольклорное наследие А. А. Шахматова. РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) — СПб.: Изд-во РХГА, 2005. — 799 с. — С. 676—677
- ↑ Литературная энциклопедия терминов и понятий. Институт научной информации по общественным наукам (Российская академия наук) — М.: Интелвак, 2001 — С. 994
- ↑ Самоделова Е. А. Начальная история создания «Русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого» (1937—1938 — по архивным источникам) Архивная копия от 29 марта 2019 на Wayback Machine // Журнал «Вестник Вятского государственного университета», 2011
- ↑ Дедушкины прогулки, содержащие в себе 10 русских сказок. СПб., 1819. Первое изд. — СПб., 1786., № 3, с. 3—27.
Литература
- Жуковский В. А. Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке — М.: Проспект, 2013 — 31 с.
- Будур Н. В. Жар-птица и серый волк // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 151. — ISBN 5-224-04818-4.
Ссылки
- 550=К417. Царевич и серый волк // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
- Иван-царевич и Серый волк
- Иван-царевич и Серый волк
- Иван-царевич и Серый волк
- Иван-царевич и Серый волк (русская народная сказка) (в обработке А. Н. Толстого)
- Иван-царевич и Серый волк (художественное озвучивание всей сказки)
Эта страница в последний раз была отредактирована 8 ноября 2022 в 07:41.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.