Иван царевич и серый волк народная сказка урок

                Краткое описание

Описание ресурса:

Разработка урока литературного чтения

Название программы, УМК:

УМК «Школа России»

Тема урока:

Русские народные сказки. «Иван-Царевич и Серый Волк».

Класс:

3

Учитель:

Тешабаева Розалия Рифовна

Район

Менделеевский

Город (село):

Менделеевск

Образовательное учреждение:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Дидактическая цель урока:

Способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления):

представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

уметь формулировать цель урока, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);

уметь ориентироваться в своей системе знаний находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные (личностные УУД)

проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Образовательная цель:

продолжить знакомство с русскими народными сказками;

Развивающая цель:

представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

Воспитательная цель:

Воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах

Средства обучения:

компьютер, проектор, секундомер, мультимедийная презентация, на каждом столе: МЭНЭДЖ МЭТ, оценочные листы, учебники литературного чтения для 3 класса, маленькие листочки с тестом.

Технологическая карта урока

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

 2 минуты

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Обратите внимание на МЭНЭДЖ МЭТ. Поприветствуйте своих партнеров по плечу, по лицу. Поприветствуйте друг друга партнеры А, партнеры Б. У каждого будет лист самооценивания, который мы будем заполнять в течении урока. Будьте внимательны.

 Создание психологического микроклимата, настрой на работу на уроке.

 МЭНЭДЖ МЭТ.

 8 минут

2.Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

-Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

» В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка- ежка у окна…
Догадайтесь, кто она? »

(Сказка)

— Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

Прочитайте слова на слайде:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

— Как вы их понимаете?

Проведем структуру ТАЙМД РАУНД РОБИН. Проговорите ответ на данный вопрос по кругу. Время каждому 30 секунд. Начинает партнер 3.

-Кто хочет поделиться своим мнением?

-Спасибо за ответы. Оцените себя в листах самооценки.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят» (Волк – учитель записывает на доске).

«У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…» (Иван – учитель записывает на доске).

— Посмотрите на эти слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке?

(Мы будем читать о них сказку.)

— Посмотрите на иллюстрацию на экране. (Показать репродукцию картины » Иван царевич на сером волке»).

— Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

— А вы встречали на уроках изобразительного искусства репродукции этого художника? (Да, он рисует к сказкам.)

— Прочитайте название сказки. Кто её автор? («Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.)

Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку. Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Структура ТАЙМД РАУНД РОБИН позволяет эффективно взаимодействовать учащимся в группе.

Воспроизведение учащимися знаний, необходимых для открытия нового знания

 Компьютер, проектор, презентация, листы самооценки.

 25 минут

3.Изучение нового материала

1. Знакомство со сказкой, чтение вслух.

— Ребята, откройте учебник на стр. 28. Я начну читать сказку, а вы по цепочке продолжите. Читайте и следите за чтением товарищей внимательно, после я задам вам вопросы как вы поняли прочитанное. За каждый правильный ответ, вы получите лепесток знаний.

Дети читают до слов «… а Иван-царевич в третью сторону».

Словарная робота по ходу чтения.

— Все ли слова вам понятны?

— Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.

Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

— Слово похитник от слова похищать, воровать.

Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.

Задолит – одолеет.

Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

2. Работа по содержанию сказки.

— С чего начинается сказка? Поднимите руку, кто знает ответ.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

— Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)

— Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?

(Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)

— Какой вы представляете себе Жар-птицу?

— Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.)

— Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)

3. Чтение сказки. Работа в группе.

— Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям в команде. Распределите роли. (Иван-царевич, Серый Волк, автор, цари) Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой». Оцените свою работу в листах самооценки.

— Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?

— Как вез Волк Ивана-царевича?

— Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?

5. -Дочитываем сказку до конца самостоятельно.

6. Работа по содержанию сказки.

— Понравилась вам сказка?

— Ребята, что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (злого)

— А в этой сказке, почему волк помогает Ивану-царевичу? Почему вы решили, что он добрый? Оплачивает долг (съел лошадь)

— «Долг платежом красен». А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, тому, кто раньше вам помог.

Ответы учащихся.

— И в сказке Иван нуждался в помощи. Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора?

Помощь ближнему.

Оцените свою работу на данном этапе в листах самооценки.

 Знакомство с новой сказкой

Эффективное взаимодействие при чтении по ролям в команде, не забывая о правилах работы в группе.

 Учебник, листы самооценки.

7 минут

4.Проверка усвоения материала.

Выполнение теста. Индивидуальная работа.

-Возьмите листочки на парте и выполните тест.

1.Определи жанр сказки «Иван-царевич и Серый волк»:

А) волшебная В) о животных С) бытовая

2. Какое число часто встречается в этой сказке?

  А) 2          В) 3           С) 7

3.Как звали царя, у которого был сад с золотыми яблоками:

А) Афрон В) Берендей С) Далмат

4.Кто воровал золотые яблоки в царском саду?

А) Серый волк В) конь златогривый С) Жар-птица

5.Кому принадлежала Жар-птица?

А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону

6.Чья дочь Елена Прекрасная?

А) царя Далмата В) царя Афрона С) царя Кусмана

7. Кому принадлежал конь златогривый?

А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону

8. Кто помог Ивану-царевичу преодолеть все трудности?

А) Елена Прекрасная В) Серый волк С) братья

9.Объясни значение выражения: Серый волк синие леса мимо глаз пропускает, озёра  хвостом заметает.

А) поскакал очень быстро

В) поскакал, ничего не замечая

С) поскакал, разрушая всё на своём пути

10. Кто является отрицательными персонажами сказки?

А) Иван-царевич        В) братья Ивана       С) Серый волк

-Обменяйтесь тестами со своим партнером по лицу и проверьте работу по эталону.        Взаимопроверка.

Код правильного ответа: 1А, 2В, 3В, 4С, 5С, 6С, 7В, 8В, 9А, 10В

Критерии оценивания:

 9-10 баллов – «5»               7-8 баллов – «4»               5-6 баллов — «3»

Оцените свою работу в листах самооценки.

Домашнее задание: перечитать сказку, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Зафиксировать полученное знание.

Тесты, листы самооценки.

 3 минуты

Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, понравился вам урок? Что было самым интересным? Что было сложно? Как вы оцениваете себя?  Каков ваш общий итог на уроке? Заполните до конца лист самооценки.

«Сигналы светофора»: Зеленый –на «5» Желтый –на «4» Красный – на «3»

-Спасибо за урок! На парковку прикрепите свои листы самооценивания.

Рефлексия дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.

 Листы самооценки

Глоссарий:

МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу) для организации эффективного учебного процесса в командах.

ТАЙМД РАУНД РОБИН – обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного количества времени.

Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения

Что делаем на уроке

Отметка о выполнении:

«!»  — всё верно,

«+» — есть ошибки,

« –» — не справились.

  1. Работа с пословицей.
  1. Чтение сказки и понимание содержания.
  1. Чтение по ролям.
  1. Тест.

Критерии оценивания:

9-10 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов — «3»

  1. Общий итог по уроку.

Использованная литература: 

  1. Тест разработан на сайте: https://infourok.ru/urok-chteniya-na-temu-ivancarevich-i-seriy-volk-540735.html
  2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Источник: Методическое пособие для учителя

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Тема урока : Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Цели урока:

Образовательная: продолжить знакомство с русскими народными сказками;

Развивающая: представление о выразительных возможностях слова

и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

-наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

-развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

Воспитательная: воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: — презентация с иллюстрациями к произведению;

— слова на карточках: Иван-Царевич, Серый волк

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

А) Вот и прозвенел звонок

Нам пора начать урок.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь, прошу, садитесь.

Б) Речевая разминка

— Прочитайте загадку про себя.

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают.(Сказка)

— Прочитайте шёпотом.

— С вопросительной интонацией.

— А теперь, соблюдая знаки препинания.

— О чём говорится в этой загадке?

— Почему я подготовила именно загадку о сказках? ( Начали изучать раздел «Волшебные сказки»)

II. Сообщение темы и цели.

А) Самоопределение к деятельности

( чтение стихотворения на фоне музыки «В гостях у сказки»)

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко

Как уютный милый дом.

— Почему я выбрала для сегодняшнего урока это стихотворение?

— Зачем человеку нужна сказка? ( Чтобы уложить спать ребёнка; помогает верить в чудеса; сказка нас чему-то учит)

— Какая у вас любимая сказка? (Ответы детей)

— Вы назвали много сказок.

— На какие группы мы делим сказки по содержанию? (Бытовые, волшебные, про животных)

— А по написанию? ( авторские и народные)

— Как называют по-другому авторские сказки? (Литературные)

Б) Постановка учебной задачи

— Отгадайте по иллюстрации сказку и её автора.

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? ( Ш.Перро).

2.»Три поросёнка»… (Сергей Михалков).

3.»Волк и семеро козлят» (Братья Гримм)

4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка)

— Что обего между этими сказками? ( Главный герой-ВОЛК)

— Составьте кластер с этим словом.

  • Напиши в овалах какой по- твоему этот герой сказок?

— Прочитайте, какой волк? (Злой, зубастый, хитрый, добрый и т.д.)

— Отгадайте сказку, её автора и следующего героя.

1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка)

2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка)

3.»Сивка- Бурка» (Русская народная сказка)

— Что общего между этими сказками? (Главный герой -ИВАН)

— Прочитайте, какой Иван в сказках? ( Смелый, храбрый, непослушный, отважный и т.д.)

— Прочитайте, что написано на этих дух карточках. Что вам напоминает сочетание этих слов? ( Название сказки «Иван-царевич и Серый волк)

— Откройте страницу 50 учебника и прочитайте заглавие.

— Кто автор? (Народ)

— Определите тему урока. (РНС «Иван-царевич и Серый волк»)

— Какие задачи мы должны поставить перед собой?

III. Открытие новых знаний.

А) Работа с репродукцией

— Сегодня я листала книгу со сказками и увидела репродукцию великого русского художника. Может кто-нибудь знает, как она называется? («Иван-царевич на сером волке»)

— Кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов)

Б) О художнике

— Виктор Михайлович так писал о своём детстве: «Вырос я в деревне. Там всего домов десять и стояло. Нас братьев было шестеро и на всех одни валенки и полушубок. Летом то хорошо. Весь день на улице, да в лесу босиком бегаем, в одних портках. А зимой всё больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, а ночи долгие, да тёмные. И зиме, кажется, конца и края нет. Электричества то не было. Зажгут лучину, палочка такая деревянная. Она горит, потрескивает. Огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени, так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла выскачет не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они, как живые.

А потом забывалось всё это, когда в Петербург поехал учиться. Учиться сильно хотел. Только в Петербурге была академия, где на художников учили. И остался яя там один одинёшинек. Голодал, бедствовал. Никто не мог мне тогда помочь. Я и учился, и работал…»

-Кто изображён на картине?

— Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

— Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)

В) Словарная работа

— Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.

-1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.

ПОХИТНИК-воришка

КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.

ЗАДОЛИТ-одолеет.

НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз

НАУТЁК – очень быстро, бегом.

ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.

Г) Первичное восприятие текста «Иван -царевич и Серый волк»

— Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)

1 часть. Зачин. (читает учитель).

— Как звали отца братьев?

— Что необычного росло в саду царя Берендея?

— Что стало происходить с яблоней?

— Как решили помочь сыновья отцу?

— Кому удалось выявить похитника?

— Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

— О чём пригорюнился отец-батюшка?

2 часть. Основная. ( читают дети по смысловым частям)

— Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?

— Почему Серый волк стал помогать главному герою?

— что необычного было в Сером волке?

3 часть. Концовка. ( дети читают самостоятельно)

— Что вы можете сказать о поступке братьев?

— Кто помог оживить волку Ивана-царевича?

— Какими словами заканчивается сказка?

— Как называется этот приём в сказке?

V. Работа по содержанию сказки

А) Составление плана. (Работа в группах по 4 человека)

— Мы определили, что сказка состоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.

— Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.

— На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.

1. Похищение яблок.

2.Испытания Ивана- Царевича.

3. Справедливость.

Б) Восстанови события. (Работа в парах)

— События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.

— Вспомните правила работы в парах.

В) Вставь пропущенные слова (Самостоятельная работа)

— На столах лежат карточки. Читаем задание и выполняем.

VI. Итог урока

— Наш урок подходит к концу. Говорят : «- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

— Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т.д.)

VII. Рефлексия.

— Когда мы начинали работать над содержанием сказки, какое у вас было настроение? Раскрасьте кружок нужным цветом.

— А какое сейчас у вас настроение? Раскрасьте кружок.

У кого настроение изменилось? Почему?

VIII.Домашнее задание:

— Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

IX.Список литературы

« Поурочные разработки по литературному чтению», 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Учебник «Литературное чтение», 3 класс, УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

7

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта
урока литературного чтения
в начальной школе:

«Иван-царевич и Серый волк»

Студентка:
Ш-41 группы
Ганжа Юлии
Преподаватель:
Голоскок Г.Н.

Ейск, 2017-2018 гг.

Технологическая карта урока литературного чтения в начальной школе

Предмет: литературное чтение

УМК: «Школа России»

Класс: 3

Тема занятия: народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Тип занятия: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: развивать умение анализировать текст, понимать поступки

героев
Образовательная задача: продолжить знакомство с русскими народными сказками;
Развивающая задача: развивать навыки осмысленного, выразительного чтения
Воспитательная задача: воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку

Формирование УУД:

Личностные действия: постановка учебной задачи (определение темы и цели урока)

Регулятивные действия: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные действия: строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные действия: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Оборудование: презентация с иллюстрациями к произведению; мф «Иван- царевич и Серый волк» ; слова на карточках: караулы, позарился, наутёк;

Ход занятия

Содержание

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Здравствуйте, ребята! Сейчас урок литературного чтения. Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А так же на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, оценивают своё настроение

Личностные:

организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

-Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

— На уроке мы познакомимся с замечательной сказкой «Иван-царевич и Серый волк». В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три поросёнка»… ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3.»Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

— Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему?

— Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3.»Сивка- Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

— Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

Формулируют тему и задачу урока

Анализируют свою деятельность.

Отвечают на вопросы. Разгадывают загадку, узнавая тему урока.

Вспоминают сказки, и авторов этих сказок. Дают характеристики героям.

Регулятивные:

целеполагание

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся

Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Но вернемся к нашей сказке» Иван-царевич и Серый волк». Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)

-Её написал замечательный русский художник В.Васнецов.

-Кто изображён на картине?

— Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

— Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк    помогает Ивану царевичу)

— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)

Рассматривают иллюстрацию, впоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка.

Отвечая на вопросы учителя, описывают  иллюстрацию к сказке.

Вспоминают и озвучивают пословицы о хорошем отношении.

Регулятивные:

Планирование:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Построение проекта выхода из затруднения

А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Иван-царевич и Серый волк». Постарайтесь во время просмотра не шуметь, чтобы не мешать своему соседу.

Смотрят мультфильм «Иван-царевич и Серый волк».

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Понравилась вам сказка?

-Изменилось ли ваше отношение к героям?

— Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет  из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Вы просмотрели М/Ф, познакомились со сказкой. На какие 3 части можно разделить текст?

1. Похищение яблок.

2.Испытания Ивана- Царевича.

3. Справедливость.

-Ребята, прочитайте 1 часть сказки, на странице 28 (чтение вслух до слов «…Это батюшка, Жар-птица»)

Побуждает к высказыванию своего мнения

Делят сказку на 3 смысловые части.

Читают 1 часть сказки «по цепочке»

Включение в систему знаний и повторение

— Все ли слова вам понятны?

— Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.

— Слово похитник от слова похищать, воровать.

— Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

— Какой вы представляете себе Жар-птицу?

— Продолжаем читать сказку, 2 часть (до слов …не навек прощайся со мной, я тебе ещё пригожусь..)

— Зачем царь Берендей отправил сыновей за Жар- птицей?

— Почему Серый Волк стал помогать Ивану — царевичу?

— Как понимаете слова»… Серый волк поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает…?

Смотрят значение слова «похитник»

Читают 2 часть сказки «по цепочке»

Отвечают на вопросы по содержанию

Побуждать к высказыванию своего мнения

Вторичное чтение

Знакомство со значение нового слова.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

-Чему научила вас эта сказка?

-Дочитать сказку до конца, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Рассуждают, отвечают на вопрос учителя.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

 Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Регулятивные:

Коррекция: умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность.

Цели:

– развивать умение работать с текстом;

— находить нужный отрывок в тексте по вопросу;

— давать характеристику героям;

— развивать навыки выразительного чтения;

— формировать навыки иллюстрирования с помощью
компьютера;

— формировать навыки работы в парах (личностные
результаты);

— метапредметные;

— предметные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знания, речевая разминка,
определение темы и целей урока.

1) Послушайте загадки, отгадайте:

1. Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … (“По щучьему велению”)

2. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки… (“Маша и медведь”)

3. Укатимся он из дома
По дороге незнакомой …
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, несмышлённый
И румяный … (Колобок)

— Что общего у этих сказок?

— Что значит народные?

2) Индивидуальные карточки.

— Отгадайте ещё одну загадку:

(О сказочном персонаже).

Её перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет … (Жар-птица).

— Чтение про себя, вслух (ученик).

— Чтение хором.

— Вопросительная интонация (ученик).

— Восклицательная интонация (ученик).

3) В каких сказках есть жар-птица?

— Назовите тему и цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

— Вспомним прочитанную часть сказки.

— Сколько было сыновей у царя Берендея?

— Почему братья решили караулить сад?

— Кто же воровал яблоки?

— Какое несчастье случилось в пути с
Иваном-царевичем?

— Кто стал помогать Ивану?

— Прочитайте отрывок, в котором говорится, как
скакал волк.

— Как вы это понимаете?

— Какие поручения выполнял Иван? Расскажите.

IV. Работа по теме урока.

1. Продолжим читать сказку. С. 34-38. (Чтение
учениками по отрывкам)

— Словарная работа:

а) наутёк (бегом);

б) настигает (догоняет);

в) пополдневать (пообедать).

2) Ответы на вопросы:

— Как у Ивана-царевича оказалась Елена
Прекрасная?

— Как волк помог Ивану сохранить Елену,
жар-птицу? Прочитайте.

— Что задумали братья? (Убить Ивана)

— Как волк помог Ивану? (Оживил)

— Хорошо или плохо заканчивается сказка?
(Хорошо)

— Но ведь волк растерзал братьев? (Зло наказано)

— Какой это вид сказки? (Волшебная).

— Почему?

3) Физминутка.

“Ветер” .

4) Охарактеризуйте Ивана-царевича.

— Докажите (на доске карточки).

Добрый, решительный, глупый, смелый,
трудолюбивый, глупый, хитрый, мужественный.

5) С. 29, 35.

— Рассмотрите иллюстрации к сказке известных
художников.

6) Работа на макбуке.

— Нарисуйте свою иллюстрацию и подпишите: кто
нарисован.

V. Итог урока. Рефлексия.

— С какой сказкой познакомились?

— Пословица:

“Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым
молодцам урок”.

— Чему учит эта сказка?

— Как вы сегодня работали?

VI. Домашнее задание: с. 34–39. Чтение и ответы на
вопросы.

Разработка урока для начальных классов «Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»»

Урок познакомит учащихся с русской народной сказкой и новым видом сказок (волшебной); научит делить текст на части.

Описание разработки

Цели:

познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшеб­ной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять по­следовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Прочитайте жужжащим способом.

Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске.)

3. Проверка домашнего задания.

Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка!/ Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала, /Желты пески на груди легли.)

Домашнее задание мы проверим таким образом. Расска­жите, как вы разделили текст на части. Как вы озаглавили каждую из них?

(Дети называют пункты плана, объясняя, какая часть отно­сится к каждому из них.)

А сейчас по полученному плану расскажите сказку.

Разработка урока для начальных классов Русская народная сказка Иван-царевич и Серый Волк

4. Введение в тему.

Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и по­говорками.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. (Волк.)

(Учитель записывает отгадку на доске.)

У кого ты ни спроси —

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его… (Иван).

(Учитель записывает и эту отгадку.)

Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)

Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)

Кто ее автор? (Унее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой. Прежде чем перейти к чтению, отдохнем.

5. Физкультминутка.

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец —

«Хлопай-топай»,

Когда делать нечего…

Кем бы ни был ты — отличник Иль совсем наоборот,

Разучи ты этот танец И танцуй его весь год!

6. Работа по теме урока.

Знакомство со сказкой

(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)

Словарная работа по ходу чтения

Караулы — воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Похйтник — похититель.

Позарился — зариться — смотреть на кого-, что-либо с зави­стью, желать получить для себя.

Задблит — одолеет.

Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо).

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Тема: Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшеб­ной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять по­следовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

  • Прочитайте жужжащим способом.

  • Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

  • Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске.)

  1. Проверка домашнего задания

  • Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка!/ Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала, /Желты пески на груди легли.)

  • Домашнее задание мы проверим таким образом. Расска­жите, как вы разделили текст на части. Как вы озаглавили каждую из них?

(Дети называют пункты плана, объясняя, какая часть отно­сится к каждому из них.)

  • А сейчас по полученному плану расскажите сказку.

  1. Введение в тему

  • Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и по­говорками.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. (Волк.)

(Учитель записывает отгадку на доске.)

У кого ты ни спроси —

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его… (Иван).

(Учитель записывает и эту отгадку.)

  • Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)

  • Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)

  • Кто ее автор? (Унее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой. Прежде

чем перейти к чтению, отдохнем.

  1. Физкультминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец —

«Хлопай-топай»,

Когда делать нечего…

Кем бы ни был ты — отличник Иль совсем наоборот,

Разучи ты этот танец И танцуй его весь год!

  1. Работа по теме урока

  1. Знакомство со сказкой

(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)

  1. Словарная работа по ходу чтения

Караулы — воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Похйтник — похититель.

Позарился — зариться — смотреть на кого-, что-либо с зави­стью, желать получить для себя.

Задблит — одолеет.

Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо).

  1. Первичная проверка понимания

  • Каковы ваши впечатления от прочитанного?

  • Что вы испытывали, когда читали сказку вместе со мной и товарищами?

  1. Работа над первой частью сказки

  • С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)

  • Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)

  • Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)

  • Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица.)

  • Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, отно-

сились к нему с уважением. Они утешали его, когда он зато­сковал из-за вора в саду.)

  • Как они повели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (iОни поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)

  • Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый от­ветственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)

5. Работа над второй частью сказки

  • Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем?

(Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)

  • Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)

  • Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)

  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока

  • С какой сказкой вы познакомились?

  • Чему учились на уроке?

Домашнее задание

Перечитать сказку, приготовиться читать ее выразительно. Нарисовать иллюстрации.



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Разработка урока для начальных классов «Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»» (47.5 КB)

Похожие файлы

  • Презентация к уроку ОРКСЭ по курсу «Основы православной культуры» на тему «Что говорит о Боге православная культура

  • Презентация к уроку

  • Урок математики «Письменные приёмы деления»

  • Классный час «Ты и твои друзья»

  • Классный час электробезопасность

  • Иван царевич и серый волк какой вид сказки
  • Иван царевич и серый волк какая это сказка волшебная бытовая или о животных
  • Иван царевич и серый волк как пишется правильно
  • Иван царевич и серый волк как начинается сказка запишите что сообщается о героях подчеркните
  • Иван царевич и серый волк елена прекрасная сочинение